«ЛиРусс» -
интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников
Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся.
2. Привитие любви и интереса к родному языку, литературе.
В игре участвуют команды, состоящие из 4-3 человек .
Игру ведут два ведущих (ученики старших классов), учитель.
Жюри выбирается из учащихся старших классов.
Учащимся предлагается несколько заданий. На выполнение каждого даётся определённое время, зависящее от сложности задания. Побеждает та команда, которая наберёт больше всего баллов.
Оформление: котенок ЛиРусс, меню, название игры, девиз:
Мы будем помнить каждый миг:
Наш лучший друг – родной язык.
Невозможно стать культурным
Без родной литературы!
Сценарий игры
Первый ведущий. Я рада вас приветствовать, друзья!
Второй ведущий. Привет, привет, а вот и я!
Я рада приветствовать всех вас!
Большой словарный мой запас
На всех я изолью тотчас.
Первый ведущий. Ты что?
Второй ведущий. Я оседлала Парнас.
Не сразу – мне помог Пегас.
Первый ведущий. Мы не за этим...
Второй ведущий. Вот те раз!
А для чего же все мы тут
Домашний создали уют?
Народу полный класс собрали,
Всех от работы оторвали?
Первый ведущий.
Тебе сейчас я объясню.
Мы пятиклассников собрали,
Чтобы они здесь поиграли
В прекрасную игру -
Её названье «ЛиРусс».
Сегодня мы узнаем,
Кто в литературе и русском языке силён.
Поэтому и девиз нашей игры таков:
Мы будем помнить каждый миг:
Наш лучший друг – родной язык.
Невозможно стать культурным
Без родной литературы!
Второй ведущий. А – а! поняла!
Мы здесь затем, чтоб насладиться
Игрой, которой равной нет.
И от команд мы ждём привет.
Первый ведущий. Просим команды представиться.
Команды представляются.
Первый ведущий. В дорогу отправляться так
Опасно. Это знает всяк.
Хоть мы большие знатоки,
Но нам нужны проводники.
Второй ведущий. Без них нам всем придётся туго.
Хоть выручаем мы друг друга,
Порою нужен нам совет:
Мы правильно идём иль нет.
Первый ведущий. Жюри нас по пути направит
И без вниманья не оставит.
Коль ошибёмся, то поправит.
Коль скажем правильно – прославит.
Ему передаём привет – ведь без жюри дороги нет.
Второй ведущий. Сегодня нашу игру судит многоуважаемое жюри в составе:
Первый ведущий. Вот начинается игра.
Теперь мы думаем, пора
Командам начинать сражаться,
В словесных играх упражняться.
Вместе: Желаем всем ни пуха, ни пера!
Учитель. У нашей игры сегодня есть талисман - вот этот маленький, пухленький котенок, которого тоже ЛиРусс. Он очень любит готовить, экспериментировать, смешивать разные ингредиенты, чтобы получались новые блюда. Специально для вас он составил такое меню: салат «Разминка», «Кулебяка», «Пельмень с перцем», «Сказочный торт», «Печенье с изюминкой», «Ассорти», коктейль «Актёрский».
Под такими названиями будут проходить и наши сегодняшние конкурсы. Первое блюдо нашего меню – салат «Разминка».
Каждой команде будет задано по 5 вопросов. На обдумывание каждого вопроса 10 секунд. Отвечать может любой игрок команды. Если команда не знает ответ или даёт неправильный, то ответить может та команда, которая первой поднимет руку.
Вопросы для первой команды
1) На сметане мешан,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился... (колобок)
2) Какую часть слова можно найти в земле? (корень)
3) Что нужно сделать с краткими прилагательными звонок, мелок, чтобы они превратились в существительные? (перенести ударение)
4) Закончите пословицу: Рыбак рыбака видит... (издалека).
