Коррекционно-развивающая программа для детей с ЗПР (дошкольный возраст)
Оценка 4.7

Коррекционно-развивающая программа для детей с ЗПР (дошкольный возраст)

Оценка 4.7
docx
12.09.2022
Коррекционно-развивающая программа для детей с ЗПР (дошкольный возраст)
коррекционная программа дошкольники.docx

 

 

 

Утверждаю:

Директор ОГБУСО КЦСО

«Парус надежды»

 

___________ /О.В. Емельянова/

 «_01__»___09_________2022_г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

для детей дошкольного возраста

 

 

 

 

Составитель:

учитель-дефектолог: Малахова В.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                            Автор: Верещагина Евгения

Сергеевна, учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

          Программа определяет содержание и организацию реабилитационного процесса для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.

 

Цели и задачи реализации программы

Дети с задержкой психического развития представляют собой неоднородную группу. Этиология ЗПР связана с конституциональными факторами, хроническими соматическими заболеваниями, с неблагоприятными социальными условиями воспитания и в основном с органической недостаточностью центральной нервной системы генетического характера.

В настоящее время выявлено два основных варианта патогенетических механизмов формирования ЗПР:

1) нарушение познавательной деятельности, связанное с незрелостью эмоционально – волевой сферы и личности, т.е. с психическим инфантилизмом;

2) нарушения познавательной деятельности вследствие стойких астенических и цереброастенических состояний.

          Существует классификация на основе учета этиологии и патогенеза основных форм ЗПР. В соответствии с этой классификацией понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно – двигательного аппарата, речи. Они не являются умственно отсталыми.

Выделены следующие типы ЗПР:

- по типу конституционального (гармонического) психического и психофизического инфантилизма;

- соматического происхождения (с явлениями соматической астении и инфантилизма);

- психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфатилизация);

- церебрально – органического генеза.

Задержка психического развития – это психолого – педагогическое определение одного из распространенных отклонений в психофизическом развитии детей. Ее относят к «пограничной» форме дизонтогенеза, для которой характерен замедленный темп созревания психических структур.

Для психической сферы детей с ЗПР характерно сочетание дефицитарных функций сохранным. В одних случаях страдает работоспособность, в других – произвольность в организации деятельности, в третьих – мотивация познавательной деятельности и т.д.

Таким образом ЗПР - это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты психической и физической деятельности.

У детей с ЗПР отмечаются различные этиопатогенетические варианты, при которых может быть: низкий темп психической активности (корковая незрелость); дефицит внимания с гиперактивностью (незрелость подкорковых структур); вегетативная лабильность на фоне соматической ослабленности (в силу незрелости, ослабленности самой вегетативной системы на фоне социальных, экологических, биологических причин); вегетативная незрелость (биологическая ослабленность организма); энергетическое истощение нервных клеток (на фоне хронического стресса).

Определение «задержка психического развития» используется также для характеристики отклонений в познавательной сфере педагогически запущенных детей. В этом случае в качестве причин задержки психического развития выделяются культурная депривация и неблагоприятные условия воспитания.

Задержка психического развития проявляется прежде всего в замедленном темпе психического развития. При поступлении в школу дети обнаруживают ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточную целенаправленность интеллектуальной деятельности, ее быструю утомляемость, преобладание игровых интересов, чрезвычайно низкий уровень общей осведомленности, социальной и коммуникативной компетентности.

При задержке психического развития конституционального происхождения в структуре нарушений выступают признаки эмоциональной и личностной незрелости. Для детей характерны эффективность поведения, эгоцентризм, истерические реакции.

Цель коррекционной работы:

Цель коррекционной работы предусматривает разностороннее развитие детей, коррекцию недостатков в их развитии, а также профилактику нарушений, имеющих не причинный, а следственный (вторичный, социальный) характер. Это позволяет сформировать у дошкольников с ЗПР различного генеза психологическую готовность к обучению в массовой или специальной (коррекционной) школе, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформированы в Конвенции дошкольного воспитания.

Цель коррекционной работы состоит в том, чтобы проектируемая модель коррекционно–развивающей психолого–педагогической работы максимально обеспечивала бы гармонизацию, сближение культурного и биологического развития детей с ЗПР.

Коррекционно – развивающая работа проводится в процессе игровых занятий, экскурсий, экспериментирования, подвижных, дидактических, сюжетных и театрализованных игр, коллективного труда. В современной дошкольной педагогике эти формы работы рассматриваются как взаимодействие ребенка и взрослого.

Особенности коррекционно – развивающей работы с детьми ЗПР состоят в необходимости индивидуального и дифференцированного подхода, снижении темпа обучения, структурной простоте содержания знаний и умений, наглядности, возврата к изученному материалу, развитию самостоятельности и активности детей. Игры-занятия являются ведущими в образовании детей этой категории.

Цель реализации Программы ― проектирование модели коррекционно-развивающей, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с задержкой психического развития, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Задачи Программы:

1. Способствовать общему развитию дошкольников с задержкой психического развития, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе.

2. Создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

3. Обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром.

 

Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)

 

Планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров.

 

Целевые ориентиры освоения Программы детьми младшего и среднего возраста с ЗПР

 

Речевое развитие.

Возможные достижения ребенка:

- способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;

- проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова и жеста;

- понимает названия предметов, действий, встречающихся в повседневной речи;

- понимает и выполняет элементарные словесные инструкции;

- различает лексические значения слов и грамматических форм слова;

- называет действия, предметы, изображенные на картинке, участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, которые могут добавляться жестами);

- воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

 

Социально-коммуникативное развитие.

Возможные достижения ребенка:

- может заниматься, не отвлекаясь в течение пяти-десяти минут;

- обладает элементарными представлениями о родственных отношениях в семье и о своей социальной роли: сын (дочка), внук (внучка), брат (сестра);

- выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;

- выполняет элементарные орудийные действия в процессе самообслуживания.

 

Познавательное развитие

Возможные достижения ребенка:

- составляет схематическое изображение из двух-трех частей;

- создает предметные конструкции из двух-четырех деталей;

- показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;

- выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);

- выполняет постройку из трех-четырех кубиков по образцу, показанному взрослым;

- обладает навыком элементарной деятельности с (строит одинаковые постройки, вместе создаем одну и т. п.) с непосредственным участием взрослого;

- воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов;

- использует в игре предметы-заместители по подражанию;

- усваивает элементарные сведения о мире людей;

- обладает навыком элементарного планирования и выполнения каких-либо действий с помощью взрослого («Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»);

- обладает навыком моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей);

- считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета), обозначает итог счета;

- знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);

- обладает когнитивными предпосылками различных видов деятельности.

