КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРТНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
Оценка 4.7

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРТНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

Оценка 4.7
Лекции +2
docx
география
8 кл—11 кл +1
03.02.2017
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРТНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
Для школьной географии исторический подход также традиционен и имеет важное значение для формирования объективного образа территории любого ранга.Методические условия реализации исторического подхода представлены в школьном курсе географии России и при изучении географии Воронежской области. Задача учителя не просто изложить: объемный историко-географический материал, опираясь на знания из истории, а систематизировать и обобщить его.Краеведческий подход является одни из ведущих в изучении экономических, экологических, социальных и антропогенных взаимодействий человека и природы. Большая роль в развитии краеведческого подхода принадлежит изучению памятников природы.
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРТНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ.docx
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРТНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ Для  школьной географии исторический подход также традиционен  и имеет важное значение для формирования объективного образа территории любого ранга [1]. Исторический подход рассматривается как методический подход,   представляющий   собой   совокупность   приемов,   способов,   средств, способствующих реализации общенаучного принципа историзма в школьной географии.   В   основу   предлагаемого   нами   варианта   выделения   аспектов исторического   подхода   положены   особенности   изложения   и   функции исторического  материала  в  школьной географии.  В  частности,  выделяются следующие аспекты исторического подхода: Аспекты исторического подхода в школьной географии Топоними ка Историческое описание Персонали и Географическое прогнозирование Историческое объяснение I. Историческое описание – аспект, заключающийся в констатации исторических фактов. Как появился объект (генезис), какие этапы, стадии в своем   развитии   прошел,   описание   объекта   на   определенных   исторических этапах.   Применительно   к   учебному   процессу   историческое   описание   – повествование,   отвечающее   на   вопрос,   «каким   был   объект   изучения   в прошлом, и как  он изменялся?» II. Историческое   объяснение   –   аспект,   в   основе   которого   лежат причинно­следственные связи. Историческое объяснение отвечает на вопрос, «почему объект изменялся, и как историческое развитие отразилось на его современном состоянии?» III. Географическое   прогнозирование   –   аспект,   заключающийся   в предположении   дальнейшего   развития   объекта   изучения,   основанное   на знании истории и закономерностей его развития. Это ответ на вопрос, «каким будет объект, каково его будущее?» IV. Топонимика – аспект, заключающийся в изучении происхождения, изменения   и   этимологии   географических   названий.   Очевидно,   что   все составляющие этого понятия содержат элемента историзма. V. Персоналии   –   аспект,   который   заключается   в   изучении   имен географов, путешественников, людей науки: их биографии и вклада в науку. Реализация   этого   аспекта   исторического   подхода   позволяет  «очеловечить» изучение истории любого объекта и получить дополнительные сведенья о нем. Предлагаемый   вариант   не   претендует   на   универсальность   и   носит   в определенной степени условный характер. Методические условия реализации исторического подхода в школьном курсе   географии   России   и   при   изучении   географии   Воронежской   области [2,3]. При   определении   методических   условий   учитывались   возрастные   и психологические   особенности   учащихся,   особенности   содержания   и отражения аспектов исторического подхода в указанных курсах, современные требования к процессу обучения. В основу разработки методических условий реализации исторического подхода положено представление о соотношении исторического подхода и его аспектов, как отношение целого и частей. В ходе исследования были выделены методические условия эффективной реализации аспектов   исторического   подхода:   организация   лекционно­семинарской системы   обучения; деятельности; изучение топонимии региона.   использование   коллективной   формы   учебной В   содержании   современных   учебников   географии   наиболее   широко представлены такие аспекты исторического подхода историческое описание и историческое   объяснение.   