Коррекционная программа по учебному предмету
«Формирование грамматического строя речи»
2-ой класс слабослышащее отделение
Автор-составитель: Моисеева Раиса Ивановна – учитель высшей квалификационной категории
ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Пояснительная записка
Задачей уроков формирования грамматического строя речи учащихся 2-го отделения является практическое овладение языковыми закономерностями и их использование в связной речи. Практическое овладение словообразовательными моделями не только способствует расширению словарного запаса учащихся, но и дает возможность лучше и полнее осмыслить значение слов, их связь между собой, способствует выработке правильного словоупотребления.
Формирование у учащихся навыков активного пользования связной речью строится на основе систематической работы по раскрытию значений грамматических форм слов и грамматических связей, в которых находятся слова между собой. Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает возможность детям уяснить сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повысить уровень их умственного и речевого развития.
Формирование грамматического строя речи в I—II (IV) классах происходит в основном на базе простого предложения. Различение слов по вопросам кто? что? что делает? какой? подводит к понятиям «предмет», «действие», «признак». Умение различать существительные по окончаниям начальной формы развивает навык определения их родовой принадлежности и в последующем подводит к грамматическим понятиям «мужской род», «женский род», «средний род». Различение в предложениях единственного и множественного числа по окончаниям в сочетаниях существительных и глаголов, прилагательных и существительных создает основу для грамматического понятия «число».
Наряду с овладением речевыми навыками и практическими грамматическими обобщениями учащиеся овладевают орфографическими знаниями и умениями, каллиграфическими навыками.
Речевые умения, приобретенные на уроках формирования грамматического строя речи, должны использоваться в повседневной учебной и внеклассной речевой практике учащихся.
Содержание программы
(134 ч; по 4 ч в неделю)
№ |
содержание |
|
I четверть |
||
1. |
Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения («существительное + глагол наст. вр., прош. вр.»: мальчик читает, девочка читала) |
|
2. |
Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения («наречие + глагол наст. вр., прош. вр.»: сейчас рисует, вчера вязала) |
|
3. |
Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения («местоимение 1-го или 2-го лица ед.ч. и мн.ч. + глагол наст. вр., прош. вр.»: я пишу, вы читали) |
|
4. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими орудие или средство действия («глагол + существительное»: рисует карандашом) |
|
5. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими признаки предметов по цвету, величине, форме, материалу, вкусу (прилагательное + существительное: синяя кружка) |
|
6. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения («глагол + из + существительное»: достал из сумки) |
|
II четверть |
||
7. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими |
|
8. |
Принадлежность («прилагательное + существительное»: бабушкин платок) |
|
9. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения («глагол + с (со) + существительное»: снял со стены) |
|
10. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими переходность действия на действующее лицо (существительное + глагол непереходный, переходный: бабушка одевается, бабушка надевает) |
|
11. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими количественные отношения («числительное + существительное»: пять тетрадей) |
|
III четверть |
||
13. |
Составление предложений со словосочетаниями «прилагательное + существительное», обозначающими переходность действия на предмет (читает интересную книгу) |
|
14. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими направленность действия на предмет (помогает старой женщине) |
|
15. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими орудийность действия (раскрашивает зеленым карандашом)
|
|
16. |
Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения («существительное + глагол наст, вр., прош. вр., буд. вр.»)
|
|
17. |
Составление предложений с сочетаниями, обозначающими признаки предметов по счету («числительное + существительное»: третий дом)
|
|
IV четверть |
||
18. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими временные отношения («местоимение 1, 2, 3-го лица ед. ч. и мн. ч. + глагол наст, вр., буд. вр.»);
|
|
|
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения («глагол + к, от + существительное»: летит к лесу, отплыл от берега);
|
|
|
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими: принадлежность («местоимение притяжательное + существительное»: мой (твой, наш, ваш) карандаш);
|
|
|
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими признаки действия («глагол +наречие места (времени, образа действия)»: бежит направо).
|
|
К концу II класса учащиеся должны знать:
названия букв алфавита, правила переноса слов.
