Коррекционное занятие по развитию познавательной деятельности «Путешествие в страну Запоминанию»
Учитель-дефектолог: Дальчанина Н. Е.
Класс: 5.
Программа обучения: программа специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с трудностями в обучении.
Цель - устранение причин затруднений учащихся в освоении содержания учебных программ.
Задачи:
® способствовать развитию умения целенаправленно запоминать материал различных модальностей;
® формировать умение запоминать материал, используя приёмы создания внешних опор, смысловых опор;
® содействовать развитию навыков языкового анализа и синтеза;
® способствовать воспитанию самостоятельности, формированию навыка позитивной коммуникации.
Оборудование: ноутбук, изображение дерева, школы, карточки с заданиями, конверт, таблица для рисования, разноцветные кружочки со словами, коробка с предметами для запоминания, карточки для составления памятки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Волшебная телеграмма.
Внимательно посмотри на эту карточку и постарайся запомнить все фигуры, которые на ней нарисованы. Внимательно разглядывай эти фигуры в течение одной минуты.
А теперь само задание – постарайся найти на карточке те фигуры, которые ты запомнил и перечеркни их.
Чтобы пройти к следующему заданию, сложи предложение из слов и слогов на обратной стороне карточек с правильными ответами (Иди к волшебному дереву).
За выполненное задание даётся памятка 1.
3. Волшебное дерево.
Здесь письмо. А в письме написано, что для того, чтобы дальше путешествовать по этой сказочной стране, нужно выполнить задание, которое здесь написано.
А задание такое: я сейчас буду читать слова в парах, а ты попробуешь их все запомнить, а потом я буду называть тебе первое слово-подсказку, а ты будешь вспоминать второе слово. Слушаем слова:
Стол-обед; корова-молоко; рубль-копейка; мост-река; голова-волосы; очки-глаза; уроки-школа; зубы-щетка; гвоздь-доска; лес-медведь.
А теперь вспоминаем.
А теперь задание посложнее, нужно будет запомнить слова в парах, но они никак не связаны между собой по смыслу, поэтому вот тебе совет, а как же запомнить такие слова.
Совет: я буду тебе диктовать слова парами, а ты попробуешь представлять эти два слова вместе, например: гриб-диван, ты можешь представить, что гриб лежит на диване, и, когда я назову тебе слово гриб, ты сразу вспомнишь слово диван. Слушай внимательно пары слов:
Гриб – диван, слон – ведро, снег – стул, клей – ворота, карандаш - бабочка, море – груша, петух – ложка.
А теперь будем вспоминать.
Выполни следующее волшебное задание. И ты прочтёшь слово-подсказку, куда нужно идти дальше.
Задание.
Обведи пятые по счету буквы в словах диван, ведро.
Обведи третью букву в слове стул.
Обведи пятую букву в слове ворота.
Обведи первую букву в слове бабочка.
Обведи третью букву в слове груша.
Обведи четвёртую букву в слове ложка.
Ответ: ноутбук.
За выполненное задание даётся памятка 2.
4. Волшебная поляна.
На ноутбуке выполняется задание по развитию слуховой памяти.
Игра «Пойди туда, не знаю куда…»
За выполненное задание даётся памятка 3.
5. Волшебный сад.
Деревья в саду волшебные, «говорящие». И они просят поиграть с ними в игру «Волшебный сад». Каждый из вас по очереди будет называть свой любимый фрукт. Перед тем как назвать свой любимый фрукт нужно перечислить все фрукты, которые до этого назвали перед тобой. Для этой игры нужно хорошо постараться, но эта игра очень хорошо тренирует нашу память и в следующий раз запоминать нам будет легче. Давайте сыграем в эту веселую игру.
За выполненное задание даётся памятка 4.
6. Волшебная коробка.
На волшебной полянке стоит волшебная коробка. Я буду доставать из коробки предметы, а ты будешь запоминать эти предметы следующим образом: сначала представь, какой этот предмет на ощупь, затем какой звук от этого предмета, какой у него запах, какой он на вкус, если он съедобный. Смотри и запомни предметы:
лимон, колокольчик, мяч, мягкая игрушка, конфета, пластилин.
Теперь мы будем вспоминать, какие предметы запоминал.
Теперь мы с тобой попробовали много разных способов запоминать слова и теперь, когда вам будет трудно что-нибудь запоминать, можно воспользоваться этими способами.
А на дне коробки лежит подсказка, куда мы идём дальше.
За выполненное задание даётся памятка 5.
7. Волшебная школа.
А теперь посмотри, какой волшебный листочек лежит на парте, а рядом записано для тебя задание.
Тебе нужно запомнить словосочетания, а чтобы это было легко сделать, я расчертила лист на 4 части, и в каждой клеточке ты будешь рисовать такие рисунки или символы, чтобы запомнить наши словосочетания. Ты можешь нарисовать любой рисунок, помогающий запомнить, ту фразу, которую я называю.
Первое словосочетание – тёплый ветер,
Второе – вкусный ужин,
третье – хорошее настроение,
четвертое – скучный день.
А теперь смотри свои рисунки, и будем вспоминать, каким было первое словосочетание, второе, третье, четвертое.
А вместо оценок в волшебной школе выдаются разноцветные кружочки. А теперь, когда ты получил свои волшебные кружочки, переверни их и прочитай слова, написанные на кружочках. Нам нужно еще выполнить одно задание, связанное с волшебными словами, появившимися на волшебных кружочках. Нам нужно запомнить эти слова, а как же это сделать. Давай попробуем еще один способ запоминать слова. Все слова, которые у нас написаны на кружках, мы будем раскладывать по всему нашему классу, так чтобы нам было легче их запомнить, например, слово ключ мы положим в замок, чтоб потом сразу вспомнить, слово земля можно положить, например, на пол и т.д.
Слова для запоминания:
ключ, свет, земля, мебель, звук, картина, цвет, игра.
За выполненное задание даётся памятка 6.
8. Составление памятки.
Памятка «Как лучше запоминать»
· Будь уверен, что всё запомнишь. Мысленно скажи себе: «Я всё запомню! Я – молодец!»
· Не учи слишком много за один раз. Разбей большой текст или стихотворение на части. Если устал - отдохни, так как происходит напрасная трата твоей энергии и времени.
· Выученные строчки повторяй несколько раз, каждый раз по-новому: весело, грустно, спокойно, восторженно.
· Представляй то, что надо запомнить: рисуй картинки, образы, старайся, чтобы образы были яркими.
· Перескажи текст или стихотворение своими словами.
· Повтори стихотворение или текст перед сном, утром, когда проснешься, и перед уроком. Будь уверен в себе!
9. Подведение итогов. Рефлексия.
-Вспомни, с какими способами запоминания ты сегодня познакомился?
-Какое задание тебе понравилось больше всего?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.