Урок литературного чтения для 3 класса "Капалуха" В.П. Астафьев.
Оценка 5

Урок литературного чтения для 3 класса "Капалуха" В.П. Астафьев.

Оценка 5
Разработки уроков
pdf
русская литература
8 кл—10 кл
08.01.2024
Урок литературного чтения для 3 класса "Капалуха" В.П. Астафьев.
Технологическая карта урока литературного чтения
Разработка урока В.Астафьев Капалуха.pdf

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 3 классе на тему

В.П. Астафьев «Капалуха»

Дата проведения:

14.02.2022

Предмет:

Литературное чтение

Класс:

3 класс

Учитель начальных классов МКОУ Александровской ООШ

Казанцева Елена Викторовна

УМК:

«Школа России»

Авторы УМК «Школы России»:

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий,М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.Ф. Бойкина

Тема:

В.П. Астафьев «Капалуха»

Тип урока:

Изучение нового материала и первичное закрепление

Цель урока:

Ввести учащихся в мир автора и его любви к природе, продолжать прививать любовь к природе

 

Задачи:

Образовательные:

-Научить выделять основную мысль из текста

-                  Познакомить детей с биографией Виктора

Петровича Астафьева и его произведением

«Капалуха»

Развивающие:

-                  Развить умение выделять основную мысль из текста и отвечать развѐрнутым ответом.

-                  Развивать память, устную речь, образное мышление; Воспитательные:

-                  Воспитывать интерес к литературному чтению;- Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать умение общаться и слушать одноклассников, воспитывать любовь к природе


 

 

 

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: формировать мотивационную основу

учебной деятельности, включающей учебно- познавательные и внешние мотивы; учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;        адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; стремиться к совершенствованию своих знаний; ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Метапредметные:

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Познавательные УДД: формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать учебный материал, прогнозировать, предугадывать содержание художественного текста; использовать знаково- символические средства; строить логическое рассуждение и речевое высказывание в устной форме, ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

Коммуникативные   УУД: 

 формировать    умение

 

 

 

 

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; оказывать в сотрудничестве необходимую

 

 

 

 

 

взаимопомощь;

 

прогнозировать содержание текста художественного  заголовку, автору, опорным словам и

осознавать цель чтения; определять главную мысль и героев произведения; этически оценивать поступки  свое отношение к героям

формулировать простые выводы,

 содержании текста;

Предметные: произведения по персонажей, формировать произведения; основываясь на

Оборудование:

мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран); доска, презентация, видеофильм, портрет писателя, выставка книг писателя.

Образовательные ресурсы:

Книгопечатная продукция

Учебник 3 класса «Литературное чтение» часть 2

Книги В.П. Астафьева

Технические средства обучения

Компьютер

Медиапроектор

Интерактивная доска

 

Технологическая карта урока

 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, УУД

Организационный этап Цель: вовлечённость школьников в активную творческую учебную деятельность; создание хорошего настроения.

Проверяет готовность обучающихся к учебному занятию, создаёт эмоциональный настрой. Вовлекает школьников в активную творческую деятельность, создавая хорошее настроение.

-Сегодня у нас не совсем обычный урок. У нас присутствуют гости.

Пожалуйста, поприветствуйте их.

Поприветствуйте друг друга.

Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

-Не забываем себя оценивать, оценки выставляем на листочках за каждое задание.

Слушают учителя, делятся добром с одноклассниками. Регулятивные: развитие способности к мобилизации сил для предстоящей работы; нацеливание на успешную деятельность. Личностные: воспитание положительного отношения к процессу познания.

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать; формирование бережного отношения друг к другу.

 

Актуализация знаний Цель: создание мотивационной ситуации для актуализации опорных знаний

 

Звучит фонограмма музыки под музыку, читает ученик стихотворение Любите родную природу:

Озёра, леса и поля. Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобой родились, Живем мы с тобой на ней!

Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относиться добрей!  

Автор - Анастасия Потапов

- Сегодня я приглашаю вас в сказочный мир природы, в мир необычный и удивительный. Говорят, природа злого человека делает добрым, скупого – щедрым, скучного – веселым, глупого – умным. Какие же секреты есть у природы, почему мы должны бережно к ней относиться?

Слушают учителя, одноклассника.

Регулятивные: - умение слушать, воспринимать и сохранять учебную задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленных вопросов,

целеполагание; Познавательные: - анализ услышанной информации, умение наметить пути решения проблемы с учётом жизненного опыта учащихся; Коммуникативные: - слуховое восприятие ответов товарищей, умение строить для окружающих простые и ясные высказывания - предположения; Личностные: -развитие познавательных интересов учебных мотивов; сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности Цель: создание мотивационного мобилизующего начала урока.

На доске размещены картинки с названиями литературных произведений и именами их авторов.

Василий Иванович Белов «Малька провинилась…..»

В.П.Астафьев « Капалуха»

М.М. Пришвин «Ребята и утята».

Почему они все оказались в одной группе?

Дети дают свои предположения

 

 

- У вас появились хорошие предположения, они разные, поэтому наш вопрос остается пока открытым: действительно ли эти произведения объединяет общность основной идеи и в чем она заключается?

 

-Так какая же будет цель нашего исследования?

 

Дети под руководством учителя намечают план предстоящей работы:

ПЛАН НА ДОСКЕ

1.             Познакомится с биографией В.П.Астафьева

2.             Узнать кто это капалуха?

3.             Работа с рассказом В.П.Астафьева «Капалуха», выделить основную идею.

4.             Сделать заключение и ответить на вопросы.

Наблюдают, рассуждают, аргументируют. Высказывают идеи на заданную тему

Изучение нового материала

- Сегодня на уроке познакомимся ещё с одним автором и его произведением в разделе "Люби живое".

Знакомство с биографией В.П.

Цель: расширение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности: формирование умений работать с текстом.

 

Портрет В.П. Астафьева

 

Астафьева

Регулятивные:

-                 умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, - умение определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Познавательные: - развитие умения сравнивать и анализировать, классифицировать. Коммуникативные: Осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Личностные:

-                 Считаться с мнением другого человека.

— Именно о природе и человеке писал Виктор Петрович

Астафьев..(рассказывают об авторе подготовленные ученики)

(Выставка книг)

Сегодня мы с вами погуляем по тайге, а поможет нам в этом произведение Виктора Астафьева. Но чтобы тайга открыла вам свои тайны, вы должны вести себя тихо, быть внимательными, уметь слушать и слышать. Соблюдая эти несложные правила, вы сможете много увидеть и узнать.

-Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете? Словарная работа парами

-                     В тексте нам будут встречаться трудные слова. Научимся понимать их. Альпийские луга - высокогорные луга, покрытые травянистой растительностью.

Пихта - хвойное дерево.

Просека - очищенное от деревьев место.

Валежник - сухие сучья, деревья.

Черничник- заросли черники.

Космы - взлохмаченные пряди волос.

Покоробленный- покривленный, выгнутый, вытянутый

Тайга- хвойный лес

-                     Ребята, а вы знаете, что мы с вами проживаем в тайге. Послушайте отрывок из рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро», которое вы будете изучать в 5 классе.

Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и,наконец, голубые проёмы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них.

 

 

Работа с текстом Цель: Узнать кто такая капалуха и работа с рассказом «Капалуха»

-Ребята домашним заданием у вас нужно было прочитать рассказ «Капалуха» В.П. Астафьева

-                Можно ли было по названию рассказа предположить о ком или о чём пойдёт речь?  

-                Ребята, а вы знаете кто такая капалуха?

-Почему ее так называют и что это за птица мы сейчас посмотрим отрывок из документального фильма о глухарях.

