Коррекционная программа по учебному предмету
«Ознакомление с окружающим миром»
2-ой класс слабослышащее отделение
Автор-составитель: Моисеева Раиса Ивановна – учитель высшей квалификационной категории
ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Пояснительная записка
Основными задачами данного учебного предмета являются накопление и систематизация представлений детей о предметах и явлениях окружающей жизни, природы, формирование навыков правильного поведения (в семье, школе, на улице, в общественных местах)
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь
представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы
на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и
впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа.
Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей
действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за
сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических
работ, демонстрации предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом
беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью
детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на
определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи,
выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании
ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить
предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся
связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с
предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных
уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая,
дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие
выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний
и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют
представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность,
чувственное восприятие.
Правильная организация занятий,
специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления
учащихся.
Содержание программы
(67 ч; по 2 ч в неделю)
Наш дом
Профессии родителей. Труд и отдых в семье. Распределение трудовых обязанностей в семье. Помощь взрослым в домашних делах. Вежливое обращение и внимательное отношение к соседям (взрослым, сверстникам, малышам). Основные формы обращения: приветствие, просьба, извинение, благодарность.
Режим дня, виды труда в режиме дня; труд детей по самообслуживанию дома, его содержание и значение. Виды отдыха в режиме дня, их содержание и значение.
Бережное отношение к домашнему имуществу, к личным вещам, к вещам всех членов семьи, к комнатным растениям, домашним животным.
Соблюдение правил противопожарной безопасности.
Личная гигиена школьника. Соблюдение чистоты в помещениях. Гигиена зрения. Значение правильной освещенности рабочего места.
Наша школа
Режим дня, виды труда в режиме дня; труд детей по самообслуживанию в школе, его содержание и значение. Виды отдыха в режиме дня, их содержание и значение.
Бережное отношение к зданию, игровым и спортивным площадкам во дворе, к школьному имуществу, учебным книгам.
Расписание уроков. Единицы измерения времени (год, месяц, неделя, час). Названия дней недели. Правила для учащихся.
Уход за комнатными растениями, правильная расстановка их в классе.
Труд детей на пришкольном участке в разное время года.
Город, где мы учимся.
Транспорт города. Наземный, воздушный, водный транспорт. Профессии людей, работающих на транспорте.
Регулируемые и нерегулируемые перекрестки и переходы. Пешеходный светофор и его сигналы. Правила поведения на дорогах.
Правила выхода из общественного транспорта и обхода его при переходе через улицу.
Места для игр и катания на санках, велосипедах и др.
Остановки общественного транспорта.
Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.
Правила поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, магазине, библиотеке и др.).
Родная природа
Наблюдения за погодой
Ежедневные наблюдения за погодой (солнцем, состоянием неба, состоянием воздуха, ветром и осадками) отмечать в индивидуальных дневниках наблюдений и классном календаре природы и труда условными обозначениями и записями.
Временные понятия: утро, день, вечер, ночь; время года; времена года: зима, весна, лето, осень. Смена времен года.
Наблюдения за явлениями природы по сезонам
Систематические наблюдения за изменениями, происходящими в природе и деятельности людей в течение каждого сезона.
На основе наблюдений и экскурсий в природу учащиеся должны:
уметь называть осенние месяцы и перечислять характерные признаки осени (похолодание, изменение окраски листьев на деревьях, листопад, отлет птиц); знать о труде людей осенью;
уметь называть зимние месяцы и перечислять характерные признаки зимы (сильные морозы, замерзание водоемов, снегопад, метели, растения и животные зимой); знать о труде людей зимой;
уметь называть весенние месяцы и перечислять характерные признаки весны (потепление, таяние снега, ледоход, распускание почек на деревьях, прилет птиц, появление раннецветущих растений, весенние грозы); знать о труде людей весной;
уметь называть летние месяцы и перечислять характерные признаки лета (повышение температуры воздуха, цветение растений, летние дожди и грозы, созревание плодов, жизнь животных летом); знать о труде людей летом.
Установление связи между наблюдаемыми изменениями погоды и сезонными изменениями в жизни растений, животных и деятельности людей.
Тело человека и уход за ним
Части тела человека: голова, шея, туловище, руки (правая и левая), ноги (правая и левая).
Голова: уши (правое и левое), лицо, лоб, нос, глаза (правый и левый), брови, ресницы, рот (зубы и язык).
Туловище: спина, грудь, живот, плечи.
Первоначальные представления о личной гигиене школьника. Правильная посадка за партой (столом), правильная осанка.
Животные и птицы
Домашние животные: кошка, собака, кролик, корова, свинья, овца, лошадь.
Детеныши домашних животных. Значение домашних животных для человека.
