Контрольный устный опрос по географии для 6 класса.
Билет №1
1.Что такое горизонт, линия горизонта? Какие есть стороны горизонта?
Горизонт-это вся земная поверхность, которую мы видим на открытой местности. Если мы посмотрим вдаль, нам будет казаться, что вдали небо как будто сходится с землей. Граница между видимым и невидимым пространством называется линией горизонта.
Основные стороны горизонта - север, юг, запад, восток. Промежуточные стороны горизонта – северо-запад, юго-запад, северо-восток, юго-восток.
2.Покажи на карте:
а) Беломорско - Балтийский канал.
б) Восточно – Сибирское море.
в) река Амур.
г) Прикаспийская низменность.
д) полуостров Таймыр.
е) Берингово море.
ж) горы Саяны.
Билет № 2
1.Расскажи, как определяют стороны горизонта по солнцу? Назови несколько местных признаков природы, по которым можно определить стороны горизонта в нашей местности.
Солнце встает на востоке, заходит на западе. Солнце в полдень всегда находится на юге, если в 12 часов дня встать спиной к солнцу, то впереди будет север, за спиной юг, слева запад, справа восток. Их положение постоянно.
Умение правильно находить стороны горизонта на местности называется ориентирование. Ориентироваться можно по солнцу, компасу, по звездам, одиноко стоящим деревьям, муравейникам, по пням, сосулькам, ягодам, по мху. Солнце встает на востоке, а заходит на западе. На компасе намагниченная стрелка всегда указывает на север. Ночью в небе, полярная звезда на севере. У отдельно стоящих деревьев, ветвей и листвы больше на южной стоне, чем на северной. К концу лета листья на южной стороне желтеют быстрее. Муравьи строят муравейники с южной стороны дерева или пня. На пнях годовые кольца располагаются шире к южной стороне, уже к северной. Ягода быстрее краснеет с южной стороны. Весной снег на склонах холмов и оврагов тает быстрее с южной стороны.
Мох нарастает на стволах деревьев, камнях, пнях с северной стороны. После дождя хуже сохнет северная сторона крыши, дерева.
2.Покажи на карте:
а) Волго – Донской канал.
б) Северный Кавказ.
в) Чукотский полуостров.
г) Курильские острова.
д) Баренцево море.
е) река Волга.
ж) остров Врангеля.
Билет № 3
1.Что такое компас? Расскажи, как он устроен? Определи по компасу стороны горизонта в классе.
Компас это прибор, с помощью которого в любое время дня и ночи определяют правильное направление в пути. Он служит для ориентирования относительно сторон горизонта. Обычный компас – это пластмассовая коробочка с защитным стеклом, внутри ее на острие иглы укреплена свободно вращающаяся стрелка, один конец которой намагничен и имеет темный или синий цвет, в ночное время может светиться, он всегда указывает на север. Противоположный конец стрелки светлый или красный, он указывает на юг. На дне коробки находится шкала, на ней подписаны основные и промежуточные стороны горизонта. Компас имеет предохранитель, он закрепляет стрелку после окончания работы и сохраняет иглу от поломок.
Перед началом работы с компасом снимают предохранитель, и стрелка начинает свободно вращаться вокруг иглы. Затем компас кладут на ровное место или на ладонь и поворачивают его до тех пор, пока темный конец стрелки не покажет на север, тогда противоположный конец стрелки укажет на юг, слева буде запад, справа восток. После работы необходимо закрыть предохранитель.
2.Покажи на карте:
а) Чукотское море.
б) острова Земля Франца Иосифа.
в) река Кама.
г) Валдайская возвышенность.
д) Уральские горы.
е) море Лаптевых.
ж) Чёрное море.
Билет № 4
1.Что надо знать, чтобы прочитать карту? Назови виды карт.
Карта-это уменьшенное изображение земной поверхности, выполненное с помощью условных цветов и знаков. Чтобы прочитать карту нужно различать условные цвета и условные знаки.
На географической карте обозначают крупные участки суши и водоемы - низменности, равнины, возвышенности, плоскогорья, горы, реки, озера, моря, океаны, острова, полуострова. Карты бывают учебные и специальные, настенные и настольные. Настольный сборник карт называется атласом. Атласы бывают: научно-справочные, учебные, туристические. Карты различаются по содержанию, размеру и масштабу. Карты по назначению разделяют на: физические, геологические, политические, карты полушарий, карты растительного и животного мира.
2. Покажи на карте:
а) Командорские острова.
б) Белое море.
в) Западно – Сибирская равнина.
г) горы Алтай.
д) река Енисей.
е) острова Северная Земля.
ж) Крайняя южная точка России.
Билет № 5
1.Расскажи, какая бывает поверхность Земли?
Как люди условились измерять высоту места на Земле?
Поверхность земли неровная, на ней есть низменности, равнины, возвышенности, плоскогорья, горы.