5) Как большой дом превратить в маленький? (дом – домик)
Вопросы для второй команды 1) Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите имя её. (Красная Шапочка)
2) как правильно сказать: У рыб нет зуб. У рыбов нет зубов. У рыбей нет зубей? (У рыб есть зубы)
3) Какие буквы в русской азбуке не обозначают никакого звука? (ъ, ь)
4) Какие буквы «обижаются», что их не пишут в начале слова? (й, ы)
5) В каком слове сто букв г? (стог)
Следующее блюдо нашего меню называется «Пельмень с перцем». Командам даны карточки, в которых четыре группы слов. Вам надо в каждой группе найти слово, которое по какому-то признаку не подходит к данной группе слов, а затем объяснить, почему оно лишнее. На выполнение задания 2 минуты.
1 команда:
1) Вкусный, интересный,искусный,грустный
2) Ножницы, дрожжи, грабли, портфель.
2 команда:
3) Лекции, авиации, галереи, армии.
4) Белый, белизна, белеет, белка
Следующее блюдо - «Кулебяка».
Кулебяка – это продолговатый пирог с мясом, рыбой и т.д.
Задание: к предложенным пословицам разных народов подберите соответствующие по смыслу русские пословицы. На обдумывание 3-4 минуты.
Ø Торопливым людям не хватает мудрости (Поспешишь, людей насмешишь.)
Ø И живи до старости, и учись до старости. (Век живи – век учись.)
Ø Потихоньку далеко уйдёшь, а с пляской скоро устанешь. (Тише едешь – дальше будешь.)
Ø Рыба ещё в воде, а он сковородку на огонь ставит. (Не делите шкуру неубитого медведя.)
Это блюдо называется «Сказочный торт».
Будьте очень внимательны, слушая эту историю: «Красная Шапочка повстречала в лесу Мальчика-с-Пальчика с братьями, которые направлялись в домик Белоснежки. Разговор их зашёл о Золушке, которая вышла замуж за Гарри Поттера. Друзья очень удивились, что на свадьбу не были приглашены Синяя Борода и Вини Пух.
Дойдя до избушки на курьих ножках, друзья увидели следующую картину: Петя Ростов с Долоховым привязывали своих коней, а в дверях их ждала Людмила, держа в руках шапку-невидимку.»
Внимание, задание: назовите из каких произведений герои истории, кто их автор.
На обдумывание ответа, вам 2 минуты. Вы можете записывать ответы на листочках, лежащих на ваших столах.
(«Петя Ростов», отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»; «Руслан и Людмила», Пушкин; «Белоснежка и семь гномов», братья Гримм; «Красная Шапочка», Ш. Перро; «Вини Пух», Алан Милн (Б.Заходер); «Гарри Поттер»; Джоан Роулинг)
ЛиРусс приготовил для вас и это блюдо - «Печенье с изюминкой».
Каждой команде выдана таблица, в которой находится зашифрованная пословица. Ваша задача найти ключ к её прочтению – и тогда изюминка ваша. На выполнение задания 3 минуты.
К |
Й |
Г |
А |
И |
Ы |
И |
О |
Н |
Б |
З |
Ч |
М |
Е |
Ю |
Я |
У |
Ш |
Т |
Л |
(Любите наш могучий язык)
Следующее блюдо «Ассорти».
Все вы знаете, что в русском языке есть устойчивые выражения, например: крокодиловы слёзы, бить баклуши, работать спустя рукава, перемывать кости, жить как кошка с собакой... Каждое из них что-то обозначает: бить баклуши – бездельничать, перемывать кости – сплетничать...
Сейчас от каждой команды должен выйти один игрок и выбрать для своей команды 4 карточки, на которых написаны известные вам устойчивые сочетания слов – фразеологизмы. По картинке вам надо догадаться, какое устойчивое сочетание слов (фразеологизм) на ней нарисован, и объяснить значение этого фразеологизма. На обдумывание 3 минуты.
