4 КЛАСС
№п/п |
Наименование тем, уроков |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Основная группа |
Обучающиеся с ОВЗ |
Домашнее задание |
|||||
По плану |
Фактически |
Виды деятельности |
Планируемые результаты |
Виды деятельности |
Планируемые результаты |
||||||
Земля и человечество ( 9 ч) |
|||||||||||
|
|||||||||||
1. |
Мир глазами астронома |
1ч |
|
|
- Рассказывает о мире с точки зрения астронома; -работает в паре: изучает по схеме строение Солнечной системы, перечисляет планеты в правильной последовательности, моделирует системы; -извлекает из дополнительной литературы и Интернета научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовит сообщения; - работает с терминологическим словариком; - формулирует выводы по изученному материалу, отвечает на итоговые вопросы и оценивает результаты своей работы на уроке. |
Познакомить уч-ся с наукой, изучающей Вселенную. Сформировать представления о Вселенной, о размерах и природе Солнца; о планете Земля, о форме и размерах Земли. |
Уметь перечислять планеты в правильной последовательности, называть космические тела |
Рассказывать о мире с точки зрения астронома |
с.4-8
|
||
2. |
Планеты Солнечной системы |
1ч |
|
|
- Понимает учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -на основе схемы строения Солнечной системы характеризует планеты, перечисляет их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку; -различает планеты и их спутники; -работает в паре: анализирует схемы движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;- устанавливает причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времен года; |
Познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них; о смене на Земле дня и ночи, времен года. |
Уметь называть планеты Солнечной системы, различать планеты и их спутники; |
Знать планеты Солнечной системы, проводить несложные астрономические наблюдения; |
с. 9-15
|
||
3. |
Звездное небо - Великая книга Природы. |
1ч |
|
|
- Находит на карте звездного неба знакомые созвездия; моделирует изучаемые созвездия; определяет направление на север по Полярной звезде; выполняет задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером; формулирует выводы по изученному материалу, отвечает на итоговые вопросы и оценивает результаты своей работы на уроке. |
Дать представление о звёздах, учить находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе. |
Уметь называть и показывать изученные звёзды и созвездия на карте звёздного неба, определять направление на север по Полярной звезде. |
Знать названия звёзд и созвездий.
|
с.16-21,
|
||
4. |
Мир глазами географа. |
1ч |
|
|
Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; сравнивает глобус и карту полушарий;- находит условные знаки на карте полушарий; - обсуждает значение глобуса и карт в жизни человечества; составляет рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий; |
Сформировать представления о глобусе как модели Земли. Учить элементарным приёмам чтения плана, карты. Знать материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. |
Уметь находить условные знаки на карте полушарий, показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря
|
Рассказывать о мире с точки зрения географа |
22-28,
|
||
5. |
Мир глазами историка. |
1ч |
|
|
Понимает учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;- составляет рассказы о мире с точки зрения историка; характеризует роль исторических источников для понимания событий прошлого; обсуждает роль бытовых предметов для понимания событий прошлого; |
Дать представление об окружающем нас мире с точки зрения историков. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. |
Приводить примеры исторических источников, рассказывать о роли исторических источников и бытовых предметов для понимания событий прошлого |
Рассказывать о мире с точки зрения историка |
с.29-35,
|
||
6. |
Когда и где? |
1ч |
|
|
- Определяет по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; обсуждает сроки начала года в разных летоисчислениях; формулирует выводы по изученному материалу, отвечает на итоговые вопросы и оценивает результаты своей работы на уроке. |
Познакомить детей с обозначением дат исторических событий, с понятиями «век», «тысячелетие», «летоисчисление». |
Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени; определять по ленте времени век |
Знать отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена |
с.36-40 |
||
7. |
Мир глазами эколога. |
1ч |
|
|
Рассказывает о мире с точки зрения эколога; работать в паре: анализирует современные экологические проблемы, н решению экологических находит в Интернете сведения о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовит сообщения; формулирует выводы по изученному материалу, отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты своей работы на уроке. |
Познакомить с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе. |
Приводить примеры заповедников и национальных парков России; рассказывать о современных экологических проблемах |
Знать названия заповедников и национальных парков России; |
с.41-47,
|
||
8. |
Сокровища Земли под охраной человечества. |
1ч |
|
|
Рассказывает о причинах появления Списка Всемирного наследия; различает объекты Всемирного природного и культурного наследия; работать в паре: знакомится по карте - схеме мира с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определяет их по фотографиям, знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги; извлекает из дополнительной литературы и Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги и готовит сообщения о них; |
Познакомить с объектами Всемирного наследия, правилами поведения в природе. |
Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия; называть примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги |
Знать примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги |
с.48-56 |
||
9. |
Сокровища Земли под охраной человечества. |
1ч |
|
|
Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия; - различать объекты Всемирного природного и культурного наследия; - работать в паре: знакомиться по карте - схеме мира с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям, знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги; - извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги и готовить сообщения о них; |
Познакомить с Международной Красной книгой. Формировать убеждение о личной ответственности за состояние природы. |
Называть примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги, отвечать на итоговые вопросы |
Анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
|
с.56
|
||
Природа России (10 ч) |
|||||||||||
10. |
Равнины и горы России |
1ч |
|
|
Находит и показывает на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывает о них по карте; различает холмистые и плоские равнины; характеризует формы земной поверхности России, рассказывает о них по личным впечатлениям; |
Сформировать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и горами на территории России. |
Уметь находить и показывать на физической карте России равнины и горы России; различать холмистые и плоские равнины |
Знать названия равнин и гор России. |
с.60-64,
|
||
11. |
Моря, озера и реки России. |
1ч |
|
|
Находит и показывает на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте; различает моря Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого океанов; характеризует особенности изучаемых водных объектов; находит в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, реках и озерах и о мерах борьбы с загрязнениями; |
Сформировать у уч-ся представление о водоёмах, их разнообразии, использовании человеком. |
Уметь находить и показывать на физической карте моря, озера и реки России; различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. |
Знать названия морей, озер и рек России. |
с.66-70
|
||
12. |
Природные зоны России. |
1ч |
|
|
Понимает учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; Знакомится с картой природных зон России, определяет по карте природные зоны России, высказывает предположения о причинах их смены, осуществляет самопроверку устанавливает причинно-следственные связи между освещенностью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работает со схемой освещенности Земли солнечными лучами; находит на карте природных зон зоны высотной поясности; |
Сформировать у уч-ся представление о природных зонах, дать понятие поясности. |
Уметь находить и показывать основные природные зоны на карте природных зон России; работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами |
Знать основные природные зоны России, объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране |
с.71-75,
|
||
13. |
Зона арктических пустынь |
1ч |
|
|
- Находит и показывает на карте природных зон зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку; выявляет взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещенности солнечными лучами; определяет по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объясняет, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывает по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделирует характерные цепи питания; рассказывает об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; характеризует зону арктических пустынь по плану; |
Сформировать у уч-ся представление о природ ной зоне арктических пустынь; особенностями природы, значении природы данной зоны для чело века, её использование. |
Находить и показывать на карте зону арктических пустынь; рассказывать о зоне арктических пустынь по плану |
Знать характеристику природной зоны пустыни. |
с.76-82,
|
||
14. |
Тундра |
1ч |
|
|
- Понимает учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - сравнивает общий вид тундры и арктической пустыни, описывает тундру по фотографии; находит и показывает на карте природных зон зону тундры, рассказывает о ней по карте; выявляет взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещенности солнечными лучами; знакомится по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживает экологические связи в зоне тундры, рассказывает о них, моделирует характерные цепи питания; характеризует природные особенности зоны тундры, её флору и фауну, занятия местного населения; характеризует зону тундры по плану; сравнивать природу тундры и арктических пустынь; |
Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры; ее географическом положении, климатических условиях, растительном и животном мире, деятельности человека. |
Находить и показывать на карте зону тундры; рассказывать о зоне тундры по плану |
Знать характеристику природной зоны тундры. |
с.84-94,
|
||
15. |
Леса России |
1ч |
|
|
- Находит и показывает на карте природных зон зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов; рассказывает о них по карте; устанавливает зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги; характеризует животный мир зоны лесов, выявляет экологические связи; составляет характерные цепи питания в зоне тайги; сравнивает природу тундры и лесных зон; |
Сформировать у учащихся представление о лес ной зоне; географическом положении зоны лесов, растительном и животном мире. |
Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных лесов и широколиственных лесов; рассказывать о них по плану |
Знать характеристику природной зоны. |
с.95-102,
|
||
16 |
Лес и человек. |
1ч |
|
|
