Коррекционная Программа для параллели 2-х классов"Я борюсь со страхом"
Оценка 4.6

Коррекционная Программа для параллели 2-х классов"Я борюсь со страхом"

Оценка 4.6
Документация
doc
детская психология
2 кл—3 кл
21.04.2022
Коррекционная Программа для параллели 2-х классов"Я борюсь со страхом"
Коррекционная Программа,помогает детям 8-9 лет справляться с отрицательными эмоциями.
Я борюсь со стахом.Программа для 2 класса.Психолог Радаева О.П.doc

 

 

       МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

          ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

                  «ШКОЛА № 5 ИМЕНИ

ГЕНЕРАЛА – МАЙОРА  М.Ф. ФЕДОРОВА»

 

 

 

 

 


 ПРИНЯТО

 Педагогическим советом      

 Протокол №

 от  «___»_____2021г.

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ___________Матвеева Ю.М.  Приказ №________

от     «    »_____2021г.

 

 

 

 

коррекционно-развивающая программа

«Я борюсь со страхом»

для 2  класса

 

 

 

 

 

                               Составитель:

                                       педагог-психолог

                                                     Радаева Оксана Петровна

                                                                            высшая  квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти 2021г
Аннотация

 

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции.

Актуальность данной программы заключается в том, что устранение отрицательных эмоциональных следов страха является необходимым условием психического здоровья детей.

Ведущим страхом в младшем школьном возрасте является страх смерти. Боязнь умереть это возрастное отражение формирующейся концепции жизни. Ее точкой отсчета является рождение, тайна которого постигается в общих чертах к началу старшего дошкольного возраста, а концом - смерть, осознание неизбежности которой приходит впервые и проявляется соответствующим страхом. Подобная динамика развития мышления является откликом на формирование категории времени и пространства. Это выражается умением определять в общих чертах время далекое и близкое, воспринимать себя в состоянии постоянных возрастных изменений, допуская, что они ограничены временем, то есть имеют свои пределы. В ответ на это и проявляется страх смерти как аффективно - заостренное выражение истины самосохранения.

О том , что ребенок боится смерти, можно догадаться по наличию, связанных со смертью страхов, прежде всего испытываемых во сне "страшных снов", боязнь нападения, огней, пожаров, боязнь заболеть (у девочек) и боязни стихии (у мальчиков). Испытываемый страх перед Змеем Горынычем, который "дыхнет и все горит", есть не что иное, как замаскированный ужас, вызываемый огнем и пожаром. В это же время ,дети заметно бояться змей, укус которой смертелен, крайне болезненно переносят операции, а также болезнь и смерть даже не очень знакомых людей.

Появление страха смерти означает постепенное завершение "наивного" периода в жизни детей, когда они верили в существование сказочных персонажей, бессмертие. Исчезновение страха перед кощеем бессмертным в старшем дошкольном возрасте свидетельствует о том, что стал "простым смертным" в представлении детей и потому перестал их пугать. Категория смерти в 8 и 9 лет - это реальность, которую ребенок должен признать как нечто рано или поздно неизбежное в его жизни. Именно нежелание признать это сразу и порождает страх, означающий эмоциональное неприятие "рациональной" необходимости умереть.

Анализ проблем обращения к педагогу-психологу показал, что большинство из них связано с наличием страхов у детей 8-9 лет.

Под влиянием страхов у детей дошкольного возраста может возникнуть состояние эмоционального перенапряжения, которое проявляется различными изменениями в поведении: заторможенность, импульсивность, непредсказуемые действия и др. Наличие устойчивых страхов говорит о том, что ребенок не способен справиться со своими чувствами, не может контролировать их.

В младшем школьном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они еще не завладели характером ребенка и чаще всего носят возрастной характер.

Цель данной программы – устранение, преодоление страхов у детей младшего школьного возраста.

Задачи программы:

1. Формировать умение  адекватно интерпретировать эмоциональные состояния других людей.

2. Формировать умение к игровому проигрыванию своих переживаний психологического содержания.

3. Развить диапазон понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубину переживаний, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане.

4.Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.

                                                                                                                                  

Принципы коррекционной работы:

1.  Принцип безусловного принятия ребенка со стороны психолога, педагога.

2. Принцип демократизма в общении взрослого и ребенка, соблюдение равноправия на фоне общего безусловного принятия.

3. Принцип поощрения  (и проявление этого психологического поощрения) достижений ребенка в плане обретения творческой самостоятельности и продуктивности.

 

4. Принцип символического  отреагирования детских проблем, вызывающих тревогу и страхи, и превращение их в объект творческой проработки.

 

Категория участников:

Дети младшего школьного возраста.

(8-9 лет)

Количество часов:

16

Продолжительность занятий:

40 минут

Режим проведения занятий:

1 раз в неделю

 


 

 

Учебный план

программы цикла по устранению и преодолению страхов

 

Цель: устранение, преодоление страхов у детей младшего школьного возраста.

Категория обучающихся: дети 8-9 лет

Срок обучения:  16 час.

Режим практических занятий: 40 мин. (1 раз в неделю).

 

Наименование

тем

Всего

часов

Часы

 

Форма контроля

лекц.

практ.

1.

