Проектная работа
«Ковровое искусство народов России»
Тип проекта: творческий
Челябинск, 2024г
Содержание
Введение |
3 |
I. Теоретическая часть |
5 |
I.1. История ковроткачества |
5 |
I.2. Народы России |
7 |
I.3. Русские Крестьянские ковры |
8 |
I.4. Дагестанцы Дагестанские ковры |
10 |
I.5. Татары Татарские войлочные ковры |
11 |
I.6. Тафтинг |
13 |
II. Практическая часть |
14 |
II. 1. Выбор узора и выполнение черновика |
15 |
II.2. Расчет и приобретение материалов |
16 |
Выводы |
17 |
Заключение |
18 |
Список источников |
19 |
Приложение |
20 |
Введение
Актуальность выбранной темы
Каждая жизнь тесно связана с творчеством. Человек, независимо от возраста и статуса, всегда взаимодействует с ним. Даже в далёком прошлом он находил время для отражения души возможными на то время способами. С развитием общества взаимосвязь человека и искусства приобрела новые краски. Душа людей требовала возможностей для самореализации, проявления себя, как личности, и человек стал отражать свои творческие способности, запечатлевать и воспроизводить собственные мысли, фантазировать и описывать происходящие события, совершенствуя искусство и себя. Люди на протяжении всего своего существования повествуют о чувствах, эмоциях, процессах развития и достижения целей. Одним из огромного количества видов пространственного искусства является ткачество. В каждом уголке мира можно найти тканые артефакты. Одни народы, выражая себя, любили ткать красивые, наполненные символами полотна, другие ткали ковры из шелковых и шерстяных нитей. Все эти вещи имели свое назначение в жизни человека. Из ткани шили одежду, коврами украшали и утепляли жилища. В современных условиях человеку не нужно самостоятельно изготавливать ковры, но ручные изделия до сих пор очень актуальны.
Я думаю, многие хотя бы раз в жизни встречали на просторах интернета изображения ковров с этническим рисунком, а скорее всего даже видели их своими глазами. Меня всегда интересовало то, как их производят, поддерживают их сохранность, а также с чего началось ковроткачество в России. Я несколько раз ходила на экскурсии в некоторые народные жилища, и меня завораживало наличие в каждом доме своего особенного ковра. Искусство разных народов – то, что действительно интересно изучить. Мне захотелось выяснить, в чем же состоят схожести и различия ковровых изделий, от чего зависит их производство и разнообразность рисунков. Выбрав данную тему, я поняла, насколько интересно понять, как национальные особенности влияют на разделы промысла и развитие ковроткачества.
Цель: изучить влияние национальных особенностей на ковровое искусство в России и выполнить образец ковра в технике тафтинг.
Задачи:
1. Изучить историю появления ковроткачества в России.
2. Ознакомиться с некоторыми народами России.
3. Выделить различия в видах изделий выбранных народов.
4. Изучить технику изготовления ковровых изделий – тафтинг.
5. На основе полученных в ходе выполнения проекта знаниях, создать образец ковра с этническим рисунком.
Продукт проекта: ковер с этническим рисунком в технике тафтинг.
I. Теоретическая часть
I.1. История ковроткачества
Ткачество - древнейшее ремесло, которое представляет собой процесс изготовления тканого полотна, используемого впоследствии для шитья одежды и предметов обихода. Возникновение этого процесса было обусловлено естественной необходимостью в утеплении жилища, а затем ткачество стали использовать для декоративных целей. Ковер – это уникальный предмет культурного наследия человечества. В ковровых рисунках заложена история разных народов, их традиции и представления о мире. В современном ковроткачестве используются те же узоры и символы, которые использовались множество лет назад. История создания ковра кажется вполне запутанной: до сих пор многие страны соперничают за право считаться родоначальником коврового искусства. Большинство исследователей сходятся во мнении, что ковроткачество зародилось в среде кочевых племен Центральной Азии более двух с половиной тысяч лет назад. Когда племена стали переходить к оседлому образу жизни, искусство ковроткачества стало постепенно усложняться: все больше труда вкладывалось в орнамент и декоративные особенности полотна. Увеличилось количество цветов, в которые окрашивалась пряжа, а символика сделала ковер неотъемлемой составляющей обрядов и ритуалов многих народностей. Самыми известными центрами ковроткачества нового, оседлого периода, стали Персия и Турция, а позднее – Индия.
