Коррекция и развитие речи "Автоматизация звуков"

  • doc
  • 03.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала автоматизация карточки ть-щ-ч.doc

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

 

ЗВУК  Ть

 

 Занятие № 1

 

1. Артикуляционная гимнастика и пальчиковая разминка.

2.       Повтори слоги.

 Тя-тя-тя    Тя-те-ти-те Ать-уть-оть

Те-те-те      Ти-те-тя-те Ить-ять-ёть

Те-те-те      Те-ти-тя-те Еть-ють-ять

Ти-ти-ти     Ти-тя-те-те Ють-ить-еть

 

2.      Повтори слова.

Звук в начале слова: Тяпа, тяп-ляп, тяга, тянет, тянут, тяпка, тяпнуть; тик, Тит, Тима, тина, тихо, тикать, Тихон, тик-так, Тимка, Тишка, тишина, тир, тигр, Тимур; тени, тема, тень, темя, тело, темень, темно, теленок, телята, телятина, телефон, тесто, тесно, тесный, телевизор; Тема, тётя, тёмный, тёрка; тюк, тюки, тюфяк, тюль, тюлень, тюря.

Звук в середине слова: Петя, Витя, Катя, Митя, Мотя, Костя, Настя; дети, котик, ботинки, Костик, зонтик; котёнок, утёнок, платье.

Звук в конце слова: Пить, петь, путь, пять, мать, муть, мыть, мять, дуть, ныть, выть, купить, думать, ходить, бегать, поймать, махать, гулять, любить, лепить, плакать, плавать, суть, писать, устать, спать, успеть, месить, носить, косить, слушать, спешить, кушать, шагать, рать, рыть, рыдать, грустить, варить, говорить, решать.

 

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

 

ЗВУК  Ть

 

 Занятие № 2

 

1. Артикуляционная гимнастика и пальчиковая разминка.

 

2.       Повтори чистоговорки

Тя - тя - тя - вот идет Витя.

Тя - тя - тя - идет Настя.

 Тя - тя - тя - поет Митя.

Тя - тя - тя - вот мое дитя.

Ти - ти - ти - съели кашу всю почти.

Те - те - те - отложили мы шитье.

 

3.      Повтори предложения.

Витя получил пять. У Вити пять пятерок. Митя тянет сеть. Витя идет гулять. Петя работает тяпкой. Тяпкой окучивают картофель. Тяп-тяп-тяп работает тяпка. Митя любит братика Витю. У Кости новый костюм. У Вити пять монет. Тихон тихо поет. У Пети кошка родила пять котят. Котята есть хотят. У Пети котенок. У Кати утенок. Тихон идет в тир. Тише, тише, кот на крыше. У Кости пять телят. Тихон тихо поет. У Тихона пять тюков. Тима гуляет с Тяпой. Витя будет петь песню. Тимоша идет гулять во двор. Тетя Дуся может купить телевизор. Маму нужно любить.

 

4. Измени предложения.

Я (ты, он, мы, вы, они) бегу за Витей.

Я (ты, он, мы, вы, они) буду плавать.

 

 

 

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

 

ЗВУК  Ть

 

 Занятие № 3

 

1. Артикуляционная гимнастика и пальчиковая разминка.

2. Повтори чистотговорки.

Ать - ать - ать - буду я летать.

Ить - ить - ить - надо всех будить.

Уть - уть - уть - собирайся в путь.

Ать - ать - ать - мы идем гулять.

Ать - ать - ать - нужно в комнате убрать.

 

3.      Повтори предложения.

У Темы пять котят. Утята на пруду. Утята будут плавать. Утка следит за утятами. У тети на окне тюль. Тюль повесили на окно. Дима догнал Витю. Дима перегнал Костю. Настю и Митю повели на елку. Петю позвали домой кушать. У Тины новый костюм. В нашей семье пять детей. Митя написал тете письмо. Дети сидели тихо. Тетя Тина месила тесто. Тит, иди петь. Утюг стоит на плите. На воде утята. У меня есть тетя Настя. Тима сидит в тени. Тихо-тихо ходит Тима. Что тикает «тик-так»? «Тик-так» тикает будильник. У Пети тяпка. У Пети опята. Петя идет кушать. Настю нужно купать. У Насти котенок. У Мити зонтик. Настя, Витя, Тима — дети. Витя тянет тетю за платье. Тимка собрался гулять. Настя будет ходить и бегать.

4. Измени предложения.

Я (ты, он, мы, вы, они) гуляю с Тяпой.

Я (ты, он, мы, вы, они) должна месить тесто.

 

5.      Повтори пословицу.

Где растяпа да тетеря —

Там не прибыль, а потеря.

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

 

ЗВУК  Т-Ть

 

Занятие № 4

 

1. Артикуляционная гимнастика и пальчиковая разминка.