Диагностика уровня и количества страхов

 3,5 ч. (7 чел. по 30 мин.)

1 час

2,5 часа

Выявление уровня страха на момент первичной диагностики

2.

Тема 1. «Я не один»

30 мин.

8 мин.

22 мин.

Метод наблюдения

Тема 2. «Цветное настроение»

1 час

16 мин.

44 мин.

Метод наблюдения

Тема 3. «Сказочный страх»

2,5 часа

40 мин.

110 мин.

Метод наблюдения

Тема 4. «Я принимаю решение, я действую!»

3 часа

48 мин.

132 мин.

Метод наблюдения

Тема 5. «Отрицательные эмоции»

30 мин.

8 мин.

22 мин.

Метод наблюдения

Тема 6. «Страшный сон»

1 час

16 мин.

44 мин.

Метод наблюдения

Тема 7. «Мой опыт»

30 мин.

8 мин.

22 мин.

 

3.

 Контрольная диагностика

 3,5 ч.

(7 чел. по 30 мин.)

1 час

2,5 часа

Сравнение показателей первичной и завершающей диагностики.

 

Итого

16  час

4ч. 24 мин.

 11ч.36 мин.

 

 


 

 

Учебно-тематический план

программы цикла по устранению и преодолению страхов

 

Цель: устранение, преодоление страхов у детей младшего школьного возраста.

Категория обучающихся: дети 8-9 лет

Срок обучения:  16 час

Режим занятий: 30 мин. (1 раза в неделю).

 

Наименование

тем

Всего

часов

Часы

 

Форма контроля

лекц.

практ.

1.

 Диагностика уровня и количества страхов

 3,5 ч.

(7 чел. по 30 мин.)

1 час

2,5 часа

Изучение  уровня страха на момент первичной диагностики

2.

Тема 1. «Я не один»

 

 

 

 

Занятие 1.

30 мин.

8 мин.

22 мин.

Метод наблюдения

Тема 2. «Цветное настроение»

 

 

 

 

Занятие 2.

30 мин.

8 мин.

22 мин.

Метод наблюдения

Занятие 16.

30 мин.

8 мин.

22 мин.

Метод наблюдения

Тема 3. «Сказочный страх»

 

 

 

 

Занятие 3.

30 мин.

8 мин.

22 мин.

Метод наблюдения

Занятие 5.

30 мин.

8 мин.

22 мин.

Метод наблюдения

Занятие 8.

30 мин.

8 мин.

22 мин.

Метод наблюдения

Занятие 9.

30 мин.

8 мин.

22 мин.

Метод наблюдения

Занятие 10.

30 мин.

8 мин.

22 мин.

Метод наблюдения

Тема 4. «Я принимаю решение»

 

 

 

 

Занятие 4.

30 мин.

8 мин.

22 мин.

Метод наблюдения

Занятие 6.

30 мин.

8 мин.

22 мин.

Метод наблюдения

Занятие 11.

30 мин.

8 мин.

22 мин.

Метод наблюдения

Занятие 12.

30 мин.

8 мин.

22 мин.

Метод наблюдения

Занятие 15.

30 мин.

8 мин.

22 мин.

Метод наблюдения

Занятие 17.

30 мин.

8 мин.

22 мин.

Метод наблюдения

Тема 5. «Отрицательные эмоции»

 

 

 

 

Занятие 7.

30 мин.

8 мин.

22 мин.

Метод наблюдения

Тема 6. «Страшный сон»

 

 

 

 

Занятие 13.

30 мин.

8 мин.

22 мин.

Метод наблюдения

Занятие 14.

30 мин.

8 мин.

22 мин.

Метод наблюдения

Тема 7. «Мой опыт»

 

 

 

 

Занятие 18.

30 мин.

8 мин.

22 мин.

Метод наблюдения

3.

 Контрольная диагностика

 3,5 ч.

(7 чел. по 30 мин.)

1 час

2,5 часа

Сравнение показателей первичной и завершающей диагностики.

 

Итого

16  час

4ч. 24 мин.

 11ч.36 мин.

 

 


Учебная программа

 

Страх - это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Исследования, которые были проведены, подтверждают, что в младшем школьном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они во многом носят возрастной переходящий характер. Цель данной программы – устранение, преодоление страхов у детей .

Многие страхи в подростковом возрасте являются развитием ранее предшествующих страхов и тревог. Поэтому чем раньше начата работа по преодолению и предупреждению страхов, тем больше вероятность их отсутствия в подростковом возрасте. Если психологическая, родительская и медицинская помощь будет оказана в младшем школьном возрасте, можно рассчитывать на эффект предупреждения развития психастенических черт характера и невроза в подростковом возрасте.

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх - такие же эмоциональные, неотъемленные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича». Устойчивые страхи - это страхи, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера.

Однако следует помнить, что в младшем школьном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности.

Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье.

Для оказания помощи детям в этой ситуации необходимо работать с ближайшим окружением: как только «убираются» внешние фрустраторы, эмоциональное состояние ребенка автоматически нормализуется. Поэтому консультирование родителей является наиболее эффективным, так как направлено на устранение причины, проблемы.