(Водить за нос, сесть в калошу, как с гуся вода, зарубить на носу, дело в шляпе, вилами по воде писано, ходячая энциклопедия, вставлять палки в колёса)
Коктейль «Актёрский».
Это решающий конкурс в нашей сегодняшней игре. Командам предложено начало частушек. Ваша задача придумать их окончание и исполнить. Исполнять готовую частушку может как один игрок от команды, так и вся команда. На выполнение задание 4-5 минут.
Я под краном руки мыл, А лицо помыть забыл...
|
За рекой стоит избушка Красной глиной мазана. Там живёт моя подружка... |
Я плясала в три ноги Потеряла сапоги, Оглянулася назад... |
Чики-брики, чики-брики, На высоких каблуках. Лишь бы личико хорошее... |
0Первый ведущий. Пока наше уважаемое жюри подводит итоги конкурса, мы предлагаем командам отдохнуть, а мы поработаем со зрителями.
Первый ведущий. Осталось дело лишь одно,
Последнее. О нём жюри нам скажет
И прямо на того укажет,
Кто победил. Ну что ж, каков
Итог, каких призов заслуживают игроки?
Жюри объявляет оценки. Награждение.
Второй ведущий. Закончилась игра. Увы, пора
Прощаться. Наступил финал.
И может быть не каждый ждал
Такой концовки. И не всех
Ужасно радует развязка.
Но главным здесь было всё – таки участье.
Первый ведущий. Мы рады будем видеть вас
Вновь в этом классе и в тот час,
Когда мы снова соберёмся.
Теперь заканчиваем речь
Вместе. Пока, друзья, до новых встреч!
Мы будем помнить каждый миг:
Наш лучший друг – родной язык.
Невозможно стать культурным
Без родной литературы!
Первый ведущий. Я рада вас приветствовать, друзья!
Второй ведущий. Привет, привет, а вот и я!
Я рада приветствовать всех вас!
Большой словарный мой запас
На всех я изолью тотчас.
Первый ведущий. Ты что?
Второй ведущий. Я оседлала Парнас.
Не сразу – мне помог Пегас.
Первый ведущий. Мы не за этим...
Второй ведущий. Вот те раз!
А для чего же все мы тут
Домашний создали уют?
Народу полный класс собрали,
Всех от работы оторвали?
Первый ведущий.
Тебе сейчас я объясню.
Мы пятиклассников собрали,
Чтобы они здесь поиграли
В прекрасную игру -
Её названье «ЛиРусс».
Сегодня мы узнаем,
Кто в литературе и русском языке силён.
Поэтому и девиз нашей игры таков:
Мы будем помнить каждый миг:
Наш лучший друг – родной язык.
Невозможно стать культурным
Без родной литературы!
Второй ведущий. А – а! поняла!
Мы здесь затем, чтоб насладиться
Игрой, которой равной нет.
И от команд мы ждём привет.
Первый ведущий. Просим команды представиться.
Команды представляются.
Первый ведущий. В дорогу отправляться так
Опасно. Это знает всяк.
Хоть мы большие знатоки,
Но нам нужны проводники.
Второй ведущий. Без них нам всем придётся туго.
Хоть выручаем мы друг друга,
Порою нужен нам совет:
Мы правильно идём иль нет.
Первый ведущий. Жюри нас по пути направит
И без вниманья не оставит.
Коль ошибёмся, то поправит.
Коль скажем правильно – прославит.
Ему передаём привет – ведь без жюри дороги нет.
Второй ведущий. Сегодня нашу игру судит многоуважаемое жюри в составе:
Первый ведущий. Вот начинается игра.
Теперь мы думаем, пора
Командам начинать сражаться,
В словесных играх упражняться.
Вместе: Желаем всем ни пуха, ни пера!
Л и р у с с
Меню:
Салат «Разминка»
«Кулебяка»
«Пельмень с перцем»
«Сказочный торт»
«Печенье с изюминкой»
«Ассорти»
Коктейль «Актёрский».
