Коррекционная работа с детьми с ОВЗ на уроках швейного дела
Необходимость использования ИКТ на уроках трудового обучения в коррекционной школе неоспорима. Для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями), ИКТ- помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
Современные уроки швейного дела с использованием ИКТ обеспечивают гибкость образовательного процесса, повышают познавательный интерес обучающихся, способствуют коррекции их недостатков, служат развитию воображения, внимания, мышления, памяти, речи, творческой активности, что обеспечивает эффективность обучения обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями). Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения, они обретают необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повышается уровень их мотивации к обучению. Отмечу несколько наиболее важных причин необходимости применения компьютера на уроках.
Во-первых, организация процесса обучения в соответствии психоэмоциональным и физиологическими особенностями детей.
Во-вторых, реальная возможность технически усовершенствовать процесс индивидуализации и дифференциации обучения.
В-третьих, расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.
А также при обучении в коррекционной школе большое значение имеют объяснительно иллюстративный, наглядные, методы обучения, что хорошо реализуется при использовании ИКТ. Дефектологический смысл применения
компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях.
Хочу привести примеры по использованию методов и приемов на своих уроках профильного труда (швейного дела). Посредством специальных коррекционных методов и приѐмов я активизирую и совершенствую психические процессы обучающихся, что способствует повышению уровня их трудовой подготовки, позволяет решить главный вопрос школы по социальной реабилитации выпускников. Обучение обучающихся швейному делу направлено на достижение следующих целей:
1. Создание условия для формирования необходимых компетенций у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями), направленные на социализацию и интеграцию их в общество;
2. Развитие качеств личности обучающихся, необходимых для успешного участия в производительном труде, коррекция недостатков их психофизического развития;
3. Применение знаний и умений в области трудовой деятельности по швейному производству для расширения возможностей обучающихся при работе на предприятиях, а также для оформления их собственного быта и самообслуживания.
Эффективное усвоение учебного материала по швейному делу возможно лишь при решении специфических задач, вытекающих из особенностей психофизиологического развития обучающихся, определяющих коррекционную направленность
трудового обучения.
При обучении обучающихся швейному делу мною ставятся задачи:
1. Формировать умение планировать свою работу, анализировать свои действия и их результаты;
2. Освоить технологию пошива простейших изделий;
3. Корригировать и развивать психические процессы;
4. Воспитывать культуру труда;
5. Способствовать формированию практических навыков, применяемых самостоятельно в конкретных жизненных ситуациях.
В процессе решения этих задач компенсируется недоразвитие умственных способностей, эмоциональной, волевой сферы обучающихся, формируются такие личностные качества как наблюдательность, самостоятельность. Для формирования жизненно важных практических умений и навыков необходимо развитие психических функций, мелкой моторики и речи, поэтому требуется применение специальных коррекционных методов и приемов и лучше всего это сделать с помощью компьютера. На уроке, как правило, использую Microsoft PowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создается презентация.
Для решения обучающей задачи, например, на уроке «Знакомство с электрической швейной машиной» в 6 классе использую наглядный метод обучения и прием учения рассказ, рассказ учителя более насыщенный, иллюстративный. Презентация позволяет учителю не просто рассказывать тему в скучной форме, но вести беседу в сопровождении ярких, красивых иллюстрации с анимацией, используя прием просмотр и прослушивание информации, тем самым активизировать познавательную деятельность обучающихся, привлечь их внимание. При изучении темы «Инструменты и приспособления для швейной машины», а также при повторении техники безопасности также использую словесный и наглядный метод, презентация которая в себе содержит загадку, предмет и технику безопасности при работе с этим предметом. Данная презентация развивает речь, так как обучающиеся читают загадку, отгадывают называя предмет, и вслух читают технику безопасности при работе с этим предметом. Презентация мною используется не только для изучения нового материала, но и для повторения предыдущего, в виде теста и составления плана изготовления изделия, использую репродуктивный метод и прием повторения информации. Презентации использую не только для изучения и повторения темы, но и для снятия
усталости. Для этого на уроке использую различные веселые физической минутки которые сопровождаются презентацией с анимацией.
Спектр использования компьютера в обучении швейному делу очень разнообразен: применяя радугу графических изображений, звук, ультрасовременное видео мы получаем предметы. Обучая многогранное средство преподавания обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) мы сталкиваемся с низкой учебной мотивацией и познавательной активностью обучающихся, а компьютер в швейной мастерской это не только помощник учителя в повышении эффективности обучения, но и средство позволяющее:
- развивать новую информационную культуру деятельности обучающихся;
- повышать уровень мотивации обучающихся;
- расширять зону индивидуальной активности обучающегося;
-находить источники дополнительной информации по предмету;
-увеличивать динамику и образность предлагаемого учебного материала;
- проверять объем и правильность знаний, их глубину, осознанность, гибкость и оперативность;
- применить различные способы активизации мыслительной деятельности обучающихся;
-проводить словарную работу, как способ осознания учебного материала;
-систематизировать новые для обучающихся знания;
- активизировать максимальное творческое участие обучающихся в учебном процессе.