Предлагаемая нами программа коррекции и развития эмоционально-личностной сферы дошкольников предполагает работу на двух уровнях:

 

1. Работа с ближайшим окружением ребенка (учителя, родители). Форма работы: анкетирование, индивидуальные и групповые консультации.

2. Работа с детьми (групповые занятия).

Критерии эффективности программы:

- снижение и устранение страхов у детей;

- позитивные изменения в стиле взаимодействия ребенок-родитель;

- повышение профессиональной компетентности учителей в вопросах эмоционального развития детей.

 

При проведении первичной диагностики использовались методики:

 Цель – выявление уровня и количества страхов у детей старшего дошкольного возраста.

1. Методика выявления страхов с помощью специального теста тревожности. (Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен.).

2. Анкеты обратной связи от педагогов.

3. Диагностика количества страхов (тест: «Страхи в домиках» методика М.А. Панфиловой.)

 

Проводится  индивидуальная беседа, в которой выясняется, боится ли ребёнок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови.

 

Оптимальное количество участников: 5 – 8 человек.

Продолжительность занятий: 40 минут 1 раза в неделю

В программу вошли следующие темы обсуждений:

 «Почему у некоторых людей нет друзей?», «Какие вы знаете эмоциональные состояния? Что такое настроение?», «Страх наказания», «За что меня любит мама, папа, сестра…», «Завершающая беседа».

   Также для развития смелости и уверенности в себе в конце занятий используется упражнение «Повторяй за мной».

 

Основная часть занятия занимает примерно 70% времени занятия.

Включает в себя следующие задания и упражнения:

Ритуалы приветствия, способствующие созданию положительного эмоционального фона, сплочению группы, настрою на совместную работу.

Для устранения страхов неожиданного воздействия, замкнутого пространства и одиночества в программу были включены игры «Имя», «Замри», «Прятки», «Жмурки», «Паровозик» (занятие 1 30 мин).

Игры, направленные на умение определять свое настроение при помощи цвета «Цвет моего настроения», «Воздушный шарик» (занятие 2 (30 мин.))

Для преодоления замешательства и смущения при ответах использованы следующие игры «Кинь мяч, скажи плохое, страшное, неприятное слово», «Кинь мяч, скажи доброе, хорошее, приятное слово», «Тропа индейцев» (занятие 3 (30 мин.)).

Игры, направленные на снятие эмоциональных блоков, активизации процесса принятия решений «Передай по кругу друг другу страшную рожу», «Передай по кругу друг другу что-то приятное», «Лиса и зайцы» (занятие 4 (30 мин.)).

Игры, направленные на преодоление страхов сказочных персонажей и устранение страха нападения «Кощей», «Баба Яга» (занятие 5 (30 мин.), 8 (30 мин.), 9 (30 мин.))

Разыгрывание сказок на закрепление умения действовать в непредсказуемых ситуациях (занятие 6 (30 мин.)).

Игры, направленные на отреагирование агрессии в игровой форме, обучение умению контролировать свои отрицательные эмоции «Однажды на поляну вышли…», «Путешествие вокруг света», «Волшебный замок», «Осада города» (занятие 7 (30 мин.)).

Игры, направленные на актуализацию страха «Путешествие в волшебную страну» (занятие 10 (30 мин.)).

Игры на коррекцию тревожности, развитие умения действовать в сложных ситуациях «Приближающийся праздник», «Пришел (шла) поздно в детский сад», «Однажды в детском саду…» (занятие 11 (30 мин.)-12 (30 мин.)).

Игры на снятие эмоциональных переживаний от кошмарных снов «Мне приснилось», «Я справился» (занятие 13 (30 мин.)-14 (30 мин.)).

Игры, направленные на обучение конструктивному решению ситуаций «Веер решений», «Обида на …», «Если бы я был папой (мамой)» (занятие 15 (30 мин.)).

Игра на отработку страха и тревоги «Нарисуй свой страх и озвучь его» (занятие 16 (30 мин.)).

Игры, направленные на обучение безопасному стилю жизни, умению управлять собой в трудных, устрашающих ситуациях «Заблудился в лесу», «Остался один дома», «Потерялся на улице», «Разбили тарелку» (занятие 17 (30 мин.)).

Игры на перенос положительного опыта из группы в реальную жизнь «Наши правила», «Животные» (занятие 18 (30 мин.)).

 

Заключительная диагностика позволяет судить об эффективности проведенной работы, отследить динамику. Для оценивания берутся те же методики, что и для первичной диагностики (см. этап 1).

Цель: Отслеживание эффективности проведенной коррекционной работы.


Литература

 

1.      Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия - «Психология ребёнка». - СПБ: 2010. с.

2.      Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1993.

3.      Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика, 1996.

4.      Изард К.Э. Психология эмоций. / Перевод с англ. - СПБ: Издательство «Питер», 2000.

5.      Климанова Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи. // Семья и школа. - 2009. - № 9.

6.      Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 1997.

7.      Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. / Пер. с нем. Ю.Лукоянова. - М.: Знание, 1981.

8.      Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1987.

9.      Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии. - 1989. - №4.

10.  Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. - 2008.

 

 

 


Приложение к программе

Занятие первое

ЗАДАЧИ: Снятие эмоционального напряжения. Знакомство детей друг с другом.