Отвечают на поставленные вопросы. Перерабатывают полученную информацию.

Познавательные: - применение знаний - Регулятивные: формировать абстрактное мышление, обобщать, систематизировать классифицировать, развивать коммуникативные качества, умение договариваться. Коммуникативные: умение выражать и доказывать свои мысли.

Физминутка Цель: снятие статического напряжения

 

Выполняют ОРУ Регулятивные:

- саморегуляция.

Работа с текстом. Чтение произведения с остановками

Цель: организация рефлексии усвоения данного текста

Мы с вами ещё раз перечитаем текст. Читать мы будем с остановками и в ходе чтения попробуем составить план произведения.

Чтение 1 части (до слов «Я поспешил к бугорку…»).

-                 Как можно озаглавить эту часть? (У черничного бугорка, в тайге) - Что могло вызвать такой переполох?

-                 Давайте проверим наши предположения.

Чтение 2 части (до слов «А что будет с капалухой?») - Итак, кто такая капалуха?

-                 Что главное в этой части?

-                 Как озаглавим эту часть (Гнездо! Находка!)

Защита и взаимопроверка Коммуникативные: - управление собственным поведением, - владение монологической и диалогической формами речи.

 

 

-                 Как могли поступить ребята?

Чтение 3 части (до слов «И все весело побежали...)

-                 Что главное хотел показать автор в этой части (волнение капалухи)

-                 Как озаглавим? (Тревога капалухи!) Чтение 4 части (до конца) Что главное в этой части?

Как озаглавим? (Снова в гнезде!)

-                 Какой жанр этого произведения? (рассказ)

-                 Это не просто рассказ. Эта история случилась с автором в школьном возрасте, когда он со своими друзьями выпасал молодых телят.

-                 Сколько частей мы с вами выделили?

-                 Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение? (чувство грусти, тревоги, жалость к капалухе, гнева на ребят)

Личностные: - применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.

Регулятивные:

- саморегуляция. Познавательные: - логические (анализ, синтез, доказательство, классификация, выбор оснований и критериев для сравнения).

Самостоятельная

работа с проверкой Цель: организация рефлексии усвоения данной темы по результатам выполнения самостоятельной работы.

Работа учащихся группами с текстом произведения (Приложение 1) - Сейчас вы поработаете группами и выполните предложенные задания. Проверка выполненной работы

- Итак, проверяем ваши работы

1. Как называется лес, в котором происходит действие рассказа? (тайга) 2. Какие деревья росли в тайге? (ели, пихты и лиственницы, кое-где берёзки и осинки)

3.             Какое растение очень подробно описывает автор? (черничник) - Прочитайте эти строчки.

4.             Где было расположено гнездо капалухи? Ответьте словами из текста? (посреди просеки, под упруго выдавшимся из-под земли корнем) 5. Сколько яиц было в гнезде. (4)

Работают

самостоятельно, сверяя выполненное со слайдом.

Познавательные: - умение применять знания по теме урока, - умение сравнивать с образцом.

Коммуникативные: - управление собственным поведением (контроль, коррекция,

 

 

- Прочитайте строчки, в которых автор описывает гнездо и яйца капалухи.

6. Прочитайте, как вела себя капалуха, когда люди приблизились к гнезду? - Какие образные выражения использует автор, описывая поведение капалухи? ( Металась в стороне. Мела землю. Закостенели от неподвижности.)

-   Почему она хотела улететь?

( Мать героически защищает свое потомство, и часто обманывает любителей полакомится птенцами (куниц, лисиц и др.), притворяясь раненой. Пока она отвлекает внимание на себя, птенцы уже успеют спрятаться)

-   Что особенно поразило ребят, прочитайте.

7. Какие чувства испытывала в этот момент капалуха?

- Почему ребята решили не трогать гнездо?

8.             Прочитайте как изменилось поведение капалухи после ухода людей?

