«Краеведение в системе патриотического воспитания»
Оценка 4.6

«Краеведение в системе патриотического воспитания»

Оценка 4.6
doc
08.05.2023
«Краеведение в системе патриотического воспитания»
«Краеведение в системе патриотического воспитания».doc

Республиканская научно-практическая конференция

«Патриотическое воспитание детей и молодежи:

состояние и перспективы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Краеведение в системе патриотического воспитания»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Подготовила:

                                                           Куек Мулиат Хамзетовна

                                                                          учитель общественных дисциплин

                                                МБОУ «СОШ №5»

                                         а.Кунчукохабль

                                                Теучежского района

                                        8 928 470 68 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 2021г

 

 

                                                   Люблю и знаю. Знаю и люблю.

                                                 И тем полней люблю, чем глубже знаю

                                                                                               Ю.Ефремов.

 

 

     Меняются времена, эпохи, люди… Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для школы и родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

    Воспитание в школе, направленное на развитие всех детей, должно быть построено так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка исходя из неповторимости его индивидуальности.

    В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. Ведь краеведение – всегда «краелюбие».

  Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.

       Патриотизм…Любовь к своей Родине…Готовность отдать за нее жизнь... Эти понятия у меня всегда ассоциируется с подвигом солдат и офицеров Великой Отечественной войны.

Именно, в то время, я поняла, что усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, объективный, но не стихийный процесс. Сознание и чувство родины не наследуются генетически. Они формируются всем укладом жизни человека. И включение подрастающего поколения в воспитательный процесс, не созерцательный, а деятельностный, когда сам ребенок, ощущает себя участником истории, «дает свои плоды».

    Зарождаясь из привязанности к родным местам и людям, чувство любви к родине вырастает до понимания своей связи со страной. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России.

Краеведение – основа патриотизма.

В настоящее время, в условиях модернизации всех сфер общества, одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности, как основы жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

   Есть мнение, что если патриотизм нужно воспитывать, то это уже не патриотизм. Но я все-таки остановилась на утверждении, что как и всякое социальное явление патриотизм подлежит воспитанию, и значит, встает вопрос: в каком направлении нам нужно двигаться? Кажется, чего проще – есть программы: российские, региональные, районные. Отработан механизм их воплощения, разработаны схемы деятельности. Но требования времени заставляют искать новые подходы в развитии патриотического воспитания, совершенствовать собственное методическое творчество.

    Верно, подмечено, что патриотизм — это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно, сегодня воспитывать патриота — человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. На мой взгляд, мощным средством воспитания будущего гражданина — патриота является краеведение.

    Краеведение — это всестороннее изучения какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами его изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие аула, города, района, республики.

 Возникает вопрос: надо ли этим заниматься? И надо ли это вообще кому-нибудь сегодня? С этим вопросом я обратилась к учащимся старшеклассникам МБОУ «СОШ №5».

Вот какие ответы я получила.

- это интересно;

-  это важно знать, чтобы уважать историю предков;

-  всегда интересно, откуда ты родом;

 - просто удивительно как люди могли освоить эту республику;

-  уважающие себя люди должны знать свой род полностью или хотя бы до седьмого колена;

 - история республики помогает почувствовать себя частицей Родины.

 Из этого можно сделать вывод: для ребят, подрастающего поколения, это интересно.

В настоящее время, в нашей школе сложилась система краеведческой работы.

В школе есть краеведческий уголок, где можно познакомиться  с орудиями труда, предметами быта местных жителей, с народным творчеством, расширение представления о народных традициях, историей вещей, с правилами составления генеалогического древа, умение составлять родословную, с историей школы, воспитание уважения к ее традициям.

  Несколько лет назад мною была разработана программа краеведческого кружка «Юный краевед».

 Основная цель программы:

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения средствами краеведения

 Основные задачи:

·      сформировать познавательную потребность в освоении исторического краеведческого материала;

·       расширить и углубить знания обучающихся о родной республике;

·      формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ.

    Программа действует пятый год, так что уже можно говорить об определенных наработках и результатах.

 Я пришла к выводу, что изучение родной республики, ее  истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования — способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации»

      В процессе изучения местной истории, обучаю ребят быстро и правильно находить нужную информацию, связанную с нашим городом в музеях, архивах, библиотеках, прививаю навыки работы со статистикой и после её изучения, делать выводы о развитии нашей республики в определённый период времени. Обучение идет от простого к сложному. Мною разработаны определенные алгоритмы работы с тем или иным источником.

Во время работы объясняю ребятам, что именно они ответственны за те материалы, которые будут изучать следующее поколение. Поэтому, собирая информацию, они должны подходить к современной истории критически высказывать различные точки зрения, показывать разные стороны проблемы, т. е быть исследователями и нести ответственность за научность и правильность информации.

Используя краеведческий материал на уроках истории, я заметила, что он активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, участвует в патриотическом воспитании школьников.

 Краеведческая работа помогает школьникам устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности. На местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и культурное значение республики в развитии нашего государства, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи.

 Благодаря краеведению мне удалось внести в учебно-воспитательный процесс элемент живого созерцания. Ученики погружаются в атмосферу действительности, они становятся очевидцами тех событий сквозь призму времени. Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью и, когда на уроке истории они сталкиваются с материалом и событиями им уже знакомыми, усвоение знаний происходит значительно лучше потому, что исторический материал ложится на уже подготовленную базу знаний.