2.      Повтори слоги.

 Та-тя  То-те   Ти-ты  Ту-тю

Тя-та   Те-то   Ти-ты  Тю-ту

Тя-та-тя          То-те-то          Ти-ты-ти        Ту-тю-ту

Та-тя-та          Те-то-те          Ты-ти-ты        Тю-ту-тю

3.      Повтори слова.Тук - тюк        Тома - Тема   Кот - котенок

Тик - так        Ната - Митя   Рот - ротик

Тут - Тит        Ходит - ходить          Картон - картина

Ток - тень      Бегает - бегать           Думает - думать

Тук - тюк       Несут - носить          Готовит - готовить

Тот - тир        Готовит - готовить   Строит - строить

4.      Повтори предложения.

Таня и Митя несут телевизор. Витя тянет Тоню за платье. Катя и Толя бегают. Митя кормит тигра. Толя идет в тир. Витя идет гулять. Настя любит тишину. Катя боится темноты. Тема несет зонтик Томе. Витя несет молоток. Ната и Митя дети. У тигра - рот, у кота - ротик. Толя любит готовить. Тут висит картина. Картину нарисовала Тома. Тома кормит котенка. Кот - большой, котенок - маленький.

5.      Повтори чистоговорки.

Тя - та - тя - идет Митя. Ты – ти - ты - купили шорты. Ти - ты - ти - гуляют дети. Тю - ту - тю - вижу Катю. То - те - то - в доме чисто.

6.      Повтори пословицы, поговорки.

Трус своей тени боится.

Терпенье и труд все перетрут.

Чтобы научиться трудолюбию, нужны годы,

Чтобы научиться лени - только три дня.

Кто хочет много знать, тому надо меньше спать.

7.      Повтори скороговорки.

Не будь тороплив, а будь терпелив.

С виду бабушка Улита

И сурова, и сердита.

Вы зайдите в гости к ней

Да отведайте сластей.

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

 

ЗВУК  Щ

 

Занятие № 1

1. Артикуляционная гимнастика и пальчиковая разминка.

2. Звук [Щ] в прямых слогах:


ЩА – ЩА – ЩА    

ЩУ – ЩУ – ЩУ    

ЩЁ – ЩЁ – ЩЁ    

ЩИ – ЩИ – ЩИ    

ЩЕ – ЩЕ – ЩЕ


          

3. Звук [Щ] в словах с прямым слогом:

Обещать, пищать, угощать, вращать, трещать, прощать, помещать, обращать, возвращать, восхищать, восхищаться, щука, щупать, щупальца, ищу, пищу, тащу, угощу, помещу, щёки, щётка, щёлкать, ещё, защёлка, сгущенный, щи, щит, лещи, плащи, пищит, трещит, защита, тащить, щель, щепка, щебет, ищейка, ущелье, угощение, вращение, пещера, восхищение, освещение, помещение, прощение.

 

Повтори словосочетания со звуком [Щ]:

     Поющий щегол, пищащий щенок, важное сообщение, мощёная площадь, служебное помещение, мигающее освещение, сытная пища, ящик для овощей, сосновая щепка, сияющий щит, зубная щётка, сущие пустяки, сгущённое молоко, щупальца осьминога, помещать в ящик, восхищаться угощением.

 

Проговаривать чистоговорки:

Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

 

 

 

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

 

ЗВУК  Щ

 

Занятие № 2

 

1. Артикуляционная гимнастика и пальчиковая разминка.

2. Звук [Щ] в прямых слогах:

 

3.Проговори    Ащ, ущ, ищ, ещ, ощ, ёщ, ющ, эщ, ыщ, ящ.


Ащ-ощ-ущ-ыщ,

 ящ-ющ-ищ-ещ,

 ащ-ящ-ащ,

ощ-ёщ-ощ,


 


ыщ-ущ-ощ-ащ,

ещ-ищ-ющ-ящ,

ущ-ющ-ущ,

ыщ-ищ-ыщ.


 

4. Проговорить слова.

Обещать, пищать, угощать, вращать, трещать, прощать, помещать, обращать, дощатый, возвращать, восхищать.

Ищу, пищу, тащу, угощу, помещу, трещу, щука, щупать.

Ещё, щёки, щётка, щёлкать, защёлка, лущёный, мощёный, сгущённый.

5. Изменить слова: искать клещи, тащить щётку, чистить вещи.

Я ищу клещи. Я тащу щётку. Я чищу вещи.

Я (ты, он, мы, вы, они)

6. Выучить СТИХОТВОРЕНИЕ

На скамейку я встаю, 
Еле ящик достаю.
Открываю ящик, 
Голубой, блестящий. 
Посыпались из ящика
Письма настоящие.

