Конспект коррекционного занятия в средней группе для детей с нарушениями зрения
Напалкова Е.Н. / учитель-дефектолог/
МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад компенсирующего вида № 156»
Тема: «Путешествие в страну Фигурляндию»
Тип занятия: коррекционно-развивающее
Вид занятия: развитие пространственной ориентировки
Цель: совершенствование навыков ориентировки в пространстве через игры с геометрическими фигурами.
Задачи:
1. Закреплять знание геометрических фигур и геометрических тел, развивать умение опознавать геометрические фигуры по описанию (отгадывание загадок).
2. Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов от себя, закреплять навыки микроориентировки на плоскости по 5 направлениям (посередине, вверху, внизу, справа, слева). Продолжать учить устанавливать взаимосвязи между предметами по величине; выкладывать фигуры в ряд на столе по убывающей величине; выкладывать ряд из геометрических тел по памяти; находить геометрическое тело в реальном пространстве в месте, указанном на схеме, определять взаимоположение предметов в пространстве с помощью предлогов и наречий: на, за, перед, слева, справа, над, под, между. Закреплять знание частей тела и их пространственное расположение (вверху-внизу, спереди-сзади, правая-левая).
3. Развивать зрительное восприятие, зрительную память, навыки осязательного обследования, зрительно-пространственное мышление. Активизировать словарь (геометрические фигуры и тела, пространственная терминология).
4. Формировать коммуникативные навыки, умение работать в миниподгруппах.
Предварительная работа: отгадывание загадок про геометрические фигуры, гимнастика с мячом.
Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, слайдовая презентация; мешочек с геометрическими фигурами; конверты на каждого ребенка с набором из 5 геометрических фигур разных по размеру; наборы геометрических тел на столы; карточки-схемы с указанием места расположения геометрического тела на экране; массажные мячики в корзине; листы с заданиями, цветные карандаши; раскраски «Геометрические фигуры».
Ход занятия:
Этапы коррекционно го занятия |
Содержание. Действия педагога |
Действия детей. Результат. |
Организацион ный момент |
Игра «Чудесный мешочек» Педагог предлагает детям узнать что лежит в мешочке |
Дети стоят полукругом перед педагогом, определяют на ощупь и называют фигуру из мешочка |
Актуализация знаний – выход на проблему. Мотивация. |
- Ребята, как называются все эти фигуры одним словом? - Да, это геометрические фигуры и сегодня я хочу пригласить вас к ним в гости - в страну Фигурляндию! - Чтобы туда попасть, надо выполнить волшебные движения: Треугольник — пошагай – один, два, три Квадрат — поприседай – один, два, три. Ну а круг- кружок, обернись вокруг, дружок! Вот мы и в стране Фигурляндии! На экране появляется изображение грустных геометрических фигур. - Ребята, геометрические фигуры такие грустные, потому что никто не приходит к ним в гости, никто с ними не играет и им скучно, а у них есть столько разных игр-заданий для ребят…. - Может мы выполним их задания, покажем какие мы сообразительные и веселые? Поиграем с фигурами и развеселим их? |
Обобщение – геометрические фигуры
Дети выполняют движения по тексту
Дети узнают изображения геометрических фигур на экране и называют их.
Соглашаются выполнить задания и развеселить геометрические фигуры.
|
Выполнение заданий на практическое применение знаний и умений |
Задание 1. На экране появляется изображение грустного квадрата. Я фигура – хоть куда, Очень ровная всегда, Все углы во мне равны И четыре стороны. Кубик – мой любимый брат, Потому что я…. (Квадрат) - Квадрат предлагает вам потренировать свои глазки и поиграть в игру «На экран посмотри – где квадрат назови» |
Дети узнают и называют фигуру на экране.
|
Гимнастика для глаз |
Задание от квадрата: Смотрим на экран и называем место, где появится квадрат – вверху, внизу, справа, слева, в середине. На экране появляется изображение веселого квадрата, который машет ребятам.
