Коррекционное логопедическое занятие "Дар речи"

  • docx
  • 18.02.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Дар речи.docx

Коррекционное логопедическое занятие

 «Дар речи»

Автор-составитель педагог-психолог Черных С.В.

 

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

·        отработать навыки убеждения

·        отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции

·        развить умение находить подход к людям

·        подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.

·        развитие умения невербального средства общения.

·        обучить эффективным способам общения.

 

Ход занятия

Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии. Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

 

Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, неопределен, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка.

Иоганн Готфрид Гердер

Язык — это оружие литератора, как ружье — солдата. Чем лучше оружие — тем сильнее воин.

Максим Горький

Риторика или Культура речи образованного человека содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический

 

Культура речи предполагает, прежде всего, правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка. Грамотность – это центральное понятие речевой культуры, считается одним из важнейших.

Коммуникативный аспект – это вербальный интеллект, умение быть гибким в разговоре, правильно использовать лексику, жестикуляцию, владеть информацией.

Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления, обращения на «ты» и «вы» и т.п.)

Сегодня мы затронем все эти аспекты культуры речи и вы поймете, как они важны!

 

Педагог:. Речь человека должна быть ясной и доходчивой, образной, эмоциональной и убедительной. Такая речь хорошо воспринимается. Она будет воздействовать на человека таким образом, что сможет побудить к активному выполнению определенных задач.

Любому человеку необходимо научиться грамотно облекать свою мысль в слово.

Как писал Саади: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слово не сказал».

Учитесь говорить правильно. Это даст вам возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми, поможет добиться успеха в самых разнообразных сферах жизни.

Согласитесь, что некоторые люди обладают красноречием, даром убеждать от природы. О таких обычно говорят: он оратор от бога. Хотя следует заметить, что и таким ораторам необходим определенный багаж знаний.

 

 Группа детей  делится на 2 колманды, выбирается жюри \Игровые задания

1. Игра “Закончи пословицу”

Командам по очереди предлагаются пословицы.

Сейчас вам будет предложено лишь начало пословицы, ваша задача вспомнить и закончить пословицу, а затем прочитаем, что получилось.

1. Поменьше говори … побольше услышишь.

2. Не спеши языком … торопись делом.

3. Лишнее говорить - … себе вредить .

4. Не имей сто рублей - … имей сто друзей.

5. Слово не воробей, … вылетит - не поймаешь.

6. Пословица недаром … молвится.

7. Дерево красно плодами, … а человек делами.

8. Жизнь дана … на добрые дела.

9.От скуки бери …дело в руки.

10. Живое слово … дороже мертвой буквы.

11. Терпенье и труд … все перетрут.

 

1 пословица – 1 балл.

 

2. Задание. Повторите скороговорки всей командой по очереди дружно. Жюри оценивает       четкость и синхронность.

 

1 группа - Все бобры для своих бобрят добры.

На дворе трава, на траве дрова.

 

2 группа - У боярина-бобра нет богатства, нет добра.

Дед Додан в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

 

3. Подберите синонимы к словам

1 команда

Смелый — храбрый, отважный, решительный, бесстрашный, неустрашимый.

Победить — одержать победу, одолеть, побороть, осилить, сладить, справиться.

2 команда

Холодный день — промозглый, ледяной, морозный, студеный, стылый, мерзлый.

Холодный человек — неотзывчивый, бездушный, черствый, сухой, нечуткий.

4. Объясните фразеологические обороты

Иголку негде воткнуть — о большом скоплении людей.

Крокодиловы слёзы — притворное сожаление.

Краем уха — невнимательно слушать.

Рукой подать — близко.

Как на духу — откровенно, чистосердечно.

Святым духом — как бы само собой, неизвестно как.

Душа в душу — полное согласие.

Во весь дух — очень быстро бежать или ехать.

В чем только душа держится — хилый, слабый.

Не верить своим глазам — удивляться чему-либо увиденному.

 

5. Занимательные задания по русскому языку.

Поставьте перед каждым словом одну букв так, чтобы получилось новое слово, например, город – огород.

1 группа: рубка, дар, клад, роль, усы (трубка, удар, склад, кроль, бусы)

2 группа: ход, ель, уран, беда, роза (вход, мель, буран, ябеда, гроза)

6. Исправьте ошибки:

  • Я одела красивое платье и пошла гулять. (надела)
  • На дороге стоял пожилой дуб. (На дороге стоял старый дуб)

7. Игра «ЗАБАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».

Разделитесь на команды. Пусть каждый предложит друг другу слово. Какое хочет. Например, черепаха. Надо с этим подаренным словом придумать предложение, чтобы в нем было одно из трех слов: брошюра, жюри, парашют. И предложения пусть будут занимательные. Хотя бы вот такие:

Черепаха возглавила жюри на соревнованиях по бегу.

«Прыгать с парашютом? Это пустяки! Кто этого не умеет?» — рассуждает черепаха.

Наиболее удачные предложения прочитайте вслух. Какая буква пишется в этих трех словах-исключениях? (ю)

8. Упражнение «Семь богатырей»

Цель: отработать навыки убеждения, умение найти аргументы в пользу своей позиции, презентационные навыки.

Одна участница будет играть роль царевны. Кто хочет? Остальные команды выдвигают на роль богатыря одного участника и готовят речь.

Давайте, для того чтобы потренировать умение убеждать, вспомним и разыграем сказку А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж и остаться с ними навсегда.

В нашей сказке будет то же самое, но богатыри, прошедшие ряд тренингов и владеющие даром убеждения, смогут лучше, чем сказочные, убедить царевну отказаться от королевича Елисея и остаться в их доме.

Каждая группа должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки.

Вам дается 5 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами.

Упражнение «Леопольд» (25 минут)

Цель: отработать навыки убеждения, умение находить подход к людям.

Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами». Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе.

Педагог напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости.

В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда.

Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.

Рефлексия: (5 минут)

Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?

Что можно сделать для того, чтобы нам больше доверяли?

В общении не малую роль играет интонация. Одну и туже фразу, слово можно сказать по-разному.

Заключение

Советы Дейла Карнеги

·        У нас лишь четыре метода контактов с людьми. О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы говорим. Как часто нас оценивают по тому языку, которым мы пользуемся!

·        Ваша манера речи в значительной мере отражает вашу манеру общения с теми людьми, которые входят в вашу компанию. Проводите вечера, читая Шекспира и других великих поэтов и мастеров прозы. Делайте это, и ваш ум неизбежно обогатится.

·        На просмотр газет тратьте в два раза меньше времени, чем вы тратите сейчас, а сэкономленное время тратьте на чтение серьезных книг.

·        Читайте со словарем, лежащим на вашем письменном столе. Ищите незнакомые слова. Попытайтесь найти применение этим словам с тем, чтобы вы могли запечатлеть их в своей памяти.

·        Изучайте происхождение слов, которые вы употребляете. История этих слов совсем не скучная, и не сухая, и очень часто она полна романтики.

·        Будьте точными при выражении своих мыслей. Не называйте одним только словом (красивый) все, что ласкает ваш глаз. Вы можете выразить свою мысль более точно и более свежо, если вы примените какие- либо синонимы к слову (красивый), например: элегантный, необычный, приятный, симпатичный, стильный, изысканный, восхитительный, красочный, роскошный, замечательный и т.д.

·        Стремитесь к свежести в речи, создавайте свои собственные сравнения.