Социально-психологический проект
«Коррекция деструктивного самоутверждения у подростков»
Социально-психологический проект «Коррекция деструктивного самоутверждения у подростков»»
Важнейшая цель современного образования – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В образовательных стандартах второго поколения обучение понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений, компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных ценностей.
Решение поставленных задач предполагает психологическое сопровождение обучающихся в образовательном процессе с целью создания условий для успешной самореализации, самоактуализации, конструктивного самоутверждения личности.
Особенно актуальными проблемы самоутверждения личности становятся в подростковом возрасте. Нередко стремление к самоутверждению у подростков приобретает деструктивные формы. Данное явление свойственно подросткам независимо от образовательного учреждения и интеллектуального уровня, хотя и имеет отличительные проявления. В условиях гимназии, которая считается престижным образовательным учреждением, и в которой учатся дети из семей с достаточно высоким уровнем благосостояния, стремление к самоутверждению у подростков приобретает особые формы.
К сожалению, вместо того, чтобы самоутверждаться успехами в учебе, спортивными достижениями, творческими увлечениями, подростки начинают бравировать престижными вещами (телефонами, планшетниками и пр.), местом отдыха на каникулах, поднимая планку своих материальных потребностей и стремлений все выше и выше. Амбиции родителей также нередко передаются учащимся. Поскольку материальный статус имеет все-таки ограничения, то для того, чтобы самоутвердиться подростки проявляют зависть, злорадство, критиканство, хвастовство и даже жестокость, различные виды агрессии, как формы деструктивного самотуверждения.
В этой связи актуальным становится создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие и проявление конструктивных форм самотутверждения у подростков. Психологическая поддержка подростков, а также лиц юношеского возраста в формировании конструктивного самоутверждения является одним из важных направлений деятельности практических психологов образования. Представленная программа формирования конструктивного самоутверждения у подростков направлена на решение поставленной задачи.
В качестве участников программы выступили следующие лица.
1) Авторы разработчики: Киреева Е.А., педагог-психолог МАОУ «Гимназия №1». 2) Классные руководители, педагогический коллектив МАОУ «Гимназия №1» г. Стерлитамак, Р. Башкортостан.
3) Родители подростков экспериментальных классов
4) Учащиеся 7-9 классов МАОУ «Гимназия №1» г. Стерлитамак, Р. Башкортостан.
Основная цель: – коррекция деструктивного самоутверждения у подростков.
Задачи:
1.Диагностировать тип самоутверждения у подростков.
2. Сформировать у подростков адекватное восприятие себя и других в трудных ситуациях.
3. Скорректировать деструктивные эмоциональные проявления подростков.
4. Помочь освоить приемы и способы саморегуляции и самоконтроля.
5.Обеспечить родителей и педагогов необходимой информацией для формирования конструктивных стратегий поведения у подростков.
Свойственное практически каждому человеку стремление к самореализации и проявлению своей уникальности/индивидуальности по сути является отражением более базового стремления – стремления к самоутверждению, выражающего, в свою очередь, движение Яреального к Я-идеальному. При этом формы самоутверждения и его средства могут быть различными. Человек может самоутверждаться, занимаясь продуктивной деятельностью, приносящей пользу ему и другим людям, или наоборот, разрушительной деятельностью, в том числе разрушать отношения с другими людьми, а также может отказаться от самореализации и актуализации своего потенциала. Особенно ярко различные формы самоутверждения начинают проявляться в подростковом возрасте, вызывающем наибольшие нарекания со стороны взрослых (родителей, педагогов). И именно формам самоутверждения подростков должно уделяться особое внимание со стороны школьных психологов. Так как, согласно Л.И. Божович, неуверенность в себе часто приводит подростков к ложным формам самоутверждения – бравированию, развязности, нарушению дисциплины исключительно с целью показать свою независимость [16, c.134].
Проблему самоутверждения личности в разное время исследовали многие философы (И.Кант, А.Шопенгауэр, Д.Ницше и др.) и психологи ( А.Адлер, Х.Шульц – Хенке, К.Левин, К. Роджерс, А.Маслоу, К. Хорни). В XX в. феномен самоутверждения наиболее широко представлен в теории А. Адлера.
На деструктивный характер самоутверждения в процессе общения указывали Л.И. Божович, Д.И.Фельдштейн, Л.А. Петровская, Е.В. Резанкина, А.В.Гоголева, В.Казанская, Г.К.
Селевко и др.
Многие отечественные психологи считают самоутверждение одной из главных, основополагающих потребностей подросткового возраста (Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, С.Л. Березин, В.С. Мухина, Н.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова и другие).
Составители словаря конфликтолога А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов дают следующее определение: «Самоутверждение – стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса, часто выступающее как доминирующая потребность» [1, c.382]. Через призму потребности рассматривает самоутверждение Н.В. Самоукина, согласно которой самоутверждение – «стремление к реализации своего Эго, силы своего «Я» – ведущая потребность для одаренных и амбициозных людей в профессиональном и личностном развитии» [18, c.86]. Несколько иное определение дает Н.Н. Толстых: «Самоутверждение – стремление человека к сохранению собственной высокой самооценки и подтверждению ее в высказываниях других людей, а также вызванное этим стремлением поведение» [19, c.82-83]. В данном определении самоутверждение изначально представлено в двух своих проявлениях, как стремление и как вызванное этим стремлением поведение. Еще более конкретно высказывается В.С. Мухина, определяя самоутверждение как «стремление человека к высокой оценке со стороны окружающих и самооценке своей личности и обусловленное этим стремлением поведение» [13, c.345]. На потребностно-поведенческий аспект самоутверждения указывают также Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова, рассматривающие самоутверждение как одну из стратегий Эго, способ усиления Я, придания ему или поддержания силы, значимости. «Самоутверждение – это стремление к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение» [22, c.224]. Данные авторы различают следующие стратегии самоутверждения: неуверенная, конструктивная, доминантная, общая.
Из представленных определений следует, что самоутверждение рассматривается в психологии в двух аспектах: 1) потребностно-мотивационном; 2) поведенческом. То есть, с одной стороны самоутверждение является внутренним инициирующим свойством личности, предстает как самостоятельная потребность, стремление, составляет мотивационную/побуждающую сторону жизнедеятельности человека. Многое в своей жизни человек делает из желания (потребности) самоутвердиться. В то же время самоутверждение рассматривается и как форма поведения, проявляющаяся в разнообразных действиях человека (в том числе и высказываниях в свой адрес и в адрес других людей), результатом которых является снятие напряжения, чувство удовлетворенности собой, обеспечение соответствующего уровня самооценки.
Проведенный нами теоретический анализ состояния проблемы самоутверждения позволил дать следующее определение. Самоутверждение – это стремление субъекта к переживанию самоценности в процессе реализации им своего личностного потенциала.
Нами выделены следующие формы самоутверждения.
Конструктивное самоутверждение – это переживание субъектом самоценности (удовлетворенности собой) в процессе продуктивной реализации своего потенциала. Конструктивное самоутверждение проявляется в созидательной, ответственной, креативной деятельности на благо себя и общества, во взаимовыручке, взаимоподдержке, благодаря которым человек может получать подтверждение своей значимости, позитивную оценку окружающих.
Деструктивное самоутверждение – это переживание субъектом самоценности (удовлетворенности собой) в процессе негативной реализации своего потенциала. Деструктивное самоутверждение проявляется в форме негативизма по отношению к окружающим, отрицания личностной ценности и значимости другого, подавления личности другого. Такое поведение, сопровождаясь агрессивными проявлениями, также может вызывать у человека чувство удовлетворения, но, как правило, негативно оценивается окружающими, побуждая человека в целях поддержания собственной самооценки отстаивать право на заявленное им поведение.
