КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА - ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ
Рашкина Людмила Анатольевна,
учитель биологии МБОУ СОШ №3
Люблю и знаю.
Знаю и люблю.
И тем полней люблю,
Чем больше знаю.
(Ю..Ефремов)
Детство – это пора открытий. Открывая для себя окружающую действительность, ребенок учится говорить, мыслить, общаться осваивать для себя нормы поведения в обществе и природе. Сейчас уже никого не надо убеждать в том, насколько важно привить ребенку любовь к родному краю, его природе. Отношение к природе в целом формируется прежде всего через отношение к природе своей местности. Многие территории России являются неповторимыми природными образованиями благодаря своему ландшафтному и биологическому разнообразию. Наш край в этом отношении является уникальным. Музеем под открытым небом называют его. Сухоложье отличается разнообразием природы, обилием уникальных, неповторимых мест. Эта уникальность заключается в том, что наш район находится на границе двух природных зон: между Уральскими горами и Западно - Сибирской равниной. Прибрежные районы - самые красивые в нашей местности места. Здесь удивительные скальные выходы пород сочетаются с уникальной флорой и фауной. Я считаю, что у наших педагогов есть много возможностей для формирования любви к своей малой родине.
Одной из задач современной школы является воспитание личности, для которой жизнь была бы высшей ценностью. Высокая урбанизированность, засилье технократического мышления, наши социальные условия многократно усиливают отчужденность человека от природы. Предметы естественнонаучного цикла способствуют формированию особого отношения к ней. Общие законы природы дети начинают изучать еще на уровне начального общего образования. На следующей ступени образования знания о природе расширяются, дополняются. Но, тем не менее, они даются в обобщенном виде, изучаются общие законы природы. Подчас за общим мы часто не видим отдельное, конкретное. Дети не знают названия растений, произрастающих в нашей местности; горные породы своего района, происхождение географических названий, которые часто формируются от особенностей природы. И поэтому мы часто воспитываем абстрактную любовь к природе вообще, а она должна быть конкретна и возникать в результате непосредственного эмоционального положительного контакта с природным объектом. Любовь к природе необходимо формировать на основе краеведческого материала, местных условий и достопримечательностей. В условиях города это сделать непросто.
Для решения возникших противоречий в своей практической деятельности я использую разные формы работы: уроки, факультативные курсы, экскурсии, походы выходного дня, проектную деятельность, уроки в краеведческом музее., предметные недели, викторины.
В урочной деятельности стараюсь использовать наглядный материал, собранный детьми на территории нашего района: известняки с отпечатками прошлой жизни кораллов, моллюсков; каменный уголь. На уроках в 9 и 11 классах при изучении истории развития живой природы при демонстрации образцов этих горных пород создается проблемная ситуация. Детям предлагается ответить на следующие вопросы: - Каким образом могли сформироваться эти горные породы?
- Какие условия необходимы для формирования этих горных пород?
Дети высказывают свои гипотезы, затем на основе теоретического материала учебников подтверждают свои высказывания. На уроках используются фотографии, гербарии, которые дети выполняли летом. Тему работы они выбирают самостоятельно из списка предложенных. Демонстрация работ обучающихся на уроках повышает их самооценку.
В рамках внеурочной деятельности проводятся недели естествознания, во время которых обязательно провожу конкурс фотографий. Лучшие из них попадают на выставку, и все обучающиеся школы могут любоваться красотами родного края. Лучшие работы участвуют в областных конкурсах.
Как классный руководитель и как учитель биологии с детьми провожу походы выходного дня. Уже сформировались определенные (любимые) маршруты. Один из них проходит от посёлка Риковский до пещеры Гебауэра. На данном маршруте я рассказываю о происхождении географических названий, показываю окаменелости на скалах, провалы и карстовые воронки, овраги и объясняю их происхождение. Очень интересно наблюдать реакцию детей, а иногда и взрослых, когда они узнают, что миллионы лет назад здесь плескалось теплое палеозойское море. Эмоции их переполняют. Данная информация запоминается лучше. Обычно школьники уносят с собой образцы горных пород. По ходу маршрута рассказываю интересные факты о растениях и животных. После проведения экскурсии проводится викторина по тем вопросам, которые прозвучали во время маршрута. Также по данному пути следования мы проводим экологический субботник. Так детям прививается бережное отношение к природе. Описания всех маршрутов, разработанных совместно с детьми, имеются в городском музее.
Я считаю, что важное место в воспитании любви к малой родине занимает научно-исследовательская работа. Проекты в основном носят краеведческую направленность. Дети выступали на муниципальном, областном и российском уровнях со следующими темами: «Топонимический словарь Сухоложского района», «Млекопитающие Сухоложского района», «Редкие и охраняемые растения Сухоложского района», «Тропою предков», «Уникальный уголок Сухоложья» и другими. Весь собранный в ходе работы материал используется в моей работе на уроках, во внеурочной деятельности. Все находится в свободном доступе. Материалами проектных работ пользуются и другие учителя.
Важной составляющей в воспитании любви к природе, своей малой родине является городской историко – краеведческий музей. Посещаемый нами часто отдел природы богат экспонатами, собранными непосредственно в нашей местности. Сотрудники музея проводят очень интересные экскурсии с ориентацией на возрастные особенности. Некоторые экспонаты дети могут подержать в руках, потрогать. Информация, полученная в такой форме, лучше запоминается и остается в памяти надолго.
Любая педагогическая работа должна быть каким-то образом проанализирована, оценена. Как же оценить такую составляющую воспитания как любовь к своей малой родине? Вот здесь вспоминается рассказ моего воспитанника, который занимался со мной одним из проектов на краеведческую тему. Он переписывался со сверстниками из Германии и так описал Сухоложье, такие фотографии предоставил, что все они захотели посетить наш город, попутешествовать по территории района. Может это и является показателем сформированности такой составляющей воспитания как любовь к своей малой родине? Важно, чтобы таких детей было как можно больше. Таким образом, краеведческий материал является важной составляющей для формирования любви к родному краю. И может быть использован на любом предмете.
Список литературы:
Анашкина Е.Н. Тропой натуралиста.- Ярославль:Академия развития, 2006.- 288с.
Зверев А.Т. Экологические игры.- М.:Дом педагогики, 1998.-56с.
ФИО (полностью) |
Рашкина Людмила Анатольевна |
Место работы |
МБОУ СОШ №3 (п. Алтынай) |
Должность |
Учитель биологии |
Ученая степень, ученое звание |
Нет |
Контактные телефоны (рабочий, мобильный) |
8-904 -547-06-84 |
|
Rashkina.liudmila@yandex.ru |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.