М. И. Кузнецова
уд ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПРИМЕРЫ
— ПО РУССКОМУ
класс
ЭКЗАМЕН
удк 373:811.161.l
ББК 81.2Рус-9 k89
Кузнецова М. И.
К89 Тренировочные примеры по русскому языку : контрольное списывание : 1 класс. ФГОС /
М. И. Кузнецова. — М. : Издательство «Экзамен», 2016. — 32 с. (Серия «5000 задач») ISBN 978-5-377-09684-9
Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.
Данное пособие является универсальным и содержит практический материал по основным разделам любой из учебных программ по русскому языку для начальной школы. Учитель может использовать его для совершенствования грамматико-орфографических и речевых умений и навыков учащихся, а также для контроля за усвоением детьми программных разделов и тем.
Основу пособия составляют связные тексты. Это отрывки из произведений классиков русской и современной литературы, произведений устного народного творчества. Такой подбор текстов окажет определённое образовательно-воспитательное воздействие на младших школьников.
Пособие предназначено для работы в школе и дома для фронтальной или самостоятельной работы.
Приказом № 729 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных организациях.
удк 373:811.161.1 ББК 81.2Рус-9
Учебное изДание
Кузнецова Марта Ивановна
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПРИМЕРЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Издательство «ЭКЗАМЕН»
Гигиенический сертификат № РОСС RU. АЕ51. Н 16678 от 20.05.2015 г.
Главный редактор Л. Д. Лаппо. Редактор М. А. Козлова
Технический редактор Л. В. Павлова. Корректоры И. В. Русанова, Л. В. Дьячкова Дизайн обложки А. Ю. Беляева. Компьютерная верстка Т. Н. Меньшова 107045, Москва, Луков пер., д. 8. www.examen.biz
E-mail: по общим вопросам: info@examen.biz; по вопросам реализации: sale@examen.biz; тел./факс 8(495)641-0()-30 (многоканальный)
Общероссийский классификатор продукции
ОК 005-93, том 2; 953005 — книги, брошюры, литература учебная
Подписано в печать 17.06.2015. Формат 60х90/8. Гарнитура «Школьная».
Бумага офсетная. Уч.-изд. л. 0,3. Усл. печ. л. 4. Тираж 10 000 экз. Заказ № 927
Отпечатано в ООО «Красногорская типография»,
143405, Московская обл., Красногорский р-н, г. Красногорск, Коммунальный квартал, д. № 2. www.ktprint.ги
ISBN 978-5-377-09684-9 © Кузнецова М. И., 2016
© Издательство «ЭКЗАМЕН», 2016
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
1. У куста Никита и Наташа. Это куст сирени. (8)
2. У Антона росла репка. Репа была крепка и вкусна. (9)
З. Папа Карло из полена сделал куклу. Куклу назвали Буратино. (9)
4. Буратино прыгал и скакал по комнате. Карло сшил ему одежду. (10)
5. На бревне спала кошка Мурка. Мурка громко мурлыкала. (8)
6. Птичка была рада солнышку. Она пела звонко и весело. (9)
7. Вот озеро. Вода тут чиста. А это кто плывёт? Это уточка. (11)
8. Стоит в поле теремок. Бежит мышка-норушка. Кто тут экивёт? (10)
9. Малыши играли у пруда. Там были лягушки. Мальчики бросали камни. Плохо это! (12)
10. Летит комар-пискун. Кто, кто в теремке живёт? Я мышка-норушка. (11)
11. Вот школа. Вова и Миша идут в класс. Они ученики. (10)
12. У синички были птенцы. Они пищали и просили есть. (9)
