Коррекционная программа по учебному предмету "Чтение" (Начальная школа слабослышащее отделение 2-ой класс)

  • doc
  • 19.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Пояснительная записка по чтению.doc

 

Коррекционная программа по учебному предмету

«Чтение»

2-ой класс слабослышащее отделение

Автор-составитель: Моисеева Раиса Ивановна – учитель высшей квалификационной категории

ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

 

Пояснительная записка

Чтение, являясь одним из ведущих видов речевой и мыслительной деятельности, выступает в начальных классах в качестве важнейшего учебного предмета и одновременно средства обучения, развития и вос­питания. Знания о жизни природы и общества, нормы поведения и общения — все это, почерпнутое в чтении, закладывает осно­вы развивающейся личности школьника. Особенно значима эта функ­ция книги и чтения в процессе обучения слабослышащих детей, кон­такты которых с окружающим миром ограничены, а знания обеднены.

Задачами обучения чтению являются: дальнейшее совершенство­вание первоначального навыка чтения, его правильности, беглости, сознательности и выразительности; формирование полноценного вос­приятия детьми художественного произведения; развитие у них нрав­ственно-этических чувств и художественного вкуса; развитие умения работать с текстом; активное приобщение учащихся к чтению книг и на этой основе обогащение их знаниями об окружающем мире.

На выполнение этих задач направлена целевая методическая установка — формирование культуры чтения школьников, что явля­ется составной частью общекультурного развития человека.

Содержание программного материала по чтению представлено главным образом произведениями русской и современной художе­ственной и научно-популярной литературы, устного народного твор­чества.

 Большая часть времени (30—35 мин) на уроках чтения отводятся чтению и работе над текстом. Беседы и рассказы, предваряющие чтение, должны быть тесно связаны с содержанием произведений, возбуждать интерес к ним, эмоционально настраивать уча­щихся и помогать правильному восприятию этих произведений.

Для активизации учащихся на уроке и повышения их интереса к чтению необходимо использовать методы, развивающие творческую активность детей, их воображение и фантазию, чаще создавать игровые ситуации (особенно в I—III классах) на материале читаемых текстов и наблюдений, практиковать задания творческого характера (драматизация, чтение в лицах).

Успешному решению воспитательных задач уроков чтения должна способствовать не только проводимая на уроке углубленная работа с художественным произведением, но и тесная ее взаимосвязь с окружающей жизнью, с общественно полезным трудом.

 

 

 

 

Содержание программы

(102ч; по 3 ч в неделю)

 

Навыки чтения. Правильное, выразительное, сознательное, плавное чтение целыми словами. Слоговое чтение сложных, труд­ных для произношения слов.

Соблюдение правил орфоэпии, указанных в программе по обу­чению произношению, правильных ударений в знакомых словах; чтение незнакомых слов с проставленным ударением.

Соблюдение правильной интонации в предложениях в соответ­ствии со знаками препинания (точка, вопросительный знак, воскли­цательный знак), пауз между предложениями и частями текста.

Чтение знакомого текста про себя.

Работа над текстом. Подробный рассказ содержания прочитан­ного (по вопросам учителя). Описание содержания иллюстрации к тексту с использованием слов и выражений текста. Ответы на вопросы, устанавливающие причинно-следственные отношения, по­следовательность действий, оценку поступков и др.

Определение (с помощью учителя) основной мысли прочитанного. Выделение действующих лиц. Чтение текста по ролям (с драматизацией и без нее). Различение рассказа, стихотворения, сказки. Заучивание стихотворений наизусть (3-5 за год).

 

 

Количество часов в год - 102

            Количество часов в неделю – 3

            Количество часов в I четверти – 22

            Количество часов во II четверти – 24

            Количество часов в III четверти – 31

            Количество часов в IV четверти – 25

 

 

 

 

Тематический план

 

Тема урока

Кол-во

часов

 

I четверть (22 ч)

 

1.

«1 сентября» Я. Аким

Чтение стихотворения, работа над словарем

1

2.

«Это лето!»

Чтение стихотворения, ответы на вопросы

1

3.

«На рыбалке» По Г. Скребицкому

Чтение рассказа, работа над словарем

1

4.

«На рыбалке» По Г. Скребицкому

Чтение рассказа, зарисовка сюжета

1

5.

«Летом в лесу» По Н. Калининой

Чтение рассказа, ответы на вопросы

1

6.

«Летом в лесу» По Н. Калининой

Чтение рассказа, работа над словарем

1

7.

«Сенокос» Г. Ладонщиков

Чтение стихотворения, работа над словарем

1

8.

«Нашел гриб – обрадовался!» А. Тумбасов

Чтение рассказа, работа над словарем

1

9.

«Нашел гриб – обрадовался!» А. Тумбасов

Чтение рассказа, зарисовка сюжета

1

10.

«Август» С. Маршак

Чтение стихотворения, ответы на вопросы

1

11.

«Дружба» О. Высотская

Чтение стихотворения, ответы на вопросы

1

12.

«На зарядку» А. Барто

Чтение стихотворения, работа над словарем

1

13.

«Кто умывается раньше всех» Ю. Федин

Чтение рассказа, работа над словарем

1

14.

«Кто хозяин?» В. Осеева

Чтение рассказа, работа над словарем

1

15.

«Кто хозяин?» В. Осеева

Чтение рассказа, ответы на вопросы

1

16.

«Зеркало» А. Кондратьев

Чтение стихотворения, ответы на вопросы

1

17.

«Помирились» По Л. Воронковой

Чтение рассказа, работа над словарем

1

18.

«Помирились» По Л. Воронковой

Чтение рассказа, ответы на вопросы

1

19.

«Звонки»  Т. Агаев

Чтение стихотворения, ответы на вопросы

1

20.

