Тема: «Человек. Охрана здоровья»
Словарь по теме
Существительные: туловище, затылок, висок, нёбо, веки, лопатки, шея, стопа, дезодорант, скулы, подбородок, голень, запястье, гигиена, витамины, таблетки, орган, обоняние, осязание, ощущение, зрение, вкус, слух, дыхание, запах, отравление, плечо, локоть, кисть, ладонь, пальцы, ногти, шея, грудь, живот, спина, голова, волосы, лицо, лоб, брови, ресницы, нос, щеки, рот, губы, зубы, ухо, затылок, глаза, язык, горло, ноги, колено, носок, пятка, кожа, мышцы, скелет, кость, сердце, легкие, желудок, печень, здоровье, чистота, уход, травма, мыло, полотенце, зубная щетка, расческа, ножницы, ванна, раковина, шампунь, мыльница, кран, вода, одеколон, духи, гель, крем.
Прилагательные: аккуратный, приятный, опрятный, плечистый, лысый, длинноволосый, кудрявый, стриженый, светловолосый, синеглазый, мощный, осторожный, розовощекий, внимательный, неторопливый, сероглазый, длинные, короткие, сильные, слабые, маленькие, большие, широкий, мягкий, подвижный, густые, редкие, прямые, черные, белые, русые, чистые, грязные, голубые, карие, зеленые, красивые, работящие, умелые, умная, светлая, больная, здоровая, зеленоглазый, душистый, белый, черный, махровое, гладкий, мыльный, яркий, приятный, холодный, горячий, сухой, мокрый, блестящий, хозяйственное, туалетное, банное, детский, взрослый, густой, жидкий, мятный, теплый, цветное, бесцветный, утренний, вечерний, румяный, бледный, полезный, вредный, густой.
Глаголы: кивать, сгибать, стирать, мыться, плавать, купаться, перебегать, глядеть, торопиться, ощущать, чистить, беречь, защищать, глотать, спасать, поворачивается, хмуриться, моргать, подмигивать, закрывать, открывать, надувать, нюхать, дышать, вдыхать, выдыхать, жевать, кусать, улыбаться, двигаться, трогать, слышать, говорить, ухаживать, охранять, заботиться, лечить, мыть, умываться, чистить, полоскать.
Лексико-грамматические игры и упражнения
•«Один — много»: лоб — лбы,
рот — рты, локоть — локти,
нос — носы, глаз —глаза, ухо —уши, щека —щеки, бровь —
брови, бок —бока, ноздря — ноздри, палец — пальцы.
•«Найди ошибку»:
руками прыгают, а ногами трогают;
глазами нюхают, а носом смотрят;
ушами едят, а ртом слушают;
ногами хлопают, а руками топают;
ногтями берут, а руками царапают.
•«Он и я». Преобразование формы
глаголов 3 лица единственного числа в форму 1 лица:
он ест —я ем;
он нюхает —я нюхаю и т.д.
• «Ответь на вопросы»
—Сколько у тебя ног (рук; пальцев на руке, на двух руках, на ноге;
глаз; ушей; носов; волос)?
—Сколько лап у курицы (у собаки)?
Психоречевая гимнастика
•«Сосчитай до пяти». Согласование числительных с существительными:
палец, рука, ухо, нос, глаз.
Подбирать действия.
Глазами – глядеть, смотреть, присматриваться, читать, видеть…
Рукaми – махать, рисовать, шить, мастерить…
Зубами – жевать, стучать, кусать, скрипеть…
Подбирать признаки.
Ноги – длинные, короткие, сильные, быстрые…
Глаза – большие, широкие, узкие, голубые, зеленые, внимательные…
Волосы – длинные, короткие, кудрявые, стриженые, прямые…
Понимать и объяснять значение слов.
Длинноволосый, широкоплечий, пятипалый, двуногий, сероглазый, безрукий, костоправ…
Называть по порядку от 1 до 5.
Одна рука, две руки,..., пять рук.
Один нос, два носа,..., пять носов.
Одно ухо, два уха,..., пять ушей.
Ухаживать за своим телом.
Как ухаживать за кожей?
Как беречь глаза (зрение)?
Как беречь уши (слух)?
Как беречь руки и ноги от травм?
Как ухаживать за зубами?
Зачем нужно следить за осанкой?
Что общего и чем отличаются?
Девочка и кукла.
Человек и кот.
Человек и обезьяна.
«Один-много»
Много полотенец, много мыльниц (расчесок, ножниц, одеколона, духов, мыла, геля…)
Составлять рассказ–описание или загадку–описание, основываясь на характерных признаках.
