Контрольная работа по биологии по теме "Эволюционное учение"( 11 класс)
Оценка 4.7
Контроль знаний
docx
биология
11 кл
18.11.2018
Контрольная работа составлена на 2 варианта. Состоит из 12 заданий : 1-5 задания с выбором трех правильных ответов, 6-9 задания на установления соответствия, 10-12 задания с развернутым ответом. Работа рассчитана на один урок, позволяет выявить уровень усвоения изученного материала и умения учащихся самостоятельно оперировать биологическими понятиями. обосновывать и объяснять биологические процессы.
био 11к.р 1 эволюция.docx
11 класс. Контрольная работа 1 по теме «Эволюционное учение»
Вариант 1
Задания 15 : Выберите три верных ответа.
1Примерами ароморфозов являются:
1) внутреннее оплодотворение
2) четырехкамерное сердце
3) трехслойный зародыш
4) сильное опушение листьев
5) форма клюва вьюрков
6) короткий срок вегетации растений
2 Выберите три идиоадаптации.
1) легкие, состоящие из альвеол, у млекопитающих
2) отсутствие густого шерстного покрова у слона
3) развитие пищеварительной системы у плоских червей
4) развитие кровеносной системы у кольчатых червей
5) наличие длинных тычиночных нитей у злаков
6) развитие колющесосущего ротового аппарата у комаров
3 Результатом эволюции является
1) появление новых засухоустойчивых сортов растений
2) возникновение новых видов в изменившихся условиях среды
3) выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота
4) формирование новых приспособлений к жизни в изменившихся условиях
5) сохранение старых видов в стабильных условиях обитания
6) получение высокопродуктивных бройлерных кур
4. Какие изменения в процессе эволюции значительно повысили уровень организации растений?
Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.
1) появление проводящих тканей
2) видоизменения листьев
3) возникновение мочковатой корневой системы
4) появление семенного размножения
5) возникновение цветка
6) возникновение очередного листорасположения
5.Укажите характерные признаки биологического прогресса. Запишите в ответ цифры в
порядке возрастания.
1) увеличение численности вида
2) расширение ареала вида
3) появление надвидовых систематических групп
4) большое количество мутаций в популяции
5) множество модификационных изменений у особей популяции
6) снижение плотности популяции
Задания 69 :Установите соответствие.
6.Сопоставьте форму естественного отбора и ее характеристики.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) действует против особей с крайними значениями при
знаков
Б) приводит к сужению нормы реакции
ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕН
НОГО ОТБОРА
1) Движущий
2) Стабилизирующий В) обычно действует в постоянных условиях
Г) происходит при освоении новых местообитаний
Д) изменяет средние значения признака в популяции
Е) может приводить к появлению новых видов
7 Установите соответствие между признаками голого слизня и критериями вида, для которых
они характерны.
ПРИЗНАК
А) обитает в садах и огородах
Б) раковина отсутствует
В) тело мягкое мускулистое
Г) питается мягкими тканями наземных
растений
Д) органы чувств — две пары щупалец
Е) ведет наземный образ жизни
КРИТЕРИЙ ВИДА
1) морфологический
2) экологический
8. Установите соответствие между примером и способом видообразования, который этот при
мер иллюстрирует.
ПРИМЕР
А) обитание двух популяций обыкновенного окуня в при
брежной зоне и на большой глубине озера
Б) обитание разных популяций чёрного
дрозда в глухих лесах и вблизи жилья человека
В) распад ареала ландыша майского на изолированные участ
ки в связи с оледенением
Г) образование разных видов синиц на основе пищевой
специализации
Д) формирование лиственницы даурской в результате расши
СПОСОБ
ВИДООБРАЗОВА
НИЯ
1) географическое
2) экологическое
рения ареала лиственницы сибирской на восток
9 .Установите соответствие между процессами и уровнями организации жизни, на которых эти
процессы происходят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую
позицию из второго столбца.
ПРОЦЕСС
А) формируются новые виды
Б) формируются классы, отряды
В) изменяется генофонд популяции
Г) адаптивные признаки развиваются и распространяются в
популяции
Д) прогресс достигается путём ароморфозов
УРОВЕНЬ
1)микроэволюционный
2)макроэволюционный
или дегенерации
Задания 1012. Дать развернутый ответ
10.Какое явление называют микроэволюцией? 11. Назовите тип защитного приспособления, объясните его значение и относительный
характер у гусеницы бабочкипяденицы, которая живет на ветвях деревьев и в момент опасности
становятся похожей на сучок.
