Коррекционная программа по учебному предмету "Ознакомление с окружающим миром" (Начальная школа слабослышащее отделение 2-ой класс)

  • doc
  • 19.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Пояснительная записка к ОЗМ.doc

 

Коррекционная программа по учебному предмету

«Ознакомление с окружающим миром»

2-ой класс слабослышащее отделение

Автор-составитель: Моисеева Раиса Ивановна – учитель высшей квалификационной категории

ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

Пояснительная записка

Основными задачами данного учебного предмета являются накопление и систематизация представлений детей о предметах и явлениях окружающей жизни, природы, формирование навыков правильного поведения (в семье, школе, на улице, в общественных местах)

            В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности  обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

      Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
      Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации предметных и сюжетных картин.

      Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
      На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
      Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

 

Содержание программы

(67 ч; по 2 ч в неделю)

 

Наш дом

Профессии родителей. Труд и отдых в семье. Распределение трудовых обязанностей в семье. Помощь взрослым в домашних де­лах. Вежливое обращение и внимательное отношение к сосе­дям (взрослым, сверстникам, малышам). Основные формы обраще­ния: приветствие, просьба, извинение, благодарность.

Режим дня, виды труда в режиме дня; труд детей по самообслу­живанию дома, его содержание и значение. Виды отдыха в режиме дня, их содержание и значение.

Бережное отношение к домашнему имуществу, к личным вещам, к вещам всех членов семьи, к комнатным растениям, домашним жи­вотным.

Соблюдение правил противопожарной безопасности.

Личная гигиена школьника. Соблюдение чистоты в помещени­ях. Гигиена зрения. Значение правильной освещенности рабочего места.

Наша школа

Режим дня, виды труда в режиме дня; труд детей по самообслу­живанию в школе, его содержание и значение. Виды отдыха в ре­жиме дня, их содержание и значение.

Бережное отношение к зданию, игровым и спортивным площад­кам во дворе, к школьному имуществу, учебным книгам.

Расписание уроков. Единицы измерения времени (год, месяц, неде­ля, час).  Названия дней недели. Правила для учащихся.

Уход за комнатными растениями, правильная расстановка их в классе.

Труд детей на пришкольном участке в разное время года.

Город, где мы учимся.

Транспорт города. Наземный, воздушный, водный транс­порт. Профессии людей, работающих на транспорте.

Регулируемые и нерегулируемые перекрестки и переходы. Пе­шеходный светофор и его сигналы. Правила поведения на дорогах.

Правила выхода из общественного транспорта и об­хода его при переходе через улицу.

Места для игр и катания на санках, велосипедах и др.

Остановки общественного транспорта.

Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.

Правила поведения в об­щественных местах (на улице, в транспорте, магазине, библиотеке и др.).

 

 

Родная природа

Наблюдения за погодой

Ежедневные наблюдения за погодой (солнцем, состоянием не­ба, состоянием воздуха, ветром и осадками) отмечать в индивиду­альных дневниках наблюдений и классном календаре природы и труда условными обозначениями и записями.

Временные понятия: утро, день, вечер, ночь; время года; вре­мена года: зима, весна, лето, осень. Смена времен года.

Наблюдения за явлениями природы по сезонам

Систематические наблюдения за изменениями, происходящими в природе и деятельности людей в течение каждого сезона.

На основе наблюдений и экскурсий в природу учащиеся должны:

уметь называть осенние месяцы и перечислять характерные признаки осени (похолодание, изменение окраски листьев на дере­вьях, листопад, отлет птиц); знать о труде людей осенью;

уметь называть зимние месяцы и перечислять характерные при­знаки зимы (сильные морозы, замерзание водоемов, снегопад, ме­тели, растения и животные зимой); знать о труде людей зимой;

уметь называть весенние месяцы и перечислять характерные признаки весны (потепление, таяние снега, ледоход, распускание почек на деревьях, прилет птиц, появление раннецветущих расте­ний, весенние грозы); знать о труде людей весной;

уметь называть летние месяцы и перечислять характерные при­знаки лета (повышение температуры воздуха, цветение растений, летние дожди и грозы, созревание плодов, жизнь животных летом); знать о труде людей летом.

Установление связи между наблюдаемыми изменениями погоды и сезонными изменениями в жизни растений, животных и деятель­ности людей.

 

Тело человека и уход за ним

Части тела человека: голова, шея, туловище, руки (правая и левая), ноги (правая и левая).

Голова: уши (правое и левое), лицо, лоб, нос, глаза (правый и левый), брови, ресницы, рот (зубы и язык).

