Контрольная работа по разделу "Лексика" 10 класс

  • Контроль знаний
  • docx
  • 24.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Работа содержит тестовый материал из 17 заданий в шести вариантах. Для удобства учителю к работе даны ответы. Тестовые задания соответствуют программному материалу учебников под редакцией Гольцовой, Гусаровой И. В. Каждое задание имеет единичный ответ. 16 и 17 задания на умение определять изобразительно-художественные средства языка.
Иконка файла материала Лексика К.р..docx
Контрольная работа по разделу «Лексика».10 класс Вариант №1. 1. Какая пара слов является синонимами? 1) Жизненный – житейский 2) высокомерие – надменность 4) комнату заставили мебелью – меня заставили 3) высокий – низкий учиться 2. Значение какого слова указано неверно? 1) Коррумпированный – незаконно обогащающийся политик или чиновник; 2) аншлаг – концерт или спектакль в честь кого-либо; 3) скрупулёзный – точный до мелочей, чрезвычайно тщательный; 4) меценат – богатый покровитель наук и искусств. 3. Какое лексическое значение имеет слово «гуманитарный» в предложении «Риторике принадлежит центральное место в американской системе теоретического гуманитарного знания». 1) О науках: относящийся к изучению явлений природы; 2) человечный, отзывчивый; 3) вежливый, культурный; 4) о науках: относящийся к изучению культуры или истории народа. 1) Нам попался человечий экзаменатор. 2) Защита человечьего достоинства – основная черта этого публициста. 3) В своих произведениях он часто изображает человеческие страдания. 4) Она думала, что наконец-то нашла родную человечью душу. 4. Укажите пример без нарушения норм словоупотребления. 5. Какое из перечисленных слов имеет значение «наука, изучающая материальную и 6. В каком значении слово ключ употреблено в прямом значении? 3) библиография 4) экология духовную культуру народов»? 1) мифология 2) этнография 1) ключ к шифру 2) гаечный ключ 3) в оптимистическом ключе 4) действовать в едином ключе 7. В каком предложении употребление разговорной и просторечной лексики уместно? 1) Наши спортсмены начисто проиграли последние соревнования. 2) Директор в своём выступлении обратил внимание на тот факт, что некоторые ученики отлынивают от уборки территории. 8. В каком ряду паронимы употреблены правильно? 3) Благодаря инвестициям завод начал работу без раскачки. 4) Как здорово, что мы всем классом идём в поход. 1) Войти на вершину горы, глубинные процессы; 2) дипломатический ход, доверчивый тон; 3) терпимость к чужим поступкам, дипломатический вопрос; 4) взойти в класс, грозовая туча. 9. В каком предложении вместо слова ледовый нужно употребить слово ледяной? 1) Невозможно описать яркость и красочность полярного ледового моря. 2) Ладожское озеро было ледовой трассой, которая несла жизнь ленинградцам. 3) Он произнёс эти слова ледовым голосом. 4) Изменения ледовых условий в арктических морях представляет научный интерес. 10. В каком предложении вместо слова выплатить нужно употребить слово оплатить? 1) Учреждение выплачивает расходы по командировке. 2) Заработную плату выплатили с опозданием. 3) В конце года сотрудникам выплатили премию. 4) Писателю в издательстве выплатили гонорар. 11. Выберите верное объяснение лексического значения слова пацифизм. 1) Мировоззрение, характеризующееся любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей. 2) Реакционная политика наращивания вооружений и активизации военных приготовлений. 3) Излишний формализм, чрезмерная строгость в соблюдении чего-либо.4) Политическое течение и мировоззрение, осуждающее любые войны, в том числе справедливые, освободительные. 12.Укажите предложение, в котором фразеологический оборот употреблён без ошибок. 1) Он перебирал из пустого в порожнее. 2. Мы недолго ломали голову над задачей. 