Отказ от самоутверждения – это переживание субъектом отчуждения от других, игнорирования и неприятия их мнений и достижений. Отказ от самоутверждения может проявляется в форме игнорирования предъявляемых требований, депрессии, аутоагрессии, отказа от самореализации, саморазвития, самоотрицания, пассивно-безразличного поведения, потери смысла жизни.
В целях целенаправленного формирования конструктивного самоутверждения предложена его структура, включающая следующие компоненты.
Когнитивно-рефлексивный компонент – знание сущности и видов самоутверждения, способность к рефлексии – осознанию характера своего типа самоутверждения в конкретной ситуации, осознание своей уникальности и неповторимости, владение навыками рационального мышления.
Мотивационно-ценностный компонент – понимание ценности конструктивного самоутверждения, сформированность потребности в его проявлении – как условия получения признания окружающих, самоуважения и положительного самоотношения.
Эмоциональный компонент – способность к проявлению эмпатии, эмоциональной саморегуляции и самоконтролю своего психического состояния, в том числе к преодолению злорадства, иронии.
Коммуникативно-конативный компонент – сформированность коммуникативной компетентности, ассертивности, дипломатичности в отношениях, умение проявлять самоподдержку и самопринятие.
В качестве психологических механизмов, обеспечивающих конструктивное самоутверждение нами были определены следующие: 1) осознание феномена самоутверждения; 2) осознание деструктивных и конструктивных проявлений смоутверждения; 3) осознание ценности-Я; 4) выработка позитивного самоотношения и адекватной самооценки; 5) развитие рефлексии и навыков когнитивного самоанализа; 6) поведенческая гибкость (в противовес ригидности, консервативности); 7) стрессоустойчивость, саморегуляция и самоконтроль деструктивных психических переживаний (гнев, тревога, депрессия и др.); 8) коммуникативная компетентность, ассертивность; 9) принятие ответственности на себя в достижении поставленных целей.
В процессе прохождения занятий по коррекции деструктивного самоутверждения у подростков появляется возможность освоить навыки и модели поведения конструктивно самоутверждающегося человека. На занятиях у подростков формируется позиция активного, уверенного в себе, успешного человека, адекватно воспринимающего себя и окружающую действительность, конструктивно самоутверждающегося в жизни.
Программа по коррекции деструктивного самоутверждения у подростков предусматривает получение знаний, а также развитие личностных компетенций, способствующих конструктивному самоутверждению.
В ходе проведения занятий использовались методы диалога и полилога, ролевые игры, рефлексивные методы и приемы; тренинговые упражнения; психогимнастика; методы диагностики и самодиагностики. Для выполнения практических заданий используются домашние задания, что способствует более качественному освоению практических навыков.
№ |
Этапы |
Содержание |
сроки |
1. |
Подготовительный |
1. Определение актуальности темы, формулировка проблемы. 2. Определение целей, задач, основного замысла и формы продукта проектной работы. 3. Обзор источников и анализ статистических данных по выбранной тематике; 4. Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме |
Сентябрь -октябрь |
2. |
Проектнодиагностический |
1. Разработка программы по коррекции деструктивного самоутверждения у подростков. 2. Проведение родительских собраний и консультаций с родителями по проблеме самоутверждения личности подростков 3. Проведение методических семинаров с педагогами, создание фокус-группы |
Октябрь-ноябрь
Ноябрь-декабрь
Сентябрь-ноябрь |
3. |
Практический |
1. Реализация программы «Коррекция деструктивного самоутверждения у подростков». 2. Проведение тренинга и консультаций для родителей по проблеме детско-родительских отношений. 3. Проведение методических семинаров с педагогами и классными руководителями по теме «Развитие конструктивного самоутверждения у подростков». |
Ноябрь-апрель
Декабрь, февраль
Декабрь, январь, март |
4. |
Обобщающий |
1. Обобщение результатов реализации программы «Коррекция деструктивного самоутверждения у подростков». 2. Анализ статистических данных по результатам итоговой диагностики 3. Обобщение результатов работы фокус-группы 4. Круглый стол «Родители и подростки» |
май |
Программа по коррекции деструктивного самоутверждения у подростков рассчитана на 34 часа. Учебный материал структурирован таким образом, что каждая тема содержит теоретический материал и практические занятия, на которых он закрепляется. Занятия рассчитаны на 40-45 минут. Оптимальная частота встреч 1-2 раза в неделю.
Учебно-тематический план программы коррекции деструктивного самоутверждения у подростков
№ п/ п |
Темы занятий |
Количество часов |
Названия упражнений и практических заданий |
||
ЛК |
ПР |
|
|||
Раздел I. Введение в курс «Психология самоутверждения личности» |
|||||
1 Понятие о самоутверждении. Типы самодиагностика видов самоутверутверждения ждения; Упражнения «Герб», «Я могу». Анализ притч |
|||||
Раздел II. Когнитивно-рефлексивный компонент конструктивного самоутверждения |
|||||
2
|
Особенности конструктивного и деструктивного самоутверждения, отказа от самоутверждения |
1
|
1 |
Задание: «Анализ типов самоутверждения», упражнение «Хорошо или плохо» |
|
3 |
Роль рациональных и иррациональных убеждений в проявлении самоутверждения |
1
|
1
|
Упражнения: «Самоанализ», «Мои убеждения», «Самое плохое и самое хорошее», «Когнитивные ошибки» |
|
4 |
Роль самооценки и самоотношения в проявлении самоутверждения личности |
1
|
1 |
«Какой Я?», «Самоуважение и гордыня», «Золотой стул», «Мои сильные стороны», «Круг поддержки», «Умственный мусор» |
|
Раздел III. Мотивационно-ценностный компонент конструктивного самоутверждения |
|||||
5
|
Мотивы конструктивного и деструктивного самоутверждения, отказа от самоутверждения |
1
|
1
|
Упражнения: «Кто Я?», «Мои ценности», «Грецкий орех», «Хочу, могу, что делать» |
|
6
|
Принятие своей самоценности и ценности другого человека |
1 |
1 |
Упражнения: «Ищем секрет», «Разрешите Вам представить», «Комплимент», «Могущество. Анализ притч |
|
Раздел IV. Эмоциональный компонент конструктивного самоутверждения |
|||||
7
|
Проявление эмоций в процессе самоутверждения личности |
1
|
1
|
«Польза и вред эмоций», «Способы выражения чувств», «Улыбка» |
|
8
|
Влияние негативных нездоровых эмоций на выбор способа самоутверждения личности |
1
|
1
|
«Анализ притч», «Пластилиновые чувства», «Айсберг», «Маска», «Подвиг искренности» |
|
9
|
Преодоление отказа от самоутверждения |
1
|
1
|
«Шкала измерения событий», «Катастрофа», «С три короба», «Как справиться со страхом», «Обида как реакция на ситуацию крушения надежд», «Письмо обидчику» |
|
10 |
Роль эмоциональной саморегуляции и самоконтроля в процессе конструктивного самоутверждения личности |
1 |
1 |
«Здоровое дыхание», «Релаксация», «Самоконтроль», «Внутренний покой». Анализ притч |
|
Раздел V. Коммуникативно-поведенческий компонент самоутверждения |
|||||
11
|
Коммуникативная культура и коммуникативная компетентность личности |
1
|
1
|
«Уступите место», «Согласие», «Активное слушание», «Терпение». Анализ притч |
|
12 |
Агрессия как форма деструктивного самоутверждения личности |
1
|
1 |
«Преобразование агрессивной энергии», «Крестики-нолики», «Конструктивная критика». Анализ притч. |
|
13
|
Ассертивное поведение как необходимое условие формирования конструктивного самоутверждения |
1
|
1
|
«Три способа поведения», «Да и нет», «Острый диалог»
|
|
14
|
Конструктивные способы поведения в проблемных ситуациях |
1
|
1
|
«Говорим гадости», «Алгоритм « Двух О», «Просто скажи нет», «Анализ притч», «Сигарета», «Психологическое айкидо», «Растопи круг» |
|
15
|
Творческое самовыражение как способ развития конструктивного самоутверждения |
1
|
1
|
«Самореклама», «Способы самовыражения», «Всеобщее внимание» |
|
16 |
Конструктивное самоутверждение и достижение успеха |
1 |
1
|
«Мой идеал успешного человека», «Успех», «Лестница достижений», «Составляющие конструктивного самоутверждения», «Образ моей цели», «Король и свита» |
|
17 |
Конструктивное самоутверждение и самоопределение личности |
1 |
1 |
«Мой жизненный путь», «Мои личностные и профессиональные планы», «Мое будущее» |
|
|
ИТОГО |
17 |
17 |
|
|
Содержание программы
Тема 1. Понятие о самоутверждении. Типы самоутверждения
Понятие о самоутверждении в психологических исследованиях. Самоутверждение и личность. Самоутверждение как важнейшее новообразование (потребность) подросткового возраста. Типы самоутверждения.