13. На мостике стоят две козы. Упёрлись они рогами и стоят. Вот упрямицы! (12)
14. У Димы был чижик. Чиж пел песни. Он хотел на волю. (11)
15. Азбука, айва, усы, утка, облако, осина, крыша, дымок, книга, комар, зонтик, куст, старик, липа. (14)
16. Шмель сел на цветок. Он пил сок. Спасибо тебе, клевер! (10)
17. У ёлки иголки колки. Шишки пахнут смолой. В них семена. (10)
18. Лето прошло. Дети идут в школу. У Маши красивый букет. (10)
19. Тут коровы и козы. Пастух гонит их на луг. Там сочная трава. (12)
20. Лиза сажала цветы. Красивы астры и анютины глазки. Вот так клумба! (11)
21. Два Мороза вышли на дорогу. Решили они заморозить людей. Но не тут-то было! (13)
22. На дворе осень. Утром ясно и прохладно. Ребята весело бегут в школу. (12)
23. Наша школа новая. Во дворе школы растут берёза и ёлка. Они ждут школьников. (13)
24. Школа стоит у леса. У крыльца сидит ёжик. Он ждёт детей. (11)
25. Пришла весна. Трещит лёд на реке. Дует тёплый ветерок. (9)
26. Буль, буль! Так журчит ручей. Вот плывёт листиккораблик. (9)
27. На поляне цветы. Это фиалки. Они синие и душистые. (9)
28. Снег укрыл лес. Замело дороги. Засыпало крылечко. (7)
29. Жили-были старик и старуха. Испекла старуха колобок. (8)
30. Мама подарила сыну игрушку. У тигра полоски. Усы торчат. Хвост длинный. (11)
31. Весна идёт! Снег тает. Сосульки плачут. Ручей звенит. (8)
32. С веток капает капель. Кап, кап, кап! Ручеёк бежит, спешит. (10)
33. Вот уж вечер наступил. Солнце село за лесок. Подул ветерок. (10)
34. В школе звенит звонок. Ученики сели за парты. Дети рады. (10)
35. Вот и весна. Вода бежит по камням. Наш ручей мал. (10)
36. Вот ветка ивы. Она пахнет весной. Почки лопнули. Стали пушинки. (10)
37. Под ёлкой цветы. Это белые ландыши. Они пахнут и звенят. (10)
38. В лесу стало тихо. Гроза прошла. Радуга играла в облаках. (10)
39. Змея шипит на щенка. Щенок Жужу порычал и убежал. (9)
40. На опушке цветут гусиные лапки. Под липой растут маргаритки. (9)
41. Зима. Падает снежок. Тропку замело. Лежат пушистые сугробы. (8)
42. Тихо текла наша речка. Над рекой росла ива. Под ивой жила щука. (12)
43. У Ромы — ромашки. У Дины — лютики. А Вася сорвал иван-чай. (11)
44. Зайчик сел на пенёк. Вот он встал, как столбик. И тут он увидел волка. (14)
45. Лиса шустро бежала по тропке. Её ушки торчали. Лиса услышала писк мышки. (12)
46. На крышу села ворона. Она принесла солому. Солому ворона носит в гнездо. (12)
47. Осень. Упали листики ивы. Они плыли по воде. Лодочки были разного цвета. (12)
48.
49. Было тёплое лето. Малыши собирали в роще грибы. (8)
50. Бабушка любила ивушку. Люди называли её плакучая ива. Её ветки свисали к воде. (13)
51. Весна. Бегут ручейки. Тает снежок. Открыл синие глаз-
52. Петух прыгнул на забор. Песню свою запел. Всю дерев-
53. Спешит муравей домой. Но солнышко быстрее садится. Совсем темно стало. (10)
54. Малина прятала свои ягодки. Но медвежата нашли кустик. Они поели ягоды. (11)
55. Шли белые бараны. Бараны били в барабаны. Громко били! (9)
56. Из норы вылезли два крота. Потянулись! А теперь пора за работу. (11)
57. Это не кошка, смотри берегись,
Идёт на охоту коварная ... . (10)
58. Солнце греет целый ... .
