Групповая работа как эффективная форма организации урока
Оценка 4.7

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Оценка 4.7
Педсоветы +1
docx
география
8 кл—11 кл +1
03.02.2017
Групповая работа как эффективная форма организации урока
Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы для совместного выполнения учебного задания. Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, так как современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребёнок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор. Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объём материала и режим работы, даёт возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать приём взаимоконтроля.Групповая форма деятельности на занятиях привносит новизну в организацию традиционного процесса обучения, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой.
Групповая работа как эффективная форма организации урока.docx
Групповая работа как эффективная форма организации урока Введение Главная   цель   воспитателя   должна заключаться в   развитии самостоятельности,   человек   может благодаря   которой, впоследствии   стать   распорядителем   своей судьбы,   продолжателем   образования   своей жизни… А. Дистервег В связи с изменениями в общественной, политической, экономической сферах жизни нашего общества, с введением новых стандартов в образовании перед школой поставлены новые задачи:  создание   обучающей   среды,   мотивирующей   учащихся самостоятельно   добывать,   обрабатывать   полученную   информацию, обмениваться   ею,   быстро   ориентироваться   в   информационном пространстве;  создание   условий,   способствующих   развитию   творческих способностей учащихся;  снижение перегрузки учащихся. Проблема активного, творческого восприятия знаний как никогда остро стоит перед сегодняшней школой. Если   в   процессе   обучения   школьников   будет   использована   система, позволяющая развивать творческий потенциал ребёнка, то повысится качество образования выпускников и будет воспитана общественно­активная личность. В  процессе   проведения  этих   уроков  складываются   благоприятные   условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Исходя   из   вышесказанного,   можно   сказать,   что   школьная   география давно перестала быть «чисто номенклатурным предметом». И моя задача, как учителя географии, сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и   их   практическое   применение   в   жизни.   Решение   этих   задач     вызвало   и необходимость   применения   мною   новых   педагогических   подходов   технологий на уроках географии. Одной из наиболее эффективных форм организации урока географии является работа в группах. Глава I  Групповая работа как эффективная форма организации урока  1.1 Преимущества групповой формы работы Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности,   при   которой   на   базе   класса   создаются   небольшие   рабочие группы для совместного выполнения учебного задания. Опыт   организации     групповой     формы   деятельности   является актуальным и перспективным, так как современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей.   Поддержать   их   инициативность,   самостоятельность,   сберечь   ту оптимистическую   самооценку,   с   которой   ребёнок   приходит   в   школу, сформировать   у   него   навыки   сотрудничества,   общения,   научить   делать самостоятельный выбор. Работа   в   группе   позволяет   индивидуально   регулировать   объём материала и режим работы, даёт возможность формировать умение сообща выполнять   работу,   использовать   приём   взаимоконтроля.   Возможность самостоятельно   оценивать   свою   работу   позволяет   соблюсти   принцип «отметочной безопасности», развивать интерес к предмету. Для мировой педагогики нового столетия характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс   строится   как   поисковая,   исследовательская   деятельность,   в   ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Групповые формы работы позволяют:  создать   более   широкие   контакты   между   школьниками,   чем   при традиционных формах классно­урочной системы;  воспитательная   ценность   заключается   в   совместном   переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений;  учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что   обязательно   сказывается   на   улучшении   психологического микроклимата на уроке;  привносит   новизну   в   организацию   традиционного   процесса, способствует   развитию   социально   значимых   отношений   между учителем и группой учащихся, учащихся между собой;  происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на   свою   деятельность   со   стороны,   понимать,   что   ты   делаешь   и говоришь то или иное, и оценивать свои действия. 