Учащиеся должны уметь:
составлять предложения, соблюдая в речи грамматические закономерности;
устанавливать по вопросам связь между словами в предложении;
выделять по вопросам слова из предложения; различать слова по вопросам кто? что? что делает?
определять род существительных по окончаниям начальной формы в сочетании с числительными один, одна, одно;
различать единственное и множественное число по окончаниям в сочетаниях «существительное + глагол», «прилагательное + существительное»;
каллиграфически правильно писать слова, предложения без пропусков, вставок, искажений букв;
писать раздельно предлоги со словами;
употреблять большую букву в начале предложения; ставить точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения;
писать большую букву в именах, названиях городов, деревень, кличках животных.
Количество часов в год – 134
Количество часов в неделю – 4
Количество часов в I четверти – 29
Количество часов во II четверти – 32
Количество часов в III четверти – 42
Количество часов в IV четверти – 31
Тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
I четверть (29 ч) |
|
1. |
Кто? Что делает? |
1 |
2. |
Что? Что делает? |
1 |
3. |
Составление предложений по вопросам |
1 |
4. |
Ответы на вопросы |
1 |
5. |
Составление предложений |
1 |
6. |
Дополнение предложений |
1 |
7. |
Повторение |
1 |
8. |
Составление предложений Кто? Что делают? |
1 |
9. |
Дополнение предложений |
1 |
10. |
Ответы на вопросы по картинке |
1 |
11. |
Повторение |
1 |
12. |
Большая буква |
1 |
13. |
Ответы на вопросы |
1 |
14. |
Дополнение предложений |
1 |
15. |
Повторение |
1 |
16. |
Работа с текстом «Урок» |
1 |
17. |
Ответы на вопросы по тексту |
1 |
18. |
Работа по картинке. Ответы на вопросы |
1 |
19. |
Что делает? Что я делаю? |
1 |
20 |
Ответы на вопросы |
1 |
21. |
Что ты делаешь? Что мы делаем? |
1 |
22. |
Повторение |
1 |
23. |
Дополнение предложений |
1 |
24. |
Что делал? Что делала? |
1 |
25. |
Повторение |
1 |
26. |
Дополнение предложений |
1 |
27. |
Контрольная работа |
1 |
28. |
Повторение |
1 |
29. |
Итоговый урок |
1 |
|
II четверть (32 ч) |
|
1. |
Большая буква в кличках животных |
1 |
2. |
Закрепление пройденного |
1 |
3. |
Кто? Что делает? Чем? |
1 |
4. |
Ответы на вопросы |
1 |
5. |
Составление предложений по картинкам |
1 |
6. |
Что делает? Чем? |
1 |
7. |
Повторение |
1 |
8. |
Самостоятельная работа |
1 |
9. |
Составление словосочетаний Что делает? Что? |
1 |
10. |
Повторение |
1 |
11. |
Краткие и полные ответы на вопросы |
1 |
12. |
Составление предложений со словами: рисует, читает |
1 |
13. |
Составление предложений по картинке и по вопросам |
1 |
14. |
Что делает? Что? Что делает? Чем? |
1 |
15. |
Повторение |
1 |
16. |
Дополнение предложений |
1 |
17. |
Самостоятельная работа |
1 |
18. |
Ответы на вопросы по картинке |
1 |
19. |
Составление словосочетаний |
1 |
20 |
Большая буква в названиях городов |
1 |
21. |
Закрепление |
1 |
22. |
Какой (Какая? Какое? Какие?) + Что? |
1 |
23. |
Составление предложений Какой? +Что? |
1 |
24. |
Повторение |
1 |
25. |
Ответы на вопросы |
1 |
26. |
Какая? Что? |
1 |
27. |
Какое? Что? |
1 |
28. |
Повторение |
1 |
29. |
