Коррекционная программа по учебному предмету
«Чтение»
2-ой класс слабослышащее отделение
Автор-составитель: Моисеева Раиса Ивановна – учитель высшей квалификационной категории
ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Пояснительная записка
Чтение, являясь одним из ведущих видов речевой и мыслительной деятельности, выступает в начальных классах в качестве важнейшего учебного предмета и одновременно средства обучения, развития и воспитания. Знания о жизни природы и общества, нормы поведения и общения — все это, почерпнутое в чтении, закладывает основы развивающейся личности школьника. Особенно значима эта функция книги и чтения в процессе обучения слабослышащих детей, контакты которых с окружающим миром ограничены, а знания обеднены.
Задачами обучения чтению являются: дальнейшее совершенствование первоначального навыка чтения, его правильности, беглости, сознательности и выразительности; формирование полноценного восприятия детьми художественного произведения; развитие у них нравственно-этических чувств и художественного вкуса; развитие умения работать с текстом; активное приобщение учащихся к чтению книг и на этой основе обогащение их знаниями об окружающем мире.
На выполнение этих задач направлена целевая методическая установка — формирование культуры чтения школьников, что является составной частью общекультурного развития человека.
Содержание программного материала по чтению представлено главным образом произведениями русской и современной художественной и научно-популярной литературы, устного народного творчества.
Большая часть времени (30—35 мин) на уроках чтения отводятся чтению и работе над текстом. Беседы и рассказы, предваряющие чтение, должны быть тесно связаны с содержанием произведений, возбуждать интерес к ним, эмоционально настраивать учащихся и помогать правильному восприятию этих произведений.
Для активизации учащихся на уроке и повышения их интереса к чтению необходимо использовать методы, развивающие творческую активность детей, их воображение и фантазию, чаще создавать игровые ситуации (особенно в I—III классах) на материале читаемых текстов и наблюдений, практиковать задания творческого характера (драматизация, чтение в лицах).
Успешному решению воспитательных задач уроков чтения должна способствовать не только проводимая на уроке углубленная работа с художественным произведением, но и тесная ее взаимосвязь с окружающей жизнью, с общественно полезным трудом.
Содержание программы
(102ч; по 3 ч в неделю)
Навыки чтения. Правильное, выразительное, сознательное, плавное чтение целыми словами. Слоговое чтение сложных, трудных для произношения слов.
Соблюдение правил орфоэпии, указанных в программе по обучению произношению, правильных ударений в знакомых словах; чтение незнакомых слов с проставленным ударением.
Соблюдение правильной интонации в предложениях в соответствии со знаками препинания (точка, вопросительный знак, восклицательный знак), пауз между предложениями и частями текста.
Чтение знакомого текста про себя.
Работа над текстом. Подробный рассказ содержания прочитанного (по вопросам учителя). Описание содержания иллюстрации к тексту с использованием слов и выражений текста. Ответы на вопросы, устанавливающие причинно-следственные отношения, последовательность действий, оценку поступков и др.
Определение (с помощью учителя) основной мысли прочитанного. Выделение действующих лиц. Чтение текста по ролям (с драматизацией и без нее). Различение рассказа, стихотворения, сказки. Заучивание стихотворений наизусть (3-5 за год).
