Работа содержит тестовый материал из 17 заданий в шести вариантах. Для удобства учителю к работе даны ответы. Тестовые задания соответствуют программному материалу учебников под редакцией Гольцовой, Гусаровой И. В. Каждое задание имеет единичный ответ.
16 и 17 задания на умение определять изобразительно-художественные средства языка.
Контрольная работа по разделу «Лексика».10 класс
Вариант №1.
1. Какая пара слов является синонимами?
1) Жизненный – житейский
2) высокомерие – надменность 4) комнату заставили мебелью – меня заставили
3) высокий – низкий
учиться
2. Значение какого слова указано неверно?
1) Коррумпированный – незаконно обогащающийся политик или чиновник;
2) аншлаг – концерт или спектакль в честь кого-либо;
3) скрупулёзный – точный до мелочей, чрезвычайно тщательный;
4) меценат – богатый покровитель наук и искусств.
3. Какое лексическое значение имеет слово «гуманитарный» в предложении «Риторике
принадлежит центральное место в американской системе теоретического
гуманитарного знания».
1) О науках: относящийся к изучению явлений природы;
2) человечный, отзывчивый;
3) вежливый, культурный;
4) о науках: относящийся к изучению культуры или истории народа.
1) Нам попался человечий экзаменатор.
2) Защита человечьего достоинства – основная черта этого публициста.
3) В своих произведениях он часто изображает человеческие страдания.
4) Она думала, что наконец-то нашла родную человечью душу.
4. Укажите пример без нарушения норм словоупотребления.
5. Какое из перечисленных слов имеет значение «наука, изучающая материальную и
6. В каком значении слово ключ употреблено в прямом значении?
3) библиография
4) экология
духовную культуру народов»?
1) мифология
2) этнография
1) ключ к шифру
2) гаечный ключ
3) в оптимистическом ключе
4) действовать в едином ключе
7. В каком предложении употребление разговорной и просторечной лексики
уместно?
1) Наши спортсмены начисто проиграли последние соревнования.
2) Директор в своём выступлении обратил внимание на тот факт, что некоторые
ученики отлынивают от уборки территории.
8. В каком ряду паронимы употреблены правильно?
3) Благодаря инвестициям завод начал работу без раскачки.
4) Как здорово, что мы всем классом идём в поход.
1) Войти на вершину горы, глубинные процессы;
2) дипломатический ход, доверчивый тон;
3) терпимость к чужим поступкам, дипломатический вопрос;
4) взойти в класс, грозовая туча.
9. В каком предложении вместо слова ледовый нужно употребить слово ледяной?
1) Невозможно описать яркость и красочность полярного ледового моря.
2) Ладожское озеро было ледовой трассой, которая несла жизнь ленинградцам.
3) Он произнёс эти слова ледовым голосом.
4) Изменения ледовых условий в арктических морях представляет научный интерес.
10. В каком предложении вместо слова выплатить нужно употребить слово оплатить?
1) Учреждение выплачивает расходы по командировке.
2) Заработную плату выплатили с опозданием.
3) В конце года сотрудникам выплатили премию.
4) Писателю в издательстве выплатили гонорар.
11. Выберите верное объяснение лексического значения слова пацифизм.
1) Мировоззрение, характеризующееся любовью к людям, уважением к человеческому
достоинству, заботой о благе людей.
2) Реакционная политика наращивания вооружений и активизации военных
приготовлений.
3) Излишний формализм, чрезмерная строгость в соблюдении чего-либо.4) Политическое течение и мировоззрение, осуждающее любые войны, в том числе
справедливые, освободительные.
12.Укажите предложение, в котором фразеологический оборот употреблён без
ошибок.
1) Он перебирал из пустого в порожнее.
2. Мы недолго ломали голову над задачей.
3) Я ему по гроб доски обязан.
4) Его знания оставляли желать лучшего.
13. Определите тип омонима в указанной паре словосочетаний: рублю дрова – дали по
3) омофоны,
4) синонимы.
14. Какое значение имеет фразеологизм «казанская сирота».
2) омоформы
рублю.
1) Омографы
1) Тот, кто прикидывается обиженным, несчастным;
2) тот, кто неуверен в себе;
3) крайне беспомощный человек;
4) лицемер, предатель.
