Контрольная работа по биологии в 10 классе по темам "Генетика", "Изменчивость"
Оценка 4.9

Контрольная работа по биологии в 10 классе по темам "Генетика", "Изменчивость"

Оценка 4.9
Контроль знаний
docx
биология
10 кл
28.03.2018
Контрольная работа по биологии в 10 классе по темам "Генетика", "Изменчивость"
Контрольная работа по биологии для 10 класса (профильный уровень) представлена в 2 вариантах. В пояснительной записке к работе подробно указываются проверяемые элементы содержания работы, критерии оценивания, даются ответы. Даются тестовые задания с выбором одного верного ответа, задания на множественный выбор, установление соответствия и определение последовательности биологических объектов, процессов и явлений, задача на наследование признаков, сцепленных с полом.Контрольная работа по биологии в 10 классе (профильный уровень) по темам "Генетика", "Изменчивость".
контрольная работа по биологии 10 кл.docx
МАОУ «Гимназия № 14» г. Улан ­ Удэ Контрольная работа по биологии  10 б класс (промежуточный срез знаний  за 3  четверть) 1, 2 вариант Профильный уровень 2 часа в неделю Контрольная работа рассчитана на 40 мин. Составитель:_Исакова Мария Львовна учитель биологии высшей квалификационной категории 2018 уч. год Пояснительная записка к промежуточной контрольной работе по биологии  10 класс  Контрольная   работа   в   двух   вариантах   составлена   в   виде   тестовых   заданий, соответствующих темам «Основные закономерности явлений наследственности»,  «Основные закономерности явлений изменчивости», изучаемым в 3 четверти 10 класса. Часть А  содержит 10 заданий с выбором одного верного ответа из четырех, 8 из них  «Основные   закономерности   явлений   наследственности»,    3   задания   по   теме по   теме   «Основные закономерности явлений изменчивости». Задания 1­ 7 и 9 ­ 10    базового уровня сложности, задания 8 и 11 повышенного уровня сложности. Часть В  содержит 3  задания на множественный выбор, установление соответствия и определение последовательности биологических объектов, процессов и явлений. Эти задания повышенного уровня сложности.             Часть С содержит задачу на наследование признаков, сцепленных с полом и является  заданием высокого уровня сложности. На выполнение работы рекомендуется выделить  35 ­ 40 минут. Критерии оценивания: Часть «А»  ­ 11 баллов.     Часть «В»   ­ 6 баллов.     Часть « С» ­ 3 балла. Итого – 19 баллов. 18 ­ 20 баллов ­ оценка «5»­ 90­100% 14 ­ 17 баллов – оценка «4» ­ 70­89% 10 ­ 13 баллов – оценка «3»­  50­69% Менее 10 баллов – оценка «2»­менее 50% 3 2 1 4 2 3 2 4 3 1 1,4 4,5 Ответы: 6 3 4 5 3 3 2 ДВАБГЕ  ДВГБАЕ 7 3 4 8 2 1 11 1 4 9 3 4 10 3 2 3 211122 122112 А 1 1 2 Вариант ­ 1 Вариант ­ 2 В Вариант ­ 1 Вариант ­ 2                   С Вариант ­ 1 Решение: № 1. Условие задачи: Признак, фенотип Ген, генотип Черная окраска Рыжая окраска Черепаховая окраска P:   черная окраска ♂ F1:? ♀  рыжая окраска ХВ Хb ХВ Хb ХВ Хb Хb Y Вариант ­ 2 № 2. Схема решения задачи: Р: ♀ ХВ ХB Х ♂ Xb Y G: ХВ Хb, Y F1 : ♀ ХВ Хb ; ♂ ХВ Y № 3. Ответ: 1. генотипы родителей: кошка - ХВ ХВ, кот – Хb Y 2. генотипы потомства ХВ Хb, Xb Y. 3. возможный пол котят: самка – черепаховая, самец – черный.   № 1. Условие задачи: Здоров Гемофилия ♀ P:   здорова ♂  гемофилия F1: ? № 2. Схема решения задачи: Р: ♀ ХH ХH Х ♂ Xh Y G: ХH Хh, Y F1 : ♀ ХH Хh ; ♂ ХH Y № 3. Ответ:1. генотипы родителей: мать: ♀ ХH ХH , отец: ♂ Xh Y. 2. генотипы потомства: девочки: ♀ ХH Хh , мальчики: ♂ ХHY. 3. девочки и мальчики здоровы, но девочки являются носителями гена гемофилии. ХH Хh ХH ХH Хh Y За верный ответ на каждое из заданий Части А ставится 1 балл. За ответ на задание В1 выставляется 2 балла, если в ответе указаны две любые цифры,  представленные в эталоне ответа, 1 балл – если верно  указана одна цифра, 0 баллов, если не  указано ни одной верной цифры. За ответы на задания В2 и В3 выставляется по 2 баллу, если не совершено ни одной ошибки, по 1  баллу, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне  ответа, и 0 баллов во всех других случаях. За решение задачи части С баллы выставляются следующим образом: Содержание верного ответа и указания по оцениванию Правильный ответ должен содержать следующие элементы. № 1, № 2, № 3. Баллы Ответ включает в себя три названных выше элемента и не содержит ошибок. Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не  содержит ошибок ИЛИ Ответ включает в себя три из названных выше элементов, но содержит негрубые  ошибки Ответ включает в себя один­два элемента при наличии грубых ошибок ИЛИ Ответ включает в себя один из названных выше элементов при наличии негрубых ошибок. ИЛИ Ответ неправильный Максимальный балл 3 2 0 3 Элементы содержания. Проверяемые элементы содержания Часть А Генотип и фенотип. Доминантные и рецессивные признаки. Единообразие гибридов первого поколения.  