Количество часов в год - 102
Количество часов в неделю – 3
Количество часов в I четверти – 22
Количество часов во II четверти – 24
Количество часов в III четверти – 31
Количество часов в IV четверти – 25
Тематический план
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
I четверть (22 ч) |
|
1. |
«1 сентября» Я. Аким Чтение стихотворения, работа над словарем |
1 |
2. |
«Это лето!» Чтение стихотворения, ответы на вопросы |
1 |
3. |
«На рыбалке» По Г. Скребицкому Чтение рассказа, работа над словарем |
1 |
4. |
«На рыбалке» По Г. Скребицкому Чтение рассказа, зарисовка сюжета |
1 |
5. |
«Летом в лесу» По Н. Калининой Чтение рассказа, ответы на вопросы |
1 |
6. |
«Летом в лесу» По Н. Калининой Чтение рассказа, работа над словарем |
1 |
7. |
«Сенокос» Г. Ладонщиков Чтение стихотворения, работа над словарем |
1 |
8. |
«Нашел гриб – обрадовался!» А. Тумбасов Чтение рассказа, работа над словарем |
1 |
9. |
«Нашел гриб – обрадовался!» А. Тумбасов Чтение рассказа, зарисовка сюжета |
1 |
10. |
«Август» С. Маршак Чтение стихотворения, ответы на вопросы |
1 |
11. |
«Дружба» О. Высотская Чтение стихотворения, ответы на вопросы |
1 |
12. |
«На зарядку» А. Барто Чтение стихотворения, работа над словарем |
1 |
13. |
«Кто умывается раньше всех» Ю. Федин Чтение рассказа, работа над словарем |
1 |
14. |
«Кто хозяин?» В. Осеева Чтение рассказа, работа над словарем |
1 |
15. |
«Кто хозяин?» В. Осеева Чтение рассказа, ответы на вопросы |
1 |
16. |
«Зеркало» А. Кондратьев Чтение стихотворения, ответы на вопросы |
1 |
17. |
«Помирились» По Л. Воронковой Чтение рассказа, работа над словарем |
1 |
18. |
«Помирились» По Л. Воронковой Чтение рассказа, ответы на вопросы |
1 |
19. |
«Звонки» Т. Агаев Чтение стихотворения, ответы на вопросы |
1 |
20. |
«Ученый сын» Чтение рассказа, работа над словарем |
1 |
21. |
«Ученый сын» Чтение рассказа, ответы на вопросы |
1 |
22 |
Итоговый урок |
1 |
|
II четверть (24 ч) |
|
1. |
«Рыцарь» По В. Железникову Чтение рассказа, ответы на вопросы |
1 |
2. |
«Два товарища» По Л.Н. Толстому Чтение рассказа, работа над словарем |
1 |
3. |
«Кто с кем дружит» Н. Красильников Заучивание стихотворения наизусть |
1 |
4. |
«До первого дождя» По В. Осеевой Чтение рассказа, зарисовка сюжета |
1 |
5. |
«Осенняя елочка» Н. Сладков Чтение рассказа, ответы на вопросы |
1 |
6. |
«Пчелки и муха» К. Ушинский Чтение рассказа, работа над словарем |
1 |
7. |
«Птичьи домики» Е. Пермяк Чтение рассказа, работа над словарем |
1 |
8. |
«Для чего руки нужны» Е. Пермяк Чтение рассказа, работа над словарем |
1 |
9. |
«Чик-чик ножницами» Е. Ильина Чтение рассказа, ответы на вопросы |
1 |
10. |
«Чик-чик ножницами» Е. Ильина Чтение рассказа, зарисовка сюжета |
1 |
11. |
«Главная хозяйка» По С. Баруздину Чтение рассказа, ответы на вопросы |
1 |
12. |
«Торопливый ножик» Е. Пермяк Чтение рассказа, работа над словарем |
1 |
13. |
«Важные дела» С. Михалков Чтение стихотворения, работа над словарем |
1 |
14. |
«Зима настала» И. Суриков Чтение стихотворения, работа над словарем |
1 |
15. |