1.2 Принципы групповой работы Эстонский   учёный   Х.И.   Лийметс   выделяет   следующие   принципы групповой работы:  класс разбивается на несколько групп;  каждая группа получает задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное;  внутри каждой группы, между её участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики» и т.п.);  процесс   выполнения   задания   в   группе   осуществляется   на   основе обмена мнениями, оценками;  выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.1 1 Из   принципов   групповой   работы   видно,   что   для   такой   работы характерно   непосредственное   взаимодействие   и   сотрудничество   меду учащимися,   которые,   таким   образом,   становятся   активными   субъектами собственного   учения.   А   это   принципиально   меняет   в   их   глазах   смысл   и значение учебной деятельности. 1.3 Правила отбора материала для работы в группах При   отборе   учебного   материала   для   групповой   работы   необходимо уточнить,   какие   виды   заданий   будут   представлены   в   предлагаемом   для совместного   выполнения   задании.   Надо   помнить,   что   не   всякий   учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования:  по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты;  содержание   материала   должно   быть   достаточно   трудным, желательно   проблемным,   допускать   различные   точки   зрения,   не совпадение позиций. Чем   более   трудным   является   задание,   тем   больше   информации необходимо   для   его   правильного   выполнения,   тем   интенсивнее   идёт взаимодействие между участниками группы. 1.4 Правила формирования групп Одно из важных условий эффективной организации групповой работы – правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп в   расчёт   надо   брать   два   признака:   уровень   учебных   успехов   учащихся   и характер   межличностных   отношений.     Школьников   можно   объединить   в группы   или   по   однородности   (гомогенные   группы),   или   по   разнородности (гетерогенные группы) учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять либо   из   сильных,   либо   из   средних   и   даже   слабых   учеников   (хотя   группа, состоящая из слабых учеников, себя не оправдывает). Решение   обучающих   и   воспитательных   задач   лучше   всего осуществляется в гетерогенной группе, где и создаются более благоприятные условия взаимодействия и сотрудничества. При комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений. Психолог Ю.Н. Кулюткин по этому поводу пишет: «В одну группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает   психологическая   атмосфера   взаимопонимания   и   взаимопомощи, снимаются тревожность и страх».2 В   этом   случае,   когда   перед   учителем   стоит   задача   научить сотрудничать, можно применить способ «случайной группы». Этот  же способ комплектования   групп   можно   использовать   в   классах,   в   которых   между учениками   сложились   в   целом   доброжелательные   отношения.   Но   в   любом случае  учитель   должен  обладать  достаточной  компетентностью   в работе  с межличностными  конфликтами. Способ  формирования «случайных  групп»: жребий, объединение тех, кто сидит рядом. Комплектование групп можно осуществлять:  по определённому признаку, который задаёт учитель или лидер группы (по первой букве имени: гласная или согласная; в какое   время года родился и т.д.);  по выбору лидера (лидер набирает себе команду);  по   выбору   педагога   (решая   определённые   педагогические   задачи, учитель   может   объединить   учеников   с   близкими   интеллектуальными 2 возможностями, со схожим темпов работы, а может создать равные по силе группы). 1.5 Алгоритм проведения обсуждения в группах Не менее важным, а точнее одним из важных процессов групповой работы является обсуждение, которое состоит из нескольких этапов. 1   этап:   выдвижение   каждым   участником   своих   гипотез,   версий, изложение   своей   позиции,   от   остальных   участников   требуется   терпение, уважение к чужой точке зрения, безоценочное принятие всего сказанного. 2   этап:   обсуждение   высказанных   гипотез.   На   этом   этапе   участникам групп   понадобятся   социальные   умения,   связанные   с   цивилизованным обсуждением:   умение   слушать, обсуждения, аргументировать своё согласие и несогласие.   