Закон расщепления.  Закон независимого наследования. Дигибридное и полигибридное скрещивания. Анализирующее скрещивание. Наследование, сцепленное с полом. Наследственная изменчивость. Ненаследственная изменчивость. Геномные, хромосомные, генные мутации.  я и н а д а з   № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Часть В Итого часть А В1 Мутации В2 Моногибридное, дигибридное скрещивание В3 Изменчивость, примеры, свойства  С1 Задача на наследование, сцепленное с полом.                                       Часть С Итого часть В  Итого часть С Итого                                                                                                                 ь н е в о р У и т с о н ж о л с Б Б Б Б Б Б Б П Б Б П Б П П П П В л л а б   с к а М 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 2 2 2 6 3 3 20 Контрольная работа по теме «Генетика, изменчивость», 10 класс I Вариант Часть А.  Выберите один верный ответ из четырех предложенных. А1.   Определите фенотип томата с генотипом АаВв, если круглые плоды доминируют над  овальными, а красный цвет над жёлтым. 1) красные круглые плоды       2) жёлтые круглые плоды 3) красные овальные плоды     4)жёлтые овальные плоды А2. Гемофилия и дальтонизм наследуются как … признаки. 1) доминантные, аутосомные              2)  доминантные, сцепленные с Х – хромосомой 3)  рецессивные, аутосомные               4) рецессивные, сцепленные с Х – хромосомой А3. У гибридов F1, полученных от чистых родительских линий, отличающихся по одной паре признаков: 1)одинаковые генотипы                2)одинаковые генотипы и фенотипы 3)одинаковые фенотипы              4)различные генотипы и фенотипы А4. Какое расщепление по генотипу характерно для гибридов второго поколения при  моногибридном скрещивании? 1)  1 : 1             2) 1 : 2 : 1             3) 3 : 1              4) 9 : 3 : 3 : 1 А5. При скрещивании организмов с генотипами АаBb Х  АаBb проявится закон 1)  сцепленного наследования         2) расщепления     3)  независимого наследования       4) доминирования А6  Особь с генотипом АаВв образует гаметы 1) АВ, ав      2)Аа, Вв       3)АВ, Ав, аВ, ав      4) Аа, АА, Вв, вв А7. Примерами анализирующего скрещивания являются: 1)АА х Аа    и    аа х аа                         2) Аа х Аа    и     АА х Аа 3)Аа х аа     и    АА х аа                        4) АА х Аа    и     АА х АА А8.   В   семье   здоровых   родителей   родился   мальчик,   больной   гемофилией.   Каковы   генотипы родителей (ген гемофилии h): 1)  мать XHXh; отец XhY                 2) мать XHXh; отец XHY 3)      мать ХНХН; отец XHY          4) мать XhXh; отец XHY А9. Основой разнообразия живых организмов является: 1) модификационная изменчивость     3) генотипическая изменчивость  2) фенотипическая изменчивость         4) ненаследственная изменчивость А10. Границы фенотипической изменчивости называются: 1) вариационным рядом                       2) вариационной кривой  3) нормой реакции                                4) модификацией А11. Мутации, которые затрагивают лишь часть тела: 1) соматические                                   3) генные      2) генеративные                                   4) хромосомные Часть В. В1   Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания  хромосомных мутаций. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и  запишите  цифры, под которыми они указаны.  1)  уменьшение числа хромосом в кариотипе     2)  потеря участка хромосомы  3)  перенос участка одной хромосомы на негомологичную хромосому  4)  кратное увеличение числа хромосом  5)  удвоение одного и того же участка хромосомы             В2       Установите   правильную   последовательность   этапов   проведения   моногибридного скрещивания. Запишите буквы в соответствующем порядке. А) скрещивание разных сортов  Б) скрещивание растений гороха первого поколения с желтыми семенами В) отбор чистых линий растений, дающих желтые и зеленые семена  Г) математическая обработка данных Д) выведение чистых линий растений гороха с разной окраской семян Е) формулирование правил наследования признаков генотипическая                                                                 Форма изменчивости В3. Установите соответствие, запишите буквы и цифры в соответствующем порядке: Пример А) изменение у стрелолиста формы листьев,             1.  