Коррекция звукопроизношения. Условия. Подходы. Приемы.
Оценка 5

Коррекция звукопроизношения. Условия. Подходы. Приемы.

Оценка 5
docx
14.12.2023
Коррекция звукопроизношения. Условия. Подходы. Приемы.
Коррекция звукопроизношения. Условия. Подходы. Приемы. Документ Microsoft Word.docx

Коррекция звукопроизношения. Условия. Подходы. Приемы.

        Уважаемые коллеги логопеды, хотелось бы поделиться опытом работы, приобретенным на протяжении длительного времени. Вот основные моменты, на которые  акцентирую ваше внимание. При постановке звуков важно то, как сидит ребенок, в каком объеме проводится артикуляционная гимнастика, насколько целесообразно применение зондов, в какой последовательности проводится постановка звуков, как организованы сами занятия.

Ребенка сажаю так, чтобы была опора для головы, голова опирается на подушку у стены. Почему это важно? Потому что при постановке звуков необходимо неподвижное положение головы, туловища, т.к. активно используются зонды, зондозаменители, ребенок видит близко образец движения языка логопеда, меньше отвлекается. Логопеду так же проще сконцентрировать внимание ребенка. 

При постановке звуков минимально использую артикуляционные упражнения, выбираю только те, которые нужны для выработки определенного движения языка для постановки звуков, которые на данный момент в работе. Если у ребенка язык достаточной подвижности, гимнастику не провожу, в основном использую технологию постановки на основе опорных звуков. Так, для постановки Ш опорный Т, для Л опорные Ы,А, для постановки К опорное звукосочетание ТА и т.д.

 Самые нужные зонды-шариковый зонд использую для проведения массажа подъязычной области языка, для поддержки языка. Петлевой зонд для постановки звука К. Из подручных предметов самый необходимый-это палочки- распорки для создания нужного раскрытия рта и удержания челюстей в нужном положении.

           Зеркало не использую совсем, его нет в кабинете. Убеждена, (а это доказывает и многолетний опыт), что ребенок, основываясь только на кинестетических ощущениях быстрее усваивает нужное упражнение, меньше отвлекается, процесс постановки звука значительно сокращается.

                     

         На индивидуальные занятия беру детей по 1человеку только в том случае, когда ребенок очень подвижный, легко отвлекается, с ММД, или с тяжёлым нарушением, неговорящий, когда нужно потратить больше времени на работу. Либо в самом начале в ходе диагностики, когда нужно понять, как эффективнее построить процесс.
            Основной вид работы по постановке и, тем более, автоматизации звуков, это мини-группы из 3 человек..

           Какие критерии при подборе детей в мини- группы
1 схожие нарушения и, соответственно, схожие упражнения при постановке звуков
2 психологический компонент. Бывают дети, у которых страх, нежелание заниматься. Таких детей приглашаю на занятие с ребятами, которые воспринимают занятие легко, не капризничают. Начинаю заниматься с адекватным ребенком, остальных детей рассаживаю подальше друг от друга и предлагаю разные игры (конструкторы, строительный материал, разрезные картинки), чтобы в кабинете была тишина. В итоге дети, занимаясь интересным для них видом деятельности, одновременно прислушиваются к тому, как занимается их товарищ, начинают втягиваться в процесс, лучше понимают, чему хочет научить логопед, "трусишки" быстрее привыкают к занятиям.


         На постановку звука беру ребенка ежедневно, иногда по 2 раза в день, чтобы добиться лучшего запоминания, усвоения необходимого движения язычка. Это занимает буквально 3-4 минуты, но очень полезно. Вначале повторяю нужное упражнение с ребенком столько раз, сколько повторяет ребенок, пока не увижу, что усвоено, что делает уверенно. Затем только напоминаю движение, а дальше считаю до 3, до 5, загибая пальчики, используя стимулирующие моменты ( детали конструктора, палочки, кусочки пластилина, с которыми в итоге ребенок играет, отдыхает ). Почему важно считать количество повторений упражнения. Потому что ребенок видит пределы своего труда, понимает, что повторять нужно не бесконечно долго, а всего 5 раз, но договариваемся при этом, что считаем только правильное выполнение.

Коррекционные занятия утомительны, поэтому артикуляционные упражнения чаще чередуются с игрой. Повторил 5 раз звук Ш,-поиграл , потом еще раз, и так 2-3 захода. Игра, свободный вид деятельности-хороший стимулирующий момент. Ребенок старается быстро и качественно выполнить упражнения, чтобы быстрее приступить к игре.

В самом начале работы  встает вопрос, с постановки какого звука начать корррекционный  процесс. Всегда отталкиваюсь от возможностей ребенка. Если ребенок может, одновременно стараюсь ставить несколько звуков. Нащупываю, что получается легче, с того и начинаю. Обычно это Ш и Л, либо Р и Л. Первым делом выясняю, поднимается ли язык к небу. Если есть подъем, начинаю с постановки шипящих звуков или Р. В процессе постановки звука Р мышцы языка крепнут, формируется уклад на Ш. Всегда от звука Р можно поставить Ш, что значительно сокращает время.

Если мышцы языка слабые, предстоит долгий путь.