С помощью текста учебника раскрывает роль леса в природе и жизни людей; обсуждает экологические проблемы леса, предлагает меры по его охране; извлекает из дополнительной литературы и Интернета сообщения о животных из Красной книги России, готовит сообщения; характеризует лесные природные зоны по плану;. |
Сформировать у уч-ся представление о роли леса в жизни человека и природы; эко логических проблемах леса, возникших по вине человека, о бережном отношении человека к природе. |
Рассказывать о роли леса в природе и жизни людей; рассказывать о правилах поведения в лесу |
Знать правила поведения в лесу |
с.103-109,
|
||
17. |
Зона степей |
1ч |
|
|
-Сравнивает общий вид леса и степи, находит и показывает на карте природных зон зону степей; - устанавливает взаимосвязь особенностей степной зоны с освещенностью, количеством осадков и характером почвы; - обсуждает экологические проблемы степной зоны и пути их решения; - сравнивает природу зоны степей с природой лесов и тундры; - извлекает из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовим сообщения; характеризует зону степей по плану; |
Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; ее географическом положении особенностях, животном и растительном мире, об охране природы. |
Находить и показывать на карте зону степей; рассказывать о них по плану |
Знать характеристику природной зоны степей. |
с.110-117,
|
||
18. |
Пустыни |
1ч |
|
|
Сравнивает общий ид степи и пустыни; находит и показывает на карте природных зон зону полупустыни и пустыни; знакомится по материалам учебника с растительным и животным миром пустынь, выявляет экологические связи, составляет характерные цепи питания; сравнивает природу зоны степей с природой лесов и тундры; обсуждает экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения; характеризует зону степей по плану; |
Сформировать у учащихся представление о при родной зоне пустыни; географическом положении, её особенностях. |
Находить и показывать на карте зону пустынь; рассказывать о них по плану |
Знать характеристику природной зоны- пустыни. |
с.118-125,
|
||
19. |
У Черного моря |
1ч |
|
|
Находит и показывает на карте природных зон зону субтропиков, рассказывать о ней по карте; устанавливает причины своеобразия природы субтропической зоны; знакомится по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, обсуждает правила безопасности во время отдыха у моря. Экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа; характеризует зону субтропиков по плану; |
Сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черно морского побережья Кавказа; географическом положении, особенностях и деятельности людей. |
Находить и показывать на карте зону субтропиков; рассказывать о них по плану. |
Знать характеристику природной зоны субтропиков. |
с.126-134, |
||
Родной край - часть большой страны (15 ч) |
|||||||||||
20. |
Наш край |
1ч |
|
|
-Знакомится с политико-административной картой России; находит на политико-административной карте России свой регион; характеризует родной край по предложенному в учебнике плану; оценивает свои достижения на уроке. |
Учить вести наблюдение в природе, сравнивать свойства наблюдаемых объектов, расширять знания о родном городе, селе. Представление о поверхности родного края; работа с картой. |
Находить на карте России родной регион, давать краткую характеристику своего края |
Знать краткую характеристику родного края; различать и описывать изученные природные объекты своего края, |
с.136-138,
|
||
21. |
Поверхность нашего края. |
1ч |
|
|
- Описывает по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края, находит на карте региона основные формы земной поверхности родного края; интервьюируют взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения; обсуждает меры по охране поверхности своего края; формулирует выводы по изученному материалу, отвечает на итоговые вопросы и оценивает результаты своей работы на уроке. |
Расширять представления уч-ся о водоёмах нашего края; естественных и искусственных водоёмах, о их значении и охране. |
Характеризовать формы земной поверхности; находить на карте родного края основные формы земной поверхности |
Знать формы земной поверхности. |
с.139-144 |
||
22 |
Водные богатства нашего края |
1ч |
|
|
Составляет список водных объектов (рек, озер, морей, прудов) своего региона, описывает одну из рек по данному в учебнике плану, выявляет источники загрязнения близлежащих водоемов; формулирует выводы по изученному материалу, отвечает на итоговые вопросы и оценивает результаты своей работы на уроке. |
Практическое знакомство с полезными ископаемы ми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения. |
Характеризовать водные богатства нашего края; рассказывать о водном объекте по плану |
Знать названия водных объектов родного края. |
с.145-148,
|
||
23. |
Наши подземные богатства |
1ч |
|
|
Находит на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых; -определяет название полезного ископаемого, изучает его свойства. Находит информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывает по данному в учебнике плану, готовит сообщение и представляет его классу; формулирует выводы по изученному материалу оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей. |
Познакомить детей с раз личными видами почв и их составом. Развивать умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов. |
Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых, различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере нашего края). |
Знать названия и свойства полезных ископаемых, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) полезных ископаемых |
с.149-159 |
||
24. |
Земля - кормилица |
1ч |
|
|
- Различает типы почв на иллюстрациях учебника и образцах; извлекает из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; готовит доклад о значении почвы для жизни на Земле; формулирует выводы по изученному материалу; оценивает свои достижения на уроке. |
Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса. |
Различать виды почв; рассказывать о значении почвы для жизни на Земле |
Знать виды почв. |
с.160-163 |
||
25. |
Жизнь леса |
1ч |
|
|
Рассказывает по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах региона; составляет цепи питания, характерные для лесного сообщества региона; характеризует лесное сообщество региона по данному в учебнике плану; - формулирует выводы по изученному материалу, отвечать на итоговые вопросы и оценивать результаты своей работы на уроке. |
Дать представление о луге, как природном сообществе. |
Характеризовать природное сообщество лес по плану; Рассказывать о представителях лесного сообщества в родном крае |
Знать характеристику природного сообщества – лес. |
с.164-169 |
||
26. |
Экскурсия в природные сообщества родного края (в лес) Инструктаж по охране труда |
1ч |
|
|
Наблюдает объекты и явления природы, определяет природные объекты с помощью атласа-определителя; фиксирует результаты наблюдений; сравнивает результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах |
Сформировать представление о жизни пресного водоёма, растительном и животном мире, о роли человека. |
Называть растения и животные леса, распознавать в природных условиях с помощью атласа-определителя; фиксировать результаты наблюдений |
Знать краткую характеристику природного сообщества - лес своего края; оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах; |
|
||
27 |
Жизнь луга |
1ч |
|
|
Определяет растения луга , животных луга на иллюстрации учебника, выявляет экологические связи на лугу; Рассказывает по своим наблюдениям о растениях, животных и грибах на лугах своего региона; характеризует луговое сообщество по данному в учебнике плану; сравнивает природные особенности леса и луга; приводит примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявляет нарушения экологического равновесия по вине человека, |
Развивать умение наблюдать за природой, познакомить с особенностями при родных сообществ края. |
Характеризовать природное сообщество луг, взаимосвязи в этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество луг. |
Знать краткую характеристику природного сообщества – луг. |
с.170-177 |
||
28. |
Экскурсия в природные сообщества родного края (на луг) Инструктаж по охране труда |
1ч |
|
|
Наблюдает объекты и явления природы; определяет природные объекты с помощью атласа-определителя; фиксирует результаты наблюдений; -сравнивает результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах. |
Развивать навыки работы с информацией. |
Называть растения и животные луга, распознавать в природных условиях с помощью атласа-определителя; фиксировать результаты наблюдений |
Выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей; |
|
||
29. |
Жизнь в пресных водах |
1ч |
|
|
Узнает по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; рассказывает по своим наблюдениям об обитателях пресных вод своего региона; составляет цепи питания в пресноводном сообществе своего региона; выявляет экологические связи в пресном водоеме; обсуждает способы приспособления растений и животных к жизни в воде; |
Сформировать представление уч-ся об отрасли с/х, роли растений в при роде и жизни людей, бережном отношении человека к растениям. |
Характеризовать природное сообщество водоём, взаимосвязи в этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество водоём |
Знать краткую характеристику пресного водоёма. |
с.178-186 |
||
30. |
Экскурсия в природные сообщества родного края ( к водоему)Инструктаж по охране труда |
1ч |
|
|
Наблюдает объекты и явления природы; -определяет природные объекты с помощью атласа-определителя; -фиксирует результаты наблюдений; сравнивает результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах. |
Сформировать представление уч-ся об отрасли с/х. Раскрыть роль животных в жизни людей; бережное отношение к животным. |
Называть растения и животные луга, распознавать в природных условиях с помощью атласа-определителя; фиксировать результаты наблюдений |
Выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей; |
|
||
31. |
Растениеводство в нашем крае |
1ч |
|
|
Выявляет взаимосвязь развития растениеводства в регионе с природными условиями; работает в группе :знакомится по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовит сообщения о развитии этих отраслей в регионе и презентует их их в классе; определяет с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии, различает зерна зерновых культур; |
Контроль усвоения и владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения. |
Уметь называть отрасли растениеводства в родном крае; различать сорта культурных растений |
Знать и различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края |
с.187-194,
|
||
32. |
Животноводство в нашем крае |
1ч |
|
|
Выявляет взаимосвязь развития отраслей животноводства в регионе с природными условиями; - различает породы домашних животных (на примерах, характерных для региона); - формулирует выводы по изученному материалу, отвечает на итоговые вопросы и оценивает результаты своей работы на уроке. |
Развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения; умение пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни. |
Уметь называть отрасли животноводства в родном крае; различать породы домашних животных |
Знать и различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края; |
с.195-203,
|
||
33. |
Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие |
1ч |
|
|
Выполняет тесты с выбором ответов; оценивает правильность/неправильность предложенных ответов; адекватно оценивает свои достижения по шкале баллов.