12.Какие виды естественного отбора Вы знаете? Приведите примеры с пояснениями.
.
.
Контрольная работа 1 по теме «Эволюционное учение»
Вариант 2
Задания 15 : Выберите три верных ответа.
1. Выберите три ароморфоза.
1) возникновение теплокровности у позвоночных
2) развитие трехкамерного сердца у земноводных
3) формирование торпедообразного тела у акул
4) развитие организма внутри матки
5) появление рогов у копытных
6) формирование крыльев у летучих мышей
2 Выберите примеры идиоадаптаций.
1) сходство мухижурчалки с пчелой
2) второй круг кровообращения у жабы
3) теплокровность у голубя
4) длинный корень верблюжьей колючки
5) диафрагма у волка
6) обтекаемая форма тела пингвина
3.Что из перечисленного относят к факторам эволюции?
1) конъюгацию
2) изоляцию
3) видообразование
4) мутационный процесс
5) естественный отбор
6) общую дегенерацию
4 Укажите примеры ароморфозов у растений и животных. Запишите в ответ цифры в порядке
возрастания.
1) развитие семян у голосеменных растений
2) появление яйца с кожистой оболочкой у пресмыкающихся
3) появление самораскрывающихся плодов у некоторых растений
4) появление рогов у оленей и лосей
5) двойное оплодотворение у цветковых растений
6) появление копыта у непарнокопытных животных
5 Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они
указаны. Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путём
ароморфозов?
1) наличие двойного оплодотворения
2) образование корней у папоротниковидных
3) снижение испарения путём образования воскового налёта на листьях
4) усиление опушённости листьев у покрытосеменных растений
5) образование плодов с семенами у покрытосеменных растений
6) сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате Задания 69 :Установите соответствие.
6.Установите соответствие между характером действия естественного отбора и его формой.
ФОРМЫ
ЕСТЕ
СТВЕН
НОГО
ОТБО
РА
1) дви
жущий
2) стаби
лизиру
ющий
ХАРАКТЕР ДЕЙСТВИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
А) действует в постоянных условиях среды
Б) сохраняет особей со средним значением признака
В) действует в изменяющихся условиях среды
Г) вызывает появление новой нормы реакции организма
Д) снижает уровень генетической изменчивости в популяции
Е) отбирает особей с уклоняющимися в одну сторону от среднего зна
чения признаками
7Установите соответствие между признаками большого прудовика и критериями вида, для
которых они характерны.
ПРИЗНАК
А) органы чувств — одна пара щупалец
Б) коричневый цвет раковины
В) населяет пресные водоемы
Г) питается мягкими тканями растений
Д) раковина спирально закрученная
КРИТЕРИЙ ВИДА
1) морфологический
2) экологический
8Установите соответствие между примерами и возможными способами видообразования, кото
рые иллюстрируются данными примерами.
ПРИМЕРЫ
А) ранне и позднецветущие популяции погремка на одном
лугу
Б) подвиды тигров — амурский и бенгальский
В) популяции форели в озере Севан, различающиеся срока
ми нереста
Г) возникшие в результате пищевой специализации виды
синиц
Д) популяции обыкновенной белки в Центральной России и
СПОСОБЫ
ВИДООБРАЗОВАНИЯ
1) географическое
2) экологическое
на Кавказе
9. Установите соответствие между эволюционными процессами и уровнями, на которых эти
процессы начинаются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую
позицию из второго столбца.
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
А) формируются новые виды
Б) возникновение насекомых
В) изменяет генофонд популяции
Г) прогресс достигается путём идиоадаптаций особей
популяции
Д) прогресс достигается путём ароморфозов или
ЭВОЛЮЦИОННЫЙ
УРОВЕНЬ
1)микроэволюционный
2)макроэволюционный дегенерации
Е) развитие плавательных перепонок у уток
Задания 1012. Дать развернутый ответ
10 Какое явление называют макроэволюцией?
11.Назовите тип защитного приспособления от врагов, объясните его назначение и
относительный характер у мелкой рыбки морского конька–тряпичника, обитающей на небольшой
глубине среди водных растений.
12 Назовите и сравните виды борьбы за существование и их роль в жизни организмов.
