Коррекция эмоциональных и поведенческих расстройств у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. (Нейропсихологический подход)
Оценка 4.7

Коррекция эмоциональных и поведенческих расстройств у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. (Нейропсихологический подход)

Оценка 4.7
docx
06.04.2020
Коррекция эмоциональных и поведенческих расстройств у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. (Нейропсихологический подход)
Коррекция эмоциональных и поведенческих расстройств у детей 5-10 лет.docx

Коррекция эмоциональных и поведенческих расстройств

 у детей 5 – 10 лет
(
Нейропсихологический подход)

 

Данное занятие из цикла коррекционных занятий, который предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста — 5- 10 лет.

Режим занятий: занятия проводятся 2 - 3 раза в неделю по 30 - 45 минут. Курс 16 – 20 занятий.

Формы реализации: индивидуальные, подгрупповые и групповые коррекционные занятия в форме игровой терапии.

Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы.

Методологической основой программы являются современные представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе (по А. Р. Лурия); учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации и формирующем обучении; исследования A.B. Семенович о возможностях «замещающего онтогенеза». 

Цели и задачи.

Цель: стабилизация и активация энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.

Задачи:

- компенсация когнитивных и поведенческих нарушений за счет функциональной активации подкорковых образований мозга;

-    развитие высших психических функций;

- развитие тонкой моторики (возможность точного выполнения изолированных движений, дифференцированных положений пальцев рук, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук); 

-   оптимизация и стабилизация общего тонуса тела (развитие плавности, переключаемости и точности движений); 

-    развитие произвольной регуляции движений;

-   стабилизация межполушарного взаимодействия (развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, в результате происходит синхронизация работы полушарий);

- обеспечение приемов и тонкого анализа модально-специфической информации (развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации - тактильной, двигательной, кинестетической, динамической, зрительной, слуховой);

-  формирование смыслообразующих функций психических процессов и произвольной саморегуляции (от механического принятия и выполнения ребенком строго заданной, развернутой инструкции психолога к постепенному переходу к совместному, а затем и самостоятельному созданию им программы деятельности, ее реализации и контролю за результатами);

-    умения адекватно выражать эмоциональные состояния; 

-    развитие навыков ведения коллективной (совместной) деятельности.

1.                       Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус.  

Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка.

Наличие гипотонуса – связано со снижением психической двигательной активности ребенка (эмоциональная вялость, низкая мотивация, слабость волевых усилий)

Наличие гипертонуса – проявляется:

·         в двигательном беспокойстве;

·         эмоциональной лабильности;

·         нарушение сна.

2. Дыхательные упражнения – улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль.

3. Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.

4. Коррекционные движения тела и пальцев 

- обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия и снятие мышечных зажимов.

- центром тонкой моторной координации является лобная доля головного мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.

5. Функциональные упражнения.

·         развитие внимания, произвольности и самоконтроля;

·         элиминация гиперактивности и импульсивности;

·         элиминация гнева и агрессии.

6. Коммуникативные упражнения.

·         парные и групповые упражнения и игры – учат ребенка навыкам взаимодействия в коллективе.

Коммуникативные упражнения делятся на три этапа:

  1. Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.
  2. Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру - способности чувствовать, понимать и принимать его.
  3. Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе.

7. Релаксация.

- приемы саморасслабления;

- снятие психомышечного напряжения.

 

Упражнения направленные на визуализацию являются репрезентацией в уме несуществующего объекта, явления или события (зрительные, слуховые, знаковые, осязательные, обонятельные и другие образы). Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело и, следовательно, интегрирует работу мозга. Упражнения могут выполняться с закрытыми глазами. Релаксация может проводиться как в начале занятия с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Интеграция в теле (релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений) является частью единого процесса. За ней следуют интеграция в движении (невербальный компонент) и в обсуждении (вербальный компонент). Эти три составляющие создают необходимые условия для рефлексии ребенком ощущений и навыков, приобретенных в ходе занятия.