|
|
Выполнять тесты с выбором ответа. |
Знать природные сообщества родного края. |
с.204-205 |
||
34. |
Презентация проектов, выполненных за первое полугодие. |
1ч |
|
|
Выбирает тему проекта- намечает план работы; отбирает информацию в избранных для проекта книгах; готовит оформление доклада (слайды);- готовит доклад; презентует доклад в классе; оценивает свои достижения и достижения своих товарищей. |
|
Уметь находить дополнительную информацию из литературы, Интернета. |
Использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений. |
|
||
Страницы Всемирной истории (5 ч) |
|||||||||||
35. |
Начало истории человечества |
1ч |
|
|
Понимает учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - определяет по «ленте времени» длительность периода первобытного общества; - обсуждает роль огня и приручения животных; - анализирует иллюстрации учебника; - понимает роль археологии в изучении первобытного общества; - формулирует выводы по изученному материалу, отвечает на итоговые вопросы и оценивает результаты своей работы на уроке. |
Дать уч-ся представление о первобытных людях. |
Уметь определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества; рассказывать о роли огня и приручения животных |
Приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом; |
с.4-7 |
||
36. |
Мир древности: далекий и близкий |
1ч |
|
|
Определяет по «ленте времени» длительность существования Древнего мира находит на карте местоположение древних государств; - извлекает информацию из учебника, анализирует иллюстрации, - обобщает сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявляет общее и отличия; - понимает роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставляет алфавиты древности; |
Познакомить уч-ся с древ ним Египтом, Грецией, Римом. |
Уметь находить на карте местоположение древних государств; рассказывать о появлении и развитии письменности |
Знать эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху.
|
с.8-14 |
||
37. |
Средние века: время рыцарей и замков. |
1ч |
|
|
Сопоставляет длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определяет по «ленте времени» длительность средневековья; - находит на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; - сопоставляет исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья; - сопоставляет мировые религии, выявляет их общность и различия: место и время их возникновения, особенности храмов; - понимает важность изобретения книгопечатания для человечества; |
Формировать представление о Средневековье. |
Уметь находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней; |
Соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»; |
с.15-21 |
||
38. |
Новое время: встреча Европы и Америки |
1ч |
|
|
Определяет по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставляет её с длительностью Древнего мира и Средневековья; - сопоставляет жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время; - прослеживает по карте маршруты Великих географических открытий; - обсуждает методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; - выявляет по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени; - обсуждает роль великих географических открытий в истории человечества; - характеризует научные открытия и технические изобретения Нового времени |
Познакомить с выдающимися людьми Нового времени, их изобретения ми, географическими открытиями. |
Рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях Нового времени; показывать по карте маршруты Великих географических открытий |
Знать эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху. |
с.22-27
|
||
39. |
Новейшее время: история продолжается сегодня. |
1ч |
|
|
Находит на «ленте времени» начало Новейшего времени; - характеризует значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки; - характеризует изменения в политическом устройстве стран мира; - рассказывает о научных открытиях и технических изобретениях XX-XXI веков;
|
Познакомить уч-ся с открытиями ученых, знаменитыми людьми XX века. |
Уметь рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX-XXI веков; |
Соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени» |
с. 28-32 |
||
Страницы истории России (20 ч) |
|||||||||||
40. |
Жизнь древних славян. |
1ч |
|
|
Понимает учебную задачи раздела и данного урока и стремится их выполнить; - анализирует карту расселения племен древних славян; - выявляет взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; - характеризует верования древних славян; - моделирует древнеславянское жилище; - составляет план рассказа на материале учебника; - формулирует выводы по изученному материалу, отвечает на итоговые вопросы и оценивает результаты своей работы на уроке. |
Представление о жизни древних славян |
Уметь называть предметы быта древних славян; рассказывать о верованиях древних славян |
Приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом; |
с.34-39 |
||
41. |
Во времена Древней Руси. |
1ч |
|
|