Контрольная работа 1 по теме «Эволюционное учение»
Вариант 1
1 1 2 3
2 2 5 6
3 2 4 5
4. 1 4 5
5. 1 2 3
6. О т в е т : 2 2 2 1 1 1
7 О т в е т : 2 1 1 2 1 2
8. О т в е т : 2 2 1 2 1
9 О т в е т : 1 2 1 1 2
10.Какое явление называют микроэволюцией?
Пояснение.
структуры популяций.
1) Микроэволюция — совокупность эволюционных процессов внутри видов.
2) Сущность микроэволюционных преобразований составляет изменение генетической
3) Это процесс образования новых подвидов и видов.
11. Назовите тип защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер
у гусеницы бабочкипяденицы, которая живет на ветвях деревьев и в момент опасности становятся
похожей на сучок.
Пояснение.
1) Подражание неподвижным телам природы (подражательное сходство), покровительственная
окраска и форма — это маскировка.
2) Гусеница неподвижно замирает на ветке и становится похожей на сучок и незаметной для
насекомоядных птиц.
3) Но это не дает полной гарантии выживания, потому что при движении и на другом фоне
гусеница становится заметной для птиц.
12.Какие виды естественного отбора Вы знаете? Приведите примеры с пояснениями.
Пояснение.
1. Движущий отбор. Действует в изменяющихся условиях внешней среды. Происходит
постепенное смещение признаков в определенном направлении. Например, потемнение крыльев
березовой пяденицы при потемнении стволов деревьев, произошедшее изза развития
промышленности. 2. Стабилизирующий отбор. Действует в постоянных условиях среды. Увеличивает количество
особей со средним значением признака, краевые отклонения от нормы убирает.
3. Разрывающий или дизруптивный отбор. Действует в меняющихся условиях среды.
Способствует размножению особей обоих крайних форм. До сенокоса преобладают одуванчики с
высоким цветоносом, а после сенокоса — формы с низким цветоносом.
.
Вариант 2
1.1 2 4
2 1 4 6
3. 2 4 5
4 1 2 5
51 2 5
6. О т в е т : 2 2 1 1 2 1
7 О т в е т : 1 1 2 2 1
8 О т в е т : 2 1 2 2 1
9 О т в е т : 1 2 1 1 2 1
10 Какое явление называют макроэволюцией?
Пояснение.
1) Макроэволюция — это совокупность эволюционных преобразований, протекающих на
уровне надвидовых таксонов.
2) Сущность макроэволюционных преобразований составляет изменение генетической
структуры видов и надвидовых структур.
3) Это процесс образования надвидовых систематических групп.
11.Назовите тип защитного приспособления от врагов, объясните его назначение и
относительный характер у мелкой рыбки морского конька–тряпичника, обитающей на небольшой
глубине среди водных растений.
Пояснение.
1) Морской конек зависает среди водорослей и становится незаметным для хищников.
2) Сходство формы тела и окраски животного с неподвижными природными объектами
называется маскировка.
3) Но такое сходство не дает им полной гарантии выживания, так как при движении рыбы, или
на открытом пространстве рыбки становятся заметными для хищников. В этом заключается
относительный характер приспособленности. 12 Назовите и сравните виды борьбы за существование и их роль в жизни организмов.
Пояснение.
1) Внутривидовая — наиболее острая форма борьбы за существование, т. к. идет за одни и те
же ресурсы. Преимущество получают особи, наиболее приспособленные к данным условиям
(происходит естественный отбор).
2) Межвидовая борьба — конкуренция разных видов в одной экологической нише за свет,
пищу, воду и т. д. — может привести к вытеснению одного вида другим. В разных ареалах обитания
двух видов этого не происходит.
3) Борьба с неблагоприятными условиями внешней среды усиливает конкуренцию, как
внутривидовую, так и межвидовую.
Контрольная работа по биологии по теме "Эволюционное учение"( 11 класс)
Контрольная работа по биологии по теме "Эволюционное учение"( 11 класс)
Контрольная работа по биологии по теме "Эволюционное учение"( 11 класс)
Контрольная работа по биологии по теме "Эволюционное учение"( 11 класс)
Контрольная работа по биологии по теме "Эволюционное учение"( 11 класс)
Контрольная работа по биологии по теме "Эволюционное учение"( 11 класс)
Контрольная работа по биологии по теме "Эволюционное учение"( 11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.