Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Оценка 4.7
Карточки-задания +2
docx
русская литература
10 кл—11 кл
20.10.2019
Материалы содержат задания и тесты по литературе к учебнику «Литература» под редакцией Обернихиной Г.А. (в 2-х частях).
Задания и тесты в совокупности охватывают всё содержание изучаемых тем и ориентированы на проверку знаний в формате ЕГЭ.
В материалах представлены ответы на все задания, что позволит проверить знания, объективно оценить уровень подготовки по предмету.
Литература_КИМ.docx
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Мишкинский профессиональнопедагогический колледж»
Контрольноизмерительные материалы
по дисциплине
ОДБ.02 Литература
35.01.13 Трактористмашинист сельскохозяйственного производства
для профессии Мишкино 2018
РАССМОТРЕНО
предметной комиссией
общего гуманитарного и
социальноэкономического цикла
Протокол № ___
от «___» _______________ г.
Председатель ПЦК ________
СОСТАВЛЕНО
в соответствии с Федеральным
государственным образовательным
стандартом среднего общего
образования (с изменениями на 31
декабря 2015 г.), утвержденного
приказом Минобрнауки №413 от 17
мая 2012 года (зарегистрирован в
Минюсте Российской Федерации 7
июня 2012 года, регистрационный
номер 24480); с Приказом
Министерства образования и науки РФ
№613 от 29 июня 2017 года «О
внесении изменений в федеральный
государственный образовательный
стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012
года №413»;
для профессии 35.01.13 Тракторист
машинист сельскохозяйственного
производства (приказом Министерства
образования и науки РФ от 2 августа
2013 г. N 740, зарег. Министерством
юстиции (рег. № 29506 от 20 августа
2013 г.))
«УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора по УР
ГБПОУ «МППК»
________________ Е.Ю. Дрыгина
«___» _________________ г.
Автор:
Трапезников С.В., преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ «Мишкинский профессиональнопедагогический колледж»
Контрольная работа №1
«Входящий контроль знаний»
Часть 1
Вариант 1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания
1.1.11.1.3.
В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая
рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные
подполковники, штабскапитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян,
— словом, все те, которых называют господами средней руки. В бричке сидел
господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни
слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком
молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был
сопровожден ничем особенным; только два русских мужика, стоявшие у дверей
кабака против гостиницы, сделали коекакие замечания, относившиеся, впрочем,
более к экипажу, чем к сидевшему в нем. «Вишь ты», — сказал один другому, —
вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву
или не доедет?» — «Доедет», — отвечал другой. «А в Казаньто, я думаю, не
доедет?» — «В Казань не доедет», — отвечал другой. Этим разговор и кончился.
Да еще, когда бричка подъехала к гостинице, встретился молодой человек в
белых канифасовых панталонах, весьма узких и коротких, во фраке с
покушеньями на моду, изпод которого видна была манишка, застегнутая
тульскою булавкою с бронзовым пистолетом. Молодой человек оборотился
назад, посмотрел экипаж, придержал рукою картуз, чуть не слетевший от ветра, и
пошел своей дорогой.
Когда экипаж въехал на двор, господин был встречен трактирным слугою,
или половым, как их называют в русских трактирах, живым и вертлявым до такой
степени, что даже нельзя было рассмотреть, какое у него было лицо. Он выбежал
проворно, с салфеткой в руке, — весь длинный и в длинном демикотонном
сюртуке со спинкою чуть не на самом затылке, встряхнул волосами и повел
проворно господина вверх по всей деревянной галерее показывать ниспосланный
ему богом покой. Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже
известного рода, то есть именно такая, как бывают гостиницы в губернских
городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с
тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее
помещение, всегда заставленною комодом, где устроивается сосед, молчаливый и
спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о всех
подробностях проезжающего. Наружный фасад гостиницы отвечал ее
внутренности: она была очень длинна, в два этажа; нижний не был выщекатурен и оставался в темнокрасных кирпичиках, еще более потемневших от лихих
погодных перемен и грязноватых уже самих по себе; верхний был выкрашен
вечною желтою краскою; внизу были лавочки с хомутами, веревками и
баранками. В угольной из этих лавочек, или, лучше, в окне, помещался
сбитенщик с самоваром из красной меди и лицом так же красным, как самовар,
так что издали можно бы подумать, что на окне стояло два самовара, если б один
самовар не был с черною как смоль бородою.
Пока приезжий господин осматривал свою комнату, внесены были его
пожитки: прежде всего чемодан из белой кожи, несколько поистасканный,
показывавший, что был не в первый раз в дороге. Чемодан внесли кучер Селифан,
низенький человек в тулупчике, и лакей Петрушка, малый лет тридцати, в
просторном подержанном сюртуке, как видно с барского плеча, малый немного
суровый на взгляд, с очень крупными губами и носом. Вслед за чемоданом внесен
был небольшой ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской
березы, сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу жареная курица. Когда
все это было внесено, кучер Селифан отправился на конюшню возиться около
лошадей, а лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней, очень
темной конурке, куда уже успел притащить свою шинель и вместе с нею какойто
свой собственный запах, который был сообщен и принесенному вслед за тем
мешку с разным лакейским туалетом. В этой конурке он приладил к стене
узенькую трехногую кровать, накрыв ее небольшим подобием тюфяка, убитым и
плоским, как блин, и, может быть, так же замаслившимся, как блин, который
удалось ему вытребовать у хозяина гостиницы.
(Н.В. Гоголь «Мертвые души»)
Для выполнения заданий 1.1.11.1.2 запишите сначала номер
задания, а затем на каждый вопрос дайте развернутый связный ответ
(примерный объем 35 предложений), аргументируя свою точку зрения,
опираясь на текст произведения.
1.1.1. Почему город, в который приезжает Чичиков, не имеет названия?
1.1.2. Как представленный во фрагменте портрет характеризует героя?
Для выполнения задания 1.1.3 запишите сначала номер задания, а
затем дайте развернутый связный ответ (примерный объем 58
предложений),
опираясь на
художественный текст и обращаясь (по памяти) к другим
произведениям.
аргументируя свою точку зрения,
1.1.3. Сравните приведенный фрагмент с эпизодом из рассказа А.П. Чехова
«Хамелеон». Чем похожи образы уездного города в этих текстах?
Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой
шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху
наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как
голодные пасти; около них нет даже нищих.
Так ты кусаться, окаянная? – слышит вдруг Очумелов. – Ребята, не
пущай ее! Нынче не велено кусаться! Держи! А... а!
Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного
склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За
ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке. Он
бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку
за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок
высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из
земли выросши, собирается толпа.
Никак беспорядок, ваше благородие!.. – говорит городовой.
Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых
ворот склада, видит он, стоит вышеписанный человек в расстегнутой жилетке и,
подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На
полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый
палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел
мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем
телом, сидит на земле сам виновник скандала — белый борзой щенок с острой
мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и
ужаса.
По какому это случаю тут? – спрашивает Очумелов, врезываясь в
толпу. — Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?
Иду я, ваше благородие, никого не трогаю... – начинает Хрюкин,
кашляя в кулак. – Насчет дров с Митрий Митричем, – и вдруг эта подлая ни с
того, ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий...
Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может,
неделю не пошевельну... Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари
терпеть... Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете...
Гм!.. Хорошо... – говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля
бровями. — Хорошо... Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как
собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих
подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у
меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать!..
Елдырин, — обращается надзиратель к городовому, – узнай, чья это собака, и
составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она наверное бешеная...
Чья это собака, спрашиваю?
Это, кажись, генерала Жигалова! – говорит ктото из толпы.
Генерала Жигалова? Гм!.. Снимика, Елдырин, с меня пальто... Ужас
как жарко! Должно полагать, перед дождем... Одного только я не понимаю: как
она могла тебя укусить? – обращается Очумелов к Хрюкину. – Нешто она
достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб
сорвать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей!
Вариант 2
Прочитайте приведенное ниже произведение и выполните задания 1.2.1
1.2.3.
* * *
Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.
Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий.
Душа не чует стройных голосов.
Но в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке.
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке.
Когда, устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,
В тревожном полусне изнеможенья
Затихнет потемневшая вода.
Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой, —
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встает передо мной.
И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.
И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.
Так, засыпая на своей кровати.
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.
Н.А. Заболоцкий. 1947 Для выполнения заданий 1.2.1 и 1.2.2 сначала запишите в бланке
ответов номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой
связный ответ (примерный объем 35 предложений). Излагайте свою
точку зрения с учетом авторского замысла. Аргументируйте ответ,
используя приведенный текст. Ответы записывайте четко и разборчиво,
соблюдая нормы речи.
1.2.1. Как меняется настроение и мироощущение лирического героя на
протяжении стихотворения?
1.2.2. Какую роль играют эпитеты в стихотворении «Я не ищу гармонии в
природе...»?
Для выполнения задания 1.2.3 сначала запишите в бланке ответов
номер задания, а затем дайте прямой связный ответ (примерный объем
— 58 предложений). Следуйте указанному в задании направлению
анализа. Излагайте свою точку зрения с учетом авторского замысла.
Аргументируйте ответ, используя приведенные тексты. Ответ
записывайте четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
1.2.3. Чем схожи картины ночной природы в стихотворениях «Я не ищу
гармонии в природе...» Н.А. Заболоцкого и «Выхожу один я на дорогу...»
М.Ю. Лермонтова?
* * *
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть.
Чтоб в груди дремали жизни силы.
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел.
Надо мной чтоб вечно зеленея
Темный дуб склонялся и шумел М.Ю. Лермонтов. 1841
Часть 2
Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из
предложенных тем сочинений (2.12.4). В бланке ответов укажите номер
выбранной вами темы, а затем напишите сочинение в объеме не менее
200 слов (если объем сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0
баллов). Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике
учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения.
Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в
сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух
стихотворений). Используйте теоретиколитературные понятия для
анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения.
Сочинение пишите четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
2.1 Почему Н.В. Гоголь назвал свое произведение «Мертвые души»
поэмой?
2.2 Какие философские проблемы раскрываются в лирике Н.А.
Заболоцкого?
2.3 Каким предстает герой ранних произведений Ф.М. Достоевского?
2.4
В чем заключается величие подвига русского солдата? (По одному
произведению о Великой Отечественной войне — по выбору учащегося.) «Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века»
Контрольная работа № 2
Вариант 1
Часть А
При выполнении заданий А1А10 вберите один из предложенных ответов.
А1. Стихотворения «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану…»
написал:
а) М.Ю. Лермонтов;
б) А.С. Пушкин;
в)
г)
В.А. Жуковский;
Г.Р. Державин.
А2. Стихотворения «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Как
часто, пестрою толпою окружен…» написал:
в)
а) М.Ю. Лермонтов;
б) А.С. Пушкин;
г)
В.А. Жуковский;
Г.Р. Державин.
А3. Михайловское – это родовое имение:
а) М.Ю. Лермонтова;
б) Н.В. Гоголя;
в) А.С. Пушкина;
г)
В.А. Жуковского.
А4. Повести «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель» входят в цикл:
а)
б)
в)
г)
«Петербургские повести»;
«Повести Белкина»;
«Вечера на хуторе близ Диканьки»;
«Миргород».
А5. Течение в искусстве, состоящее в стремлении авторов противопоставить
неудовлетворяющей их действительности необычные образы и сюжеты,
подсказанные им сюжеты:
а)
б)
романтизм;
сентиментализм.
реализм;
классицизм;
в)
г)
А6. К какому типу лирики относится стихотворение А.С. Пушкина «Погасло
дневное светило…» (см. текст в части 2):
а)
б) философская;
пейзажная;
в)
г)
любовная;
гражданская.
А7. Ведущей в стихотворении «Погасло дневное светило…» является тема:
а)
б)
бескорыстной любви;
воспоминаний о былом;
в)
г)
верности друзьям;
свободного выбора.
А8. Как называется художественновыразительное средство, использованное
поэтом в словосочетаниях: «угрюмый океан», «к брегам печальным»,
«туманной родины»?
а) метафора;
б) метонимия; в)
сравнение;
г)
эпитет.
А9. Как называется лексическое средство, использованное в строке: «Подруги
тайные моей весны златыя…»?
а)
б)
диалектное слово;
устаревшее слово;
в) фразеологизм;
г)
неологизм.