«Пельмень с перцем».
Командам даны карточки, в которых четыре группы слов. Вам надо в каждой группе найти слово, которое по какому-то признаку не подходит к данной группе слов, а затем объяснить, почему оно лишнее. На выполнение задания 2 минуты.
1 команда:
5) Вкусный, интересный,искусный,грустный
6) Ножницы, дрожжи, грабли, портфель.
_______________________________________________________________
«Пельмень с перцем».
Командам даны карточки, в которых четыре группы слов. Вам надо в каждой группе найти слово, которое по какому-то признаку не подходит к данной группе слов, а затем объяснить, почему оно лишнее. На выполнение задания 2 минуты.
2 команда:
7) Лекции, авиации, галереи, армии.
8) Белый, белизна, белеет, белка
1 команда
«Кулебяка».
Задание: к предложенным пословицам разных народов подберите соответствующие по смыслу русские пословицы. На обдумывание 3-4 минуты.
Ø Торопливым людям не хватает мудрости.
Ø И живи до старости, и учись до старости.
_________________________________________________________________
2 команда
«Кулебяка».
Задание: к предложенным пословицам разных народов подберите соответствующие по смыслу русские пословицы. На обдумывание 3-4 минуты.
Ø Потихоньку далеко уйдёшь, а с пляской скоро устанешь.
Ø Рыба ещё в воде, а он сковородку на огонь ставит.
«Сказочный торт». 1 команда
«Красная Шапочка повстречала в лесу Мальчика-с-Пальчика с братьями, которые направлялись в домик Белоснежки. Разговор их зашёл о Золушке, которая вышла замуж за Гарри Поттера. Друзья очень удивились, что на свадьбу не были приглашены Синяя Борода и Вини Пух.
Дойдя до избушки на курьих ножках, друзья увидели следующую картину: Петя Ростов с Долоховым привязывали своих коней, а в дверях их ждала Людмила, держа в руках шапку-невидимку.»
Внимание, задание: назовите из каких произведений герои истории, кто их автор.
На обдумывание ответа, вам 2 минуты. Вы можете записывать ответы на листочках, лежащих на ваших столах.
_______________________________________________________________
«Сказочный торт». 2 команда
«Красная Шапочка повстречала в лесу Мальчика-с-Пальчика с братьями, которые направлялись в домик Белоснежки. Разговор их зашёл о Золушке, которая вышла замуж за Гарри Поттера. Друзья очень удивились, что на свадьбу не были приглашены Синяя Борода и Вини Пух.
Дойдя до избушки на курьих ножках, друзья увидели следующую картину: Петя Ростов с Долоховым привязывали своих коней, а в дверях их ждала Людмила, держа в руках шапку-невидимку.»
Внимание, задание: назовите из каких произведений герои истории, кто их автор.
На обдумывание ответа, вам 2 минуты. Вы можете записывать ответы на листочках, лежащих на ваших столах.
1 команда
«Печенье с изюминкой».
Задача: найти ключ к её прочтению – и тогда изюминка ваша. На выполнение задания 3 минуты.
К |
Й |
Г |
А |
И |
Ы |
И |
О |
Н |
Б |
З |
Ч |
М |
Е |
Ю |
Я |
У |
Ш |
Т |
Л |
___________________________________________________________________
2 команда
«Печенье с изюминкой».
Задача: найти ключ к её прочтению – и тогда изюминка ваша. На выполнение задания 3 минуты.
К |
Й |
Г |
А |
И |
Ы |
И |
О |
Н |
Б |
З |
Ч |
М |
Е |
Ю |
Я |
У |
Ш |
Т |
Л |
Водить за нос
Сесть в калоши
Как с гуся вода
Зарубить на носу
Дело в шляпе
Вилами по воде писано
Ходячая энциклопедия
Вставлять палки в колёса
Коктейль «Актёрский».