3) Я ему по гроб доски обязан. 4) Его знания оставляли желать лучшего. 13. Определите тип омонима в указанной паре словосочетаний: рублю дрова – дали по 3) омофоны, 4) синонимы. 14. Какое значение имеет фразеологизм «казанская сирота». 2) омоформы рублю. 1) Омографы 1) Тот, кто прикидывается обиженным, несчастным; 2) тот, кто неуверен в себе; 3) крайне беспомощный человек; 4) лицемер, предатель. 1) Собаку съесть; 2) подбитый ветром; 3) в чужую дудку дудеть; 4) плевать с высокой колокольни. 15. Какой фразеологический оборот имеет значение «равнодушный»? 16.Укажите средство художественной выразительности в поэтическом тексте 17.Укажите, в каком примере неправильно определено средство выразительности. С.Есенина: Рассвет рукой прохлады росной Сшибает яблоки зари. 1) Сравнение; 1) Время летит иногда птицей, иногда ползёт червяком (И.С.Тургенев). – Антитеза. 2) Последний луч зари на башне умирает (В.А.Жуковский). – Гипербола. 3) Не то на серебре – на золоте едал (А.Грибоедов). – Метонимия. 4) Не умрёт твой стих могучий, 3) метонимия; 4) перифраза. 2) метафора; Достопамятно-живой, Упоительный, кипучий, И воинственно-летучий, И разгульно-удалой (Н.Языков). – Эпитеты. Контрольная работа по «Лексике». Вариант №2. 1. В каком ряду все слова близки по своему лексическому значению? 1) Корабль, яхта, судно; 2) аннотация, реферат, аттестат; 3) зима, снегопад, оттепель; 4) весёлый, жизнерадостный, пессимистический. 2. Значение какого слова указано неверно? 1) Парламентёр – оратор, мастер красноречия. 2) Вычурный – излишне затейливый, замысловатый. 3) Интервенция – насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела какой-либо страны.4) Дендрарий – сад или парк, в котором с научно-опытными целями выращиваются различные виды деревьев, кустарников. 3. В каком значении употреблено слово «среда» в предложении «Человек живёт в определённоё окружающей среде». 1) Вещество, заполняющее пространство; 2) обстановка, окружающие социально-бытовые условия; 3) день недели, следующий после вторника; 4) тела, окружающие что-нибудь. 1) По вечерам в деревне заливалась голосистая гармонь. 2) Голосовая буря пронеслась над ущельем. 3) Певец обладает замечательными голосовыми данными. 4) В.Маяковский – один из голосовых поэтов своего времени. 4. Укажите пример без нарушения норм словоупотребления. 5. Какое из перечисленных слов имеет значение «объявление о том, что все билеты на спектакль (или концерт) проданы»? 1)Аншлаг; 3) премьера; 4) фурор. 6. В каком значении слово глухой употреблено в прямом значении? 1) глухое недовольство; 2) бенефис; 3) глухой согласный; 4) глухой старик. 7. В каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного употребления? 2) глухой к просьбам; 1) гутарить, композитор; 2) поэт, лицедей; 3) интернет, притаранить (принести); 4) курень, предки (родители). 8. Укажите пример, в котором употребление иноязычного слова уместно. 1) Обилие аксессуаров отягощает сюжет романа. 2) Моя карьера филателиста началась давно. 3) Ученики нашей школы выиграли соревнования в беге на длинные дистанции. 4) количество читателей школьной библиотеки постоянно прогрессирует. 9. В каком предложении вместо слова дипломатичный нужно употребить слово дипломатический? 1) Из уклончивого и чересчур дипломатичного выступления сотрудника осталось неясным, какие же перемены ожидают коллектив в ближайшее время. 2) Осторожные и дипломатичные выражения помогли смягчить сложную ситуацию на переговорах. 3) Дипломатичный этикет нарушался людьми, которые не владели знаниями о нормах речевого поведения, принятых в это стране. 4) Это был исключительно интеллигентный человек, мягкий, тонкий, весьма дипломатичный. 10. В каком предложении вместо слова представить нужно употребить слово предоставить? 