 Собираемый материал по местной истории классифицируется, обрабатывается, систематизируется по блокам, для дальнейшего его использования его на уроках истории.

    Учебные краеведческие занятия, что очень важно в образовательном и воспитательном плане, часто связаны с общественно полезной деятельностью учащихся. Это ученические изыскания, представляющие научный интерес (поиск, сбор, изучение, публикации материалов краеведения). Это и участие школьников в различных делах, проектах: охране и восстановлении памятников истории, культуры и природы, культурно-просветительной работе. Это и возрождение народных традиций, помощь ветеранам войны и труда. Ученики не только самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

    Краеведческая работа дает возможность школьникам представить целостную картину мира, позволят раскрыть и развить свои способности, помогает осознать себя гражданином и патриотом, именно она может представлять собой конструктивную альтернативу традиционной организации историко-краеведческого образовательного процесса в школе.

    В Первенстве Республики Адыгея по спортивному туризму среди учащихся общеобразовательных учреждений  учащиеся школы в составе сборной команды Теучежского района заняли  – 2 место.

    Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родной республики. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно, внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родной республике. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без твоей малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков.

  Ежегодно проводятся акции «Рядом с нами живут ветераны», месячники ко дню пожилых людей. Так, в этом году гостями нашего концерта были ветераны труда. Все выпускники нашей школы проходят службу в армии. 3 человека  выполняли интернациональный долг в Афганистане, один человек был участником ликвидации последствий аварии электростанции в Чернобыле в 1986 году. Указом президента РФ  В.В. Путиным наш выпускник Панеш Олег Хамзетович награжден орденом Мужества 11 ноября 2003. Многие наши земляки были участниками боевых действий по восстановлению конституционного строя в Чечне,  которые награждены орденами Мужества, медалями «За отвагу», «За боевое содружество», «Почетный сотрудник МВД  РФ» и другие.  В день вывода советских войск из Афганистана ежегодно проводится Уроки  Мужества. Проводятся Дни Памяти, вечера встречи воинов – афганцев, выпускников  школы. Эти встречи для учеников школы - настоящие уроки мужества и патриотизма, которая постоянно, работает в школе.

  Строгие и скорбные памятники воинам Великой Отечественной войны, улицы, названные в их честь, мемориальные доски погибшим героям-  современникам питали и будут питать сердца последующих поколений гордостью за земляков, за Адыгею, будут воспитывать в  них патриотизм. 

  Воспитание патриотизма и гражданственности всегда неразрывно связывалось с развитием духовности, нравственности. Ежегодно ученики школы принимают участие в конкурсах:  «Овеянные славою флаг наш и герб»,  1 место в районом смотре-конкурсе «Уголков Боевой Славы»,  за активную работу по патриотическому воспитании подрастающего поколения, Мешлок Аида ученица 10 класса приняла участие во всероссийском открытом конкурсе школьников  «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества, посвященном 70-летию Великой Победы» в номинации «Российское учительство в  Великой Отечественной  войне», Панеш Бэлла ученица 11 класса получила диплом 3 степени во всероссийском конкурсе «Открываю страницы афганской войны» в номинации поисково-исследовательская работа, она же получила диплом за 2 место во всероссийской викторине, посвященной 70-летию победы «Великая Отечественная война 1941-1945г.»  и другие. В центре аула установлен памятник погибшим воинам- односельчанам.  Ученики школы ухаживают за мемориальным объектам, организуются Вахты Памяти, митинги.         В данной работе я сделала попытку описать и систематизировать педагогическую деятельность по патриотическому воспитанию в общеобразовательном учреждении, посредством краеведения. Я считаю, что формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Тогда изменится само отношение к своему аулу, возникнет необходимость бережного обращения с ней, как с уникальным местом, без которого Россия была бы, несомненно, беднее. 

 Я считаю, что патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области его воспитания является организация краеведческой работы. Дети должны знать, что Отечество-это «земля отцов».

  Пусть нас радует всегда культура, творчество и красота…!


Республиканская научно-практическая конференция «Патриотическое воспитание детей и молодежи: состояние и перспективы» «Краеведение в системе патриотического воспитания»

Республиканская научно-практическая конференция «Патриотическое воспитание детей и молодежи: состояние и перспективы» «Краеведение в системе патриотического воспитания»

Люблю и знаю. Знаю и люблю.

Люблю и знаю. Знаю и люблю.

Вот какие ответы я получила. - это интересно; - это важно знать, чтобы уважать историю предков; - всегда интересно, откуда ты родом; - просто удивительно…

Вот какие ответы я получила. - это интересно; - это важно знать, чтобы уважать историю предков; - всегда интересно, откуда ты родом; - просто удивительно…

Собираемый материал по местной истории классифицируется, обрабатывается, систематизируется по блокам, для дальнейшего его использования его на уроках истории

Собираемый материал по местной истории классифицируется, обрабатывается, систематизируется по блокам, для дальнейшего его использования его на уроках истории

Великая Отечественная война 1941-1945г

Великая Отечественная война 1941-1945г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2023