соблюдать   определённый   порядок 3 этап: выработка группового решения, которое рождается в процессе критической   оценки   предложенных   вариантов   и   выбора   общего,   наиболее оптимального из них. 4   этап:   обсуждение   итогов   работы   группы,   где   участники     группы выдвигают из своих рядов выступающего, который рассказывает о результатах её работы. 5 этап: обсуждение процесса работы. Для более эффективной организации урока с использованием групповой формы можно использовать карточку­инструкцию для организатора (лидера) в группе. Функции учителя. Организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передаёт знания   в   готовом   виде,   является   организатором   и   режиссёром   урока, соучастником   коллективной   деятельности.   Функции   учителя   сводятся   к следующему:  объяснение цели предстоящей работы;  комплектование групп;  комментарии к заданиям для групп;  контроль за ходом групповой работы;  попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;  после   отчёта   групп   о   выполненном   задании   учитель   делает   выводы, обращает внимание на типичные ошибки, даёт оценку работе учащихся. Таким образом, можно сделать вывод, что:   грамотно   организованная   работа   в   группе,   работает   на   сохранение психического и физического здоровья учащихся; групповая   работа   формирует   навыки   общения,   сотрудничества, взаимопомощи;  в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности;  групповая работа учит участвовать и контролировать своё участие в работе   группы,   уважать   ценности   и   правила,   принятые   группой, обосновывать своё мнение и отстаивать собственную позицию;  у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и  реализовать идею (по   мнению   психологов,   люди,   как   правило,   поддерживают   то,   что создают сами);  для решения большинства задач необходима работа всей группы;  какой   бы   пёстрой   ни   была   группа,   она   сделает   больше,   чем   один человек; групповая работа улучшает творческое мышление, учит самооценке и  самоуважению;  работа в группе не даёт возможность спрятаться, задействованы все;  вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом;  совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива. Групповая   форма   деятельности   на   занятиях   привносит   новизну   в организацию   традиционного   процесса   обучения,   способствует   развитию социально   значимых   отношений   между   учителем   и   группой   учащихся, учащихся между собой. Потенциал   групповой   работы   велик.   Но   это   серьёзный, профессиональный прием работы. И чем чаще все мы, работающие с детьми, будем задавать себе вопрос: а зачем  мы  сейчас   разделили  детей  на  группы, тем  профессиональнее  будет наша работа. Глава II Использование групповых форм работы на уроках географии и во внеурочной деятельности 2.1 Использование групповых форм работы на уроках географии                                                                                  «Плохой учитель преподаёт                                                                                                                   истину, Хороший учит её находить». По   В.К.   Дьяченко,   организационная   структура   групповых   способов обучения может быть комбинированной , то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При   этом   доминирующее   значение   имеет   именно   групповое   общение.   К групповым способам обучения можно отнести:      классно­урочную организацию; лекционно­семинарную систему; формы дифференциации учебного процесса; дидактические игры; метод проектов. Групповая   форма   работы   на   уроке  может   применяться   для   решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее целесообразна она при проведении практических работ, при изучении текстов на всех предметах. Качество   знаний   по   географии   предполагает   не   только   знание теоретического   материала,   но   и   знание   карты.  На   первых   порах   учащиеся боятся карты, они отказываются выходить к доске. Работа   в   группах   позволяет   решить   эту   проблему.   Проходит   время, прежде чем учащиеся начинают понимать, что карта – это не просто лист бумаги,   на   который   нанесены   различные   географические   объекты. Оказывается, карта несёт в себе большое количество информации.  Я в своей работе достаточно часто использую групповую форму работы, различные её разновидности. Приведу несколько примеров групповых заданий на знание карты: 1. Контуры континентов  (группы получают конверты с разрезанными контурами континентов; надо их собрать). 