произрастающих в воде и на воздухе Б) появление мыши­альбиноса                                    2. модификационная среди серых мышей В) появление коротконогой овцы                    в стаде с нормальными овцами  Г) проявление у детей цвета глаз одного из родителей Д) изменение размеров кочана капусты при недостатке влаги Е) развитие низкорослых форм из семян равнинных растений, выращенных в горах Часть С. Решите задачу. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х – хромосоме. Черная окраска определяется геном Х В, рыжая – геном Х b, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один черный котенок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят. Контрольная работа по теме «Генетика, изменчивость», 10 класс II вариант Часть 1. Выберите один верный ответ из четырех предложенных. А1. Определите фенотип растения томата с генотипом АаВb, если пурпурный стебель  доминирует над зеленым, а рассеченные листья – над цельными. 1) пурпурный стебель с цельными листьями     2) пурпурный стебель с рассеченными листьями    3) зеленый стебель с рассеченными листьями 4) зеленый стебель с цельными листьями А2. Доминантный аллель — это: 1)пара одинаковых по проявлению генов                         2)один из двух аллельных генов 3)ген, подавляющий действие другого аллельного гена   4)подавляемый ген А3. Система скрещивания, при котором родительские особи различаются по проявлению лишь одного из признаков, называется:  1) моногибридная             2)дигибридная    3)доминантная                   4)рецессивная А4. При скрещивании организма с генотипом Аа Х Аа доля гетерозигот составляет 1) 0 %      2) 25 %       3) 50 %       4) 75 % А5. Какие виды гамет образуются у организма с генотипом АаВb при независимом наследовании генов? 1) AB, ab     2) Aa, Bb     3) AB, Ab, aB, ab      4) AA, Bb, Aa, BB А6  Определите генотип  в  F1 при скрещивании ААВВ  х  аавв 1)АаВВ     2)аавв      3)Аавв      4)АаВв  А7  Для выявления гетерозиготности гибридной особи нужно скрестить ее с: 1)носителем доминантного аллеля;     2)носителем рецессивного аллеля; 3) гомозиготой по доминантному аллелю;  4) гомозиготой по рецессивному аллелю.    А8. В семье здоровых родителей родился мальчик – дальтоник. Каковы генотипы родителей (ген дальтонизма d): 1)  мать XDXd; отец XDY              2) мать XDXd; отец XdY                  3) мать ХDХD; отец XDY          4) мать XdXd; отец XDY А9. Постоянным источником наследственной изменчивости являются:   1) модификации                                2) морфозы       3) фенокопии                                     4) мутации А10. Изменчивость, которая не затрагивает гены организма и не изменяет         наследственный материал, называется: 1) генотипическая  2) фенотипическая  3) мутационная  4) комбинативная А11.  Изменение числа хромосом лежит в основе  1) комбинативной изменчивости       2) генной мутации  3) хромосомной мутации                  4) геномной мутации     Часть В.  В1. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания  хромосомных мутаций. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и  запишите цифры, под которыми они указаны.  1)  потеря участка хромосомы  2)  перенос участка одной хромосомы на негомологичную  3)  поворот участка хромосом на 180º  4)  уменьшение числа хромосом в половых клетках  5)  увеличение числа хромосом в соматических клетках                В2.Установите правильную последовательность этапов проведения дигибридного скрещивания при независимом наследовании признаков. Запишите буквы в соответствующем порядке. А) математическая обработка данных Б) скрещивание растений гороха первого поколения, дающего желтые гладкие семена  В) отбор чистых линий растений, дающих желтые гладкие и зеленые морщинистые семена Г) скрещивание разных сортов Д) выведение чистых линий растений гороха с разной окраской и формой семян Е) формулирование правил наследования признаков при дигибридном скрещивании. В3. Установите соответствие между изменчивости характеристикой изменчивости  и  видом, к  которому её относят. Запишите буквы и цифры в соответствующем порядке.    ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗМЕНЧИВОСТИ А)  носит групповой характер       1)  модификационная ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ Б)  носит индивидуальный характер 2)  мутационная В)  наследуется Г)  не наследуется Д)  обусловлена нормой реакции признака Е)  не подчиняется изменениям условий  среды Часть С.  Решите задачу. У   здоровой   матери,   не   являющейся   носителем   гена   гемофилии,   и   больного гемофилией   отца   (рецессивный   признак  h)   родились   две   дочери   и   два   сына.   Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, если признак свертываемости крови сцеплен с полом (с Х хромосомой).