 

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

 

ЗВУК  Щ

 

Занятие № 3

1. Артикуляционная гимнастика и пальчиковая разминка.

2. Звук [Щ] в прямых слогах:


ЩА – ЩА – ЩА    

ЩУ – ЩУ – ЩУ    

ЩЁ – ЩЁ – ЩЁ    

ЩИ – ЩИ – ЩИ    

ЩЕ – ЩЕ – Щ


3. Повтори словосочетания со звуком [Щ]:

 Щавель, площадь, гуща, пища, роща, ищут, плещут, щипать, щиток, пища, вещи, ящик, овощи, клещи, общий, тащит, сварщик, гонщик, видящий, идущий, трещина, бурлящий, кипящий, гудящий, дымящий, дрожащий, щегол, щебетать, щекотать, щенок, щетина, чудовище, сокровище, училище, удилище. 

4. Повтори чистоговорки и скороговорики. Чётко произноси звук «Щ»:

Ща – ща – ща — тащили из воды  леща.                         

Ща – ща – ща — утощили мы леща.                                

Щи – щи – щи — тут висят плащи.                                 

Щу – щу – щу — я щенка ищу.                                        

Ще – ще – ще — я иду в плаще.

5. Повтори  предложения со звуком [Щ]:

Щи да каша — пища наша. Щи варят из овощей. Щавелевые щи — полезная вещь. Дети ищут грибы. В озере лещи. Вова с товарищами поймал крупного леща. Папа вытащил на берег большую щуку. Щенок пищит в ущелье.

6. Выучить СТИХОТВОРЕНИЕ

Щенок в ящике лежит,

Щенок к ящику бежит.

Он ищет её тщательно

И стащит обязательно.

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

 

ЗВУК  Щ

 

Занятие № 4

1. Артикуляционная гимнастика и пальчиковая разминка.

2. Звук [Щ] в прямых слогах:


АЩ – АЩ – АЩ    

УЩ – УЩ – УЩ    

ОЩ – ОЩ – ОЩ                     

ЮЩ-ЮЩ-ЮЩ    

ИЩ – ИЩ – ИЩ    

ЕЩ – ЕЩ – ЕЩ


 

Повтори чистоговорки и скороговорики. Чётко произноси звук «Щ»:

Аща – аща – аща — впереди густая чаща.

Оща – оща – оща — шумит дубовая роща.

Ище – ище – ище — в лесу рыщет волчище.                                       

Лющ – лющ – лющ — по верёвке вьётся плющ.

 

Повтори  предложения со звуком [Щ]:

Волки рыщут, пищу ищут. Щипцы да клещи — вот наши вещи. В ящике лежат клещи. Возьми клещи и вытащи из ящика гвозди. Костя любит сгущенное молоко. Угощай товарища! В дощатом полу много щелей и щёлок. Солдаты надели плащи защитного цвета. В синем небе звёзды блещут, в синем море волны плещут. В запущенном саду поют щеглы, таращат большущие глаза лягушки.

 

Проговаривать чистоговорки: 

Мы купили овощей

И для супа, и для щей. 

Ты нас, мама, не ищи –

Щиплем щавель мы на щи!

 План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

ЗВУК  Щ

 

Занятие № 5

 

1. Артикуляционная гимнастика и пальчиковая разминка.

2. Произносить слоги.

ащ – ощ – ущ – ыщ                ыщ – ущ – ощ – ащ

ящ – ющ – ищ – ещ                ещ – ищ – ющ – ящ

ащ – ящ – ащ                          ущ – ющ – ущ

ощ – ещ – ощ                          ыщ – ищ – ыщ

3. Проговаривать словосочетания, выделяя звук [Щ]:


Овощные щи

мохнатый щенок

темное помещение

хищная щука

в ящике овощи

Танины вещи

мягкая щетина

обещать угощение

щебетание птиц

щавелевые щи

дубовая щепка


4. «Сосчитай до 5»:

мохнатый щенок     шипящий гусь      хищная щука

5. Образовать существительное, обозначающее профессию (по образцу):


Стеклить – (стекольщик)

фехтовать –

точить –

чистить –

носит –

камень –

часы –

уголь –

(барабан) –

(сварка) –

(экскаватор) –


6. Заучивание стихотворения

Ищут Катя с Таней вещи:

Ищут щётки, ищут клещи,

Плащ, ботинки, ящик, лейку.

Папа купит им ищейку.

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

 

ЗВУК  Щ

 

Занятие № 6

 

1. Артикуляционная гимнастика и пальчиковая разминка.

 

2. Произносить (читать) слоги.

ща – щу – щё                 ща – щи – ще

щу – щи – ще                 щё – щи – ще

ща – щу – щи                 ща – щё – ще

 

3.  Заменить в слове первый звук на звук [щ]:

Кепка - ...(щепка), кит -…(щит), мель -…(щель), тётка -…(щётка), река -…(щека), венок -…(щенок), детина -…(щетина), полка -…(щёлка), тучка -…(щучка).