 

Художественно-эстетическое развитие.

Возможные достижения ребенка:

- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;

- владеет некоторыми операционально-техническими сторонами: рисует прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные, волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины; сочетает прямые и наклонные линии; рисует округлые линии и изображения предметов округлой формы;

- прислушивается к звучанию погремушки, колокольчика, неваляшки или другого звучащего предмета; узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов;

 Целевые ориентиры освоения Программы детьми старшего дошкольного  возраста с ЗПР

 

Речевое развитие.

Возможные достижения ребенка:

- обладает мотивацией к школьному обучению;

- усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

- употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные;

- умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;

- правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;

- умеет подбирать однокоренные слова;

- умеет строить простые распространенные предложения;

- составляет различные виды описательных рассказов, текстов (с помощью взрослого);

 

Социально-коммуникативное развитие.

Возможные достижения ребенка:

- владеет основными видами продуктивной деятельности;

- передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;

- пытается регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, соблюдает отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки;

- стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого.

 

Познавательное развитие.

Возможные достижения ребенка:

- обладает сформированными представления о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет отражать их в речи;

- использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;

- воссоздает целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов;

- моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей;

- владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения (палочки, геометрические фигуры);

- определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной), геометрические фигуры и тела;

- определяет времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь);

- использует в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы не;

- владеет разными видами конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора);

- создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям (восемь-десять деталей).

 

Художественно-эстетическое развитие.

Возможные достижения ребенка:

- знает основные цвета и их оттенки;

- понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам);

- эмоционально откликается на воздействие художественного образа, понимает содержание произведений и выражает свои чувства и эмоции с помощью творческих рассказов;

- воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;

- сопереживает персонажам художественных произведений.

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

 Структура реализации коррекционно-развивающего процесса

Основной формой обучения являются игровые занятия (индивидуальные, подгрупповые). Занятия проводятся в определенной системе в соответствии с разделами данной программы:

- Занятия по развитию речи на ознакомлении с окружающим миром, развитие лексико-грамматического строя и связной речи, развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте.

- Занятия по формированию элементарных математических и сенсорных представлений.

Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР определяется целями и задачами коррекционно – развивающего воздействия, которое организуется в три этапа, соответствующих периодизации дошкольного возраста.

Характер такого взаимодействия обусловлен содержанием работы, методами, приемами и применяемыми видами деятельности.

Особенности коррекционно – развивающей работы с детьми с ЗПР состоит в необходимости индивидуального и дифференцированного подхода, снижения темпа обучения, структурной простоты содержания знаний и умений, наглядности, возврата к уже изученному материалу, развития самостоятельности и активности детей.

 

В области «Познавательное развитие» выделены направления коррекционно-педагогической работы, которые способствуют решению задач поэтапного формирования способов ориентировочно-исследовательской деятельности и способов усвоения ребенком общественного опыта:

- Сенсорное воспитание,

- Формирование мышления,

- Формирование элементарных количественных представлений,

- Ознакомление с окружающим,

- Развитие речи и формирование коммуникативных способностей,

 

Используются следующие педагогические технологии:

- здоровьесберегающие технологии

- игровые технологии

- социально-коммуникативные

- информационно – коммуникативные.

 

 

2.1.1. Первый этап (ориентировочно младший дошкольный возраст)

 

Формирование социально-личностных представлений и коммуникативных навыков

Основные задачи этапа:

- устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, включая его в совместную деятельность с детьми и взрослыми;

- формировать у детей навыки взаимодействия «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок»;

- стимулировать речевую активность детей, развивать их интерес к окружающему миру ( миру людей, животных, растений, минералов, к явлениям природы), стимулировать их желание наблюдать за изменениями, происходящими в окружающем мире;

- развивать коммуникативную функцию речи детей, формировать у них потребность в общении, создавать условия для развития образа «Я» на основе представлений о собственных возможностях и умениях («У меня глаза – я умею смотреть», «Это мои руки – я умею …» и т.д.), значимых для взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- формировать представления детей о родственных отношениях в семье и о своей социальной роли: сын (дочка), внук (внучка), брат (сестра);

- учить детей задавать вопросы и отвечать на них, формулировать простейшие сообщения и побуждения, т.е. пользоваться различными типами коммуникативных высказываний;

- расширять предметный, предикативный и адъективный словарный запас детей, связанный с их эмоциональным, бытовым, предметным, игровым опытом;

- развивать диалогическую форму речи детей, поддерживать инициативные диалоги между ними, стимулируя их, создавая коммуникативные ситуации, вовлекая детей в разговор;

- развивать способность детей выражать свое настроение и потребности с помощью различных пантомимических, мимических и др. средств;

- формировать первоначальные представления детей о местах обитания, образе жизни и способах питания животных и растений;

- знакомить детей с предметами быта, необходимыми человеку (одежда, обувь, мебель, посуда);

- знакомить детей с ближайшим социальным окружением (двор, магазин, транспорт);

- знакомить детей с занятиями и трудом взрослых;

- формировать представления детей о явлениях природы (вода, ветер, огонь, снег, дождь), сезонных и суточных изменениях (лето – зима, день – ночь), подводить детей к пониманию связи изменений в природе с изменениями в жизни людей, животных, растений;

- формировать у детей первоначальные экологические представления (люди, растения и животные: строение, способ передвижения, питание, взаимодействие со средой – обладают способностью приспосабливаться к среде обитания, к суточным и сезонным изменениям в природе) и гуманное отношение к растениям и животным;

- знакомить детей с праздниками (Новый год, день рождения, проводы Осени, Зимы, спортивный праздник);

- знакомить детей с доступными для их восприятия и игр художественными промыслами (расписная матрешка, деревянная ложка и т.п.);

- обучать детей элементарному планированию и выполнению каких – либо действий с помощью взрослого и самостоятельно («Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»).