Известно, что изготовлением ковров занимались крестьяне Курской, Воронежской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской областей, а так же на Урале, в Западной и Восточной Сибири, на Алтае. Кроме крестьянских ковров, большое количество всевозможных изделий выпускалось помещичьими и купеческими фабриками Москвы, Воронежа, Курска, Пензы и других городов. Изготовлением ковров занимались так же женские монастыри. Одним из основных центров ковроткачества в России был город Судж Курской губернии. Ковры ткали из грубой шерсти на конопляной или льняной основе. Суджанские ковры украшались геометрическим или обобщенным растительным орнаментом. Колорит изделий был ярким, построенным на сочетании красного, синего, желтого, фиолетового, зеленого, белого и черного цветов. К началу XX века любимой темой мастериц были ковры «в розу», сейчас он воспринимается как классический «курский ковер». Тюменский традиционный махровый ковер – один из самобытных промыслов Сибири; его история уходит корнями в XVI столетие. Крупнейшим центром ковроткачества считался Тюменский уезд, поэтому ковровый промысел получил название «тюменский». Сибирские ковры отличались повышенной декоративностью за счет использования черного фона и живописных цветов на нем. Черный фон ковра символизирует плодородную землю. Сочетание черного и красного цветов на ковре - могущество и богатство. Именно тюменский ковер увековечил художник В.И. Суриков на знаменитой картине «Взятие снежного городка».
Технологический процесс создания ковра за многие века остался почти без изменений. Как древние, так и современные рукотворные ковры выполняются на вертикальных или горизонтальных станках с использованием простых приспособлений и инструментов – колотушка, крючок, ножницы или нож. Ковровый станок это большая рама, которая зачастую является просто несколькими скрепленными жердями. На станок круговым образом натягивается прочная нить – основа. Через натянутую нить основы пропускается цветной уток. Процесс переплетения основы и утка и есть фундамент всего ткачества. Таким образом и создается полотно. А ворсовые ковры создаются еще и с помощью завязывания специальных узелков, образующих ворс. В некоторых коврах роль узелков выполняет узкая косичка или крупные петли. В одном квадратном метре классического ворсового шерстяного ковра может быть 90–360 тысяч узелков, а в шелковом ковре доходит до нескольких миллионов узелков на один квадратный метр коврового полотна. Вообще, ткать можно не только полотна ткани, но и гобелены. Каждый из этих видов творчества имеет свои особенности. Полотна, как правило, имеют геометрический орнаментальный рисунок. Гобелены - это панно с декоративной композицией, это сотканная картина. Образное мышление, тонкое чувство цвета и фактуры, фантазия: всё задействовано в производстве данного панно. Прежде чем его соткать, необходимо сделать рисунок. Ценность гобелена в его неповторимости.
В начале XX века ковровые промыслы стали быстро угасать в связи с появлением фабричных изделий. Ковровые традиции продолжали передаваться в узком семейном кругу, но конкурировать с машинными коврами коллективы мастериц не могли.