От жары я прячусь в (10)
59. Ветерок качал паутинку. Паук сидел тихо. Вдруг в пау-
60. У калитки росла слива. Сочные синие плоды свисали за забор. Угощайся и ты! (13)
61. На опушке росла рябинка. Ягоды красные, сладкие. Сне-
62. лоси — большие животные. Они гордо несут свою голову. Их рога тяжелы и красивы! (13)
63. Ель зимой стоит зелёная. Хвоинки свои в снежок пря-
64. Нарисовал Мороз на стекле узоры. Иней развесил на ветках. Снег выпустил на землю. (13)
65. Иван косил рожь. Таня вязала снопы. Бабушка ставила снопы в бабки. (11)
66. Ёжик шустро бежал по опушке. Миша накрыл его шапкой. Ёж свернулся в клубок. (13)
67. Баба Яга посадила Ваню на окно. Дала ему в руки блюдце и яблочко. Сиди и играй! (16)
68. Кукует кукушка. Далеко слышно её ку-ку. А тут и сорока затрещала. Лес проснулся! (13)
69. Гусеница ползла по ветке. Видит она яблочко! Решила погостить на этом деревце. (12)
70. Сима и Вера взяли глину. Они лепили фигурки. А вот Дима слепил свисток. (13)
71. Внучка Алёнушка пошла с подругами в лес. Девочки собирали ягоды, плели венки. (12)
72. Дверь тихо скрипнула. Вышел серый кот. Он увидел мышку. Отвернулся. Хитрит кот! (12)
73. На окне росла герань. На нёй показался бутон. Утром дети увидели красный цветок. (13)
74. У дома рос клён. Воробей прыгал по стволу. Тут мошка вылезла, а тут жучок. Вот и обед! (17)
75. Настала зима. Дети рады морозу. Мороз щиплет им щёки и носы. Хорошо зимой! (13)
76. Папа столкр. Он мастерит мебель. Он придумал новую модель дивана. (10)
77. Весна. На пригорке родился родничок. Он бежал по песку. Люди слышали его смех. (13)
78. Под елью выросли грибы. Как их называла бабушка?
Они же рыжие! Лисички это! (13)
79. Я бегу по лыжне. Кругом пушистый снег. В воздухе кружатся снежинки. Здорово! (12)
80. Пастушок гонит гусей на луг. У гусей красные лапки и клювы. Вот гуси нырнули в воду и вышли сухими из воды.
Почему? (22)
81. Не мышь, не птица, В лесу резвится,
На деревьях живёт
И орешки грызёт. (б а) (14)
82. Тима собрал жёлуди. Мальчик положил их в корзинку. Жёлуди похожи на крепких мужичков. (13)
83. Плот плыл под мост. Солдатик крепко держал ружьё. Но стоять на одной ноге было трудно. (15)
84. Пони бегал по кругу. Малыш очень старался бежать ровно по арене цирка. Завтра будет концерт. (15)
85. Лягушка отложила икру в пруду. Песни свои пела и ждала. Скоро юркие головастики поплыли. (14)
86. Сверчок жил за печкой. Он пел свои песни. Дети давно уснули. Только старая бабушка не спала. (16)
87. Улитка выползла из раковины. Раковина была красивая и витая. Улитка гордилась своим домом. (13)
88. Удав увидел Мартышку. Она сидела на травке. Обезьянка думала, как бы измерить удава? (13)
89. Золушка села в карету и поехала на бал. Как она хотела увидеть принца! Сёстры не узнали Золушку. (17)
90. Белка прыгнула на ветку сосны. С ветки на ветку и в дупло убежала. Только хвост торчит! (16)
91. Сова жила в дупле. Дупло у совушки большое. Как тепло и сухо малышам-совятам! (14)
92. Вот и волчата вышли из своего логова. Играют, резвятся. Волчиха учит их искать пищу. (14)
93. Взяла Машенька у старушки клубочек. Бросила она его на землю и пошла искать братца. (14)
94. Легла лисичка на дорогу. Ну, мёртвая, да и только! Бросил старик лису в сани и дальше поехал. (17)
95. Под дубом стоит шалаш. Его построил лесник дядя Саша. Хорошо отдохнуть в лесном домике! (14)
96. Сегодня на уроке мы рисовали пейзаж. Лес, луга, стог сена у реки. Это всё моя Родина! (16)
97. Маленький муравей тащил веточку. Тяжела ноша. но скоро зима, и надо утеплять свой муравейник. (14)
98. Молоко любят все! Кот Барсик любит молоко. Ёж лакает молочко. Дети тоже любят молоко. (14)
