Контрольный диктант по теме «Предложение»
Осенью
Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие
краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром.
Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в
лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.
Слова для справок: ходим, воздухом.
Грамматическое задание
1.Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.
2.Слова русский, листья разделите для переноса.
3.В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите
словосочетания.
(Учитель также может предложить следующий текст.)
Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»
Прощание с осенью
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер.
Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг
стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок.
Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.
Слова для справок: стало, подмёрзла.
Грамматическое задание
1.В первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое, определите
части речи.
2.Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.
3.Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.
Контрольный диктант по теме «Состав слова»
В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче
добыть пищу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать
осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с
зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают
охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из
стогов. Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала
клевать крошки на столе.
По В. Бианки
Слово для справки: постоянно.
Грамматическое задание
1.Разберите по составу слова сторожка, зимний, душистое.
2.Подберите однокоренные слова к слову лесную.
3.Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.
Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»
Снеговик
Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые
шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.
Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из
светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и
весело всем!
Грамматическое задание
1.В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.
2.Разберите слова по составу: вариант 1 — зимний, шубки; вариант 2
— белые, морковки.
3.Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным
гласным в корне, парным по глухостизвонкости согласным, непроизносимым
согласным. Рядом запишите проверочные слова.
(Учитель также может предложить следующий текст.)
Сорока
Чудесное раннее утро. На лесной полянке группа куропаток. К ним
медленно ползёт рысь. А куропатки корм ищут и не чувствуют опасность.
Подлетела к птицам сорока. Интересно ей, что это курочки клюют. Чует,
хрустнуло в кустах. Взлетела сорока на верхушку сосны. Зорко осмотрела
окрестности. Заметила хищницу. Яростно затрещала сорока. Куры услыхали,
поняли вестника. На крыло поднялись. Рысь резко прыгнула к птицам. Но
никого не ухватила.
По Е. Чарушину
(Самопроверка.) Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»
Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С
берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.
Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела
птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она
утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.
Слова для справок: оляпка, водяной.
(Также необходимо чётко проговорить окончания в словах весёлая,
пушистые.)
Грамматическое задание
1.Разберите предложения по членам: вариант 1 — третье, вариант 2 —
десятое.
2.Разберите по составу слова осинка, переход.
3.Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне,
которые можно проверить.
(Учитель также может предложить следующий текст.)
Гостья
Семья лесника переехала в лесную сторожку. Зимой Таня и Витя
прикрепили к стволу сосны кормушку. Однажды на сосне появилась белка.
Она осторожно прыгнула с сучка на кормушку. Гостья взяла в лапки гроздь
рябины и начала объедать вкусные ягодки.
Ребята смастерили для белки столик. Они крошили хлеб, сухие грибки.
Иногда дети зарывали съестное в сугроб. У белки отличное чутьё. Она
разгребала снег и находила пищу. Белочка часто угощалась у столика.
По Г. Скребицкому
(Самопроверка.)
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу
реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка –
ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом. Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь.
Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в
лесной чаще.
Грамматическое задание
1.Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего
рода.
2.Запишите пять имён существительных с шипящим звуком на конце.
3.Разберите по составу слова рыбка, тишина, лесною.
Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имён
существительных»
Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное.
Днем летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ.
Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут
добычу.
Ученые пытались объяснить замечательную способность зверька
находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные
места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идет назад.
Чуткие ушки зверька ловят сигнал.
По В.Бианки
Грамматическое задание
1.Определите падеж имен существительных в последнем предложении.
2.В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.
3.Разберите по составу слова интересное, глазки, находит.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги.
Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на
деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.
Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с
лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.
Грамматическое задание
1.Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания:
вариант 1 — четвёртое предложение, вариант 2 — пятое. 2.Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся
словосочетания: вариант 1 — трусливый мальчик, узкий ручей’, вариант 2 —
старательный ученик, высокий куст.
3.Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях
сосновую шишку, крепким клювом.
(Учитель также может предложить следующий текст.)
Птицалесовод
Шёл я однажды по лесу. Замечаю под осиной кучу шишек. На осине
сосновые шишки не растут. Кто натаскал их сюда?
Вдруг летит дятел. Несёт в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся на
осину. Зацепился за кору когтями, сунул шишку в щель, долбит её крепким
клювом.
Засмотрелся я на дятла. Вот молодец! Сам поест и лесу пользу принесёт.
Все семена дятел не съест. Многие упадут на землю и весной прорастут.
По М. Пришвину
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Весеннее утро
Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнышко и взглянуло на
землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли
поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.
Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый,
говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В
норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не
хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил
ежа.
Грамматическое задание
1.Разберите предложения по членам: 1вариант – седьмое предложение, 2
вариант – девятое предложение.
2.Разберите слова по составу: 1 вариант – засветило, утренний, берёзки. 2
вариант – развесили, весёлый, местечко.
3.Определите время, число, лицо глаголов: побежал, взглянешь, принесу.
Итоговый контрольный диктант
Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет
дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький
здоровый запах полыни.
Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в
воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую
трескотню.
По А.Куприну
Грамматическое задание.
1.Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом
запишите проверочные слова.
2.Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.
3.Разберите предложения по членам: вариант 1второе, вариант 2третье.
(Уситель также может предложить следующий текст.)
Соловьиная песня.
Закатилось солнце. Угасает длинный день. Смолкают голоса птиц.
Наступает тишь. Но вот в сумраке вечера послышалась новая птичья песня.
Певец пробует свой сильный чудесный голос. Щёлкнул, издал протяжный
свист. Помолчал чуточку, снова засвистел, залился трелью.
Кто это так поёт в сумерках? Вот он сидит на суку. Сам серый. Ростом с
воробья.
Птичка подняла головку, открыла клюв. Легко и свободно плывёт в ночной
тишине соловьиная песня.
Контрольные диктанты 1-4 класс по программе "Школа России"
Контрольные диктанты 1-4 класс по программе "Школа России"
Контрольные диктанты 1-4 класс по программе "Школа России"
Контрольные диктанты 1-4 класс по программе "Школа России"
Контрольные диктанты 1-4 класс по программе "Школа России"
Контрольные диктанты 1-4 класс по программе "Школа России"
Контрольные диктанты 1-4 класс по программе "Школа России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.