Краеведение как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.8

Краеведение как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
русская литература +1
9 кл
15.05.2018
Краеведение как средство развития познавательной активности обучающихся    на уроках русского языка и литературы
Статья посвящена проблеме развития познавательной активности обучающихся на уроках русского языка и литературы. Автор- Агапова И.А. - использует в качестве одного из средств развития интереса к предмету краеведческий материал.Для формирования познавательного интереса важна организация познавательной деятельности учащегося. Необходимо выбрать формы работы по литературе на основе краеведения, продумать приемы включения элементов краеведения в урок. Это может быть: • краеведческое вступление к уроку • краеведческая конкретизация • краеведческое дополнение • использование краеведческого материала как основного для изучения темы Большой интерес у ребят вызывают нетрадиционные формы уроков.
текст выступления 3.05.18.docx
Агапова И.А.,  учитель русского языка и литературы  МАОУ «Вадская СОШ» Краеведение   как   средство   развития   познавательной   активности обучающихся    на уроках русского языка и литературы  Отсутствие   познавательного   интереса   у   многих   учащихся   ­   острая современная проблема. Как сделать уроки р.я. и литературы интересными? Как   заинтересовать   учеников?   Перед   учителем   встает   проблема формирования у учащихся познавательного интереса.  Что же я понимаю под познавательным интересом? Познавательный   интерес   –   особое   избирательное,   наполненное   активным замыслом,   сильными   эмоциями,   устремлениями,   отношение   личности   к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам. Г.И.   Щукина   –   советский   педагог,   член­корреспондент   Академии педагогических наук СССР. Она занималась идеями развивающего обучения, личностно­ориентированного   и   деятельностного   подхода.    Проблема познавательного интереса ­ центральное звено в системе идей Г.И. Щукиной. Она   выделила   стадии   развития   п.и.   –   любопытство,   любознательность, активный п.и., теоретический инструмент. Г.И.  Щукина   предложила   выделить   в   учебно­воспитательном   процессе   два источника   познавательных   интересов:   во­первых,   содержание   учебного материала;   во­вторых,  организация  познавательной  деятельности  учащихся, то есть методы и приемы, используемые учителем в обучении. В своей практической деятельности я убедилась, что краеведческий материал вызывает   большой   интерес   у   школьников.   Элементы   краеведческого материала обогащают содержание уроков и вызывают в сознании учащихся связь с окружающей действительностью, что ведет к появлению любопытства и со временем к развитию интереса к предмету.  Краеведческий   материал   создает   условия   для   работы   исследовательского характера, помогает развитию активной творческой деятельности. В. Бианки писал, что краевед прежде всего исследователь, маленький Колумб.  Введение краеведения в содержание учебного материала Русский язык: 1 • Словарные диктанты (тематические – тема ВОВ, топонимика родного края,   на   правописание   имен   собственных,   приставок,   склонение числительных); • Конструирование   предложений   (сложных,   определенного   типа подчинения, БСП. Например: Вадский район, Великая Отечественная война,   фронт,   вадчане,   более   6   тысяч   человек,   не   вернулись,   3232 воина); • Анализ текстов различных типов и стилей (художественный – «Зори над озером»; публицистический, официально­деловой – «Восход»). Уроки развития речи: • Сочинение «Описание памятника вашего края» (мемориал); • Сочинение «Описание орошо знакомо местности»; • Сочинение по картине (пейзаж, портрет); • Сочинение­рассуждение «В жизни всегда есть место подвигу» • Сочинение­рассуждение о родном крае Примеры (на слайдах) Уроки литературы: • Устное   народное   творчество   (частушки:   Б.   Трусов,   легенды   –   В. Маринин)  • Поэзия родной природы (сборник «Зори над озером») • Русские поэты 20 в. о Родине (сборник «Зори над озером») • Русская   литература   20   века.   Многообразие   жанров   и   направлений (Штевен) • При   изучении   творчества   Л.Н.   