Упражнения на развитие мышления.
1. Упражнение «Третий лишний»
Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения способом выделения существующих признаков.
· Яблоко, вишня, помидор.
· Час, килограмм, минута.
· Козленок, корова, теленок.
· Шапка, шарф, кепка.
· Мыло, веник, мочалка.
· Карандаш, стакан, ложка.
· Кастрюля, сумка, чемодан.
· Колбаса, молоко, молоток.
· Телевизор, холодильник, диван.
· Кошка, собака, волк.
Полезный совет
-При выполнении данных упражнений попросите ребенка обосновать свой выбор, доказать свою точку зрения.
- Не забывайте: главный вопрос — почему ты так думаешь?
2. Упражнение «Верно», «Неверно»
На каждый вопрос ребёнок поднимает карточки:
–красная – неверно, зелёная – верно.
1. После четверга идет суббота
2. В году 13 месяцев
3. Январь – последний месяц года
4. Август – это летний месяц
5. 3 меньше 4
6. Снег тает весной?
7. Листья облетают с деревьев зимой?
8. В неделе 5 дней?
9. Солнце появляется в небе ночью?
10. Осенью листья зеленеют?
11. Камень мягкий и лёгкий?
12. Суп варят из фруктов?
13. Морковь – это овощ?
14. Медведи уходят зимой в спячку?
15. Пух мокрый?
3. Упражнение «Подбери слово»
К указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано и подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.
Птица-гнездо, человек-... (дом)
песня-глухой, картина-... (слепой)
паровоз-вагон, конь-...(телега)
бежать-стоять, кричать-…(молчать)
песня-певец, самолет-...(летчик)
карандаш-рисунок, буквы-… (слова, рассказ, текст)
птица-воздух, рыба-...(вода)
машина-дорога, воздух-...(самолет)
корова-теленок, лошадь-...(жеребенок)
яйцо-скорлупа, картофель-… (кожура, шелуха)
лимон - кислый, сахар-...(сладкий)
камень - тяжелый, перышко-...(легкое)
машина-дорога, корабль-... (море)
птица-клюв, слои-...(хобот) и т.д.
Выполняя упражнения на развитие логического мышления, ребенок одновременно будет развивать и внимание, и склонность к анализу, и способность к выделению обобщающих черт тех или иных явлений.
4. Упражнение «Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак»
Необходимо назвать как можно больше предметов, имеющих Данный признак, для чего ребенок должен ответить на вопросы.
Например: «что бывает длинным?» (нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога, река, хвост, платье, юбка, волосы). Задание позволяет проверить уместность употребления ребенком имен прилагательных, точность понимания им значений слов, умение правильно сочетать их между собой, поскольку словарный запас важен не сам по себе, а в правильности его использования в речи. Плохо, например, если ребенок скажет, что длинным бывает дерево или шкаф, тогда как для определения их величины больше подходит прилагательное высокий. Итак, предложите ребенку следующие вопросы:
Что бывает круглым (квадратным, овальным, треугольным...)?
Что бывает высоким (низким)?
Что бывает зелёным (красным, синим)?
Что бывает холодным (горячим, тёплым, прохладным)?
Что бывает сладким (горьким, кислым, солёным)?
Что бывает шерстяным (шёлковым, бумажным, деревянным, железным)?
Что бывает тяжёлым (лёгким)?
Что бывает глубоким (мелким)?
Что бывает колючим (острым, хрупким)?
Развивающие занятия с ребёнком требуют не так много времени, как это может показаться на первый взгляд. Их можно проводить между делом. В результате день идет своим чередом, а ребёнок получит знания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.