Сказка «Какая зима?» По М. Пляцковскому Чтение рассказа, ответы на вопросы |
1 |
16. |
«Первые снежинки» По М. Ильину и Е. Сегал Чтение рассказа, работа со словарем |
1 |
17. |
«Первые снежинки» По М. Ильину и Е. Сегал Чтение рассказа, зарисовка сюжета |
1 |
18. |
«Зима» А. Кондратьев Чтение стихотворения, ответы на вопросы |
1 |
19. |
«Мороз-хвастун» А. Леонов Чтение рассказа, работа со словарем |
1 |
20. |
«Мороз-хвастун» А. Леонов Чтение рассказа, ответы на вопросы |
1 |
21. |
«Детство» Чтение стихотворения, ответы на вопросы |
1 |
22 |
«Следы на снегу» По И. Соколову-Микитову |
1 |
23. |
«Новый год» А. Блок |
1 |
24. |
Итоговый урок |
1 |
|
III четверть (31 ч) |
|
1. |
«Мы мороза не боимся» О. Высоцкая |
1 |
2. |
«Снегирь» И. Беляков |
1 |
3. |
«Хорошее» В. Осеева |
1 |
4. |
«Лгун» Л.Н. Толстой |
1 |
5. |
«Кораблик» В.Викторов |
1 |
6. |
«Самое страшное» Е. Пермяк |
1 |
7. |
«Самое страшное» Е. Пермяк |
1 |
8. |
«Силач» По Ю. Ермолаеву |
1 |
9. |
«А ты что умеешь?» Л. Татьяничева |
1 |
10. |
«Что легче?» В. Осеева |
1 |
11. |
«О чем горевали птички?» По М. Богданову |
1 |
12. |
«Как Маша стала большой» Е.Пермяк |
1 |
13. |
«Как Маша стала большой» Е.Пермяк |
1 |
14. |
«День рождения» М. Быкова |
1 |
15. |
«День рождения» М. Быкова |
1 |
16. |
«Старший брат и младшая сестра» Э. Шим |
1 |
17. |
«Десять правил для школьников» |
1 |
18. |
«Лиса» В. Чаплина |
1 |
19. |
«Медведь» По Л. Сысоеву |
1 |
20. |
«Где ёжик?» По М. Быковой |
1 |
21. |
«Бобры» А. Барто |
1 |
22 |
«Топотыжка» По Г. Балдину |
1 |
23. |
«Ушан» По Г. Скребицкому |
1 |
24. |
«Когда друг попадает в беду» По В. Росину |
1 |
25. |
«Котенок» Л.Н. Толстой |
1 |
26. |
«Котенок» Л.Н. Толстой |
1 |
27. |
«Пожарные собаки» Л.Н. Толстой |
1 |
28. |
«Пожарные собаки» Л.Н. Толстой |
1 |
29. |
«Лужица» По А. Журавлевой |
1 |
30. |
«Ласточка» По К. Ушинскому |
1 |
31. |
Итоговый урок |
1 |
|
IV четверть (25 ч) |
|
1. |
«Как петух весну нашел» Н. Юркова |
1 |
2. |
«Как петух весну нашел» Н. Юркова |
1 |
3. |
«Любопытный мышонок» (Сказка) |
1 |
4. |
«Утренние лучи» К. Ушинский |
1 |
5. |
«Чем пахнет весна» Э.Шим |
1 |
6. |
«Сельская песня» А. Плещеев |
1 |
7. |
«Первая гроза» Л. Воронкова |
1 |
8. |
«Яблони» В. Левановский |
1 |
9. |
«Сказка о Весне» По Г. Скребицкому |
1 |
10. |
«Маша и медведь» Русская народная сказка |
1 |
11. |
«Маша и медведь» Русская народная сказка |
1 |
12. |
«Курочка ряба» Русская народная сказка |
1 |
13. |
«Лиса и тетерев» |
1 |
14. |
«Перепутаница» |
1 |
15. |
«У страха глаза велики» |
1 |
16. |
«У страха глаза велики» |
1 |
17. |
Загадки |
1 |
18. |
Русские народные песенки |
1 |
19. |
Русские народные песенки |
1 |
20. |
«Волк и журавль» (Басня) Л.Н. Толстой |
1 |
21. |
«Собака и ее тень» (Басня) |
1 |
22 |
«Лис и Мышонок» В. Бианки |
1 |
23. |
«Хитрый Лис и умная Уточка» |
1 |
24. |
«Хитрый Лис и умная Уточка» |
1 |
25. |
Итоговый урок |
1 |
Красильникова О. А. Чтение и развитие речи. Учебник для 2 класса С(К) ОУ II вида. – М.: «Владос», 2009 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.