С введением ФГОС в ДОУ, наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогической жизни детского сада. Поэтому было решено для гармонизации детско-родительских отношений, организовать на базе группы новую, перспективную форму сотрудничества детско-родительский клуб. Так появилась корекционно-развивающая программа «Радушка».
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7»
Утверждено
на педагогическом совете
протокол № от « » ______2016г
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ
«Детский сад № 7»
_____________ Т.Е. Слабухина
«____» ________ 2016г.
средняя группа
Срок реализации: 1 год
Автор:
педагогпсихолог
Гончарова Г.С.ЗАТО Северск
2016 г.
Пояснительная записка.
За многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания
подрастающего поколения: семейное и общественное. Сегодня уже не ведется
спор о том, какое из них важнее.
Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности
ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и
действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным об
щественным воспитанием. С развитием системы общественного дошкольного
воспитания вопросами работы с семьей занимались такие известные педагоги
учёные как Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, С. К. Калиев, В. К. Котырло, Т, А.
Маркова, А. К. Менжанова, О. Н. Урбанская. Они настаивали на разнообразии
форм и методов работы детского сада с родителями.[7 ]
Актуальность: в последнее время, с введением ФГОС в ДОУ, наметились
новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение
родителей к активному участию в педагогической жизни детского сада. В большин
стве дошкольных учреждений работа с родителями организуется только по линии
педагогической пропаганды. Семья выступает лишь как объект воздействия, поэтому
не налаживается надлежащая обратная связь, не используются в полной мере
возможности семейного воспитания. В основе новой философии взаимодействия
семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут
ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь,
поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Участие родителей в жизни малыша не только дома, но и в детском саду
поможет им:
преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
относиться к ребенку как к равному;
понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми: если
он чтото сделал сегодня лучше, чем вчера, нужно радоваться его
личному росту;
знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть
готовыми к эмоциональной поддержке, совместному
переживанию его радостей и горестей;
установить доверительные отношения с ребенком.
Как показывают исследования психологов, педагогов и социологов,
домашняя жизнь ребенка не особенно способствует развитию креативного
потенциала. Дети очень много времени проводят у телевизора или
компьютера, мало бывают на свежем воздухе; родители уделяют маловремени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т.п. [6].
Наше дошкольное учреждение пытается помочь молодым семьям
преодолеть ошибки в организации досуга и воспитания в семье. Эффективное
взаимодействие детского сада с семьей становится предпосылкой к
формированию нового отношения родителей к проведению досуга,
совместного времяпрепровождения. Укрепляет сотрудничество с семьей
организация творческих встреч при интересной форме проведения. Поэтому
было решено для гармонизации детскородительских отношений, организовать
на базе группы новую, перспективную форму сотрудничества детско
родительский клуб.
Чтобы при этом учесть интересы родителей, провели
анкетирование, где было предложено на выбор три направления работы:
театрализованная деятельность;
художественнотворческое развитие детей с использованием
фольклор;
здоровьесберегающих технологий.
72 % родителей отдали предпочтение художественнотворческому
развитию с использованием здоровьесберегающих технологий. Так появилась
корекционноразвивающая программа «Радушка».
Цель программы:
установление гармоничных доверительных взаимоотношений между
родителями, детьми и педагогами.
Задачи обучающие:
учить родителей и детей совместной деятельности и совместному
творчеству;
учить из обыкновенных предметов и бросового материала создавать и
конструировать интересные, занимательные предметы и игрушки.
Задачи развивающие:
развивать у детей творческие способности, внимание, память,
мышление, коммуникативные навыки и умения, мелкую моторику
пальцев рук.
Задачи воспитывающие:
воспитывать аккуратность, усидчивость, дружеские взаимоотношения
между родителями и детьми, интерес к нетрадиционным методам
изодеятельности.
Задачи оздоровительные:
снятие эмоционального и мышечного напряжения у детей, педагогов и
родителей с помощью элементов арттерапии;
совершенствовать физиологические и психические функции организма
через оптимизацию двигательной активности детей.
предоставление родителям необходимой информации о здоровье,
развитии и воспитании детей.
Организационные условия. Во время коррекционноразвивающих занятий сдетьми и родителями, работа может проводиться в трех вариантах: участники
работают за столами, в кругу на стульчиках, либо на ковре. Занятия
проводятся раз в месяц в игровой форме во второй половине дня.
Пакет диагностического инструментария для проведения
мониторинга:
тестопросник родительского отношения
(ОРО),
разработанный А.Я.Варгой и В.В.Столиным;
диагностика психолого – педагогического обследования
детей по методике Е.А. Стребелевой.
