Коррекционная программа по учебному предмету "Формирование грамматического строя речи" (Начальная школа слабослышащее отделение 2-ой класс)

  • doc
  • 19.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формирование грамматического строя речи.doc

 

 

Коррекционная программа по учебному предмету

«Формирование грамматического строя речи»

2-ой класс слабослышащее отделение

Автор-составитель: Моисеева Раиса Ивановна – учитель высшей квалификационной категории

ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

Пояснительная записка

Задачей уроков формирования грамматического строя речи учащихся 2-го отделения является практическое овладение языковыми закономерностями и их использование в связной речи. Практическое овладение словообразовательными моделя­ми не только способствует расширению словарного запаса учащих­ся, но и дает возможность лучше и полнее осмыслить значение слов, их связь между собой, способствует выработке правильного словоупотребления.

Формирование у учащихся навыков активного пользования связной речью строится на основе систематической работы по рас­крытию значений грамматических форм слов и грамматических свя­зей, в которых находятся слова между собой. Разнообразная рабо­та со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает возможность детям уяснить сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повысить уровень их умствен­ного и речевого развития.

Формирование грамматического строя речи в I—II (IV) классах происходит в основном на базе простого предложения. Различение слов по вопросам кто? что? что делает? ка­кой? подводит к понятиям «предмет», «действие», «признак». Умение различать су­ществительные по окончаниям начальной формы развивает навык определения их родовой принадлежности и в последующем подводит к грамматическим понятиям «мужской род», «женский род», «средний род». Различение в предложениях единственного и множественного числа по окончаниям в сочетаниях существитель­ных и глаголов, прилагательных и существительных создает основу для грамматического понятия «число».

Наряду с овладением речевыми навыками и практическими грамматическими обобщениями учащиеся овладевают орфографиче­скими знаниями и умениями, каллиграфическими навыками.

Речевые умения, приобретенные на уроках формирования грам­матического строя речи, должны использоваться в повседневной учебной и внеклассной речевой практике учащихся.


Содержание программы

(134 ч; по 4 ч в неделю)

содержание

 

I четверть

1.

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения («существительное + глагол наст. вр., прош. вр.»: мальчик читает, девочка читала)

 

2.

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения («наречие + глагол наст. вр., прош. вр.»: сейчас рисует, вчера вязала)

 

3.

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения («местоимение  1-го или 2-го лица ед.ч. и мн.ч. + глагол наст. вр., прош. вр.»: я пишу, вы читали)

 

4.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими орудие или средство действия («глагол + существительное»: рисует карандашом)

 

5.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими признаки предметов по цвету, величине, форме, материалу, вкусу (прилагательное + существительное: синяя кружка)

 

6.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения («глагол + из + существительное»: достал из сумки)

 

II четверть

7.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими

 

8.

Принадлежность («прилагательное + существительное»: бабушкин платок)

 

9.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения («глагол + с (со) + существительное»: снял со стены)

 

10.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими переходность действия на действующее лицо (существительное + глагол непереходный, переходный: бабушка одевается, бабушка надевает)

 

11.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими количественные отношения («числительное + существительное»: пять тетрадей)

 

III четверть

13.

Составление предложений со словосочетаниями «прилагательное + существительное», обозначающими переходность действия на предмет (читает интересную книгу)

 

14.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими направленность действия на предмет (помогает старой женщине)

 

15.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими орудийность действия (раскрашивает зеленым карандашом)

 

 

16.

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими

временные отношения («существительное + глагол наст, вр., прош. вр., буд. вр.»)

 

 

17.

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими

признаки предметов по счету («числительное + существитель­ное»: третий дом)

 

 

IV четверть

18.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими

временные отношения («местоимение 1, 2, 3-го лица ед. ч. и мн. ч. + глагол наст, вр., буд. вр.»);

 

 

 

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими

пространственные отношения («глагол + к, от + существитель­ное»: летит к лесу, отплыл от берега);

 

 

 

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:

принадлежность («местоимение притяжательное + существитель­ное»: мой (твой, наш, ваш) карандаш);

 

 

 

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими

признаки действия («глагол +наречие места (времени, образа действия)»: бежит направо).

 

 

 

К концу II класса учащиеся должны знать:

названия букв алфавита, правила переноса слов.

Учащиеся должны уметь:

составлять предложения, соблюдая в речи грамматические за­кономерности;

устанавливать по вопросам связь между словами в предложе­нии;

выделять по вопросам слова из предложения; различать слова по вопросам кто? что? что делает?

определять род существительных по окончаниям начальной фор­мы в сочетании с числительными один, одна, одно;

различать единственное и множественное число по окончаниям в сочетаниях «существительное + глагол», «прилагательное + суще­ствительное»;

каллиграфически правильно писать слова, предложения без пропусков, вставок, искажений букв;

писать раздельно предлоги со словами;

употреблять большую букву в начале предложения; ставить точ­ку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения;

писать большую букву в именах, названиях городов, деревень, кличках животных.

Количество часов в год – 134

Количество часов в неделю – 4

Количество часов в I четверти – 29

Количество часов во II четверти – 32

Количество часов в III четверти – 42

Количество часов в IV четверти – 31

Тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

 

I четверть (29 ч)

 

1.

Кто? Что делает?

1

2.

Что? Что делает?

1

3.

Составление предложений по вопросам

1

4.

Ответы на вопросы

1

5.

Составление предложений

1

6.

Дополнение предложений

1

7.