 

4. Заменить в слове последний слог на слог – щи:

Плати -…(плащи), лети - …(лещи), пили -…(пищи), розы - …(рощи), веки -…(вещи), чаши - …(чащи).

 

5. Повтори  предложения со звуком [Щ]:

 

Лена кладёт вещи в ящик. Луна освещает рощу. В роще щеглы. Алёша видел в роще щегла. Щеглы щёлкали и щебетали. Во дворе пищит щенок. Щенок щиплет щётку. Коля надул щёки. Щенок пищит, просит пищи.

 

6. Выучить СТИХОТВОРЕНИЕ

Пёс тащит щётку,

Щенок тащит щепку.

Ведь для щенка

Пока и щётка велика.

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

 

ЗВУК  Ч

 

Занятие № 1

 

1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для шипящих).

2. Изолированное произнесение звука Ч . (чётко)

3. Автоматизация звука Ч в слогах.


ЧА-ЧА-ЧА

ЧА-ЧО- ЧУ-ЧИ

ЧИ-ЧИ-ЧИ

ЧО-ЧУ-ЧИ-ЧА

ЧУ-ЧУ-ЧУ

ЧУ-ЧИ-ЧА-ЧО

ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ

ЧИ-ЧА-ЧО-ЧУ


4. Автоматизация звука Ч в словах.

ЧА-ЧА-ЧА – чан, чай, чайник, чайка, чашка, кочан, дача, туча.
ЧИ-ЧИ-ЧИ – чисто, чиж, чижик, мячи, калачи, личинка. 
ЧУ-ЧУ-ЧУ – чудо, чуб, чугун, чудак, хочу, молчу, жемчуг. 
ЧЁ- ЧЁ-ЧЁ – бачок, бычок, пучок, значок, плечо, бочонок, учёба, печёнка.
ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ - чек, чей, печенье, ученье, качели, зачем, чучело.

5. Чистоговорки (повтори чётко и медленно)

ЧА-ЧА-ЧА – локон у плеча.

АЧ-АЧ-АЧ – у Никиты мяч.

ЧИ-ЧИ-ЧИ – новые ключи.

ОЧ-ОЧ-ОЧ – у мамы дочь.

ЧУ-ЧУ-ЧУ – сока я хочу.

УЧ-УЧ-УЧ – виден яркий луч.

ЧЁ- ЧЁ-ЧЁ – левое плечо.

ЕЧ-ЕЧ-ЕЧ – вот огромный меч.

ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ – лямка на плече.

 

 

Повтори скороговорки:

Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

 

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

 

ЗВУК  Ч

 

Занятие № 2

1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для шипящих).

2. Автоматизация звука Ч в слогах.


АЧ-АЧ-АЧ

АЧ-ОЧ-УЧ-ИЧ

ОЧ-ОЧ-ОЧ

ОЧ-УЧ-ИЧ-АЧ

УЧ-УЧ-УЧ

УЧ-ИЧ-АЧ-ОЧ

ИЧ-ИЧ-ИЧ

ИЧ- АЧ-ОЧ-УЧ


3. Автоматизация звука Ч в словах.

АЧ-АЧ-АЧ – плач, богач, калач, качка, удачно, задачник, врач, грач.
ОЧ-ОЧ-ОЧ – дочь, ночь, бочка, кочка, дочка, почка, точка, молочный, замочки.
УЧ-УЧ-УЧ – луч, тучка, внучка, кучка, могуч, кавычки, Жучка, лучше. 
ИЧ-ИЧ-ИЧ – дичь, дичка, яичко, водичка, кличка, табличка.

4. Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ч.

Тина, бабочка, банка, сачок, ключ, цапля, щетка, очки, бантик, шоколадка,
ночь, дочка, кулич, Танечка, чудеса, насос, мячик, овощи, печка, свеча.

5. Повтори слова парами. Качка – кочка, бочка-тачка, внучка-колючка, овечка-колечко, уздечка-печка, девочка-ласточка, обруч-удочка, ключ-очки, тапочки-бабочка.

6. Игра «Назови ласково»

Ветка – веточка

овца – овечка

сани – саночки

Заяц –

собака –

лодка –

Белка –

ложка –

замок –

Кольцо –

птица –

юбка –

Повтори скороговорки:

Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

 

ЗВУК  Ч

 

Занятие № 3

 

1.. Артикуляционная гимнастика (комплекс для шипящих).

2. Автоматизация звука Ч в слогах.

АЧ-ОЧ-УЧ-ИЧ

ОЧ-УЧ-ИЧ-АЧ

УЧ-ИЧ-АЧ-ОЧ

ИЧ-АЧ-ОЧ-УЧ

 

3. Автоматизация звука Ч в словах.