Еще один важный момент. Чтобы ребенок лучше слышал правильное звучание, нужно приучить его повторять звук не сопряженно с логопедом, а после того, как логопед протянет звук. Говорю «Сначала я пою песенку воды, а ты слушаешь. Потом ты поешь, а я слушаю». Передаем друг другу предметы, хоть шишку.

 

                        Постановка свистящих звуков.

        Иногда ставлю не звук С, а начинаю с постановки звука З, некоторые дети быстрее слышат З, потому что он звучит ярче, язычок прижимается сильнее, более устойчиво удерживается у основания нижних зубов.
Один из приемов постановки С- межзубное произношение ТС со спичкой на языке. Так ребенок лучше ощущает направление воздушной струи. Особенно актуально при боковом сигматизме свистящих, когда воздух идёт в щеку.
                                     Постановка шипящих звуков.
         Если у ребенка есть подъем языка к небу, ставим Ш от опорного звука Т верхнего подъема. При этом все движения при открытом рте с распоркой между зубами с целью зафиксировать положение челюстей в естественном прикусе, так, чтобы язык достал небо.

Первое упражнение "Покрась потолочек".

Второе упражнение "Постучи в потолочек", т.е.беззвучное произношение Т за альвеолами.

Третье движение- произнесение Т с лёгким поддуванием на кончик языка там, где прикасается к небу, ровно в эту точку ТШ, сначала коротко, затем дольше ТШШ. Если воздух идёт ровно, по центру, произносим ТШ на "волне".

Четвертое движение-отсоединяем Т от Ш. Следим, чтобы воздух не шел в щеки, зажимаем щеки пальцами.
Постепенно уменьшаем степень открытия рта. Иногда дети упрощают себе задачу и не поднимая язык, начинают дуть на губы. Получается губное произношение. В таком случае ставлю между зубами счетную палочку, сжимаю подбородок, чтобы опустить нижнюю губу. В некоторых случаях получалось притормозить губную лабиализацию с помощью произнесения Ш на улыбке.

Иногда дети произносят Р. Тогда от звука Р можно поставить Ш при шепотном протягивании РРР и одновременном торможении вибрации кончика языка.

Иногда, очень редко, когда язык не поднимается к небу, ставлю Ш нижнего подъема. Язык ставим горкой, кончик языка отодвигаем шпателем или шариковым зондом от зубов, дуем ШШШ. Здесь большая вероятность того, что воздушная струя пойдет в щеку, поэтому предпочитаю основной способ постановки.

                               Постановка звука Р

Один из эффективных и быстрых способов постановки звука Р-вызывание беззвучной мелкой вибрации края языка у передних зубов.

Упражнение «Позови уточку».

Последовательность действий такова.

Первое-массаж подъязычной области языка шариковым зондом с целью распластать язык, придать форму зонтика, где край слегка провисает, а центр подтянут.

Второе-произнесение звукосочетания ТС у передних зубов. ВАЖНО, чтобы язык упирался в зубы. При этом поддерживаем язык зондом.

Третье-напрягая край языка, издаем звук «Уточки», где прослушивается мелкая беззвучная вибрация

Далее развиваем эту вибрацию, она становится более крупной, добавляем голос,  отодвигаем язычок к альвеолам получается полноценное ДРРРР.

Почему сначала именно беззвучное произнесение. Детям без голоса легче напрячь язык, а с добавлением голоса силы распределяются на голосоподачу.

Чтобы убрать призвук Д, оставить чистый Р, учим ребенка сначала «жужжать», а потом , продвигая язычок вперед к зубам и сильнее напрягая его, «рычать». Все это при открытом рте с рас поркой между зубами.

                          Постановка звука Л.

Главное, на что обращаем внимание при постановке звука Л, чтобы не прослушивалось смягчение. Именно поэтому сначала ставится твердый Л, а затем мягкий ЛЬ. Один из наиболее эффективных способов-это постановка от опорных звуков Ы, А при межзубном положении языка.

Первое действие-произнесение звука ЫЫЫЫ.

Второе действие-предлагаем произнести Ы с зажатым между зубами языком. Произносим звук утрированно твердо. Аналогично ставится Л от звука А.

Вначале ребенку трудно удержать язычок зубами с одновременным произнесением Ы, но если это получилось, то твердый Л у вас есть.

Если ребенок не удерживает язык зубами, прижимаем петельным зондом к нижним зубам.

Иногда при постановке Л воздух уходит в нос. Тогда подключаем контроль ладошкой горла, как бы выталкивая звук из горла. При этом не фиксируем внимание ребенка «Не дуй в нос», он будет направлять воздух в нос. Говорим «Нажимай воздухом на язычок, выталкивай воздух горлышком».

                 Постановка йотированных звуков.

Наиболее быстрый способ постановки йотированных звуков, это произнесение слога ге в фрикативном виде, как бы с ростовским акцентом. Слегка напрягая корень языка, произносим ГЕ, затем Е, затем ЕЯ, ЕЮ.

 

 

 


 

Коррекция звукопроизношения. Условия

Коррекция звукопроизношения. Условия

Это занимает буквально 3-4 минуты, но очень полезно

Это занимает буквально 3-4 минуты, но очень полезно

Четвертое движение-отсоединяем

Четвертое движение-отсоединяем

Вначале ребенку трудно удержать язычок зубами с одновременным произнесением

Вначале ребенку трудно удержать язычок зубами с одновременным произнесением
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2023