 

Включение детей в коллективную работу осуществляется поэтапно.

 1 этап - Индивидуальная работа.

 2 этап - Привлекать ребёнка к играм в малых подгруппах.

 3 этап – Вовлечение детей в коллективные игры.

Очень важны четкая повторяющаяся структура занятий, неизменное расположение предметов, что является дополнительным организующим моментом при формировании произвольности. Еще одним условием развития произвольности является соблюдение детьми правил, ритуалов и временного регламента.

 

Структура занятия:

- растяжка - 4-5 минут;

- дыхательное упражнение - 4-5 минут;

- глазодвигательное упражнение - 3-4 минуты;

- упражнения для развития мелкой моторики рук – 5 - 8 минут;

-функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля), коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии – 10 - 20 минут;

- релаксация - 4-5 минут.

 

 I. Орг.момент

 II. Основная часть

 1. Растяжка "Половинка". 

Цель: оптимизация тонуса мышц.

И.п. – сидя. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.

 

 2. Дыхательные упражнение.

Цель:  развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. 

 

И. п. - сидя, скрестив ноги, с прямой спиной (!). Поднять руки вверх над головой с вдохом и опустить вниз на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище. Это упражнение хорошо тем, что оно автоматически заставляет ребенка дышать правильно, у него просто нет возможности дышать по-другому.

 

И.п. - сидя на полу. Глубокий вдох, руки медленно поднять до уровня груди. Задержать дыхание, внимание сконцентрировать на середине ладоней. Медленно выдохнуть, руки опустить вдоль тела.

 

И.п. – сидя. Выдох, открыть глаза. Вдохнуть, закрыть глаза. Продолжать, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабятся, когда они закрыты. Открыть глаза и поморгать. Каждый раз, открывая глаза, необходимо отмечать то, что видите. Сначала замечайте только темное, затем только светлое.

 

 3.  Глазодвигательное упражнение. 

И.п. – сидя. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Продолжать отработку движения глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Движения глаз необходимо совмещать с дыханием. На фазе глубокого вдоха необходимо сделать движения глазами, затем удержать глаза в крайнем латеральном положении на фазе задержки дыхания. Возврат в исходное положение сопровождается пассивным выдохом. Усложнение - упражнение выполняется с легко прикушенным языком.

 

 4. Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Цель:  развитие межполушарного взаимодействия.

 

Упражнение "Змейки". Предложите ребенку представить, что его пальцы - это маленькие змейки. Они могут двигаться-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ладони сначала "смотрят" от ребенка, потом-друг на друга. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).

 

Упражнение "Лягушка". Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно (реципрокно) менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

 

Упражнение "Замок". Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.

 

 5.  Когнитивное упражнение "Ритм". 

Цель: ритмирование правого полушария. 

И.п. - сидя. Инструктор задает ритм, отстукивая его одной рукой, например, "2-2-3" (в начале освоения дается зрительное подкрепление - дети видят руки инструктора, а в процессе освоения происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, т.е. с закрытыми глазами). Затем детям предлагается повторить ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары перед собой) комбинированно (например, 2 - правой рукой, 2 - левой рукой, 3 - одновременно двумя руками). После освоения первой части упражнения детям предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами.

 

Когнитивное упражнение "Визуализация перемещений". И.п. - сидя на полу. Детям предлагается представить передвижение воображаемого предмета. Пространственный графический узор.

 

 6.  Функциональное упражнение "Парад". 

Цель:  развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы. 

И.п. - стоя. Марширование на счет "Раз-два-три-четыре". В первом цикле шагов хлопок руками на счет "раз", во втором - на счет "два", в третьем - на счет "три", в четвертом - на счет "четыре". Раз (хлопок)-два-три-четыре. Раз-два (хлопок)-три-четыре, Раз-два-три (хлопок)-четыре. Раз-два-три-четыре (хлопок). Повторить несколько раз.