Кабачки, башмачки, облачко, жучки, пучки, паучки, колечко,
овечка, бычки, дички, новички, ячмень, мочалка, качалка, значок, 
плечо, каблучок, пятачок, бочонок, копченый, печёный, волчонок,
зайчонок, калачи, овчинка, волчица, зачем, черви, чулан, чудак, 
чугун, плачу, пончик, выучил, лётчик, волчий, заячий, мочёный, 
ночёвка, пахучий, голубчик, огурчик, горчица, вечерний, передача.

 

4. Игра «Назови ласково»

Пуговица – пуговичка

вилка – вилочка

галка – галочка

Цветок –

шапка –

коса –

Сумка –

лента –

утка –

Река –

лиса –

паук –

 

Повтори скороговорки:

Калачи на печи, как огонь, горячи.

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

 

ЗВУК  Ч

 

Занятие № 4

 

1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для шипящих).

2. Автоматизация звука Ч в слогах.

ЧТА-ЧТО-ЧТУ-ЧТЫ

ЧТУ-ЧТЫ-ЧТА-ЧТО

ЧТО-ЧТУ-ЧТЫ-ЧТА

ЧТЫ-ЧТА-ЧТО-ЧТУ

 

3. Автоматизация звука Ч в словах.

Почта, мачта, почтовый, почтальон, почтение, чтение, почва, чукча, отличник.
Чашка – значок – чулки – чучело – бахча
Плечо – кольчуга – печенка – овчарка – калачи
Мочалка – пчелы – каучук – личинка – черепаха
Удача – крючок – чудеса – пончик - одуванчик

 

5. Выучи загадку, нарисуй отгадку.

Пять мальчиков, пять чуланчиков.
Разошлись мальчики в темные чуланчики – 
Каждый мальчик в свой чуланчик. (пальцы и перчатка)

 

6. Игра «Кто это делает?»

Учит – учитель

летает – летчик

трубит – трубач

Читает – читатель

переводит – переводчик

переплетает – переплетчик

Работает на пасеке – пасечник

стреляет из пулемёта – пулемётчик.

 

Повтори скороговорки:

Четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

 

ЗВУК  Ч

 

Занятие № 5

 

Повтори чистоговорки. Чётко произноси звук [Ч]:

Ча – ча – ча — у меня нет ключа.                                     

Чо – чо – чо — солнце светит горячо.

Ча – ча – ча — надо вызвать врача.                                  

Чи – чи – чи — испеки мне калачи.

Ча – ча – ча — в комнате горит свеча.                             

Чок – чок – чок — стучит мамин каблучок.

Чу – чу – чу — я стихи учу.                                              

Чок – чок – чок — за печкой поёт сверчок.

Чу – чу – чу — громко в дверь постучу.                         

Чок – чок – чок — быстро вертится волчок.

Чу – чу – чу — говори, я помолчу.                                  

Чей – чей – чей — течёт лесной ручей.

 

Повтори словосочетания и предложения:

      Чёрный чум, могучий человек, чёрная ночь, пачка печенья, честный человек, точные часы, мальчик Чипполино, чёрная туча, прочный чехол, коричневые чулки, гремучий ручей, горячий чай, четвёртый четверг, горячий горчичник, чёрный грач.

 

Повтори скороговорки:

У четырёх черепах по четыре черепашонка.

Чайка чаю не пьёт, хоть и чайкой слывёт.

Грачи грачатам кричат, грачи берегут грачат.

 

 

 

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

 

ЗВУК  В

 

Занятие № 1

 

1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для шипящих).

2. Автоматизация звука В в слогах.

Ва - во - ву - вы        Вы - вы - вы

Вы - ва - во – ву       Ва - ва - ва
Во - вы - ва - ву        Во - во - во
By - во - ва - вы        By - ву - ву

2. Автоматизация звука В в словах.
Звук в начале слова:
Вам, ваш, вата, Ваня, вагон, ванна, вахта, ватка, Вася, ваза, Валя, вафли, варка, варежка; вы, выть, высь, выгон, вызов, выезд, выпуск, выбор; вот, вон, воз, вода, вожак, волк, вобла; вуз, вуаль, вулкан.
Звук в середине слова:
Иван, Вова, диван, ковать, сова, Савва, совать, зазывать, голова, слива, слава, халва, глава, корова, трава, сорвать; ивы, оковы, гривы; выводок, завод, забава, вывоз, вывозить, завозить, заводить, повозка, зарево.

 

 

3. Повтори чистоговорки.
Ва - вы - ва — вот высокая трава. Вы - ва - вы — даже выше головы.

4. Повтори скороговорки.
В зимний холод всякий молод.