 

Формирование элементарных математических представлений

Основные задачи этапа:

- учить детей рассматривать, показывать по образцу по словесной инструкции взрослого форму, величину, количество предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на иллюстрированном материале;

- обучать детей элементарному моделированию различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей);

- знакомить детей с действиями с множествами на дочисловом уровне;

- развивать систему «взгляд – рука» (прослеживание взглядом за движениями рук);

- знакомить детей с некоторыми общими принципами счета: с устойчивостью порядка числительных при счете; с принципом «один к одному» (каждому объекту может быть присоединен только один объект); с обозначением итога счета (общее количество обозначается последним произнесенным числом); с возможностью пересчета любой совокупности объектов; с возможность считать объекты в любом порядке;

- формировать у детей представления о независимости количества элементов множества от пространственного расположения и качественных признаков предметов;

- развивать сенсорно-перцептивные способности детей: узнавать количество предметов, форму, величину на ощупь, зрительно, количество звуков на слух;

- формировать элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия (один, два, много предметов, ни одного);

- развивать операционально-техническую сторону деятельности детей: действовать двумя руками, одной рукой (удерживать, приближать, поворачивать, расставлять игрушки или раскладывать картинки в ряд, брать по одной, убирать счетный и геометрический материал и т.п.);

- учить детей определять пространственное расположение предметов относительно себя (впереди – сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной);

- учить детей соотносить пространственные объекты и плоскостные формы в процессе игр и игровых упражнений;

- учить детей образовывать множество из однородных и разнородных предметов, игрушек, их изображений, группировать предметы в множества по форме (шары, кубы, круги, квадраты), величине (большой – маленький), количеству (один – много, два);

- формировать элементарные представления детей о времени: на основе наиболее характерных признаках (по наблюдениям в природе, по иллюстрациям); учить узнавать и называть реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима), части суток (день и ночь);

- развивать пространственно-величинные представления детей о предметах и объектах контрастных размеров: большая шишка – маленькая шишка, полный стакан – пустой стакан (банка, миска, и др);

- обогащать антонимический словарь детей в процессе ознакомления с физическими свойствами материалов: мокрый – сухой (песок), легкий – тяжелый, большой – маленький (комок песка, пластилина, глины), много – мало (песка, желудей, палочек), подходить (к столу, к игрушке) – отходить (от стола, от игрушки);

- стимулировать речевую активность детей во время игр и игровых упражнений с математическим содержанием.

 

2.1.2.Второй этап (ориентировочно средний дошкольный возраст)

Формирование социально-личностных представлений и коммуникативных навыков

Основные задачи этапа:

- формировать любознательность детей, их желание наблюдать за изменениями, происходящими в окружающем мире;

- формировать познавательные установки: «Почему это происходит?», «Почему он такой (по цвету, по форме, по величине и т.д.)?»;

- развивать диалогическую и монологическую речь детей, поддерживая инициативные диалоги между ними, стимулируя их, создавая коммуникативные ситуации, вовлекая детей в разговор, побуждая рассказывать о своих впечатлениях, высказываться по содержанию литературных произведений;

- знакомить детей с занятиями и трудом взрослых;

- закреплять у детей «Образ Я», формировать представления о собственных возможностях и

умениях («у меня – глаза – я умею смотреть», «это мои руки – я умею…» и т.д.);

- формировать у детей представления о безопасном образе жизни: о правилах поведения на улице, о правилах пожарной безопасности, о правилах здорового образа жизни, о поведении в быту с последующим выделением наиболее значимых для обучения основам безопасности жизнедеятельности ситуаций и объектов;

- привлекать внимание детей к различным видам социальных отношений, учить передавать их в сюжетно-ролевых и театрализованных играх;

- развивать способность детей выражать свое настроение, потребности с помощью различных пантомимических, мимических и других средств;

- развивать стремление детей передавать (изображать, демонстрировать) радость, огорчение, удовольствие, удивление в процессе моделирования социальных отношений;

- расширять и углублять представления о разных местах обитания и образе жизни, способах питания животных и растений;

- формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, с одной стороны, внешними и функциональными свойствами – с другой, в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

- расширять и закреплять представления детей о предметах быта, необходимых в жизни человека (одежда, обувь, мебель, посуда и др.);

- расширять и закреплять представления детей о макросоциальном окружении (двор, магазин, деятельность людей, транспорт и др.);

- углублять и расширять представления детей о явлениях природы (вода, ветер, огонь, снег,

дождь) и сезонных и суточных изменениях (лето-зима, весна-осень, день-ночь, утро-вечер), связывать их с изменениями в жизни людей, животных, растений;

- формировать экологические представления детей, знакомить их с функциями человека в природе (потребительской, природоохранной, востановительной);

- развивать у детей сенсорно-перцептивную способность, исходя из принципа целесообразности и безопасности, обучать детей выделению знакомых объектов из фона зрительно, по звучанию, на ощупь и на вкус;

- расширять представления детей о праздниках (Новый год, День рождения, Рождество, Пасха, Масленица, Проводы осени, спортивный праздник);

- знакомить детей с художественными промыслами (расписная матрешка, деревянные ложки и т.п.);

- поддерживать эмоционально положительные состояния детей и проводить профилактику эмоциональных срывов, не применяя жестких дисциплинарных требований и предупреждая утомления детей.

 

Формирование элементарных математических представлений

Основные задачи этапа:

- стимулировать желание детей после предварительного тактильного и зрительного обследования предметов использовать пантомимические средства для демонстрации величины, формы, протяженности, удаленности предметов;

- формировать представления детей о независимости количества элементов множества от их пространственного расположения и качественных признаков;

- формировать у детей элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;

- формировать у детей сенсорно-перцептивные способности: узнавать количество предметов, форму, величину на ощупь, зрительно, количество хлопков (ударных звуков) на слух;

- формировать у детей операционально-техническую сторону деятельности: действовать двумя руками, одной рукой (удерживать, приближать, поворачивать, расставлять игрушки или раскладывать картинки в ряд, брать их по одной, убирать счетный материал, геометрические фигуры и т. п.);

- развивать у детей зрительно-двигательную координацию, учить их прослеживать взглядом за движением руки, игрушками, расположением картинок и т. п.;

- знакомить детей с цифрами 1, 2, 3 и соотносить их соответствующим количеством пальцев и предметов, изображать эти цифры  (рисовать, конструировать, лепить и т. п.);

- развивать у детей умение определять пространственное расположение предметов относительно себя (впереди – сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной);

- формировать у детей умение соотносить плоскостные формы и пространственные объекты в процессе игр и игровых упражнений;

- формировать у детей умение образовывать множества из однородных и разнородных предметов, игрушек, их изображений; группировать предметы в множества по форме (шары, кубы, круги, квадраты), по величине (большой – маленький, широкий – узкий, высокий – низкий), по количеству (в пределах трех);

- учить детей вычленять анализируемый объект, видеть его во всем многообразии свойств, определять элементарные отношения сходства с другими объектами и отличия от них;

- формировать у детей представления о времени: на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) учить их узнавать и называть реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).