Тема 2. Особенности конструктивного и деструктивного самоутверждения, отказа от самоутверждения
Особенности конструктивного и деструктивного самоутверждения. Проявление типов самоутверждения в поведении человека. Внешние и внутренние факторы, влияющие на выбор способов самоутверждения. Базовые психологические компоненты самоутверждения (мотивационно-ценностный, когнитивно-рефлексивный, эмоциональный, поведенческий) и их основные проявления.
Тема 3. Роль рациональных и иррациональных убеждений в проявлении самоутверждения
Понятие рациональных и иррациональных суждений. Взгляды (мысли, когниции) и их влияние на выбор типа самоутверждения. Рациональные суждения как источник конструктивного самоутверждения. Иррациональные суждения как источник деструктивного самоутверждения или отказа от самоутверждения. Развитие умений и навыков когнитивного самоанализа. Развитие способности к рефлексии и рациональному мышлению.
Тема 4. Роль самооценки и самоотношения в проявлении самоутверждения личности
Понятие самооценка. Виды самооценки: завышенная, заниженная, адекватная, неустойчивая. Я-концепция. Осознание себя в качестве субъекта деятельности. Активность личности. Установки по отношению к себе. Позитивное самовосприятие, самоотношение и самоутверждение. Влияние самоотношения на тип самоутверждения личности.
Тема 5. Мотивы конструктивного и деструктивного самоутверждения, отказа от самоутверждения
Понятие о мотивах и мотивационной направленности личности. Ценностные ориентации личности. Иерархия ценностей. Личностные ценности субъекта. Влияние ценностных ориентаций на выбор способов самоутверждения.
Тема 6. Принятие своей самоценности и ценности другого человека
Ценностное отношение к себе как личности. Базовая социальная потребность быть личностью, быть социально-значимым. Потребность в признании, развитии своей индивидуальности, реализации личностного потенциала.
Развитие социального интереса к другим людям. Осознанный выбор позиции конструктивного самоутверждения. Принятие ответственности на себя.
Тема 7. Проявление эмоций в процессе самоутверждения личности
Понятие об эмоциях и чувствах. Эмоции, чувства и их проявления в поведении. Психические состояния человека (фрустрация, депривация, депрессия, гнев) и их эмоциональные проявления, обуславливающие поведение. РЭТ и их проявление в конструктивных и деструктивных формах самоутверждения личности.
Тема 8. Влияние негативных нездоровых эмоций на выбор способа самоутверждения
Психологические причины проявления нездоровых негативных эмоций (гнев, зависть, ненависть и др.). Понятие о зависти. Виды зависти: «черная» (злобной) зависть, «восхищенная» и «незлобная» зависть. Положительные и отрицательные проявления зависти. Психологические причины зависти.
Тема 9. Преодоление отказа от самоутверждения
Понятия обида, депрессия. Психологические причины возникновения обиды (обидчивость), страх (тревожность), депрессия. Отказ от самоутверждения как форма протеста (защита). Проявления отказа в самоутверждении: депрессия, аутоагрессия, отказ от самореализации, низкий уровень достижений, самоотрицание, пассивно-безразличное поведение, потеря смысла жизни.
Тема 10. Роль эмоциональной саморегуляции и самоконтроля в процессе самоутверждения личности
Понятие эмоциональной саморегуляции и самоконтроля. Приемы и способы развития саморегуляции и самоконтроля. Саморегуляция как необходимое условие развития конструктивного самоутверждения.
Тема 11. Коммуникативная культура и коммуникативная компетентность личности
Понятие о коммуникативно-поведенческом компоненте самоутверждения и коммуникативно-поведенческой культуре личности. Вербальные и невербальные способы общения. Умение «слушать». Развитие коммуникативной компетентности, конструктивного нонконформизма, толерантности.
Тема 12. Агрессия как форма деструктивного самоутверждения личности
Понятие об агрессии. Виды агрессивного поведения. Положительное и отрицательное значение агрессии в поведении человека. Социальная активность личности человека. Психологические причины развития агрессивного стиля поведения у подростков.
Тема 13. Ассертивное поведение как необходимое условие формирования конструктивного самоутверждения
Пассивное, агрессивное и ассертивное поведение. Понятие ассертивность. Заповеди ассертивного поведения. Развитие ассертивного поведения. Уверенное поведение как необходимое условие развития конструктивного самоутверждения.
Тема14. Конструктивные способы поведения в проблемных ситуациях
Понятие проблемной ситуации, конфликта. Конструктивные и деструктивные стороны конфликта. Стили поведения в конфликте. Понятие об управлении конфликтом. Технологии разрешения конфликтов. Конструктивные способы поведения в проблемных ситуациях.
Тема 15. Творческое самовыражение как способ развития конструктивного самоутверждения
Понятие творческое самовыражение. Творческое самовыражение и личность подростка. Приемы и способы творческого самовыражения.
Тема 16. Конструктивное самоутверждение и достижение успеха
Понятие успеха. Успешный человек. Критерии успешного человека в современном обществе. Технологии успеха. Успех и целеполагание. Конструктивные стратеги достижения успеха.
Тема 17. Конструктивное самоутверждение и самоопределение личности
Понятие саморазвития, самоорганизация, самоактуализации, самоопределение. Влияние конструктивного самоутверждения на самоактуализацию, самовыражение, личностный рост.
Практическое занятие № 1
Понятие о самоутверждении. Типы самоутверждения Вопросы для рассмотрения:
1. Вводная беседа. Цели и задачи курса
2.Понятие о самоутверждении в психологических исследованиях
3.Типы самоутверждения (конструктивный, деструктивный, отказ от самоутверждения).
4.Диагностика доминирующего типа самоутверждения.
Основные понятия: самоутверждение, типы самоутверждения (конструктивный, деструктивный, отказ от самоутверждения).
Практические задания. Диагностическая методика «Самоутверждение подростков», Упражнения: «Герб», «Я могу», «Анализ притч».
Практическое занятие № 2
Особенности конструктивного и деструктивного самоутверждения, отказа от самоутверждения Вопросы для рассмотрения:
1.Внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие типа самоутверждения.
2.Семейное воспитание и типы самоутверждения личности.
3.Возрастные особенности проявления самоутверждения личности.