1. ИГРА «ИМЯ»

ЦЕЛЬ:   выявить уровень самооценки.

ПРОЦЕДУРА ИГРЫ:  дети садятся полукругом вместе с психологом. Всем участникам ведущий предлагает придумать имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое, которое сохраняется за ребенком на все время занятий.

КОРРЕКЦИОННЫЙ СМЫСЛ: ребенок может таким путем выйти из своего старого я и надеть на себя другую личину.

2. ИГРА «ЖМУРКИ»

ЦЕЛЬ: снятие напряжения, выявление групповых ролей.

ПРОЦЕДУРА ИГРЫ:  все дети идут и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Подводят к двери, ставят его на порог и просят взяться за ручку двери, а потом начинают петь хором:

   «Кот, кот, Ананас,

   Ты лови три года нас!
   Ты лови три года нас,

   Не развязывая глаз».

Как только пропадают последние слова, все дети разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить всех играющих.

ПРИМЕЧАНИЕ:  если дети играют активно, то есть сами выбирают водящего, то психолог занимает позицию пассивного наблюдателя.

3. ИГРА «ПАРОВОЗИК»

ЦЕЛЬ:  создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, устранение страхов, умение подчиняться требованием одного.

ПРОЦЕДУРА ИГРЫ:  дети строятся друг за другом, держась за руки. Паровозик везет детей, преодолевая различные препятствия.

4. ИГРА «МУДРЕЦ»

ЦЕЛЬ:  преодоление психологического барьера застенчивости.

ПРОЦЕДУРА ИГРЫ:  «Закрой глаза, представь мысленно зеленый луг и большой старый дуб на краю этого луга. Под деревом сидит мудрец, который ответит на любой вопрос, который ты ему задашь. Подойди к мудрецу, задай ему вопрос и внимательно выслушай ответ».

   После этого ребенок открывает глаза и делится своей фантазией с окружающими его людьми. Звучит спокойная, расслабляющая музыка.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

А теперь, ребята, повторяйте за мной: «Я хочу быть умным, смелым, сильным, умелым, ловким и добрым! Я сделаю все, чтобы стать умным, смелым, сильным, умелым, ловким и добрым! Умный понимает, что родители и воспитатели хотят ему добра. Я буду слушаться своих родителей и воспитателей! Умный старается решать все вопросы с ребятами по-доброму. Без помощи рук. Но если кто-то не понимает слов и задирается, я сумею защитить себя и руками! Умный не боится неудач, умный преодолевает неудачи. Я не боюсь неудач!».

 

 

Занятие второе

Задачи:

1. Устранение страхов неожиданного воздействия, замкнутого пространства и одиночества.

2. Снятие невротической заторможенности.

3. Развитие выдержки, терпения, контроля, коррекция (профилактика) страха темноты.

4. Обучение умению контролировать эмоции, коррекция страха нападения.

I часть: знакомство с применением диагностики настроения (Игра «Цвет моего настроения»).

Цель: упражнение в умении определять свое настроение при помощи цвета.

Процедура игры: «Давайте представим, что у каждого из нас сейчас в руках воздушный шарик. Это не простые шарики, поскольку цвет воздушного шарика – это цвет нашего настроения. Мы будем называть свое имя и цвет воздушного шарика, который сейчас держим в руках. Например, мое имя Света, у меня сейчас в руках шарик красного цвета».

Игра «Замри».

Процедура игры: по одному сигналу водящего нужно кричать, хлопать, стучать, а по другому сигналу – замереть. Водящий ходит между детьми, пытаясь напугать (рассмешить).

Игра «Прятки».

Процедура игры: водящий старается найти спрятавшихся детей.

Игра «Жмурки».

Процедура игры: водящий с закрытыми глазами старается найти стоящих на ограниченном пространстве детей.

II часть: спонтанные игры по желанию детей: игры с масками, сражения.

В игровом помещении (в удобных для самостоятельного использования детьми местах) расположены различные игрушки, направленные на отреагирование агрессии: дубинки, сабли, шлемы и т.п. Помимо этого, для упражнения в принятии ролей дети имеют возможность примерить на себя перед зеркалом маски разнообразных героев.

III часть: диагностика настроения. 

Занятие третье

Задачи:

1. Преодоление замешательства и смущения при ответах.

2. Устранение страха внезапных ответов, нападения.

3. Улучшение возможности самовыражения у детей.

Игра «Кинь мяч, скажи плохое, страшное, неприятное слово».

 

Процедура игры: мяч бросается внезапно и неожиданно, и одновременно произносится страшное, плохое или неприятное слово.

 

Игра «Кинь мяч, скажи доброе, хорошее, приятное слово».

 

Процедура игры: мяч бросается внезапно и неожиданно, и одновременно произносится доброе, хорошее, приятное слово.

 

Игра «Тропа индейцев».

 

Процедура игры: прохождение по тропе индейцев до цели, не обращая внимания на различные препятствия. Рядом с тропинкой в разных местах помещаются участники игры, пугающие неожиданным воздействием (без прикосновения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие четвертое

Задачи:

1. Снятие эмоциональных блоков, обучение невербальному выражению эмоций.

2. Устранение замешательства в непредсказуемых игровых ситуациях.

