Контрольная работа по биологии 11 класс "Эволюционное учение. Механизмы эволюционного процесса"
Оценка 4.6

Контрольная работа по биологии 11 класс "Эволюционное учение. Механизмы эволюционного процесса"

Оценка 4.6
Контроль знаний
doc
биология
11 кл
17.12.2017
Контрольная работа по биологии 11 класс "Эволюционное учение. Механизмы эволюционного процесса"
Планируемый результат: соответствие знаний обучающихся государственному образовательному стандарту. Разноуровневость заложена в системе оценивания. Задания данной контрольной работы расположены по схеме обычной КР, предусматривающей сначала осведомленность, затем анализ, сравнение, обобщение и творчество, что позволяет выявить все составляющие обученности. Время выполнения контрольной работы - 1 урок (40 минут).Контрольная работа по биологии 11 класс "Эволюционное учение. Механизмы эволюционного процесса"
контрольная.doc
Пояснительная записка  к контрольной работе по теме  «Эволюционное учение. Механизмы эволюционного процесса» 11 класс Цель работы:  1. Проверить   уровень   сформированности   классических   знаний   учения   Ч.Дарвина   о формах эволюции – дивергенции и конвергенции, о движущих силах эволюции – наследственной изменчивости, борьбе за существование и естественном отборе, о результате эволюционного  процесса  – многообразии  видов  живых  организмов на планете; степень усвоения учащимися положений СТЭ. 2. Уровень теоретической подготовки школьников для понимания научной картины мира, законов природы. 3. Проверить умение применять теоретические знания в конкретных ситуациях. Задания данной контрольной работы построены по обычной схеме: Задания с выбором одного правильного ответа базового и повышенного уровней, выбор   правильного   утверждения   (повышенный   уровень),   дополнение   таблицы (повышенный уровень) и со свободным развернутым ответом высокого уровня. Задания расположены с учетом нарастания их сложности. Контрольная работа составлена в 3­х вариантах. Оценивание заданий 1 и 2 производится, как обычно, по количеству правильных ответов (правильный ответ – 1 балл); задание 4 – по рейтинговой системе оценивания. Задание №3 оценивается 2­мя баллами при правильном ответе, 1 балл ставится, если учащийся допустил ошибку в одной позиции и 0б. – при 2­х и более ошибках. Каждый вопрос задания №4 предполагает формулировку открытого развернутого ответа. Вопрос №1 содержит 2 элемента ответа и оценивания 2­мя баллами, а вопрос №2 – 3­мя баллами. Т.о. за задание №4 учащиеся могут получить максимальный балл – 5 баллов. Общее количество составляет 20 баллов. Отметки:   19­20 баллов – «5»                    15­18 баллов – «4»                    10­14 баллов – «3» Контрольная работа по теме «Эволюционное учение. Механизмы эволюционного процесса». 1 вариант Задание 1. Выберите правильный ответ. 1) Какой вид борьбы за существование происходит между большим и малым пестрыми  дятлами: а) межвидовая; б) внутривидовая; в) оба вида конкуренции. 2) Что из перечисленного относится к элементарному эволюционному материалу:      а) идиоадаптации; б) мутации; в) модификации. 3) В каком случае можно говорить о возникновении новой разновидности или вида: а) когда часть популяции изолировалась от другой ее части; б) когда наступила репродуктивная изоляция; в) когда часть популяции оказалась в иных условиях существования. 4) Среди перечисленных событий укажите ароморфоз: а) различия в форме тела рыб; б) шерстный покров млекопитающих; в) колючки кактуса. 5) Какая форма отбора действует при «индустриальном меланизме» у бабочек: а) движущая; б) стабилизирующая; в) дизруптивная 6) В основе современной эволюционной концепции лежит идея: а) неизменности видов; б) целесообразности изменяемости видов; в) изменяемости и разнообразия видов. 7) Какое из утверждений является правильным: а) дегенерация не бывает прогрессивной; б) дегенерация может быть прогрессивной; в) дегенерация всегда приводит к вымиранию вида. 8) Укажите гомолог руки человека: а) ласт кита; б) крыло бабочки; в) клешня рака.  Задание 2. Выберите правильные утверждения: 1) При естественном отборе выживают и оставляют потомство преимущественно  наиболее приспособленные организмы. 2) Покровительственная окраска гарантирует полное выживание всех особей вида. 3) Естественный отбор происходит только в естественных экосистемах. 4) Естественный отбор – единственный направляющий фактор эволюции. 5) Элементарная эволюционная структура – это вид. 6) Устойчивые к ядохимикатам формы возникают в результате искусственного отбора  в природе. 7) Популяции одного вида всегда полностью изолированы друг от друга. 8) Ж.Б.Ламарк был хорошо знаком с трудами Ч.Дарвина. 9) Автором первой эволюционной теории был Ж.Б.Ламарк. 10) Возникновение в ходе эволюции у организмов большого числа мелких  приспособлений к определенным условиям среды называется идиоадаптацией. Задание 3. Рассмотрите рисунок с изображением морского конька­тряпичника и  определите тип приспособления, форму естественного отбора и путь эволюции,  которые привели к формированию таких приспособлений у данных животных.  Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведенные в  списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин  или понятие из предложенного списка.  Тип приспособления                                            (А) Форма естественного отбора Путь эволюции                                            (Б)                                            (В) Список терминов и понятий: 1) разрывающая 2) маскировка 3) идиоадаптация 4) расчленяющая окраска 5) параллелизм 6) миметизм 7) движущая Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:  А Б В Задание 4. Ответьте на вопросы. 1) Внутри вида «А» существует несколько популяций. Из популяции «В»,  обладающей преимуществами, постепенно возник новый подвид «В1». а) Как называется такой эволюционный процесс? б) Какие элементарные эволюционные факторы при этом участвуют? 2) У многих видов животных наблюдается строгий ритуал поведения для  скрещивания. Объясните, почему такие ритуалы связывают с одной из важных  характеристик вида – репродуктивной изоляцией. Контрольная работа по теме «Эволюционное учение. Механизмы эволюционного процесса». 2 вариант Задание 1. Выберите правильный ответ. 1) Единицей эволюционного процесса является: а) особь; б) мутация; в) вид; г) популяция. 2) При стабилизирующем отборе признаки организмов не изменяются, т.к.:      а) не меняются гены, определяющие эти признаки; б) не изменяются условия среды; в) отбор сохраняет полезные и устраняет вредные в данных условиях признаки. 3) Примером ароморфоза может служить: а) покровительственная окраска; б) половой процесс; в) уплощение тела придонных рыб; г) приспособления цветков к опылению. 4) Биологический прогресс подразумевает: а) повышение общей организации; б) свободный образ жизни; в) увеличение численности вида; г) высокий уровень обмена веществ. 5) Какой вид отбора приводит к снижению адаптации: а) естественный; б) искусственный. 6) Что из перечисленного относится к элементарному эволюционному материалу: а) идиоадаптации; б) мутации; в) модификации; 7) Для начала процесса видообразования наиболее важными являются: а) наличие гетерозигот в популяции; б) наличие большого ареала; в) наличие изоляции части популяции; 8) К результатам эволюции относят: а) борьба за существование и естественный отбор; б) приспособленность и многообразие видов; в) биологический прогресс; г) мутационная и комбинативная изменчивость. Задание 2. Выберите правильные утверждения: 1) Эволюция – это процесс исторического развития органического мира. 2)  К.Линней – создатель первого эволюционного учения. 3) Колебания численности особей, составляющих популяцию, называется  популяционными волнами. 4) Отбор особей, отличающихся по какому­либо признаку, называется  стабилизирующим. 5) Экологическая изоляция – это разрыв единого ареала вида на не сообщающиеся  между собой части. 6) Мимикрия – подражание менее защищенного организма одного вида более  защищенному организму другого вида. 7) Покровительственная окраска развита у видов, которые живут скрытно, недоступно для врагов. 8) Все приспособления организмов носят относительный характер. 9) Популяция – это совокупность признаков, отличающих данный вид от другого. 10) Относительно изолированные группы особей одного вида принято называть  популяциями. Задание 3. Рассмотрите рисунок с изображением колибри и муравьеда и определите  тип приспособления, форму естественного отбора и путь эволюции, которые привели к  формированию таких приспособлений у данных животных. Заполните пустые ячейки  таблицы, используя термины и понятия, приведенные в списке. Для каждой ячейки,  обозначенной буквами, выберите соответствующий термин или понятие из  предложенного списка.  Тип приспособления                                            (А) Форма естественного отбора Путь эволюции                                            (Б)                                            (В) Список терминов и понятий: 1) движущая 2) дизруптивная 3) дегенерация 4) идиоадаптация 5) дивергенция 6) специализация 7) половой диморфизм Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:  А Б В Задание 4. Ответьте на вопросы. 1) Каким образом может повлиять на возникновение географической изоляции  деятельность человека? Подтвердите ваш ответ примерами. 2) Докажите, что возникновение многоклеточности – ароморфоз. Контрольная работа по теме «Эволюционное учение. Механизмы эволюционного процесса». 3 вариант Задание 1. Выберите правильный ответ. 1) Движущей и направляющей силой эволюции является: а) дивергенция признаков; б) разнообразие условий среды; в) приспособленность к условиям среды; г) естественный отбор наследственных изменений. 2) Материалом для эволюционных процессов служит:      а) генетическая разнородность популяции; б) вид; в) благоприобретенные признаки; г) бесполезные и вредные признаки. 