 

Третий этап (ориентировочно старший дошкольный возраст)

 

Формирование социально-личностных представлений и коммуникативных навыков

Основные задачи этапа:

- формировать средства межличностного взаимодействия детей в ходе специально созданных ситуаций и в самостоятельной деятельности детей, побуждать их использовать речевые и неречевые средства коммуникации;

- учить детей пользоваться различными типами коммуникативных высказываний ( задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения);

- расширять и уточнять у детей представления о занятиях и труде взрослых;

- продолжать формировать у детей социальные представления о безопасном образе жизни (о правилах поведения на улице, о правилах пожарной безопасности, о правилах здорового образа жизни, о поведении в быту) с последующим выделением наиболее значимых для обучения основам безопасности жизнедеятельности ситуаций и объектов;

- развивать стремление детей передавать радость, огорчение, удовольствие, удивление в процессе моделирования социальных отношений;

- расширять и углублять представления детей о местах обитания, образе жизни, способах питания животных и растений;

- продолжать формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в человеческом, животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

- формировать представления о Родине: о городах России, ее столице, государственной символике, гимне страны;

- расширять и закреплять представления детей о предметах быта, необходимых человеку (одежда, обувь, мебель, посуда и др.);

- расширять и уточнять представления детей о макросоциальном окружении (улица, места общественного питания, места отдыха, магазины, деятельность людей, транспортные средства и др.);

- расширять и углублять представления детей о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях, связывать их с изменениями в жизни людей, животных; растений в различных климатических условиях;

- продолжать формировать у детей экологические представления, знакомить их с потребительской, природоохранной, восстановительной функциями человека в природе;

- развивать у детей сенсорно-перцептивную способность, исходя из принципа целесообразности и безопасности, обучать их выделению знакомых объектов из фона зрительно, по звучанию, на ощупь, по запаху и на вкус;

- расширять представления детей о праздниках (Новый год, День рождения, День независимости, Рождество, Пасха, Масленица, выпускной праздник в детском саду, День учителя, День защитника Отечества, День города, День Победы, спортивные праздники и др.);

- расширять представления детей о художественных промыслах (различные росписи, народные игрушки и др.);

- расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;

- учить детей понимать и устанавливать логические связи (причина – следствие, часть – целое, род – вид).

 

Формирование элементарных математических представлений 

Основные задачи этапа:

- расширять представления детей о свойствах и отношениях объектов, используя многообразие игр на классификацию, сериацию, образование множеств из однородных и разнородных предметов, игрушек, их изображений, группируя предметы в множества по форме, величине, количеству (в пределах семи – десяти);

- совершенствовать навыки использования способов проверки (приемы наложения и приложения) для определения количества, величины, формы объектов, их объемных и плоскостных моделей;

- разнообразить способы моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы, протяженности, удаленности объектов с помощью пантомимических, знаково-символических, графических и др. средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования объектов и их моделей;

- развивать ориентировочные действия детей, закрепляя их умение предварительно рассматривать, называть, показывать по образцу и по словесной инструкции формы, величину, количеству предметов в окружающем пространстве, в игровой ситуации, на картинке;

-  продолжать учить детей образовывать последующее число, добавляя один объект к группе, а также предыдущее число, удаляя один объект из группы;

- совершенствовать счетные действия детей с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;

- знакомить детей с количеством в пределах пяти – десяти;

- учить детей узнавать цифры 0, 1-9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносить их с количеством объектов;

- обучать детей возможным способам изображения цифр: рисованию на бумаге, на песке, на доске, в воздухе; конструированию из различных материалов (ниток, шнуров, мягкой цветной проволоки, палочек); лепке из глины, пата, пластилина;

- формировать у детей умение называть цифровой ряд, выкладывая цифры в последовательности, подбирать соответствующую цифру к количеству объектов, выделять цифровые знаки среди других изображений (букв, схематических изображений объектов, геометрических фигур) и называть их обобщающим словом;

- решать задачи – драматизации и задачи – иллюстрации на сложение и вычитание, используя наглядный материал и символические изображения (палочки, геометрические фигуры), в пределах 5-10 и включать сформированные представления в предметно-практическую и игровую деятельность;

- учить детей определять пространственное расположение предметов относительно себя, пользоваться стрелкой – вектором и др. символами, указывающими отношения между величиной и направлениями объектов;

- учить детей перемещать различные предметы вперед, назад, вверх, вниз по горизонтали, по вертикали, по кругу (по словесной инструкции взрослого и самостоятельно);

- соотносить плоскостные и объемные формы в процессе игр и игровых упражнения, выделяя общие и различные пространственные признаки, структурные элементы геометрических фигур: вершины, углы, стороны;

- формировать у детей представления об окружности и круге, учить их пользоваться детским циркулем для вычерчивания окружности;

- формировать представления детей о внутренней и внешней части геометрической фигуры, ее границах, закреплять ее представления в практических видах деятельности (рисование, аппликации, конструирование);

- знакомить детей с понятиями «точка», «кривая линия», «ломаная линия», «замкнутая линия», «незамкнутая линия», закрепляя в практической деятельности представления детей о взаимоотношениях точек и линий, моделируя линии из различных материалов;

- продолжать формирование представления о времени: учить детей по наиболее характерным признакам узнавать (в природе, на картинках) и называть реальные явления и их изображения: времена года, части суток;

- развивать речевые умения детей, необходимые для отражения в речи оснований классификаций по ведущему признаку (формы, величина, количество), используя в своей речи математические термины, обозначающие эти признаки, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, которые им не присущи (с использованием отрицания «не»).