4.Психологические механизмы развития конструктивного самоутверждения. Основные понятия: стиль воспитания, психологические механизмы.
Практические задания. Упражнения: «Анализ типов самоутверждения», «Хорошо или плохо».
Практическое занятие № 3
Роль рациональных и иррациональных убеждений в проявлении самоутверждения Вопросы для рассмотрения:
1. Взгляды (мысли, когниции) и их влияние на выбор типа самоутверждения
2.Рациональные суждения как источник конструктивного самоутверждения
3.Иррациональные суждения как источник деструктивного самоутверждения или отказа от самоутверждения.
4. Развитие навыков рефлексии и самоанализа.
Основные понятия: рациональные и иррациональные суждения.
Практические задания. Упражнения: «Самоанализ», «Мои убеждения», «Самое плохое и самое хорошее», «Когнитивные ошибки».
Практическое занятие № 4
Роль самооценки и самоотношения в проявлении самоутверждения личности Вопросы для рассмотрения:
1.Понятие самооценки.
2.Виды самооценки: завышенная, заниженная, адекватная, неустойчивая.
3.Влияние самооценки на формирование самоотношения.
4.Влияние позитивной и негативной Я-концепции на выбор способов самоутверждения Основные понятия: самооценка, самоотношение, Я-концепция личности
Практические задания. Упражнения: «Какой Я?», «Самоуважение и гордыня», «Золотой стул», «Мои сильные стороны», «Круг поддержки», «Умственный мусор».
Практическое занятие № 5
Мотивы конструктивного и деструктивного самоутверждения, отказа от самоутверждения Вопросы для рассмотрения:
1.Мотивы и ценности в жизни человека.
2.Иерархия ценностей и самоутверждение личности.
3.Влияние ценностных ориентаций личности на выбор способов самоутверждения.
4.Убеждения/ценности человека, способствующие конструктивному самоутверждению.
Основные понятия: ценностные ориентации личности, мотивы, мотивационная направленность.
Практические задания. Упражнения: «Кто Я?», «Мои ценности», «Грецкий орех», «Хочу, могу, что делать».
Практическое занятие № 6
Принятие своей самоценности и ценности другого человека
Вопросы для рассмотрения:
1.Понятие о самоценности, уникальности неповторимости личности
2.Я – ценность и способы самоутверждения личности
3.Понятие о ценности другого человека
4.Влияние принятия ценности другого человека на выбор способов самоутверждения.
Основные понятия: Я – ценность, самоценность
Практические задания. Упражнения: «Ищем секрет», «Разрешите Вам представить», «Комплимент», «Могущество», «Анализ притч».
Практическое занятие № 7
Проявление эмоций в процессе самоутверждения личности
Вопросы для рассмотрения:
1.Понятие об эмоциях и чувствах в жизни людей.
2.Понятие о здоровых негативных (озабоченность, грусть, сожаление, огорчение, раздражение) и нездоровых (тревога, депрессия, вина, стыд, гнев) эмоциях.
3.Роль нездоровых (негативных) эмоций при деструктивном самоутверждении и отказе от самоутверждения.
4.Значение здоровых (положительных) эмоции при конструктивном самоутверждении. Основные понятия: уместные и неуместные чувства, положительные и негативные эмоции, психологическое здоровье.
Практические задания. Упражнения: «Польза и вред эмоций», «Способы выражения чувств», «Улыбка».
Практическое занятие № 8
Влияние негативных нездоровых эмоций на выбор способа самоутверждения Вопросы для рассмотрения:
1.Понятие о зависти, ненависти.
2. Виды зависти: «черная» (злобная), «восхищенная» (белая зависть).
3.Положительные и отрицательные проявления зависти в жизни человека.
4.Психологические причины развития зависти у подростков.
Основные понятия: зависть, «черная» (злобная), «восхищенная» (белая зависть), ненависть. Практические задания. Упражнения: «Анализ притч», «Пластилиновые чувства», «Айсберг», «Маска», «Подвиг искренности».
Практическое занятие № 9
Преодоление отказа от самоутверждения Вопросы для рассмотрения:
1.Формы отказа от самоутверждения в подростковом возрасте.
2.Обида, депрессия как формы отказа от самоутверждения.
3.Аутоагрессия, самоуничижение, самоотрицание как формы отказа от самоутверждения.
4.Пассивно-безразличное поведение, апатия как формы отказа от самоутверждения.
5.Коррекция деструктивных способов самоутверждения.
Основные понятия: отказ от самоутверждения, обида, депрессия, аутоагрессия, самоуничижение, самоотрицание, апатия.
Практические задания. Упражнения: «Шкала измерения событий», «Катастрофа», «С три короба», «Как справиться со страхом», «Обида как реакция на ситуацию крушения надежд»,
«Письмо обидчику».
Практическое занятие № 10
Роль эмоциональной саморегуляции и самоконтроля в процессе самоутверждения личности
Вопросы для рассмотрения:
1.Понятие об эмоциональной саморегуляции и самоконтроле.
2.Влияние эмоциональной саморегуляции и самоконтроля на выбор конструктивных способов самоутверждения.
3.Приемы и способы развития эмоциональной саморегуляции и самоконтроля.
Основные понятия: саморегуляция, самоконтроль
Практические задания. Упражнения: «Здоровое дыхание», «Релаксация», «Самоконтроль»,
«Анализ притч», «Внутренний покой».
Практическое занятие № 11
Коммуникативная культура и коммуникативная компетентность личности Вопросы для рассмотрения:
1.Понятие о коммуникативной компетентности личности.
2.Вербальные и невербальные способы общения.
3. Развитие умения «слушать» собеседника.
4. Развитие толерантности, гибкости в процессе общения.
Основные понятия: вербальные средства общения, невербальные средства общения, «активное слушание», толерантность.
Практические задания. Упражнения: «Уступите место», «Согласие», « Активное слушание», «Терпение», «Анализ притч».
Практическое занятие № 12
Агрессия как форма деструктивного самоутверждения личности
Вопросы для рассмотрения:
1.Понятие об агрессии.
2.Положительное и отрицательное значение агрессии в поведении человека.
3. Психологические причины развития агрессивности в подростковом возрасте.
4.Коррекция деструктивных способов самоутверждения
Основные понятия: агрессия, агрессивность, «аффект неадекватности».
Практические задания: «Преобразование агрессивной энергии», «Крестики-нолики», «Конструктивная критика», «Анализ притч».
Практическое занятие № 13
Ассертивное поведение как необходимое условие формирования конструктивного самоутверждения Вопросы для рассмотрения:
1.Понятие ассертивности.
2.Пассивное, агрессивное и ассертивное поведение.
3.Уверенное поведение как необходимое условие конструктивного самоутверждения.
4.Развитие уверенного (ассертивного) поведения у подростков.
Основные понятия: пассивное, агрессивное, ассертивное поведение Практические задания: «Три способа поведения», «Да и нет», «Острый диалог».
Практическое занятие № 14
Конструктивные способы поведения в проблемных ситуациях
Вопросы для рассмотрения:
1.Понятие проблемной ситуации и проблемы.
2.Конфликтные ситуации.
3.Этапы управления конфликтом.
4.Технологии решения конфликтных ситуаций.
5.Конструктивные способы поведения в проблемных ситуациях.
Основные понятия: проблемная ситуация, проблема, конфликт.
Практические задания. Упражнения: «Говорим гадости», «Алгоритм «Двух О», «Просто скажи нет», «Анализ притч», «Сигарета», «Психологическое айкидо», «Растопи круг»
Практическое занятие № 15
Творческое самовыражение как способ развития конструктивного самоутверждения Вопросы для рассмотрения:
1.Понятие о творческом самовыражении.