Дикие животные: белка, волк, лиса, медведь, заяц, еж.
Условия жизни диких млекопитающих животных (в сравнении с жизнью домашних животных).
Домашние птицы: куры, утки, гуси.
Образ жизни домашних птиц (содержание, кормление и уход за домашними птицами). Хозяйственное значение домашних птиц.
Дикие птицы: скворец, ласточка, снегирь, ворона, воробей, сорока.
Перелетные и зимующие птицы. Значение диких птиц.
К концу II класса обучающиеся должны:
знать и уметь выполнять режим дня, элементарные требования личной гигиены;
знать основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания и уметь использовать их в отношениях с людьми;
знать правила поведения на улице и выполнять их; правила перехода улицы, обхода транспорта; виды переходов; дорожные знаки: «Осторожно, дети!», «Пешеходный переход»; правила регулирования движения транспорта и пешеходов светофором;
знать элементарные правила противопожарной безопасности;
уметь поливать растения, ухаживать за ними;
уметь правильно (вежливо) обращаться и разговаривать со старшими, сверстниками.
Количество часов в год - 67
Количество часов в неделю – 2
Количество часов в I четверти – 15
Количество часов во II четверти – 16
Количество часов в III четверти – 20
Количество часов в IV четверти – 16
Тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
I четверть (15 час) |
|
1. |
День Знаний |
1 |
2. |
«В школе» |
1 |
3. |
Сказка «Репка» |
1 |
4. |
Ответы на вопросы |
1 |
5. |
Твоя безопасность |
1 |
6. |
Домашние животные |
1 |
7. |
Овощи |
1 |
8. |
Уход за растениями |
1 |
9. |
Осень |
1 |
10. |
Приметы осени |
1 |
11. |
Правила дорожного движения |
1 |
12. |
Закрепление |
1 |
13. |
Ответы на вопросы |
1 |
14. |
Проверь себя |
1 |
15. |
Итоговый урок |
1 |
|
II четверть (16 час) |
|
1. |
Мой город. Моя улица. Мой дом |
1 |
2. |
Домашний адрес |
1 |
3. |
Карта города |
1 |
4. |
Повторение |
1 |
5. |
Поздняя осень |
1 |
6. |
Приметы осени |
1 |
7. |
Составление рассказа «Осень» |
1 |
8. |
Береги деревья |
1 |
9. |
Вежливые слова |
1 |
10. |
Закрепление |
1 |
11. |
Дикие и домашние животные |
1 |
12. |
Налево, направо, прямо, назад |
1 |
13. |
Кроссворд |
1 |
14. |
Твоя безопасность |
1 |
15. |
Ответы на вопросы |
1 |
16. |
Итоговый урок |
1 |
|
III четверть (20 час) |
|
1. |
Составление рассказа «Зимние каникулы» |
1 |
2. |
Зимние виды спорта |
1 |
3. |
Время года - зима |
1 |
4. |
Приметы зимы |
1 |
5. |
Сказка «Снегурочка» |
1 |
6. |
Работа со словарем |
1 |
7. |
Наблюдение за погодой |
1 |
8. |
Твое здоровье |
1 |
9. |
Пожарная безопасность |
1 |
10. |
Россия – наша Родина |
1 |
11. |
Закрепление темы |
1 |
12. |
Кем работает мой папа? |
1 |
13. |
23 февраля |
1 |
14. |
У мамы много дел |
1 |
15. |
8 марта – мамин праздник |
1 |
16. |
Электроприборы |
1 |
17. |
Сказка «Лиса и журавль» |
1 |
18. |
Правила поведения за столом |
1 |
19. |
Ответы на вопросы по картинке |
1 |
20. |
Итоговый урок |
1 |
|
IV четверть (16 ч) |
|
1. |
Вежливые слова |
1 |
2. |
Сказка «Лиса, заяц и петух» |
1 |
3. |
Правила поведения в общественных местах |
1 |
4. |
Весна. Приметы весны |
1 |
5. |
Труд людей весной |
1 |
6. |
Единицы измерения времени (год, месяц) |
1 |
7. |
Единицы измерения времени (неделя, час) |
1 |
8. |
Правила дорожного движения |
1 |
9. |
Праздник Весны и труда |
1 |
10. |
Режим дня школьника |
1 |
11. |
Личная гигиена школьника |
1 |
12. |
Сказка «Теремок» |
1 |
13. |
Дикие животные |
1 |
14. |
Профессии |
1 |
15. |
Повторение изученного |
1 |
16. |
Итоговый урок |
1 |
Зыкова Т. С., Зыкова М. А. Ознакомление с окружающим миром, 2 класс С(К)ОУ I - II вида, М., «Просвещение», 2008.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.