«Краеведческая исследовательская деятельность для развития экологической культуры школьников»
Оценка 4.7

«Краеведческая исследовательская деятельность для развития экологической культуры школьников»

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
биология
СCУЗ, ВУЗ
10.03.2022
«Краеведческая  исследовательская деятельность   для развития экологической культуры школьников»
Формы и методы исследования в заказнике "Степной" совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Ботаническим институтом им. В.Л.Комарова Российской Академии Наук (БИН РАН),
Статья.docx

 «Краеведческая  исследовательская деятельность   для развития экологической культуры школьников»

 

 

 

 

Учитель географии и биологии высшей категории Галяутдиновой Р.К. МБОУ “Старо-Иштерякской ООШ”,   педагог дополнительного образования МБОУ   «ЦВР» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан.

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся. "Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность"-сказал Бернард Шоу.    

 В 2018 году мы совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Ботаническим институтом им. В.Л.Комарова Российской Академии Наук (БИН РАН),  заключили   договор с целью изучения, обобщения опыта и внедрения инновационных образовательных технологий, способствующих повышению качества образовательного и воспитательного процесса и проведение совместных мероприятий на базе учреждений  Санкт-Петербурга для ведения фенологических наблюдений на территории нашего сельского поселения, где находиться заказник «Степной».

     Фенологические наблюдения доступны каждому, кто любит природу независимо от места жительства.

Целью нашей работы является: Наблюдения за ходом сезонного развития отдельных природных компонентов позволяющим  создать общее представление о сезонном развитии природы в условиях определенного места.

Задачи:

1)сведения о фенологических явлениях использовать в практике зеленого строительства, в садово-парковом деле, в ландшафтном дизайне.

2) На их основе проводится множество сезонно-зависимых работ с необходимым учетом всех параметров среды, в которых будут развиваться растения.

Исследовательские работы в области экологии, зоологические и ботанические исследования, как правило, также включают в себя фенологические данные.

В программы для корреспондентов-фенологов включены наблюдения за гидрометеорологическими явлениями, явлениями в мире растений, за грибами, за некоторыми видами насекомых, птиц и млекопитающих, за культурными растениями, в том числе садовыми и сельскохозяйственными.

Наблюдения конкретных фенологических явлений у конкретных объектов должны проводиться по единой методике для получения многолетних данных, которые имеют наибольшую ценность. Применение единой методики необходимо не только для получения легко сравнимых сведений, собранных в одном пункте за несколько лет наблюдений, но и для сравнения аналогичных материалов, полученных в те же годы в других местах наблюдений.

 Ценность таких наблюдений связана с выполнением ряда правил и требований, обеспечивающих эффективный сбор фенологических данных при регулярных ежегодных наблюдениях за одними и теми же объектами в одном и том же месте.

Выбор и описание мест наблюдений

         Организация фенологических наблюдений начинается с выбора мест, где наблюдения будут проводиться в течение ряда лет.

Места наблюдений должны находиться в пределах ландшафта, характерного для данной местности, где достаточно полно представлены все предполагаемые объекты наблюдений.

Методика фенологических наблюдений

1. Регулярность наблюдений

      Важнейшим правилом получения надежных фенологических данных является регулярность наблюдений. Чем чаще осматриваются объекты наблюдений, тем меньше риск ошибки в определении правильной фенодаты.

Темпы сезонного развития природы в разное время года различны, поэтому частота проведения наблюдений должна соответствовать сезону. Это касается всех объектов фенологических наблюдений.

В весенний период бурного развития наблюдения проводят не реже одного раза в 2-3 дня.

Летом  и зимой допускаются несколько большие перерывы.

В конце лета и осенью снова нужны более частые выходы.

      2. Записи, фиксирующие сезонные изменения природы. Полевой дневник и специальные унифицированные бланки

          Все фенологические объекты привязаны к месту и времени, и всегда имеют определенные, ежегодно повторяющиеся сезонные состояния. Эти состояния проявляют себя через сезонные явления у конкретных объектов.

Гидрометеорологические фенообъекты - это такие элементы климата, как температура воздуха, атмосферные осадки и проч. Последствия воздействий этих факторов на элементы среды (например, водоемы) отмечаются наравне с другими явлениями, как фенологические (например, ледоход и ледостав на водоемах, формирование и разрушение снежного покрова и проч.).

Фитофенологические объекты – это дикорастущие и культурные древесно-кустарниковые и травянистые растения.

Зоофенологические объекты – это дикие животные, в частности – насекомые, перелетные кочующие и оседлые птицы, млекопитающие и некоторые другие.

Объекты сельскохозяйственной фенологии – это зерновые: озимые и яровые культуры, плодовые деревья и кустарники, ягодные культуры и некоторые огородные растения.

Сюда же относятся такие виды хозяйственных сезонно-зависимых работ, как сенокос и выпас скота, сев и уборка зерновых и проч.

      Фенологические явления в мире растений

1.Выбор фитофенологических объектов и описание феноявлений в мире растений

  Фитообъектами фенологических наблюдений являются:

Деревянистые (древесные) растения - деревья, лианы, кустарники, полукустарники, кустарнички.

Травянистые растения - однолетние и многолетние виды дикорастущих и культурных цветковых растений и злаки.

2.Фенологические явления у культурных сельскохозяйственных растений.

Кроме зерновых культур в бланк-программы включены наблюдения за технической и зернобобовой культурами - это лен-долгунец и горох, за овощной культурой – это картофель.

3.Фенологические явления в мире животных

Фенологические явления в мире животных наблюдать труднее, чем явления в растительном мире. Зоофенология требует от наблюдателя больших усилий и в отдельных случаях занимает значительно большее время, чем наблюдения за растениями.

Тесная связь зоофенологических явлений с сезонным ходом развития других объектов живой природы позволяет в нужный момент зафиксировать то или иное явление в мире животных.

Знание сроков и последовательности наступления природных феноявлений позволяет успешно проследить наступление фаз развития у зоологических объектов.

Наблюдения ведутся за представителями позвоночных и беспозвоночных животных.

4.Орнитологические объекты и явления в фенологии

Отмечаются следующие фенологические явления и фенофазы:

- Начало весеннего и осеннего перелетов (или пролетов);

- Появление весной и полное исчезновение осенью.

- У некоторых видов фиксируется срок начала вылета птенцов из гнезда.

 Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.

Значимость для развития  ученика,  умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения,  при дальнейшем  поступлении в разные учебные заведения.


 

Краеведческая исследовательская деятельность для развития экологической культуры школьников»

Краеведческая исследовательская деятельность для развития экологической культуры школьников»

За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности

За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности

Ценность таких наблюдений связана с выполнением ряда правил и требований, обеспечивающих эффективный сбор фенологических данных при регулярных ежегодных наблюдениях за одними и теми же объектами…

Ценность таких наблюдений связана с выполнением ряда правил и требований, обеспечивающих эффективный сбор фенологических данных при регулярных ежегодных наблюдениях за одними и теми же объектами…

Сюда же относятся такие виды хозяйственных сезонно-зависимых работ, как сенокос и выпас скота, сев и уборка зерновых и проч

Сюда же относятся такие виды хозяйственных сезонно-зависимых работ, как сенокос и выпас скота, сев и уборка зерновых и проч
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2022