I.2. Народы России
Россия с давних времён славится своей удивительной природой и разнообразием национальностей, проживающих в ней. По всей территории великой страны расположилось множество народов, живущих как в городах, так и в сёлах. Состав населения очень неоднороден. Здесь, помимо русских, живут башкиры, удмурты, татары, казахи, армяне, а так же около 180 других народов. Все они сохраняют свои культурные традиции. Многонациональность России закреплена в конституции. Большую часть России занимают коренные народы, которые издавна населяли территорию страны и проживают здесь на постоянной основе. Например, русские, татары, башкиры и другие национальности составляют около 95% численности населения страны. Кроме того, в России живут представители зарубежных стран - белорусы, украинцы, азербайджанцы, киргизы и другие. Численность некоторых народов России менее ста человек, а есть и те, которые находятся на грани исчезновения. Выделяются наиболее многонациональные районы страны: Среднее Поволжье, Европейский Север, Европейский Юг, Юг Сибири, Север Сибири и Дальнего Востока.
Как говорилось ранее, этнический состав России превышает 180 различных народов, у каждого из которых есть свои традиции, особенности, национальные признаки и качества. Для ознакомления с ковровым искусством я решила рассмотреть только одни из самых крупных этносов страны.
I.3. Русские
Русские — самый многочисленный народ России. Его численность составляет около 116 миллионов человек. Русский народ проживает во всех субъектах Российской Федерации , но значительная часть русских живёт в центральной части, на юге и северо-западе России, на Урале. По данным переписи населения 2010 года, среди субъектов Российской Федерации наибольший процент русского населения отмечен в Брянской области. Доля русских превышает 90 % в 30 субъектах Федерации — главным образом это области Центрального и Северо-Западного федеральных округов, а также юг Сибири. Наименьшее число русских в Дагестане, Чечне и Ингушетии.
Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и, конечно же, ковроткачество.
Крестьянские ковры
Русские народные ковры были любимы в народном быту, их активно создавали и использовали, так как непростой климат подталкивал людей разного достатка и социального уровня обзаводиться как функционально-значимыми коврами, так и красивыми украшениями интерьера. Ковры условно можно разделить по типам узоров – геометрический и цветочный; по наличию ворса – высоковорсистый, ворсистый, безворсовый; по технологии изготовления - ручного плетения, ручного вязания, ткачества и так далее.
В крестьянском быту ковры нашли широкое применение. Необходимым элементом в доме были всевозможные половики, тропинки, дорожки с простым геометрическим орнаментом. Более нарядные и красочные ковры выполнялись для покрытия столов, лавок, сундуков. Ковры пользовались большим спросом и у городского населения — в среде мещан, купцов, духовенства, дворян и интеллигенции. В ряде мест производство ковров носило промысловый характер. В XIX в. основными районами ковроделия, где было поставлено производство изделий не только для дома, но и на продажу, были Тобольская губерния в Сибири и южнорусские губернии - Курская, Воронежская, Саратовская, Пензенская, Тульская, Орловская и Рязанская. Наиболее интересна и разнообразна коллекция воронежских ковров. Она включает образцы гладких безворсовых изделий с геометрическим орнаментом и ворсовые цветочные ковры. Среди первых выделяются две группы произведений, созданных в слободах Рамонь и Урыв Коротоякского уезда Воронежской губернии. Ковры из слободы Рамонь, вероятно, выполнялись по индивидуальным заказам, так как отличаются различными мотивами узоров. В одном из ковров нашли отражение некоторые элементы восточного орнамента. Вместе с тем в построении узора в виде чередования рядов повторяющихся геометрических мотивов, в четком сопоставлении разноцветного рисунка со светло-желтым фоном проявились характерные черты русских народных текстильных изделий. Ни один из рядов фигур не повторяется в цветовых сочетаниях, но при всей многоцветности ковры обладают удивительной цельностью композиции и общего декоративного решения. Применялись различные способы полотняного переплетения. В слободе Урыв Коротоякского уезда выполнялись ковры по принципу закладного ткачества. В этом центре, откуда ежегодно вывозили на ярмарки до двух тысяч изделий, сложился тип небольшого ковра вытянутой прямоугольной формы, получившего условное название «килима». Для него характерны всего две разновидности композиции узора. Первый — с рядом крупных городчатых ромбов в центре и полуромбами по сторонам, второй — с более мелкими такими же ромбами, расположенными по всему полю ковра в шашечном порядке. Обрамляет поле узкая кайма с узором из простых геометрических фигур. Всем воронежским «килимам» свойствен очень теплый колорит с преобладанием красно-оранжевого цвета, сочетающегося с фиолетовым и зеленым. По характеру узоров воронежским близки рязанские безворсовые ковры. В них по-разному используется излюбленный в русском народном ткачестве мотив ступенчатого ромба. Это может быть крупный узор из рядов соединенных шестицветных ромбов, контрастно выделяющийся на черном фоне. Или узор, в котором мелкие ромбы образуют на красном фоне сплошную косую сетку. Здесь на первый план выступают не сами ромбы, а образованные за счет уступов внутри них фигуры, подчеркнутые цветом.