Прослеживает по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX-XI веках; - характеризует систему государственной власти в IX-XI веках в Древней Руси; - отмечает на «ленте времени» дату Крещения Руси; - обсуждает причину введения на Руси христианства и значение Крещения; - формулирует выводы по изученному материалу, отвечать на итоговые вопросы и оценивает результаты своей работы на уроке. |
Представление о Древней Руси, русских князьях |
Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества; отмечать на «ленте времени» дату крещения Руси. |
Рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России; |
с.40-45 |
||
42. |
Страна городов. |
1ч |
|
|
Анализирует карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризует их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде |
Представление о городах X-XI века Киеве и Новгороде |
Показывать на исторической карте Древний Киев и Древний Новгород; рассказывать об основании Москвы |
Рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России; |
с.46-54 |
||
43. |
Из книжной сокровищницы Древней Руси. |
1ч |
|
|
Сопоставляет на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси; - обсуждает важность находок археологами берестяных грамот; - развивает воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев; - обсуждает , почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде; - характеризует значение летописи об основании Москвы как исторического источника |
Представление о возникновении славянской аз буки, появлении письменности на Руси; |
Рассказывать о создании славянской письменности; рассказывать о роли летописей для изучения истории |
Рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России; |
с.55-58,
|
||
44. |
Трудные времена на русской земле |
1ч |
|
|
Прослеживает по карте нашествие Батыя на Русь; -обсуждает причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия; -описывает по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов; - рассказывает о монгольском нашествии по плану учебника; - находит на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками;
|
Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры. |
Показывать на исторической карте нашествие Батыя на Русь, места сражений Александра Невского; рассказывать о монгольском нашествии, о Ледовом побоище |
Рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России; |
с.59-64 |
||
45. |
Русь расправляет крылья. |
1ч |
|
|
- Приводит факты возрождения северо-восточных земель Руси; - рассказывает по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты; - прослеживает по карте объединение русских земель вокруг Москвы; - обсуждает, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления; формулирует выводы по изученному материалу |
Сформировать представления о возрождении Руси. |
Показывать на карте объединение русских земель вокруг Москвы, рассказывать об Иване Калите. |
Рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России; |
с.65-69 |
||
46. |
Куликовская битва |
1ч |
|
|
Прослеживает по карте передвижения русских и ордынских войск; - составляет план рассказа о Куликовской битве; - рассказывает о Куликовской битве по составленному плану; отмечает на «ленте времени» дату Куликовской битвы; - обсуждает, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского; - рассказывает о поединках богатырей осознаёт роль Куликовской битвы в истории России; |
Сформировать представления о подвигах защитников Руси. |
Показывать по карте передвижение русских и ордынских войск; рассказывать о Куликовской битве по плану |
Знать основные события Куликовской битвы |
с.70-74 |
||
47. |
Иван Третий |
1ч |
|
|
Рассказывает об изменении политики в отношении Золотой Орды; - описывает по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы; - обсуждает значение освобождения от монгольского ига; отмечает на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство;
|
Сформировать представления о Москве времен Ивана III, сравнить ее со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия Донского. |
Отмечать на ленте времени даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство; рассказывать о значении освобождения от монгольского ига . |
Составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них; |
с.75-81 |
||
48. |
Мастера печатных дел |
1ч |
|
|
Обсуждает, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; - на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывает о первопечатнике Иване Федорове и издании первых русских учебников; -сопоставляет современные и первопечатные учебники по иллюстрациям;
|
Сформировать представления о появлении первой печатной книги н а Руси, книгопечатанья. |
Рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове, об издании первых учебников. |
Описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества; |
с.82-86 |
||
49. |
Патриоты России |
1ч |
|
|
Обсуждает значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; - отмечает на «ленте времени» год освобождение Москвы; - заполняет приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; осознавает роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России; |
Сформировать представления о патриотизме. |
