Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 3 классе на тему
В.П. Астафьев «Капалуха»
Дата проведения: |
14.02.2022 |
Предмет: |
Литературное чтение |
Класс: |
3 класс |
Учитель начальных классов МКОУ Александровской ООШ |
Казанцева Елена Викторовна |
УМК: |
«Школа России» |
Авторы УМК «Школы России»: |
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий,М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.Ф. Бойкина |
Тема: |
В.П. Астафьев «Капалуха» |
Тип урока: |
Изучение нового материала и первичное закрепление |
Цель урока: |
Ввести учащихся в мир автора и его любви к природе, продолжать прививать любовь к природе |
Задачи: |
Образовательные: -Научить выделять основную мысль из текста - Познакомить детей с биографией Виктора Петровича Астафьева и его произведением «Капалуха» Развивающие: - Развить умение выделять основную мысль из текста и отвечать развѐрнутым ответом. - Развивать память, устную речь, образное мышление; Воспитательные: - Воспитывать интерес к литературному чтению;- Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать умение общаться и слушать одноклассников, воспитывать любовь к природе |
|
|
||
Планируемые образовательные результаты: |
Личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности, включающей учебно- познавательные и внешние мотивы; учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; стремиться к совершенствованию своих знаний; ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Метапредметные:
Познавательные УДД: формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать учебный материал, прогнозировать, предугадывать содержание художественного текста; использовать знаково- символические средства; строить логическое рассуждение и речевое высказывание в устной форме, ориентироваться на разнообразие способов решения задач; |
||
Коммуникативные УУД: |
формировать умение |
|
|
|
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; оказывать в сотрудничестве необходимую |
|
|
взаимопомощь; |
прогнозировать содержание текста художественного заголовку, автору, опорным словам и осознавать цель чтения; определять главную мысль и героев произведения; этически оценивать поступки свое отношение к героям формулировать простые выводы, содержании текста; |
|||
Предметные: произведения по персонажей, формировать произведения; основываясь на |
||||
Оборудование: |
мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран); доска, презентация, видеофильм, портрет писателя, выставка книг писателя. |
|||
Образовательные ресурсы: |
Книгопечатная продукция Учебник 3 класса «Литературное чтение» часть 2 Книги В.П. Астафьева Технические средства обучения Компьютер Медиапроектор Интерактивная доска |
Технологическая карта урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся, УУД |
Организационный этап Цель: вовлечённость школьников в активную творческую учебную деятельность; создание хорошего настроения. |
Проверяет готовность обучающихся к учебному занятию, создаёт эмоциональный настрой. Вовлекает школьников в активную творческую деятельность, создавая хорошее настроение. -Сегодня у нас не совсем обычный урок. У нас присутствуют гости. Пожалуйста, поприветствуйте их. Поприветствуйте друг друга. Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу. - Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. -Не забываем себя оценивать, оценки выставляем на листочках за каждое задание. |
Слушают учителя, делятся добром с одноклассниками. Регулятивные: развитие способности к мобилизации сил для предстоящей работы; нацеливание на успешную деятельность. Личностные: воспитание положительного отношения к процессу познания. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать; формирование бережного отношения друг к другу. |
Актуализация знаний Цель: создание мотивационной ситуации для актуализации опорных знаний |
Звучит фонограмма музыки под музыку, читает ученик стихотворение Любите родную природу: Озёра, леса и поля. Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобой родились, Живем мы с тобой на ней! Так будем же,
люди, все вместе Мы к ней относиться добрей! Автор - Анастасия Потапов - Сегодня я приглашаю вас в сказочный мир природы, в мир необычный и удивительный. Говорят, природа злого человека делает добрым, скупого – щедрым, скучного – веселым, глупого – умным. Какие же секреты есть у природы, почему мы должны бережно к ней относиться? |
Слушают учителя, одноклассника. Регулятивные: - умение слушать, воспринимать и сохранять учебную задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленных вопросов, целеполагание; Познавательные: - анализ услышанной информации, умение наметить пути решения проблемы с учётом жизненного опыта учащихся; Коммуникативные: - слуховое восприятие ответов товарищей, умение строить для окружающих простые и ясные высказывания - предположения; Личностные: -развитие познавательных интересов учебных мотивов; сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности Цель: создание мотивационного мобилизующего начала урока. |
На доске размещены картинки с названиями литературных произведений и именами их авторов. Василий Иванович Белов «Малька провинилась…..» В.П.Астафьев « Капалуха» М.М. Пришвин «Ребята и утята». Почему они все оказались в одной группе? Дети дают свои предположения |
|
- У вас появились хорошие предположения, они разные, поэтому наш вопрос остается пока открытым: действительно ли эти произведения объединяет общность основной идеи и в чем она заключается?
-Так какая же будет цель нашего исследования?