1) Начинающий писатель представил свой романа суд читателей. 2) Абитуриенты представили аттестаты и медицинские справки. 3) И она представила себе эти поля под осенним беспросветным дождём. 4) Русский язык – это громаднейшая сокровищница, которая представляет нам безграничные возможности. 11. Укажите, какое значение имеет слово дилетант. 1) Тот, кто не имеет образования; 2) неграмотный; 3) тот, кто ничего не понимает в какой-либо науке; 4) тот, кто занимается наукой или искусством без специальной подготовки. 12.Укажите предложение, в котором фразеологический оборот употреблён без ошибок. 1) Он работал, опустив рукава. 2) Решение задачи привело в тупик. 3) Мы идём в ногу со временем. 4) Нам не удалось одержать реванш в споре. 13. Определите тип омонима в указанной паре словосочетаний: три морковь– три рубля. 1) Омографы 14. Какое значение имеет фразеологизм «глас вопиющего в пустыне». 2) омоформы 3) омофоны, 4) антонимы.1) Громкий крик; 2) призыв, остающийся без всякого ответа; 4) нотация, нравоучение. 3) долгий, развёрнутый монолог; 15. Какой фразеологический оборот имеет значение «несообразительный, не способный вовремя найти ответ»? 1) Петь с чужого голоса; 2) ума палата; 3) задним умом крепок; 4) с серьёзной миной. 16. Укажите средство художественной выразительности в предложении «Котелок сердится и бормочет на огне». 1) Олицетворение; 2) метафора; 17. Укажите, в каком примере неправильно определено средство выразительности. 3) метонимия; 4) перифраза. 1) И вы подобно так падёте, Как с древ увядший лист падёт (Г.Державин). – Сравнение. 2) Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная… (Н.А.Некрасов) – Антитеза. Не заманит шляться босиком (С.Есенин). – Перифраза. Золотыми звёздами в снег (С.Есенин). – Метонимия. 3) И страна берёзового ситца 4) Покатились глаза собачьи Контрольная работа по «Лексике». Вариант №3. 1. В каком ряду не все слова являются синонимами? 2. Значение какого слова указано неверно? 1) Ласковый, мягкий, нежный, приветливый; 2) кичиться, форсить, гордиться, важничать; 3) глаза, очи, зенки, ланиты, гляделки; 4) распоряжаться, управлять, верховодить, командовать. 1) Демонстрировать – выйти на демонстрацию. 2) Популярный – известный, признанный. 3) Пресс-секретарь – представитель власти по делам печати. 4) Приватизация – передача собственности в частные руки. 3. Какое из перечисленных слов имеет значение «тот, кто проповедует расовую исключительность, разжигает национальную вражду»? 1) Террорист; 4) милитарист. 4. Укажите, в каком предложении слово надеть употреблено неправильно. 3) импрессионист; 2) шовинист; 1) Емельян Спиридоныч долго надевал тулуп. 2) Боец снял штык со ствола винтовки, чтобы надеть его на шомпол. 3) Я надеваю и обуваю тебя, ты же отвечаешь мне чёрной неблагодарностью. 4) На улице морозно – в самую пору надеть валенки. 5. В каком значении употреблено слово «предвзятое» в предложении «О писательской работе существует много предвзятых мнений и предрассудков». 1) Отрицательное; 3) составленное заранее, ложное;2) неаргументированное; 4) чужое. 6. Подберите к выделенному слову в словосочетании «бедная растительность» 2) скромная; 7. В каком ряду все слова являются разговорными? соответствующий антоним. 1) Маленькая; 1) Кассирша, раззява, картофель; 2) Дикторша, охламон, весельчак; 1) Перед врачами стоит сложная дилемма: «сбалансировать» применение 4) электричка, старьёвщик, неразбериха. 8. В каком примере нет речевой ошибки, связанной с употреблением слова? 3) жадина, картошка, притон; 4) большая. 3) пышная; радиоактивного облучения и антибиотиков. 2) Материалы XV сессии ООН напечатаны в сегодняшнем номере под аншлагом: «Колониализм – величайшее зло нашего времени». 9. 