Данная контрольная работа проводится в начале года, с целью проверить знания учащихся за прошлый учебный год. Контрольная включает в себя притчу, две части задания и критерии оценивания. Обе части работы связаны с притчей. В работе 8 заданий. В первой части необходимо выбрать ответ, а во второй вписать правильный ответ.
Диагностическая (стартовая) контрольная работа по русскому языку
в 2015 – 2016 учебном году в 8 классе.
_________________________________________________________
Младший принц (притча)
(1)Было у короля три сына. (2)Старший был храбрым воином и умело владел любым
оружием. (3)Он мечтал стать полководцем, и король поставил его во главе своего войска.
(4)Средний сын хотел прославить королевский род строительством храмов и замков.
(5)Отец соглашался с ним и выдавал деньги на строительство. (б)Толь ко младший сын
расстраивал короля. (7)Он не воевал, не строил, а целыми днями читал книги. (8)Младший
сын короля изучал историю, языки, обычаи разных народов, хотя и не находил у родных
понимания.
(9)— Сын, зачем ты изучаешь нравы и языки чужих народов? (Ю)Ты должен любить свою
родину, — часто упрекал принца король.
(11)
(12)
Сын
Вдруг
молча выслушивал отца, но продолжал свои занятия.
нежданнонегаданно пришла беда. (13)Соседи короля объединились и
объявили войну. (14)Королевское войско терпело поражение за поражением. (15)Наконец
настал день последней битвы. (16)В многочисленных храмах все, кто не мог сражаться,
молили Бога о спасении.
(17) 3а
(18) — Зачем ты приехал сюда, книжник? (19)Уезжай немедленно! (20)3автра будет
день до битвы в шатёр полководца вошёл младший сын короля.
битва! — вскричал молодой полководец.
(21) — Да, сын, тебе здесь не место, — поддержал король, который тоже готовился
победить или погибнуть в последнем сражении.
(22)Младший сын короля достал бумагу и спокойно сказал:
(23) — Я три дня провёл во вражеском лагере. (24)3десь нарисовано расположение
орудий врага, теперь известны все их планы. (25)3автра на рассвете основные силы
противника обойдут наше войско по узкому оврагу и ударят нам в тыл.
(26) После рассказа младшего сына король приказал готовиться к битве. (27)Сражение
было жестоким, но враги всюду натыкались на ловушки и были разбиты.
(28)— Сын, ты оказался героем. (29)Как ты смог прятаться среди врагов целых три
дня? — воскликнул король, обнимая младшего сына после победы.
(30)
Я не прятался, а свободно ходил везде, ведь я знал языки, обычаи этих
людей, и они принимали меня за своего, — ответил принц.
(31) — Разве тебе не было страшно? — удивился его брат. (32)— Любовь к родине
превыше страха смерти, — спокойно отметил младший сын.
Задания А1 – А3 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, из
четырех предложенных вам вариантов выберите один верный.
А1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа
на вопрос «Почему король и старшие сыновья не понимали младшего принца»?
1)
2)
3)
4)
(6) Только младший сын расстраивал короля.
(8) Младший сын короля изучал историю, языки, обычаи разных народов, хотя и не
находил у родных понимания.
(10) Ты должен любить свою родину, — часто упрекал принца король.
(11) Сын молча выслушивал отца, но продолжал свои занятия.
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово терпело (предложение 14).
1) безропотно и стойко переносило чтонибудь (страдание, боль, неудобства)
2) мирилось с наличием, существованием кого или чегонибудь3) испытывало чтонибудь (неприятное, тяжёлое)
4) не требовало срочного исполнения, немедленного решения
А3. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении
2 «Старший был храбрым воином и умело владел любым оружием».
звукопись
4)
эпитет
1)
2) анафора
3) литота
5)
6)
7) Задания В1 – В6 выполните на основе прочитанного текста.
Ответы к заданиям этой части записывайте словами или
цифрами.
8) В.1 Замените относящееся к высокому стилю слово битва из
предложения 15 стилистически нейтральным синонимом
(словом или словосочетанием). Напишите этот синоним.
9)
В4. Из предложений 1824 выпишите слово(а), в котором(ых) написание одной или
В2. Из предложения 16 выпишите слово(а) с непроверяемой гласной в корне.
В3. Из предложений 11—16 выпишите слово, в котором правописание приставки
10)
11)
12)
зависит от её значения.
13)
14)
двух букв Н подчиняется правилу «В кратких причастиях всегда пишется одна буква
Н».
15)
16)
17)
18)
В5. Выпишите грамматическую основу предложения 28.
19)
20) Оценивание. За каждое задание 1 балл : «5» 8 , «4» 67, «3» 5,
«2» 0 – 4
21)
22)
23)
24) Учитель________________________________________
25) Ассистент__________________________________26)