Контрольная работа по биологии в 10 классе по темам "Генетика", "Изменчивость"

Контрольная работа по биологии в 10 классе по темам "Генетика", "Изменчивость"

Контрольная работа по биологии в 10 классе по темам "Генетика", "Изменчивость"

Контрольная работа по биологии в 10 классе по темам "Генетика", "Изменчивость"

Контрольная работа по биологии в 10 классе по темам "Генетика", "Изменчивость"

Контрольная работа по биологии в 10 классе по темам "Генетика", "Изменчивость"

Контрольная работа по биологии в 10 классе по темам "Генетика", "Изменчивость"

Контрольная работа по биологии в 10 классе по темам "Генетика", "Изменчивость"

Контрольная работа по биологии в 10 классе по темам "Генетика", "Изменчивость"

Контрольная работа по биологии в 10 классе по темам "Генетика", "Изменчивость"

Контрольная работа по биологии в 10 классе по темам "Генетика", "Изменчивость"

Контрольная работа по биологии в 10 классе по темам "Генетика", "Изменчивость"

Контрольная работа по биологии в 10 классе по темам "Генетика", "Изменчивость"

Контрольная работа по биологии в 10 классе по темам "Генетика", "Изменчивость"

Контрольная работа по биологии в 10 классе по темам "Генетика", "Изменчивость"

Контрольная работа по биологии в 10 классе по темам "Генетика", "Изменчивость"

Контрольная работа по биологии в 10 классе по темам "Генетика", "Изменчивость"

Контрольная работа по биологии в 10 классе по темам "Генетика", "Изменчивость"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2018