2.Творческое самовыражение и личность.
3.Приемы и способы развития конструктивного самовыражения.
Основные понятия: творчество, самовыражение.
Практические задания. Упражнения: «Самореклама», «Способы самовыражения», «Всеобщее внимание».
Практическое занятие № 16
Конструктивное самоутверждение и достижение успеха Вопросы для рассмотрения:
1. Психологическое содержание понятия успешный человек.
2.Технологии успеха.
3.Успех и целеполагание.
4.Конструктивные и деструктивные способы достижения успеха.
Основные понятия: успех, успешный человек, целеполагание, достижения личности. Практические задания. Упражнения: «Мой идеал успешного человека», «Успех», «Лестница достижений», «Составляющие конструктивного самоутверждения», «Образ моей цели», «Король и свита».
Практическое занятие № 17
Конструктивное самоутверждение и самоопределение личности
Вопросы для рассмотрения:
1.Понятие о самоопределении личности.
2.Влияние конструктивного самоутверждения на самоактуализацию, самоопределение, личностный рост
Основные понятия: самоопределение, самоактуализация, саморазвитие
Практические задания. Упражнения: «Мой жизненный путь», «Мои личностные и профессиональные планы», «Мое будущее».
Использованная литература
Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Словарь конфликтолога. – СПб.: Питер, 2006. – 523 с.
Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика . – СПб.: Изд-во «Речь», 2004. – 440 с.
Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. – Спб.: Питер, 2008. – 386 с.
Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – С.90-91
Ежова Н.Н. Научись общаться!: коммуникативные тренинги. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.- 249 с.
Каменюк А.Г., Ковпак Д.В. Антистресс - тренинг. – СПб.: Питер, 2008. – 224 с.
Капустина, А.Н. Многофакторная личностная методика Р.Кеттелла. / А.Н. Капустина.– Спб.: Питер, 2001. – 112 с.
Киреева Е.А. Исследование самоутверждения у подростков.- Журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований» выпуск №7, 2010. – С. 130-136.
Киреева Е.А., Дубовицкая Т.Д. Методика исследования особенностей самоутверждения в подростковом возрасте// Экспериментальная психология.2011.№2. – С.115-124.
Кунигель Т.В. Тренинг «Активизации внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 101 с.
Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 208 с.
Микляева А.В. Я - подросток. Программа уроков психологии.- СПб.: Издательство «Речь», 2006. - 336 с.
Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000 – 352 с.
Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». – СПб.: Речь, 2009. –
250 с.
Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. – СПб.: Речь, 2007. – 296 с.
Психология личности [Текст] /Л.И. Божович // Т.1. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. — 448 с.
Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособ.- СПб: Изд-во СПб, 2001.— 224 с.
Самоукина, Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. – М.: Вершина, 2006. – 224 с.
Толстых, Н.Н. Самоутверждение [Текст] / Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах: Социальная психология // Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общей ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. - 175 с.
Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2006. – 336 с. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Мн.: Ильин В.П., 1996. – 126 с.
Харламенкова, Н.Е. Самоутверждение подростка [Текст] / Н.Е. Харламенкова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2007. – 384 с.
Харькин В., Гройсман А. Тренинги самооздоровления и самосозидания. – М.: «Издательство Магистр», 1996. – 196 с.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (7-8 классы) – М.: Генезис, 2007. – 167 с.
Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников. – СПб.: Речь, 2007. – 208 с.
Широкова И.Б. Тренинг самопознания для подростков. Общение. Память. – М.: Генезис, 2005. – 169 с. Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 288 с.
Методика диагностики типа самоутверждения
Е.А. Киреева, Т.Д. Дубовицкая
Методика состоит из 18 утверждений, отражающих различные жизненные ситуации, касающиеся отношения к себе, другим людям, к учебе, любви, дружбе, семье и т.п. Каждое утверждение представлено тремя вариантами ответов. Испытуемым предлагается оценить, какая личностная позиция подходит им больше всего и меньше всего. При обработке результатов ответы «меньше всего» оцениваются 0 баллов, ответы «больше всего» - 2 балла, невыбранные ответы оцениваются в 1 балл.
Инструкция. Возможны два варианта проведения исследования (с бланком ответа и без него), каждому из которых соответствует своя инструкция.
«Вам предлагаются утверждения, касающиеся вашего поведения в различных жизненных ситуациях, и варианты ответов к ним. Оцените, какой из предложенных вариантов ответа подходит вам «больше всего», а какой «меньше всего». Для этого в бланке ответов напротив номера суждения в графе «больше всего» поставьте букву (А, Б или В) того варианта ответа, который в наибольшей степени соответствует вашему мнению или поведению, в графе «меньше всего» поставьте букву того варианта ответа, который меньше всего соответствует вашему мнению или поведению. Оставшийся вариант ответа никак не регистрируется».
«Вам предлагаются утверждения, касающиеся вашего поведения в различных жизненных ситуациях, и варианты ответы к ним. Оцените, в какой степени соответствуют вашему мнению/поведению каждый из предложенных вариантов. Если ответ верно описывает вашу позицию по данному вопросу, то рядом с номером ответа поставьте цифру 2, что означает «да, совершенно верно». Если утверждение совсем не подходит к вам, тогда поставьте цифру 0, что означает «нет, это совсем не так». Напротив оставшегося ответа поставьте цифру 1». Содержание методики
1.Что Вы думаете о себе:
А) «Я достоин признания и уважения намного больше, чем другие»;
Б) «Я не достоин признания и уважения»;
В) «Я достоин признания и уважения так же, как и многие другие».
2. Общаясь с другими людьми, думая об их характере, Вы считаете, что:
А) Другие люди значительно лучше, чем Вы;
Б) В других людях больше плохого, чем хорошего;
В) В других людях больше хорошего, чем плохого.
3. Ваше отношение к материальному благополучию:
А) Материальное благополучие необходимо для того, чтобы обеспечить свое развитие, познание;
Б) Материальное благополучие необходимо для того, чтобы иметь власть над людьми и получать удовольствие;
В) Материальное благополучие необходимо для того, чтобы обеспечить себе возможность ничего не делать.
4. Ваше отношение к семейной жизни:
А) Семья необходима для того, чтобы в полной мере удовлетворять мои потребности и желания;
Б) Семья приносит только неприятности и разочарования; В) Семья необходима для того, чтобы расти и развиваться дальше.
5. Как Вы относитесь к успеху?
А) Считаю, что нет смысла в том, чтобы добиваться успеха;
Б) Успех необходим для дальнейшего саморазвития, самосовершенствования;
В) Успех необходим для того, чтобы Вами восхищались, завидовали.
6. Как Вы относитесь к учебе?
А) Учусь, чтобы стать образованным и развитым человеком;
Б) Учусь потому, что заставляют родители и учителя;
В) Главное не учеба, а возможность проявить себя, доказать свою правоту.
7. Если Вы узнаете, что какие-либо из ваших привычек, действий вредят Вашему здоровью, то:
А) Ничего не будете менять, так как здоровье все равно уже испорчено;
Б) Измените свое поведение, образ жизни;
В) Ничего не будете менять, так как Вы сами вправе решать, что полезно, а что вредно для Вас.
8. Как Вы относитесь к дружбе:
А) Лучший друг человека – собака (никогда не предаст);
Б) Лучший друг – это тот, для кого я являюсь авторитетом;
В) Лучший друг – это человек, который меня понимает.
9. Когда Вы планируете чего-то добиться, то вы:
А) Добиваетесь этого любыми средствами;
Б) Учитываете интересы других людей;
В) Лучше ничего не планировать, чтобы потом не разочаровываться.