Задача   учителя   не   просто   изложить:   объемный историко­географический   материал,   опираясь   на   знания   из   истории,   а систематизировать и обобщить его. Как показало исследование, указанным особенностям   реализации   аспектов   исторического   подхода,   особенностям обновленного   содержания   обозначенных   курсов   соответствует   лекционно­ семинарская система обучения. Использование   коллективных   форм   учебной   деятельности   требующих   более   содержанием   указанных   тем, обусловлено:1) эмоционального   участия   учащихся;   2)   соответствие   психовозрастным особенностям учащихся, испытывающих потребность в общении и совместной деятельности;   3)   открывающимися   возможностями   для   более   частого высказывания   своих   мыслей   вслух,  что   способствует   более   эффективному усвоению   и   осмыслению   учебного   материала,   реализации   потенциала исторического   подхода   как   фактора   формирования   опыта   творческой деятельности   и   эмоционально­ценностному   отношения   к   миру.   В   ходе исследования выявлены принципы и особенности организации коллективной формы   работы   учащихся.   Представляется   необходимым   соблюдением следующих   принципов:   ограниченное   включение   коллективных   форм   в систему   обучения,   учет   возрастных   и   психологических   особенностей учащихся, принцип научности, принцип сознательности и заинтересованности, соблюдение все стадий организации. В   настоящее   время   пути   совершенствования   школьного   образования связаны с углублением знаний по следующим разделам: экологизация, эко­ нолизация,   политизация,   историзация,   путем   внедрения   просвещенских подходов, проблемного изучения, увеличение доли общих обзоров, усиления практического   направления   "более   глубоком   изучении   взаимодействия человека и общества ­ общества и природы. Системный   подход   формируется   на   основании   изучения   природы родного края Знания о природе своей области как более близкой школьникам, могут служить эталоном и использоваться в процессе обучения, как наглядно чувственная опора для изучения проблемы в целом. Эти знания в дальнейшем будут   применяться   в   изучении   новых   территорий   и   постепенно совершенствоваться,   позволяя   осуществлять   краеведческий   принцип   в обучении географии. Таким   образом,   краеведческий   подход   является   одни   из   ведущих   в изучении   экономических,   экологических,   социальных   и   антропогенных взаимодействий   человека   и   природы.   Большая   роль   в   развитии краеведческого подхода принадлежит изучению памятников природы. Для   большей   убедительности   и   наглядности   я   предлагаю   проводить изучение памятников природы в виде экскурсий. Наилучшим временем можно выбрать весеннюю экскурсию в 8 классе после изучения темы «природно­­ территориального комплекса». Первым   этапом   экскурсии   являются   предварительное   ознакомление учащихся на уроке с природой родного края и ее особенностями на примерах памятников   природы,   кaк   естественных   исторически   сложившихся уникальных   природно­культурных   комплексов.   Возможно   привлечение реферативных сообщений учащихся на данном этапе ­ по истории и природно­ географическим особенностям данного памятника. Экскурсию   можно   проводить   в   форме   внеклассного   мероприятия «похода   выходного   дня».   В   зависимости   от   расстояния   и   доступности памятника   природы   для   непосредственного   изучения   необходимо предварительное на месте соглашение с руководством природно­культурного объекта, администрацией школы, учащимися и их родителями по следующим вопросам: ­ дата и время проведения экскурсии; ­   способ   доставки   учащихся   к   месту   экскурсии   (пеший   поход, общественный автотранспорт и другими видами транспорта); ­ стоимость экскурсии. Время про ведения экскурсии не должно превышать 3­4 часов. Перед экскурсией ставятся следующие цели: а) образовательная: ­ изучить структуру данного природного памятника, ­ выявить его наиболее типичные особенности, ­ изучить, взаимосвязь и взаимное влияние данного памятника природы и окружающей среды; б) воспитательная: ­ раскрыть на примере данного природного образования, его историко­ культурное, эстетическое значение, ­ формирование экологических принципов охраны окружающей среды на примерах антропогенного воздействия на данный природный комплекс, ­ усилить восприятие целесообразности на окружающей взаимодействия природы примере отдельных элементов природного комплекса; в) развивающая: ­развитие   эмоционально­нравственных   качеств   личности   на   примере красоты окружающей природы, ­ способствовать развитию памяти и речи учащихся путем сравнения данного   памятника   с   соответствующими   образами   художественной литературы, ­   усовершенствование   картографических   умений   путем   составления