 

Содержание области «Речевое развитие»

Содержание области «Речевое развитие» направлено на развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими; на развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи; на практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Чтение художественной литературы воспитывает интерес и любовь к чтению, желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

 

Первый этап (ориентировочно младший дошкольный возраст)

Развитие речи и профилактика речевых нарушений

Основные задачи этапа:

- воспитывать у детей интерес к окружающему, познавательную потребность и активность;

- формировать ориентировки в предметной среде, представления о свойствах предметов, взаимосвязях предметов и действий, о расположении и перемещении предметов в пространстве, их количестве, особенностях действий и движений, динамических свойствах;

- воспитывать внимание детей к речи окружающих и расширять объем понимания речи;

-воспитывать общие речевые навыки;

- накапливать и активизировать словарь детей, развивать его смысловую сторону;

- формировать усвоение детьми продуктивных и простых по семантике грамматических форм слов с словообразовательных моделей;

- стимулировать овладение детьми простыми структурами предложений в побудительной и повествовательной форме;

- развивать владение разговорной (ситуативной) речью в общении друг с другом и со взрослыми;

- стимулировать спонтанную речевую деятельность детей, речевую инициативность, потребность задавать вопросы;

- повышать организующую роль речи в поведении детей и их взаимоотношениях с окружающими;

- сглаживать негативные черты в поведении и во взаимоотношениях детей с окружающими, преодолевать поведенческие стереотипы и расширять поведенческий репертуар детей;

- знакомить детей с эмоциональными проявлениями, связанными с оценкой и результатом поступка или деятельности, стимулируя их интерес и внимание к различным эмоциональным состояниям человека;

- формировать умения детей отражать собственные впечатления, представления о событиях своей жизни в речи, составлять с помощью взрослого небольшие сообщения, короткие рассказы «из личного опыта»;

- развивать способность детей выражать свое настроение и потребности с помощью различных невербальных и вербальных средств;

- обучать детей элементарному планированию и выполнению каких-либо действий с помощью взрослого и самостоятельно;

- знакомить детей с литературными произведениями (простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями), учить их разыгрывать содержание литературных произведений по ролям.

 

Второй этап (ориентировочно средний дошкольный возраст)

Развитие речи и профилактика речевых нарушений

Основные задачи этапа:

- стимулировать познавательную активность детей, расширять и систематизировать их знания об окружающем мире;

- совершенствовать базисные для психического и речевого развития детей функции, межфункциональное взаимодействие;

- развивать целостное представление детей о пространстве, понимании расположения объектов во внешнем пространстве, умение определять расположения предметов по отношению к себе и применять слова, обозначающие взаимоотношения предметов в пространстве;

- активизировать и расширять словарный запас детей, в том числе на основе развития словообразовательных процессов, преодоления разрыва в объеме пассивного и активного словаря детей, уточнения понимания значения слов, преодоления неточного и недифференцированного использования слов, развития представлений об антонимических отношений между словами, увеличения в словаре количества обобщенных слов;

- развивать активное, осмысленное восприятие речи, особенности анализировать речь взрослых на основе совершенствования познавательной деятельности детей, формирования понятий и развития семантического компонента языковой способности;

- развивать способности детей к восприятию текста как смыслового и содержательного единства;

- развивать речемыслительную деятельность детей: совершенствовать усвоенные ими видовые и родовые понятия; закреплять навыки обобщения; формировать у детей способности выделять существенные детали различных предметов на наглядном уровне, сравнивать предметы, выделять различные и сходные признаки; формировать способности детей к описательному определению понятий, к установлению временных последовательностей, к пониманию причинно-следственных связей;

- совершенствовать соматогнозис: способности чувствовать части тела, умение управлять ими, называть их, развивать произвольную мимику детей;

- развивать тактильные ощущений детей, стереогноз;

- развивать произвольную регуляцию двигательной активности детей: выполнение произвольных движений частями тела в соответствии с инструкцией; выполнение серии последовательных движений (удержания двигательной программы) с подключением проговаривания;

- развивать произвольную регуляцию моторики руки с помощью статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук;

- формировать двигательные стереотипы в ходе развития зрительно-моторной координации, тактильной и двигательной памяти детей;

- развивать кинестетические ощущения, возникающие при движении органов артикуляции и их положении;

- формировать кинетическую и кинестетическую основу артикуляционных движений с помощью динамических и статических упражнений;

- формировать правильное использование детьми в речи продуктивных грамматических форм слов и словообразовательных моделей;

- расширять набор используемых детьми типов предложений, синтаксических конструкций, видов синтаксических связей и средств их выражения;

- формировать у детей первичные навыки осознанного анализа речи и языковых единиц;

- развивать общие речевые навыки детей, в том числе правильного произношения звуков речи, правильного воспроизведения звукослоговой структуры слов;

- стимулировать детей к общению, совершенствовать навык диалогической речи, формировать у детей первичные навыки самостоятельного развернутого высказывания на основе рассказа-описания, пересказа;

- развивать планирующую и обобщающую функции речи путем обучения детей и стимулирования их к вербальному программированию предстоящих действий, речевому сопровождению этапов деятельности и оценке ее результатов;

- совершенствовать навыки узнавания предметов (картинок) на основе восприятия слов (их наименований);

- формировать связи действий и движений детей с глаголами;

- развивать целостное и аналитическое восприятие изображенных на картинках ситуаций, понимания взаимоотношений между предметами (объектами), явлений, связанных причинно-следственными зависимостями (параллельно с развитием наглядно-образного мышления и речи);

- развивать умения детей понимать эмоции в процессе вербальной и невербальной коммуникации;

- стимулировать детей к дифференцированным эмоциональным проявлениям, связанным с преодолением собственных затруднений, с оценкой поступка или деятельности, с эмоциональным состоянием людей и сказочных животных;

- знакомить детей с литературными произведениями (простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями), обучая разыгрыванию их содержания по ролям;

- развивать понимание детьми интонации;

- развивать навыки детей слушания художественных произведений (стихов, сказок, рассказов), понимания вопросов по прослушанному тексту;

- развивать слухоречевую память детей на материале текстов художественных произведений;

- развивать слуховое внимание и слуховой гнозис детей, способности дифференцировать звучания по силе, высоте, тембру, развивать чувства ритма и темпа;

- формировать фонематическое восприятие детей;

- развивать межмодальное взаимодействие: ритмическое, двигательное, тактильное, зрительное, слухоречевое;

- формировать ориентировочно-исследовательскую деятельность детей, умения работать по образцу и осуществлять перенос способа действия из одной ситуации в другую;

- развивать интерес и эмоциональное отношение детей к процессу познавательно-речевой деятельности, его результату;

- формировать навыки программирования детьми предстоящих действий с помощью вербализации этапов деятельности;

- развивать у детей навыки самооценки в деятельности.

