Коррекция речи "Упражнения на автоматизацию звука Лл"

  • docx
  • 02.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала автоматизация карточка л.docx

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

ЗВУК  Л

Занятие № 1

                                                                                                                                            1.Артикуляционная  и  пальчиковая   гимнастика.

2. Звук  Л-Л-Л (многократное   произнесение).

    Артикуляционная   поза  при  произнесении:                                                                                                      

   кончик   языка   прижат  к  альвеолам,                                

 по  бокам   языка   образуется   щель,  в  которую   проходит   воздух,  губы   открыты,   зубы  разомкнуты.

3. Слоги  и  слова (проговаривание   по  3-5  раз).

     Ал-ал-ал                            бал – вал – мал – пал - зал

     ол-ол-ол                            бол – вол -  мол – пол - зол

     ул-ул-ул                            бул –  вул – мул – пул - зул

     ыл- ыл-ыл                         был – выл-мыл – пыл - зыл

     ил-ил-ил                            бил – вил – мил – пил - зил

     ел-ел-ел                             бел – вел – мел -   пел - зел

     ял-ял-ял                             бял – вял – мял – пял – зял

4.  Отработка  произношения   слов  (перед   зеркалом) :

      Бал,  вал,  зал,  дал,  жал,  мал,  вол,  гол,  кол,  пол,  гул,  дул,  аул,  стул,  стол,  ныл,     

      Был,  выл,  мыл,  мял,  снял,  взял,  вел,  шел,  шелк, мел,  пел,  сел,  бил,  мил,  Нил.

5. Игра  «Звук   Л   за   тобой».

      (Называть  начало  слова,  а  ребенок   заканчивает.  Слова   из   задания   №4.                                              

  Ба…,  ва…,  и  т.д.)

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

ЗВУК  Л

 Занятие № 2

1.Артикуляционная   гимнастика.                                 

2.Звук   Л – Л – Л  (многократное    произнесение).

3.Слоговые   ряды:

ал – ол – ул           ал – ол – ыл           ол – ул –ал            ал – ол – ул - ыл

ол – ул – ал           ол – ыл – ал           ул – ал – ол           ол – ул – ыл - ал

ул – ал – ол           ыл – ал  - ол           ал -  ол – ул          ул -  ыл – ал - ол

ал – ыл – ол          ул -  ол -  ыл           ол – ыл – ал          ыл – ал – ол - ул

4.Слова:

      (Отработка     произношения  слов )

    Пал – палка            гал – галка          бел – белка            пол – полка             

    Бул – булка            вил – вилка         мыл –мылся          бал - балкон

   Скалка,  фиалка,  спал,  упал,  устал,  бокал,  канал,  копал,  писал,  пенал,  обвал,  вокзал,  стучал,  металл,  галстук;

   Долг,  волк,  холм,  долго,  полка,  полный,  молния,  полдень,  укол,  чехол,  щегол,  футбол;

   Гулко,  подул,  обулся,  зевнул,  тянул,  уснул,  шепнул,  качнул,  ущипнул;

   Забыл,  завыл,  пылкий,  бутылка,  паял,  унял,  стоял,  гонял,  завял,  занял,  менял,  понял,   поднял,  боялся,  смеялся,  елка,  телка,  челка,  пчелка,  осел,  козел,  новосел,  щелкать,  метелка,  одел,  умел,  гудел,  висел,  успел.  хотел,  сидел,  шипел,  свистел,  мелко,  поил,  Михаил,  забил,  водил,  возил,  косил,  купил,  носил,  учил,  садил,  гостил,  тащил,  вилка,  жилка,  пилка.  поилка.  косилки,  носилки.

 

План-конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

ЗВУК  Л

Занятие   № 3.

 1.Артикуляционная  и   пальчиковая  гимнастика.

 2.Звук   Л – Л – Л  (многократное    произнесение).

 3.Слоговые   ряды:

                                                   Ал – ол – ул – ыл                                   

                                                                  Ол – ул – ыл - ал

                                                                  Ул – ыл – ал - ол

                                                                  Ол -  ул – ыл - ал

 4.Слова:

     ( Отработка   произношения  слов  перед   зеркалом)

    Алмаз,  алфавит,  халва,  шалфей,  выдал,  выпал,  падал,  капал,  сыпал,,  топал,  щупал, 

выгнал,  вынул,  кинул,  сунул,  выгнул,   стукнул,   мускул,  чулки,  вулкан,  веял,  сеял,  таял,  веялка,  сеялка,  узел,  видел,  вывел,  вышел,  обидел,  дятел,  пепел,  выучил,  выбил,  выпил,  высадил,  вытащил,  выпустил,  выскочил.