Во второй половине XIX в., наряду с геометрическими узорами, в русском народном ковре все больше места отводится растительным мотивам. В отличие от цветочного орнамента ковра городских и помещичьих мастерских первой половины века, для которого свойственны тонкие переходы светлых тонов, в крестьянском ковре второй половины столетия складывается узор в виде яркого цветочного орнамента на черном фоне. Характерная для того времени композиция состоит из крупного букета в центре и обрамляющей его каймы в виде цветочной гирлянды. При всем сходстве построения узора и цветовой гаммы, в котором преобладают красно-малиновые тона, в самом характере декора этих ковров есть существенные различия. Ворсовый ковер из слободы Калач Богучарского уезда Воронежской губернии с овальным букетом роз в центре и пышной рамой из рокайльных завитков и веток с кленовыми листьями близок «плафонным» композициям ковров первой половины XIX в. Наиболее богатый по цветовым оттенкам и строгий по своему облику, этот ковер, вероятно, предназначался для украшения стены или пола в городском интерьере. В других коврах горящий ярко-малиновыми и зелеными красками крупный узор свободно раскинулся на черном фоне, почти целиком заполняя его. Переданные в декоративной форме розы в букете в сочетании с окружающими их маками, незабудками, колокольчиками и листьями создают радостный эмоциональный настрой, присущий произведениям народного искусства. Для конца XIX века было характерно стремление к детализации, конкретизации растительных мотивов, что приводило подчас к измельчению деталей.
При создании цветочных композиций ковровщицы часто пользовались выходившими в конце прошлого столетия печатными изданиями приложениями к журналам, где помещались рисунки для вышивок. Однако, отталкиваясь от какого-либо мотива, мастерицы непременно обогащали его своей фантазией и впечатлениями от живой природы. При этом они находили форму, выражающую декоративный характер коврового узора. Гладкие ковры с цветочными мотивами, так же как и с геометрическими — выполнялись в большинстве случаев на горизонтальном ткацком станке тем же способом полотняного переплетения.