3) Пароход пришёл обратно через два дня. 4) По улице двигалась кавалькада машин, нагруженных овощами. В каком предложении вместо слова плата нужно употребить слово оплата? 1) Сразу на десять процентов повысилась квартирная плата. 2) Эти деньги – плата за ваше молчание. 3) Плата за проезд в общественном транспорте увеличилась вдвое. 4) На этом предприятии установлена сдельная плата труда. 10. В каком предложении вместо слова бережливость нужно употребить слово бережность? 1) Бережливость и аккуратность – характерные его черты. 2) Он, проявив бережливость, сумел сохранить большую часть урожая. 3) Бережливость не есть скупость, это расчётливость и экономность. 4) Необходимо в детях воспитывать бережливость в отношении к близким. 11. Укажите, какое значение имеет слово ландшафт? 3) местность с деревьями и кустарниками 4) растительность 1) гористая местность 2) общий вид местности 12.Укажите предложение, в котором фразеологический оборот употреблён без ошибок. 1) Он умел отстаивать свою точку мнения. 2) Он сдал экзамен с горем пополам. 3) Она не хочет уповать на лаврах. 4) Чаша его терпения наконец лопнула. 13.Определите тип омонима в указанной паре словосочетаний «воздушный замок 14. Какое значение имеет фразеологизм «стреляный воробей»? 2) омоформы 3) омофоны, 4) антонимы. – врезной замок». 1) Омографы 1) Некрасивый, урод; 2) глупый; 3) опытный, хитрый; 4) необщительный. 15. Какой фразеологический оборот имеет значение «безразлично, всё равно»? 1) Ни два ни полтора; 2) Ни за что ни про что; 3) ни жарко ни холодно; 4) ни нашим ни вашим. 16.Укажите средство художественной выразительности в стихотворной строке 17.Укажите, в каком примере неправильно определено средство выразительности. 4) перифраза. В.А.Жуковского: Ты живо: ты дышишь; смятённой любовью, Тревожною думой наполнено ты… 1) Антитеза; 2) олицетворение; 1) Как чудеса твои прекрасны, 2) Нужны мне разом Кудесница любви, весна (М. Кузмин). – Перифраза. Юг и север, Восток и запад, Лес и степь… (А.Т. Твардовский). – Метафора. 3) метонимия; 3) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А.С.Пушкин). – Метонимия. 4) День был горяч, душен, как воздух над раскалённой плитой (А.Грин). – Сравнение.Контрольная работа по «Лексике». Вариант №4. 1. В каком ряду не все слова являются синонимами? 2. Значение какого слова указано неверно? 1) Банальный, избитый, шаблонный, тривиальный; 2) дёшево, недорого, даром, нипочём; 3) задира, забияка, драчун, петух; 4) клятва, обет, зарок, тайна. 1) Вексель – письменное долговое обязательство. 2) Витийствовать – говорить красноречиво, ораторствовать. 3) Адекватный – в точности повторяющий свойства того или иного объекта. 4) Дилемма – спор в среде специалистов. 3. Какое из перечисленных слов имеет значение «располагать в порядке, 2) ранжировать; 3) аргументировать; 4) выстраивать»? 1) Ангажировать; аранжировать. 4. В каком предложении слово дипломатический употреблено неправильно? 1) С этой страной были налажены дипломатические отношения. 2) Его ответы были мягкими, дипломатическими. 3) Посол выехал в Индию с дипломатической миссией. 4) Дипломатическая почта была получена утром. 4) форма. 3) компания; 5. Укажите значение слова модели в предложении «Некоторые фирмы, выпускающие главным образом представительские и спортивные модели, сохраняют верность схеме с задними ведущими колёсами». 2) образец; 3) миниатюра; 1) Схема; 6. Укажите, какое слово имеет омоним? 1) Беда; 2) пленить; 7. Укажите строку, в которой все слова заимствованные: 1) флот, шайба, картофель, копейка; 2) мальчик, кочерга, абажур, аркан; 3) вексель, танец, карнавал, комедия; 4) капельмейстер, пальто, акваланг, моряк. 1) Письмо дошло до адресанта вовремя. 2) В моей жизни это было самое памятливое событие. 3) Злоумышленник надеялся, что его проступок окажется безнаказанным. 