уметь: - использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения; - анализировать организационные структуры управления; - проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала; - применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; - принимать эффективные решения, используя систему методов управления; - учитывать особенности менеджмента (по отраслям); знать: - сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития; - методы планирования и организации работы подразделения; - принципы построения организационной структуры управления; - основы формирования мотивационной политики организации; - особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям); - внешнюю и внутреннюю среду организации; - цикл менеджмента; - процесс принятия и реализации управленческих решений; - функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта; - систему методов управления; - методику принятия решений; - стили управления, коммуникации, делового общения.
Контрольная работа № 1.
Эволюция концепция менеджмента.
ТЕСТ
1) Возникновение раннего менеджмента связывают с:
a) разработкой Ф. Тейлором концепции научного управления,
b) переходом от мануфактур к машинному производству (+)
c) началом ведения племенами людей оседлого образа жизни,
d) проведением управленческих экспериментов в Хотторне.
2) ___________ управленческую революцию обычно называют
«светскоадминистративной» и связывают с именем вавилонского
царя Хаммурапи
a) Первую
b) Четвертую
c) Вторую (+)
d) Третью
3) ___ управленческая революция вошла в историю как «религиозно
коммерческая» и произошла примерно 7 тыс. лет назад в древних
Шумере, Египте, Аккаде
a) Третья
b) Четвертая
c) Вторая
d) Первая (+)4) В теории управления эволюцию концепций менеджмента
представляют такие управленческие школы, как...
a) социальноэтического управления
b) научного управления и административная (классическая) (+)
c) человеческих отношений и поведенческих наук (+)
d) комплексного и маркетингового управления
5) К основным положениям школы научного управления можно
отнести...
a) нормирование труда (+)
b) научный подход к подбору и обучению персонала (+)
c) усиление разработки социальных аспектов трудовых ресурсов
d) единство распорядительства
6) К основным положениям административной школы управления,
сформулированным в виде правил, можно отнести …
a) Централизацию организации (+),
b) Корпоративный дух в организации (+),
c) Изучение поведения человека в организации,
d) Применение экономикоматематических моделей в управлении
7) Основателем бюрократической доктрины в теории менеджмента
был…
a) Ф. Тейлор
b) А. Смит
c) М. Вебер (+)
d) А. Файоль8) В теории менеджмента к функциям менеджмента по А. Файолю
относятся…
1. Формулировка целей
2. Планирование (+)
3. Организация (+)
4. Управленческие коммуникации
9) Установите соответствия между потребностями по А. Маслоу и
возможностями их удовлетворения в процессе труда.
1. Потребности в безопасности
2. Потребности в отношениях принадлежности
3. Потребности в самоуважении
4. Потребности в самовыражении
ОТВЕТ:
Потребности в безопасности
Потребности в отношениях
принадлежности
Потребности в самоуважении
Потребности в самовыражении
Безопасность труда, дополнительные
льготы
Рабочие группы, коллеги, клиенты,
начальники
Признание, высокий статус,
дополнительные обязанности
Возможности для обучения, роста,
продвижения
10) Составными элементами предложенной Ф.Тейлором научной
системы знаний о законах рациональной организации труда
являются...a) изучение мотиваторов трудовой деятельности
b) корпоративный дух
c) Хронометраж (+)
d) дифференцированная система оплаты (+)
11) Заслуга супругов Фрэнка и Лилиан Гилберт в области
управления заключается в том, что они…
a) Ввели на автомобилестроительных заводах конвейерные линии
b) Стали первооткрывателями в области оперативного управления и
календарного планирования
c) Первыми начали заниматься вопросами управления кадрами, их
научным подбором, расстановкой и подготовкой (+)
d) Сформулировали двенадцать принципов управления, обеспечивающих
рост производительности труда
12) Согласно теории управления, административной школе
менеджмента соответствуют такие принципы управления, как...
a) разделение труда (+)
b) гибкость управления
c) централизация (+)
d) снижение рисков
13) Основателем бюрократической доктрины в теории менеджмента
был...
a) А. Смит
b) Ф. Тейлор
c) А. Файольd) М. Вебер (+)
14) Свои исследования в рамках развития количественной школы
управления вели такие исследователи, как...
a) А. Файоль
b) Д. МакГрегор
c) У. Эшби (+)
d) Н. Винер (+)
15) К основным положениям административной школы управления,
сформулированным в виде правил, можно отнести...
a) изучение поведения человека в организации
b) применение экономикоматематических моделей в управлении
c) централизацию организации (+)
d) корпоративный дух в организации (+)
16) К основным положениям школы человеческих отношений в
менеджменте можно отнести…
a) участие работников в управлении (+)
b) применение экономикоматематических моделей в управлении
c) беспристрастность
d) использование групповой самоорганизации (+)
Напоминаем Вам, что основной отличительной характеристикой школы
человеческих отношений стал перенос центра тяжести в управлении с
выполнения задач на отношения между людьми. Происходит постепенное
превращение работника в партнера во взаимоотношениях с менеджером и
собственником предприятия. Беспристрастность– один из принципов
(правил) административного управления, сформулированных А. Файолем.
Применение в принятии управленческий решений экономикоматематических
моделей обосновывалось в рамках исследований представителей
количественной школы управления. Менеджмент: учеб. пособие / под ред.