1) Собаку съесть;
2) подбитый ветром;
3) в чужую дудку дудеть;
4) плевать с высокой колокольни.
15. Какой фразеологический оборот имеет значение «равнодушный»?
16.Укажите средство художественной выразительности в поэтическом тексте
17.Укажите, в каком примере неправильно определено средство выразительности.
С.Есенина:
Рассвет рукой прохлады росной
Сшибает яблоки зари.
1) Сравнение;
1) Время летит иногда птицей, иногда ползёт червяком (И.С.Тургенев). – Антитеза.
2) Последний луч зари на башне умирает (В.А.Жуковский). – Гипербола.
3) Не то на серебре – на золоте едал (А.Грибоедов). – Метонимия.
4) Не умрёт твой стих могучий,
3) метонимия;
4) перифраза.
2) метафора;
Достопамятно-живой,
Упоительный, кипучий,
И воинственно-летучий,
И разгульно-удалой (Н.Языков). – Эпитеты.
Контрольная работа по «Лексике».
Вариант №2.
1. В каком ряду все слова близки по своему лексическому значению?
1) Корабль, яхта, судно;
2) аннотация, реферат, аттестат;
3) зима, снегопад, оттепель;
4) весёлый, жизнерадостный,
пессимистический.
2. Значение какого слова указано неверно?
1) Парламентёр – оратор, мастер красноречия.
2) Вычурный – излишне затейливый, замысловатый.
3) Интервенция – насильственное вмешательство одного или нескольких государств
во внутренние дела какой-либо страны.4) Дендрарий – сад или парк, в котором с научно-опытными целями выращиваются
различные виды деревьев, кустарников.
3. В каком значении употреблено слово «среда» в предложении «Человек живёт в
определённоё окружающей среде».
1) Вещество, заполняющее пространство;
2) обстановка, окружающие социально-бытовые условия;
3) день недели, следующий после вторника;
4) тела, окружающие что-нибудь.
1) По вечерам в деревне заливалась голосистая гармонь.
2) Голосовая буря пронеслась над ущельем.
3) Певец обладает замечательными голосовыми данными.
4) В.Маяковский – один из голосовых поэтов своего времени.
4. Укажите пример без нарушения норм словоупотребления.
5. Какое из перечисленных слов имеет значение «объявление о том, что все
билеты на спектакль (или концерт) проданы»?
1)Аншлаг;
3) премьера;
4) фурор.
6. В каком значении слово глухой употреблено в прямом значении?
1) глухое недовольство;
2) бенефис;
3) глухой согласный;
4) глухой старик.
7. В каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного употребления?
2) глухой к просьбам;
1) гутарить, композитор;
2) поэт, лицедей;
3) интернет, притаранить (принести);
4) курень, предки (родители).
8. Укажите пример, в котором употребление иноязычного слова уместно.
1) Обилие аксессуаров отягощает сюжет романа.
2) Моя карьера филателиста началась давно.
3) Ученики нашей школы выиграли соревнования в беге на длинные дистанции.
4) количество читателей школьной библиотеки постоянно прогрессирует.
9. В каком предложении вместо слова дипломатичный нужно употребить слово
дипломатический?
1) Из уклончивого и чересчур дипломатичного выступления сотрудника осталось
неясным, какие же перемены ожидают коллектив в ближайшее время.
2) Осторожные и дипломатичные выражения помогли смягчить сложную ситуацию на
переговорах.
3) Дипломатичный этикет нарушался людьми, которые не владели знаниями о нормах
речевого поведения, принятых в это стране.
4) Это был исключительно интеллигентный человек, мягкий, тонкий, весьма
дипломатичный.
10. В каком предложении вместо слова представить нужно употребить слово
предоставить?
1) Начинающий писатель представил свой романа суд читателей.
2) Абитуриенты представили аттестаты и медицинские справки.
3) И она представила себе эти поля под осенним беспросветным дождём.
4) Русский язык – это громаднейшая сокровищница, которая представляет нам
безграничные возможности.
11. Укажите, какое значение имеет слово дилетант.
