В результате своей работы по исследованию
межличностного общения в группах старшего дошкольного возраста выяснилось, что
большинство детей испытывают трудности во взаимоотношениях с окружающими.
В связи с этим возникла необходимость создания комплексной программы
оптимизации общения в рамках всего дошкольного учреждения.
Целью данной программы является создание условий для оптимизации общения в
сфере «взрослый — ребенок» и «ребенок — ребенок».
Структуру занятий можно представить в виде последовательных этапов.
1. Разминка детей, то есть упражнения и игры,
направленные на активизацию психических процессов, эмоционального и физического
состояния детей.
2. Создание проблемной ситуации по теме занятия посредством использования
игрового или сюрпризного моментов, инсценировки, зачитывания художественных
текстов или рассказывания сказки либо истории.
3. Дискуссия по проблеме с индивидуальными высказываниями детей, где психолог
является организатором дискуссии и приводит детей к необходимости обобщения сказанного,
то есть к решению проблемы.
4. Рисование по теме (с диагностической либо профилактически коррекционной
целью).
5. Игры, направленные на развитие общения, интеллекта и эмоциональной сферы
детей: проигрывание значимых для детей ситуаций с их участием, с целью
коррекции нарушений в сфере межличностных отношений; игры на формирование
адекватной самооценки, на гармонизацию личности ребенка и общую сплоченность
группы.
6. Заключительная часть — расслабляющие упражнения.
Занятия проводятся еженедельно в подготовительных
группах детского сада по подгруппам.
В конце всего цикла занятий организуется выставка детских работ, проводится
итоговая диагностика с целью выявления изменений, происшедших у детей в ходе
работы с психологом.
На родительских собраниях следует познакомить родителей с целями и задачами
работы с детьми, рассказать о содержании занятий, о помощи, которую родители
могут оказать детям дома, о необходимых для работы материалах.
· Бумага — толстый альбом или набор бумаги для чертежных работ каждому ребенку; несколько листов ватмана (на всех); примерно один рулон обоев (3 куска по 3 м);
· гуашь — 1 коробка на 3-х детей;
· кисти — на каждого ребенка;
· цветные карандаши — на каждого ребенка;
· тушь — 3-4 банки цветной и обязательно — черная;
· свечки тонкие — каждому ребенку;
· папка для работ — каждому ребенку.
Записи с лирической, романтической, ритмичной музыкой.
Особенность данной работы состоит в том, что ребенок
после окончания рисования дает своей работе какое-то название и рассказывает о
ней. После этого этапа всегда следует другой: «Как ты думаешь (чувствуешь),
можно ли что-то изменить в рисунке и как? Что можно сделать, чтобы рисунок стал
добрее, лучше? Давай попробуем... Тебе нравится? Ты все сделал так, как хотел?
Что получилось, а что — нет?» То есть психолог организует деятельность ребенка
как движение к позитивному изменению, осознанию и созданию целостности.
Кроме того, эта работа строится так, чтобы от рисования «в одиночку» была возможность
на следующем этапе взаимодействовать в парах, тройках, а потом — и всей
группой, что способствует развитию общения, умения договориться и организовать
общую деятельность, саморегуляцию.
Занятие 1.
1. Приветствие.
Цель:
Здравствуйте, дети! Мы – группа. Нам предстоит заниматься вместе, поэтому очень важно поприветствовать друг друга. Приятно, когда тебя называют по имени. Значит, тебя ценят, уважают, любят. У меня в руках сердце. В сердце человека заключены тепло, любовь, дружба. Я предлагаю его вам…
Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть:
- Добрый день, Саша! (улыбнуться и предать сердечко).
- Добрый день, Маша! (Называются имена детей по кругу).
- Добрый день, Яна Анатольевна!
- Добрый день, солнце! (Все поднимают руки, затем опускают).
- Добрый день, небо! (Аналогичные движения).
- Добрый день, всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают).
2. Игра «Мое имя».
Цель: способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.
Каждый участник говорит по кругу о том, какое звучание его имени ему больше нравится и какое не нравится. Как он хочет, чтобы его называли в группе.
После этого упражнения можно опять повторить, кого как будут теперь звать в группе.
3. Принятие правил.
Цель: ознакомление детей с основными правилами, целями, задачами.
Детям предлагаются правила работы в группе.
- Никого не обижай, никого не унижай!
- Слушай внимательно!
- Хочешь сказать, подними руку!
- Будь на своем месте!
Ребятам предлагается потренироваться в соблюдении правил: поиграть в игру «Испорченный телефон».
а) Дети делятся на 2 команды. По цепочке нужно передать шепотом словечко так, чтобы оно не изменилось и не потерялось. Последний ребенок в цепочке сигнализирует высоко поднятой рукой, когда получит слово.
б) Ребенок, которому должны передать слово, делает вид, что спит. Каждый передающий должен «разбудить» другого, делая это бережно и осторожно. Таким образом мы тренируемся соблюдать 2 правила: «никого не обижай» и «слушай внимательно». В конце игры проверяются слова, особо отмечаются дети, «разбудившие» других тихонечко, поглаживая по голове, по плечу.
4. Игра «Угадай, кого не стало».
Цель: развитие внимания, наблюдательности, принятие детьми друг друга.
Дети должны догадаться, кто вышел из комнаты, и описать его.
5. Рисование на тему «Автопортрет».
6. Упражнение «Порхание бабочки».
Цель: расслабление и развитие воображения.
Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты.
Текст: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях».
7. Прощание.
Все встают в круг и предают в ладошке соседу свое настроение, улыбаясь самой доброй улыбкой. Психолог дарит детям сердечко и кладет его каждому в ладошку. Просит и детей подарить ему что – нибудь на память. Говорит детям:
- Вроде у вас нет ничего с собой, но у вас есть теплота ваших сердец, котороу можно почувствовать, дотронувшись до ваших ладошек.
Игра «Рукопожатие по кругу».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.