4) Нужно уметь находить и использовать скрытные возможности. 1) Алексей считал себя в эту минуту большим дипломатом: желая задобрить хозяина, 8. В каком примере нет речевой ошибки, связанной с употреблением слова? 9. В каком предложении вместо слова дипломат нужно употребить дипломант? 4) встреча. он говорил ему «господин».знаменитостей. 10. В каком предложении вместо слова мелодичный нужно употребить мелодический? 4) Говорит как дипломат, а дела не идут на лад. 1) Мы часто засыпали под тихий мелодичный голос мамы. 2) Мелодичное стихосложение основано на упорядоченности числа и расположения слогов определённой высоты в стихе. 3) Её мелодичный смех завораживал. 4) Журчал ручей, на душе было тепло от этого мелодичного напева. 11. Укажите, какая из омонимичных форм использована в предложении «Лет до ста 2) Переговоры на Балканах вели известные дипломаты. 3) Честь считать себя дипломатом Московской консерватории заманчива даже для расти нам без старости» (В.Маяковский): 1) Омоформы; 2) омофоны; 12. Укажите, какое значение имеет слово раритет? 3) омографы. 1) Предмет интерьера; 2) равенство; 3) ценная старинная вещь; 4) обитатель морских глубин; 5) музыкальное произведение; 6) закон. 13. Какое значение имеет фразеологизм «точить байки»? 14. Какой фразеологический оборот имеет значение «обманывать»? 3) разглашать; 1) Льстить; 2) исчезать; 4) пустословить 1) Замыкаться в своей скорлупе; 2) Залить глаза; 3) закусывать удила; 4) замазать глаза 15.Укажите предложение, в котором фразеологический оборот употреблён без ошибок. 1) В связи с участившимися терактами всем надо держать уши наготове. 2) Это легче пареной репы. 3) Хоть я и не из робкой десятки, но всё же не решился один пойти на кабана. 4) Меня не так-то просто обвести вокруг пальца. 16.Укажите средство художественной выразительности в стихотворной строке 17. Укажите, в каком примере неправильно определено средство выразительности. 2) метафора; «Люблю тебя, Петра творенье!» (А.С.Пушкин) 1) Олицетворение; 1) Ночь стелет тень и влажный берег судит, 2) Но степь поёт (И.Бунин).- Метонимия. 3) Чёрный бархатный шмель, золотое оплечье (И.Бунин). – Олицетворение. 4) О бард любви, далёкий соловей (В.Брюсов). – Перифраза. Ночь тянет вдаль свой невод золотой (И.Бунин). – Метафора. 3) метонимия; 4) перифраза.1. В каком ряду не все слова являются синонимами? 1) Наушничество, фискальство, доносительство, ябедничество; 2) покорность, послушание, повиновение, смиренность; 3) альтруизм, бескорыстие, жертвенность, меркантильность; 4) тщетно, напрасно, бесполезно, впустую. 2. Значение какого слова указано неверно? 1) Квинтэссенция – пересмотр, отмена высшим судом решений и приговоров низших инстанций. 2) Кардинальный – существенный, важный. 3) Апология – чрезмерное восхваление, защита кого-нибудь. 4) Инкогнито – человек, выдающий себя за другого, скрывающий своё имя. 3. Какое из перечисленных слов имеет значение «обострённое самолюбие, спесивость, чванство»? 1) Галлюцинация; 4) акселерация. 4. В каком предложении слово искусственный (искусственно) употреблено 2) компиляция; 3) амбиция; неправильно? 1) Он засмеялся как-то искусственно. 2) Это были настоящие рыцарские доспехи, искусственно выклеенные из золотой и серебряной ёлочной бумаги. 3) Любовь была не настоящая, искусственная, но мне так не казалась тогда. 4) На острове, насыпанном искусственно пленными турками, стоял полуразвалившийся Контрольная работа по «Лексике». Вариант №5. дворец. 5. Укажите значение слова оттенок в предложении «Голос талантливого актёра или певца может удесятерить эмоциональную силу печатного слова, придать ему огромное разнообразие и порой неожиданные оттенки, рождённые искусством творческого вдохновения». 1) Особенность, разновидность, представляющая собой мало заметный переход от одного к другому; 6. Какие слова являются паронимами? 