3. Активизация процесса принятия решений.

Игры на выражение эмоций:

Игра «Передай по кругу друг другу страшную рожу» и игра «Передай по кругу друг другу что-то приятное».

Процедура игры: по кругу молча друг другу строят страшные «рожи», а во второй игре передают что-то приятное. Эти две игры целесообразнее проводить вместе, заканчивая передачей хорошего, приятного.

Игра «Лиса и зайцы».

Процедура игры:

«Зайцы» должны пробраться через лес, в котором живет «лиса». Лес (в роли деревьев дети) защищает зайцев, задерживая лису.

 

Занятие пятое

Задачи:

1. Преодоление страхов сказочных персонажей.

2. Упражнение в умении действовать в непредсказуемых ситуациях.

3. Устранение страха нападения.

Игра «Кощей».

Процедура игры: каждый выбирает себе предмет и кладет его в середину круга. «Кощей» объявляет эти предметы своим золотом («чахнет над златом»). Задача играющих: незаметно для Кощея забрать свой предмет. «Кощей» защищается, угрожает.

Игра «Баба Яга».

Процедура игры: кто-то из детей выбирается на роль Бабы Яги, которая после хором сказанных слов («Бабка Ежка, костяная ножка, ножку сломала, нас не догнала») пытается, прыгая на одной ноге, догнать детей, прыгающих тоже на одной ноге.

Занятие шестое

Задачи:

1. Упражнение в умении принимать решения.

2. Закрепление умения действовать в непредсказуемых ситуациях.

Разыгрывание сказок (кукольное представление). Находясь за ширмой с куклой, надетой на руку, педагог –психолог  ведет повествование от ее лица в виде монолога или диалога с другими куклами, изображающими сказочных персонажей и людей. Отличительной чертой является периодическое обращение главного персонажа к зрителям, которые тем самым принимают в представлении активное участие. Например, ежик спрашивает лису, почему он часто плачет. Лиса дает ежику неправильный ответ. Недовольный ежик обращается к зрителям, которые в данный момент представлены как различные обитатели леса. Высказывает свое мнение и тот из детей, поведение которого в косвенной форме изображается в игре. Он самостоятельно или прислушиваясь к мнению других детей находит правильное решение, что делает характер игры обучающим.

 

Занятие седьмое

Задачи:

1. Психологическая очистка от недружелюбных чувств.

2. Отреагирование агрессии в игровой форме.

3. Обучение умению контролировать свои отрицательные эмоции, выбирать и играть роль.

Основная часть занятия отводится проигрыванию слегка обозначенных ситуаций, например: «Мы сейчас все в лесу. Ты кто? А ты? А я – серый волк», «Однажды на поляну вышли, ничего не подозревая…», «Путешествие вокруг света», «Осада города», «Волшебный замок».

 

 

Занятие восьмое – девятое

Задачи:

1. Приобщение через сказки к миру взрослых, ознакомление с их характерами, действиями, поступками.

2. Постижение через сказки уроков, предостережений от опасностей.

3. Уменьшение интенсивности страхов через проигрывание ребенком роли того сказочного персонажа, которого он боится.

4. Улучшение способности детей принимать роли, вести себя более гибко.

5. Снятие страхов перед сказочными персонажами.

6. Развитие воображения и инициативы детей.

7. Поощрение к активному выражению чувств, своего отношения к происходящим событиям.

 

I часть: знакомство, приветствие детей проводится с диагностикой настроения каждого ребенка.

 

Две-три подвижные игры по выбору детей.

 

II часть: проигрывание сказок про Бабу Ягу, Кощея Бессмертного, Волка, Змея Горыныча, Бармалея и др. с учетом психологии сказочных персонажей.

 

 

Занятие десятое

Цель: Предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем.

Задачи:

1. Помочь детям представить и актуализовать свой страх.

2. С помощью рисунка материализировать и трансформировать страх. Оборудование: настольная лампа, тазик с водой, пластмассовая баночка, полотенце для рук, краски, кисти, бумага, емкость для воды, “волшебный пенек”.

Детей приглашают в необыкновенное сказочное путешествие такими словами: «Сегодня мы отправимся с вами в волшебную страну, где вам предстоит проявить свою силу, мужество, чтобы победить страшных и мерзких героев, которые нам встретятся на пути. Ведь мы решительные, смелые и сообразительные. А я буду всегда с вами, и, если вам потребуется моя помощь, вы можешь на меня рассчитывать».

I этап. Внешнее отделение

«Мы закроем комнату, чтобы нам никто не мешал».

II этап. Подготовка

«Давайте опустим руки в тазик с водой. Это волшебная вода. Видите, какая она необычная. Такая вода придаст нам силы и уверенности. Вы можете поболтать руками в воде, поиграть с ней или просто подержать руки в этой волшебной жидкости до тех пор, пока не почувствуете, что готовы к путешествию. Хорошо. Сейчас мы с вами вытрем насухо руки и отправимся и путь».

III этап. Представление или актуализация

«А сейчас мы по очереди будем садиться на этот волшебный пенек. Всем, кто на него садится, он помогает сочинять разные истории и защищает нас от всего плохого. Я тоже сяду рядом с вами.