А10. Лирический герой стихотворения «Погасло дневное светило»:
а)
б)
в)
г)
прощается с отрочеством, с юностью;
не чувствует своей внутренней связи с прошлым
боится будущего;
мечтает о забвении.
А12. Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните
задания В1В4. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания
А11. Часть В
слов.
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный…
И чувствую: в очах родились слезы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман…
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Лети, корабль, неси меня к пределам дальним
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей,
Страны, где пламенем страстей
Впервые чувства разгорались,
Где музы нежные мне тайно улыбались,
Где рано в бурях отцвела
Моя потерянная младость,
А13.
А14.
А15.
А16.
А17.
А18.
А19.
А20.
А21.
А22.
А23.
А24.
А25.
А26.
А27.
А28.
А29.
А30.
А31.
А32.
А33.
А34.
А35.
А36.
А37. А38.
А39.
А40.
А41.
А42.
А43.
А44.
А45.
А46.
А47.
А48.
А49.
А50.
А51.
А52.
Где легкокрылая мне изменила радость
И сердце хладное страданью предала.
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья;
И вы, наперсницы порочных заблуждений,
Которым без любви я жертвовал собой,
Покоем, славою, свободой и душой,
И вы забыты мной, изменницы младые,
Подруги тайные моей весны златыя,
И вы забыты мной… Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило…
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
А53. (А.С. Пушкин)
В1. В строке «Шуми, шуми, послушное ветрило…» использовано
художественновыразительное средство, основанное на очеловечивании и
одушевлении явлений природы. Назовите это средство.
В2. Определите жанр данного лирического произведения.
В3. Укажите, что используется в стихотворении А.С. Пушкина, чтобы передать
умолчание.
В4. Определите размер, которым написано стихотворение?
А55. Дайте связный ответ на вопрос в объеме 510 предложений
А54. Часть C
С1. Какие проблемы затрагиваются А.С. Пушкиным в стихотворении «Погасло
дневное светило…»?
А56. А57. Вариант 2
А58. Часть А
А59. При выполнении заданий А1А10 вберите один из предложенных
ответов.
А1. Стихотворения «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я
А2. Стихотворения «Валерик» («В полдневный жар в долине Дагестана…»),
посетил…» написал:
а) М.Ю. Лермонтов;
б) А.С. Пушкин;
«Выхожу один я на дорогу…» написал:
а) М.Ю. Лермонтов;
б) А.С. Пушкин;
А3. Тарханы – это родовое имение:
а) М.Ю. Лермонтова;
б) Н.В. Гоголя;
в) Жуковский;
г) Державин.
в)
г)
В.А. Жуковский;
Г.Р. Державин.
в) А.С. Пушкина;
г)
В.А. Жуковского.
А4. Укажите произведение, в котором не затрагивается тема «маленького
человека»:
а) А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»;
б) А.С. Пушкин. «Медный всадник»;
в) А.С. Пушкин. «Полтава»;
г) Н.В. Гоголь. «Шинель».
А5. Течение в искусстве и литературе, основным принципом которого является
наиболее полное и верное отображение действительности посредством
типизации – это:
а)
б)
романтизм;
сентиментализм.
реализм;
классицизм;
в)
г)
А6. К какому типу лирики относится стихотворение М.Ю. Лермонтова «Поэт»
(см. текст в части 2):
а)
б) философская;
пейзажная;
в)
г)
любовная;
гражданская;
А7. Ведущей в стихотворении «Поэт» является тема:
а)
б)
любви и дружбы;
родины и природы;
в)
г)
поэта и поэзии;
свободы и неволи.
А8. Как называется художественновыразительное средство, использованное
поэтом в словосочетаниях: «таинственный закал», «мыслей благородных»,
«ветхий мир»?
а) метафора;
б) метонимия;
сравнение;
эпитет.
в)
г) А9. Что представляет собой строфа стихотворения М.Ю. Лермонтова?
в)
г)
пятистишие;
октаву.
а)
б)
дистих;
катрен;
А10. Лирический герой стихотворения «Поэт»:
а)
б)
в)
г)
верит в то, что его голос необходим людям;
сопоставлен с кинжалом, который в настоящий момент служит
дорогой игрушкой;
попрежнему воспламеняет бойца для битвы;
презирает людей.
А12. Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните
задания В1В4. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания
А11. Часть В
слов.
А13. Поэт
А14. Отделкой золотой блистает мой кинжал;
А15. Клинок надежный, без порока;
А16. Булат его хранит таинственный закал –
А17. Наследье бранного востока.
А18. Наезднику в горах служил он много лет,
А19. Не зная платы за услугу;
А20. Не по одной груди провел он страшный след
А21. И не одну прорвал кольчугу.
А22. Забавы он делил послушнее раба,
А23. Звенел в ответ речам обидным.
А24. В те дни была б ему богатая резьба
А25. Нарядом чуждым и постыдным.
А26. Он взят за Тереком отважным казаком
А27. На хладном трупе господина,
А28. И долго он лежал заброшенный потом
А29. В походной лавке армянина.
А30. Теперь родных ножон, избитых на войне,
А31. Лишен героя спутник бедный,
А32. Игрушкой золотой он блещет на стене –
А33. Увы, бесславный и безвредный!
А34. Никто привычною, заботливой рукой
А35. Его не чистит, не ласкает,
А36. И надписи его, молясь перед зарей,
А37. Никто с усердьем не читает…
А38. В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
А39. Свое утратил назначенье, А40. На злато променяв ту власть, которой свет
А41. Внимал в немом благоговенье?
А42. Бывало, мерный звук твоих могучих слов
А43. Воспламенял бойца для битвы,
А44. Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
А45. Как фимиам в часы молитвы.
А46. Твой стих, как божий дух, носился над толпой
А47. И, отзыв мыслей благородных,
А48. Звучал, как колокол на башне вечевой
А49. Во дни торжеств и бед народных.
А50. Но скучен нам простой и гордый твой язык,
А51. Нас тешат блестки и обманы;
А52. Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
А53. Морщины прятать под румяны…
А54. Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
А55. Иль никогда на голос мщенья,
А56. Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
А57. Покрытый ржавчиной презренья?..
А58. (М.Ю. Лермонтов)
В1. В строке «Никто привычною, заботливой рукой…/ Никто с усердьем не
читает…» использован фонетический прием, основанный на одинаковом
начале каждого последующего предложения. Назовите этот прием.
