11 класс - класс, когда подводятся итоги знаний каждого ученика. По литературе эту проверку сделать сложнее, т. к. слишком большой спектр знаний нужно увидеть: умение читать текст, понимать его, анализировать, находить детали, слышать автора, разбираться в концепции его взглядов, чувствований...Текст работы.
Контрольная работа № 3
Цель:
проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям по
литературе;
проследить за выполнением учебной программы курса литературы.
Содержание контрольной работы предусматривает
умение соединять две эпохи и находить точки их соприкосновения в
художественной литературе;
определение темы произведения , способность видеть её развитие в другом тексте
другого автора;
навыки ключевыми фразами одного автора доказывать мысль другого
произведения другого автора;
сопоставление размера и рифмы стихов одной темы, но разных авторов;
проведение характеристики стихотворной строки;
составление выводов по языковым средствам разных произведений разных
авторов;
обогащение словаря учащихся лингвистическими терминами.
I. Терминологический диктант
Несюжетные элементы, проблема, публицистика, синкретизм, сленг, стилизация,
триллер, условность художественная первичная, финал, фрагмент, художественность.
II. Сопоставительный анализ.
А. С. Пушкин
Узник
Сижу за решёткой в темнице сырой
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном.
Клюёт и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовёт меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер…да я!..»
1822 г.
К. Д. Бальмонт
Узник
В соседнем домеТакой же узник,
Как я , утративший
Родимый край,
Крылатый, в клетке,
Сердитый, громкий,
Весь изумрудный
Попугай.
Он был далёко,
В просторном царстве
Лесов тропических,
Среди лиан,
Любил, качался,
Летал, резвился,
Зелёный житель
Зелёных стран.
Он был уловлен,
Свершил дорогу
От мест сияющих
К чужой стране.
В Париже дымном
Свой клюв острит он
В железной клетке
На окне.
И о себе ли,
И обо мне ли
Он в размышлении,
Зелёный знак.
Но только резко
От дома к дому
Доходит возглас:
«Дурак! Дурак!»
1920 г Париж
Охарактеризуйте эпохи А. Пушкина и К. Бальмонта.
Определите тему двух стихотворений. Докажите, что К. Бальмонт продолжает,
развивает, не повторяя, тему А. Пушкина.
Какое воплощение последние 3 строчки из стихотворения А. Пушкина:
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер…да я!..»
нашли в произведении К. Бальмонта?
Сравните размер и строфу этих произведений. Почему они разные?
Что можно сказать о рифме «Узника» А. Пушкина и «Узника» К. Бальмонта? В чём
её особенность во втором стихотворении? Охарактеризуйте изобразительно – выразительную картину произведений. Где она
богаче и почему?