(Диагностика
проводится в начале и в конце учебного года в апреле месяце
(после окончания курса программы);
стандартизированное наблюдение за поведением и
эмоциональным состоянием детей раннего возраста (журнал
наблюдения);
авторская разработка варианта анкеты для педагогов:
анкета «Здоровьесбережение в ДОУ» (апробационный
вариант);
анкета «Стиль педагогического общения», сайт Maam. Ru;
тест Кноблох – Фальконетт, К.Н. Томас для педагогов и
родителей «Определение конфликтности»;
методика Тейлора (адаптация В.Г. Норакидзе) «Шкала
тревожности».
Форма работы: комплексные, коррекционноразвивающие групповые
детскородительские занятия.
Рекомендации по проведению занятий: занятия проводятся в
эмоциональной, непринуждённой форме. Активно используется музыкальное
сопровождение, в содержание занятий встраиваются сказочные персонажи,
театральные куклы, реквизиты и макеты.
Сроки реализации программы и возраст детей:
программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся с детьми и их
родителями с октября по июнь.
База реализации программы и краткая характеристика выборки:
программа реализуется на базе МАДОУ «Детский сад № 7», количество
участников группы 6 8 детей, 8 родителей, 2 педагога и 1 педагог
психолог МАДОУ. Таким образом, общее количество участников программы
– 1519 человек.
Теоретическая обоснованность:
особенности внутрисемейных
отношений изучали Буянов М., Варга А.Я., Гиппенрейтер Ю., Захаров А.И.,
Матейчек М., Спиваковская А.С., Снайдер Р., Фромм А., Хоментаускас Г.,
Эйдемиллер Г., и другие. Особый интерес представляет статья
психотерапевта Л. Пролкс (Пролкс Л. 2006), в которой описываетсяоригинальная модель детскородительской групповой диадической арт
терапии с участием детей, начиная с полуторагодовалого возраста. Л. Пролкс
показывает возможность проведения арттерапевтических занятий с детьми,
не способными к созданию оформленной изобразительной продукции. Она
также убеждает в том, что творческое взаимодействие между ребенком и
родителем, обеспечивающее укрепление и коррекцию детскородительских
отношений, возможно, даже если изобразительные навыки ребенка весьма
ограничены.
Практическая значимость: данная программа адресована педагогам
психологам, дефектологам, воспитателям, музыкальным руководителям
ДОУ. Отдельные занятия с успехом могут использоваться в работе детского
сада для детей с задержкой психического развития.
Новизна и ценность программы заключается в том, что на базе группы
организована новая форма сотрудничества родителей, педагогапсихолога,
детей и педагогов, с использованием элементов здоровьесберегающих арт
терапевтических технологий. Разработанная программа отвечает требованиям
системы образования ФГОС в том, что процесс воспитания и развития
ребенка проходит в условиях, наиболее для него комфортных, создающих
благоприятную атмосферу для раскрытия его потенциальных возможностей.
Программа построена с учетом того, чтобы затронуть как можно больше сфер
психического, физического и социального опыта ребенка. Большое значение
для успешной реализации программы имеет акцентирование внимания
родителей на важности свободы творческих проявлений и самостоятельности
ребенка. Ведущая группы (педагогпсихолог) ориентирует взрослых на то,
чтобы они выступали в ходе игрового и творческого взаимодействия с
ребенком в качестве его партнеров и не навязывали ему своего мнения, а,
скорее, поддерживали инициативы. В процессе занятий также используется
функциональная музыка,
способствующая созданию позитивного
эмоционального фона, выражению чувств и воображению.
Таблица 1 – Ожидаемые результаты реализации коррекционно
развивающей программы «Радушка»
Предполагаемые
результаты для
ребенка:
Снижение
тревожности.
Стремление к
самостоятельно
сти.
Предполагаемые
результаты для родителей:
Установление
тёплых, дружеских,
доверительных
взаимоотношений
между родителями,
Предполагаемые
результаты для
педагогов:
Овладение
здоровьесберегаю
щими приёмами
взаимодействия с
ребенком среднего Развитие
познавательной
активности.
Эмоциональная
стабильность.
детьми
воспитателями.
Получение важной
о
информации
воспитании,
здоровье и развитии
ребенка среднего
возраста.
и
возраста.
Освоение новых
форм
взаимодействия с
родителями
воспитанников.
Расширение знаний,
касающихся игр,
упражнений
и
других
видов
взаимодействия с
детьми
среднего
возраста.
Представленные в таблице ожидаемые результаты выделены с учетом
экспериментальной проверки и доказуемости в процессе реализации
программы, а также показывают эффективность работы с вовлеченными
категориями (дети, родители, педагоги)
Большое значение в коррекционноразвивающей работе с детьми
дошкольного возраста и их родителями имеет ресурсное обеспечение.