Равнины это пространства ровной местности, где четко видна линия горизонта. Равнины бывают плоскими и холмистыми высотой до 200 метров над уровнем моря, на карте обозначаются светло-зеленым цветом.Самая большая по площади равнина в нашей стране Западно-Сибирская.
Низменности это равнины высотой от 0 до 100 метров над уровнем моря, на карте обозначаются темно-зеленым цветом. На них часто встречаются болота.
Возвышенности это равнины высотой от 200 до 500 метров над уровнем моря, на карте обозначаются желтым цветом.
Плоскогорья это равнины высотой от 500 до 1000 метров над уровнем моря, на карте обозначаются светло-коричневым цветом.
Высоту любого места на Земле измеряют от уровня океана или моря.
2.Покажи на карте:
а) Приволжская возвышенность.
б) горы Хибины.
в) Восточно – Сибирское море.
г) река Лена.
д) Онежское озеро.
е) полуостров Ямал.
ж) остров Сахалин.
Билет № 6
1.Расскажи, что такое овраг? Назови его части. Как образуется овраг? Какой вред приносит сельскому хозяйству? Как люди борются с оврагами?
Овраг это вытянутое углубление (промоина) с крутыми склонами и растущей вершиной. Овраг имеет дно, крутые склоны, вершину (начало оврага), широкое устье. Овраг образуется постепенно, когда тает снег, идут дожди. Вода, собираясь в ручьи, бежит по уклону равнины и промывает себе дорожку, образуя канавки. Постепенно канавки становятся глубже, образуется овраг. Овраги растут из-за неразумной деятельности человека: неправильно пашут склоны холмов, вырубают леса.
Вред от оврагов: разрезают поля на части, перерезают дороги, занимают большие площади.
Борьба с оврагами: небольшой овраг можно засыпать. Склоны оврагов бетонируют, зашивают, засевают травой, по склонам оврагов сажают кустарники и деревья (ива, тополь, вишня). Овраг можно перегородить плотиной, образуется пруд, где можно разводить рыбу и водоплавающих птиц, использовать воду для полива.
2.Покажи на карте:
а) горы Саяны.
б) Восточно – Европейская равнина.
в) Онежское озеро.
г) река Дон.
д) Кольский полуостров.
е) река Северная Двина.
ж) Карское море.
Билет № 7
1.Что называют океаном? Покажи все на карте. Что называют морем? Какие бывают моря? Расскажи, чем богаты моря и океаны и как их используют?
Океан это огромное пространство воды, ограниченное материками. Всего 4 океана: Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский.
Море это часть океана, вдающаяся в сушу и отделенная от океана островами, полуостровами или подводными возвышенностями. Моря бывают окраинные и внутренние. Окраинные моря расположены по окраинам материков и неглубоко вдаются в сушу. Внутренние моря глубоко вдаются в сушу или находятся внутри материка.
Моря и океаны богаты рыбой, морскими животными и растениями, морской капустой, кораллами, драгоценными камнями, полезными ископаемыми, нефтью, водорослями из которых можно получить йод, изготовить желе, конфеты, мармелад и пастилу. Моря и океаны используют как морские транспортные пути, для вырабатывания электроэнергии, орошения полей, рыболовства, добычи полезных ископаемых, отдыха на курортах и санаториях.
2.Покажи на карте:
а) Азовское море.
б) крайняя северная точка России.(мыс Челюскин)
в) река Иртыш.
г) Новосибирские острова.
д) Волго – Балтийский канал.
е) горы Алтай.
ж) река Печора.
Билет № 8
1.Расскажи, как образуются реки, какие бывают реки? Назови части реки. Расскажи, как люди используют реки.
Река это поток воды, который течет в сделанном им углублении в земле. Река начинается (берет начало) из родника, ледника, озера или болота. Реки пополняются (питаются) дождевой водой, талыми водами, подземными водами. В зависимости от рельефа местности, по которой текут реки, различают равнинные и гонные реки. Равнинные реки спокойные, медленные, разливаются весной после таяния снега и льда. Горные реки берут начало высоко в горах среди ледников и снега. Такие реки шумные, быстрые, пенятся и бурлят, образуют водопады, прокладывают себе путь среди гор в ущельях. Части реки: исток (ключ-начало реки), русло, левый и правый притоки, устье(место впадения реки в море, озеро, океан).
Реки используют для перевозки пассажиров и грузов, сплава леса, рыболовства, отдыха, промышленности, сельского хозяйства, бытовых нужд, выработки электроэнергии(ГЭС).
2.Покажи на карте:
а) река Лена.
б) канал имени Москвы.
в) Японское море.
г) Среднесибирское плоскогорье.
д) Ладожское озеро.
е) горы Хибины.
ж) острова Новая Земля.
Билет № 9
1.Расскажи о географическом положении России.
2.Покажи границу между двумя частями света - Европой и Азией.