10. Когда кто-то против Вас, то Вы:
А) Сильно расстраиваетесь, не знаете, что делать;
Б) Анализируете, с чем это связано, чтобы потом решить, как действовать;
В) Готовы идти на конфликт, чтобы доказать свою правоту.
11. Ваше отношение к любви:
А) Быть рядом с любимым человеком – величайшее счастье в жизни;
Б) Любовь приносит одни проблемы (разочарования);
В) Любовь – это хорошо, особенно когда любимый дает вам все, что нужно.
12. В трудные, кризисные моменты в своей жизни Вы:
А) Стараетесь найти приемлемый для Вас и окружающих выход;
Б) Любыми способами стремитесь добиться желаемого, избавиться от неприятных переживаний, снять напряжение;
В) Думаете, что ничего изменить нельзя, все усилия бесполезны.
13. Какое утверждение больше всего подходит вашей жизненной позиции:
А) Жизнь - сплошные разочарования и неудачи;
Б) В жизни для достижения желаемого приходится идти напролом;
В) Главное в жизни - это реализация своих возможностей и способностей, но не за счет других людей.
14. Если Вы находитесь в кампании, то чаще всего Вы:
А) Участвуете в общем разговоре, проявляете интерес к окружающим;
Б) Молчите, держитесь в стороне;
В) Стараетесь всячески обратить внимание окружающих на себя.
15. Вы относитесь к людям, которые
А) Считают себя хуже других;
Б) Вынуждены часто ссориться и конфликтовать, чтобы добиться своего;
В) Стремятся быть достойными уважения.
16. Вам нравится,
А) Когда, Вас никто не беспокоит;
Б) Получать удовлетворение от хорошо выполненной работы; В) Получать удовольствие от возможности поступать так, как хочешь.
17. Вы хотели бы, чтобы окружающие Вас люди:
А) Были умными и интересными людьми; Б) Поддерживали Вас, или хотя бы не обижали;
В) Считались с Вашим мнением, боялись Вас.
18. Вы хотели бы быть похожим на тех,
А) Кому завидуют; кого боятся; с чьим мнением считаются;
Б) Кто по-настоящему увлечен каким-то делом и добивается в нем успехов; В) Кто может жить сам по себе, ничем не быть обязанным другим.
Бланк ответов
Пол:___________________Возраст:_______________________Дата:________
№ п/п |
Больше всего |
Меньше всего |
№ п/п |
Больше всего |
Меньше всего |
1 |
|
|
10 |
|
|
2 |
|
|
11 |
|
|
3 |
|
|
12 |
|
|
4 |
|
|
13 |
|
|
5 |
|
|
14 |
|
|
6 |
|
|
15 |
|
|
7 |
|
|
16 |
|
|
8 |
|
|
17 |
|
|
9 |
|
|
18 |
|
|
Обработка результатов
Ответы испытуемого, обозначенные как «Больше всего», оцениваются в 2 балла. Ответы, обозначенные как «Меньше всего», оцениваются в 0 баллов, оставшиеся невыбранными ответы оцениваются в 1 балл. Подсчитывается сумма баллов, набранная в соответствии с ключом, по каждому типу самоутверждения. Определяются доминирование и распределение по баллам различных видов самоутверждения.
«КЛЮЧ» для обработки результатов
Деструктивный тип самоутверждения (ДС) |
Конструктивный тип самоутверждения (КС) |
Отказ от самоутверждения (ОС)
|
|||
1А |
10В |
1В |
10Б |
1Б |
10А |
2Б |
11В |
2В |
11А |
2А |
11Б |
3Б |
12Б |
ЗА |
12А |
3В |
12В |
4А |
13Б |
4В |
13В |
4Б |
13А |
5В |
14В |
5Б |
14А |
5А |
14Б |
6В |
15Б |
6А |
15В |
6Б |
15А |
7В |
16В |
7Б |
16Б |
7А |
16А |
8Б |
17В |
8В |
17А |
8А |
17Б |
9А |
18А |
9Б |
18Б |
9В |
18В |
Более высокие показатели по шкале КС свидетельствуют о том, что у испытуемого преобладает конструктивное самоутверждение, в соответствии с которым ему свойственны эмоциональная устойчивость, самостоятельность и компетентность в общении, проявление к другим уважения, интереса, симпатии, принятия, а также ожидание положительного отношения к своей личности от других людей. Такие люди уверены в себе, имеют хорошие навыки самоогранизации, обладают самопониманием и личностной зрелостью.
Более высокие показатели по шкале ДС свидетельствуют о том, что у испытуемого преобладает деструктивный тип самоутверждения. В общении такие испытуемые проявляют импульсивность, негативизм, агрессию, отрицание личностной ценности и значимости других людей. Им свойственны бестактность, эмоциональная несдержанность, неадекватный уровень самоуважения; ожидают отрицательное отношение к себе со стороны других людей. Более высокие показатели по шкале ОС свидетельствуют о преобладании отказа от самоутверждения. Такие лица часто проявляют депрессию, аутоагрессию, отказ от самореализации и саморазвития, низкий уровень достижений, самоуничижение, самоотрицание, пассивно-безразличное поведение. Отказ от самоутверждения наблюдается при отсутствии ясных целей на будущее, при потере смысла жизни.
Психометрическая проверка методики
«Методика диагностики самоутверждения» выявляет у подростков степень выраженности различных видов самоутверждения. Методика включает 18 вопросов и содержащая три шкалы: 1) конструктивный тип самоутверждения (КС); 2) деструктивный тип самоутверждения (ДС); 3) отказ от самоутверждения (ОС) [9].
В экспериментальном исследовании приняли участие 202 учащихся 7-10-х классов МАОУ «Гимназия №1» г. Стерлитамак, из них 104 девушки и 98 юношей.
Для проверки конструктной валидности методики использовались: тест коммуникативных умений Л. Михельсон [10], 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла [7]; тестопросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) [2]; тест для определения уровня субъективного контроля личности (УСК) [17], что позволило составить комплексный психологический портрет подростков с различными типами самоутверждения.
В ходе корреляционного анализа установлено, что конструктивное самоутверждение (КС) положительно коррелирует с факторами MD «адекватность самооценки» (rxy=0,268; р0,05), Э «эмоциональная нестабильность-эмоциональная стабильность» (rxy=0,283; р0,01), Е «подчиненность-доминантность» (rxy=0,289; р0,01), I «жесткость-чувствительность» (rxy=0,439; р0,01), Q1 «консерватизм – радикализм» (rxy=0,334; р0,01), N «прямолинейность - дипломатичность (rxy=0,221; р0,05) опросника Р. Кеттелла. Также конструктивное самоутверждение (КС) имеет положительную связь с коммуникативной компетентностью (rxy =0;36, р0,05) и отрицательно коррелирует с агрессивным стилем поведения (rxy=-032, р0,05) (методика Михельсон). Выявлена положительная корреляция КС с уровнем субъективного контроля (УСК) ( rxy =0,367; р0,01), со шкалами опросника самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев): интегральная оценка (rxy=0,582; р0,01), самоуважение (rxy=0,552; р0,01), аутосимпатия (rxy =0,193; р0,05), ожидание положительного отношения других (rxy=0,393; р0,01), самоинтерес (rxy =0,475; р0,01) [7].
Следовательно, для подростков, у которых доминирует конструктивное самоутверждение, свойственны: коммуникативная компетентность, интернальный локус контроля, адекватная самооценка, эмоциональная стабильность, дипломатичность, самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, самоуверенность, самопоследовательность, ожидание положительного отношения других, самопонимание.