Контрольная работа |
1 |
30. |
Работа над ошибками |
1 |
31. |
Повторение |
1 |
32. |
Итоговый урок |
1 |
|
III четверть (42 ч) |
|
1. |
Составление предложений по картинке |
1 |
2. |
Составление словосочетаний что? + какие? |
1 |
3. |
Составление словосочетаний |
1 |
4. |
Большая буква в названиях рек |
1 |
5. |
Ответы на вопросы по картинке |
1 |
6. |
Закрепление |
1 |
7. |
Составление словосочетаний что делает? + куда? |
1 |
8. |
Составление предложений по схеме кто? + что делает? + куда? |
1 |
9. |
Самостоятельная работа |
1 |
10. |
Ответы на вопросы по картинкам |
1 |
11. |
Составление предложений по картинкам |
1 |
12. |
Составление словосочетаний что делает? + откуда? |
1 |
13. |
Составление предложений со словами: ставит, достает |
1 |
14. |
Ответы на вопросы по картинке |
1 |
15. |
Составление словосочетаний что делает? + откуда? |
1 |
16. |
Чей? Чья? Чье? Чьи? |
1 |
17. |
Составление словосочетаний по образцу |
1 |
18. |
Составление предложений что? +чья? |
1 |
19. |
Повторение |
1 |
20 |
Самостоятельная работа |
1 |
21. |
Составление предложений по схемам чей? +что? + что делает? + где? |
1 |
22. |
Большая буква в названиях улиц. |
1 |
23. |
Закрепление |
1 |
24. |
Кто? + что делает? + откуда? |
1 |
25. |
Ответы на вопросы по картинке |
1 |
26. |
Составление словосочетаний что делает? + куда? |
1 |
27. |
Что делает? + откуда? |
1 |
28. |
Повторение |
1 |
29. |
Самостоятельная работа |
1 |
30. |
Ответы на вопросы по картинке |
1 |
31. |
Составление предложений |
1 |
32. |
Закрепление |
1 |
33. |
Что делает? + куда? |
1 |
34. |
Что делает? + откуда? |
1 |
35. |
Алфавит |
1 |
36. |
Кто? + что делает? |
1 |
37. |
Кто? + что делает? + кого? |
1 |
38. |
Повторение |
1 |
39. |
Контрольная работа |
1 |
40. |
Работа над ошибками |
1 |
41. |
Повторение |
1 |
42. |
Итоговый урок |
1 |
|
IV четверть (31 ч) |
|
1. |
Дополнение предложений |
1 |
2. |
Краткие и полные ответы на вопросы |
1 |
3. |
Дополнение предложений |
1 |
4. |
Составление предложений со словами: снимали, одевались |
1 |
5. |
Алфавит |
1 |
6. |
Сколько? + кого? (чего?) |
1 |
7. |
Самостоятельная работа |
1 |
8. |
Работа над ошибками |
1 |
9. |
Сколько? + кого? (чего?) |
1 |
10. |
Дополнение предложений |
1 |
11. |
Какая? + Что? Какая? + Кто? |
1 |
12. |
Какое? + Что? |
1 |
13. |
Какой? + Что? |
1 |
14. |
Составление предложений по схеме: Кто? + Что делает? |
1 |
15. |
Составление словосочетаний по образцу |
1 |
16. |
Составление предложений по картинке |
1 |
17. |
Самостоятельная работа |
1 |
18. |
Работа над ошибками |
1 |
19. |
Какие? + Что? |
1 |
20 |
Разделительный мягкий знак |
1 |
21. |
Повторение |
1 |
22. |
Разделительный твердый знак |
1 |
23. |
Повторение |
1 |
24. |
Кто? + Что делает? Кто? + Что сделал? Кто? + Что будет делать? |
1 |
25. |
Дополнение предложений |
1 |
26. |
Повторение |
1 |
27. |
Контрольная работа |
1 |
28. |
Работа над ошибками |
1 |
29. |
Закрепление изученного |
1 |
30. |
Повторение |
1 |
31. |
Итоговый урок |
1 |
Зикеев А.Г. Русский язык. Учебник для 2 класса Ч. 1 С(К) ОУ II вида (II отделение). – М. «Просвещение», 2011 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.