Конспект занятия по
познавательному развитию
«Природа – друг человека»
в
старшей группе.
Составила воспитатель:
ГДОУ ЛНР ЯСКВ «Колокольчик»
Коротнева Е. М.
г. Стаханов
Цель: продолжать формировать представления детей о значении природы в жизни человека.
Программное содержание: Показать детям, что природа существует независимо от человека, и человек пользуется природными богатствами. Закрепить умение решать противоречия. Развивать монологическую речь детей. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать уважение к природе.
Словарная работа: Природа, кислород, преклонялся, в древности, морской прибой и т. д.
Предварительная работа: Беседы о природе, знакомство с пословицами и загадками.
Методы и приемы: Сюрпризный момент, использование ИКТ, рассматривание иллюстраций, художественное слово, игра, беседа.
Ход занятия:
1часть.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто к нам пришёл? (Незнайка). Что же у него случилось?
Воспитатель: Ему дали задание, но он не может его выполнить. Незнайка принёс картину, ему надо найти на ней природу. Ребята, давайте поможем Незнайке. (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а вы видите на этой картине природу?
Дети: Да. Природа – это деревья, земля, солнце коровы, овцы, цветы.
Воспитатель: Почему вы не назвали дома, машины? Они тоже нарисованы на картине.
Дети: Дома – это не природа. Их построил человек.
Воспитатель: Дети, а что мы можем назвать словом - «природа»?
Дети: Природа – это то, что существует независимо от человека.
Воспитатель: Верно. И человек сам является частью природы.
(Просмотр презентации).
Воспитатель читает стихотворение Л. Дайнеко.
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живёшь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной Земли
Зовётся этот дом.
Воспитатель: Мы с вами живём в этом доме. Очень его любим, любуемся им весною, грустим осенью и зимой, радуемся солнышку летом. Но человек не только любуется природой, он научился ею пользоваться.
Вопросы детям:
1. Какую пользу приносит нам лес? (Лес даёт нам тепло. Он нас кормит. Лес очищает воздух от примесей и выделяет кислород).
2. Как использует человек реки? (Реки дают человеку воду. По рекам люди перевозят грузы, по рекам плавают теплоходы. В реках можно купаться.)
3. Какую пользу человеку приносит солнце? (Солнце нас согревает, люди придумали солнечные батареи, которые дают нам энергию.)
4. Как мы используем рыбу? (Мы ловим рыбу в реках и морях и едим её.)
2 часть.
Воспитатель: Получается, что природа приносит пользу человеку. Я думаю, что Незнайка теперь понял, что такое природа. А давайте мы его проверим. Вот у меня картинки: на одних из них изображена природа, а на других природы нет.
(Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них изображено. Есть ли на них природа. Доказывают свою точку зрения).
Физкультминутка:
К речке быстро мы спускались,
Наклонялись, умывались.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе- раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Все как один поплыли.
Мы похожи на дельфина.
Выплыли на берег крутой
И отправились домой.
(Дети выполняют соответствующие движения.)
3часть.
Воспитатель: Скажите, ребята, природа – друг человеку или враг?
(Ответы детей).
Воспитатель: Человек всегда дружил с природой, преклонялся перед ней, боялся её и изучал. В древности человек выражал свою наблюдательность в рисунках, загадках, поговорках. Сейчас вы попробуйте отгадать загадки.
Зимой белый, а летом серый. (Заяц).
Воспитатель: Как родилась эта загадка?
Дети: Люди заметили, что заяц зимой бывает белый, а летом всегда серый.
Воспитатель:
Сильнее солнца,
Слабее ветра.
Ног нет, а идёт
Глаз нет, а плачет. (Туча).
Воспитатель: Что может закрыть солнце в летний день? Почему говорят, что туча слабее ветра? Как это: туча может ходить? Что за слёзы у тучи?
(Ответы детей).
Воспитатель:
Не стукнет, не брякнет,
А в окошко войдёт. (свет).
Воспитатель: Человек заметил, что свет приходит в дом через окно, причём он приходит так тихо, что никто его не слышит.
Воспитатель:
Махнула птица крылом
И закрыла весь свет пером. (Ночь).
Воспитатель:
Люди сравнивали ночь с птицей, потому что они не знали, как наступает темнота, и очень её боялись. Они сравнивали ночь с таинственной страшной птицей, роняющей перо, которое закрывает солнце и наступает темнота.
4 часть.
Объяснение пословиц.
Воспитатель: Как рождались загадки, вы уже поняли. Люди наблюдали за природой, замечали изменения и придумывали загадки. А как же придумывали пословицы? Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием.
Воспитатель: Послушайте пословицу и скажите, что тут взяли у природы.
Весна красна цветами,
А осень пирогами.
Дети: Весной много цветов, а пирогов нет, потому что хлеб только посадили, и ему ещё долго расти. А осенью поспевает хлеб, а цветов, уже нет. Так и появилась эта пословица.
Воспитатель: Теперь, объясните такую пословицу.
Что летом уродится,
То зимой пригодится.
Дети: Летом вырастают овощи, фрукты, хлеб. Их заготавливают на зиму.
Воспитатель: Какие вы знаете овощи?
(Дети перечисляют).
Воспитатель: Какие вы знаете фрукты?
(Дети перечисляют).
Воспитатель: Какие вы знаете ягоды?
(Дети перечисляют).
5 часть.
Дидактическая игра: «Что лишнее».
Картошка, капуста, морковь, яблоко.
Груша, яблоко, слива, лук.
Малина, калина, смородина, помидор, арбуз.
Солнце, воробей, жук, кукла.
Воспитатель читает стихотворение С. Кирсанова.
Что значишь ты без трав, и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймёшь ты, наконец,
Врубаясь в мёртвые породы,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец?
Воспитатель: Человек, конечно, может всё. Но человек не сможет прожить без природы. Иногда, из-за своего всемогущества, люди становятся причиной гибели многих животных и растений, мест их обитания. Человеку надо бережно относиться к природе.
Воспитатель: Ребята, Незнайка благодарит вас за помощь, но ему пора.
(Дети прощаются с Незнайкой).
Итог.
Воспитатель: Вы сегодня хорошо поработали. Вы узнали много нового, а сейчас вам предстоит высказать своё отношение к сегодняшнему занятию, но не словами, а смайлами. Покажите смайл, который показывает ваше настроение на занятии. (Спрашивает детей, почему они показали тот или иной смайл).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.