В2. Назовите словосочетание, с помощью которого М.Ю. Лермонтов называет
поэта в финальной строфе стихотворения.
В3. Укажите название художественновыразительного средства, основанного на
одушевлении и очеловечивании явлений природы и использованного в
строке: «Забавы он делил послушнее раба. / Звенел в ответ речам
обидным…».
В4. Определите размер, которым написано стихотворение?
А60. Дайте связный ответ на вопрос в объеме 510 предложений
А59. Часть С
С1. Как в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Поэт» раскрывается тема поэта и
поэзии?
А61. А62. Ответы к Контрольной работе № 2
А63. «Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX
века»
А64. Вариант 1
А65. №
задан
ия
А66.
А1
А76. Ответ А77.
Б
А67.
А2
А78.
А
А68.
А3
А79.
В
А69.
А4
А80.
А
А87. №
задан
ия
А89. Ответ А90. Олицетворение
А91. №
задан
ия
А93. Ответ А94. Элегия
А95. №
задан
ия
А70.
А5
А71.
А6
А82.
А81.
Б
В
А88. В1
А72.
А7
А83.
Б
А73.
А8
А84.
Г
А74.
А9
А85.
Б
А75.
А10
А86.
А
А92. В2
А96. В3
А97. Ответ А98. Многоточия / многоточие
А99. №
А100.В4
задан
ия
А101.Ответ А102.Ямб
А103.№
задан
ия
А104.С1
А105.Ответ А106.Смысл стихотворения выражается в последних строках
перед рефреном. Лирический герой понимает, что его
жизнь необратимо изменилась, но он готов принять и
неизвестность будущего, и свое прошлое. При этом его
любовь, которую он оставил позади, не может быть
забыта, так как она не подвластна времени и
обстоятельствам.
А107.Главная мысль стихотворения указывает на
необходимость принятия своей судьбы. Поэт повидал на
своем веку много несправедливости, бед и разочарований,
но это не мешает ему с улыбкой смотреть в будущее, с
норовом препираться с бушующей стихией. Он еще готов
побороться за свое счастье. При этом он отдает себе отчет в том, что с ним произошло, принимает это,
извлекает необходимые уроки и идет дальше, не
зацикливаясь на зле. Да, раны не излечены, но и измен с
обидами он не припоминает.
А108. А109.Вариант 2
А110.№
задан
ия
А111.
А1
А112.
А2
А113.
А3
А114.
А4
А115.
А5
А116.
А6
А117.
А7
А118.
А8
А119.
А9
А120.
А10
А121.Ответ А122.
Б
А123.
А
А124.
А
А125.
В
А132.№
задан
ия
А134.Ответ А135.Анафора
А136.№
задан
ия
А138.Ответ А139.Осмеянный пророк
А140.№
задан
ия
А142.Ответ А143.Олицетворение
А144.№
задан
ия
А146.Ответ А147.Анапест
А148.№
задан
ия
А126.
А127.
Б
А
А133.В1
А128.
В
А129.
Г
А130.
Б
А131.
Б
А137.В2
А141.В3
А145.В4
А149.С1
А150.Ответ А151.Назначение поэта и поэзии для общества – основная тема
в стихотворении «Поэт» для Михаила Юрьевича. Автор
показывает, что влияние мастеров слова на общество и их
важность очень высоки.
А152.Так же он продолжает важную для себя мысль
презрения к молодому поколению за безразличие ко всему,
что происходит вокруг.
А153.Лермонтов огорчён тем, что мечта об истинной цели
поэтического искусства становится более несбыточной.
Финал стихотворения – это призыв к поэтическому
пробуждению, ведь сила поэзии, как и сила кинжала,
может сразить наповал.
А154.Основная мысль стихотворения – утрата юными поэтами
их истинного назначения. Тридцатые годы XIX века –
время, когда общество находится в застое, для молодых
людей отсутствуют духовные и нравственные идеалы, Лермонтов это чувствует и, как истинный творец, не
принимает происходящего.
А155.Стихотворение «Поэт» – протест инертному обществу, в
нём красной нитью проходит главная мысль о высоком
предназначении поэта, смысл деятельности которого
сводится к борьбе с застоем умов и падением высоких
нравов в обществе.
А156. А158.«Особенности развития русской литературы во второй половине XIX
А157.Контрольная работа № 3
века»
А159.Вариант 1
А160.Часть А
А161.При выполнении заданий А1А10 вберите один из предложенных
ответов.
А1. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» является ярким образцом литературы:
а)
б)
романтической;
реалистической;
в)
г)
классицистической;
модернистской.
А2. Одним из значительных художественных открытий Тургеневапрозаика
стал принцип:
а)
б)
в)
г)
сатирического преувеличения;
тайного психологизма;
прямого обличения порока;
бессюжетности повествования;
А3. Действие романа И.С.Тургенева разворачивается:
а)
б)
в)
г)
накануне реформы 1861 года;
в период военной кампании 1812 года;
после реформы 1861 года;
на рубеже 1920 веков.
А4. Главной темой отрывка из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» «Есть
небольшое сельское кладбище…» является:
а)
б)
в)
г)
любовь родителей к сыну;
примирение поколений;
образ жизни родителей после смерти Базарова;
красота природы сельского кладбища.
А5. Какими причинами вызвано «лежание» Ильи Ильича Обломова из романа
бездуховностью и цинизмом;
полным разочарованием в любви;
И. Гончарова «Обломов»:
а)
б)
в) мечтательной ленью;
г)
телесным недугом.
А6. Какое выражение было господствующим на лице Ильи Ильича Обломова:
простота;
строгость;
в) мягкость;
г)
А7. Что считал Обломов синонимом слова «труд»:
в)
г)
уважение;
скука;
покой;
работа.
злость.
а)
б)
а)
б) А8. Вставьте пропущенное слово: «Он задумался и машинально стал чертить
пальцем по пыли, потом посмотрел, что написано: вышло…»
а) Ольга;
б)
обломовщина;
в)
г)
справедливость;
нет правильного ответа.
А9. К какой общественной среде принадлежат герои пьесы А.Н. Островского
«Гроза»:
а)
б)
помещичьедворянской;
купеческой;
в)
г)
аристократической;
народной.