Дети под руководством учителя намечают план предстоящей работы: ПЛАН НА ДОСКЕ 1. Познакомится с биографией В.П.Астафьева 2. Узнать кто это капалуха? 3. Работа с рассказом В.П.Астафьева «Капалуха», выделить основную идею. 4. Сделать заключение и ответить на вопросы. |
Наблюдают, рассуждают, аргументируют. Высказывают идеи на заданную тему |
||
Изучение нового материала |
- Сегодня на уроке познакомимся ещё с одним автором и его произведением в разделе "Люби живое". |
Знакомство с биографией В.П. |
||
Цель: расширение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности: формирование умений работать с текстом. |
|
Портрет В.П. Астафьева |
|
Астафьева Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, - умение определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Познавательные: - развитие умения сравнивать и анализировать, классифицировать. Коммуникативные: Осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Личностные: - Считаться с мнением другого человека. |
— Именно о природе и человеке писал Виктор Петрович Астафьев..(рассказывают об авторе подготовленные ученики) (Выставка книг)
-Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете? Словарная работа парами - В тексте нам будут встречаться трудные слова. Научимся понимать их. Альпийские луга - высокогорные луга, покрытые травянистой растительностью. Пихта - хвойное дерево. Просека - очищенное от деревьев место. Валежник - сухие сучья, деревья. Черничник- заросли черники. Космы - взлохмаченные пряди волос. Покоробленный- покривленный, выгнутый, вытянутый Тайга- хвойный лес - Ребята, а вы знаете, что мы с вами проживаем в тайге. Послушайте отрывок из рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро», которое вы будете изучать в 5 классе. Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и,наконец, голубые проёмы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них. |
Работа с текстом Цель: Узнать кто такая капалуха и работа с рассказом «Капалуха» |
-Ребята домашним заданием у вас нужно было прочитать рассказ «Капалуха» В.П. Астафьева - Можно ли было по названию рассказа предположить о ком или о чём пойдёт речь? - Ребята, а вы знаете кто такая капалуха? -Почему ее так называют и что это за птица мы сейчас посмотрим отрывок из документального фильма о глухарях. |
Отвечают на поставленные вопросы. Перерабатывают полученную информацию. Познавательные: - применение знаний - Регулятивные: формировать абстрактное мышление, обобщать, систематизировать классифицировать, развивать коммуникативные качества, умение договариваться. Коммуникативные: умение выражать и доказывать свои мысли. |
Физминутка Цель: снятие статического напряжения |
|
Выполняют ОРУ Регулятивные: - саморегуляция. |
Работа с текстом. Чтение произведения с остановками Цель: организация рефлексии усвоения данного текста |
Мы с вами ещё раз перечитаем текст. Читать мы будем с остановками и в ходе чтения попробуем составить план произведения. Чтение 1 части (до слов «Я поспешил к бугорку…»). - Как можно озаглавить эту часть? (У черничного бугорка, в тайге) - Что могло вызвать такой переполох? - Давайте проверим наши предположения. Чтение 2 части (до слов «А что будет с капалухой?») - Итак, кто такая капалуха? - Что главное в этой части? - Как озаглавим эту часть (Гнездо! Находка!) |
Защита и взаимопроверка Коммуникативные: - управление собственным поведением, - владение монологической и диалогической формами речи. |
|
- Как могли поступить ребята? Чтение 3 части (до слов «И все весело побежали...) - Что главное хотел показать автор в этой части (волнение капалухи) - Как озаглавим? (Тревога капалухи!) Чтение 4 части (до конца) Что главное в этой части? Как озаглавим? (Снова в гнезде!) - Какой жанр этого произведения? (рассказ) - Это не просто рассказ. Эта история случилась с автором в школьном возрасте, когда он со своими друзьями выпасал молодых телят. - Сколько частей мы с вами выделили? - Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение? (чувство грусти, тревоги, жалость к капалухе, гнева на ребят) |
Личностные: - применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. Регулятивные: - саморегуляция. Познавательные: - логические (анализ, синтез, доказательство, классификация, выбор оснований и критериев для сравнения). |
Самостоятельная работа с проверкой Цель: организация рефлексии усвоения данной темы по результатам выполнения самостоятельной работы. |
Работа учащихся группами с текстом произведения (Приложение 1) - Сейчас вы поработаете группами и выполните предложенные задания. Проверка выполненной работы - Итак, проверяем ваши работы 1. Как называется лес, в котором происходит действие рассказа? (тайга) 2. Какие деревья росли в тайге? (ели, пихты и лиственницы, кое-где берёзки и осинки) 3. Какое растение очень подробно описывает автор? (черничник) - Прочитайте эти строчки. 4. Где было расположено гнездо капалухи? Ответьте словами из текста? (посреди просеки, под упруго выдавшимся из-под земли корнем) 5. Сколько яиц было в гнезде. (4) |
Работают самостоятельно, сверяя выполненное со слайдом. Познавательные: - умение применять знания по теме урока, - умение сравнивать с образцом. Коммуникативные: - управление собственным поведением (контроль, коррекция, |
|