99. Какой красивый пригорок! Кто рассыпал тут красные бусы? Да не бусы это. Это клюква, клюква! (15)
100. На болоте сидит лягушка. Она держит в лапках стрелу. Она и будет Царевной-лягушкой. (14)
101. Созрела земляника. Ягодки надели на головки зелёные шапочки. Из листочков сделали зонтики. (12)
102. Дети побежали на речку. На пляже много народу. Все весёлые и загорелые. (12)
103. Миша и Алик идут на рыбалку. В руках у них удочки и вёдра. В баночке черви. Хорошего улова! (18)
104. Какая вкусная самая первая ягодка! И сочна и вкусна земляничка. Целый кузовок набрали. (13)
105. Был тёплый день. Мы раскинули сети. В сети попали карась и налим. Хорош улов! (14)
106. Брату шесть лет. Он любит покушать. Дед журит нашего толстячка. Спортом занимайся, Ванечка! (13)
107. Я очень люблю читать сказки. Там много волшебных вещей. Вот палочка, клубочек, шапка-невидимка. (14)
108. Составь предложение со словами жить, служить.
Я вспомнил пословицу. Жить — Родине служить! (12)
109. Какой у нас богатый урожай! Это жёлтые сливы. Тут растут спелые вишни. А это ягодки облепихи. (16)
110. У садика стояли лыжи, коньки, санки. Витя взял сани. Диночка — коньки. Лыжи остались в саду. (15)
111. Под крышей висит гнездо ос. Пчёлы живут в улье. Утром все насекомые летят на луг. (15)
112. Школьники учат правила дорожного движения. Светофор помогает людям правильно переходить улицу. (11)
113. На катке звонкий гладкий лёд. Фигуристы коньками чертят фигуры на льду. Чудесный вид спорта! (14)
114. Зайчиха оставила зайчат в ямке. Сидите тихо! Не шумите! Под кустом вас волк не найдёт. (15)
115.
116. Наступила осень. Почему птицы улетают на юг? Да жучки, червячки попрятались. Голодно в лесу. (14)
117. Пришла весна. Весело запели птицы. Расцвели первые цветы. (8)
118. Весной прилетели грачи. Разбежались по пашне. Торопятся червяков поймать. Поели. Теперь гнёзда надо строить! (14)
119. Дети отправились в горы. Слушали эхо. Хотели эдельвейс чудный отыскать. Хорошо отдохнули в каникулы! (14)
120. Мама и папа ушли в гости. Вася остался дома. Мальчик боялся темноты. Но к Васе пришёл кот Буська. Теперь не страшно! (21)
121. Тополь любят майские жуки. Грызут они липкие листочки. Дереву вред наносят. Но посмотри, какой красивый майский жук! (17)
122. Наша дача за городом. Вечером мы едем отдыхать на дачу. Горит костёр. Летят искры. Тепло и комары не кусают. (19)
123. Ветер шалун налетел. Дёрнул за косу иву. Берёзку за сарафан ухватил. В чёрный кармашек заглянул. Красавица, да и только! (19)
124. Липа зацвела. Цветочки жёлтенькие и запах чудный, ароматный! Скоро семена появятся. (11)
125. Тёмная туча закрыла небо. Частые капли застучали по крыше. Ребята помчались домой. (12)
126. Лето. Июль. Мы идём через чащу леса. Вот и речка. Мы поймали леща и щуку. Красота! (16)
127. Моя любимая игрушка мишка. Плюшевый мишка уже старый. Заплатка на боку. Она его только украшает. (15)
128.Мне семь лет. Я учусь в школе. Школа у нас новая. Учительницу зовут Мария Ивановна. Я люблю с ней беседовать. (20)
129.Я очень люблю свою маму. Она добрая и ласковая. Она заботится обо мне. Мы учим с ней стихи, слушаем музыку. (20)
130.Мой друг подарил мне шашки. Мы часто сидим и играем. Я подарю Васе шахматы. Будем вместе играть в шахматы. Здорово? (20)
131. Папа и я строим самолёты и воздушные змеи. Сегодня мы запускаем яркий красно-зелёный змей. Будет ли ветер? Он нам нужен! (21)
132. Серая Шейка плавала изо всех сил. Она боялась, что прорубь замёрзнет. Но тут подошёл лесник и взял уточку домой. (19)
133. Мы учимся в первом классе. У меня много хороших друзей. Мы играем, пляшем и поём. Всё это мы делаем весело и дружно. Мы друзья! (24)
32
ДОРОГОЙ ДРУГ!