9.             Какие слова, характеризующие капалуху вы подчеркнули? (Заботливая, бесстрашная, смелая, глупая, трусливая, самоотверженная)

- Как вы понимаете слово самоотверженная? (готовая пожертвовать жизнью ради будущих птенцов)

10.         Итак, какая же главная мысль этого рассказа. Что нам хотел сказать автор? (Люби живое! Вокруг много интересного». Лес – дом животных, веди себя в нём как гость!)

11.         Какая пословица больше всего подходит к рассказу

Материнская ласка конца не знает

Всякая пташка хлопочет своего гнезда хочет

Мала пташка и та своё гнездо бережёт

- Если вы были внимательны в начале, то заметили, что в учебнике, под названием рассказа было написано в сокращении. Авторы нашего учебника не включили 2 маленьких, но очень важных абзаца, Важных потому, что в них скрыта ещё одна главная мысль этого рассказа. 1 абзац расположен после слов «…сказал подошедший учитель.» Послушайте его:

«…Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку…

оценка действий), Личностные: - формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия; -выражать положительное отношение к процессу познания. Регулятивные:

-   планирование;

-   контроль

(самоконтроль);

-   саморегуляция.

 

 

— грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!..» 2 абзац - последний.

«…И когда они вырастут, когда звонким зОревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою».

 

Итог урока Цель: организация рефлексии

-                 Итак, кто догадался, о чём ещё хотел сказать нам автор?

-                 О материнской любви, заботе и нежности. В образе капалухи он воплотил черты всех мам. Поэтому закончить работу над произведением я хочу строчками о маме, а вы мне поможете. Каждая строчка будет начинаться со слова мама, которое вы будете произносить все вместе:

Мама - это значит нежность,

Мама - это ласка, доброта, Мама - это безмятежность, Мама - это радость, красота! Мама - это на ночь сказка,

Мама - это утренний рассвет,

Мама - в трудный час подсказка, Мама - это мудрость и совет!

Мама - это зелень лета,

Мама - это снег, осенний лист, Мама - это лучик света,

Мама - это значит ЖИЗНЬ!

Проводят рефлексию Регулятивные:

- саморегуляция

Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать и обосновывать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: - построение логической цепи рассуждений.

Рефлексия Цель:

рефлексивный анализ учебной деятельности

-Можете ли вы теперь ответить, что объединяет рассказы М.М.Пришвина , В.И.Белова и В.П.Астафьева?

-Составление синквейна на тему Капалуха.

- Кто считает, что у него это получилось, поднимет красное сердечко, кто остался равнодушным - желтое сердечко.

Высказывают свои впечатления Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог.

Личностные:

 

 

Ваши горящие сердца призывают всех: «Люби живое»

- Нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело.

Вы еще маленькие, но тоже можете сделать большое доброе дело. Природа, её красота помогает человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее.

-Какую оценку вы себе поставили за урок? (оценку дети показывают)

-                 выражать положительное отношение к процессу познания. Регулятивные:

-                 оценка;

-                 саморегуляция.

Домашнее задание

(Дифференцированный, творческий подход для развития индивидуальных способностей учащихся),учитель раздаёт задания на листочках 1. Подготовить рассказ о капалухе, как о заботливой матери.

2.   Поискать дополнительную литературу о птицах нашего края.

3.   Прочитать рассказ В.Астафьева «Пичужинец».

Записывают домашнее задание. Задают вопросы.

Познавательные: - сохранение учебной задачи Регулятивные:

- саморегуляция.


 

 

Приложения1

 

Поработайте с текстом произведения «Капалуха» и выполните предложенные задания

1.  Как называется лес, в котором происходит действие рассказа? _

2.  Какие деревья росли в тайге?

 

3.  Какое растение очень подробно описывает автор            

4.  Где было расположено гнездо капалухи? Ответьте словами из текста.