 5.Игра «1 – 2 – 5»  со  словами:     вулкан,  алмаз,  алфавит.

 6.Заучивание   скороговорки 

                                         «Скакалка».

                         «Очень  любит  Галка  веселую  скакалку.

                         Скок  да  скок,    скок  да   скок !

                         Галке  не  жалко  ног.

       А  бывает  жалко  веселую  скакалку.

       - Отдохни,  скакалка, -

                       Еле  шепчет   Галка.»

 

 

 

План – конспект   индивидуального   занятия   по

коррекции  звукопроизношения.

Звук   Л – Л – Л.

Занятие   № 4.

1.Артикуляционная пальчиковая   гимнастика.

2.Звук  Л – Л – Л (многократное   произнесение).

3.Слоги  и   слова:                                                                                                                                                         

     ла – ла – ла -   лапы                              ло – ло – ло  -   лом                                                                                                    

     ла – ла – ла -   лампа                            ло – ло – ло -     лось

     ла –ла – ла  -   лама                              ло –ло  - ло  -     локоть

     ла – ла – ла -   лапша                            ло – ло – ло -     ложка

     ла – ла – ла -    юла                               ло – ло – ло -      лото

     ла – ла – ла -    пила                              ло –ло – ло  -      лодка

     ла – ла – ла -    акула                             ло – ло – ло -      мыло

     ла -  ла – ла -    школа                           ло –ло  -   ло -     одеяло

     ла -  ла -  ла -    халат                            ло – ло -   ло -   лошадь

     ла – ла -  ла -    скала                             ло – ло -   ло -     калоши

 

     лы – лы – лы -  лыко                             лу –  лу -  лу -     лук

     лы – лы – лы -  волы                             лу  -  лу -  лу -     луна

     лы -  лы -  лы – столы                           лу  - лу -   лу -     лупа

     лы -  лы -  лы -  вилы                            лу  - лу -   лу -     колун

     лы -  лы -  лы -  полы                            лу -  лу -   лу -     голубь

     лы -  лы -  лы -  малы                            лу -  лу -   лу-     лукошко

     лы -  лы -  лы -  малыш                         лу -  лу -   лу -    шалун

     лы -  лы -  лы -  скалы                           лу -  лу -   лу -    тулуп

4.Игра   «Телеграф»  -  деление  слов  на  слоги  (  см.   слова  п. 3).

 

5.Игра   «Запомни,  повтори» ( см.   слова   п. 3).

6.Заучивание   скороговорки:

                                         «Белый  цвет».

                                     «Белый  снег,  белый  мел,

                                       Белый  заяц  тоже  бел.

                                       А  вот  белка  не  бела,                                                                                      

                                       Белой  белка  не  была».

 

План – конспект    индивидуального    занятия   по    коррекции   звукопроизношения.

                                          

Звук  Л – Л – Л.

Занятие    № 5.

      1. Артикуляционная  и  пальчиковая   гимнастика.

      2. Звук   Л – Л – Л (многократное   повторение).

      3. Слоговые   ряды :

    ал-ол-ул-ыл                                       ла-ло-лу-лы

    ол-ул-ыл-ал                                       ло-лу-лы-ла

                    ул-ыл-ал-ол                                        лу-лы-ла-ло

    ыл-ал-ол-ул                                       лы-ла-ло-лу

       4. Отработка   произношения   слов.

Зола,  дела,  жила,  мала,  пила,  лавка,  кулак,  калач,  салат,  халат,   скала,  водолаз,  палатка,  булавка,  ласточка,  ландыш,   Мила,  пела,  дула,  мыла,  бегала,   видела,  обидела,  одела.    школа,  лапша,  ела,  лавина,  писала,  читала,  кидала,  носила.  водила,   возила;

           Локоть,  лошадь,  чулок,  болото,  калоши,  колодец,  Володя,  голодный,  холодный,  поломка;

          Луша,  лунка,  юлу,  золу,  пилу,  тулуп,  белуга,  шалун,   луковица,  Лука,  лужок,  лужайка,   лукошко,  голубь.   желудь,  палуба,   голубцы,  получать;

         Лыжи,  столы,  полынь,  улыбка,  лыжник,  булыжник,  алый,  белый,  вялый,  милый,  целый,  смелый,   спелый,  унылый,  пчелы,   бокалы,   каналы,  пеналы,  обвалы,  вокзалы,   каникулы,  малыши,  полыхает.