«Ученый сын»

Чтение рассказа, работа над словарем

1

21.

«Ученый сын»

Чтение рассказа, ответы на вопросы

1

22

Итоговый урок

1

 

II четверть (24 ч)

 

1.

«Рыцарь» По В. Железникову

Чтение рассказа, ответы на вопросы

1

2.

«Два товарища» По Л.Н. Толстому

Чтение рассказа, работа над словарем

1

3.

«Кто с кем дружит» Н. Красильников

Заучивание стихотворения наизусть

1

4.

«До первого дождя» По В. Осеевой

Чтение рассказа, зарисовка сюжета

1

5.

«Осенняя елочка» Н. Сладков

Чтение рассказа, ответы на вопросы

1

6.

«Пчелки и муха» К. Ушинский

Чтение рассказа, работа над словарем

1

7.

«Птичьи домики» Е. Пермяк

Чтение рассказа, работа над словарем

1

8.

«Для чего руки нужны» Е. Пермяк

Чтение рассказа, работа над словарем

1

9.

«Чик-чик ножницами» Е. Ильина

Чтение рассказа, ответы на вопросы

1

10.

«Чик-чик ножницами» Е. Ильина

Чтение рассказа, зарисовка сюжета

1

11.

«Главная хозяйка» По С. Баруздину

Чтение рассказа, ответы на вопросы

1

12.

«Торопливый ножик» Е. Пермяк

Чтение рассказа, работа над словарем

1

13.

«Важные дела» С. Михалков

Чтение стихотворения, работа над словарем

1

14.

«Зима настала» И. Суриков

Чтение стихотворения, работа над словарем

1

15.

Сказка «Какая зима?» По М. Пляцковскому

Чтение рассказа, ответы на вопросы

1

16.

«Первые снежинки» По М. Ильину и Е. Сегал

Чтение рассказа, работа со словарем

1

17.

«Первые снежинки» По М. Ильину и Е. Сегал

Чтение рассказа, зарисовка сюжета

1

18.

«Зима» А. Кондратьев

Чтение стихотворения, ответы на вопросы

1

19.

«Мороз-хвастун»  А. Леонов

Чтение рассказа, работа со словарем

1

20.

«Мороз-хвастун»  А. Леонов

Чтение рассказа, ответы на вопросы

1

21.

«Детство»

Чтение стихотворения, ответы на вопросы

1

22

«Следы на снегу» По И. Соколову-Микитову

1

23.

«Новый год» А. Блок

1

24.

Итоговый урок

1

 

III четверть (31 ч)

 

1.

«Мы мороза не боимся» О. Высоцкая

1

2.

«Снегирь» И. Беляков

1

3.

«Хорошее» В. Осеева

1

4.

«Лгун» Л.Н. Толстой

1

5.

«Кораблик» В.Викторов

1

6.

«Самое страшное»  Е. Пермяк

1

7.

«Самое страшное»  Е. Пермяк

1

8.

«Силач» По Ю. Ермолаеву

1

9.

«А ты что умеешь?» Л. Татьяничева

1

10.

«Что легче?» В. Осеева

1

11.

«О чем горевали птички?» По М. Богданову

1

12.

«Как Маша стала большой» Е.Пермяк

1

13.

«Как Маша стала большой» Е.Пермяк

1

14.

«День рождения» М. Быкова

1

15.

«День рождения» М. Быкова

1

16.

«Старший брат и младшая сестра» Э. Шим

1

17.

«Десять правил для школьников»

1

18.

«Лиса» В. Чаплина

1

19.

«Медведь» По Л. Сысоеву

1

20.

«Где ёжик?» По М. Быковой

1

21.

«Бобры» А. Барто

1

22

«Топотыжка» По Г. Балдину

1

23.

«Ушан» По Г. Скребицкому

1

24.

«Когда друг попадает в беду» По В. Росину

1

25.

«Котенок» Л.Н. Толстой

1

26.

«Котенок» Л.Н. Толстой

1

27.

«Пожарные собаки» Л.Н. Толстой   

1

28.

«Пожарные собаки» Л.Н. Толстой  

1

29.

«Лужица» По А. Журавлевой

1

30.

«Ласточка» По К. Ушинскому

1

31.

Итоговый урок

1

 

IV четверть (25 ч)

 

1.

«Как петух весну нашел» Н. Юркова

1

2.

«Как петух весну нашел» Н. Юркова 

1

3.

«Любопытный мышонок» (Сказка) 

1

4.

«Утренние лучи» К. Ушинский 

1

5.

«Чем пахнет весна» Э.Шим 

1

6.

«Сельская песня» А. Плещеев 

1

7.

«Первая гроза» Л. Воронкова 

1

8.

«Яблони» В. Левановский 

1

9.

«Сказка о Весне» По Г. Скребицкому 

1

10.

«Маша и медведь» Русская народная сказка 

1

11.

«Маша и медведь» Русская народная сказка 

1

12.

«Курочка ряба» Русская народная сказка 

1

13.

«Лиса и тетерев» 

1

14.

«Перепутаница»

1

15.

«У страха глаза велики» 

1

16.

«У страха глаза велики» 

1

17.

Загадки  

1

18.

Русские народные песенки 

1

19.

Русские народные песенки 

1

20.

«Волк и журавль» (Басня) Л.Н. Толстой

1

21.

«Собака и ее тень» (Басня) 

1

22

«Лис и Мышонок» В. Бианки 

1

23.

«Хитрый Лис и умная Уточка» 

1

24.

«Хитрый Лис и умная Уточка» 

1

25.

Итоговый урок

1

 

 

 

 

 

Красильникова О. А. Чтение и развитие речи. Учебник для 2 класса С(К) ОУ II вида. – М.: «Владос», 2009 г.