Толстого,   биографии   писателей,   не принявших революции и пострадавших от репрессий (Штевен) • При изучении рассказа Солженицына «Матренин двор» Примеры (на слайдах) 2 Для формирования познавательного интереса, я убедилась, важна организация познавательной деятельности учащегося. Необходимо выбрать формы работы  по литературе на основе краеведения, продумать приемы включения  элементов краеведения в урок. Это может быть:   краеведческое вступление к уроку   краеведческая конкретизация  краеведческое дополнение  использование краеведческого материала как основного для изучения  темы Большой интерес у ребят вызывают нетрадиционные формы уроков.  Нестандартные уроки • Уроки­игры • Урок брейн­ринг • Музейный урок • Литературная гостиная • Урок­конкурс (стихов, проектов, рисунков, сочинений, презентаций) • урок­экскурсия Погружение в атмосферу эпохи изучаемого события, взгляд через призму  конкретных исторических лиц обеспечивает интерес к изучаемому  предмету.  Проектная деятельность • Проект памятника Василию Теркину в селе Вад • Поэты родного края о природе • письмо солдату Научно­исследовательская деятельность 3 • 2015 г. – «История церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы  села» (Л. Мартиросян, участие во Всероссийском конкурсе юношеских  исследовательских работ им. В.И. Вернадского) • 2016 г. – «Лоскутное шитье» Е. Свешникова, 1 место на районной  конференции) • 2017 г. – «Памятники учителям как часть всемирного культурного  наследия  и воплощение человеческой благодарности» (А. Втюрина, 2 место) • 2018 г. – «Жанр сказки в творчестве В.А. Маринина» (А.Тихомиров, 1  место) «Жанр сказки в творчестве В.А. Маринина» Объект исследования затрагивает несколько предметных областей:  фольклористику, русский язык, литературу, краеведение. Работа включает две главы: теоретическую, в которой литературная (или  авторская) сказка рассматривается как наследница сказки  народной, и  практическую, где описываются результаты анализа автором идейно­ художественного своеобразия литературных сказок  В.А. Маринина.  В теоретической части работы описывается на основе изучения источников  информации жанровая специфика народной и литературной сказки, дается их  сопоставительный анализ. Один из параграфов посвящен В.А. Маринину как собирателю фольклора. Целью исследовательской работы  является  выявление и характеристика  идейно­художественного своеобразия литературных сказок В.А. Маринина. В соответствии с поставленной целью определяются задачи исследования: –  выявить основные черты, сходство и различие жанра народной и  литературной сказки;  – исследовать особенности литературных сказок В.А. Маринина с точки  зрения тематики, образной системы, поэтики; – выявить оригинальность авторской позиции В.А. Маринина; 4 – обозначить перспективные направления дальнейших исследований  творчества В.А. Маринина.  Теоретическая  значимость   исследования заключается  в  обогащении  и   пополнении  знаний  о  современной авторской сказке как жанре литературы и одном из новых авторов – писателе­земляке В.А. Маринине. Практическую  значимость  мы  видим  в возможности использования  полученных результатов на уроках литературы, русского языка, во  внеурочной деятельности. Заключение Использование всего многообразия видов работ, каждый из которых служит  развитию определенных навыков, помогает достижению единства обучения и  воспитания, способствует повышению познавательной активности,  воспитывает интерес к уроку, предмету. 5

Краеведение как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Краеведение как средство развития познавательной активности обучающихся    на уроках русского языка и литературы

Краеведение как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Краеведение как средство развития познавательной активности обучающихся    на уроках русского языка и литературы

Краеведение как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Краеведение как средство развития познавательной активности обучающихся    на уроках русского языка и литературы

Краеведение как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Краеведение как средство развития познавательной активности обучающихся    на уроках русского языка и литературы

Краеведение как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Краеведение как средство развития познавательной активности обучающихся    на уроках русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2018