Маленькое, махровое, цветное, мягкое, пушистое, висит рядом с раковиной, нужно, чтобы вытирать руки и лицо.
Гладкое, твердое, душистое, белое, овальное, лежит в мыльнице, бывает туалетное, банное, хозяйственное, нужно, чтобы мыть руки.
Бывает массажная, сделана из пластмассы или дерева, нужна, чтобы расчесывать волосы
Сравнивать, объяснять, чем похожи и чем отличаются (по форме, величине, по цвету, на ощупь, для чего нужны).
Полотенце – мыло.
Расческа – зубная щетка
Ванна - мыльница.
Вместе с ребенком.
Отвечать на вопросы.
Для чего мы должны умываться, мыться?
Почему важно мыть руки перед едой?
Зачем человек чистит зубы?
Что может случиться с грязнулей?
Отгадывать загадки.
Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится.
Руки мыть не ленится.
(Мыло.)
Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой:
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов.
(Душ.)
Резинка – акулинка
Пошла гулять по спинке.
И пока она гуляла,
Спинка розовою стала.
(Мочалка.)
Говорит дорожка –
Два вышитых конца:
- Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня.
(Полотенце.)
Загадайте загадки.
Брат с братом
Через дорожку живут,
А друг друга не видят.
(Глаза.)
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(Язык.)
Между двух светил
Я в середине один.
(Нос.)
У двух матерей
По пять сыновей –
Одно имя всем.
(Кисти рук, пальцы.)
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю.
(Зубы.)
Не сеют, не сажают,
Сами вырастают.
(Волосы.)
Здоровье
Купить можно много:
Игрушку, компьютер,
Смешного бульдога,
Стремительный скутер,
Коралловый остров
(Хоть это и сложно),
Но только здоровье
Купить невозможно.
Оно нам по жизни
Всегда пригодится.
Заботливо надо
К нему относиться.
(А. Гришин )
Будьте
здоровы
Ты с
красным солнцем дружишь,
Волне прохладной рад,
Тебе не страшен дождик,
Не страшен снегопад.
Ты ветра не боишься,
В игре не устаешь,
И рано спать ложишься,
И с солнышком встаешь.
Зимой на лыжах ходишь,
Резвишься на катке.
А летом загорелый
Купаешься в реке.
Ты любишь прыгать, бегать,
Играть тугим мячом.
Ты вырастешь здоровым!
Ты будешь силачом!
(С. Островский)
Мы
здоровы
На лугу жуют коровы,
Ох, круглы у них бока.
Мы с братишкою здоровы
От парного молока.
Вот придёт под вечер Зорька,
Позовёт нас громко: "Му-у-у!"
... А поправились насколько
Мы не скажем никому-у-у!
(Н. Ярославцев)
Железное
здоровье
Беру эскимо по три штуки,
Сосульки и льдинки жую,
Без шапки хожу я
и руки
В студеную воду сую.
Здоровье железное прямо:
Никак не могу заболеть,
Чтоб добрая, нежная мама
Со мною могла посидеть.
(О. Бундур ■)
Закалка
По утрам ты закаляйся,
Водой холодной обливайся.
Будешь ты всегда здоров.
Тут не нужно лишних слов.
Если
хочешь быть здоров
Малыш, ты хочешь быть здоров,
Не пить плохих таблеток,
Забыть уколы докторов,
И капли из пипеток?
Чтобы носом не сопеть,
И не кашлять сильно,
Обливайся каждый день,
Лей весьма обильно.
Чтоб в учебе преуспеть,
И была смекалка,
Всем ребятушкам нужна
Водная закалка.
(Т. Семисынова)
Физкульт – ура!
Есть у нас в квартире Таня,
У неё всегда страданья,
Очень странная она:
Ни здорова, ни больна.
Каждый день у этой Тани
Начинается с рыданий:
«Умываться я боюсь,
Ой, не надо, простужусь!»
А ребята говорят
Тихо, без досады:
«Закаляться, закаляться,
Закаляться надо!»
Во дворе звенят мячи,
Крутятся скакалки,
Дети лепят куличи
И играют в салки,
Только Таня у окна
Всё сидит, сидит одна.
Говорят ребята ей:
«Выходи гулять скорей!
Солнце жарко греет,
Выходи скорее!»
Таня хнычет: «Ой, боюсь,
Я на солнце обожгусь!»
Всё сидела и сидела
Наша Таня за окном,
Быстро лето пролетело,
Осень капает дождём.
Но для радости и смеха
Даже дождик не помеха!