7. Укажите строку, в которой все слова являются старославянизмами: 2) разновидность одного и того же цвета; 3) то, что заслуживает внимания, одобрения; 4) часть чего-то, измеряемого в пространстве или времени. 1) Дорожка – стёжка; 2) Обогнать – перегнать; 1) Глава, хождение, ворота, ягнёнок; 2) голова, хожу, врата, агнец; 3) голова, хождение, ворота, ягнёнок; 4) глава, хождение, врата, агнец. 8. В каком примере нет речевой ошибки, связанной с употреблением слова? 1) Во всю длину газеты дан аншлаг «Пусть горит земля под ногами хулиганов». 2) Планктон – армада загадок. 3) Наш радиоканал работает для вас в режиме нон-стоп («безостановочно, без 3) белый – чёрный; 4) классный – классовый. перерывов»). 4) В нашей Думе представлена вся палитра мнений. 9. В каком предложении вместо слова авторитарный нужно употребить авторитетный ? 1) В этом государстве установлена авторитарная форма правления. 2) В новостях прозвучала важная информация со ссылкой на авторитарный источник. 3) Начальник крупного предприятия придерживался авторитарного стиля руководства. 4) Его всегда отличала авторитарная манера поведения. 10. В каком предложении вместо слова абонемент нужно употребить абонент? 1) Читатели могут заказать некоторые книги по межбиблиотечному абонементу.2) Абонементы сети обязаны вовремя оплачивать услуги телефонной станции. 3) Началась продажа абонементов в плавательный бассейн. 4) Мы приобрели абонементы в музей на цикл лекций о русской живописи XIX века. 11.Определите тип омонима в указанной паре словосочетаний «книжные полки – вражеские полки». 1) Омоформы; 2) омофоны; 3) омографы. 12. Укажите, какое значение имеет слово «фиаско»? 4) вид спорта; 5) косметическая процедура; 6) просьба о пересмотре чего-либо. 1) Необычайное явление; 2) предмет дамского туалета; 3) поражение; 13. Какое значение имеет фразеологизм «ходить гоголем»? 1) Сходить с ума; 2) кичиться; 3) хитрить; 4) ротозействовать. 14.Какой фразеологический оборот имеет значение «человек аристократического происхождения»? 1) Чёрная кость; 2) все собаки знают; 3) голубая кровь; 4) высший пилотаж. 15.Укажите предложение, в котором фразеологический оборот употреблён без ошибок. 1) Куда ты собрался в такую рань, ведь ни зги не брезжит. 2) Успехи коллектива оставляют желать лучшего. 3) Вскоре и эта пирамида рассыпалась как мыльный пузырь. 4) Нужен он мне как банный лист. 16. Укажите средство художественной выразительности в стихотворной строке 17.Укажите, в каком примере неправильно определено средство выразительности. С.Есенина: Снег, словно мёд ноздреватый, Лёг под прямой частокол. 1) Сравнение; 1) Спит земля в сиянье голубом (М.Лермонтов). – Перифраза. 2) Я сидел у окна в переполненном зале. 3) Я восторгами сердце баюкаю (В.Брюсов). – Метафора. 4) Сусальным золотом горят Где-то пели смычки о любви (А.Блок). - Метонимия. 3) метонимия; 2) метафора; В лесах рождественские ёлки (О.Мандельштам). – Сравнение. 4) перифраза. Контрольная работа по «Лексике». Вариант №6 1. Укажите правильно подобранные антонимические пары: 1) родной – чужой; 2) ясный – пасмурный; 3) синий – голубой; А – 1, 2, 3; Б – 4, 5, 6; 4) поиски - происки; 5) дерево – цветок; 6) мчаться – ползти. В – 1,2,6; Г – 1, 3, 5.2. Значение какого слова указано неверно? 1) Корректный – учтивый, тактичный; 2) Брифинг – пресс-конференция; грамотно; сплачивание 3) каллиграфия – умение писать 4) консолидация – укрепление, 3. Какое из перечисленных слов имеет значение «почтенный, достойный, вызывающий уважение»? 1) Экстравагантный 2) эффектный; В каком предложении слово гармоничный употреблено неправильно? 1) Удачно подобранные гармоничные цвета и звуки помогали поддерживать хорошее 3) респектабельный; 4) эксцентричный. 4. настроение. 