2.   Географические   объекты   (каждая   группа   получает   карточки   с написанными   на   них   географическими   объектами.   Задача   состоит   в   том, чтобы распределить названия на картосхеме материков). 3.   Знаешь   ли   ты   карту?   (группы   получают   конверты   с   небольшими фрагментами   картосхем.   Задача,   назвать   все   географические   объекты, изображённые на картосхеме). 4. Бытовой опыт (за несколько дней перед уроком учащиеся получают опережающее   задание,   составить   список   продуктов,   которые   использовала семья за неделю, и рассмотреть географию их производства. Такое задание выполняется при изучении географии пищевой промышленности). Следующая,   применяемая   мной   разновидность   групповых   заданий   – групповой   опрос,   который   провожу   с   целью   повторения   и   закрепления материала.   Во   время   группового   опроса   консультант   в   соответствии   с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика   комментируют,   дополняют   и   совместно   оценивают   все   члены   в группе. К   групповым   технологиям   относят   и   многие   технологии нетрадиционных уроков, которые вызывают особый интерес у учащихся. Это урок­конференция, урок­суд, урок­путешествие. Очень увлекательно прошли нетрадиционные уроки в 11 классе по теме «Добро пожаловать в Австралию» ­   интегрированный   с   английским   языком   урок­путешествие;   урок­ конференция «Байкал – жемчужина России» и другие. В 9 классе мы изучаем экономику России, этот учебный курс вызывает меньший интерес, чем физическая география, поэтому, используя групповую работу,   я   стараюсь   увлечь   ребят   этим   достаточно   сухим   материалом. Например, при изучении темы «Калининградская область» я разбиваю класс на 4  группы (1 – международники, 2­ статисты, 3 –  проектировщики, 4 – исследователи). Каждая группа получает своё задание, выполняет его, затем один представитель группы выступает, другие дополняют. После выступления групп   учащиеся   делают   общий   вывод.   Такие   уроки   можно   проводить   при изучении любого экономического района нашей страны. В   6­7   классах   я   использую   игровые   методы.   В   игре   дидактическим материалом   выступают   карточки   с   заданиями.   Например,   в   7   классе   при изучении   темы   «Антарктида»   класс   подразделяется   на   две   крупные гетерогенные   группы   исследующие: Антарктиды, II группа – внутриконтинентальные.  I  группа   ­   прибрежные   районы В   пределах   каждой   группы   я   выделяю   три   гомогенные   группы   по уровню   обученности,   где   «слабые»   ученики   описывают   географическое положение исследуемого района, «средние» ­ подстилающую поверхность, а «сильные» ­ климатические условия с объяснением причин. Здесь и работа в группах, и дифференцированное обучение. При изучении темы «Ветер» (6 класс) был проведён интегрированный урок   с   литературой   «Ветер   –   друг   или   враг?»,   который   проходил   тоже   в форме   групповой   работы.   Учащиеся   класса   были   разбиты   на   5   групп     и выполняли данные им задания: 1   группа   работала   со   сказкой   –   былью   М.М.   Пришвина   «Кладовая солнца», выбирала слова, в которых показано влияние ветра на жизнь героев произведения. 2   группа   –   сказка   К.Г.   Паустовского   «Тёплый   хлеб»,   в   котором учащиеся находят строки, где говорится о ветре. 3 группа пишет мини­сочинение на тему «Друг мой ветер». 4 группа пишет статью, на основе изученного материала на тему «Ветер ­ помощник человека». 5 группа пишет заметку на тему «Ветер – враг человека». После выступления групп, учащиеся делают вывод, отвечая на вопросы учителя: ­ Какой же ветер называли люди братцем, мой ветер, ветерок? ­ А какой ветер создаёт человеку трудности, наносит ущерб, является угрозой для жизни? Современную школу трудно представить без использования на уроках ИКТ.  География  как   никакой   другой  предмет   предполагает   использование презентаций,   слайд­шоу   для   более   наглядного   знакомства   с   новым материалом   при   изучении   страноведческого   курса.   Например,   в   11   классе очень интересно проходят уроки «МГРТ. Лицо страны». Учащиеся делятся на группы, выбирают себе страну из какого­либо региона и во время изучения этого региона подбирают всевозможную информацию о товарах этой страны, имеющихся на прилавках наших магазинов, и делают презентацию либо слайд­ шоу   о   международной   специализации   этой   страны.   