Целью контрольной работы является проверка усвоение темы "Виды односоставных предложений", умений отличать односоставные предложения от двусоставных, а также определять виды односоставных предложений, строить схемы, перестраивать предложения из односоставных в двусоставные и наоборот, ставить знаки препинания в предложениях разного типа, находить в тексте односоставные предложения и определять их роль в речи.Контрольная работа по русскому языку "Виды односоставных предложений" (8 класс)
Итоговая контрольная работа по теме: «Односоставные предложения»
Цель работы: проверить, как усвоена тема: умение отличать односоставные предложения от
двусоставных, определять виды односоставных предложений, строить схемы, умение перестраивать
предложения из односоставных в двусоставные и наоборот, умение ставить знаки препинания в
предложениях разного типа, умение находить в тексте односоставные предложения и определять
их роль в речи.).
Задание 1.
Цель: Умение находить основу предложения, отличать односоставное предложение от
двусоставного.
Записать предложения, подчеркнуть основы, определить, простое или сложное,
двусоставное или односоставное предложение (каждого предложения в составе
сложного).
1.Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле.
__________________________________________________________________________________
2.Октябрь уж наступил – уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей. Дохнул осенний
хлад…
_________________________________________________________________________________
3.Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – люблю я пышное природы
увяданье…
__________________________________________________________________________________
4.Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.
___________________________________________________________________________________
5.Люблю тебя, Петра творенье! Люблю твой строгий, стройный вид.
___________________________________________________________________________________
Задание 2.
Цель: Умение отличать односоставные предложения от двусоставных; умение находить среди
предложений односоставные безличные предложения.
2.1. Прочитайте предложения, в левый столбик запишите основы двусоставных
предложений, в правый – безличных. Подчеркните главные члены предложения.
1.Приятно пахнет сосна. – Пахнет смолистой сосной.
2.Быть сильному дождю. – Скоро будет сильный дождь.
3.Мне некого больше любить. – Я буду крепко любить тебя.
4.И это был пруд. – И было темно.
5.Ктонибудь был дома? – Никого не было.
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2.. Расставьте знаки препинания. Выделите безличные части сложных предложений,
подчеркните в них сказуемые.
1.То что гончар лепит не один день единым махом разбить можно.
2.Моря сколько б ты его ни черпал не убудет.
3.Сквозь жёсткую столетнюю кору пробились без сучков сочные молодые листья так что верить
нельзя было будто этот старик (дуб) произвёл их.
4.Горизонта нет но есть просторы.
2.3. Выпишите номера тех примеров, которые состоят из предложений, являющихся
синтаксическими синонимами.
1.Я не спал. Мне не спалось.
2.У неё потемнело в глазах. – У неё потемнели глаза.
3.Я не хотел есть. – Мне не хотелось есть.
4.Я не пришёл играть в футбол. – Мне не пришлось играть в футбол.
5.У меня есть новые учебники. – У меня нет новых учебников.
____________________________________________________________________________________
2.4. Преобразуйте, где это возможно, двусоставные предложения в безличные. Запишите
безличные предложения, подчеркнув в них основы.
1.После дождя мы дышим особенно легко.
____________________________________________________________________________________
2.Я решил сделать полки для книг.
____________________________________________________________________________________
3.Во время каникул мы жили беззаботно.
____________________________________________________________________________________
4.Мы вытащили пружину из старого будильника.
____________________________________________________________________________________
Задание 3.
Цель: Умение находить односоставное определённоличное предложение, находить сказуемое,
строить схемы; отличать односоставное предложение от двусоставного неполного.
3.1. Выпишите из предложений сказуемое и обозначьте, чем оно выражено.
1.Сижу за решёткой в темнице сырой. ___________________________________________________
2.Выбирайся из хаты в двадцать четыре часа со всеми своими потрохами. _____________________
_____________________________________________________________________________________
3.Будем терпеливо сносить испытания. ___________________________________________________4.Чему смеётесь? Над собой смеётесь! ___________________________________________________
3.2. Расставьте знаки препинания. Выделите определённоличные части сложных
предложений. Составьте схему 1 предложения.
1.Но знайте что я всем могу пожертвовать для того которого люблю.
Схема:_______________________________________________________________________________
2.Припомни что сказал сатирик!
3.Поедем сделай одолжение!
4.Не успокоюсь пока не увижу. Не успокоюсь пока не услышу.
3.3. Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений. Укажите номера
предложений, в которых есть односоставные определённоличные предложения, и номер
этой части.
1.Бьюсь об заклад что завтра он будет просить чтоб его ктонибудь представил княгине.
Схема:_______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2.Не успел Чичиков осмотреться как был уже схвачен губернатором который представил его тут
же губернаторше.
Схема:_______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3.Он пошёл к Воронцову которого знал немного потому что служил одно время в одном с ним
полку.
Схема:_______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 4.