3) Любая приспособленность организмов носит относительный характер, потому что: а) жизнь завершается смертью; б) адаптация целесообразна в определенных условиях; в) идет (БЗС) борьба за существование; г) приспособления могут не привести к образованию нового вида. 4)  Что из перечисленного относится к элементарному эволюционному материалу: а) мутации; б) идиоадаптации. 5) Одно из отличий микроэволюции от макроэволюции заключается в том, что: а) действуют разные экологические факторы; б) макроэволюция происходит на уровне вида; в) макроэволюция происходит в более длительные исторические периоды. 6) Какая форма отбора действует при «индустриальном меланизме» у бабочек: а) движущая; б) стабилизирующая. 7) Какой вид отбора приводит к снижению адаптации: а) искусственный; б) стабилизирующий. 8) Примером ароморфоза может служить: а) мимикрия; б) приспособления к жизни в воде; в) появление цветка у растений; г) увеличение численности вида. Задание 2. Выберите правильные утверждения: 1) Под межвидовой борьбой следует понимать борьбу особей разных видов. 2) Географическая изоляция – разрыв единого ареала. 3) Покровительственная окраска развита у видов, которые живут скрытно, недоступно для врагов. 4) Видообразование – это сложнейший эволюционный процесс возникновения нового  вида. 5) Противоречие между возможностью видов к беспредельному размножению и  ограниченностью ресурсов – главная причина борьбы за существование. 6) Биологический прогресс – это возникновение в ходе эволюции признаков,  существенно повышающих уровень организации живых организмов. 7) Случайное, ненаправленное изменение частот аллелей в популяции называется  дрейфом генов. 8) К.Линней – создатель первого эволюционного учения. 9) Внешняя среда не может изменить характер формирования признака. 10) Благоприобретенные признаки передаются потомкам. Задание 3. Рассмотрите рисунок с изображением зебры и тигра и определите тип  приспособления, форму естественного отбора и путь эволюции, которые привели к  формированию таких приспособлений у данных животных. Заполните пустые ячейки  таблицы, используя термины и понятия, приведенные в списке. Для каждой ячейки,  обозначенной буквами, выберите соответствующий термин или понятие из  предложенного списка.  Тип приспособления                                            (А)   Форма естественного отбора Путь эволюции                                            (Б)                                            (В) Список терминов и понятий: 1) разрывающая 2) маскировка 3) идиоадаптация 4) расчленяющая окраска 5) параллелизм 6) миметизм 7) движущая Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:  А Б В Задание 4. Ответьте на вопросы. 1) Почему избыточную численность диких видов растений и животных связывают с  естественным отбором и БЗС? Какая форма борьбы за существование имеет  наибольшее значение для эволюции? 2) Во время размножения самцы чаек имеют яркую окраску: отливают розовым,  черным,  зеленым цветом. Самка, высиживающая яйца, окрашена скромнее. Какое  значение для птиц имеет такая окраска?    Ответы Вариант 1 Задание 1 5 а 4 б 3 б 2 б 1 а Задание 4. 1. Элементы ответа: а) видообразование; 6 в 7 б 8 а Задание 2 Задание 3 1,3,4,9,10 А 2 Б 7 В 3                        б) мутации, популяционные волны, дрейф генов и изоляции. 2. Определенный ритуал поведения для скрещивания – это один из критериев вида.  Если во время скрещивания появляются особи, не следующие принятому ритуалу, то  это означает, что они  ­ «чужие», то есть строгий ритуал  ­ это один из механизмов,  препятствующих скрещиванию разных видов. Вариант 2 Задание 2 Задание 3 Задание 1 5 б 4 в 6 б 7 в 8 в 3 б 2 б Б 1 А 6 1,3,6,8,10 1 г Задание 4. 1. Географическая изоляция – это разрыв единого ареала, то есть возникновение  изолирующей преграды между популяциями одного и того же вида. Деятельность  человека часто приводит к разрыву ареала, например, человек строит дороги, осушает  болота, вырубает лес и строит там определенные объекты. 2. Ароморфоз – это усложнение организации. Многоклеточность – ароморфоз, так как  по сравнению с одноклеточными многоклеточные находятся на более высоком уровне:    ­ у одноклеточных все функции выполняет одна клетка; ­ у многоклеточных клетки специализируются, появляются ткани, выполняющие  определенные функции и, соответственно, на более высоком уровне. В 4 1 2 3 Задание 1 5 4 Вариант 3 6 7 8 Задание 2 Задание 3 А Б В а 7 3 а в а в а 4 б 1,2,4,5,7 г Задание 4. 1. Избыточную численность связывают с БЗС и ЕО, так как: ­ чем выше численность, тем ярче проявляется нехватка жизненных ресурсов и  обострение БЗС; ­ следствием БЗС является ЕО, и при избыточной численности увеличивается  вероятность возникновения мутаций, которые являются материалом для ЕО. 2. Самцы чаек своей яркой окраской, во­первых, привлекают внимание самок; во­ вторых, это – демаскирующая окраска перед хищниками (отводят опасность от самок).  А скромно окрашенные самки (покровительственная окраска)  остаются в большей  безопасности в период выведения потомства.