Это   настоящее исследование, своеобразное открытие. При   изучении   регионального   компонента   в   8­9   классах,   учащиеся выполняют   минипроекты   «Образ   родного   края»,   создают   символические, природные,   промышленные   образы   своего   населённого   пункта.   Изучая природу и население Росси, делают презентации «Визитная карточка России». У   одних   учеников   родина   ассоциируется   с   матрёшкой,   русской   печкой, берёзой,  у   других   –  с  президентом,  даже   партией  «Единая   Россия».  Свои групповые работы учащиеся защищают на уроках. 2.2   Работа   в   группах   как   одна   из   форм   организации   внеурочной деятельности по географии В   условиях   современной   школы   и   повышения   научного   уровня преподавания   успех   обучения   во   многом   зависит   от   выбора   эффективных методов   и   форм   обучения   в   классе   и   на   уроке,   но   и   от   организации внеурочной работы по предмету. Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеурочной работы. Роль   внеурочной   работы   по   географии   велика.   За   пределами   круга   остаётся   немало   определённого   школьными   программами, знаний, увлекательных, ярких страниц географической науки. Формы   внеурочной   работы   по   географии   подразделяются   на систематические   (постоянные)   и   эпизодические.   К   систематическим относятся:   кружки,   факультативы,   научные   общества;   к   эпизодическим   – олимпиады,   неделя   географии,   географические   вечера,   экскурсии,   научно­ практические конференции. Остановлюсь на некоторых из них. ­   Экскурсии   –   организованное,   коллективное   посещение   природных, промышленных   объектов,   достопримечательных   мест   под   руководством учителя с целью изучения и сбора краеведческого материала. Если учебные экскурсии,   проводимые   по   программе,   имеют   своей   целью   практическое закрепление   изучаемого   материала,   то   внепрограммные   экскурсии   носят прежде всего исследовательский характер. При проведении экскурсии группу учащихся я разбиваю на бригады по 3­4   человека.   В   ходе   проведения   экскурсии   выделяют   информационную   и рабочую   части.   Информационная   часть   включает   рассказ   и   объяснение учителя,   специалиста,   экскурсовода   о   том   объекте,   на   котором   находятся учащиеся.   Рабочая   часть   состоит   из   исследовательской   работы   учащихся, сбора   материала,   его   описания,   фотографирования   и     т.д.,   выполнения заданий. Далее – оформление собранных материалов. Учащиеся пишут отчёт о проделанной работе. Были организованы экскурсии на предприятия: ОАО «Усмань», ООО «ОССАМ», Нововоронежскую АЭС. ­ Одним из популярных и любимых у учащихся видов игр являются викторины. Их основная цель ­ повысить интерес к предмету. Географические викторины я, как правило, провожу в рамках недели географии, так как они считаются универсальной формой внеурочной работы и позволяют охватить значительное количество участников. Чаще всего провожу викторины между командами   двух   или   трёх   классов   одной   параллели   или   даже   между командами разных параллелей. Например, между учащимися 8­х классов была проведена   викторина   «Природа   России»,   между   учащимися   10­х   и   11­х классов «Знаешь ли ты эту страну» и т.д. ­   неделя   географии   в   школе   является   комплексным   мероприятием, сочетающим   в   себе   разнообразные   формы   внеурочной   работы:   вечера, конференции,  смотры  –   конкурсы   географических   знаний,  конкурсы   газет, фотоконкурсы и т.д. Проведение недели географии позволяет показать, как поставлена   в   школе   учебная   и   внеурочная   работа   по   предмету.   С   одной стороны, это показ достижений ребят по предмету, с другой – это пропаганда географических знаний и привлечение к участию во внеурочной работе по географии новых участников. Таким образом, своеобразие недели географии заключается в том, что она   включает   в   себя   индивидуальную,   групповую,   массовую   работу   по предмету,   привлекает   школьников   познавательной   стороной, эмоциональностью, возможностью проявить себя. Поэтому за сравнительно короткое время недели географии завоевали большой успех у школьников, став традиционной формой внеурочной работы. При подготовке к неделе географии каждый класс получает задание. Например, подготовить команду из 10 человек для участия в КВН. Членами жюри назначаю старшеклассников. В старших классах организую диспуты, на которых   обсуждаются   наиболее   важные   проблемы   о   взаимоотношении природы и общества. Все перечисленные и используемые мной формы внеурочной работы в большинстве случаев тесно связаны друг с другом, имеют много общего и направлены на развитие у школьников интереса к предмету, географического мышления. 