Деструктивный тип самоутверждения (ДС) отрицательно коррелирует с фактором N «прямолинейность - дипломатичность» (rxy =-0,226; р0,05), Q4 «расслабленность - напряженность» (rxy =-0,233; р0,05), с уровнем субъективного контроля (Инт) (rxy =-0,18; р0,05). ДС имеет выраженную положительную корреляцию с фактором F «сдержанность-
экспрессивность» (rxy =0,283; р0,01), агрессивным стилем поведения (Аг) (rxy =0,474; р0,01). ДС отрицательно коррелирует с интегральной шкалой самоотношения С (rxy =-0,296; р0,01), самоуважения(У) (rxy =-0,323; р0,01), ожидание положительного отношения других (пд) (rxy
=-0,242; р0,05), а также дополнительными шкалами: ожидание отношения других (2) (rxy =0,299; р0,01), самопонимания (7) (rxy =-0, 299; р0,01)
Таким образом, подросткам, у которых доминирует деструктивное самоутверждение свойственны: прямолинейность, экстернальный локус контроля, экспрессивность, агрессивный стиль поведения, заниженные показатели самоуважения, самоожидания, самопонимания, ожидание отрицательного отношения других.
Отказ от самоутверждения (ОС) имеет высокую положительную корреляцию с зависимым стилем поведения в общении (З) (rxy =0,558; р0,01) и фактором Q2 «конформизм – нонконформизм» (rxy =0,292; р0,01). ОС имеет высокие показатели отрицательной корреляции с факторами MD (rxy =-0,315; р0,01), А «замкнутость - общительность (rxy =-0,346; р0,01), Э «эмоциональная нестабильность» (rxy =-0,305; р0,01), Е «подчиненность - доминантность» (rxy =-0,332; р0,01);H «робость – смелость» (rxy =-0,251; р0,05), I «жесткость - чувствительность (rxy =-0,262; р0,05), Q1 «консерватизм – радикализм» (rxy =-0,224; р0,05), а также уровнем субъективного контроля (УСК) (Инт) (rxy =-0,196; р0,05). Отказ от самоутверждения имеет отрицательную корреляцию со шкалами опросника самоотношения (В.В.Столин, С.Р.Пантелеев): С (интегральная) (rxy =-0,263; р0,01), самоуважение (У) (rxy =-0,202; р0,05), аутосимпатия (ас) (rxy =-0,197; р0,05), самоинтерес (си) (rxy =-0,373; р0,01).
Следовательно, подростком с доминированием отказа от самоутверждения свойственны: зависимый стиль поведения в общении, замкнутость, эмоциональная нестабильность, подчиненность, робость, жесткость, консерватизм, интернальность, низкие показатели самоотношения в целом, а также самоуважения, аутосимптаии, самоинтереса, самопринятия.
В ходе обработки результатов исследования выявлены следующие особенности различных групп подростков.
Установлено, что девочкам в большей степени свойственно конструктивное самоутверждение (среднее арифметическое КС у девочек составило 19,7 балла, у мальчиков 18,6 балла). У мальчиков по сравнению с девочками преобладает деструктивный тип самоутверждения (15,4 балла у мальчиков и 12,9 балла у девочек). У девочек чаще, чем у мальчиков встречается отказ от самоутверждения (9,3 балла у девочек и 7,8 балла у мальчиков) (см. рис.1).
|
|
Рис.1. Средние арифметические показатели самоутверждения у мальчиков и девочек. Обозначения: КС – конструктивное самоутверждение, ДС – деструктивное самоутверждение, ОС – отказ от самоутверждения.
Исследование самоутверждения у подростков разных классов показало, что учащиеся 7-х классов имеют самые низкие показатели как конструктивного (13,6 балла), так и деструктивного самоутверждения (12,9 балла). В этой возрастной группе преобладает отказ от самоутверждения (15,4 балла). Самые высокие показатели деструктивного самоутверждения наблюдаются у учащихся 8-х классов (15,5 балла). В 10-х классах выявлены самые низкие показатели по деструктивному типу (11,6 балла), отказу от самоутверждения (6,4 балла) и самые высокие показатели по конструктивному самоутверждению (23,9 балла).
8. Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении проекта Обучающиеся: Подростки 13-17 лет и семьи. Количество: от 10 до 25 человек.
Гарантия прав участников программы обеспечивается следованием требованиям, изложенными в следующих документах:
Конвенция ООН о правах ребенка;
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (ред. От 23.07.2008);
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Устав МАОУ «Гимназия №1» г. Стерлитамак, Р. Башкортостан (п.2);
Положение о психологической службе МАОУ «Гимназия №1» г. Стерлитамак, Р. Башкортостан;
Должностная инструкция педагога-психолога МАОУ «Гимназия №1»; Реализация разработанной программы базируется на следующих принципах:
– обеспечения безопасности (в том числе и психологической) всех участников программы;
– доверие и уважение участников друг к другу;
– индивидуальный подход; – конфиденциальность;
– толерантность.
Педагог-психолог, осуществляющий работу по программе «Коррекция деструктивного самоутверждения у подростков», несет ответственность за обеспечение условий, необходимых для развития конструктивного самоутверждения у подростков; формирует у обучающихся понимание собственного типа самоутверждения, адекватную самооценку, позитивное самоотношение, помогает освоить подросткам способы самокотроля и саморегуляции; корректирует деструктивные эмоциональные проявления.
Педагоги МАОУ «Гимназия №1» экспериментальных классов осуществляют содействие по коррекции деструктивного самоутверждения и развитии конструктивного самоутверждения у подростков на информационно-просветительском, профилактическом уровне.
Родители подростков экспериментальных классов оказывают эмоциональную поддержку и содействие в формировании конструктивного самоутверждения.
Родители подростков экспериментальных классов имеют право получать информацию о процессе формирования конструктивного самоутверждения у их детей, консультативную помощь со стороны педагога-психолога и педагогов МАОУ «Гимназия №1».
Подростки экспериментальных классов имеют право получать информацию о результатах диагностических исследований, коррекционно-развивающую, консультативную помощь со стороны педагога-психолога МАОУ «Гимназия №1».
Требования к специалистам, реализующим программу.
Вести занятия по формированию конструктивного самоутверждения целесообразно лицам с высшим психологическим образованием, имеющим опыт работы с учащимися подросткового возраста не менее 3 лет. Педагог-психолог должен знать основные принципы групповой работы, владеть современными технологиями, методами и методиками групповой работы, знать требования к разработке коррекционных и развивающих программ для детей и подростков.
Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы. См. список литературы к программе.
Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы (помещение, оборудование, инструментарий и т.д.). Для проведения занятий необходимы: помещение для групповой работы; помещение для индивидуальной работы; мультимедийное оборудование (для демонстрации рабочего материала); видеокамера (для анализа практических упражнений); фотоаппарат. Для выполнения ряда упражнений необходимы бумага (А4), ватманы, ручки, карандаши, мелки, фломастеры, пластилин, ножницы, глина. Требования к информационной обеспеченности. Особых требований нет.
Внедрение данной программы в деятельность психологической службы образовательных учреждений позволит:
Родителям освоить эффективные стратегии межличностного взаимодействия с подростками;
Педагогам освоить приемы и навыки социально-психологической поддержки подростков и семей «группы риска» в сложных жизненных ситуациях;
подросткам овладеть конструктивными формами самоутверждения, актуализировать свои личностные ресурсы, позволяющие достигать успехов, принять ответственность на себя в решении своих жизненных задач.
Внутренний контроль за реализацией программы коррекции деструктивного самоутверждения у подростков осуществляется курирующим зам. директора по воспитательной работе. Также осуществляется посещение занятий вторым педагогом-психологом гимназии, а также классным руководителем.
