Коррекция нарушений звукопроизношения

  • doc
  • 27.06.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Коррекция нарушений.doc

Коррекция нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стёртой  степенью дизартрии

В процессе логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения решаются следующие задачи:

-   формирование психофизиологических механизмов, обеспечивающих овладение фонетической стороной речи (сенсорных и моторных звеньев речевого процесса).

-   формирование речевых навыков фонетически правильной речи.

В процессе логопедической работы реализация указанных задач осуществляется в их единстве и тесной взаимосвязи.

Система преодоления нарушений звукопроизношения включает в себя следующие разделы:

1. Развитие ручной моторики и моторики артикуляторного аппарата.

2. Формирование правильной артикуляции звуков и их автоматизации в различных фонетических условиях произношения.

        Работа, направленная на развитие ручной моторики и моторики артикуляторного аппарата,   строится с учетом следующего:

·        Уровневая организация движений (Н.А. Бернштейн), которая позволяет разложить сложный двигательный акт на составные компоненты и выявить состояние церебральных уровней, их роль в регуляции движений и действий.

Практически ни одно движение не обслуживается по всем его координационным деталям только одним ведущим уровнем построения. Каждая из технических сторон и деталей выполняемого сложного движения находит для себя среди нижележащих уровней необходимые, наиболее адекватные афферентации. Соответственно каждая двигательная задача находит себе в зависимости от своего содержания и смысловой структуры тот или иной уровень, который определяется как ведущий для данного движения. Концепция о системной организации двигательной функции, о взаимодействии ее разных звеньев, уровневая организация движений позволяют в случае нарушения двигательной функции компенсаторно перестраивать функциональную систему путем специального обучения и упражнений.

·        Тесная взаимосвязь между тонкой дифференцированной моторикой рук и артикуляторной моторикой.

При нормальном развитии ребенок овладевает звуковой стороной речи одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. Систематические упражнения, тренирующие движения пальцев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

·        Сложное взаимодействие кинестетической и кинетической основы движений.

Для осуществления двигательного акта необходимо наличие двух составных компонентов: его кинестетической основы, обеспечивающей дифференцированный состав сложных движений, и его кинетической структуры, лежащей в основе образования плавных, протекающих во времени двигательных навыков.  Кинетическая программа обеспечивается участием своего мозгового механизма, отличного от механизма создания кинестетической схемы произвольного движения.

·        Положение о роли кинестезий в управлении движениями.

Произвольные движения и действия требуют постоянного сличения  спланированного акта с реально воспроизведенным. От выполняемого движения должны поступать непрерывные обратные сигналы, составляющие содержание обратной афферентации и постоянно сопоставляющиеся с запланированным действием.

Работа по развитию ручной и артикуляторной моторики осуществляется по двум направлениям.

·        Работа по формированию кинестетической основы движения.

Основными задачами  этого направления логопедической работы являются:

-   организация двигательных импульсов, направляемых к определенным группам мышц, и уточнение состава двигательного акта;

- развитие кинестетического анализа и синтеза, кинестетических афферентаций ручных и артикуляторных движений.

В процессе формирования кинетической основы движений руки кистям и пальцам рук придаются различные позиции, которые ребенок воспроизводит с закрытыми глазами (или за экраном). При формировании кинестетической основы артикуляторных движений для развития двигательно-кинестетической обратной связи проводятся специальные упражнения, направленные на уточнение положения артикуляторных органов во время произнесения правильно произносимых звуков. При их выполнении постоянно привлекается внимание детей к возникающим кинестетическим ощущениям. Первоначально эти упражнения проводятся с опорой на зрительные образы движения, затем использование дополнительной опоры исключается.

- Основными задачами по формированию кинетической основы движения являются:

- объединение, обобщение последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип, превращение отдельных двигательных навыков в плавные, серийно организованные двигательные навыки;

-    развитие статической и динамической координации движений.

В процессе формирования кинетической основы движений руки проводятся упражнения, направленные на развитие системы движений, включающей в свой состав "основные" и "фоновые" компоненты (по А.Н. Бернштейну), или серии однотипных движений, составляющих единый двигательный навык.