1) Тот, кто не имеет образования;
2) неграмотный;
3) тот, кто ничего не понимает в какой-либо науке;
4) тот, кто занимается наукой или искусством без специальной подготовки.
12.Укажите предложение, в котором фразеологический оборот употреблён без
ошибок.
1) Он работал, опустив рукава.
2) Решение задачи привело в тупик.
3) Мы идём в ногу со временем.
4) Нам не удалось одержать реванш в споре.
13. Определите тип омонима в указанной паре словосочетаний: три морковь– три
рубля.
1) Омографы
14. Какое значение имеет фразеологизм «глас вопиющего в пустыне».
2) омоформы
3) омофоны,
4) антонимы.1) Громкий крик;
2) призыв, остающийся без всякого ответа; 4) нотация, нравоучение.
3) долгий, развёрнутый монолог;
15. Какой фразеологический оборот имеет значение «несообразительный, не
способный вовремя найти ответ»?
1) Петь с чужого голоса;
2) ума палата;
3) задним умом крепок;
4) с серьёзной миной.
16. Укажите средство художественной выразительности в предложении «Котелок
сердится и бормочет на огне».
1) Олицетворение;
2) метафора;
17. Укажите, в каком примере неправильно определено средство выразительности.
3) метонимия;
4) перифраза.
1) И вы подобно так падёте,
Как с древ увядший лист падёт (Г.Державин). – Сравнение.
2) Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная… (Н.А.Некрасов) – Антитеза.
Не заманит шляться босиком (С.Есенин). – Перифраза.
Золотыми звёздами в снег (С.Есенин). – Метонимия.
3) И страна берёзового ситца
4) Покатились глаза собачьи
Контрольная работа по «Лексике».
Вариант №3.
1. В каком ряду не все слова являются синонимами?
2. Значение какого слова указано неверно?
1) Ласковый, мягкий, нежный, приветливый;
2) кичиться, форсить, гордиться, важничать;
3) глаза, очи, зенки, ланиты, гляделки;
4) распоряжаться, управлять, верховодить, командовать.
1) Демонстрировать – выйти на демонстрацию.
2) Популярный – известный, признанный.
3) Пресс-секретарь – представитель власти по делам печати.
4) Приватизация – передача собственности в частные руки.
3. Какое из перечисленных слов имеет значение «тот, кто проповедует расовую
исключительность, разжигает национальную вражду»?
1) Террорист;
4) милитарист.
4. Укажите, в каком предложении слово надеть употреблено неправильно.
3) импрессионист;
2) шовинист;
1) Емельян Спиридоныч долго надевал тулуп.
2) Боец снял штык со ствола винтовки, чтобы надеть его на шомпол.
3) Я надеваю и обуваю тебя, ты же отвечаешь мне чёрной неблагодарностью.
4) На улице морозно – в самую пору надеть валенки.
5. В каком значении употреблено слово «предвзятое» в предложении «О
писательской работе существует много предвзятых мнений и предрассудков».
1) Отрицательное;
3) составленное заранее, ложное;2) неаргументированное;
4) чужое.
6. Подберите к выделенному слову в словосочетании «бедная растительность»
2) скромная;
7. В каком ряду все слова являются разговорными?
соответствующий антоним.
1) Маленькая;
1) Кассирша, раззява, картофель;
2) Дикторша, охламон, весельчак;
1) Перед врачами стоит сложная дилемма: «сбалансировать» применение
4) электричка, старьёвщик, неразбериха.
8. В каком примере нет речевой ошибки, связанной с употреблением слова?
3) жадина, картошка, притон;
4) большая.
3) пышная;
радиоактивного облучения и антибиотиков.
2) Материалы XV сессии ООН напечатаны в сегодняшнем номере под аншлагом:
«Колониализм – величайшее зло нашего времени».
9.
3) Пароход пришёл обратно через два дня.
4) По улице двигалась кавалькада машин, нагруженных овощами.
В каком предложении вместо слова плата нужно употребить слово оплата?
1) Сразу на десять процентов повысилась квартирная плата.
2) Эти деньги – плата за ваше молчание.
3) Плата за проезд в общественном транспорте увеличилась вдвое.
4) На этом предприятии установлена сдельная плата труда.
10. В каком предложении вместо слова бережливость нужно употребить слово
бережность?