Повторение

1

8.

Составление предложений Кто? Что делают?

1

9.

Дополнение предложений

1

10.

Ответы на вопросы по картинке

1

11.

Повторение

1

12.

Большая буква

1

13.

Ответы на вопросы

1

14.

Дополнение предложений

1

15.

Повторение

1

16.

Работа с текстом «Урок»

1

17.

Ответы на вопросы по тексту

1

18.

Работа по картинке. Ответы на вопросы

1

19.

Что делает? Что я делаю?

1

20

Ответы на вопросы

1

21.

Что ты делаешь? Что мы делаем?

1

22.

Повторение

1

23.

Дополнение предложений

1

24.

Что делал? Что делала?

1

25.

Повторение

1

26.

Дополнение предложений

1

27.

Контрольная работа

1

28.

Повторение

1

29.

Итоговый урок

1

 

II четверть (32 ч)

 

1.

Большая буква в кличках животных

1

2.

Закрепление пройденного

1

3.

Кто? Что делает? Чем?

1

4.

Ответы на вопросы

1

5.

Составление предложений по картинкам

1

6.

Что делает? Чем?

1

7.

Повторение

1

8.

Самостоятельная работа

1

9.

Составление словосочетаний Что делает? Что?

1

10.

Повторение

1

11.

Краткие и полные ответы на вопросы

1

12.

Составление предложений со словами: рисует, читает

1

13.

Составление предложений по картинке и по вопросам

1

14.

Что делает? Что? Что делает? Чем?

1

15.

Повторение

1

16.

Дополнение предложений

1

17.

Самостоятельная работа

1

18.

Ответы на вопросы по картинке

1

19.

Составление словосочетаний

1

20

Большая буква в названиях городов

1

21.

Закрепление

1

22.

Какой (Какая? Какое? Какие?) + Что?

1

23.

Составление предложений Какой? +Что?

1

24.

Повторение

1

25.

Ответы на вопросы

1

26.

Какая? Что?

1

27.

Какое? Что?

1

28.

Повторение

1

29.

Контрольная работа

1

30.

Работа над ошибками

1

31.

Повторение

1

32.

Итоговый урок

1

 

III четверть (42 ч)

 

1.

Составление предложений по картинке

1

2.

Составление словосочетаний что? + какие?

1

3.

Составление словосочетаний

1

4.

Большая буква в названиях рек

1

5.

Ответы на вопросы по картинке

1

6.

Закрепление

1

7.

Составление словосочетаний что делает? + куда?

1

8.

Составление предложений по схеме кто? + что делает? + куда?

1

9.

Самостоятельная работа

1

10.

Ответы на вопросы по картинкам

1

11.

Составление предложений по картинкам

1

12.

Составление словосочетаний что делает? + откуда?

1

13.

Составление предложений со словами: ставит, достает

1

14.

Ответы на вопросы по картинке

1

15.

Составление словосочетаний что делает? + откуда?

1

16.

Чей? Чья? Чье? Чьи?

1

17.

Составление словосочетаний по образцу

1

18.

Составление предложений что? +чья?

1

19.

Повторение

1

20

Самостоятельная работа

1

21.

Составление предложений по схемам чей? +что? + что делает? + где?

1

22.

Большая буква в названиях улиц.

1

23.

Закрепление

1

24.

Кто? + что делает? + откуда?

1

25.

Ответы на вопросы по картинке

1

26.

Составление словосочетаний что делает? + куда?

1

27.

Что делает? + откуда?

1

28.

Повторение

1

29.

Самостоятельная работа

1

30.

Ответы на вопросы по картинке

1

31.

Составление предложений

1

32.

Закрепление

1

33.

Что делает?  + куда?

1

34.

Что делает? + откуда?

1

35.

Алфавит

1

36.

Кто? + что делает?

1

37.

Кто? + что делает? + кого?

1

38.

Повторение

1

39.

Контрольная работа

1

40.

Работа над ошибками

1

41.

Повторение

1

42.

Итоговый урок

1

 

IV четверть (31 ч)

 

1.

Дополнение предложений

1

2.

Краткие и полные ответы на вопросы 

1

3.

Дополнение предложений 

1

4.

Составление предложений со словами: снимали, одевались 

1

5.

Алфавит 

1

6.

Сколько? + кого? (чего?)

1

7.

Самостоятельная работа

1

8.

Работа над ошибками

1

9.

Сколько? + кого? (чего?)

1

10.

Дополнение предложений

1

11.

Какая? + Что?  Какая? + Кто?

1

12.

Какое? + Что? 

1

13.

Какой? + Что? 

1

14.

Составление предложений по схеме: Кто? + Что делает? 

1

15.

Составление словосочетаний по образцу 

1

16.

Составление предложений по картинке 

1

17.

Самостоятельная работа

1

18.

Работа над ошибками

1

19.

Какие? + Что?

1

20

Разделительный мягкий знак 

1

21.

Повторение

1

22.

Разделительный твердый знак 

1

23.

Повторение 

1

24.

Кто? + Что делает?   Кто? + Что сделал? Кто? + Что будет делать?

1

25.

Дополнение предложений 

1

26.

Повторение

1

27.

Контрольная работа

1

28.

Работа над ошибками

1

29.

Закрепление изученного

1

30.

Повторение

1

31.

Итоговый урок

1

 

Зикеев А.Г. Русский язык. Учебник для 2 класса  Ч. 1 С(К) ОУ II вида (II отделение). – М. «Просвещение», 2011 г.