Отмечать на ленте времени год освобождения Москвы от польских интервентов; Рассказывать о значении организации народного ополчения и освобождения Москвы от польских захватчиков |
Описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества; |
с.87-93 |
||
50. |
Петр Великий |
1ч |
|
|
Рассказывает о реформах Петра I на основе материала учебника; -извлекает из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике; - описывает достопримечательности Санкт-Петербурга; - обсуждает, заслуженно ли Петр I получил прозвание «Великий»; - отмечает на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей; - находит на карте приобретения города, основанные ПетромI; - высказывает свое отношение к личности Петра Великого. |
Сформировать представления о времени правления Петра I , его реформах. |
Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника; Находить на карте города, основанные Петром; |
Описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества; |
с. 94-100 |
||
51. |
Михаил Васильевич Ломоносов |
1ч |
|
|
-составлять план рассказа о М.В.Ломоносове; - составлять план сценария о жизни М.В.Ломоносова; - прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву; - обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры; - отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета;
|
Сформировать представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова. |
Показывать по карте путь Ломоносова в Москву; рассказывать о заслугах М.В. Ломоносова |
Описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества; |
с.101-104 |
||
52. |
Екатерина Великая. |
1ч |
|
|
Обсуждает, заслуженно ли Екатерина Вторая стала назваться Великая; - описывает достопримечательности Петербурга; - сравнивает положение разных слоев российского общества; - рассказывает по учебнику о крестьянской войне Е.И. Пугачева; - прослеживает по карте рост территории государства; - рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове. |
Сформировать представления о жизни в России во времена правления Екатерины Великой. |
Рассказывать о крестьянской войне Пугачёва; показывать на карте рост территории государства |
Описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества; |
с.105-111 |
||
53. |
Отечественная война 1812 года. |
1ч |
|
|
Рассказывает о Бородинском сражении; - отмечает на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; - заполняет приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; - обсуждает, почему война 1812 года называется Отечественной; - обсуждает, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому; извлекает из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовит доклады |
Сформировать представления о войне 1812 го да. |
Уметь описывать исторические события Отечественной войны 1812 года; отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 |
Рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России; |
с.112-119 |
||
54. |
Страницы истории Х1Х века. |
1ч |
|
|
В ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучает текст учебника, выполняет задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, работает с историческими картами; - находит на карте Транссибирскую магистраль; - сопоставляет исторические источники; - извлекает из дополнительной краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе; - формулирует выводы по изученному материалу |
Сформировать представления уч-ся о жизни в XIX веке, о технических изобретениях того времени. |
Работать с историческими картами; уметь описывать исторические события Х1Х века. |
Знать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну; |
с.120-126 |
||
55. |
Россия вступает в ХХ век |
1ч |
|
|
Отмечает на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революции; - составляет план рассказа о событиях начала ХХ века и рассказывает о них по плану;
|
Сформировать представления о важнейших событиях в России в начале XX века. |
Уметь описывать исторические события ХХ века; Отмечать на «ленте времени»начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций |
Знать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну; |
с.127-133,
|
||
56. |
Страницы истории 1920-1930 годов. |
1ч |
|
|
Знакомит по карте СССР с административно-территориальным строением страны; - сравнивает герб России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомит с символикой герба СССР; - сравнивает тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации; - в ходе экскурсии по городу выясняет, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают; - знакомит по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро. |
Сформировать представления о жизни страны в 20-30-е годы. |
Уметь описывать исторические события 1920-1930 годов; работать с историческими картами;
|
Знать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну |
с.134-139 |
||
57. |
Великая война и великая Победа. |
1ч |
|
|
Составляет план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывает о ней по плану; - обсуждает , в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; - прослушивает в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времен войны; - делится впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы.