Бывают в жизни такие моменты, когда мы чего-то боимся. Нам кажется, что нас кто-то пугает или нападает на нас. В такие минуты нам бывает страшно. Давайте попробуем закрыть глаза и представить ту ситуацию, когда вам было страшно. Обратите внимание на ощущения, которые возникают внутри тела. А теперь откройте глаза и попытайтесь по очереди рассказать о своем страхе или о том, чего вы боитесь. Можно сочинить целую историю, ведь мы сидим на волшебном пенечке».

IV этап. Материализация

«Сейчас мы сядем за стол, возьмем краски и нарисуем свой страх, о котором только что рассказали. Для того чтобы лучше и точнее его представить, можно опять на несколько минут закрыть глаза.

Вспомните о тех неприятных ощущениях, которые возникли у вас внутри тела, о форме и цвете страха. Какие цвета лучше предадут этот пугающий и зловещий образ? Пусть рука рисует го, что ей захочется. Прислушивайтесь к своим ощущениям и рисуйте. Можете говорить о том, что рисуете. Если вдруг вам опять станет страшно, можете обратиться за помощью к волшебной воде. Окуните и подержите в ней руки. Смелость и уверенность опять к вам вернутся.

Теперь, когда работа над рисунком страха завершена, скажите, пожалуйста, какие чувства он у вас вызывает? Это неприятные чувства?»

V этап. Трансформация

Продолжая работу, спрашивают у каждого ребенка: «Что бы ты хотел теперь сделать со своим страхом, чтобы он тебя больше не пугал? Я хочу предложить тебе разорвать или порезать свой страх на маленькие кусочки. Давай попробуем. Пойдемте, смоем его в унитазе или выбросим в ведро».

VI этап. Возвращение или избавление

На этом этапе наступала завершающая стадия, это было осуществлено следующим образом: дети подводились к тазику с волшебной водой, им предлагалось опустить в него руки, совершить какие-либо плавные действия, а затем умыться этой водой и опять насухо вытереться полотенцем. Детей просили сказать несколько слов о том, как они себя сейчас чувствуют, как изменились их внутренние ощущения, какое у них настроение. Затем выключалась лампа, открывалась дверь комнаты. Детям озвучивались слова: «Сегодня мы с вами совершили волшебное путешествие, где мы встретились со своим страхом, и победил его. Страх уничтожен. Его больше нет. Теперь мы сильные, уверенные и бесстрашные. Вы молодцы. Спасибо вам».

 

 

Занятие одиннадцатое – двенадцатое

Задачи:

1. Развитие способности к принятию ролей.

2. Коррекция тревожности как выраженного беспокойства в ожидании каких-то событий, опасения сделать что-либо не так, не успеть.

3. Развитие умения у детей действовать в сложных ситуациях.

I часть: знакомство с применением диагностики настроения.

 

Две подвижные игры по выбору детей.

 

II часть: проигрывание сказочных и условных историй (историй, которые могли бы произойти реально, но в другом месте, времени или при других обстоятельствах). Например: «Кругосветное путешествие», «Осада города», «Приближающийся праздник», «Пришел (шла) поздно в детский сад», «Однажды в детском саду…». 

 

Занятие тринадцатое  – четырнадцатое

Задачи:

1. Уменьшение эмоциональных следов от  страхов и потрясений посредством их проигрывания.

2. Снятие эмоциональных переживаний от кошмарных снов.

I часть: знакомство с применением диагностики настроения.

 

Две подвижные игры по выбору детей.

 

II часть: проигрывание страшных кошмарных снов детей.

Психологом предлагается рассказать историю про что-то страшное или плохое, что было с детьми, что им приснилось.

III часть: празднование победы и обсуждение поведения каждого из участников.

 

 

Занятие пятнадцатое

Задачи:

1. Обучение конструктивному решению ситуаций, вызывающих переживания.

2. Обучение через проигрывание ситуаций разнообразным способам выхода из конфликтных ситуаций («веер решений»).

I часть: знакомство с применением диагностики настроения.

 

Две подвижные игры по выбору детей.

II часть: проигрывание реальных историй (например: «Обида на брата», «Если бы я был папой (мамой)») по темам, предложенным детьми.

 

Занятие шестнадцатое

Цель: Отработать эмоцию страха и тревоги в рисунке.

Задачи:

1. Нарисовать образ страха.

2. Озвучить персонаж.

3. Преобразовать образ страха в безопасный.

Для работы нам потребовался белый лист бумаги A3, краски “гуашь”, кисти, баночка для воды.

I этап. Подготовка

Детям предлагается отправиться в гости в сказку. «В сказке нам повстречаются разные герои: добрые и злые, страшные и смешные. Главным героем нашего приключения будете вы. В большинстве сказок главные герои имеют какой-то волшебный предмет, чтобы в случае опасности воспользоваться им и защититься. Давайте и мы с вами смастерим волшебную палочку».

Заранее были приготовлены палочки 35—40 см. Предлагается детям разукрасить свои палочки перламутровой краской. Затем волшебные палочки украшаются фольгой или завязываются на ней бант из тесьмы.

 

II этап. Рисование образа страха.