2) Свободно звучал гармоничный, огромный и необыкновенной силы бас. 3) Никто, кроме Пушкина, не обладал такой внутренней завершенностью, такой 4) У Пушкина никогда не бывает ничего лишнего, всё в меру, всё на своём месте, конец гармоничной духовностью. гармонично сливается с началом. 5. Укажите значение слова вымысел в предложении «Только в сопоставлении правды и поэтического вымысла Пушкина мы узнаём, как философствовал он над своей жизнью». 1) То, что выписано из какого-нибудь текста, документа; 2) то, что создано воображением, фантазией; 3) ложь; 4) возможный для исполнения. 6. Подберите к выделенному слову в словосочетании «разные вкусы» 3) тождественные; 4) одинаковые. 7. Укажите строку, в которой все слова заимствованные: соответствующий антоним. 1) Однотипные; 2) схожие; 1) Гавань, дочь, земляника, злак; 2) батон, белка, беседа, вьюга; 3) гербарий, баран, астра, бабочка; 4) сюжет, кукла, автор, чулок. 1) Урал – металлургическая житница нашей родины. 2) Критик обратил внимание на дефекты стиля молодого прозаика. 3) М. Горький всю жизнь жил инкогнито. 4) На титульном листе книги автограф Акунина. 9. В каком предложении вместо слова представить нужно употребить 8. В каком примере нет речевой ошибки, связанной с употреблением слова? предоставить? 1) Этот дом представляет собой нечто похожее на замок. 2) Актёр умел представить пение соловья. 3) Вам нужно срочно представить отчёт о командировке. 4) Я представил вам самостоятельно решать эти вопросы. 10. В каком предложении вместо слова информационный нужно употребить информативный? 1) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях. 2) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой информационной 3) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма информационной и 4) Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать телепрограммы. поэтому очень полезной. многие проблемы. 11. Определите тип омонима в указанной паре словосочетаний «съедобный гриб – вирусный грипп». 1) Омоформы; 12. Укажите, какое значение имеет слово «апатия». 4) тип темперамента; 1) Заболевание; 2) омофоны; 3) омографы.2) направление в медицине; 3) хвалебная речи; 5) равнодушие; 6) жительница города Апатиты. 13. Какое значение имеет фразеологизм «прикусить язык»? 1) Огорчиться; 2) замолчать; 3) узнать; 4) сделать выводы. 14. Какой фразеологический оборот имеет значение «наиболее уязвимое место»? 1) Авгиевы конюшни; 2) вавилонское столпотворение; 3) ахиллесова пята; 4) филькина грамота. 15.Укажите предложение, в котором фразеологический оборот употреблён без ошибок. 1) Не нужно замыкаться в себе, давайте делиться своими больными местами. 2) Пора забить во все колокола о вреде наркомании. 3) Куда ты собрался в такую рань, ведь ни зги не брезжит. 4) С лёгким сердцем мы расстались до весны. 16. Укажите средство художественной выразительности в стихотворной строке А,С.Пушкина : Подруга думы праздной, чернильница моя; Мой век однообразный тобой украсил я. 1) Сравнение; 1) Посадили деревья в саду. 2) метафора; 17.Укажите, в каком примере неправильно определено средство выразительности. 3) метонимия; 4) перифраза. Тихо, тихо, чтоб их ободрить, Шепчет осенний дождь. (Басе). – Олицетворение. 2) Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, всё кипит (А.Пушкин) – Метонимия. 3) Больной, усталый лёд. Больной и талый снег. (Д.Мережковский) – Перифраза. 4) Мою любовь, широкую, как море, Вместить не могут жизни берега. (А. Толстой). – Сравнение. Вопрос/вариант 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 1 2 2 4 3 2 2 4 3 3 1 4 4 2 1 4 2 2 Ответы. 3 3 1 2 3 3 3 4 3 4 4 2 2 1 3 3 2 2 2 1 1 2 1 1 4 4 3 3 4 4 3 2 2 3 1 4 4 4 4 2 2 2 2 3 3 3 2 1 3 4 4 4 4 3 5 3 1 3 2 1 4 4 3 2 2 3 3 2 3 2 1 1 6 В 3 3 3 2 4 4 4 4 3 2 5 2 3 4 4 3