 

 

Третий этап (ориентировочно старший дошкольный возраст)

 

Развитие речи и профилактика речевых нарушений

Основные задачи этапа:

 - стимулировать познавательную активность детей, расширять и систематизировать их знания об окружающем мире, развивать произвольное внимание, зрительную с слухоречевую память, мышление;

- стимулировать потребности детей в общении, развивать социальную перцепцию;

- совершенствовать навыки сотрудничества детей в группе, умение слушать друг друга;

- пополнять и активизировать словарный запас, уточнять понятийные и контектстуальные компоненты значений слов на основе расширения познавательного и речевого опыта детей;

- совершенствовать представления об антонимических и синонимических отношениях между словами, знакомить с явлениями омонимии, с многозначностью слов;

- развивать дифференцированно-целостное смысловое восприятие и понимание текстов;

- закреплять правильное использование детьми в речи грамматических форм слов, продуктивных и непродуктивных словообразовательных моделей;

- расширять набор используемых детьми типов предложений, структур синтаксических конструкций, видов синтаксических связей и средств их выражения;

- развивать способности самостоятельно составлять цельное и связное высказывание на основе овладения детьми пересказом, рассказом;

- развивать планирующую и обобщающую функции речи путем стимулирования детей к вербальному программированию предстоящих действий и оценке ее результатов;

- усиливать организующую роль речи в поведении детей и расширять их поведенческий репертуар с помощью обучения рассказыванию о новых знаниях и новом опыте, о результате поступков и действий, развивая навыки произвольного поведения, подчинения правилам и следования инструкции и образцу;

- развивать общие речевые навыки детей, в том числе автоматизацию в речи правильного произношения звуков, способностей правильного воспроизведения звукослоговой структуры слов;

- развивать у детей символическую и аналитико – синтетическую деятельность с языковыми единицами, обучать основам грамоты в аспекте профилактики затруднений в овладении письменной речью;

- стимулировать речемыслительную деятельность детей путем:

·                    развития навыков обобщения, способности сравнивать предметы и явления, выделять различные исходные признаки;

·                    развития способности определять понятия на основе предметно-содержательных изображений;

·                    формирования способности выделять существенные признаки различных понятий;

·                    развития способности устанавливать временные последовательности, словесно выражать причинно-следственные зависимости;

·                    формирования навыков осознанного анализа речи и языковых единиц, навыков произвольного оперирования с единицами языка;

·                    развития фразовой речи в ходе бесед по рисункам, аппликациям, поделкам детей;

·                    обучения рассказыванию по литературным произведениям, по иллюстративному материалу, содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;

- продолжать знакомить детей с рассказами, историями, сказками, разыгрывать их содержание по ролям;

- учить детей понимать содержание литературных произведений, характер персонажей и их взаимоотношений, мотивы их поведения, отражать это понимание в речи;

- учить детей при рассказывании сказок и др. литературных произведений использовать наглядные модели, операционные карты, символические средства, схематические зарисовки, выполненные взрослым;

- стимулировать желание детей самостоятельно устанавливать последовательность основных смысловых компонентов речи, учить их оформлять внутритекстовые связи на семантическом и коммуникативном уровнях и оценивать правильность высказывания;

- продолжать развивать способности детей к словообразованию и словоизменению;

- стимулировать детей к дифференцированным эмоциональным проявлениям, формируя навыки эмоциональной сдержанности, умение соотносить собственное поведение, достижение и неудачи с социальными нормами и правилами, развивая самооценку;

- развивать у детей чувство эмоционального удовлетворения от выполненной деятельности, формировать познавательные эмоции, интерес к миру человеческих взаимоотношений, личностную и социально-психологическую готовность к школьному обучению.

 

1.         Комплексно-тематическое планирование

 

Средний, старший возраст

 

Окружающий мир

Развитие речевого (фонематического) восприятия

РЭМП

Начало осени. Цветы осенью.

Звук и буква А.

Соотнесение количества и числа. Цифра 1. Геометрическая фигура круг.

Деревья и кустарники осенью. Грибы.

Звук и буква А.

Сравнение предметов. Понятия «сверху», «снизу».

Овощи.

Звук и буква И.

Знакомство с образованием и составом числа 2.

Фрукты. Наш детский сад.

Звук и буква О.

Понятия «высокий-низкий», «выше-ниже», «одинаковые по высоте». Понятия «спереди», «сзади» («перед», «за», «между»).

Овощи, фрукты. Игрушки.

Звук и буква О.

Закрепление понятий «больше-меньше». Сравнение предметов по 1-2 признакам.

Ягоды. Овощи, фрукты, ягоды.

Звуки и буквы А,О.

Образование числа 3, знакомство с цифрой 3. Понятия «левое», «правое».

Середина осени. Повторение.

Звук и буква Ы.

Образование чила 3. Понятия»один», «много», «мало», «несколько».

Столова и кухонная посуда.

Цвет предметов (красный, желтый, синий).

Звук и буква Ы.

Понятия «высокий-низкий», «выше-ниже», «одинаковые по высоте». Пространственные отношения.

Чайная посуда. Цвет предметов (красный, оранжевый, желтый).

Звуки и буквы Ы, А, О. предлоги «за», «перед».

Счет в прямом (до 3) и обратном (от 3) порядке. Геометрическая фигура квадрат.

Мебель. Поздняя осень.

Звук и буква У.

Понятия «длинный-короткий», «длиннее-короче», одинаковые по длине». Поняти «далеко-близко», («около», «рядом»).

Домашние птицы. Признаки ранней и поздней осени.

Звук и буква У.

Образование числа, знакомство с цифрой 4. Понятия «больше-меньше».

Домашние животные. Повторение пройденного материала.

Звуки и буквы О, У.

Понятия «длинный-короткий», «длиннее-короче», «одинакоыве по длине». Понятия «внутри-снаружи».

Дикие животные. Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг.

Звуки и буквы А, О, У, Ы.