Критериями сформированности ценностно-мотивационного компонента конструктивного самоутверждения личности являются наличие интереса к проблеме самоутверждения, личностная значимость и осознанная потребность в формировании конструктивного самоутверждения личности.
Критериями сформированности когнитивного компонента конструктивного самоутверждения являются навыки самоанализа, рефлексии, адекватной самооценки и позитивного самоотношения.
Критериями сформированности эмоционального компонента самоутверждения являются навыки эмоциональной саморегуляции и самоконтроля.
Критериями формирования коммуникативно-поведенческого компонента являются конструктивные способы самовыражения, навыки ассертивного поведения, коммуникативной компетентности, конструктивных способов поведения в проблемных ситуациях.
Оценка эффективности работы программы осуществляется с помощью следующего диагностического инструментария:
тест коммуникативных умений Л. Михельсон [10],
тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) [2],
тест для определения уровня субъективного контроля личности (УСК) [17],
16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла [7],
авторская методика диагностики типа самоутверждения (Т.Д. Дубовицкая, Е.А. Киреева) [9].
Апробация проекта по коррекции деструктивного самоутверждения проводилась на базе МАОУ «Гимназия №1» г. Стерлитамак, Республика Башкортостан.
Срок апробации: 2021-22 учебный год.
Количество участников формирующего эксперимента: 7 классы -12 подростков; 8 классы -11 подростков; две группы из 9 классов (15 и 13 человек). Всего 51 подросток из гуманитарных и физико-математических классов.
Контрольную группу составили: 7классы-14 человек, 8 классы – 15 человек, 9 классы 28 подростков обучающихся в МАОУ «Гимназия №1». Всего 57 человек.
Формирование компонентов конструктивного самоутверждения явилось основой для осуществления развивающей деятельности с подростками. Программа формирования конструктивного самоутверждения предусматривала получение подростками знаний о феномене самоутверждения, формирование у них психологических компетенций, способствующих успешной учебной деятельности и саморазвитию. Также в ходе реализации программы формирования конструктивного самоутверждения осуществлялось развитие коммуникативных умений, способности к рефлексии и когнитивному самоанализу, уверенного (ассертивного) поведения, интереса к окружающим людям, понимания и принятия других людей, эмпатии, способов эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, принятия ответственности на себя в достижении поставленных целей.
Программа формирования конструктивного самоутверждения рассчитана на 34 часа. Занятия проходили 40-45 минут, 1 раз в неделю.
В ходе проведения занятий использовались методы диалога и полилога, ролевые игры, рефлексивные методы и приемы; тренинговые упражнения; психогимнастика, методы диагностики и самодиагностики.
Основным принципом, на котором строилось проведение занятий, явился принцип активности учащихся. Он предполагает наличие у них потребности к развитию конструктивного самоутверждения, коррекции асоциальных форм поведения, осознанной мотивации развития навыков коммуникативной и эмоциональной компетентности. Знания и умения учащихся формировались с помощью специальных упражнений, сочетающих в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент.
В результате проведения формирующего эксперимента в экспериментальных группах средние показатели компетентного стиля общения у подростков увеличились с 13,392 до 16,901 баллов (методика Михельсон). Средние показатели агрессивного и зависимого стиля общения уменьшились на 1,0 и 1,1 соответственно. В контрольных группах показатели компетентного, агрессивного и зависимого стиля общения изменились незначительно.
Средний показатель уровня субъективного контроля личности (УСК) у подростков в экспериментальных группах увеличился с 26,0984 до 28,52941. В контрольных группах - с 26,1021 до 26,1301(методика Роттера).
В результате анализа полученных результатов по методике тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) оказалось, что у подростков в экспериментальных группах средние показатели глобального самоотношения увеличились на 4,1 балла, самоуважения на 2,4 балла, аутосимпатия на 1,9, самоинтерес — 1,7 балла, самопринятие — 1,6, самопонимание -0,9 балла.
В результате анализа полученных данных по методике Р. Кеттелла в экспериментальных группах средний показатель фактора MD «адекватность самооценки» увеличился с 5,29 до 6,33, фактора C «эмоциональная нестабильность-эмоциональная стабильность» увеличился с 6,71 до 7,41, фактора Е «подчиненность-доминантность» увеличился с 6,53 до 6,96, I «жесткость-чувствительность» увеличился с 6,83 до 7,06, Q3 «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль» увеличился с 5,47 до 7,16. Средний показатель по фактору О «спойствие — тревожность» уменьшился с 7,39 до 6,45 (опросник Р. Кеттелл).
Реализация разработанной программы позволила существенно снизить уровень деструктивного самоутверждения у подростков и повысить уровень конструктивного самоутверждения. Так уровень конструктивного самоутверждения в экспериментальных группах увеличился на 2,6 балла (р0,01), деструктивное самоутверждение уменьшилось на
1,2 балла (р0,01). В контрольных группах уровень конструктивного, деструктивного и отказа от самоутверждения изменился незначительно.
Подросток находится в активном поиске оптимальных путей своего развития, причем поиск этот нередко терпит крушение из-за его психологической некомпетентности и отсутствия психологической поддержки со стороны окружающих. Участие в практических занятиях по формированию конструктивного самоутверждения научило подростков находить более приемлемые способы самореализации и достижения успеха, обеспечивающие их конструктивное самоутверждение.
Киреева, Е.А. Психология конструктивного и деструктивного самоутверждения подростков [Текст] / Е.А. Киреева // Сборник материалов X Международной научно-практической конференции «Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения.» (13 марта 2023). – г. Екатеринбург, – НН: ИЦРОН – 2023. – С.26-28. Режим доступа: URL: https://izron.ru/upload/iblock/901/sbornik-pedagogika-i-psikhologiya ekaterinburg-2023-compress.
Киреева, Е.А. Психологические особенности развития личности современных подростков [Текст] / Е.А. Киреева // Сборник материалов XX Международной научно-практической конференции «Актуальные психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки в инновационных социокультурных условиях» (30 марта 2023). – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал УУНиТ, 2023– С.68-70. РИНЦ
Киреева,
Е.А. Идеализация семьи как причина конфликтных отношений супругов [Текст] / Е.А.
Киреева // Сборник научных статей по материалам X Международной
научно-практической конференции «Приоритетные направления развития науки в
современном мире» (10 марта 2023 г.) – Уфа: Изд. НИЦ Вестник науки, 2023. –
С.112-117. (соавторы: Гильманов В.А.) Режим доступа: URL:
https://perviy-vestnik.ru/archive-konkurs-2023/
Диплом I степени
Киреева,
Е.А. Психологическое сопровождение развития личности подростков в системе
современного образования [Текст] / Е.А. Киреева // Сборник материалов XII
Международного конкурса научно-исследовательских работ «Фундаментальные и
прикладные научные исследования» (24 апреля 2023). – Уфа: Изд. НИЦ Вестник
науки, 2023. – Режим доступа: URL: https://perviyvestnik.ru/archive-konkurs-2023/
(Диплом II степени).
Киреева, Е.А. Развитие конструктивного самоутверждения личности современных подростков [Текст] / Е.А. Киреева // Сборник материалов XXI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве», (25 мая 2023). – Барнаул: Изд. АГГПУ, 2023. – Режим доступа:URL:https://docs.google.com/forms/d/1_cGqCEHusG9ggpS3k8blcDmGS9goTzj43skp_BV8alw/edit РИНЦ
Киреева, Е.А. Теоретические основы психологической поддержки конструктивного самоутверждения подростков: монография / Е.А. Киреева. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал УУНиТ, 2023. – 113 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.