I.4. Дагестанцы
Дагестан считается самым многонациональным регионом России. В нем проживает более 80 этносов и народностей. С вхождением в состав России, в регионе начала оформляться единое самосознание. Большой национальный состав наложил свой отпечаток. В первую очередь демократичность. Большое многообразие культур, менталитета и традиций вынудили дагестанцев искать способы взаимодействия. В основном дагестанцы представлены аварцами, агулами, лезгинами, кумыками, даргинцами, татами, табасаранцами, агульцами, русскими, ногайцами, рутульцами, цахурами
Дагестанские ковры
Лучшие шерстяные ковры из России ткут в Табасаране (провинция на юге Дагестана). Именно здесь делают произведения ручной работы - табасаранские ковры, используя техники многовековой конструкции. Жители Табасарана, проживающие в Дагестане, являются единственной этнической группой в России, продолжающей традиционное искусство — ковроткачество ручной работой. В свое время ковры были не такими распространенными, как сейчас, и производилось их не так много, чтобы украсить комнату в любом доме. Кочевые народы, населявшие восточные страны, впервые сделали их практическим объектом, который помогал сохранять дома теплыми, легко транспортировался и оставался нетронутым в течение многих лет. Со временем ковры стали включать узоры, которые стали более сложными и элегантными. Их уровень содержания был знаком статуса их владельца. В наши дни ковры являются обязательными в каждом дагестанском доме. В бедных семьях безворсовые сумахи лежат на полу. Более богатые семьи покрывают полы тяжелыми коврами. Ковры здесь изготавливаются практически в каждом доме. Если они не продаются, они изготавливаются для использования дома. Цены на них иногда настолько высоки, что после продажи одна семья более полугода может комфортно жить. Такое ковровое изделие по стоимости эквивалентно паре лошадей или нескольким головам мелкого рогатого скота. Табасаранский ковер, его колорит, узор и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заряжают нас оптимизмом, настроением праздничностью и весельем. Поэтому от умения учителя правильно организовать работу учащегося в том или ином направлении, зависит результативность школьного образования. Учитель должен быть профессионалом своего дела и хорошо информирован во всех направлениях духовного и эстетического воспитания учащихся, которые требуют от них новые образовательные стандарты. Приобщая детей к народному искусству, учитель помогает развивать у детей устойчивые морально-этические ценности.
I.5. Татары
Татары - второй по численности коренной народ России (5,6 млн человек), что составляет 3,8% от общей численности населения. Наибольшее число татар проживает в Татарстане, в Башкортостане, Тюменской области и Челябинской области. Основными занятиями татарских племен были пашенное земледелие, пастбищно-стойловое животноводство, огородничество. Ткачество же в большей мере являлось домашним женским увлечением. Национальный татарский орнамент характеризуется наличием цветочных, растительных рисунков. Это показывает близость народа к природе, умение видеть красоту в окружающем мире. Женщины умели ткать, сами шили повседневные и праздничные костюмы. Детали одежды украшали узорами в виде цветов, растений. В 19 веке стала популярна вышивка золотыми нитями. Из кожи изготавливали обувь, детали гардероба. Популярностью пользовались изделия из кожи разных оттенков, сшитые между собой.
Татарские войлочные ковры
Войлок - плотный нетканый текстильный материал из валяной шерсти, который обладает уникально низкой теплопроводностью и достаточно хорошо пропускает воздух. Татары с давних времен владели технологией войлоковаляния овечьей шерсти, не теряя навыки и по прошествии столетий. Внесшие достойный вклад в возрождение и сохранение народного ремесла, жители села Татарская Дымская Бугульминского муниципального района, одними из первых в республике восстановили процесс изготовления войлочных ковров, совместив древние традиции и творческую индивидуальность. По мнению ученых, искусство изготовления узорных войлочных ковров сложилось уже во времена кочевого образа жизни, когда скотоводство было одним из главных занятий людей. Стада овец и верблюдов давали, кроме продуктов питания, шерсть для различных изделий. Позже, когда кочевые народы стали вести оседлый образ жизни, коврами застилали пол, завешивали плетеные или каменные стены. На коврах спали, а наиболее тонкими и красиво выделанными укрывались, как одеялами. Сегодня войлочные ковры ценятся главным образом за их декоративные достоинства. К ручному ковроделию относится глубоко традиционное в искусстве татарского народа производство узорных войлочных ковров - киез. Материалом для них служила овечья шерсть естественных оттенков - белого, серого, изредка черного цветов и окрашенная – в красный, синий и коричневый. Причем, изделия украшались введением узора из шерсти в процессе валяния войлока или же использовался прием аппликации - нашивание узоров цветными нитями на однотонный (белый или серый) войлочный фон. Орнаменты народных войлочных ковров значительно отличаются от композиций безворсовых паласов своими криволинейными очертаниями, замкнутыми контурными формами, уходящими в своих истоках в древнюю степную культуру тюрок.