карты природного комплекса и маршрута экскурсии. Про ведение экскурсии возможно и желательно с привлечением гида или   работника   данного   природного   комплекса,   имеющего   навыки экскурсоводческой работы. Экскурсию   желательно   начинать   с   посещения   музея   и   последующим знакомством с наиболее интересными, типичными уголками. В ходе экскурсии учащимся предлагаются различные задания в плане подготовки   к   итоговому   занятию   ­   составление   отчета   об   экскурсии   с включением следующих вариантов: ­ собрать гербарий типичной флоры; ­ фотомонтаж наиболее интересных объектов и событий экскурсии; ­ составление маршрута и карты экскурсии: ­   сочинение   на   свободную   или   заданную   тему   по   впечатлениям   об экскурсии; ­ при наличии видеокамеры можно снять для других классов. К итоговому занятию в классе проводится выставка лучших гербариев, готовится   фотостенд     о   памятнике   природы,   выпускается   стенгазета   ­ рапорты об экскурсии. Занятия проводятся в виде географической викторины или заседания клуба   «Что?   Где?   Когда?»   по   материалам   экскурсии.   Исследование культурно­мемориальных   ландшафтов   Бобровского   района   выявило,   что наибольшее   многообразие   их   сосредоточено   в   с.Хреновое,   с.   Коршево,   с. Ясенки. Памятники истории, культуры и природы имеют высокую научную и художественную ценность. В   период   развития   рыночных   отношений   увеличивается   значение наследия в историко­ культурном и геополитическом процессах России, так как повышается значимость социальных аспектов. Необходимо подчеркнуть, что определили формирование и эволюцию   понятия   культурный   ландшафт,   которое   отражает   существование взаимоотношений   между   ландшафтами   и   многообразными   явлениями культуры,  именно  традиционным  исследования  ресурсных  и  экологических качеств   ландшафта   в   физической   географии   и   в   ландшафтоведении. Представления   о   роли   ландшафтов   в   системе   «культура­природе» разрабатываются также в ряде других направлений научных и прикладных исследований,   страноведении,   географии   культуры,   истории,   этнографии, памятниковедении, ландшафтной архитектуре. Современным подходом в изучении культурных ландшафтов является геокультурный   подход.   Он   направляет   внимание   на   взаимодействие пространственных   культурных   процессов   и   явлений,   с   рассмотрением территориальных форм существования культуры в общем контексте развития территории.   Как   индикаторы   пространственно­временной   динамики геокультурных   систем   истории   формирования   и   развития   геокультурного пространства   важны   размещающиеся   в   ландшафтах   объекты   и   элементы историко­культурного наследия. Их типы, сочетания, специфика размещения ­ воспроизводят исторически конкретные формы и качественное своеобразие различных этапов исторического развития районов. Ландшафтный   подход   ­   раскрывает   пространствеино­временное распределение явлений культуры в связи с ландшафтной средой, а природные геосистемы образуют дополнительную систему «координат» в геокультурном пространстве. Культурно­ландшафтный   подход.   В   результате   такого   исследования выясняются   характер   закономерности   исторического   взаимодействия ландшафтной природных элементов культуры и среды, конкретизируется роль геосистем   в   процессе   распространения   и   пространственной   организации территориальных   комплексов   культуры,   а   также   выделяются   природно­­ территориальные   комплексы,   влияние   которых   на   неоднородность геокультурного пространства проявилось наиболее отчетливо. Среди   современных   подходов   в   изучении   культурных   ландшафтов выделяются   также   методики,   направленные   на   определение   визуальной привлекательности   пейзажей.   в   рамках   интегральных   оценок   его рекреационного   потенциала   и   при   проектировании.   Методики   позволяют количественно   и   адекватно   оценить   разнообразие   пейзажей,   насыщенность территории   историко­культурными   памятниками,   особенно   в   связи   с конкретными видами рекреационной деятельности. Эстетический потенциал ландшафта   является   отражением   субъект­объектных   отношений   в закономерно   сложившемся   природно­культурном   комплексе.   Культурный ландшафт   представляет   сочетание   элементов   земной   поверхности измененных,   либо   сформированных   благодаря   деятельности     населения­ носителя   определенного   типа   культуры.   