1) Бережливость и аккуратность – характерные его черты.
2) Он, проявив бережливость, сумел сохранить большую часть урожая.
3) Бережливость не есть скупость, это расчётливость и экономность.
4) Необходимо в детях воспитывать бережливость в отношении к близким.
11. Укажите, какое значение имеет слово ландшафт?
3) местность с деревьями и кустарниками
4) растительность
1) гористая местность
2) общий вид местности
12.Укажите предложение, в котором фразеологический оборот употреблён без
ошибок.
1) Он умел отстаивать свою точку мнения.
2) Он сдал экзамен с горем пополам.
3) Она не хочет уповать на лаврах.
4) Чаша его терпения наконец лопнула.
13.Определите тип омонима в указанной паре словосочетаний «воздушный замок
14. Какое значение имеет фразеологизм «стреляный воробей»?
2) омоформы
3) омофоны,
4) антонимы.
– врезной замок».
1) Омографы
1) Некрасивый, урод;
2) глупый;
3) опытный, хитрый;
4) необщительный.
15. Какой фразеологический оборот имеет значение «безразлично, всё равно»?
1) Ни два ни полтора;
2) Ни за что ни про что;
3) ни жарко ни холодно;
4) ни нашим ни вашим.
16.Укажите средство художественной выразительности в стихотворной строке
17.Укажите, в каком примере неправильно определено средство выразительности.
4) перифраза.
В.А.Жуковского:
Ты живо: ты дышишь; смятённой любовью,
Тревожною думой наполнено ты…
1) Антитеза; 2) олицетворение;
1) Как чудеса твои прекрасны,
2) Нужны мне разом
Кудесница любви, весна (М. Кузмин). – Перифраза.
Юг и север,
Восток и запад,
Лес и степь… (А.Т. Твардовский). – Метафора.
3) метонимия;
3) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А.С.Пушкин). – Метонимия.
4) День был горяч, душен, как воздух над раскалённой плитой (А.Грин). – Сравнение.Контрольная работа по «Лексике».
Вариант №4.
1. В каком ряду не все слова являются синонимами?
2. Значение какого слова указано неверно?
1) Банальный, избитый, шаблонный, тривиальный;
2) дёшево, недорого, даром, нипочём;
3) задира, забияка, драчун, петух;
4) клятва, обет, зарок, тайна.
1) Вексель – письменное долговое обязательство.
2) Витийствовать – говорить красноречиво, ораторствовать.
3) Адекватный – в точности повторяющий свойства того или иного объекта.
4) Дилемма – спор в среде специалистов.
3. Какое из перечисленных слов имеет значение «располагать в порядке,
2) ранжировать;
3) аргументировать;
4)
выстраивать»?
1) Ангажировать;
аранжировать.
4. В каком предложении слово дипломатический употреблено неправильно?
1) С этой страной были налажены дипломатические отношения.
2) Его ответы были мягкими, дипломатическими.
3) Посол выехал в Индию с дипломатической миссией.
4) Дипломатическая почта была получена утром.
4) форма.
3) компания;
5. Укажите значение слова модели в предложении «Некоторые фирмы, выпускающие
главным образом представительские и спортивные модели, сохраняют верность
схеме с задними ведущими колёсами».
2) образец; 3) миниатюра;
1) Схема;
6. Укажите, какое слово имеет омоним?
1) Беда;
2) пленить;
7. Укажите строку, в которой все слова заимствованные:
1) флот, шайба, картофель, копейка;
2) мальчик, кочерга, абажур, аркан;
3) вексель, танец, карнавал, комедия;
4) капельмейстер, пальто, акваланг, моряк.
1) Письмо дошло до адресанта вовремя.
2) В моей жизни это было самое памятливое событие.
3) Злоумышленник надеялся, что его проступок окажется безнаказанным.
4) Нужно уметь находить и использовать скрытные возможности.
1) Алексей считал себя в эту минуту большим дипломатом: желая задобрить хозяина,
8. В каком примере нет речевой ошибки, связанной с употреблением слова?
9. В каком предложении вместо слова дипломат нужно употребить дипломант?
4) встреча.
он говорил ему «господин».знаменитостей.