      5. Игра  «Телеграф»  -  деление  слов  на  слоги    ( см. слова   п. 4 )

      6. Игра  «Запомни,  назови»    ( см.  слова   п. 4 )

      7. Заучивание    скороговорки:

                                         -  Заяц   белый,   заяц   белый!

                                         Ты    куда  за  лыком  бегал?

                                          Заяц   белый   зашептал:

                                         -  Я  не  бегал,  я  скакал!

 

План – конспект    индивидуального  занятия  по  коррекции                           звукопроизношения.

Звук   Л – Л – Л.

Занятие   № 6

1. Артикуляционная  и  пальчиковая   гимнастика.

2. Звук  Л – Л – Л  ( многократное   произнесение).

 3. Слоговые  ряды   (произносить   отраженно   по   4   слога.    Игра   « Повтори   за   мной».)    

           кла – кло – клу – клы                                    акл – окл – укл - ыкл

           кло – клу – клы – кла                                    окл – укл – ыкл -акл

           клу – клы – кла – кло                                    укл – ыкл – акл - окл

           клы – кла – кло – клу                                    ыкл –акл -   окл - укл

           лка – лко – лку – лка                                      алк – олк –улк – ылк                  

           лко – лку – лкы – лка                                     олк = улк –ылк –алк

           лку – лкы – лка – лко                                     улк – ылк – алк - олк

           лкы – лка – лко – лку                                     ылк – алк – олк  - улк

  4. Слова   (проговаривание ,  заучивание) :

         Клава ,   класс,  кладовка,   класть,   клад,   клавиши,   клок,   клуб,   клумба,   клубок,   клубника,    клоун,   клык,   свекла,   Клаша,   клуша,   Фекла,   закладка.

  5. Игры    с    этими    словами:

        «Телеграф»   (деление   слов  на  слоги),    

        «Запомни ,   повтори»   (на   внимание    и    память),

        «1 – 2 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10»  ( счет    без  3  и  4    со  словами ).

   6. Составление   и  проговаривание   словосочетаний   со   словами     из   пункта    4      с   притяжательным    прилагательным   К л а в и н.

            Класс……….Это    Клавин     класс.

            Кладовка…..Это     Клавина   кладовка    и    т.д.

  7. Заучивание   скороговорок.

«Клава    клала   лук   на   полку,

 Позвала  к   себе   Николку.»

 «Клава,  Клава,   глянь   в   окно,

Сколько   снегу    намело,

И   в   лесу ,   и   в   саду 

Сосны ,   елки   все   в   снегу.»

   8.Спряжение А)  в    настоящем   и    прошедшем    времени  

                                   К л а с т ь     л у к    н а     п о л к у.                                                                                                                                                                                                                                                       Б)  в   будущем    и   прошедшем   времени                                                                                                                               

                          П о л о т ь      г л а д и о л у с ы    н а       к л у м б е.

 

План -  конспект    индивидуального    занятия    по    коррекции   звукопроизношения.

Звук   Л – Л – Л.

Занятие     № 7.

  1. Артикуляционная    и    пальчиковая     гимнастика.

  2. Звук   Л – Л – Л   (многократное   произнесение ).

  3. Слоговые   ряды,     игра    «Повтори   за    мной»:

сла – сло – слу – слы                               асл – осл – усл - ысл

сло – слу – слы – сла                               осл – усл – ысл - асл

слу – слы – сла – сло                               усл – ысл – асл - осл

слы – сла – сло – слу                               ысл – асл – осл - усл

лса – лсо – лсу – лсы                               алс – олс – улс - ылс

лсо – лсу – лсы – лса                               олс –улс – ылс - алс

лсу – лсы – лса – лсо                               улс – ылс – алс - олс

лсы – лса – лсо – лсу                               ылс – алс – олс - улс

   То   же    самое    со   звуком   З:

Зла – зло – злу – злы         и  т.д.             азл – озл – узл – ызл      и    т. д.

Лза – лзо – лзу – лзы         и   т.д.            алза – олза – улза – ылза       и    т.д.

 4. Слова   (проговаривание ,  заучивание ):

           Слон,   слоненок,   слонята,   слониха,   слоник,   слоновый,   слоновник,   

      Слово,   слоги,   весло,   слух,   слушать,   заслуга,   слышать,     Слава,   Сладкий,   сласти,   слабый,   послать,   злой,    узлы.

   5. Выделение    и   проговаривание   родственных   слов   :

         С л о н - ……(см.   слова   из   п. 4).

   6. Игра   «1 – 2 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10»    со   словами     с л о н,  с л о н и х а,  с л о н е н о к,   с л о н и к.