Туловище: спина, грудь, живот, плечи.

Первоначальные представления о личной гигиене школьника. Правильная посадка за партой (столом), правильная осанка.

Животные и птицы

Домашние животные: кошка, собака, кролик, корова, свинья, овца, лошадь.

Детеныши домашних животных. Значение домашних животных для человека.

Дикие животные: белка, волк, лиса, медведь, заяц, еж.

Условия жизни диких млекопитающих животных (в сравнении с жизнью домашних животных).

Домашние птицы: куры, утки, гуси.

Образ жизни домашних птиц (содержание, кормление и уход за домашними птицами). Хозяйственное значение домашних птиц.

Дикие птицы: скворец, ласточка, снегирь, ворона, воро­бей, сорока.

Перелетные и зимующие птицы. Значение диких птиц.

 

К концу II класса обучающиеся должны:

знать и уметь выполнять режим дня, элементарные требования личной гигиены;

знать основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания и уметь использовать их в отношениях с людьми;

знать правила поведения на улице и выполнять их; правила пе­рехода улицы, обхода транспорта; виды переходов; дорожные знаки: «Осторожно, дети!», «Пешеходный переход»; правила регулирования движения транспорта и пешеходов светофором;

знать элементарные правила противопожарной безопасности;

уметь поливать растения, ухаживать за ними;

уметь правильно (вежливо) обращаться и разговаривать со старшими, сверстниками.

 

 

Количество часов в год - 67

            Количество часов в неделю – 2

            Количество часов в I четверти – 15

            Количество часов во II четверти – 16

            Количество часов в III четверти – 20

            Количество часов в IV четверти – 16

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

Тема урока

Кол-во часов

 

I четверть (15 час)

 

1.

День Знаний

1

2.

«В школе»

1

3.

Сказка «Репка»

1

4.

Ответы на вопросы

1

5.

Твоя безопасность

1

6.

Домашние животные

1

7.

Овощи

1

8.

Уход за растениями

1

9.

Осень

1

10.

Приметы осени

1

11.

Правила дорожного движения

1

12.

Закрепление

1

13.

Ответы на вопросы

1

14.

Проверь себя

1

15.

Итоговый урок

1

 

II четверть (16 час)

 

1.

Мой город. Моя улица. Мой дом

1

2.

Домашний адрес

1

3.

Карта города

1

4.

Повторение

1

5.

Поздняя осень

1

6.

Приметы осени

1

7.

Составление рассказа «Осень»

1

8.

Береги деревья

1

9.

Вежливые слова

1

10.

Закрепление

1

11.

Дикие и домашние животные

1

12.

Налево, направо, прямо, назад

1

13.

Кроссворд

1

14.

Твоя безопасность

1

15.

Ответы на вопросы

1

16.

Итоговый урок

1

 

III четверть (20 час)

 

1.

Составление рассказа «Зимние каникулы»

1

2.

Зимние виды спорта

1

3.

Время года - зима

1

4.

Приметы зимы

1

5.

Сказка «Снегурочка»

1

6.

Работа со словарем

1

7.

Наблюдение за погодой

1

8.

Твое здоровье

1

9.

Пожарная безопасность

1

10.

Россия – наша Родина

1

11.

Закрепление темы

1

12.

Кем работает мой папа?

1

13.

23 февраля

1

14.

У мамы много дел

1

15.

8 марта – мамин праздник

1

16.

Электроприборы

1

17.

Сказка «Лиса и журавль»

1

18.

Правила поведения за столом

1

19.

Ответы на вопросы по картинке

1

20.

Итоговый урок

1

 

IV четверть (16 ч)

 

1.

Вежливые слова

1

2.

Сказка «Лиса, заяц и петух»

1

3.

Правила поведения в об­щественных местах

1

4.

Весна. Приметы весны

1

5.

Труд людей весной

1

6.

Единицы измерения времени (год, месяц)

1

7.

Единицы измерения времени (неде­ля, час)

1

8.

Правила дорожного движения

1

9.

Праздник Весны и труда

1

10.

Режим дня школьника

1

11.

Личная гигиена школьника

1

12.

Сказка «Теремок»

1

13.

Дикие животные

1

14.

Профессии

1

15.

Повторение изученного

1

16.

Итоговый урок

1

 

 

Зыкова Т. С., Зыкова М. А. Ознакомление с окружающим миром, 2 класс С(К)ОУ I - II вида, М., «Просвещение», 2008.