10. В каком предложении вместо слова мелодичный нужно употребить мелодический?
4) Говорит как дипломат, а дела не идут на лад.
1) Мы часто засыпали под тихий мелодичный голос мамы.
2) Мелодичное стихосложение основано на упорядоченности числа и расположения
слогов определённой высоты в стихе.
3) Её мелодичный смех завораживал.
4) Журчал ручей, на душе было тепло от этого мелодичного напева.
11. Укажите, какая из омонимичных форм использована в предложении «Лет до ста
2) Переговоры на Балканах вели известные дипломаты.
3) Честь считать себя дипломатом Московской консерватории заманчива даже для
расти нам без старости» (В.Маяковский):
1) Омоформы;
2) омофоны;
12. Укажите, какое значение имеет слово раритет?
3) омографы.
1) Предмет интерьера;
2) равенство;
3) ценная старинная вещь;
4) обитатель морских глубин;
5) музыкальное произведение;
6) закон.
13. Какое значение имеет фразеологизм «точить байки»?
14. Какой фразеологический оборот имеет значение «обманывать»?
3) разглашать;
1) Льстить;
2) исчезать;
4) пустословить
1) Замыкаться в своей скорлупе;
2) Залить глаза;
3) закусывать удила;
4) замазать глаза
15.Укажите предложение, в котором фразеологический оборот употреблён без
ошибок.
1) В связи с участившимися терактами всем надо держать уши наготове.
2) Это легче пареной репы.
3) Хоть я и не из робкой десятки, но всё же не решился один пойти на кабана.
4) Меня не так-то просто обвести вокруг пальца.
16.Укажите средство художественной выразительности в стихотворной строке
17. Укажите, в каком примере неправильно определено средство выразительности.
2) метафора;
«Люблю тебя, Петра творенье!» (А.С.Пушкин)
1) Олицетворение;
1) Ночь стелет тень и влажный берег судит,
2) Но степь поёт (И.Бунин).- Метонимия.
3) Чёрный бархатный шмель, золотое оплечье (И.Бунин). – Олицетворение.
4) О бард любви, далёкий соловей (В.Брюсов). – Перифраза.
Ночь тянет вдаль свой невод золотой (И.Бунин). – Метафора.
3) метонимия;
4) перифраза.1. В каком ряду не все слова являются синонимами?
1) Наушничество, фискальство, доносительство, ябедничество;
2) покорность, послушание, повиновение, смиренность;
3) альтруизм, бескорыстие, жертвенность, меркантильность;
4) тщетно, напрасно, бесполезно, впустую.
2. Значение какого слова указано неверно?
1) Квинтэссенция – пересмотр, отмена высшим судом решений и приговоров низших
инстанций.
2) Кардинальный – существенный, важный.
3) Апология – чрезмерное восхваление, защита кого-нибудь.
4) Инкогнито – человек, выдающий себя за другого, скрывающий своё имя.
3. Какое из перечисленных слов имеет значение «обострённое самолюбие,
спесивость, чванство»?
1) Галлюцинация;
4) акселерация.
4. В каком предложении слово искусственный (искусственно) употреблено
2) компиляция;
3) амбиция;
неправильно?
1) Он засмеялся как-то искусственно.
2) Это были настоящие рыцарские доспехи, искусственно выклеенные из золотой и
серебряной ёлочной бумаги.
3) Любовь была не настоящая, искусственная, но мне так не казалась тогда.
4) На острове, насыпанном искусственно пленными турками, стоял полуразвалившийся
Контрольная работа по «Лексике».
Вариант №5.
дворец.
5. Укажите значение слова оттенок в предложении «Голос талантливого актёра
или певца может удесятерить эмоциональную силу печатного слова, придать
ему огромное разнообразие и порой неожиданные оттенки, рождённые
искусством творческого вдохновения».
1) Особенность, разновидность, представляющая собой мало заметный переход от
одного к другому;
6. Какие слова являются паронимами?
7. Укажите строку, в которой все слова являются старославянизмами:
2) разновидность одного и того же цвета;
3) то, что заслуживает внимания, одобрения;
4) часть чего-то, измеряемого в пространстве или времени.