А10. Какому персонажу из пьесы А.Н. Островского «Гроза» принадлежат эти
слова: «Мне только проститься с ним, а там… а там хоть умирать. За что я
его в беду ввела? Ведь мне не легче от того! Погибать бы мне одной! А то
себя погубила, его погубила, себе бесчестие – ему вечный покор!»
а)
Варваре;
б) Катерине;
в) Кабанихе;
г) Феклуше.
д) Часть В
е) Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните
задания В1В4. Ответ необходимо дать в виде слова или
сочетания слов.
ж)
– Дай же отряхнуться, папаша, – говорил несколько сиплым от
дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, весело отвечая на отцовские
ласки, – я тебя всего запачкаю.
з)
– Ничего, ничего, – твердил, умильно улыбаясь, Николай Петрович и
раза два ударил рукою по воротнику сыновней шинели и по собственному пальто.
– Покажика себя, покажика, – прибавил он, отодвигаясь, и тотчас же пошел
торопливыми шагами к постоялому двору, приговаривая: «Вот сюда, сюда, да
лошадей поскорее».
и)
Николай Петрович казался гораздо встревоженнее своего сына; он
словно потерялся немного, словно робел. Аркадий остановил его.
к)
– Папаша, – сказал он, – позволь познакомить тебя с моим добрым
приятелем, Базаровым, о котором я тебе так часто писал. Он так любезен, что
согласился погостить у нас.
л)
Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого
роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко
стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал.
м)
– Душевно рад, – начал он, – и благодарен за доброе намерение
посетить нас; …надеюсь… позвольте узнать ваше имя и отчество?
н)
– Евгений Васильев, – отвечал Базаров ленивым, но мужественным
голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое
лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным
носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного
цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. о)
– Надеюсь, любезнейший Евгений Васильев, что вы не соскучитесь у
нас, – продолжал Николай Петрович.
п)
Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и
только приподнял фуражку. Его темнобелокурые волосы, длинные и густые, не
скрывали крупных выпуклостей просторного черепа.
р)
– Так как же, Аркадий, – заговорил опять Николай Петрович,
оборачиваясь к сыну, – сейчас закладывать лошадей, что ли? Или вы отдохнуть
хотите?
с)
т)
– Дома отдохнем, папаша; вели закладывать.
– Сейчас, сейчас, – подхватил отец. – Эй, Петр, слышишь?
Распорядись, братец, поживее.
у)
Петр, который в качестве усовершенствованного слуги не подошел к
ручке барича, а только издали поклонился ему, снова скрылся под воротами.
(И.С. Тургенев. «Отцы и дети»)
В1. Какая форма общения между персонажами, основанная на обмене
ф)
репликами, использована И.С. Тургеневым в данном фрагменте.
В2. Назовите фамилию Николая Петровича и Аркадия, которая будет
ассоциироваться в романе с идеями либерального дворянства.
В3. Укажите название изобразительной подробности, при помощи которой
писатель создает художественный образ («обнаженная красная рука»,
«высокий лоб»).
В4. Как называлась система взглядов «новых людей», носителем которых
является в «Отцах и детях» Евгений Базаров, основанная на отрицании
принципов и традиций дворянской культуры?
х) Часть С
ц) Дайте связный ответ на вопрос в объеме 510 предложений
С1. Какова роль данного фрагмента в развитии конфликта «отцов» и «детей» в
романе?
ч) ш) Вариант 2
щ) Часть А
ы) При выполнении заданий А1А10 выберите один из
предложенных ответов.
А1. Произведение И.С.Тургенева «Отцы и дети» является:
сатирическим рассказом;
социальнофилософским романом;
а)
б)
в) философской притчей;
г)
бытовым очерком.
А2. Говоря о том, что роман «Отцы и дети»» «направлен против дворянства
как передового класса», Тургенев подчеркнул:
а)
б)
в)
г)
революционность своих взглядов
консерватизм своих убеждений;
стремление к объективной оценке современности;
отстраненность от проблематики эпохи.
А3. Основные события, связанные с противостоянием «отцов» и «детей»,
происходят:
а)
б)
в имении Одинцовой;
в Петербурге;
в)
г)
в имении Кирсановых;
в губернском городе ***.
А4. Что определяет поведение родителей Евгения Базарова в отрывке из
романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» «Есть небольшое сельское
кладбище…»:
а)
б)
в)
г)
беззаботность;
злость;
любовь к сыну;
забота о собственном будущем.
А5. Какую черту Ильи Ильича Обломова (героя романа «Обломов»),
подчеркивает И. Гончаров, окружая героя «красивыми ширмами с
вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами»:
а)
б)
в)
г)
отсутствием эстетического вкуса;
романтическую мечтательность;
стремление к роскоши;
боязнь отстать от моды;
А6. Каково происхождение Обломова:
а)
дворянин;
б) мещанин;
в)
г)
купец;
крестьянин.
А7. С какой целью в романе «Обломов» приводится описание халата
Обломова: а)
б)
в)
г)
выявить отсутствие в герое серьезного отношения к жизни;
показать через предмет образ жизни, особенности поведения героя;
охарактеризовать психологическое состояние героя;
объяснить исключительность состояния героя.
А8. Вставьте пропущенное слово: «Он (Штольц) не предвидел, что он вносит …
А9. Какое определение нравам города Калинова дал Кулигин в разговоре с
(в жизнь Обломова)»
а)
б)
свет;
лампу;
Борисом:
а)
б)
непросвещенные;
дикие;
в) фейерверк;
г)
свечку.
в) жестокие;
г)
ужасные.
А10. Какому персонажу из пьесы А.Н. Островского «Гроза» принадлежат эти
слова: «И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что
честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у
кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды
даровые еще больше денег наживать»:
а) Борису;
б) Тихону;
в) Дикому;
г) Кулигину; д) Часть В
е) Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните
задания В1В4. Ответ необходимо дать в виде слова или
сочетания слов.
ж)
– Дай же отряхнуться, папаша, – говорил несколько сиплым от
дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, весело отвечая на отцовские
ласки, – я тебя всего запачкаю.
з)
– Ничего, ничего, – твердил, умильно улыбаясь, Николай Петрович и
раза два ударил рукою по воротнику сыновней шинели и по собственному пальто.