Развитие динамической координации движений руки осуществляется в процессе выполнения как последовательно, так и одновременно организованных движений.

В процессе формирования кинетической основы артикуляторных движений основное внимание уделяется упражнениям, направленным на выработку необходимого объема движений, подвижности органов артикуляторного аппарата, силы, точности движений, на воспитание умения удерживать артикулярные органы в заданном положении.

Работа по формированию кинестетической и кинетической основ ручных и артикуляторных движений проводится параллельно. После формирования правильной артикуляции звуков в различных фонетических условиях произношения  проводится его автоматизация в различных фонетических условиях произношения. Автоматизацию вновь сформированного звука во всех вариантах дефектного произношения рекомендуется  начинать со структуры слогов ГС (гласный - согласный), а затем СГ (согласный - гласный). Такая последовательность работы обусловлена тем, что в структуре слога типа СГ составляющие его звуки по своим артикуляторно-акустическим признакам слиты между собой таким образом, что могут не содержать всех фаз артикуляции (экскурсии, выдержки, рекурсии). Коартикуляция еще более усиливается в тех случаях, когда основные признаки соседних звуков образуются действием разных органов. В структуре слогов типа ГС явление коартикуляции  выражено в меньшей степени, и согласный в этой структуре слогов испытывает меньшее воздействие соседней фонемы.

Автоматизация звука в сочетании с любым гласным осуществляется от слогов к слову, а затем к предложению, с тем чтобы быстрее и естественнее ввести звук в данной структуре слога в различный по своей сложности контекст. После автоматизации звука поочередно с различными гласными  в

структуре слога типа ГС звук также автоматизируется в речевом материале, включающем структуру слога СГ.                                      

В соответствии с задачами, поставленными в ходе обследования и направленных на выявление качественных и количественных особенностей звукопроизношения детей, им было предложено выполнить задания по шести направлениям:

1.     Обследование состояния общей моторики детей.

2.     Исследование произвольной моторики пальцев рук.

3.     Обследование моторики артикуляционного аппарата.

4.     Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата.

5.     Обследование мимической мускулатуры.

6.     Обследование произношения звуков. Были подобраны предметные картинки на определенные звуки.

      Обследование состояния общей моторики детей

Цель: определить состояние произвольного торможения движений.

Задание 1. Инструкция:  маршировать и остановиться по сигналу.

Цель: определить состояние статической координации движений

Задание 2. Инструкция:   постоять на цыпочках 10 секунд.

Цель: определить состояние динамической координации движений.

Задание 3.  Инструкция:   попрыгать на каждой ноге 5 минут.

Цель: Определение двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб.

Содержание задания:  логопед показывает 4 движения для рук и предлагает их повторить: руки вперёд, вверх, в стороны, на пояс.

       Задание 4. Инструкция:  «Повтори».

           Исследование произвольной моторики детей

Цель заданий: исследовать динамическую координацию движений

Задание 1. Инструкция:  "Пальчики здороваются".

Задание 2. Инструкция:   Замок".

Задание 3. Инструкция:  "Застегнуть пуговицы".

Задание 4. Инструкция:   "Выложить узор из мозаики".          

Обследование моторики артикуляционного аппарата

Цель заданий: исследовать двигательную функцию губ

Задание 1. Инструкция:  вытянуть губы в «трубочку».

Задание 2. Инструкция:  растянуть губы в "улыбке".

Цель задания: исследовать двигательную функцию челюсти

Задание 3. Инструкция:   свободно открыть и закрыть рот.

Цель заданий: обследовать двигательные функции языка

Задание 4. Инструкция: положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счёт от 1 до 5.

Задание 5. Инструкция:  вытянуть узкий язычок вперёд.

Задание 6. Инструкция:   "часики", переводить кончик языка поочерёдно из правого угла рта в левый угол.

Задание 7. Инструкция:   "качели": поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счёт от 1 до 5 и опустить к нижним зубам.