1) Дорожка – стёжка;
2) Обогнать – перегнать;
1) Глава, хождение, ворота, ягнёнок;
2) голова, хожу, врата, агнец;
3) голова, хождение, ворота, ягнёнок;
4) глава, хождение, врата, агнец.
8. В каком примере нет речевой ошибки, связанной с употреблением слова?
1) Во всю длину газеты дан аншлаг «Пусть горит земля под ногами хулиганов».
2) Планктон – армада загадок.
3) Наш радиоканал работает для вас в режиме нон-стоп («безостановочно, без
3) белый – чёрный;
4) классный – классовый.
перерывов»).
4) В нашей Думе представлена вся палитра мнений.
9. В каком предложении вместо слова авторитарный нужно употребить
авторитетный ?
1) В этом государстве установлена авторитарная форма правления.
2) В новостях прозвучала важная информация со ссылкой на авторитарный источник.
3) Начальник крупного предприятия придерживался авторитарного стиля руководства.
4) Его всегда отличала авторитарная манера поведения.
10. В каком предложении вместо слова абонемент нужно употребить абонент?
1) Читатели могут заказать некоторые книги по межбиблиотечному абонементу.2) Абонементы сети обязаны вовремя оплачивать услуги телефонной станции.
3) Началась продажа абонементов в плавательный бассейн.
4) Мы приобрели абонементы в музей на цикл лекций о русской живописи XIX века.
11.Определите тип омонима в указанной паре словосочетаний «книжные полки –
вражеские полки».
1) Омоформы;
2) омофоны;
3) омографы.
12. Укажите, какое значение имеет слово «фиаско»?
4) вид спорта;
5) косметическая процедура;
6) просьба о пересмотре чего-либо.
1) Необычайное явление;
2) предмет дамского туалета;
3) поражение;
13. Какое значение имеет фразеологизм «ходить гоголем»?
1) Сходить с ума;
2) кичиться;
3) хитрить;
4) ротозействовать.
14.Какой фразеологический оборот имеет значение «человек
аристократического происхождения»?
1) Чёрная кость;
2) все собаки знают;
3) голубая кровь;
4) высший пилотаж.
15.Укажите предложение, в котором фразеологический оборот употреблён без
ошибок.
1) Куда ты собрался в такую рань, ведь ни зги не брезжит.
2) Успехи коллектива оставляют желать лучшего.
3) Вскоре и эта пирамида рассыпалась как мыльный пузырь.
4) Нужен он мне как банный лист.
16. Укажите средство художественной выразительности в стихотворной строке
17.Укажите, в каком примере неправильно определено средство выразительности.
С.Есенина:
Снег, словно мёд ноздреватый,
Лёг под прямой частокол.
1) Сравнение;
1) Спит земля в сиянье голубом (М.Лермонтов). – Перифраза.
2) Я сидел у окна в переполненном зале.
3) Я восторгами сердце баюкаю (В.Брюсов). – Метафора.
4) Сусальным золотом горят
Где-то пели смычки о любви (А.Блок). - Метонимия.
3) метонимия;
2) метафора;
В лесах рождественские ёлки (О.Мандельштам). – Сравнение.
4) перифраза.
Контрольная работа по «Лексике».
Вариант №6
1. Укажите правильно подобранные антонимические пары:
1) родной – чужой;
2) ясный – пасмурный;
3) синий – голубой;
А – 1, 2, 3;
Б – 4, 5, 6;
4) поиски - происки;
5) дерево – цветок;
6) мчаться – ползти.
В – 1,2,6;
Г – 1, 3, 5.2. Значение какого слова указано неверно?
1) Корректный – учтивый, тактичный;
2) Брифинг – пресс-конференция;
грамотно;
сплачивание
3) каллиграфия – умение писать
4) консолидация – укрепление,
3. Какое из перечисленных слов имеет значение «почтенный, достойный,
вызывающий уважение»?
1) Экстравагантный
2) эффектный;
В каком предложении слово гармоничный употреблено неправильно?
1) Удачно подобранные гармоничные цвета и звуки помогали поддерживать хорошее
3) респектабельный;
4) эксцентричный.
4.
настроение.
2) Свободно звучал гармоничный, огромный и необыкновенной силы бас.