– Покажика себя, покажика, – прибавил он, отодвигаясь, и тотчас же пошел
торопливыми шагами к постоялому двору, приговаривая: «Вот сюда, сюда, да
лошадей поскорее».
и)
Николай Петрович казался гораздо встревоженнее своего сына; он
словно потерялся немного, словно робел. Аркадий остановил его.
к)
– Папаша, – сказал он, – позволь познакомить тебя с моим добрым
приятелем, Базаровым, о котором я тебе так часто писал. Он так любезен, что
согласился погостить у нас.
л)
Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого
роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко
стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал.
м)
– Душевно рад, – начал он, – и благодарен за доброе намерение
посетить нас; …надеюсь… позвольте узнать ваше имя и отчество?
н)
– Евгений Васильев, – отвечал Базаров ленивым, но мужественным
голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое
лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным
носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного
цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.
о)
– Надеюсь, любезнейший Евгений Васильев, что вы не соскучитесь у
нас, – продолжал Николай Петрович.
п)
Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и
только приподнял фуражку. Его темнобелокурые волосы, длинные и густые, не
скрывали крупных выпуклостей просторного черепа.
р)
– Так как же, Аркадий, – заговорил опять Николай Петрович,
оборачиваясь к сыну, – сейчас закладывать лошадей, что ли? Или вы отдохнуть
хотите?
с)
т)
– Дома отдохнем, папаша; вели закладывать.
– Сейчас, сейчас, – подхватил отец. – Эй, Петр, слышишь?
Распорядись, братец, поживее.
у)
Петр, который в качестве усовершенствованного слуги не подошел к
ручке барича, а только издали поклонился ему, снова скрылся под воротами.
ф)
(И.С. Тургенев. «Отцы и дети») В1. Укажите название поместья, куда едут герои и где развернутся события,
связанные с противостоянием «отцов» и «детей».
В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его
внешности («Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу
заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими
бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и
выражало самоуверенность и ум»).
В3. В основе сюжета «Отцов и детей» лежит противоречие взглядов и идейных
позиций представителей разных поколений. Укажите термин, которым в
литературоведении называют такое противоречие.
В4. Назовите средство художественной изобразительности, позволяющее
автору образно описать предмет или явление: «…говорил сиплым от
дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий»; «отвечал Базаров
ленивым, но мужественным голосом».
х) Часть С
ц) Дайте связный ответ на вопрос в объеме 510 предложений
С1.
Зачем Евгений Базаров, знакомясь с Николаем Петровичем, произнес свое
имя на простонародный лад и как это связано с его дальнейшей линией
поведения в романе?
ч) ш) Ответы к Контрольной работе № 3
щ) «Особенности развития русской литературы во второй половине
XIX века»
ы) Вариант 1
э) №
з
а
д
а
н
и
я
аи) О
т
в
е
т
аф) №
з
а
д
а
н
и
я
ац) О
т
в
е
т
аш) №
з
а
д
а
н
и
я
аы) О
т
ю)
А
я)
А
аа)
А
аб)
А
ав)
А
аг)
А
ад)
А
ае)
А
аж)
А
аз)
А
ак)
Б
ал)
Б
ам)
А
ан)
Б
ао)
В
ап)
В
ар)
Б
ас)
Б
ат)
Б
ау)
Б
ах) В1
ащ) В2
ач) Диалог
аэ) Кирсановы з
а
д
а
н
и
я
ба) О
т
в
е
т
бв) №
з
а
д
а
н
и
я
бд) О
т
в
е
т
бж) №
в
е
т
аю) №
з
а
д
а
н
и
я
би) О
т
в
е
ая) В3
бб) Деталь / художественная деталь
бг) В4
бз) С1
бе) Нигилизм
бк) Уже в первом эпизоде романа Тургенева «Отцы и
идеи,
дети» намечаются важнейшие темы,
художественные приемы Тургенева;
попытка
проанализировать их – первый шаг к осмыслению художественного мира произведения в его системной
целостности.
Действительно,
бл) Сама ситуация «возвращения домой после долгого
отсутствия» предопределяет отношение читателя к
происходящему как к новому этапу в жизни молодого
человека.
Аркадий Николаевич
закончил обучение в университете и, как всякий
молодой человек, стоит перед выбором дальнейшего
жизненного пути, понимаемого очень широко: это не
только и не столько выбор общественной
деятельности, сколько определение собственной
жизненной позиции,
своего отношения к
нравственным и эстетическим ценностям старшего
поколения.
бм) Как ни странно, но разговор о новом поколении
начинается именно с Петра, «в котором все: и
бирюзовая сережка в ухе,
и напомаженные
разноцветные волосы, и учтивые телодвижения,
словом,
все изобличало человека новейшего,
усовершенствованного поколения». Он не подходит «к
ручке барича», а только издали кланяется ему, а к
мужикам относится презрительно. Это вульгарное
понимание «нового»,
«глупость и важность»
свойственны не одному Петру. Петр, конечно,
представляет гораздо меньшую опасность для
общества, чем мнимые единомышленники Базарова,
но едва ли меньшую роль играет его комический образ.
Петр встречает Кирсанова и Базарова в начале
романа, он участвует как единственный «секундант»
в одном из важнейших эпизодов дуэли Базарова с
Павлом Петровичем и, наконец, подобно Николаю
Петровичу и Аркадию Николаевичу, женится.
бр)
А
бс)
А
бо) Вариант 2
бф)
А
бу)
А
бт)
А
бх)
А
бц)
А
бч)
А
бш)
А
бщ)
А
т
бн)
бп) №
з
а
д
а
н
и бэ)
Б
бю)
В
бя)
В
ва)
В
вб)
Б
вв)
А
вг)
Б
вд)
В
ве)
В
вж)
Г
ви) В1
вн) В2
вс) В3
вл) Марьино
вп) Портрет
я
бы) О
т
в
е
т
вз) №
з
а
д
а
н
и
я
вк) О
т
в
е
т
вм) №
з
а
д
а
н
и
я
во) О
т
в
е
т
вр) №
з
а
д
а
н
и
я вт) О
т
в
е
т
вф) №
з
а
д
а
н
и
я
вц) О
т
в
е
т
вш) №
з
а
д
а
н
и
я
вы) О
т
в
е
т
ву) Конфликт
вч) Эпитет
вх) В4
вщ) С1
вэ) Знакомясь с Николаем Петровичем Кирсановым,
Базаров представляется как Евгений Васильев,
стараясь подчеркнуть этим свое невысокое
происхождение (так в метрических книгах второй
половины 19 века записывались имена крестьян и
мещан). Таким образом, с первой же минуты
знакомства он стремится противопоставить себя
либеральным дворянам. Базаров не отличается
искусностью манер, воспитанностью (не сразу подал
руку Николаю Петровичу). Однако он легко находит
общий язык с представителями народа (прислуга в
Марьино считала его «своим» человеком).