   7. Заучивание    серии   стишков   о  слонах.

 «Слоны   умны,   слоны   сильны,

 Слоны   спокойны,   веселы.»

«Головой   кивает   слон -

Он   слонихе   шлет   поклон.»

 «Спит  в   углу   моя   слонха,

Двое   маленьких   слонят

Спать  давным – давно   хотят.»

 «Спит   спокойно   сытый  слон,

Стоя  спать   умеет   он.»

 

План – конспект   индивидуального    занятия   по   коррекции   звукопроизношения.

Звук    Л – Л – Л.

Занятие   №  8

1. Артикуляционная   и   пальчиковая    гимнастика.

2. Звук   Л – Л – Л (многократное    произнесение).

3. Слоговые   ряды :

            гла – гло – глу – глы                            абл – обл- - убл - ыбл

гло – глу – глы – гла                            обл – убл – ыбл – абл

глу – глы – гла – гло                            убл – ыбл – абл - обл

глы – гла – гло – глу                            ыбл – абл – обл – убл

лпа – лпо -  лпу – лпы                         алф – олф – улф - ылф

лпо – лпу – лпы – лпа                         олф – улф – ылф - алф

лпу – лпы – лпа – лпо                         улф – ылф – алф – олф

лпы – лпа – лпо – лпу                         ылф – алф – олф - улф

4. Слова:

Платье,    платок, плакат,   платан,   пластик,   пластилин,   пластмасса,    плавать,   пловец,    заплатка,   плавник,   пломба,   площадь,   плот,   плохо,    плов,  плуг,  плыть,   каблук,   блуза,   яблоко,    блокнот,   хлопать,   хлопок,      хлыст,   флаг,   флакон,    флот,   флотилия,   флоксы,   глаза,   гладиолусы,   гладкий,   гладить,   глупый,   глубокий.                                                              

 5. Подбор   существительных  к  прилагательным :

голубой…(платок,...)      голубая …(лампа,…)        голубое…(мыло,…)

пластмассовый….           пластмассовая…..             пластмассовое…..

белый ….                         белая….                              белое…..

глубокий…..                    глубокая……                     глубокое…….

спелый ….                       спелая ….                            спелое……

П р о г о в а р и в а н и е         полученных     словосочетаний.

 6. Спряжение    в   прошедшем   времени:

А) Заблудиться   в   глухом   лесу.

Б).Полоскать   голубое  платье   в   холодной   воде.

В).Полоскать  белый   халат   в   холодной   воде.

Я…    ТЫ….ОН….                       МЫ…..ВЫ…. ОНИ....

 

 

 

 

План – конспект   индивидуального   занятия    по   коррекции    звукопроизношения.

Звук   Л- Л – Л.

Занятие    № 9.

1. Звук  Л – Л – Л   (многократное   произнесение.)

2. Слоговые   ряды:

шла – шло – шлу – шлы                                ашл – ошл- ушл – ышл

шло – шлу – шлы – шла                                ошл – ушл -ышл - ашл

шлу – шлы – шла – шло                                ушл – ышл - ашл - ошл

шлы – шла – шло – шлу                                ышл – ашл – ошл - ушл

 

лша – лшо – лшу – лши                                 алш – олш- улш - ылш

лшо – лшу – лши – лша                                 олш – улш – ылш-алш

лшу – лши – лшо – лша                                 улш – ылш- алш- олш

лши – лшо – лшу – лши                                 ылш- алш – олш- улш

 

3. Слова:

        Шла,   вышла,    вошла,     зашла,    подошла,    отошла,    обошла,    нашла,     шлак,     шланг,      шлагбаум,     шлакобетон,    шлакоблок,    шлаковый.

4. Выделение   приставочных    глаголов      ( от    глагола     ш л а ).

     Составление     предложений    с   этими   глаголами.

 5. Скороговорка:   (заучивание,     проговаривание     3 – 5   раз).

                     Шла   Клава   по   шоссе   и   нашла    булавку. 

 6.Рассказ    по   Л.Н.Толстому     «Хотела    галка   пить». 

Хотела    галка   пить.    Видит    стоит    кувшин.    А   в   нем    вода.    Подошла   галка   к    кувшину.   А   в   нем    воды    на   самом   донышке. Скакала,   скакала    галка – никак    не    достала.    Отошла    галка.         Подумала   и  стала   поднимать    камешки    и   кидать    в   кувшин.    Вода    поднялась     высоко,    и   галка     напилась.

7. Игра    «1 – 2 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10»      ( галкин     кувшин).

8. Повторение       скороговорок     на   звук   Л.