Цель: Умение находить односоставные неопределённоличные предложения, отличать данные
предложения от других односоставных предложений; умение находить обобщённоличные
предложения и распознавать их в тексте.
4.1. Укажите неопределённоличное предложение.
1.Ктото звонит по телефону.
2.Звонил по телефону?
3.Звони по телефону!
4.Звонили по телефону.
5.Глаза поминутно застилало слезами.
6.Дискуссию отложили на завтра.
7.Хотелось поскорее выйти из этого леса.
8.Вон крыша с петушком.
_____________________________________________________________________________________4.2. Выписать номера односоставных предложений: в левый столбик определённо
личные предложения, в правый – неопределённоличные.
1….И на обломках самовластья напишут наши имена! (А. С.Пушкин)
2.Спи ж, пока забот не знаешь, баюшкибаю! (М. Ю.Лермонтов)
3.Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан. (А. С.Пушкин)
4.Дни поздней осени бранят обыкновенно…(А. С.Пушкин)
5.Не уходи, побудь со мною! (А. Пойгин)
____________________________________________________________________________________
_
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
4.3. Расставьте знаки препинания и подчеркните основы в неопределённоличных
предложениях.
1.На братских могилах не ставят крестов и вдовы на них не рыдают.
2.Я не люблю себя когда я трушу и не терплю когда невинных бьют.
3.Я не люблю когда мне лезут в душу.
4.Спит земля спокойно под цветами но когда находят мины в ней их берут умелыми руками и
взрывают дальше от людей.
4.4. Переделайте предложения так, чтобы получились односоставные предложения с
обобщающим значением.
1.Когда человек идёт впервые по этой дороге, то восхищается тем, как она красива.
_____________________________________________________________________________________
2.Если ты любишь кататься, то ты должен любить возить саночки.
_____________________________________________________________________________________
3.Ночью люди спят, а днём бодрствуют.
_____________________________________________________________________________________
4.Я достаю из коробочки червяка, насаживаю его на крючок и забрасываю удочку.
_____________________________________________________________________________________
5.Когда ты ешь, не должен разговаривать.
_____________________________________________________________________________________
Задание 5.
Цель: Умение находить односоставные назывные предложения в тексте, умение выделять данные
типы предложений среди других односоставных предложений.
5.1. Среди предложений найдите назывные.
1.Морозит. 2.Морозно. 3. Сильный мороз. 4. Мороз сильный. 5.Темнеет. 6. Темно. 7. Сплошная
темнота. 8. Темнота сплошная.
5.2. Выпишите предложения в два столбика: в левый – односоставные предложения с
главным членом сказуемым, в правый – назывные односоставные предложения.
1.С утра в саду поют скворцы. Весна. Совсем тепло. 2. Первое зимнее утро. Вся земля укрыта
белым пушистым снегом. 3. Пять часов дня. Близится вечер.
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
5.3. Выпишите односоставные назывные предложения из стихотворений А. Фета.
1.Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
2.Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, я ничего не пойму.
3.Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
5.4. Укажите номера тех предложений, в которых надо поставить запятую перед союзом
И.
1.Смех и песни сливались в нестройную музыку.
2.Безветрие и всё небо залито ровной синевой.
3.Клумбы роз и обвитые виноградом корпуса в саду поразили меня.
4.Ночь и на улице нет ни огонька.
5.Взошёл месяц и расцветил весь лес.
6.Полутьма и вспоминается чтото далёкое.
_____________________________________________________________________________________
Задание 6.
Цель: Умение отличать неполные двусоставные предложения от односоставных.
6.1. Укажите неполное предложение, в котором на месте пропущенного члена
предложения надо поставить тире.
1.Один рекомендует спорт, другой поехать на курорт, а третий соблюдать диету.
2.Сквозь полукруглые окна видим сад, заваленный снегом.3.Угар и плесень позади.
_____________________________________________________________________________________
6.2. Укажите предложения,
препинания в неполном предложении.
1.Храбрый узнаётся на войне, мудрый – в гневе, друг – в нужде.
в которых тире стоит в качестве знака
2.Большая Медведица – семь ярких звёзд.
3.Февраль силён метелью, а март – капелью.
4.Хороший вкус – это прежде всего чувство меры.
____________________________________________________________________________________
_
Задание 7 (для домашней работы)
Цель: Уметь находить в тексте односоставные предложения, определять их вид.
7.1. Записать предложения, подчеркнуть основы, у односоставных предложений
определить вид.
Стало почти темно, и нам нужно было торопиться. Мы въехали в ворота лагеря. Он был окружён
забором метра три высотой. Но трёхметровый забор – плохая гарантия от нападения хищников.
Поэтому по ночам в лагере зажигают костры. Ночь никогда не бывает спокойной. Рычание льва.
Хруст кустарника. Жалобный крик жертвы. Теперь уже не заснёшь в течение всей ночи.
7.2. Выпишите из текста односоставные предложения, подчеркните основы и определите
вид односоставного предложения.