 

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

 

ЗВУК  В

 

Занятие № 2

 

1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для шипящих).

2. Автоматизация звука В в слогах.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:
Впа, вка, вку;               вра, вру,         вкла, вклю.

вну, тва, твы;               зва, зву;          вла, вло;

 

3. Автоматизация звука В в слогах.

Впадать; вкус, вкусно; внук, внучка; Литва, клятва, листва, плотва, бритва, клятвы; звать, звание; звук, звуковой, звучание, звучно; влага, власть, вложение; врать, враг, врач, враль, врун, врут; вклад, вкладыш, включение.
4. Повтори предложения.

Вот Вова и Вася. Вася купил вату. Сова пьет воду. У Вовы намокли варежки. Сова сидела на возу. Впереди стаи летел вожак. У коровы большая голова. Ваня уронил вафли в траву. Возле ивы выл волк. Ваня несет вазу. Валя ест сливы. Вова идет на завод. Раздался сильный звук. Внук и внучка вкусно поели у бабушки. У Ивана большая власть. Валя дала клятву. Внизу лежит листва.
5. Повтори пословицы.
Всему свое время.

 Всякой вещи свое место.

 Волков бояться — в лес не ходить.

Много воды — много травы.

6. Повтори скороговорки.
Вкусная халва - мастеру хвала.

 

Артикуляция звука В

 

См. звук Ф. Разница заключается в том, что при звуке В голосовые складки сомкнуты, вибрируют, добавляется голос. Ощущается вибрация гортани и подбородка.

Постановка звука

Ставится на базе звука Ф с прибавлением голоса, наличие которого ребенок осязает, прикасаясь рукой к груди, к горта­ни или подбородку логопеда. При произнесении звука В нельзя допускать закусывания нижней губы. Она должна быть немно­го вывернута наружу и приближаться к верхним резцам.

Артикуляция и постановка звука Вь

 

См. звук В. Разница заключается в том, что при произне­сении звука ВЬ нижняя губа менее напряжена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

 

ЗВУК  Вь

 

Занятие № 1

 

1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для шипящих).

2. Автоматизация звука Вь в слогах.
1. Повтори слоги. 
Вя - вя - вя    Вя - вё - вю - ви
Вю - вю - вю  Be - вю - ви - вя
Be - ве - ве     Вё - ве - ви - вю
Ви - ви - ви      Вё - вю - вя - ви
Вё - вё - вё     Вю - вя - ви - вё
2. Повтори слова:
Звук в начале слова:
Вяз, вязать, вяжет, вяленый; вид, вино, вина, вить, Витя, видно, викинг, витязь, визит, визитка, визг, вижу, вилка; век, Вена, вес, весь, весы, весна, вести, веселье, ветла, вера, веер, ветер, вечер, верба, верста, вереск; вёсны, вёсла, вёдра.
Звук в середине слова:
Навязать, увязнуть, завязать, завязанный, долговязый; Вовик, новинка, новичок, увижу, травинка; навес, повесить, повесть, совесть, завесить, занавес, занавески, увести, деревья; ковёр, отвёртка.

3.      Повтори пословицы.

Пословица вовек не сломится. Всякой вещи свое место. Век живи - век учись.

4. Выучи стихотворение.

Ветер сверху набежал,

Ветку дерева сломал.

Дул он долго, зло ворчал

И деревья всё качал.

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

 

ЗВУК  Вь

 

Занятие № 2

 

1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для шипящих).

2. Автоматизация звука Вь в слогах.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:
Вня, вни; вся, все, всё, всю; свя, сви; звя. Внять, внятно, внимать, внизу, вникнуть; вся, всякий, все, вселенная, вселиться, всё, всю, всюду, повсюду; связать, связанный, связка, свить, свист, свистеть, свинья, свинка, свирель; звякать; коврик, деревня.

3. Повтори предложения.

Скоро я увижу Вовика. Весной деревья оживают. Вовик несет отвертку. Ветер качает ветку. Бабушка вяжет коврик. Внизу видна вся деревня. Новичок увидел весь класс. Внизу свистит свирель. Вовик в классе новичок. Мы повесили занавески. Птицы свили на дереве гнездо. Витя несёт вёдра. От ветра качаются деревья. Ты свистишь на всю деревню. Витя завязывает шнурки.

4. Повтори пословицы.

Пословица вовек не сломится.

 Всякой вещи свое место.

Век живи - век учись.

 

 

 

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

 

Дифференциация звуков В – ВЬ

 

Занятие №1

 

После того, как поставлены и автоматизированы звуки В, ВЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

 

1.      Повтори слоги.