Составление числа 4 разными способами. Понятия «столько же-одинаково-поровну».

Дикие и домашние животные. Цвет предметов (красный, синий, фиолетовый).

Звук и буква М.

Цифра 0. Знакомство с тетрадью в клетку.

Зимние забавы детей. Новый год.

Звук и буква М. предлоги «на», «над», «под».

Закрепление понятий «больше-меньше». Уравниевание групп предметов.

Водный транспорт. Воздушный транспорт.

Звук и буква М. Предлог «между».

Повторение образования  и состава числа 4. Геометрическая фигура треугольник.

Наземный транспорт. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Звук и буква Н. Предлоги «на», «за», «перед», «после», «между».

Образование числа 5, знакомство с цифрой 5. Понятия «вчера-сегодня-завтра-раньше-позже».

Одежда. Головные уборы.

Звук и буква Н.

Порядковый счет до 5. Понятия «толстый-тонкий-толще-тоньше-одинаковые по толщине».

Зимующие птицы. Цвет предметов (повторение изученных цветов).

Звук и буква В.

Практическое знакомство с составом числа 5. Понятие «пара».

Зима. Обувь.

Звук и буква В.

Числовой ряд до 6, образование числа 6.

Части суоток, их последовательность.

Февраль – последний месяц зимы. Одежда, обувь.

Различение твердых и мягких согласных звуков: м-мь, н-нь, в-вь.

Образование числа 7. Сравнение множеств.

День защитник Отечества. Форма предметов: круг, овал.

Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки.

Образование числа 8. Равенство и неравенство (+1, -1), сравнение количества.

Зима. Величина предметов.

Предлоги «в», «на, «над», «под», «между», «перед».

Числовой ряд до 8. Геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.

Март – первый весенний месяц. Мамин день.

Звук и буква К.

Образование числа 9. Сравнение множеств.

 

Весна. Цвет, форма, величина предметов.

Звуковой анализ сложных слов без стечения согласных.

Числовой ряд до 9. Повторение.

Возвращение перелетных птиц. Семья.

Повторение изученных звуков и букв.

Образование числа 10. Повторение.

Насекомые. Пространственное положение геометрических фигур.

Звук и буква П.

Соотнесение числа и количества. Повторение.

 

Насекомые. Цвет предметов.

Звук и буква П.

Выделение количества, большего,чем названное число, на 1. Повторение.

Мой дом.

Звук и буква С.

Сравнение предметов по размеру. Составление группп предметов с заданными свойствами. Повторение.

Мой город. Россия. Москва.

Повторение изученных звуков и букв.

Выделение количества, большего или меньшего, чем названное число, на 1. Повторение.

День Победы. Повторение.

Обобщаящее занятие.

Повторение состава числа 2, 3.

Как выращивают хлеб? Повторение.

Обобщающее занятие.

Повторени состава числа 4. Повторение.

Комнатные растения. Май-последний месяц весны.

Повторение.

Повторение числа 5. Повторение.

Повторение.

Повторение.

Повторение.

 

 

Подготовительный к школе возраст

 

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

Подготовка к обучению грамоте

РЭМП

Начало осени.

Игрушки в группе.

Звуки а, о, у, ы.

Звуки м, мь, н, нь.

Цвет предметов.

Количественные отношения: один-много-столько же.

Числа от 1 до 10.

Изменения в жизни растений и животных осенью.

Деревья и кустарники.

Звук и буква И.

Звуки в, вь, п, пь.

Понятия «большой-маленький».

Образование числа 2.

Числа от 1 до 10.

Цвет предметов (красный, синий, желтый). Растения огорода.

Звуки с, сь.

Буква С.

Понятия «большой-маленький».

Образование числа 2.

Цифра, число и количесвто в пределах 10.

Цвет предметов (красный, синий, желтый). Деревья и кустарники сада.

Звуки с, сь. Буква С. Звуки л, ль. Буква Л.

Анализ и сравнение совокупности предметов. Образование числа 3. Цифра, число и количество в пределах 10.

Цвет предметов (оранжевый).

Овощи, фрукты, ягоды.

Звуки л, ль.

Буква Л.

Звуковой анализ двусложных слов.

Количесвто предметов.

Образование числа 3.

Геометрические фигуры.

Цвет предметов (желтый, красный, оранжевый).

Обобщающие понятия (фрукты, ягоды). Осень.

Бытовые приборы.

Различение твердых и мягких звуков: л-ль, п-пь, с-сь.

Звуки т, ть. Буква Т.

Повторение.

Количество и счет. Состав чисел 2, 3. Геометрические фигуры.

Повторение.

Поздняя осень.

Овощи, фрукты, ягоды.

Звуковой диктант.

Звуки р, рь.

Количество и счет. Образование числа 4. Геометрические фигуры.

Цвет предметов (зеленый).

Посуда.

Звуки р, рь.

Состав числа 4.

Геометрические фигуры.

Цвет предметов (фиолетовый).

Мебель.

Звуковой диктант.

Звуки г, гь. Буква Г.

Образование числа 5.

Состав числа 5.

Образование числа 6.

Цвет предметов (черный и белый). Домашние птицы.

Дифференциация звуков г-к.

Звук ш.

Состав числа 5.

Сложение.

Образование числа 6.

Цвет, форма, величина.

 Домашние животные.

Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков с-ш.

Повторение изученных звуков и букв.

 

Состав числа 6.

Сложение.

Образование числа 7.

Повторение.

Дикие животные.

Звуковой диктант.

Последовательное выделение звуков в словахсо стечением согласных.

Состав числа 6.

Вычитание.

Состав числа 7.

Хвойные и лиственные кустарники зимой.

Домашние и дикие животные.

Звуки б, бь.

Ударение.

Состав числа.

Вычитание.

Образование числа 8.

Сравнение предметов по величине.

Новый год в семье.

Дифференциация звуков п-б.

Звуковой диктант.

Состав числа 7.

Сложение и вычитание.

Состав числа 8.

Водный и воздушный транспорт.

Повторение.

Звуки д, дь. Буква Д.

 

Состав числа 7.

Сложение и вычитание.

Образование числа 9.

Городской наземный транспрорт.

Железнодорожный транспорт.

Дифференциация звуков т-д.

Звуковой анализ слов.

Состав числа.

Вычисления в пределах 10.

Состав числа 9.