Ты часто слышишь от учителя: «Нужно вырабатывать орфографическую зоркость!» Это значит, что каждый человек должен научиться правильно, без ошибок читать; в процессе чтения видеть слова с орфограммами, подбирать к ним проверочные слова, подтверждающие их правильное написание; запоминать написание трудных слов с непроверяемой орфограммой. Но это ещё не всё. Главное: нужно научиться списывать предложение по логически законченным частям без ошибок и проверять то, что написано. Если ошибки остались, их следует исправить. Не огорчайся, если что-то не получилось. Дальше всё обязательно получится! В помощь тебе даётся алгоритм контрольного списывания. Следуй ему, и всё будет отлично.
1. Внимательно прочитай текст.
2. Подумай, о чём говорится в тексте. Соответствует ли заголовок содержанию текста, отражает ли его основную мысль? Если нет заголовка, придумай его сам.
З. Выдели логически законченные части текста. О чём в них говорится? Каждую часть начинай писать с красной строки.
4. Прочитай текст ещё раз. Выдели слова с трудными для тебя орфограммами. Подбери, где это нужно, проверочные слова. Вспомни правило.
5. Прочитай первое предложение. Запомни его и запиши по логически законченным частям.
6. Перечитай написанное. Сравни свой текст с оригиналом.
7. Переходи к следующему предложению. 8. Выполнив работу, прочитай весь текст. Если в чём-то сомневаешься, то посмотри в оригинал.
|
|
||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
— |
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|
||
|
|
Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.
Единый Учебно-Методический Комплект с данным пособием составляют:
ТРеНИРOВ0чные задания по русскому языку. 1 класс
• Тренировочные примеры по русскому языку. Безударные гласные. 1 класс
• Тренировочные примеры по русскому языку. Контрольное списывание. 1 класс
• Тренировочные примеры по русскому языку. Задания для повторения и закрепления. 1 класс.
Пособия являются необходимым дополнением к учебникам по русскому языку для 1 класса, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации и включённым в Федеральный перечень учебников.
Основу пособия составляют связные тексты. Это отрывки из произведений классиков русской литературы и современных писателей, произведений устного народного творчества. Такой подбор текстов окажет определённое образовательновоспитательное воздействие на младших школьников.
Регулярные упражнения помогут ученикам:
• развить орфографическую зоркость;
• развить умение видеть и запоминать всё предложение и отдельные его части;
м. |
И. Кузнецова |
• анализировать слова с трудными орфограммами; записывать текст по отдельным предложениям, то есть по логически законченным частям; - запомнить слова на зрительном уровне; - расширить объём активного словаря.
Пособие может быть использовано учителями и родителями для дополнительной работы с учащимися в классе и дома как для индивидуальной, так и для коллективной работы.
Приказом № 729 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «ЭКЗАМЕН» допущены к использованию в общеобразовательных организациях.
lSBN 978-5-377-09684-9
ЭКЗАМЕН
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.