3) Никто, кроме Пушкина, не обладал такой внутренней завершенностью, такой
4) У Пушкина никогда не бывает ничего лишнего, всё в меру, всё на своём месте, конец
гармоничной духовностью.
гармонично сливается с началом.
5. Укажите значение слова вымысел в предложении «Только в сопоставлении правды
и поэтического вымысла Пушкина мы узнаём, как философствовал он над
своей жизнью».
1) То, что выписано из какого-нибудь текста, документа;
2) то, что создано воображением, фантазией;
3) ложь;
4) возможный для исполнения.
6. Подберите к выделенному слову в словосочетании «разные вкусы»
3) тождественные;
4) одинаковые.
7. Укажите строку, в которой все слова заимствованные:
соответствующий антоним.
1) Однотипные;
2) схожие;
1) Гавань, дочь, земляника, злак;
2) батон, белка, беседа, вьюга;
3) гербарий, баран, астра, бабочка;
4) сюжет, кукла, автор, чулок.
1) Урал – металлургическая житница нашей родины.
2) Критик обратил внимание на дефекты стиля молодого прозаика.
3) М. Горький всю жизнь жил инкогнито.
4) На титульном листе книги автограф Акунина.
9. В каком предложении вместо слова представить нужно употребить
8. В каком примере нет речевой ошибки, связанной с употреблением слова?
предоставить?
1) Этот дом представляет собой нечто похожее на замок.
2) Актёр умел представить пение соловья.
3) Вам нужно срочно представить отчёт о командировке.
4) Я представил вам самостоятельно решать эти вопросы.
10. В каком предложении вместо слова информационный нужно употребить
информативный?
1) Последние десятилетия характеризуются широким распространением
разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях.
2) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой информационной
3) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма информационной и
4) Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать
телепрограммы.
поэтому очень полезной.
многие проблемы.
11. Определите тип омонима в указанной паре словосочетаний «съедобный гриб –
вирусный грипп».
1) Омоформы;
12. Укажите, какое значение имеет слово «апатия».
4) тип темперамента;
1) Заболевание;
2) омофоны;
3) омографы.2) направление в медицине;
3) хвалебная речи;
5) равнодушие;
6) жительница города Апатиты.
13. Какое значение имеет фразеологизм «прикусить язык»?
1) Огорчиться;
2) замолчать;
3) узнать;
4) сделать выводы.
14. Какой фразеологический оборот имеет значение «наиболее уязвимое место»?
1) Авгиевы конюшни;
2) вавилонское столпотворение;
3) ахиллесова пята;
4) филькина грамота.
15.Укажите предложение, в котором фразеологический оборот употреблён без
ошибок.
1) Не нужно замыкаться в себе, давайте делиться своими больными местами.
2) Пора забить во все колокола о вреде наркомании.
3) Куда ты собрался в такую рань, ведь ни зги не брезжит.
4) С лёгким сердцем мы расстались до весны.
16. Укажите средство художественной выразительности в стихотворной строке
А,С.Пушкина :
Подруга думы праздной, чернильница моя;
Мой век однообразный тобой украсил я.
1) Сравнение;
1) Посадили деревья в саду.
2) метафора;
17.Укажите, в каком примере неправильно определено средство выразительности.
3) метонимия;
4) перифраза.
Тихо, тихо, чтоб их ободрить,
Шепчет осенний дождь. (Басе). – Олицетворение.
2) Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит (А.Пушкин) – Метонимия.
3) Больной, усталый лёд.
Больной и талый снег. (Д.Мережковский) – Перифраза.
4) Мою любовь, широкую, как море,
Вместить не могут жизни берега. (А. Толстой). – Сравнение.
Вопрос/вариант
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
1
2
2
4
3
2
2
4
3
3
1
4
4
2
1
4
2
2
Ответы.
3
3
1
2
3
3
3
4
3
4
4
2
2
1
3
3
2
2
2
1
1
2
1
1
4
4
3
3
4
4
3
2
2
3
1
4
4
4
4
2
2
2
2
3
3
3
2
1
3
4
4
4
4
3
5
3
1
3
2
1
4
4
3
2
2
3
3
2
3
2
1
1
6
В
3
3
3
2
4
4
4
4
3
2
5
2
3
4
4
3