«Теперь, когда у каждого из вас есть волшебная палочка, нам можно отправиться в путь-дорогу. Закройте глаза и вспомните то, чего вы боитесь. Представьте, как выглядит ваш страх. А сейчас нарисуйте свой страх цветными мелками. Вы можете рисовать и говорить, что делаете. Если вы хотите, то нарисуйте и себя самого тоже».

 

III этап. Озвучивание персонажа

«А сейчас давайте попробуем представить: что хочет сказать страх, кого и зачем он хочет напугать? Постарайтесь говорить голосом своего страха. Если он будет спрашивать что-то у тебя, отвечайте ему. Будьте смелыми в этом разговоре, ведь у нас есть волшебные палочки, и мы ими можем совершать чудеса».

IV этап. Преобразование образа страха Принцип противостояния

 

«Если вас пугает этот страх, то будьте смелыми и мужественными. Я сейчас коснусь вас волшебной палочкой. Мы скажем волшебное заклинание, и вы сразу станете бесстрашными и смелыми. Ну, как, появилась у вас сила? Покажите свою силу!». Успешное противостояние ведет к устранению тревоги.

 

Принцип трансформации

«Теперь, когда вы сильные и смелые, хочется превратить ваш страх в какой-нибудь безопасный образ. Давайте опять воспользуемся волшебной палочкой и нашим заклинанием».

 

V этап. Подведение итогов. Рефлексия.

«А теперь скажите, пожалуйста, что же произошло с образом пугающего страха? Кто вам помогал справиться со страхом? Какие сейчас вы испытываете чувства? Какое у вас настроение? Вы теперь знаете, что можно сделать, если у вас появится страх. Вы можете рассказать об этом своим друзьям, у которых бывают страхи.

 

Спасибо вам за мужество, смелость и творчество».

 

Занятие семнадцатое

Задачи:

1. Обучение детей безопасному стилю жизни (умение предвидеть опасное событие, по возможности избежать его, при необходимости действовать).

2. Упражнение в умении управлять собой в трудных, устрашающих ситуациях, используя положительную сторону страх (мобилизует физические силы, ускоряет работу ума, концентрирует внимание) во благо себе.

Проигрывание ситуаций: «Заблудился в лесу», «Остался один дома», «Пришел домой, а дверь закрыта», «Потерялся на улице (в магазине)», «На улице подошел незнакомец», «Разбили тарелку», «Сломал чужую машинку» и т.п.

Ситуация предлагается детям как идея, а саму историю сочиняет кто-либо из детей или все дети вместе (групповая история). Детали обговариваются, проигрывание не требует специальной подготовки.

Например, ситуация «Остался один дома». Раздается звонок (стук, голос), который требует (просит, умоляет) открыть дверь, пришел сантехник (соседка, электрик и т.п.).

В ситуациях возможного наказания за проступок («Разбили тарелку» и т.п.) ребенка необходимо обучать следующим умениям:

1. Не скрывать свои чувства: «Мне стыдно», «Обидно», «Страшно, не надо кричать».

2. Предлагать помощь для решения проблемы: «Что мне нужно сделать для того, чтобы ты не кричала, успокоилась?».

3. Уходить на время из поля зрения разбушевавшегося взрослого.  

 

Занятие восемнадцатое

ЦЕЛЬ: подведение итогов; перенос положительного опыта из группы в реальную жизнь.

1. ЗАВЕРШАЮЩАЯ БЕСЕДА

ПСИХОЛОГ: «Вот мы и закончили наши встречи. Вы ребята, многое поняли и многому научились. Давайте придумаем вместе правила, по которым надо жить каждому из вас:

Ø  Не унывай, все поправимо, если ты умен, трудолюбив и упорен.

Ø  Не бойся. Тот, кто боится, уже проиграл. Побеждают смелые.

Ø  Думай, прежде чем совершить поступок, и думай, уже совершив его.

Ø  Избегай злых людей.

Ø  Не лги. Ко лжи привыкают. Солгав однажды, ты будешь лгать впредь.

Ø  Научись смотреть на себя и на свои поступки со стороны.

Ø  Всегда оставайся самим собой, иди своим путем.

Ø  Будь благодарен родителям, бабушке, дедушке, сделавшим тебе добро.

Ø  Слушай старших – и ты избежишь многих бед».

2. А теперь по очереди:

Что вам запомнилось больше всего?

Что вы будете делать теперь сами, чтобы вас уважали?

3. Пусть каждый нарисует, каким он был и каким он стал. Посмотрите, что изменилось.

4. Свободная игра.

5. ИГРА «ЖИВОТНЫЕ»

ЦЕЛЬ:    творческое взаимодействие с другими членами группы

ПРОЦЕДУРА ИГРЫ:   выберите любое животное или птицу. В течение 10 минут вы должны быть этим животным или птицей, «переняв» его форму, движения, звуки. Не говорите никому о своем выборе. Ползайте, прыгайте, скачите, изображая это животное. К этому заданию надо подойти творчески, выразить такие стороны личности, которые нелегко выразить в обычной жизни. Шумите, осознавайте чувства, возникающие у вас.

6. Высказывайте замечания о наших с вами занятиях. Скажите слова благодарности друг другу.