Применение интерактивных технологий в обучении швейному делу обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально необходимыми на каждом этапе урока трудового обучения. Основными методами обучения швейному делу являются наглядно-практические, включающие ситуационное обучение, ролевые и деловые игры, метод поощрения, погружение в материально-практическую среду, практические работы, вводный и текущий инструктаж, многократное повторение и закрепление, усвоение одного и того же материала различными методами и приѐмами, и только некоторые из них можно использовать с помощью ИКТ.
При повторении пройденного материала актуализация знаний проходит через работу со схемами, таблицами и тестами, составленными по разделам
«Машиноведение», «Материаловедение», и другими. Обучающиеся с явным интересом выполняют эти задания с помощью компьютера. При проведении уроков таким образом практикуются индивидуальные формы обучения обучающихся на этапе закрепления и проверки знаний. При этом учитель предлагает задание всему классу, а некоторые обучающиеся выполняют тестовые задания на компьютере по этой же теме. С ее использованием улучшается качество преподавания теоретической части уроков, за счет более наглядного изложения нового материала. В педагогическом процессе можно реализовать самые отчаянные и креативные учительские задумки.
В связи с появлением и использованием в кабинете швейного дела компьютерных и интерактивных технологий повышается интерес к этому профилю обучения не только у девочек, но и у мальчиков, которые находят в этих занятиях новые возможности для самовыражения. У них пробуждается любознательность, творческая заинтересованность в обучении этому ремеслу. Преподавание большинства материалов по швейному делу предполагает не столько рассказы по теме, сколько наглядные показы некоторых познавательных моментов. Сообщение сведений о прядильном, ткацком и швейном производстве, о современном оборудовании, о новых тенденциях моды и многом другом реально изучаются с использованием компьютера. Интернет безгранично расширил возможности обнаружения и демонстрации учебной информации. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как иллюстративно-объяснительный метод. Бесспорно, что именно это способствует получению хорошего результата в плане усвоения программного материала. Интерес, вызванный современными средствами обучения, снимает напряжение, усталость, утомляемость. Электронные учебные пособия, используются: в виде презентаций; как учебник и рабочая тетрадь; как толковый словарь; как справочник с учебными видеофильмами; как практическое пособие.
Однако возникает необходимость корректировать предложенную информацию для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) и в ходе урока включать адаптированные фрагменты. В разработке заданий и подготовке текстов для обучающихся учитываются общие закономерности и специфику развития таких детей, логику построения специального обучения и базовые принципы коррекционной педагогики. Для диагностики уровня знаний, в форме разно уровневого тестирования проводятся контрольные срезы по пройденным темам. При такой проверке для тестируемых очень важно, чтобы оценку их знаниям дает не учитель, а сам компьютер выдает резолюцию на ответ. Обучающиеся сами видят количество неправильных ответов, а, следовательно, понимают и осознают недостаточность своих знаний. Такое применение компьютера ни в коей мере не отменяет личностно- ориентированного подхода к обучающемуся на уроке или в процессе индивидуальной и подгрупповой коррекции. Компьютер в руках наших обучающихся это не только механический тренажер, но инструмент многообразной деятельности, который отвечает любым возрастным интересам и уровням развития обучающихся, развивает их творческое мышление, формирует целостное отношение к информационным знаниям и навыкам компьютерной деятельности. Применение в коррекционно-развивающей и обучающей деятельности современных образовательных технологий, компьютерных программ позволяет эффективнее использовать наш труд, обеспечивает гибкость образовательного процесса, и дает положительную динамику в обучении обучающихся швейному делу, что способствует их социализации и интеграции в среду нормально развивающихся сверстников. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что разнообразие
существующих методов обучения с использованием ИКТ позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон. Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения с помощью ИКТ, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).
Таким образом, применение активных методов и приѐмов обучения с помощью ИКТ повышает познавательную активность обучающихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает их в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность, что в равной мере относится и к обучающимся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).
Литература
1. Дульнев Г.М. Учебно – воспитательная работа во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1981.
2. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1969.
3. Мирский С. Л. Методика профессионального трудового обучения во вспомогательной школе. – М., Просвещение, 1980.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.