Таню девочки зовут:
«Выходи, грибы растут.»
Таня плачет: «Не хочу,
Я же ноги промочу!»
А ребята ей в ответ:
«Дождик – не преграда,
Закаляться, закаляться.
(З. Петрова)
Будьте
здоровы
Здоровым быть – охота всем
Никто не рад калеке,
Но все боятся перемен,
Живя в тепле и неге.
Кто обменяет теплый душ
На прорубь ледяную?
Кому милей «битье баклуш» –
Не ищет цель иную.
Зарядку делать по утрам?
Освоить бег и йогу?
Пойду-ка лучше к докторам,
Или поплачусь Богу!
Микстуру выпить – нет проблем:
Есть асы в этом деле.
Врачи помогут, но не всем:
Лекарства нет от лени.
В свои возможности поверь
И с негой попрощайся,
Как говорится, Богу верь,
Да сам не оплошайся.
Кто исцелится на углях,
Кто в проруби, кто в бане.
Забудь кряхтенье, «Ох!» и «Ах!»
И не старей с годами.
Найди свой самый верный путь,
Чтоб жизнь была за благость,
Здоровым и счастливым будь,
Своей родне не в тягость.
(О. Матыцина)
Доктор
– Доктор, доктор,
Как нам быть:
Уши мыть
Или не мыть?
Если мыть,
То как нам быть:
Часто мыть или пореже?..
Отвечает доктор:
– ЕЖЕ! –
Отвечает доктор гневно:
– ЕЖЕ –
ЕЖЕ –
ЕЖЕДНЕВНО!
(Э. Мошковская)
Чистые
зубы
Кто чистит зубы по утрам,
Тот поступает мудро!
Кто чистит их по вечерам,
Тот поступает мудро!
А захотелось пожевать
Зефир иль бутерброд,
Кто мудр, тот будет полоскать
После еды свой рот!
Гони подальше тётку Лень,
И помни о зубах весь день!
(Р. Куликова)
Мойте руки и плоды!
МОЙТЕ РУКИ
И ПЛОДЫ,
ЧТОБЫ НЕ БЫЛО БЕДЫ!
Есть такие вирусы,
Вирусы-вредилусы.
Попадут ребёнку в рот –
Заболит от них живот.
Вот какие вирусы,
Вирусы-вредилусы!
(И. Обыдённый)
Мойте
овощи всегда!
С аппетитом всё в порядке,
Зайка съел морковку с грядки,
Мыть не стал, а сунул в ротик,
И теперь болит животик.
Нет большого в том труда,
Мойте овощи всегда!
(В. Марахин)
Мышка плохо лапки мыла
Мышка плохо лапки мыла:
Лишь водичкою смочила,
Мылить мылом не старалась,
И на лапках грязь осталась.
Полотенце в черных пятнах!
Как же это неприятно!
Попадут микробы в рот.
Может заболеть живот.
Так что, (имя ребенка), старайся,
Чаще с мылом умывайся!
Надо теплою водой
Руки мыть перед едой!
Что бы
было?
Что бы было,
Что бы было,
Если б
Не было бы мыла?
Если б
Не было бы мыла,
Таня грязной бы
Ходила!
И на ней бы,
Как на грядке,
Рыли землю
Поросятки!
(Г. Новицкая)
Кто не умывается
Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.
А кто не умывается,
Никак не называется.
(П. Синявский)
Мойте руки перед едой!
Вздыхает мартышка: «Какая судьба!
Я, кажется, стала глазами слаба.
Беру я из хлебницы белый батон,
И сразу же чёрным становится он!»
Не
забудь о гигиене!
Во дворе играл в песок,
Рядом ямку рыл щенок.
Дома нужно очень быстро
Вымыть ручки чисто-чисто.
Хороша морковка с грядки:
Вкус приятный, очень сладкий!
Вымой прежде корнеплод,
Чем отправить его в рот.
Часто врач спешит на помощь,
Где едят немытым овощ.
Там живот болит, озноб,
А всему виной — микроб.
Он малюткой-невидимкой
Ждет на ягодах в корзинке,
Вдруг малыш в один присест
Горсть немытых ягод съест.
Лето — время закаляться,
Загорать, в реке купаться,
Но в веселье развлечений
Не забудь о гигиене!
(Л. Авдеева)
Ладошки
Не пойму, как по ладошке
Мама обо всём узнала:
По царапине – что кошку
Я вчера за хвост таскала,
По пятну от шоколадки –
То, что лазила в буфет
И взяла себе украдкой
Десять маленьких конфет.
Даже то, что понарошку
Губы красила с утра,
Рассказали ей ладошки.
