15.02.20г русский язык 10 класс
Контрольный диктант
Шорох листопада
Цель: проверить знания уч-ся, навыки грамотного письма, умения находить в предложениях главные члены, воспитывать любовь к природе.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
II. Работа по теме урока.
1) Чтение текста учителем (поурочные разработки по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой.., стр 223)
Шорох листопада
Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но мне это долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.
Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.
Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем, и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.
Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.
Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услыхал шелест падающего листа — неясный звук, похожий на детский шепот.
(189 слов) (По К. Паустовскому)
2) Слова для справок: отупевший, скрежет городских улиц, колотушка, околица.
3) Повторное чтение текста и запись под диктовку.
III. Грамматическое задание
1. В первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи.
2. Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.
IV. Подведение итогов урока
V. Домашнее задание. §13-14 повторить.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.