|
Сформировать представления о Великой Отечественной войне. |
Уметь описывать исторические события Великой Отечественной Войны. |
Знать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну. |
с.140-146 |
||
58. |
Великая война и великая Победа. |
1ч |
|
|
Описывает исторические события Великой Отечественной Войны. - Собирает материал о мероприятиях празднования 78-летия Победы в родном городе (селе), в регионе; - формулирует выводы по изученному материалу, отвечает на итоговые вопросы - оценивает свои достижения на уроке. |
Сформировать представления о Великой Отечественной войне, ее героях, о битве на Курской дуге. |
|
Знать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну. |
с.146 зад.1-3 |
||
59. |
Страна, открывающая путь в космос. |
1ч |
|
|
Понимает учебную задачу урока и стремится ее выполнить; - извлекает из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса - интервьюирует старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года; - прослушивает в записи песни, посвященные полету Юрия Гагарина. |
Сформировать представления о жизни страны в послевоенное время. |
Уметь описывать исторические события полёта человека в космос. |
Знать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
|
с.147-152,
|
||
Современная Россия (9 ч) |
|||||||||||
60. |
Основной закон России и права человека |
1ч |
|
|
Находит на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения; анализирует закрепленные в Конвенции права ребенка; обсуждает, как права одного человека соотносятся с правами других людей; готовит проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе.
|
Дать представление о государственном устройстве нашей страны, об основных документах, защищающих права человека. |
Называть символы России; рассказывать об истории их возникновения |
Раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран. |
с.168-174 |
||
61. |
Мы - граждане России |
1ч |
|
|
Различает права и обязанности гражданина, устанавливает их взаимосвязь; следит за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации |
Формировать представление о том, что значит быть гражданином, о главе государства, Федеральном собрании и их работе. |
Различать государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные; рассказывать о любимых праздниках |
Знать главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России. |
с.175-179,
|
||
62. |
Славные символы России |
1ч |
|
|
Знакомится особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличает герб РФ от гербов других государств; знакомится с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы; отличает гимн РФ от гимнов других государств; обсуждает, зачем государству нужны символы. |
Формировать представление о государственных символах России. |
Уметь находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России. |
Знать субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России. |
с.180-188
|
||
63. |
Такие разные праздники |
1ч |
|
|
Различает праздники государственные, профессиональные, церковные, национальные, территориальные, семейные;- знакомит с праздниками и Памятными днями России, обсуждает их значение для страны и каждого её гражданина;- выясняет используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся; составляет календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей.
|
Сформировать представление о праздника в России, их различиях и особенностях. |
Уметь находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России. |
Знать субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России. |
с.189-196 |
||
64. |
Путешествие по России. Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности |
1ч |
|
|
Знакомит по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России; совершает виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещает музеи, осматривает памятники истории и культуры; рассказывает по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрирует фотографии, сувениры анализирует и сравнивает гербы городов России, выясняет их символику; |
Дать представление, на сколько наша страна велика, познакомить с народами, населяющими Россию, их обычаями. |
Уметь находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России. |
Знать субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России; |
с.197-203 |
||
65. |
Путешествие по России. Народы России, особенности их традиционной культуры |
1ч |
|
|
Совершает виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещает музеи, осматривает памятники истории и культуры;- рассказывает по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрирует фотографии, сувениры;
|
Познакомить с городами европейской части Рос сии, их народами, образом жизни. |
|
Адекватно оценивать и анализировать свои знания. |
с.204-205 |
||
66. |
Путешествие по России. Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России |
1ч |
|
|
Понимает учебную задачу урока и стремится ее выполнить; знакомится по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России;
|
Познакомить с достопримечательностями старинных русских городов. |
Уметь находить дополнительную информацию из литературы, Интернета. |
Использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений. |
|
||
67. |
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие |
1ч |
|
|
Выполняет тесты с выбором ответов; оценивает правильность/неправильность предложенных ответов; -адекватно оценивает свои знания в соответствии с набранными баллами. |
Проверить знания по изученным разделам. |
Проверить знания уч-ся по разделам « Современная Россия», «Страницы истории России», «Страницы всемирной истории». |
Адекватно оценивать и анализировать свои знания. |
с.204-205 |
||
68. |
Презентация проектов за второе полугодие. |
1ч |
|
|
Извлекает информацию из дополнительных источников и Интернета; посещает музеи, обрабатывает материалы экскурсий; интервьюирует старших членов семьи, других взрослых; готовит иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки); - готовит тексты сообщений; выступает с сообщениями в классе.
|
Формировать умение самостоятельно работать, отстаивать свою точку зрения. |
Обобщение и повторение знаний по разделам «Сов ременная Россия», «Страницы истории России». |
Использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений. |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.