 

Функциональное упражнение "Руки-ноги".  Цель:  развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы. И.п. - стоя. Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами. Ноги вместе - руки врозь. Ноги врозь - руки вместе. Ноги вместе - руки вместе. Ноги врозь – руки врозь. Цикл прыжков повторить несколько раз.

 

 Функциональное упражнение "Руки-ноги". Цель:  развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы. И. п. - стоя. Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами. Левая рука вперед, правая рука назад + правая нога вперед, левая нога назад. Левая рука назад, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога вперед. Левая рука вперед, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога назад. Левая рука назад, правая рука назад + правая нога вперед, левая нога вперед. Цикл прыжков повторить несколько раз.

 

7.  Релаксация "Штанга". 

Цель:   расслабление мышц рук, ног, корпуса. 
И.п. - стоя. "Встаньте. Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох - пауза, выдох - пауза.
Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом (наклониться вперед).

Штангу с пола поднимаем (выпрямиться, руки вверх).

Крепко держим...

И бросаем!

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.
Нам становится понятно: Расслабление приятно.

 

8.Коммуникативное упражнение "Мост дружбы".

Психолог просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать какой-нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища), например, соприкоснувшись головами или ладошками. Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы "построить" мостик втроем, вчетвером и т.д., до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, поднимают руки вверх, изображая "мост дружбы".

 

9.  Релаксация "Кулачки".

Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. И.п. - сидя на полу. Инструктор: "Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох - пауза, выдох - пауза! Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза:

Руки на коленях, 

Кулачки сжаты, 

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты (сжать пальцы).

Пальчики сильней сжимаем

Отпускаем, разжимаем. (Легко поднять и уронить расслабленную кисть.)

 

Рефлексия.

 

 

Список используемой литературы:

1.                       Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л.С. Цветковой. М., 2001.

2.                       Архипов Б.А., Воробьева Е.А., Семенович A.B., Назарова Л.С Шегай В.М. Комплексная методика психомоторной коррекции. М 1998.

3.                       Воробьева В.А., Иванова H.A., Сафронова Е.В., Семенович A.B., Серова Л.И. Комплексная нсйропсихологичсская коррекция когнитивных процессов в детском возрасте. М., 2001.

4.                       Зуев В.И. Волшебная сила растяжки. М., 1993.

5.                       Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969.

6.                       ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

7.                       Нсйропсихологичсский анализ межполушарной асимметрии мозга / Под ред. Е.Д. Хомской. М., 1986.

8.                       Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2001.

9.                       Семенович A.B. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. М., 1998.

10.                   Семенович A.B. Психолого-псдагогичсекос сопровождение детей-левшей. М., 1998.

11.                   Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М., 2000.

12.                   Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2001.

13.                   Сиротюк АЛ. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003.

14.                   Спрингер С. Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М., 1983.

15.                   Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 2000.

16.                   Хомская Е.Ж. Нейропсихология. М., 1987.

 

 

 


 

К оррекция эмоциональных и поведенческих расстройств у детей 5 – 10 лет (

К оррекция эмоциональных и поведенческих расстройств у детей 5 – 10 лет (

Наличие гипотонуса – связано со снижением психической двигательной активности ребенка (эмоциональная вялость, низкая мотивация, слабость волевых усилий)

Наличие гипотонуса – связано со снижением психической двигательной активности ребенка (эмоциональная вялость, низкая мотивация, слабость волевых усилий)

За ней следуют интеграция в движении (невербальный компонент) и в обсуждении (вербальный компонент)

За ней следуют интеграция в движении (невербальный компонент) и в обсуждении (вербальный компонент)

И.п. - сидя на полу. Глубокий вдох, руки медленно поднять до уровня груди

И.п. - сидя на полу. Глубокий вдох, руки медленно поднять до уровня груди

После освоения первой части упражнения детям предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами

После освоения первой части упражнения детям предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами

И еще послушней стали. Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись

И еще послушней стали. Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись

Семенович A.B. Психолого-псдагогичсекос сопровождение детей-левшей

Семенович A.B. Психолого-псдагогичсекос сопровождение детей-левшей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2020