Ресурсное обеспечение предполагает специфический, многоуровневый вид
профессиональной деятельности, предполагающий активизацию личностных и
институциональных ресурсов необходимых для реализации и эффективности
педагогического процесса.
коррекционноразвивающей
Таблица 2 Ресурсное обеспечение
программы «Радушка»
Кадровое
обеспечение
Техническое
обеспечение
педагогпсихолог,
воспитатели
магнитофон, подборка фонограмм к упражнениям на
снятие эмоционального напряжения (звуки природы),
для проведения пальчиковых игр и игр в кругу,
Информационн
ое обеспечение
цифровой фотоаппарат, ноутбук.
информационный стенд для родителей в группе,
оформление выставки по результатам работы кружка,
оформление стенгазеты с фотографиями участников
родительского клуба,
информация о работе кружка на сайте МАДОУ.Методическое
обеспечение
Материал,
используемый на
занятиях
От рождения до школы. Основная общеобразовательная
программа дошкольного образования./ Под ред. Н.Е.
Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С.Комаровой. М.:
МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2015 – 315с.;
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.:
АКАДЕМИЯ, 1999.
массажные мячики, суджок кольца;
сказочные персонажи, театральные реквизиты для
оформления группы, костюмы сказочных персонажей;
альбомы для рисования, листы бумаги формата А3,
самоклеящаяся бумага, набор цветного картона, наборы
цветной бумаги, цветной скотч;
наборы фломастеров не менее 6 цветов, мольберты;
цветная гуашь, природный и бросовый материал
(цветной песок, засушенные растения, листья, камушки,
тесто, семена от растений, шишки, жёлуди, крупы и т.д.);
различные шаблоны – заготовки, раскраски и т.д. ;
перчатки тканевые и резиновые, тазики для воды, снега и
песка;
салфетки влажные для вытирания рук;
клеёнки на столы, подставки для кисточек и печаток, кисти
широкие и узкие;
емкости для красок при рисовании ладонями, печатками;
самовар и посуда для чаепития;
Данное в таблице ресурсное обеспечение указано в паспорте кабинета
педагогапсихолога и позволяет в полной мере реализовать запланированные
мероприятия.
Таблица 3 – Структура коррекционноразвивающего занятия
Часть 1.
Вводная
Часть 2.
Разминка
слово.
создать
работу,
«Ритуал
Основная задача – настроить детей и их родителей на
совместную
положительный
эмоциональный фон.
Вступительное
приветствия».
Коллективные упражнения, направленные на сплочение и
сокращение эмоциональной дистанции между участниками
группы.
настройка на продуктивную групповую
Задача:
деятельность, активизирует детей
и родителей, что
позволяет снять чрезмерное эмоциональное и мышечное
напряжение.Часть 3.
Основной этап
Часть 4.
Заключительный
этап
Часть 5.
Совместное
чаепитие
малоподвижные игры,
Пальчиковая или дыхательная гимнастика, элементы
самомассажа,
танцевальные
движения, игры в кругу с музыкальным сопровождением.
Задача: развитие межличностного доверия и группового
сотрудничества. На этом этапе с помощью внедрения
элементов арттерапии используются изобразительные
упражнения и изотехники, направленные на установление
эмоционального контакта между всеми участниками и
развитие творческих способностей.
Задача: закрепление приобретенных навыков.
Заключительное релаксационное упражнение
занятия (1 2 мин).
Выставка из детско – родительских работ. Рефлексия.
Задача: подведение итогов
Проговаривание перспективы на следующее занятие,
ответы на возникающие вопросы родителей,
дополнительная информация для родителей по
использованию здоровьесберегающих технологий в быту.
по теме
В настоящее время социальный заказ общества на образование
отличается от предыдущего. В основу современных федеральных
государственных образовательных стандартов заложены психологические
учения и принципы Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина и др.
Поэтому, в совместной работе с детьми и родителями необходимо
использовать принципы, лежащие в основе государственных образовательных
стандартов.
Принципы реализации программы:
принцип учета возрастных психологических и индивидуальных
особенностей развития предусматривает в работе с детьми учёт
знаний анатомофизиологических, психических, возрастных и
индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
принцип личностно ориентированного и деятельностного подхода
определяет отношение к содержанию и построению обучения с
учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в
которой не только «вызревают» психологические новообразования, но
и создаются условия для закрепления в типичных видах детской
деятельности определенных умений и навыков;
принцип взаимодействия и партнёрства. В модели взаимодействия
маме отводится ведущая роль, ей принадлежит инициатива в
общении с ребенком. Задачей психолога является предоставление
родителю необходимой информации о возрастных особенностяхребенка, обучение некоторым навыкам и приёмам взаимодействия с
малышом. Таким образом, психолог и родитель находятся на одном
уровне партнерских отношений, что позволяет эффективно решать
поставленные задачи развития ребенка;
принцип системного подхода. Развитие ребенка это процесс, в
котором взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимозависимы все
компоненты. В дошкольном возрасте значение эмоциональных
отношений матери и ребёнка огромно. Поэтому в программе
«Радушка» большое значение уделяется гармонизации детско
родительских отношений, как основы гармоничного развития
малыша, его познавательной активности, самостоятельности,
любознательности;
принцип оптимистического подхода,
который предполагает
организацию «атмосферы успеха» для ребенка, веры в его
положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке,
поощрение его малейших достижений.
