КОПИЛКА МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Данная подборка методов и приёмов составлена на основе личного опыта и опыта коллег. В своей работе стараюсь учитывать индивидуальные особенности учащихся.
Поэтому я использую в работе следующие методы:
- словесно – наглядный (при изучении нового материала) рассказ, беседу, описание, разъяснение, я стараюсь подкреплять (по возможности) наглядностью: таблицы, картинки, карту, алфавит, аутентичные материалы: звукозаписи, тексты, видеозаписи, фильмы)
- практический метод, изучая грамматику, использую упражнения для тренировки грамматических явлений языка, самостоятельные работы, тестовые задания;
- репродуктивный метод (применяю на этапе обобщения, повторения пройденного материала)
- элементы частично – поискового метода, что приучает учеников к самостоятельности мышления и творчеству, (в старших классах – написание рефератов; среднее звено – небольшие проекты: сделать рисунки с описанием (7 класс тема «Животные» ; контроль домашнего чтения – сделать рисунки к понравившимся эпизодам ; 5 класс – нарисовать своего любимца ( домашнего животного ), рассказать о нём, опираясь на вопросы; 6 класс – сделать рисунок к тексту с комментарием на немецком языке.
- элементы проблемного метода (6 класс: сформировать главную мысль текста и записать её; 10 класс – выбрать характеристики русских и немцев из прочитанных текстов, сделать вывод: что типично для русских, что типично для немцев.
Оформить таблицу, по определённым параметрам, записать выводы.
Какими приёмами в рамках данных методов я пользуюсь:
- чтение про себя;
- чтение вполголоса друг другу;
- описание картинки, используя опорные слова;
(11 класс Тема: «ИЗО»)
- рассказ о себе (своём друге, любимце) по образцу;
- высказывание предположение, сомнение, согласие / несогласие;
- рассуждение (по схеме: тезис – аргумент – резюме) с опорой на прочитанный текст;
(10 класс Тема: «Нация. Какой он, типичный немец / русский?»)
- ролевая игра в рамках определённой жизненной ситуации;
(5 класс Тема: «Знакомство», «Встреча», «Беседа о погоде»)
- игра в мяч на закрепление грамматических форм (5 класс – спряжение глаголов; повтор лексики; 6 класс – основные формы глагола, игра «Переводчик»; спряжение модальных глаголов) - поиск ключевых слов;
- поиск главной мысли в тексте;
- деление на смысловые части;
- составление плана пересказа;
- коллективный пересказ;
- постановка вопросов и ответы;
- сделай по образцу (например, составить диалог по образцу)
- вставь вместо пропусков (слова, буквы и т.д.) - повторы, обращая внимание на:
а) – произношение (работа над фонетикой: отработка звуков, сочетаний)
б) - на интонацию (в сложных предложениях; в предложениях с вопросительным словом; в предложениях без вопросительного слова)
Приёмы контроля при проверке домашних заданий, текущем, итоговом контроле:
- взаимоопрос (работа в парах) рассказывать наизусть стихотворение, пересказ небольшого текста, описание картинки, и т. д.
- щадящий опрос (перед тем как рассказать учителю рассказывают друг другу; в парах, группах)
- показательный (эталонный) ответ, «сильный» ученик описывает картинку; пересказывает текст; рассказывает наизусть стихотворение; 2 ученика инсценируют диалог; (домашнее задание)
- отсроченная реакция, у детей разная скорость мыслительного процесса, поэтому даю 5-7 мин. (зависит от задания, ситуации) на обдумывание
- опрос по цепочке (пересказ текста по цепочке; коллективный рассказ; игра)
- диктант (словарный, буквенный, текстовой, мини-диктант)
- тест (лексико-грамматический 10 – 11 кл.)
- карточки (дифференциация по сложности; дать ребёнку такую карточку, чтобы он смог выполнить задание; грамматические на спряжение; составление, предложений сложносочиненных и сложноподчинённых)
- параллельный опрос (ученик – выполняет у доски письменное домашнее упражнение небольшого объёма; учитель с остальными учениками проверяет работу по тетрадям (режим фронтальный) Ученики зачитывают составленные предложения, исправляют ошибки, дописывают невыполненное дома. Затем класс проверяет упражнение, выполненное у доски. Ученики читают предложения, исправляют ошибки. Упражнение проработано дважды. Ученики самостоятельно исправили ошибки)
Широко используются в работе методы активного обучения. Активные методы обучения (АМО) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
АМО строятся на практической направленности, игровой деятельности и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, групповой форме организации работы, деятельностном подходе к обучению и рефлексии.
Принимая во внимание практическую цель обучения иностранному языку – учить ему как средству общения, ведущим методическим принципом следует считать принцип коммуникативной направленности. Это означает, что обучение должно строиться таким образом, чтобы вовлекать учащихся в устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение, письмо) коммуникацию. Применение активных методов обучения обеспечивает переход от информационно-объяснительного к деятельностно- развивающему обучению, которое предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой. Это незамедлительно отражается на повышении качества знаний. На таких уроках иностранного языка учащимся не скучно, они не безразличны к учебе, на это нет времени – все заняты делом.
К активным методам обучения можно отнести использование игр и игровых ситуаций, введение проблемной ситуации в урок, метод проекта, использование ИКТ и другие. Игра, как средство, гарантирующее позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность и заинтересованность учеников, что отражается на качестве усвоения учебного материала. В зависимости от возрастных особенностей учеников и целей урока необходимо использовать грамматические, лексические, фонетические, орфографические, творческие игры.
Введение проблемной ситуации побуждает учащихся искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной деятельности.
Учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями необходимо использовать эту возможность в качестве инструмента развития мотивации на уроках иностранного языка. Компьютерные технологии прекрасно вплетаются в различные темы урока.
Активные методы обучения дают возможность не только повышать интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. В процессе проведения таких уроков складываются благоприятные условия для разностороннего развития личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.