Может, их помыть пора?
(И. Ищук)
Зеркало
любит чистые лица
Зеркало любит чистые лица.
Зеркало скажет:
– Надо умыться.
Зеркало охнет:
– Где же гребёнка?
Что же она не причешет ребёнка?
Зеркало даже темнеет от страха,
Если в него поглядится неряха!
Чистюля
Затеял чистюля-енот постирушку.
Воды натаскал из речушки в кадушку,
Чтоб выстирать чисто, до блеска и лоска,
Рубашку, носки и штанишки в полоску.
Корыто пушистая пена накрыла.
Енот не жалел ни усилий, ни мыла,
И тщательно тёр о стиральную доску
Рубашку, носки и штанишки в полоску.
Синил незабудкой, душил медуницей,
Потом полоскал родниковой водицей,
И вешал на кустик сушиться к овражку
Штанишки в полоску, носки и рубашку.
А рядом с енотом, в грязи по колена,
Жила-поживала грязнуля-гиена.
Неряха вещей не стирала упрямо,
И пахла она, как помойная яма
Енот не
водился с грязнулей-гиеной,
Поскольку она не дружна с гигиеной.
А тот, кто не хочет прослыть замарашкой,
Стирает носки и штанишки с рубашкой.
(А. Ерошин ■
Однажды солнечным зимним днём овечка Кудряшка, лисёнок Лёха, аист Гоша и ёжик Коля Самоделкин строили снежную крепость. Крепость была почти закончена, когда Лёха заметил Афанасия Петровича, который куда-то спешил. «Афанасий Петрович, мы здесь»,— закричал Лёха. Но Афанасий Петрович его не услышал. «Странно, — подумал Лёха, — куда это так спешит наш доктор?», — но тут же забыл об этом. Строительство крепости было куда интересней.
Крепость получилась высокой и прочной. А потом началось снежное сражение. Как было весело! Незаметно пролетел день, уже стемнело. Пора было возвращаться домой.
Уставшие, разрумяненные от мороза наши друзья шумной компанией ворвались в дом. Там их ждал свежезаваренный ароматный чай из трав, который приготовила Софья Наумовна. Афанасий Петрович сидел в кресле и читал газету «Ваши ключи к здоровью».
— Нагулялись, ребятки? А теперь давайте-ка быстро к столу, у меня всё готово, — позвала Софья Наумовна.
— Только руки не забываем мыть, — не отрывая глаз от газеты, добавил Афанасий Петрович.
— Афанасий Петрович, а куда это вы так спешили сегодня днём? Я вас звал, и вы даже не обернулись, — спросил любопытный Лёха.
— А я посещал мальчика Дениску, который очень «болен», — ответил Афанасий Петрович.
— А чем же он болен? — поинтересовалась Кудряшка.
— Его болезнь называется «ничегонеделание», — сказал Афанасий Петрович, отложив газету. — Дениска ничего не хочет делать: не хочет гулять, двигаться, играть.
— А чем же он занимается целыми днями? — спросил Лёха.
— А ничем. Он весь день смотрит телевизор.
— Весь день? — переспросил ёжик Коля. — Да как такое возможно? Я вот и дня прожить не могу, если не сделаю какую-нибудь поделку.
— Да, разве он болен? Ну, лежит себе на диване и смотрит телик. Что тут такого? — заметил Лёха.
— А вот здесь ты не прав, Лёшенька, — покачал головой Афанасий Петрович. — Ребёнок должен много двигаться. Он растёт, его мышцы и кости должны укрепляться. А если он весь день лежит на диване, то ничего хорошего в этом нет. У такого ребёнка, прежде всего, замедляется обмен веществ. Нередко развивается ожирение. Без движения кровь начинает плохо передвигаться по организму и происходит застой крови в нижних частях тела. Из-за плохого кровообращения страдает головной мозг, снижаются память, внимание. Слабо развитые мышцы спины не могут поддерживать позвоночник, и возникают нарушения осанки. Если не гулять на улице и не дышать свежим воздухом, то лёгкие плохо вентилируются. А недостаток кислорода провоцирует частые бронхиты.
— Да-а-а-а, оказывается, как важно в нашей жизни двигаться! — сказал Гоша. — Ведь недаром говорят: «Движение — это жизнь!» Ребята, а давайте завтра, когда пойдём гулять, и Дениску с собой позовём.
— Замечательная идея! — поддержал Гошу Афанасий Петрович. — Глядишь, так и Дениска «выздоровеет».
Угадай-ка - Кто на чём?