принцип научности
лежит в основе всех технологий,
способствующих развитию коммуникативноречевой активности,
формированию коммуникативных способностей детей среднего
возраста.
принцип оздоровительной направленности
обеспечивает
оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья,
совершенствование физиологических и психических функций
организма.
Таблица 4 Тематический план занятий по программе «Радушка»
с использованием элементов здоровьесберегающих технологий.
Раздел
Темы занятий
снятие мышечного напряжение посредством
е Тема: «Листопад». Рисование пальчиками, ватными палочками и
и
щ
ю
а
в
и
в
з
а
р
о
н
н
о
и
ц
к
е
р
р
о
К
нанесение отпечатков листьев с гуашью на бумагу.
Задачи:
релаксационных упражнений.
Тема: «Волшебные картинки». Рисование ладошками, пальцами,
тычками, печатками и другими материалами.
Задачи: отработка навыков взаимодействия с педагогом через
совместное выполнение задания.
Тема: «Снежная сказка». Лепка фигурок из снега и солёного
теста, рисование с использованием нетрадиционного материала.
Задачи: работа в парах, позволяющая формировать навыки
совместных действий
Время
провед
ения
4я неделя
Октября
(15 мин.)
4я неделя
Ноября
(15 мин.)
4я неделя
Декабря
(20 мин.)и
п
а
р
е
т
т
р
а
и
м
а
т
н
е
м
е
л
э
с
я
и
т
я
н
а
з
и Тема: «Зимние фантазии». Рисование кусочком льда по порошку
Юпи на белом листе.
Задачи: отработка навыков по снятию мышечного напряжение
посредством релаксационных упражнений и элементов
самомассажа.
Тема: «Волшебные шары». Украшение надутых воздушных
шариков природным и бросовым материалом.
Задачи: отработка навыков взаимодействия с педагогом через
совместное выполнение задания
Тема: «Зайкины рисунки». Рисование пальцем по песку и
рисование цветным песком.
Задачи:
релаксационных упражнений и дыхательной гимнастики.
Тема: «Подарки для ёжика Шушу». Лепка из глины, теста с
использованием природного и бросового материала.
Задачи: снятие эмоционального напряжения посредством
использования арттерапевтических технологий.
снятие мышечного напряжение посредством
Тема: «Весна красна пришла». Рисование печатками (печатание
печатками из овощей).
Задачи: отработка навыков по снятию мышечного напряжение
посредством релаксационных упражнений и элементов
самомассажа.
Тема: «Краски лета». Рисование ладошками, ватными палочками
и нанесение отпечатков с гуашью на бумагу.
Задачи: работа в парах, позволяющая формировать навыки
совместных действий
Подведение итогов, чаепитие.
Итого:
9 занятий по 1520 минут
Литература
4я неделя
Января
(20 мин.)
4я неделя
Февраля
(20 мин.)
4я неделя
Марта
(20 мин.)
4я неделя
Апреля
(20 мин.)
4я неделя
Май
(20 мин.)
4я неделя
Июнь
(20 мин.)
3 часа
1.
2.
3.
Арттерапия – новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. М.: Когито
Центр, 2006
Бабич О.М, Методы саморегуляции и психологической разгрузки.
Воронеж.: Издательскополиграфический центр ВГУ, 2008.
Вайнер М. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников.
М.: педобщество России, 2005.4.
5.
6.
7.
Голубева Л. Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких. М.:
МозаикаСинтез, 20062010.
Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья:
методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М:
Мозаика – Синтез, 2007год.
Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ:
Методический аспект» 2009г.
Киселева М.В. Арттерапия в работе с детьми: Руководство для детских
психологов, педагогов, врачей. Спб.: Издво «Речь», 2008 г.
8. Меркулова Т.В.Дубинина Е.А. Проектная деятельность в детском саду:
9.
наука и педагогическая практика. Москва. Школьная Пресса. 2010г.
Нечипорук Е. Диагностическая работа в детском саду". Ростовнадону:
Феникс, 2005
10. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни
у дошкольников. — М.; МозаикаСинтез, 20092010.
11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В
2 кн. — 2е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
1999. — Кн. 2: Работа психолога со взрослыми.