Россия как самостоятельное государство образовалось после распада СССР в 1991 году. Столица России Москва. Россия самая большая страна на земном шаре, она расположена на севере материка Евразия. Большая ее часть находится в восточном полушарии. На севере омывается Северным Ледовитым океаном, на востоке Тихим, на западе Атлантическим. Россия соседствует с 16 странами: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР, Япония, США. По территории России проходит граница между Европой и Азией, она условна, проходит по Уральским горам, реке Урал, Каспийскому морю, склону Кавказских гор, Черному морю, Средиземному морю. Европейская часть России охватывает Восточно- Европейскую (Русскую) равнину. Азиатская часть России включает в себя Сибирь, Дальний Восток, Камчатку.
Билет № 10
1.Что такое глобус? Расскажи, как он устроен.
Глобус это объемная, уменьшенная модель земного шара. Глобус стоит на подставке и вращается вокруг железной оси, которая проходит в середине глобуса. Место выхода оси на поверхность называют полюсом. На севере находится Северный полюс (самая северная крайняя точка земной поверхности), на юге – Южный полюс (самая крайняя южная точка земли). Линия экватора делит земной шар на 2 полушария (северное, южное). Эти линии условны, на самом деле их не существует. Полюса и экватор обозначены только на глобусе и картах, чтобы легче можно было найти нужное место. На глобусе теми же цветами и условными знаками, что и на географической карте, обозначено все, что находится на поверхности Земли: океаны, моря, озера, реки, равнины, горы, плоскогорья. Поворачивая глобус вокруг оси, мы можем увидеть сразу весь земной шар.
2.Покажи на карте все материки.
Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.
Утверждаю
Директор школы:
______________Н.С.Фукалова.
Контрольный устный опрос по географии для 8 класса.
Билет № 1.
1. Расскажи о географическом положении Евразии.
2. Покажи на карте:
а) река Миссури.
б) Эфиопское нагорье.
в) Пиренейский полуостров.
г) озеро Балхаш.
д) остров Новая Гвинея.
е) горы Альпы.
ё) пустыня Атакама.
Билет № 2
1. Расскажи о животном мире Северной Америки.
2. Покажи на карте:
а) река Амазонка.
б) Скандинавский полуостров.
в) горы Саяны.
г) остров Мадагаскар.
д) Аппенинский полуостров.
е) Южно – Китайское море.
Билет № 3
1. Назови и покажи на карте природные зоны Австралии. Расскажи об особенностях растительного и животного мира.
2. Покажи на карте:
а) река Конго.
б) горы Анды.
в) река Миссисипи.
г) полуостров Сомали.
д) полуостров Крымский.
е) Жёлтое море.
ё) Суэцкий канал.
Билет № 4
1. Назови и покажи на карте природные зоны Африки. Расскажи о растительном и животном мире.
2. Покажи на карте:
а) река Висла.
б) острова Японские.
в) Бразильское плоскогорье.
г) горы Атласс.
д) река Янцзы.
е) Амазонская низменность.
ё) полуостров Калифорния.
Билет № 5
1. Расы и народы земного шара.
2. Покажи на карте.
а) остров Гренландия.
б) полуостров Лабрадор.
в) река Сырдарья.
г) горы Памир.
д) пустыня Намиб.
е) река Меконг.
ё) озеро Тикикака.
Билет № 6
1. Расскажи о животном и растительном мире Юго – Восточной Азии.
2. Покажи на карте:
а) Норвежское море.
б) Персидский залив.
в) Восточно – Китайское море.
г) пустыня Гоби.
д) горы Аппалачи.
е) река Кама.
Билет № 7
1. Назови и покажи на карте природные зоны Южной Америки. Расскажи о растительном мире.
2. Покажи на карте:
а) река Волга.
б) река Муррей.
в) горы Гималаи.
г) Средне – Сибирское плоскогорье.
д) Карибское море.
е) полуостров Балканский.
ё) Гибралтарский пролив.
Билет № 8
1. Расскажи о животном мире Южной Америки.
2. Покажи на карте:
а) пустыня Каракум.
б) горы Тянь – Шань.
в) остров Ирландия.
г) полуостров Индокитай.
д) река Ганг.
е) Восточно – Европейская равнина.
ё) Азовское море.
Билет № 9
1. Расскажи о географическом положении Африки.
2. Покажи на карте:
а) река Инд.
б) Магелланов пролив.
в) полуостров Малая Азия
г) Скандинавские горы
д) река Эльба
е) остров Великобритания
ё) Красное море
Билет № 10
1. Назови и покажи на карте государства Африки. Дай характеристику одному из них.
2. Покажи на карте:
а) острова Индонезии.
б) Индо – Гангская низменность
в) река Дунай
г) горы Пиренеи
д) полуостров Аляска
е) остров Огненная Земля
ё) Гудзонов залив
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.