Диагностика эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников

 

В течение дня каждому ребенку, посещающему данную группу, предлагают поиграть в игру «Секрет» - по секрету от других детей подарить своим друзьям три картинки, положив их (по одной) в шкафчики для одежды в раздевалке.

Сообщается, что можно сделать подарок и тем детям, которые сейчас болеют и не ходят в детский сад. Все выборы ребенка фиксируются в социометрической матрице с помощью условных обозначений (см. табл.)

 

 

 

 

 

 

Социометрическая таблица

 

Имена детей

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

 

1.                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20.               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+ - выбор, полученный ребенком.

А – взаимный выбор.

В таблицу вносятся имена всех детей группы (сначала девочки, потом все мальчики или наоборот), присваиваются им номера по порядку в списке. Данные номера заносятся в таблицу по горизонтали и вертикали, клетки пересечения одинаковых номеров заштриховывают. На основании матрицы путем подсчета выборов определяется, какое количество выборов получил каждый ребенок и сколько взаимных выборов он имеет.

Анализ полученных данных дает представление о социометрической структуре группы, которая заключается в распределении детей по четырем статусным категориям: «звезды» (более 5 выборов), «предпочитаемые» (от 3 до 5 выборов), «принятые» (1-2 выбора), «изолированные» (не имеют ни одного выбора).

Если большинство детей группы оказывается в благоприятных статусных категориях, уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) определяется как высокий, при одинаковом соотношении – как средний, при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом – как низкий.

Низкий УБВ – сигнал тревоги, означающий эмоциональное неблагополучие большинства детей в системе взаимоотношений со сверстниками в группе. Важным диагностическим коэффициентом, характеризующим отношения, существующие в группе, является показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками. Он определяется как процентное отношение детей, имеющих взаимные выборы, к общему количеству детей в группе. Полученный результат сравнивается с нормативными показателями уровней коэффициентов удовлетворенности отношениями со сверстниками:

1.      низкий уровень – коэффициент удовлетворенности 33% и ниже,

2.      средний уровень - коэффициент удовлетворенности 34-49%

3.      высокий уровень - коэффициент удовлетворенности 50-65%

4.      сверхвысокий уровень - коэффициент удовлетворенности 66% и выше.

 

Соотношение количества изолированных детей к общему числу воспитанников в группе позволяет установить коэффициент изолированности, который рассматривается как диагностический показатель успешности работы педагога по воспитанию дружеских взаимоотношений детей.

Согласно результатам исследований Т.А.Репиной, группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или коэффициент изолированности в пределах 6%, менее благополучной – при индексе до 25% и неблагополучной, если индекс изолированности выше 25%.

Следует обратить внимание, что проведение игры «Секрет» требует педагогического такта. Ребенок не должен почувствовать свою изоляцию, поэтому важно, чтобы все дети после окончания игры нашли в своих шкафчиках «подарки». Для этого педагоги используют запасные картинки. Результаты диагностирования обсуждать с детьми не стоит.

 

 

 

 


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Аннотация Страх является наиболее опасной из всех эмоций

Аннотация Страх является наиболее опасной из всех эмоций

Развить диапазон понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубину переживаний, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане

Развить диапазон понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубину переживаний, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане

Учебный план программы цикла по устранению и преодолению страхов

Учебный план программы цикла по устранению и преодолению страхов

Учебно-тематический план программы цикла по устранению и преодолению страхов

Учебно-тематический план программы цикла по устранению и преодолению страхов

Контрольная диагностика 3,5 ч

Контрольная диагностика 3,5 ч

Учебная программа Страх - это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде

Учебная программа Страх - это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде

Анкеты обратной связи от педагогов

Анкеты обратной связи от педагогов

Игра на отработку страха и тревоги «Нарисуй свой страх и озвучь его» (занятие 16 (30 мин

Игра на отработку страха и тревоги «Нарисуй свой страх и озвучь его» (занятие 16 (30 мин

Литература 1. Захаров

Литература 1. Захаров

Приложение к программе Занятие первое

Приложение к программе Занятие первое

Обучение умению контролировать эмоции, коррекция страха нападения

Обучение умению контролировать эмоции, коррекция страха нападения

Занятие четвертое Задачи : 1

Занятие четвертое Задачи : 1

Психологическая очистка от недружелюбных чувств

Психологическая очистка от недружелюбных чувств

Хорошо. Сейчас мы с вами вытрем насухо руки и отправимся и путь»

Хорошо. Сейчас мы с вами вытрем насухо руки и отправимся и путь»

Две подвижные игры по выбору детей

Две подвижные игры по выбору детей

Заранее были приготовлены палочки 35—40 см

Заранее были приготовлены палочки 35—40 см

В ситуациях возможного наказания за проступок («Разбили тарелку» и т

В ситуациях возможного наказания за проступок («Разбили тарелку» и т

Социометрическая таблица

Социометрическая таблица

Соотношение количества изолированных детей к общему числу воспитанников в группе позволяет установить коэффициент изолированности, который рассматривается как диагностический показатель успешности работы педагога по воспитанию дружеских…

Соотношение количества изолированных детей к общему числу воспитанников в группе позволяет установить коэффициент изолированности, который рассматривается как диагностический показатель успешности работы педагога по воспитанию дружеских…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2022