Опидович Елена Сергеевна,
учитель русского языка и литературы,
высшая категория,
ГУО «Учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа
№ 42 г. Могилёва» (Республика Беларусь)
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ с грамматическим заданием
«Синицы»
5 класс
Цели и задачи:
Ø Проверка уровня сформированности у учащихся правописных умений и навыков: проверяемые безударные гласные в корне слова; проверяемые согласные в корне слова; раздельное написание предлогов с существительными и местоимениями; буквы и, у, а после шипящих; гласные и согласные в приставках; употребление ь для обозначения мягкости согласных; разделительный ь и ъ; правописание -тся и -ться в глаголах; употребление ь после шипящих во 2-ом лице единственного числа глаголов; буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения; не с глаголами; запятая при однородных членах предложения.
Ø Воспитывать культуру письменной речи.
Синицы
В саду с ветки на ветку перелетает шустрая птичка. Спина у нее серая, грудка желтая, на головке черная шапочка. Это – синица. В сад она прилетела за жучками. Большой вред наносят они садам. Одни грызут листья на фруктовых деревьях, другие портят плоды. Возьмешь яблоко, разломишь, а внутри червяк. Вот этих вредителей ловит синица. Увидит зорким глазом добычу, схватит ее клювом и съест. А клюв у синицы тонкий, в любую щелку пролезет.
Много разных жучков съедает она за день. Даже не верится, что у маленькой птички может быть такой аппетит.
Люди называют синицу сторожем наших лесов. (По Г.Скребицкому.)(94 слова)
Грамматические задания
Вариант 1
1) Найти в первом предложении слово, в котором все согласные звуки глухие. Выпишите его.
2) Разобрать слова по составу (выполнить морфемный разбор): ветка, наносят, у маленькой.
3) Выпишите сочетание слов «существительное + глагол» из 1-го предложения, которое не является словосочетанием. Почему?
4) Подберите к данным словам слова со схожими приставками (например, раз – рас…):
Разломить - …
Вспотеть - …
Безграничный - …
5) Дополнить текст диктанта «Синицы» 2-3 предложениями, логически и по смыслу связанными с рассказом.
Вариант 2
1) Найти в десятом предложении слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпишите его.
2) Разобрать слова по составу (выполнить морфемный разбор): червяк, возьмешь, на фруктовых.
3) Выпишите сочетание слов «существительное + глагол» из последнего предложения, которое не является словосочетанием. Почему?
4) Подберите к данным словам слова со схожими приставками (например, вос – воз…):
Восславить - …
Безбрежный - …
Исчерпать - …
5) Дополнить текст диктанта «Синицы» 2-3 предложениями, логически и по смыслу связанными с рассказом.
Домашнее задание: повторить словарные слова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.