Контрольная работа по биологии 11 класс "Эволюционное учение. Механизмы эволюционного процесса"

Контрольная работа по биологии 11 класс "Эволюционное учение. Механизмы эволюционного процесса"

Контрольная работа по биологии 11 класс "Эволюционное учение. Механизмы эволюционного процесса"

Контрольная работа по биологии 11 класс "Эволюционное учение. Механизмы эволюционного процесса"

Контрольная работа по биологии 11 класс "Эволюционное учение. Механизмы эволюционного процесса"

Контрольная работа по биологии 11 класс "Эволюционное учение. Механизмы эволюционного процесса"

Контрольная работа по биологии 11 класс "Эволюционное учение. Механизмы эволюционного процесса"

Контрольная работа по биологии 11 класс "Эволюционное учение. Механизмы эволюционного процесса"

Контрольная работа по биологии 11 класс "Эволюционное учение. Механизмы эволюционного процесса"

Контрольная работа по биологии 11 класс "Эволюционное учение. Механизмы эволюционного процесса"

Контрольная работа по биологии 11 класс "Эволюционное учение. Механизмы эволюционного процесса"

Контрольная работа по биологии 11 класс "Эволюционное учение. Механизмы эволюционного процесса"

Контрольная работа по биологии 11 класс "Эволюционное учение. Механизмы эволюционного процесса"

Контрольная работа по биологии 11 класс "Эволюционное учение. Механизмы эволюционного процесса"

Контрольная работа по биологии 11 класс "Эволюционное учение. Механизмы эволюционного процесса"

Контрольная работа по биологии 11 класс "Эволюционное учение. Механизмы эволюционного процесса"

Контрольная работа по биологии 11 класс "Эволюционное учение. Механизмы эволюционного процесса"

Контрольная работа по биологии 11 класс "Эволюционное учение. Механизмы эволюционного процесса"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2017