|
Дети называют местоположение квадратов, которые появляются на экране в разных местах. |
Самостояте льная практи ческая деяте льность детей |
Задание 2. На экране появляется изображение грустного треугольника. Три вершины, Три угла, Три сторонки – Кто же я? (Треугольник) Игра «Фигуры, стройтесь в ряд» На экране появляется изображение веселого треугольника, который машет ребятам. |
Дети узнают и называют фигуру на экране, садятся за столы, у каждого конверт с 5 фигурами, дети выкладывают фигуры в ряд по размеру.
|
Выполнение заданий на практическое применение знаний и умений |
Задание 3. На экране появляется изображение грустного овала. Если круг у нас упал, Или вдруг его кто сжал, По бокам слегка примял, То получится … (овал). |
Дети сидят за столами, узнают и называют фигуру на экране. Работа в парах: На экране появляется схема с изображением геометрических тел в ряд, дети запоминают их расположение и по памяти |
|
Игра «Запомни и расставь» (геометрические тела нас столе, как на схеме) На экране появляется изображение веселого овала, который машет ребятам. |
расставляют геометрические тела в ряд на столе. |
Задание 4. На экране появляется изображение грустного прямоугольника. Дверь в стене и книжный шкаф, Даже книжка на руках, И окно, и подоконник – Это всё ... (прямоугольник). Игра «Найди фигуру по схеме»
На экране появляется изображение веселого прямоугольника, который машет ребятам. |
Дети свободно располагаются перед экраном, узнают и называют фигуру на экране. У каждого ребенка в руках карточка с изображением схемы экрана с указанием места расположения геометрического тела в реальном пространстве. Дети определяют местоположение своего геометрического тела и называют его. |
|
Задание 5. На экране появляется изображение грустного круга. Нет углов у меня, И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо. Людям я старинный друг. Называют меня … (круг) |
Дети узнают и называют фигуру на экране.
|
|
Гимнастика с мячом |
Игра «Мячик прыгает по мне — по груди и по спине» В правую руку свой мячик возьми, Над головою его подними И перед грудью его подержи. К левой ступне не спеша положи. За спину спрячь и затылка коснись. Руку смени и другим улыбнись. Правого плечика мячик коснется И ненадолго за спину вернется. С голени правой да к левой ноге, Да на живот — не запутаться б мне. |
Дети выполняют движения с массажным мячиком, соответственно тексту
|
Выполнение заданий на практическое применение знаний и умений |
Игра «На фигуры посмотри –место круга определи» Задание от круга: Назвать как расположен круг относительно квадрата На экране появляется изображение веселого круга, который машет ребятам. |
Дети определяют местоположение круга относительно квадрата (справа, слева, над, под, перед, за, между) |
Задание 6. На экране появляется изображение грустного ромба. Чуть приплюснутый квадрат Он ребятам тоже рад. А углы в нем не прямые — Острые есть и тупые. (ромб) Задание «Раскрась фигуры, как я скажу» На экране появляется изображение веселого ромба, который машет ребятам. |
Дети узнают и называют фигуру на экране. Дети садятся за столы и выполняют задания на листах: - раскрасить кубики так, чтобы красный стоял на зеленом; - раскрасить круги так, чтобы желтый был справа от синего. |
|
Рефлексия (итог занятия) |
На экране все веселые фигуры вместе. - Ребята, смотрите, какие мы молодцы, мы развеселили всех жителей страны Фигурляндии! Интересно вам было с ними играть? А фигуры приготовили для вас подарочки – свои фотографии, которые вы сможете раскрасить дома. Выбирайте фигуру, которая вам больше всего понравилась, вспомните ее задание. Какие задания от фигур были самыми интересными, легкими, трудными? |
Дети выбирают карточку с изображением фигуры в подарок, вспоминают задания от фигур.
|
|
-А теперь возвращаемся в детский сад. Повторяем наши волшебные движения: Треугольник — пошагай – один, два, три Квадрат — поприседай – один, два, три. Ну а круг- кружок, обернись вокруг дружок! Вот мы и в детском саду! |
Дети выполняют движения по тексту
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.