Захолодало. По селу потянулись с капустой обозы. Хорошо молиться в осень тёмной ночи за чью
нибудь непутёвую душу.
Обронили вербы чётки зелёные, краснотой подёрнулись листья – удила шёлковые.
Вечер. Голоса по дороге про тёмную ноченьку поют. Прощай, ты, пора нудная, томящая. Вылила ты
из пота нашего колосья зернистые, кровью нашей напоила ягоды свои… Стихало…
ОТВЕТЫ к заданиям
двусоставное.
Задание 1.
1.Роняет лес – двусоставное; сребрит мороз –
2.Октябрь наступил – двусоставное; роща отряхает – двусоставное; дохнул хлад – двусоставное.
3.Унылая пора! Очей очарованье! – односоставное; приятна краса – двусоставное; Люблю я
– двусоставное.
4.Бранят – односоставное; она мила – двусоставное.
5.Люблю – односоставное; люблю – односоставное.
Задание 2.
2.1. 1. Пахнет сосна Пахнет.
2. Будет дождь. Быть.
3. Я буду любить. Любить.
4. Это
5. Ктонибудь
2.2. 1. То, (что…..день), единым махом разбить можно.
был пруд. Было темно.
был. Не было.2. Моря, (сколько…….черпал), не убудет.
3. Сквозь……….листья, (так что верить нельзя было), будто этот старик произвёл их.
4. Горизонта нет, но …….
2.3. П1, П3.
2.4. 1. После дождя нам дышится особенно легко.
2. Во время каникул нам жилось
беззаботно.
Задание 3.
3.1. 1. Сижу – глагол 1л., ед. ч., наст. вр,, изъявит. наклон.
2. Выбирайся – глагол 2л, ед. ч., повелительное наклонение.
3. Будем сносить – глагол 1л., мн. ч., будущее время, изъявит. наклонение.
4. Смеётесь – глагол 2л., мн. ч., настоящее время, изъявительное наклонение.
3.2. 1. Но знайте, что……..для того, которого люблю.
2. Припомни, что сказал……
3. Поедем, сделай одолжение!
4. Не успокоюсь, пока не увижу.
Не успокоюсь, пока не услышу.
Схема 1 предложения: [ ͇
3.3. 1. Бьюсь об заклад, что завтра он будет просить, чтоб его ктонибудь представил княгине. 1[ ],═
2 (что
2. Не успел Чичиков осмотреться, как был уже схвачен губернатором, который представил его тут
же губернаторше. 1[ __
3. Он пошёл к Воронцову, которого знал немного, потому что служил одно время в одном с ним
═
═
═
), 3( потому что
], 2(которого
полку. 1[ __
).
1предложение, часть 1; 3 предложение, часть 2 и 3.
═
= ), 3(чтобы __ ).
̳ ), (которого ).═
], ( что _
═
], 2(как ), 3(
═
который
).═
═══
‗‗ ═
Задание 4.
4.1. 4, 6.
4.2. определённоличные: 2,3,5; неопределённоличные: 1,4.
4.3. 1. На братских могилах не ставят крестов, и вдовы на них не рыдают.
2. Я не люблю себя, когда я трушу, и не терплю, когда невинных бьют.
3. Я не люблю, когда мне лезут в душу.
4. Спит земля спокойно под цветами, но, когда находят мины в ней, их берут умелыми руками
и взрывают дальше от людей.
4.4. 1. Когда впервые идёшь по этой дороге, то восхищаешься тем, как она красива.
2. Любишь кататься люби и саночки возить.
3. Ночью спят, а днём бодрствуют.
4. Достаёшь из коробочки червяка, насаживаешь его на крючок и забрасываешь удочку.
5. Когда ешь, не разговаривай.
Задание 5.
5.1. 3,7.
5.2. Совсем тепло. Весна.
Вся земля укрыта белым пушистым снегом. Первое зимнее утро.Пять часов дня.
5.3. Кругом зима. Жестокая пора. Ветер. Шёпот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и
колыханье сонного ручья.
5.4. 2,4,6.
Задание 6.
6.1. – 1
6.2. – 1,3.
̳
̳
̳Задание 7.
7.1. Стало почти темно (безл.), и нам нужно было торопиться (безл.). Мы въехали в ворота
лагеря. Он был окружён забором метра в три высотой. Но трёхметровый забор – плохая гарантия от
нападения хищников. Поэтому по ночам в лагере зажигают
костры (н.л.). Ночь никогда не бывает
спокойной.
Рычание льва (наз.). Хруст кустарника (наз.). Жалобный крик (наз.) жертвы. Теперь
уже не заснёшь
7.1. Захолодало (безл.). Хорошо молиться в осень тёмной ночи за чью нибудь непутёвую душу
(безл.). Вечер (наз.). Прощай, ты, пора нудная, томящая (опр.лич.). Стихало (безл.).
в течение всей ночи (обобщ.л.).