В.В. Лукашевича, Н.И .Астаховой. – М.: ЮНИТИДАНА, 2005. – С. 23–27. –(Гриф УМО). Модели человеческих отношений представляют собой
альтернативу моделям внутренних процессов, адаптированных к
установлению неформальных отношений и связей между членами одного
коллектива. Гуманизация трудовых отношений, вовлечение работников в
обсуждение вопросов, касающихся их производственной деятельности,
использование позитивных эффектов групповой самоорганизации – важные
принципы доктрины человеческих отношений. Менеджмент: учеб. пособие /
под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой. – М.: ЮНИТИДАНА, 2005. – С.
23. – (Гриф УМО).
17) К основным положениям школы человеческих отношений в
менеджменте можно отнести..
a) использования групповой самоорганизации(*)
b) беспристрастность
c) участие работников в управлении(*)
d) применение экономикоматематических моделей в управлении
18) Основные положения теории «Х» Д. Макгрегора,
характеризующей поведение лидера, сводятся к следующим
тезисам:
a) чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать
принуждение, контроль и угрозу наказания (+)
b) многие люди способны к творческому решению проблем, и этот
потенциал следует использовать
c) большинство людей боятся ответственности и предпочитают, что
ими руководили (+)
d) люди изначально не любят трудиться и при любой возможности
избегают работы (+)e) труд – это органичный для человека способ существования, люди не
избегают ответственности и стремятся ее на себя возложить
Д. Макгрегор охарактеризовал позицию авторитарного руководителя по
отношению к работникам как теорию «X». Основные положения этой теории
сводятся к следующим тезисам: люди изначально не любят трудиться и при
любой возможности избегают работы; большинство людей боятся
ответственности и предпочитают, что ими руководили; чувство
защищенности является основной человеческой ценностью. Менеджмент:
учеб. пособие / под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой. – М.: ЮНИТИ
ДАНА, 2005. – С. 181. – (Гриф УМО). Стилистика «демократичного»
лидерского поведения (или коллегиального) являет собой
противоположность авторитарному лидерству. В основе его лежат воззрения,
названные Д. Макгрегором теорией «Y»: труд – это органичный для человека
способ существования; в нормальной ситуации люди не только не избегают
ответственности, но и стремятся ее на себя возложить; приобщение
работников к организационным целям пробуждает самоконтроль и
способствует эффективному самоуправлению; многие люди способны к
творческому решению проблем, и этот потенциал следует использовать.
Менеджмент: учеб. пособие / под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой. –
М.: ЮНИТИДАНА, 2005. – С. 180181. – (Гриф УМО).
19) согласно теории менеджмента универсальные принципы
управления, применяемые к любому его объекту, разработала…
a) Школа научного управления (рационалистическая)
b) Школа психологии и человеческих отношений
c) Школа науки управления (количественная)
d) Административная школа (+)
20) К особенностям российской модели менеджмента относятся...
a) ограниченная роль трудового коллектива в управлении (+)
b) гарантия занятости и создание обстановки доверительности
c) всеобщее участие в конечном результате
d) ориентация на производство (+)21) Установите соответствие между преобладающим типом
мотивации и стилем менеджмента страны, где он используется в
управленческой практике.
a) Мотивация работы на фирму, формирование корпоративного сознания
b) Мотивация конкретных работников на основе экономических и
нематериальных стимулов
c) Мотивация конкретных работников материальными стимулами на
основе субьективного мнения руководителей
(c) менеджмент в России
(а) менеджмент в Японии
менеджмент в Китае
(b) менеджмент в США
22) Установите соответствие между преобладающим типом
управленческих решений и стилем менеджмента страны, где он
используется в управленческой практике:
Б) консенсус, или компромисс (1)
Менеджмент в
Японии
Менеджмент в
России
Менеджмент в США А) единоличноконсультативный, или компромисс(3)
Г) сугубо единоличный, реже единолично
консультативный (2)
23) Установите соответствие между традиционной структурой
подготовки управленческих решений и стилем менеджмента страны,
где она используется в управленческой практике.
длинная фаза подготовки, короткая фаза исполнения
Менеджмент в
Японии
Менеджмент в США короткая фаза подготовки, длинная фаза исполнения
очень короткая фаза подготовки, очень длинная фаза
Менеджмент в
России
исполнения24) К особенностям американского стиля управления организацией
можно отнести …
a) четко определенную ответственность каждого работника (+)
b) преобладающее использование групповых форм контроля
c) личную ответственность каждого руководителя за выполнение
директивно установленных показателей (+)
d) отказ от использования формального описания полномочий
исполнителя в пользу неформального регулирования
американская модель менеджмента характеризуется, как правило, четкими
формализованными процедурами организации деятельности,
индивидуальным контролем со стороны руководства, ориентацией на
индивидуальные навыки и инициативу. Менеджмент: учеб. пособие / под
ред. Н.Ю. Чаусова, О.А. Калугина. – М.: КНОРУС, 2010. – С. 104. – (Гриф
УМО).
Существуют ярко выраженные различия в национальных системах
менеджмента разных стран. Имеет свои особенности и американский стиль
управления: в нем четко определена ответственность каждого работника,
каждый руководитель отвечает лично за выполнение директивно
установленных показателей. Дорофеев, В.Д. Менеджмент: учеб. пособие /
В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал. – М.: ИНФРАМ, 2008. – С.
65. – (Гриф УМО).
25) Тенденция к делению работ в организации между ее частями или
подразделениями таким образом, чтобы каждая из работ получила
определенную степень завершенности в рамках данного
подразделения, в менеджменте получила название...
a) дифференциации (+)
b) децентрализации
c) интеграции
d) централизации