2.3   Эффективность   использования   групповой   работы   и   её положительное влияние на результаты педагогической деятельности О   результативности   использования   групповых   форм   работы   можно судить по следующим фактам:  постоянно   повышается   качество   знаний   учащихся,   о   чём свидетельствуют итоги учебных периодов;  возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждает число учащихся, выбирающих географию для сдачи выпускного экзамена как в традиционной форме, так и в форме ГИА и ЕГЭ;  100% успеваемость по предмету;  результаты внеурочной работы. Учащиеся принимают участие в районных олимпиадах, где занимают призовые   места,   а   также   во   Всероссийских   Интернет   ­   олимпиадах   и открытом молодёжном чемпионате по географии. За   время   моей   работы   в   школе   несколько   выпускников   стали студентами ВГПУ естественно ­ географического факультета. Инструментарием   для   определения   уровня   достижений   этих показателей служат контрольные и срезовые работы, экзамены, отслеживание результатов развития и воспитания с помощью опросов, анкет. Использование   групповых   форм   работы   и   методов   обучения способствовало повышению познавательного интереса к данному предмету и формированию   учебной   мотивации.   Учащиеся   с   удовольствием   посещают уроки географии, элективные курсы, внеурочные занятия. Заключение Групповое обучение – это использование малых групп (3­7 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют  между собой, что влияет на развитие   их   речи,   коммуникативности   мышления,   интеллекта   и   ведёт   к взаимному   обогащению.   Главное   условие   групповой   работы   заключается   в том,   что   непосредственное   взаимодействие   обучающихся   осуществляется паритетно,   на   партнёрской   основе.   Это   создаёт   комфортные   условия   в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы. Используя   групповые   технологии   в   процессе   обучения,   учитель руководит работой через устные ил письменные инструкции, которые даются до начала работы. Групповая форма работы – это форма самостоятельной работы учащихся при непосредственном взаимодействии их между собой. Но только в сочетании с другими формами обучения групповая форма организации работы даёт положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор   наиболее   оптимальных   вариантов   определяется   учителем   в зависимости от:  решаемых учебно – воспитательных задач на уроке;  специфики содержания темы, её объёма и сложности;  специфика   класса   и   отдельных   учеников,   уровня   их   учебных возможностей;  стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой,   от   той   доверительной   атмосферы,   которая   установилась   в классе, постоянной готовности оказывать друг другу помощь. Список используемой литературы 1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся /  И.С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2004. 2. Кулинич Г.Г. Учить играя / Г.Г. Кулинич. – М.: ВАКО, 2009. 3. Якиманская И.С. Личностно­ ориентированное обучение в  современной школе / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 1996. 4. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии / Т.П. Герасимова, О.В. Крылова. – М.: Просвещение, 1991. 5. Сохранная Н.А. Групповые формы обучения / Н.А. Сохранная. –  Минск, «Красико­Принт», 2007. 6. Баринова И.И., Елховская Л.И., Николина В.В. Внеурочная работа по  географии / И.И. Баринова, Л.И. Елховская, В.В. Николина. – М.:  Просвещение, 1988. 7. Кравченко Ю.А. Модель группового обучения способностям решения творческих задач / Ю.А. Кравченко// Перспективные информационные  технологии и интеллектуальные системы. – 2007. ­ №3. 8. Чошаков М. Малая группа в учебном процессе / М. Чошаков //  Директор школы. – 1999. ­ №4. 9. Коллективная учебно­познавательная деятельность школьников / под  ред. И.Б. Первика.­ М.: Педагогика, 1985. 10. Дьяченко В.К. Диалоги об образовательных технологиях / В.К.  Дьяченко // Школьные технологии.­ 2000­ №2.

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока

Групповая работа как эффективная форма организации урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2017