Технология изготовления войлочного ковра очень интересна. Необходимыми материалами являются овечья шерсть, ткань, хозяйственное мыло, вода, краситель, скалка, тесьма, чесальный гребень, карандаш. Для изготовления войлочных ковров традиционно применялись грубые сорта овечьей шерсти осенней стрижки. Шерсть очищалась, промывалась теплой водой, окрашивалась. Окрашенную и просушенную шерсть расчесывали на чесальном гребне. Брали толстую ткань размером больше предполагаемого ковра. Карандашом наносили рисунок. Разложив ткань-шаблон, вкладывали шерсть между контурами на шаблоне. Затем покрывали его равномерным слоем чесаного одноцветного шерстяного волокна. Общая толщина должна быть 5-6 см. Весь ковер сбрызгивали очень горячей водой с растворенным в ней хозяйственным мылом. Затем аккуратно накрывали с четырех сторон свободными краями ткани, на котором выкладывали ковер, и все вместе туго наворачивали на круглую скалку длиной на 30-40 см больше ширины ковра. Полученный рулон перевязывали в 3-4 местах. Рулон перекатывали ногами. Затем сворачивали войлок в рулон уже без скалки и катали на ткани, на полу или большом столе. Окончив валку, просушивали войлок в расправленном виде. Затем края подрезали ножницами. На коврах изображали татарские национальные узоры и орнаменты, редко животных и людей. Татарский орнамент с цветочно-растительным мотивом являлся наиболее распространенным. Растительный орнамент татарской культуры имеет отличительную особенность – асимметрию элементов, т.е. на одном изделии изображали цветы, которые в природе никогда не растут вместе. Вторым по популярности являлся орнамент с геометрическими мотивами.
I.6. Тафтинг
Тафтинг - метод изготовления текстильных изделий, при котором пучок пряжи закрепляется на полотне ткани для создания узора. Тафтингом называется технология «вбивания» пучков пряжи в тканевую основу или на жесткую сетку. Название технологии произошло от английского слова "tuft" — в переводе значит "пучок". Это точно отражает принцип изготовления: ворс тафтингового ковра состоит из пучков, набитых на первичную основу, которая затем крепится к вторичной основе, закрывающей обратную сторону. Стежки-петли делаются на натянутой на пяльца ткани большой иглой в форме воронки с ушком у острого кончика. Изготавливают такие коврики вручную или машинным способом, поэтому внешне похожие варианты часто отличаются по цене. Этот процесс похож на вышивание, рисование и шитье одновременно. Он появился еще в Средневековье. Однако сначала ассоциировался не с коврами, а с узорами на одежде. Тогдашние модницы наносили рисунки на платья вручную. Позже люди поняли, что таким способом можно получить уникальный «наряд» не только для себя, но и для дома. В 1930 году этот метод стал механизированным благодаря изобретению тафтинговой машины. Тафтинг можно выполнять вручную с помощью специальных игл или механически с помощью тафтингового пистолета. По технологии тафтинга создаются ковры, настенные панно, подушки, покрывала и многие другие текстильные изделия. Не так давно появились автоматизированные тафтинговые машины, которые создают ковер или настенное панно с использованием программного управления. Механическая машина для тафтинга была изобретена в Долтоне, Джорджия, в 1930 году. Молодая женщина по имени Кэтрин Эванс Уитнер создала ручное тафтинговое покрывало в подарок на свадьбу. Спрос на ее покрывала быстро возрос, и вскоре целые семьи начали изготавливать покрывала вручную за 10-25 центов за штуку доход, который помог многим семьям выживать во времена великой депрессии. В ответ на спрос на такие покрывала, фирма из Долтона представила первую тафтинговую машину. Машина была создана на основе швейной машины Singer с добавлением лезвия для резки ворса по мере его прохождения через полотно ткани основы. Тафтинговая машина, вместе с созданием синтетических волокон красителей и новых методов прядения, изменила индустрию ковров. В 1950 году 10% всех ковров и ковровых изделий были сделаны по технологии тафтинг а 90% были ткаными. Сегодня более 90% всех ковров и ковровых изделий тафтинговые, менее 2% тканые и 6.7% созданы с использованием других методов, таких как вязание, плетение или вышивка.