- Прочитайте строчки, в которых автор описывает гнездо и яйца капалухи. 6. Прочитайте, как вела себя капалуха, когда люди приблизились к гнезду? - Какие образные выражения использует автор, описывая поведение капалухи? ( Металась в стороне. Мела землю. Закостенели от неподвижности.) - Почему она хотела улететь? ( Мать героически защищает свое потомство, и часто обманывает любителей полакомится птенцами (куниц, лисиц и др.), притворяясь раненой. Пока она отвлекает внимание на себя, птенцы уже успеют спрятаться) - Что особенно поразило ребят, прочитайте. 7. Какие чувства испытывала в этот момент капалуха? - Почему ребята решили не трогать гнездо? 8. Прочитайте как изменилось поведение капалухи после ухода людей? 9. Какие слова, характеризующие капалуху вы подчеркнули? (Заботливая, бесстрашная, смелая, глупая, трусливая, самоотверженная) - Как вы понимаете слово самоотверженная? (готовая пожертвовать жизнью ради будущих птенцов) 10. Итак, какая же главная мысль этого рассказа. Что нам хотел сказать автор? (Люби живое! Вокруг много интересного». Лес – дом животных, веди себя в нём как гость!) 11. Какая пословица больше всего подходит к рассказу Материнская ласка конца не знает Всякая пташка хлопочет своего гнезда хочет Мала пташка и та своё гнездо бережёт - Если вы были внимательны в начале, то заметили, что в учебнике, под названием рассказа было написано в сокращении. Авторы нашего учебника не включили 2 маленьких, но очень важных абзаца, Важных потому, что в них скрыта ещё одна главная мысль этого рассказа. 1 абзац расположен после слов «…сказал подошедший учитель.» Послушайте его: «…Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… |
оценка действий), Личностные: - формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия; -выражать положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: - планирование; - контроль (самоконтроль); - саморегуляция. |
|
— грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!..» 2 абзац - последний. «…И когда они вырастут, когда звонким зОревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою». |
|
Итог урока Цель: организация рефлексии |
- Итак, кто догадался, о чём ещё хотел сказать нам автор? - О материнской любви, заботе и нежности. В образе капалухи он воплотил черты всех мам. Поэтому закончить работу над произведением я хочу строчками о маме, а вы мне поможете. Каждая строчка будет начинаться со слова мама, которое вы будете произносить все вместе: Мама - это значит нежность, Мама - это ласка, доброта, Мама - это безмятежность, Мама - это радость, красота! Мама - это на ночь сказка, Мама - это утренний рассвет, Мама - в трудный час подсказка, Мама - это мудрость и совет! Мама - это зелень лета, Мама - это снег, осенний лист, Мама - это лучик света, Мама - это значит ЖИЗНЬ! |
Проводят рефлексию Регулятивные: - саморегуляция Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать и обосновывать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: - построение логической цепи рассуждений. |
Рефлексия Цель: рефлексивный анализ учебной деятельности |
-Можете ли вы теперь ответить, что объединяет рассказы М.М.Пришвина , В.И.Белова и В.П.Астафьева? -Составление синквейна на тему Капалуха. - Кто считает, что у него это получилось, поднимет красное сердечко, кто остался равнодушным - желтое сердечко. |
Высказывают свои впечатления Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог. Личностные: |
|
Ваши горящие сердца призывают всех: «Люби живое» - Нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело. Вы еще маленькие, но тоже можете сделать большое доброе дело. Природа, её красота помогает человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее. -Какую оценку вы себе поставили за урок? (оценку дети показывают) |
- выражать положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: - оценка; - саморегуляция. |
Домашнее задание |
(Дифференцированный, творческий подход для развития индивидуальных способностей учащихся),учитель раздаёт задания на листочках 1. Подготовить рассказ о капалухе, как о заботливой матери. 2. Поискать дополнительную литературу о птицах нашего края. 3. Прочитать рассказ В.Астафьева «Пичужинец». |
Записывают домашнее задание. Задают вопросы. Познавательные: - сохранение учебной задачи Регулятивные: - саморегуляция. |
Приложения1
Поработайте с текстом произведения «Капалуха» и выполните предложенные задания
1. Как называется лес, в
котором происходит действие рассказа? _
2. Какие деревья росли в тайге?
3. Какое растение очень
подробно описывает автор
4. Где было расположено гнездо капалухи? Ответьте словами из текста.
5. Сколько яиц было в гнезде? _
Найдите в тексте и прочитайте строчки, в которых автор описывает гнездо и яйца капалухи. Отметьте их цифрой 1.
6. Найдите в тексте и прочитайте, как вела себя капалуха, когда люди приблизились к гнезду? Простым карандашом в этих строчках отметьте образные слова и выражения. 7. Какие чувства испытывала в этот момент капалуха?
8. Найдите в тексте и
прочитайте, как изменилось поведение капалухи после ухода людей? Найдите
образные слова, которые использует для описания автор и подчеркните их.
9. Подчеркните слова, которые характеризуют капалуху:
Заботливая, бесстрашная, смелая, глупая, трусливая, самоотверженная. 10. Попробуйте определить главную мысль.
11. Какая пословица больше всего
подходит к этому произведению?
Материнская ласка конца не знает
Всякая пташка хлопочет своего гнезда хочет Мала пташка и та своё гнездо бережёт.
Оцените свою работу _
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.