Прочитайте рассказ "Движение - это жизнь!". Помогите ребятам определить, кто на чём будет кататься. Раскрасьте рисунок.
Игра «Съедобное - несъедобное»
В зависимости от того, как то или иное действие влияет на наше здоровье, хлопать в ладоши (если сохранять – хлопок, если мешать – сидеть спокойно), как в игре «Съедобное - несъедобное».
Примеры фраз:
Надо трудиться |
Лениться |
Гимнастика для ушей(точечный массаж)
· Разотрите уши ладонями, как будто они замерзли.
· Разминайте три раза сверху вниз (по вертикали)
· Возвратно-поступательными движениями растирайте по горизонтали (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед)
· Закройте уши ладонями, а пальцы приложите к затылку, сблизив их. Указательными пальцами следует слегка постукивать по затылку до трех раз.
Игра «Полезно - вредно» (Подними флажок, если я говорю правильно)
· Нужно как можно громче включать музыку
· В холодную погоду нужно обязательно надевать головной убор
· Слушать музыку через наушники
· Если музыка звучит громко, нужно уменьшить громкость
· Зимой нужно ходить без шапки
· Нужно тщательно мыть уши теплой водой с мылом каждый день
· Ковыряться в ушах любыми предметами
· Не допускать попадания воды в уши
· Не сморкаться сильно
· Если уши заболели, нужно обратиться к врачу
· Каждое утро разминать ушную раковину
Послушай внимательно начало предложения и закончи фразу :
В тюбике хранится ………………
В щетке есть ……………………..
Паста бывает …………………….
Зубы чистят ……………………...
Рот полощут ……………………..
Щетку чистят ……………………
На каком из рисунков изображены продукты, полезные для зубов?
Где изображены предметы личной гигиены?
Чтение стихотворения
Рано утром просыпайся, Обливайся, вытирайся
Себе, людям улыбайся, Всегда правильно питайся
Ты зарядкой занимайся Аккуратно одевайся, в школу смело отправляйся!
Какие правила гигиены питания нужно соблюдать?(Подними флажок)
• Фрукты и овощи перед едой надо тщательно мыть.
• После еды на столе полезно оставлять остатки пищи и использованную посуду.
• После еды надо хорошо вымыть посуду.
• Руки перед едой мыть не обязательно.
• Продукты питания надо хранить на холоде.
Органы пищеварения
Правила еды:
1. Не торопись во время приема пищи.
2. Не ешь на ходу.
3. Не переедай.
4. Воздерживайся от жирной, острой, соленой пищи.
5. Не ешь много сладкого.
6. Ешьте в одно и тоже время простую свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
7. Тщательно пережевывай пищу, не спеши глотать.
8. Перед приемом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища
Продолжи сказку:
«Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с ней случилась беда...»
Назови полезные продукты (назови вредные продукты)
Рыба, жирное мясо, шоколадные конфеты, кефир, фанта, пепси, геркулес, подсолнечное масло, чипсы, морковь, торты, лук, сало, капуста, «Сникерс», яблоки, груши.
«Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть».
Нарисуй продукты, полезные для здоровья.
Речедвигательная игра «Делай как Я»
Мы топаем ногами,
Топ, топ, топ,
Мы хлопаем руками,
Хлоп, хлоп, хлоп,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
И побежим кругом.
Пальчиковая гимнастика
«Наши пальчики»
Пальчики уснули, в кулачок свернулись. (Сжать пальцы правой руки в кулак.)
Один! Два! Три! Четыре! Пять! (Поочередно разжимают пальцы.)
Захотели поиграть! (Пошевелить всеми пальцами.)
Разбудили дом соседей, (Поднять левую руку, пальцы сжаты в кулак)
Там
проснулись шесть и семь,
Восемь, девять, десять
–
(Отогнуть пальцы один за другим на счёт.)
Веселятся все! (Покрутить обеими руками.)
Но
пора обратно
всем:
Десять, девять, восемь, семь
(Загнуть пальцы левой руки один за другим.)
Шесть калачиком свернулся,
Пять зевнул и отвернулся.
Четыре, три, два, один, (Загнуть пальцы правой руки.)
Круглый кулачок, как апельсин.
Речевая подвижная игра. Импровизация
движений.
Левой ручкой — по плечу,
Правой ручкой — покручу,
На носочки и на пятки,
Вот и кончилась зарядка.
Выполнение многоступенчатых инструкций педагога:
—Понюхай носом, постучи кулаком, подними плечи.
—Подними руки, похлопай в ладоши, сядь на корточки.
—Расскажи по порядку, что ты делал.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.