Коррекционная программа по учебному предмету "Развитие речи" (Начальная школа слабослышащее отделение 2-ой класс)

  • doc
  • 19.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Пояснительная записка по развитию речи.doc

 

Коррекционная программа по учебному предмету

«Развитие речи»

2-ой класс слабослышащее отделение

Автор-составитель: Моисеева Раиса Ивановна – учитель высшей квалификационной категории

ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

Пояснительная записка

Затруднения в общении слабослышащего ребенка и обусловленные ими особенности речевого развития определяют важнейшие задачи уроков развития речи: формирование и обогащение словаря, знакомство со способами отражения в языке связей между предметами и явлениями, овладение навыками и умениями оформить свои мысли в связной речи. Все эти стороны речевой деятельности формируются в единстве и тесной взаимосвязи на основе раз­вития и совершенствования двух форм речи — устной и письменной.

Уроки развития речи тесно связаны с другими разделами работы над языком. Они подготавливают определенный лексический материал для формирования грамматического строя речи, знакомят учащихся со значением словосочетаний, грамматическая структура которых будет потом усваиваться ими практически. На уроках раз­вития речи учащиеся в устной и письменной форме закрепляют, уточняют те навыки построения предложений, которые они приобрели, практически овладевая грамматическим строем языка.

Решение этих задач предусматривает формирование и обогащение словарного запаса, работа над пониманием и употреблением в речи предложений личных структур, обучение построению связных речевых высказываний с соблюдением лексической и  грамматической правильности.

Работа на уроке развития речи строится на основе определенной темы. Темы должны быть близки учащимся по жизненному опыту, должны отражать события и явления окружающей жизни, отвечать интересам детей школе, о растениях и животных, об играх и развлечениях детей).

Большое место на уроках развития речи занимают речевые упражнения. Преобладающими видами таких упражнений являются устные и письменные рассказы по картинке или иллюстрации. В обучении включаются разные формы (монологическая и диа­логическая), виды (устная и письменная) и типы речи (описатель­ная, повествовательная, с элементами рассуждения).

 

 

 

Содержание программы

 (70 ч; по 2 ч в неделю)

 

Обогащение словаря. Слова, обозначающие виды трудовой де­ятельности, профессиональные занятия и профессии. Слова, обо­значающие детенышей животных. Слова, близкие и противополож­ные по значению (синонимы, антонимы).

Развитие связной речи. Понимание и употребление побуди­тельных, повествовательных и вопросительных предложений. Понимание и употребление сложных предложений с союзами и, а, но.

Диалоги в вопросно-ответной форме с использованием темати­ческого словаря. Составление и запись предложений на определен­ную тему (о маме, о школе, о детях и т. п.), по сюжетной картин­ке, серии картинок.

Составление устных рассказов по сюжетным картинкам, по лич­ным наблюдениям детей (с помощью учителя).

Примерный перечень тем:

До свидания, лето!

Осень пришла.

Как мы отдыхаем (об играх, прогулках, просмотре фильмов, те­лепередач и т. д.).

Мы зарядку делаем (о занятиях физкультурой и спортивных играх).

Что мы знаем о животных?

Зимушка-зима.

Что ты сделал хорошего (о хороших и плохих поступках)?

Мы рисуем, танцуем, играем (о творческих занятиях детей).

Посадили деревца (о природе и занятиях людей весной).

Мамин день.

Наши любимые сказки.

Все работы хороши (о профессиях).

Скоро лето.

 

К концу II класса учащиеся должны уметь:

составлять и записывать 6-8 предложений на определенную тему;

делать устное и письменное сообщение о погоде, календарных данных.

 

Количество часов в год - 70

            Количество часов в неделю – 2

            Количество часов в I четверти – 15

            Количество часов во II четверти – 16

            Количество часов в III четверти – 22

            Количество часов в IV четверти – 17

 

                                              

Тематический план

 

Тема урока

Кол-во

часов

 

I четверть (15 час)

 

1.

День Знаний

1

2.

Работа с картинкой «Летние каникулы».

Ответы на вопросы по картинке.

1

3.

Работа с картинкой «В лесу».

Ответы на вопросы по картинке.

1

4.

Составление предложений со словами купается, загорает, собирает.

1

5.

Работа с картинкой «Дом». Ответы на вопросы по картинке

1

6.

Дополнение предложений

1

7.

Кто это? Что это? Что делает?

1

8.

Дополнение предложений

1

9.

Работа с картинкой «Семья». Ответы на вопросы по картинке

1

10.

Повторение

1

11.

Что делает? Что сделал?

1

12.

Составление предложений со словами взял, положил, принес, надел.

1

13.

Полные и краткие ответы на вопросы.

1

14.

Повторение

1

15.

Итоговый урок

1

 

II четверть (16 час)

 

1.

Работа с текстом «В классе».

 Ответы на вопросы

1

2.

Работа с текстом «Миша - дежурный»

Дополнение предложений

1

3.

Ответы на вопросы по картинке

1

4.

Дополнение предложений

1

5.

Самостоятельная работа

1

6.

Работа с текстом «В столовой»

1

7.

Работа с картинкой. Ответы на вопросы

1

8.

Домашние и дикие животные.

1

9.

Составление предложений по картинкам

1

10.

Самостоятельная работа.

1

11.

Ответы на вопросы по картинке

1

12.

Повторение

1

13.

Дополнение предложений

1

14.

Контрольная работа

1

15.

Повторение

1

16.

Итоговый урок

1

 

III четверть (22 час)

 

1.

Составление рассказа по картинкам

1

2.

Работа с картинкой «В магазине»

1

3.

Первый, второй, третий.

1

4.

Составление рассказа «Наша школа»

1

5.

«Зимние каникулы». Составление рассказа

1

6.

Тепло-холодно. Составление предложений

1

7.

Высоко – низко. Составление предложений

1

8.

Самостоятельная работа

1

9.

Направо. Налево.

1

10.

Зимние забавы

1

11.

Ответы на вопросы по картинке

1

12.

Посуда

1

13.

В воскресенье зимой. Дополнение предложений

1

14.

Самостоятельная работа

1

15.

Восстановление рассказа по картинке

1

16.

Домашняя мебель

1

17.

Школьная мебель

1

18.

Закрепление

1

19.

Работа с картинкой

1

20.

Контрольная работа

1

21.

Повторение

1

22.

Итоговый урок

1

 

IV четверть (17 ч)

 

1.

Работа с текстом «Весна»

1

2.

Как я провел каникулы

1

3.

Чей? Чья? Чье? Чьи?

1

4.

Весенние работы в саду 

1

5.

Какой? Какая? Какое? Какие?

1

6.

Работа с текстом «Где будут жить скворцы?» 

1

7.

Дополнение предложений 

1

8.

О профессиях 

1

9.

Дополнение предложений 

1

10.

Ответы на вопросы 

1

11.

Повторение изученного 

1

12.

Ответы на вопросы 

1

13.

Повторение изученного

1

14.

Контрольная работа

1

15.

Работа над ошибками

1

16.

Повторение

1

17.

Итоговый урок

1

 

 

Красильникова О. А. Чтение и развитие речи. Учебник для 2 класса С(К) ОУ II вида. – М.: «Владос», 2009 г.