Не переступи черту
Цель: предупредить приобщения к употреблению психотропных веществ, вызывающих болезненную зависимость.
Задачи: формирование ответственности за свое поведение и будущую жизнь, развитие способности сопротивляться давлению группы.
Ход занятия
1.Организационный момент
Добрый день! Мы начинаем с вами занятие. Давайте поиграем в игру “Поменяйтесь местами”. Она проводится в парах. Нужно рассчитаться на первый-второй. Участник с номером один должен уговорить участника под номером два поменяться местами. Уговаривать можно любыми способами, но без применения физической силы.
Обсуждение увиденных в игре способов оказания давления.
2 Основная часть
- Скажите, входя в класс, все ли увидели черту – предостережение об опасности? Как вы думаете, что это? для чего?
- А кто сейчас решал, переступать ее или обойти?
- Подумайте, что может быть за чертой, за гранью.
Наше занятие называется «Не переступи черту» и мы сегодня поговорим о выборе.
Прежде чем продолжить посмотрите мультфильм
Просмотр https://www.youtube.com/watch?v=L1hjKQjMS-U
- Скажите, о чем мультфильм?
- Какие виды зависимости вы можете назвать? (алкоголические, наркотические, никотин, компьютерная, игорная )
Игра «Утверждения». Я прочитываю утверждение, а вы поднимаете карточку:
- зеленая – если вы, совершенно согласны
- желтая - согласен, но с оговорками
- красная - совершенно не согласен.
Примеры спорных утверждений:
- Наркомания - это преступление.
- Лёгкие наркотики безвредны.
- Наркотики повышают творческий потенциал.
- Наркомания это болезнь.
- Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
- Наркомания излечима.
- Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.
- По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.
- Наркоманы - это нелюди.
-Лечение наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.
- Продажа наркотиков не преследуется законом;
- Распространение ПАВ преследуется законом.
Законодательство РФ о проблеме.
– Все те люди, которые предлагают тебе наркотики – преступники и для них в Уголовном Кодексе РФ предусмотрены следующие наказания:
Статья 228 «Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств». Наказание – лишение свободы сроком от 3 до 15 лет.
Статья 230 «Склонение к употреблению наркотических средств». Наказание – лишение свободы на срок от 2 до 5 лет; с применением насилия – на срок от 3 до 8 лет; со смертельным исходом потерпевшего или тяжкими последствиями для него – от 6 до 12 лет.
Статья 231 «Незаконное культивирование запрещенных растений, содержащих наркотические вещества». Наказание – лишение свободы на срок от 2 до 8 лет.
- Каковы же причины употребления наркотиков? Что заставляет человека употреблять наркотики? (Любопытство, за компанию, желание испытать новые ощущения, от безделья, стресс, кризис, неудовлетворенность жизнью, семейные проблемы, желание казаться взрослым.)
Заинтересованные в распространении наркотиков люди обычно говорят:
№ 1: «Наркотики употребляют сильные и талантливые люди».
Опровержение фактами: все они, даже если были такими, очень скоро потеряли и силу свою и талант.
№2: «Наркотик делает человека свободным».
Факт: наркоманы абсолютно свободны от всех радостей жизни.
№ 3: «Наркотики бывают «всерьез» и «не всерьез» - от них всегда можно отказаться».
Факт: всерьез можно отказаться только один раз - первый. Но для всех он становится последним.
№ 4: «Наркотики помогают решать жизненные проблемы».
Факт: нет, они наоборот всю жизнь превращают в огромные проблемы.
Что грозит несовершеннолетним не умеющим сказать «НЕТ!»
- ПОМНИТЕ!!! Зависимый человек, переступивший черту, теряет нравственный и социальный облик.
- А сейчас мне хочется услышать от вас «Альтернативные решения». Как не попасться на крючок? Как не пересечь черту?
Ответы детей.
- Как научиться говорить «нет», если предлагают ПАВ или наркотики?
Приемы отказа от предлагаемых наркотиков”:
1. Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами, - это помогает получить поддержку и сократить число сторонников употребления.
2. “Перевести стрелки”: сказать, что вы не принуждаете никого из них что-либо делать, так почему же они так назойливы?
3. Смените тему: придумайте что-нибудь еще; придумайте что-нибудь, что тоже интересно и не связано с приемом наркотиков (пойти в спортзал, на танцы или еще что-нибудь придумать).
4. “Продинамить”: сказать, что как-нибудь в другой раз. . .
5. “Задавить интеллектом”: если они убеждают, что это безвредно, указать на то, где они врут или просто не знают последствия (для этого нужно знать, чем вредны табак, алкоголь, наркотики).
6. Упереться: отвечать “НЕТ” несмотря ни на что. Отстаивать свое право иметь собственное мнение. Это, кстати, будет свидетельствовать о твердом характере.
7. Испугать их: описать какие-нибудь страшные последствия, если они будут употреблять (например: поймают, случиться белая горячка, заболеем гепатитом и т. д. ).
8. Обходить стороной: если есть подозрение, что в какой-то компании в определенное время могут предложить наркотики, просто обходите ее стороной.
Ролевые игры. Главному герою надо продемонстрировать эффективные приемы отказа. Всем остальным можно говорить и делать все, что вздумается, ваша цель - заставит главного героя выпить, закурить или попробовать наркотик.
Ситуация №1. На перемене несколько ребят из твоего класса решили покурить. Ты не куришь, но тебе хочется с ними постоять. Один из них говорит тебе: “Давай закуривай. Не отрывайся от коллектива”. Ты не хочешь участвовать в этом и отказываешься. Ребята начинают тебя уговаривать и говорить, что если ты не закуришь, то можешь не приходить в их компанию.
Ситуация №2. Ты ходишь с друзьями в одно место, где вам нравится общаться и находиться. Однажды один из друзей принес флягу бутылку с вином и предлагает тебе распить эту бутылку, говоря, если не будешь пить, то ты ему не друг. Ты отказываешься. Друг начинает сердиться и оскорблять тебя.
3. Итог. В завершении нашего занятия хотелось напомнить вам Притчу о бабочке:
В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».
Так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу.
Хочется пожелать вам светлого будущего, оптимизма и веры в себя и никогда не переступайте черту безнравственности и беззакония, думайте головой.
4. Рефлексия. Продолжи фразу «Сегодня я научился ….»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.