Ва - вя            Вы - ви              Ву - вю                 Во - вё

Вя - ва            Ви - вы              Вю - ву                 Вё - во

Ва - вя - ва     Ви - вы - ви      Вю - ву - вю        Вё - во - вё

Вя - ва - вя     Вы - ви - вы     Ву - вю - ву         Во - вё - во

 

2.      Повтори слова.

Вата - Витя               Выдра - ведра          Высь - висеть

Ваша - вишня          Слава - Славик         Диван - девица

Вахта - вихрь             Трава - травинка    Вон - Вена

Важный – вяжет         Ваза - виза              Воз - вес

Вулкан - вилка           Выть - видеть         Ворс - верста

3.      Игра «Один - много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, ребе­нок — во множественном.

Верба - (вербы)   визит - (визиты)

Вилка - (вилки)        •  отвёртка - (отвёртки)
Ведро - (вёдра)    новичок - (новички)

Вечер - (вечера)  травинка - (травинки)

4. Выучи стихотворение.

Весенний воздух свеж и чист.

Вот зеленеет первый лист.

Видна в проталинах земля.

Вокруг ручьи бегут, звеня.

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

 

ЗВУК  Ф

 

Занятие № 1

 

1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для шипящих).

2. Автоматизация звука Ф в слогах.
1.      Повтори слоги.

Фа - фа - фа         Фа - фо - фу - фы      Ыф - ыф - ыф

Фо - фо - фо         Фы - фу - фа - фо      Аф - аф - аф

Фу-фу-фу             Фо-фа- фу- фы          Оф-оф ~оф

Фы - фы - фы       Фу - фо -фы - фа       Уф - уф - уф

 

2.      Повтори слова.

Звук в начале слова:

Факт, фата, фауна, фасон, фасоль, фаза, фазан, факел, фара, факир, фактор, фарс, фарш, фабрика; фыркать, фырчать; фон, фото, Фома, фонд, фонтан, фокус, фонарь,

форма; фу, фуга, фунт, фунтик, фугас, футбол, фура, фургон, фужер.

 

3. Игра «Один-много».

Фазан — (фазаны)        Фургон — (фургоны)

Факел — (факелы)        Телефон — (телефоны)

Фокус — (фокусы)       Сарафан — (сарафаны)

Фонтан — (фонтаны)   Граф — (графы)

 

4. Игра «Закончи предложение».

Мама завязала дочке нашею... (шарф).

Вечером у машин горят... (фары).

У каждого человека есть имя и... (фамилия).

В цирке часто показывают... (фокусы).

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

 

ЗВУК  Ф

 

Занятие № 2

 

1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для шипящих).

2. Автоматизация звука Ф в слогах.
1.      Повтори слоги.


Ыф - ыф - ыф

Аф - аф - аф

Оф-оф ~оф

Уф - уф - уф


 

2. Автоматизация звука Ф в словах.

Звук в середине слова:

Софа, олифа, арфа, графа, Пифагор, сарафан, профан; софы, рифы, арфы; патефон, телефон, пафос, магнитофон, реформа, бутафор; тайфун, конфуз.

Звук в конце слова:

Пиф, паф, миф, удав(ф), шкаф, лев(ф), рукав(ф), шарф, гриф, граф, фотограф, обрыв(ф), порыв(ф), жираф.

 

3. Повтори предложения.

Факир показал фокус. Граф несет факел. На фабрике горят фонари. Фома кладет шарф в шкаф. Фунтик фыркает. У сарафана хороший фасон. Пиф и Паф - фотографы. У Фомы флаг. Граф надел фрак. У Фомы фрукты. У Фроси флажок. У Фроси кофта из фланели. У Фомы кафтан, У Фроси красивая кофта. Фома купил телефон.

 

4.      Повтори скороговорки.

У Пифа гость - Паф,         У Фани - фуфайка,

У Пафа гость - Пиф.         У Пети - туфли.

 

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

 

ЗВУК  Ф

 

Занятие № 3

 

1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для шипящих).

2. Автоматизация звука Ф в слогах.

Фта, фты; фла, фло, флу; фра, фро, фру, фры; фта, фты.

 

3. Стечение согласных звуков в словах:

Кофта, кафтан, лифты, кофты; флаг, флакон, флагман, флажок, фланель; флот, флоксы, флотский; фрак, фрау, франк, фрамуга, фраза, цифра; фронт, Фрося; фрукты, фруктовый, цифры.

4. Повтори предложения.

Факир показал фокус. Граф несет факел. На фабрике горят фонари. Фома кладет шарф в шкаф. Фунтик фыркает. У сарафана хороший фасон. Пиф и Паф - фотографы. У Фомы флаг. Граф надел фрак. У Фомы фрукты. У Фроси флажок. У Фроси кофта из фланели. У Фомы кафтан, У Фроси красивая кофта. Фома купил телефон.

 

5.      Повтори скороговорки.

Флот плывет к родной земле,

Флаг на каждом корабле.