II. Практическая часть
Для эффективной работы над практической частью проекта, мне потребовалось создать план:
1. Выбор узора ковра, который мне предстоит выполнить.
2. Выполнение черновика примерного результата работы, основываясь на фотографиях и информации из справочников.
3. Расчет требуемых материалов.
4. Приобретение нужных материалов в магазине для творчества.
5. Поэтапное выполнение образца ковра.
6. Обработка получившегося ковра.
Следуя данному плану, моя работа над макетом станет более собранной и плодотворной.
II. 1. Выбор узора и выполнение черновика
Для выполнения тафтингового ковра я выбрала этнический узор. Этот рисунок, на мой взгляд, наиболее отражает национальные традиции русского народа и станет удобным вариантом для начинающего мастера.
Я выделила несколько фотографий, на которые мне предстоит опираться, делая ковер. Фотографии нужных шаблонов мне удалось найти в интернете. (Приложение А)
Несколько поработав с данными фотографиями и информацией, полученной в ходе проекта, мне удалось создать черновик ожидаемого результата макета.
II.2. Расчет и приобретение материалов
Согласно расчету материалов для выполнения образца мне понадобятся:
1. Пряжа для тафтинга (специальная пряжа с длинным ворсом).
2. Основа для ковра.
3. Специальная игла для тафтинга (иглы с большим ушком и закругленным острием, которые не повреждают основу).
4. Ножницы.
5. Мелок.
6. Линейка.
Все выше перечисленные предметы я успешно приобрела в магазине для творчества.
Выводы
При выполнении проекта я узнала, какие народы населяют мою страну - Россию. Мне удалось познакомиться с совершенно разными этносами, с их некоторыми традициями и обычаями. Также, я более глубоко изучила национальные промыслы русских, дагестанцев и татар. Я исследовала различия в видах изделий выбранных народов. Мной выполнен образец ковра с этническим рисунком в технике тафтинг. План, который я составила для результативной работы, полностью выполнен. В ходе работы над проектом у меня возникли сложности с подготовкой практической части, так как создание ковра для меня было новым опытом, который мне не удавалось испытывать ранее. Все проблемы удалось решить быстро, так как они были незначительны. Цели и задачи работы успешно выполнены.
Заключение
Тема, успешно изученная мною в ходе проекта, заинтересовала меня, потому что я длительное время хотела ознакомиться с традиционными промыслами народов России. Я считаю, что изучение этой темы – интересно и познавательно, ведь в каждом созданном предмете, в обычае или традиции народа можно заметить свои отличительные признаки, которые отражают душу национальности. Я совершенно не потеряла интереса к изучению темы моего проекта, мне наоборот стали интересны традиционные промыслы и других народов России во всех федеральных округах.
Список источников
1. Войлочный ковёр - киез URL: https://tatcultresurs.ru/onkn/voylochnyy-kover-kiez
2. Доклад на тему: «Ковровое искусство Дагестана» URL: https://infourok.ru/doklad-na-temu-kovrovoe-iskusstvo-dagestana-6708972.html
3. История тафтинга URL: https://tufting.me/history_of_tufting
4. Ковроткачество URL: http://spbdn.ru/remjosla-i-promysly/kovrotkachestvo/
5. Русское народное ковроткачество URL: http://oldchest.ru/vyshivka/russkoe-narodnoe-kovrotkachestvo/
6. Татары — интересные обычаи, особенности быта URL: https://travelask.ru/articles/tatary-interesnye-obychai-osobennosti-byta
7. Ткачество в жизни творческих людей URL: https://panor.ru/articles/tkachestvo-v-zhizni-tvorcheskikh-lyudey/44312.html#
8. Что за народ дагестанцы? URL: https://dzen.ru/a/XLndLG-ungCydKcf
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.