вю) В споре с Павлом Петровичем Евгений Базаров с
гордостью заявляет, что его «дед землю пахал» и что
он относит себя к русскому народу. Однако Базаров Главный
при этом презирает народ, потому что «мужик наш
рад сам себя обокрасть, чтобы напиться дурману в
кабаке».
к
демократической линии так называемого
народознания, он любит народ, но не идеализируют
его. Таким образом, Базаров не принадлежит ни к
аристократии, ни к народу.
относится
герой
вя) И.С.
Тургеневу удалось создать образ героя
разночинцадемократа,
являлся
представителем нарождавшейся к 60м годам 19
века новой интеллигенции.
который
га) гб) Контрольная работа № 4
гв) «Особенности развития литературы 1920х годов»
гг) Вариант 1
гд) Часть А
А1. Укажите годы жизни С.А. Есенина
а)
б)
в)
г)
18951925 гг.
18901921 гг.
18931930 гг.
18681936 гг.
А2. С.А. Есенин был родом из
Таганрога
села Константиново Рязанской губернии
села Багдади
а)
б)
в)
г) Москвы
А3. Какое прозвище получил С.А. Есенин в писательских кругах?
деревенский поэт
Рязанский Лель
а)
б)
в) Московский хулиган
г)
последний поэт деревни
А4. Укажите, как назывался первый сборник стихов С.А. Есенина, вышедший в
1916 году?
«Явь»
а)
б)
«Персидские мотивы»
«Москва кабацкая»
в)
г)
«Радуница»
А5. Назовите тему, ставшую основной в творчестве С.А. Есенина
тема любви
тема Родины, России
тема красоты и гармонии природы
тема революции
а)
б)
в)
г)
б)
в)
г)
Есенина
а)
А6. Определите, каково мироощущение лирического героя ранних стихов С.А.
герой христиански смиренно принимает мир таким, каков он есть, со
всеми его недостатками и пороками
герой ощущает враждебность окружающего мира
герой находится в гармонии с окружающим миром
герой протестует, бунтует против сложившегося порядка
А7. Укажите, какой символ наступающей на деревню городской цивилизации
встречается в стихах С.А. Есенина «железный конь»
а)
б) жеребёнок, бегущий за поездом
в) железный Миргород
г)
агитки Бедного Демьяна
А8. Кто является адресатом стихотворения «Письмо к женщине»?
а) Айседора Дункан
б) Анна Изряднова
в)
г)
Зинаида Райх
Галина Бениславская
А9. Назовите стихотворение С.А. Есенина, которое является его своеобразным
завещанием и было написано накануне самоубийства поэта в гостинице
«Англитер»
а)
б)
в)
г)
«Цветы мне говорят: прощай…»
«Русь советская»
«До свиданья, друг мой, до свиданья»
«Отговорила роща золотая…»
А10. Укажите, какое из перечисленных стихотворений не относится к
философской лирике
«Русь уходящая»
а)
«Не жалею, не зову, не плачу…»
б)
в)
«Хороша была Танюша»
«Поосеннему кычет сова…»
г)
ге) Часть В
гж) Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и
выполните задания В1–В7
гз) Я,
ги)
златоустейший, чьё каждое слово душу новородит, именинит тело,
говорю вам:
гк) мельчайшая пылинка живого ценнее того, что я сделаю и сделал!
гл) Слушайте!
гм) Проповедует Мечась и стеня,
гн) сегодняшнего дня крикогубый Заратустра!
го) Мы
гп) с лицом, как заспанная простыня, с губами, обвисшими, как люстра,
мы,
гр) каторжане городалепрозория, где золото и грязь изъязвили проказу,
— мы чище венецианского лазорья, морями и солнцами омытого сразу!
гс) Плевать, что нет у Гомеров и Овидиев людей, как мы, от копоти в
оспе.
гт) Я знаю –
гу) солнце померкло б, увидев наших душ золотые россыпи! гф) Жилы и мускулы — молитв верней.
гх) Нам ли вымаливать милостей у времени!
гц) Мы каждый –
гч) держим в своей пятерне миров приводные ремни!
гш) (В. Маяковский «Облако в штанах»)
В1. С каким течением русского авангарда начала XX века связано раннее
творчество В. В. Маяковского?
В2. Каково авторское определение жанра поэмы «Облако в штанах»?
В3. Поэт бросает резкий вызов публике, задавая всему произведению
обличительнопублицистический настрой. Каким термином обозначается
такая
художественного
произведения?
идейноэмоциональная
настроенность
В4. К творчеству какого автора восходит образ «крикогубого Заратустры»?
В5. Дайте определение восклицаний, которые используются поэтом для
активизации читательского восприятия («Нам ли вымаливать милостей у
времени!»).
гщ) Часть С
гы) Дайте связный ответ на вопрос в объеме 510 предложений
С1. Каким образом в приведённом отрывке из поэмы В. В. Маяковского
находит воплощение гуманизм — важнейший эстетический принцип
русской литературы?
С2. В каких произведениях русской литературы XIX — XX вв. авторы
прославляют человека и в чём эти произведения можно сопоставить с
поэмой «Облако в штанах»?
гэ) гю) Вариант 2
гя) Часть А
А1. Укажите годы жизни Маяковского
а)
б)
в)
г)
18951925
18931930
18901939
18921937
А2. Какое литературное течение возглавил Маяковский?
имажинизм
а)
б)
символизм
в) футуризм
г)
акмеизм
А3. Основной темой ранней лирики Маяковского является:
а)
б)
в)
г)
а)
б)
в)
г)
тема одиночества
тема конца света, мира, цивилизации
тема любви
тема современного города
«Я»
«Владимир Маяковский»
«Тринадцатый апостол»
«Человек»
А4. Назовите подзаголовок поэмы Маяковского «Облако в штанах»
А5. Какая тема составляет сюжетную основу поэмы «Облако в штанах»?