 

6.      Выучи стихотворение. Флажок

Посмотрите! Посмотрите!

Вот какой флажок у Мити!

 Кто флажок подарил?

 Митя сам смастерил.

(О. Высотская)

Артикуляция звука Ф

Нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посе­редине остается узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята. Верхние резцы видны, нижние рез­цы закрыты нижней губой. Положение языка зависит от сле­дующего гласного звука. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя рассеянная.

Постановка звука

1  способ, по подражанию. При произнесении звука лого­пед обращает внимание ребенка на положение своих губ. Ре­бенок видит, как подтягивается нижняя губа к верхним рез­цам, а верхняя поднимается.

2  способ: если ребенок не может сразу установить губы в
должное положение, нужно предложить ему подуть, сблизив
верхнюю и нижнюю губы. В это момент логопед пальцем под­нимает верхнюю губу ребенка, тогда нижняя губа рефлектор-
но поднимется к верхним резцам. Получится звук Ф.

3  способ: логопед поднимает нижнюю губу ребенка двумя
пальцами к верхним резцам, пользуясь этим приемом до тех
пор, пока у ребенка не укрепится навык самостоятельно под­тягивать нижнюю губу кверху.

Звук ФЬ

Разница заключается в том, что при произне­сении звука ФЬ нижняя губа менее напряжена.

Постановка звука

По подражанию. Лучше всего в слоге ФИ. Постепенно звук И произносится более кратко и глухо, получается звук ФЬ;

 

 

 

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

 

ЗВУК  Фь

 

Занятие № 1

 

1. Артикуляционная гимнастика (комплекс для шипящих).

2. Автоматизация звука Фи в слогах.

Фя - фя - фя         Фя - фе - фю - фи Афь - офь - уфь

Фе - фе - фе          Фя - фи - фю - фе Ифь - ефь - юфь

Фю - фю -фю        Фё - фю - фя - фи Яфь - ифь - ефь

Фи - фи - фи         Фи - фя - фе - фё  Ёфь - яфь - ифь

 

3.      Повтори слова.
Звук в начале слова:

Фима, финики, финка, фикус, филе, Филька, филин, фильм, фильмотека, Филат, финал, фиалка, филиал, фиксация, фигура, фирма; фен, фея, Федя, Феня, фетиш, ферма, февраль.

Звук в середине слова:

Пуфик, кефир, графин, сапфир, шарфик; кафе, буфет, конфета, портфель, картофель, трюфель; шофёр; тюфяк.

Звук в конце слова: Юдифь, морковь (фь).

 

3. Повтори предложения.

У Феди графин. Филя пьёт кефир. У Фени фикус и фиалки. Филя ест конфету. У графина лежит морковь (фь). Буфет полон конфет. У Фени фен. У Фимы фильм о фее. Филат работает на ферме. У Феди фирма, Филя в кафе. Филин сидит на суку. Федя успел к финалу фильма. Феня купила финики. Шофёр забыл портфель. Федя, принеси картофель. Рядом с фирмой кафе.

 

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

Дифференциация звуков Ф - ФЬ

Занятие № 1

После того, Как поставлены и автоматизированы звуки Ф, ФЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребе-нок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков Ф - ФЬ

1.      Повтори слоги.

Фа - фя       Фа - фа - фя - фя            Фу - фю - фу

Фо - фё       Фа - фя - фа -фя             Фю - фу - фю

Фы - фи      Фя - фа - фя – фа           Фы - фи - фы

Фу - фю      Фя - фя - фа - фа            Фи - фы - фы

2.      Повтори слова.

Фомка - Фимка    Форма - ферма

Фокус - фикус     Форма - фирма

Фуга - фига Фурор - фюрер

Фон - фен   Фунт - финт

3.      Повтори предложения.

Фимка несет фомку. Федя показал фокус. Граф пьет кофе. На софе - форма. У Фили факел. У Фени фасоль. Фрося и Федя пьют кефир. У Фомы конфета. У Фени красный сарафан. Филат носит форму. Фома работает шофером. Шофер вытер фары у машины. Федя говорит по телефону. У Филата собака Пифагор. Фрося посадила фикусы и фиалки. Федя смотрит футбол. Фома купил картофель. Феня стоит у фонтана. Фома нарисовал филина.

4.      Повтори чистоговорки.

Фе — фэ -фе — дядя мой живет в Уфе. Фы - фи - фы - не доехать до Уфы. Фа - фя - фа - у нас большая арфа. Фу - фю - фу - купили мы софу.

5.      Повтори скороговорки.

У Фомки гость - Фимка, У Фимки гость - Фомка. У Фани - фуфайка, У Феди-туфли. У Федота - фагот. У Фимы - мифы; У кафе - Фома, У Фомы - кофе.