Обобщающее занятие «Знаешь ли ты цвета?»

Одежда.

Звук ч. Буква Ч.

Звук ж. Буква Ж.

Состав числа 8.

Вычисления в пределах 10.

Образование числа 10.

Условия жизни диких животных.

Зимующие птицы.

Звук и буква Ж. Буквы А, О, И, У, Ы.

Дифференциация звуков ш-ж.

Состав числа 8.

Арифметическая задача.

Порядковый счет в пределах 10.

Стройка и строительные профессии.

Профессии работников детского сада.

Дифференциация звуков ш-ж.

Звуки ф, фь. Буква Ф.

Состав числа.

Решение задач.

Порядковый счет.

Общественные здания.

Профессии работников детского сада.

Звуки ф, фь. Буква Ф.

Дифференциация звуков в-ф, вь-фь.

Состав числа 9.

Решение задач.

Количество и счет.

День защитника.

Обувь.

Звуковой анализ слов.

Звуковой диктант.

 

Состав числаи 10.

Решение задач.

Равенство и неравенство совокупностей предметов.

Зима.

Машины, облегчающие труд людей.

Звук ц, Буква Ц.

Дифференциация звуков ц-ч.

Состав числа 10.

Решение задач.

Состав числа.

Весна.

Мамин день.

Звук щ. Буква Щ.

Решение задач.

Количество предметов.

Состав числа 10.

Основные признаки весны.

Повторение.

Дифференциация звуков ш-щ.

 

Решение задач.

Цвет, форма, размер предметов.

Состав числа 10.

Форма предметов (круг и овал).

Перелетные птицы.

Звуки з, зь. Буква З.

Решение задач.

Сравнение предметов по высоте.

Пространственные и временные понятия.

Садовые цветы.

Повторение.

Дифференциация звуков з-с, зь-сь.

 

Решение задач.

Сравнение предметов.

Цвет, форма, размер предметов.

Насекомые.

Повторение.

Дифференциация звуков щ-ц.

Звуковой диктант.

Пространственные и временные понятия.

Сравнение предметов по длине.

Сутки.

Москва- столица России.

Наш дом.

Дифференциация звуков с-щ.

Звуки х, хь. Буква Х.

Решение задач.

Сравнение предметов по длине.

Геометрические фигуры.

Улица, на которой находится д/с.

Повторение.

Звуки х, хь. Буква Х.

Звуковой диктант.

Простанственные и временные понятия.

Сравнение предметов по ширине.

 

 

Пространственные и временные понятия.

Цвет, форма, величина предметов.

День Победы.

Повторение.

Составление задач.

Размер предметов.

Сравнение предметов по толщине.

Признаки лета.

Рыбы.

Повторение.

Решение задач.

Сравнение предметов по толщине.

Размер предметов.

Комнатные растения.

Повторение.

Повторение.

Решение задач.

Повторение.

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Материально-техническое обеспечение Программы

В кабинете учителя-дефектолога, логопеда осуществляется работа по проведению диагностического обследования, консультативной помощи педагогам и родителям, проводится подгрупповая и индивидуальная коррекционно-развивающая работа. Кабинет оснащен необходимой мебелью, методическим, дидактическим и диагностическим материалом.

  Для реализации коррекционной работы, используются игры и оборудование:

- доска;

- сенсорный стол;

- магнитофон, кассеты «Звуки природы», « Зимующие птицы», « Логопедические распевки»

- зеркало;

- игры по формированию элементарных математических представлений;

- игры по развитию сенсорных представлений;

- игры по развитию внимания;

- игры и пособия по развитию мышления;

- игры и пособия по развитию грамматического строя и связной речи;

- игры по развитию мелкой моторики;

- демонстрационный материал по лексическим темам;

- игры по развитию коммуникативных навыков;

- занятия по развитию эмоционально-волевой сферы, пространственных представлений.

 

 


 

Утверждаю: Директор ОГБУСО

Утверждаю: Директор ОГБУСО

Пояснительная записка.

Пояснительная записка.

Задержка психического развития проявляется прежде всего в замедленном темпе психического развития

Задержка психического развития проявляется прежде всего в замедленном темпе психического развития

Социально-коммуникативное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Социально-коммуникативное развитие

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Структура реализации коррекционно-развивающего процесса

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Структура реализации коррекционно-развивающего процесса

У меня глаза – я умею смотреть», «Это мои руки – я умею …» и т

У меня глаза – я умею смотреть», «Это мои руки – я умею …» и т

Второй этап (ориентировочно средний дошкольный возраст)

Второй этап (ориентировочно средний дошкольный возраст)

Новый год, День рождения, Рождество,

Новый год, День рождения, Рождество,

Третий этап (ориентировочно старший дошкольный возраст)

Третий этап (ориентировочно старший дошкольный возраст)

- расширять представления детей о свойствах и отношениях объектов, используя многообразие игр на классификацию, сериацию, образование множеств из однородных и разнородных предметов, игрушек, их изображений,…

- расширять представления детей о свойствах и отношениях объектов, используя многообразие игр на классификацию, сериацию, образование множеств из однородных и разнородных предметов, игрушек, их изображений,…

Содержание области «Речевое развитие»

Содержание области «Речевое развитие»

- стимулировать познавательную активность детей, расширять и систематизировать их знания об окружающем мире; - совершенствовать базисные для психического и речевого развития детей функции, межфункциональное взаимодействие;…

- стимулировать познавательную активность детей, расширять и систематизировать их знания об окружающем мире; - совершенствовать базисные для психического и речевого развития детей функции, межфункциональное взаимодействие;…

Третий этап (ориентировочно старший дошкольный возраст)

Третий этап (ориентировочно старший дошкольный возраст)

Комплексно-тематическое планирование

Комплексно-тематическое планирование

Овощи. Звук и буква И

Овощи. Звук и буква И

День Победы. Повторение.Обобщаящее занятие

День Победы. Повторение.Обобщаящее занятие

Обобщающее занятие «Знаешь ли ты цвета?»

Обобщающее занятие «Знаешь ли ты цвета?»

- игры по развитию внимания; - игры и пособия по развитию мышления; - игры и пособия по развитию грамматического строя и связной речи; - игры…

- игры по развитию внимания; - игры и пособия по развитию мышления; - игры и пособия по развитию грамматического строя и связной речи; - игры…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.09.2022