а)
б)
в)
г)
неразделенная любовь
ненависть поэта к буржуазному миру
ненависть поэта к империалистической войне
отрицание бога
А6. Кому была посвящена поэма Маяковского «Люблю»?
Татьяне Яковлевой
а)
б) Веронике Полонской
в) Лиле Брик
г) Марии Денисовой
А7. Какое из перечисленных произведений Маяковского не является
сатирическим?
«О дряни»
а)
б)
«Прозаседавшиеся»
«Гимн взятке»
в)
г)
«Юбилейное» А8. Укажите имя героя пьесы Маяковского, которого называют «обывателиус
вульгарис»
а) Победоносиков
б) Присыпкин
в) Чудаков
г)
Велосипедкин
А9. Пьеса «Клоп» – сатирические произведения, направленные против таких
подлость и трусость
пороков, как:
а)
б) мещанство и бюрократизм
бессердечие и жестокость
в)
г)
раболепие и чинопочитание
А10. Укажите жанр пьес Маяковского «Баня» и «Клоп»
а) мистерия
б)
комедия
в) фарс
г)
буффонада
да) Часть В
дб) Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните
задания В1–В5
Бренные пожитки собирать.
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.
дв) Мы теперь уходим понемногу
дг)
В ту страну, где тишь и благодать.
дд) Может быть, и скоро мне в дорогу
де)
дж)
дз)
ди)
дк)
дл)
дм)
дн)
до)
дп) Мир осинам, что, раскинув ветви,
др)
дс)
дт) Много дум я в тишине продумал,
ду) Много песен про себя сложил,
дф)
дх)
дц)
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Загляделись в розовую водь! Счастлив тем, что целовал я женщин,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
дч)
дш) Мял цветы, валялся на траве
дщ)
ды)
дэ)
дю)
дя)
еа)
еб)
ев)
ег)
ед)
ее)
еж)
Знаю я, что не цветут там чащи,
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле...
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
(С. Есенин «Мы теперь уходим понемногу»)
В1. Укажите классический жанр лирики, черты которого присутствуют в
есенинском стихотворении (грустное философское размышление о смысле
бытия)..
ез)
В2. В стихотворении С.А. Есенина осины, заглядевшиеся в «розовую водь»,
наделены человеческими свойствами. Укажите название этого приема.
В3. В четвертой строфе стихотворения смежные строки имеют одинаковое
начало:
еи) Много дум я в тишине продумал, /Много песен про себя сложил,
ек) Как называется эта стилистическая фигура?
В4. Как называется образное определение,
служащее средством
художественной выразительности («на земле угрюмой»)?
В5. Укажите размер, которым написано стихотворение С.А. Есенина «Мы
теперь уходим понемногу...» (ответ дайте в именительном падеже без
указания количества стоп).
ел) Часть С
ем) Дайте связный ответ на вопрос в объеме 510 предложений
С1. Каким предстает внутренний мир лирического героя в стихотворении С.А.
Есенина?
С2. В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти и в чем
они перекликаются с есенинским стихотворением?
ен) ео) Ответы к Контрольной работе № 4
еп) «Особенности развития литературы 1920х годов»
ер) Вариант 1
ет)
А
еу)
А
еф)
А
ех)
А
ец)
А
еч)
А
еш)
А
ещ)
А
еы)
А
еэ)
А
ея)
А
жа)
Б
жб)
Б
жв)
Г
жг)
Б
жд)
В
же)
А
жж)
В
жз)
В
жи)
В
жл) В1
жп) В2
жн) футуризм
жс) тетраптих
ес) №
з
а
д
а
н
и
я
ею) О
т
в
е
т
жк) №
з
а
д
а
н
и
я
жм) О
т
в
е
т
жо) №
з
а
д
а
н
и
я
жр) О
т
в жу) В3
жч) В4
жэ) В5
жх) пафос
жщ) Ницше
жя)риторические восклицания
з
а
д
а
н
и
я
жф) О
т
в
е
т
жц) №
з
а
д
а
н
и
я
жш) О
т
в
е
т
жы) №
е
т
жт) №
з
а
д
а
н
и
я
жю) О
т
в
е
т за) №
з
а
д
а
н
и
я
зв) О
т
в
е
т
зб) С1
зг) Герой поэмы «Облако в штанах», отрицатель,
бунтарь и протестант,
преодолевая личную
трагедию, выходит на улицу и здесь обретает своё
истинное предназначение: быть глашатаем «улицы
безъязыковой»,
«сегодняшнего дня крикогубым
Заратустрой». «Я» поэта, смешиваясь с «уличными
тыщами», обретает силу и мощь в слове «мы».
Лирический герой не стыдится встать в один ряд со
«студентами, проститутками, подрядчиками», с
теми, кто орёт: «Идёмте жрать!» Здесь, а не в
тесной комнате его личность обретает нужное для
её гармоничного существования пространство. Здесь
его крик будет разумен и понятен.
«с лицом,
зд) Герой отнюдь не склонен идеализировать «каторжан
городалепрозория»,
как заспанная
простыня, с губами, обвисшими, как люстра» (все
сравнения связаны с вещными образами предметов
мебели, поскольку речь идёт о городских жителях).
Поэт готов увидеть среди «золота и грязи» «наших
душ золотые россыпи». В рабочих он прозревает
«творцов в горящем гимне — шуме фабрики и
лаборатории». Настоящая, а не выдуманная Гете
жизнь становится музой поэта.
зе) Выражая читательскую точку зрения, лирический
герой, оценивающий себя исходя из принципа
самоиронии, всё же оказывается ближе к идеалу
Человека, нежели «мужчины, залёжанные, как
больница, и женщины, истрёпанные, как пословица».
Поэт пытается соединить несоединимое — жизнь и
идеал. И в этом корни его трагедии. Люди,
«голодненькие, потненькие, покорненькие, закисшие в
блохастом грязнёнке», а лирический герой поэта
мечтает, что через их грязь проглянет золото души.
зж) №
зз) С2
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Контрольно-измерительные материалы "Литература" (10-11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.