 

5.  Сколько яиц было в гнезде?       _         

Найдите в тексте и прочитайте строчки, в которых автор описывает гнездо и яйца капалухи. Отметьте их цифрой 1.

6.  Найдите в тексте и прочитайте, как вела себя капалуха, когда люди приблизились к гнезду? Простым карандашом в этих строчках отметьте образные слова и выражения. 7. Какие чувства испытывала в этот момент капалуха?

 

8.  Найдите в тексте и прочитайте, как изменилось поведение капалухи после ухода людей? Найдите образные слова, которые использует для описания автор и подчеркните их.

9.  Подчеркните слова, которые характеризуют капалуху:

Заботливая, бесстрашная, смелая, глупая, трусливая, самоотверженная. 10. Попробуйте определить главную мысль.

 

11. Какая пословица больше всего подходит к этому произведению?

Материнская ласка конца не знает

Всякая пташка хлопочет своего гнезда хочет Мала пташка и та своё гнездо бережёт.

Оцените свою работу _          

 

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 3 классе на тему

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 3 классе на тему

Задачи: Образовательные: -Научить выделять основную мысль из текста -

Задачи: Образовательные: -Научить выделять основную мысль из текста -

Планируемые образовательные результаты:

Планируемые образовательные результаты:

Планируемые образовательные результаты:

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: произведения по персонажей, формировать произведения; основываясь на

Предметные: произведения по персонажей, формировать произведения; основываясь на

Этапы Деятельность учителя

Этапы Деятельность учителя

Актуализация знаний Цель: создание мотивационной ситуации для актуализации опорных знаний

Актуализация знаний Цель: создание мотивационной ситуации для актуализации опорных знаний

Актуализация знаний Цель: создание мотивационной ситуации для актуализации опорных знаний

Актуализация знаний Цель: создание мотивационной ситуации для актуализации опорных знаний

У вас появились хорошие предположения, они разные, поэтому наш вопрос остается пока открытым: действительно ли эти произведения объединяет общность основной идеи и в чем она…

У вас появились хорошие предположения, они разные, поэтому наш вопрос остается пока открытым: действительно ли эти произведения объединяет общность основной идеи и в чем она…

Изучение нового материала -

Изучение нового материала -

Именно о природе и человеке писал

Именно о природе и человеке писал

Работа с текстом Цель: Узнать кто такая капалуха и работа с рассказом «Капалуха» -Ребята домашним заданием у вас нужно было прочитать рассказ «Капалуха»

Работа с текстом Цель: Узнать кто такая капалуха и работа с рассказом «Капалуха» -Ребята домашним заданием у вас нужно было прочитать рассказ «Капалуха»

Работа с текстом. Чтение произведения с остановками

Работа с текстом. Чтение произведения с остановками

Как могли поступить ребята?

Как могли поступить ребята?

Самостоятельная работа с проверкой

Самостоятельная работа с проверкой

Прочитайте строчки, в которых автор описывает гнездо и яйца капалухи

Прочитайте строчки, в которых автор описывает гнездо и яйца капалухи

Если вы были внимательны в начале, то заметили, что в учебнике, под названием рассказа было написано в сокращении

Если вы были внимательны в начале, то заметили, что в учебнике, под названием рассказа было написано в сокращении

А ну пошли стадо догонять!..» 2 абзац - последний

А ну пошли стадо догонять!..» 2 абзац - последний

Рефлексия Цель: рефлексивный анализ учебной деятельности -Можете ли вы теперь ответить, что объединяет рассказы

Рефлексия Цель: рефлексивный анализ учебной деятельности -Можете ли вы теперь ответить, что объединяет рассказы

Приложения1 Поработайте с текстом произведения «Капалуха» и выполните предложенные задания 1

Приложения1 Поработайте с текстом произведения «Капалуха» и выполните предложенные задания 1

Какая пословица больше всего подходит к этому произведению?

Какая пословица больше всего подходит к этому произведению?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2024