1 команда
Вам предложено начало частушек. Ваша задача придумать их окончание и исполнить. Исполнять готовую частушку может как один игрок от команды, так и вся команда. На выполнение задание 4-5 минут.
1) Я под краном руки мыл, А лицо помыть забыл... |
2) За рекой стоит избушка Красной глиной мазана. Там живёт моя подружка... |
_______________________________________________________________________
Коктейль «Актёрский».
2 команда
Вам предложено начало частушек. Ваша задача придумать их окончание и исполнить. Исполнять готовую частушку может как один игрок от команды, так и вся команда. На выполнение задание 4-5 минут
|
|
1) Я плясала в три ноги Потеряла сапоги, Оглянулася назад... |
2) Чики-брики, чики-брики, На высоких каблуках. Лишь бы личико хорошее... |
Первый ведущий. Осталось дело лишь одно,
Последнее. О нём жюри нам скажет
И прямо на того укажет,
Кто победил. Ну что ж, каков
Итог, каких призов заслуживают игроки?
Жюри объявляет оценки. Награждение.
Второй ведущий. Закончилась игра. Увы, пора
Прощаться. Наступил финал.
И может быть не каждый ждал
Такой концовки. И не всех
Ужасно радует развязка.
Но главным здесь было всё – таки участье.
Первый ведущий. Мы рады будем видеть вас
Вновь в этом классе и в тот час,
Когда мы снова соберёмся.
Теперь заканчиваем речь
Вместе. Пока, друзья, до новых встреч!
_________________________________________________________________________________
Первый ведущий. Осталось дело лишь одно,
Последнее. О нём жюри нам скажет
И прямо на того укажет,
Кто победил. Ну что ж, каков
Итог, каких призов заслуживают игроки?
Жюри объявляет оценки. Награждение.
Второй ведущий. Закончилась игра. Увы, пора
Прощаться. Наступил финал.
И может быть не каждый ждал
Такой концовки. И не всех
Ужасно радует развязка.
Но главным здесь было всё – таки участье.
Первый ведущий. Мы рады будем видеть вас
Вновь в этом классе и в тот час,
Когда мы снова соберёмся.
Теперь заканчиваем речь
Вместе. Пока, друзья, до новых встреч!
Вопросы для болельшиков
Кого, согласно русской поговорке, ноги корят? (волка)
Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло? (рак)
Какие берега обычно бывают у молочной реки? (кисельные)
Какая хищная рыба стала героиней русской народной сказки? (щука)
Кого в сказках называют Топтыгиным? (медведя)
На чем приносит новости сорока? (на хвосте)
Два каких гуся жили у бабуси? (веселых)
От чего яблоко падает недалеко? (от яблони)
Придумайте слово, состоящее из трех букв и трех звуков.
Придумайте слово, состоящее из четырех букв и четырех звуков.
Придумайте имя девочки, в котором три слога.
Имя мальчика, в котором на один слог меньше.
Подсчитайте сколько букв и звуков в словах яблоко и енот.
Сколько слогов в именах: Петр и Алеша.
Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (Буква ё)
Что означают эти выражения? Когда мы их употребляем?
Шиворот на выворот ("Совсем наоборот");
Спустя рукава ("Трудиться неохотно");
Точить лясы ("ничего не делать", "без пользы проводить время за разговором").
Без году неделя (недавно)
Втирать очки (обманывать)
Мчаться на всех парах (стремительно)
Орать во все горло (громко)
Спать мертвым сном (крепко)
Работать, не покладая рук (усердно)
В час по чайной ложке (медленно)
Сделать на скорую руку (наспех)
Вылететь из головы (забыть)
В двух шагах (рядом, близко)
интеллектуально-познавательная игра
«ЛиРусс»
для учащихся 5 класса
Учитель: Сулейменова Г.М
2015 -2016 учебный год
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.