Таким   образом,   по   характеру изменений   ландшафта,   можно   сулить   об   эстетических   воззрениях определенных этнокультурных общностей в различные эпохи их развития. Анализ   рассмотренных   выше   представлений   подводит   к   выводу   о необходимости определения и изучения ландшафта как из одного из факторов   средоформирующего   и историко­культурного   развития   территории, воспроизводящего   привычные   условия   жизни   людей,   определяющего сохранение в разнообразных территориальных формах «генофонда» культуры. Необходимость и актуальность  таких подходов определяется современными   характеризующегося   повышенным тенденциями   развития   общества, вниманием к проблеме сохранения использования многообразия природных  и историко­ культурных элементов комплекса наследия. Вариант   использования   краеведческого   подхода   можно   применитъ   к уникальным ландшафтам Бобровекого района. В Бобровском районе также следует   отметить   и   объекты   природно­культурного   наследия,   в   первую очередь, Хреновской бор, дубраву в пойме р. Битюг, урочище «Морозовская роща»,   заказник   в   Хреновском   бору,   осиновые   кусты   на   территории Хреновского   конного   завода  №10,   а   также   разнотравно­луговую   степь (солотный притон), Хреновскую степь, парк­усадьба с. Хреновое, дендрарий Хреновкого   лесхоза   ­   техникума   им.   ГФ.   Морозова,   гидрологические памятники р. Битюг, Лебяжье озеро, Вислинский затон [3]. Наряду   с   уникальными   ландшафтами   на   территории   Бо6ровского района   остро   стоит   проблема   охраны   данных   ландшафтов,   большинство памятников   природы   сохраняется   только   за   счет   энтузиастов;   отсутствует мемориальная табличка на культурно­ мемориальном комплексе Северцовых ­ ученых   с   мировым   именем.   Это   единственный   мемориальный   комплекс, сохранившийся   в   Воронежской   области, естествоиспытателям России;   посвященный   великим В   районных   и   региональных   средствах   массовых   информаций   очень мало   освещается   жизнь   великих   земляков   ­   издателя   Суворина,   поэта   Е. Исаева. Отсутствует постоянное финансирование реконструкции уникальной церкви с Фарфоровым иконостасом. Таким   образом   решить   проблемы   сохранения   культурно   ­ мемориального наследия невозможно без социальной комплексной создания программы.   которая   способна   объединить   усилия   государственных   и муниципальных   организаций   и   общественных   акционерных   обществ   и предприятий;   инвестировать   средства   на   развитие   и   экономический   рост района. Сегодня должна быть решена сложная, но необходимая задача научно­ педагогического описания, сохранения и возрождения историко­ культурных   национальных   традиций   и   обычаев   в мемориальных   памятников, общеобразовательном процессе. На территории района возможно расширить туристическо­рекреационную   деятельность,   которая   позволит   наращивать культурно­образовательный потенциал региона и, следовательно, изучению и сохранению исторического и культурного природного наследия, воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма и любви к Отечеству. Мобилизация культурно­мемориального потенциала региона повлечет за собой активизацию развития соответствующих отраслей хозяйства района и области в целом. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.   Жекулин   В.С.   Историческая   география.   Предмет   и   методы/   В.С. Жекулин.­ Л.: Наука, 1982. ­ С. 65­99. 2. Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. ­ Воронеж: изд­во ВГУ, 1982.­ 287с. 3. История заселения и хозяйственного освоения Воронежского края в эпоху феодализма/ Под ред. Загоровского В.П. ­ Воронеж: изд­во ВГУ. 1987. ­ 156с.

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРТНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРТНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРТНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРТНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРТНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРТНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРТНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРТНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРТНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРТНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРТНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРТНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРТНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРТНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРТНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРТНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРТНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРТНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРТНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРТНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРТНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРТНЫХ ЛАНДШАФТОВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2017