Краеведение как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.8
Работа в классе
docx
русская литература +1
9 кл
15.05.2018
Статья посвящена проблеме развития познавательной активности обучающихся на уроках русского языка и литературы. Автор- Агапова И.А. - использует в качестве одного из средств развития интереса к предмету краеведческий материал.Для формирования познавательного интереса важна организация познавательной деятельности учащегося. Необходимо выбрать формы работы по литературе на основе краеведения, продумать приемы включения элементов краеведения в урок. Это может быть:
• краеведческое вступление к уроку
• краеведческая конкретизация
• краеведческое дополнение
• использование краеведческого материала как основного для изучения темы
Большой интерес у ребят вызывают нетрадиционные формы уроков.
текст выступления 3.05.18.docx
Агапова И.А.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Вадская СОШ»
Краеведение как средство развития познавательной активности
обучающихся на уроках русского языка и литературы
Отсутствие познавательного интереса у многих учащихся острая
современная проблема. Как сделать уроки р.я. и литературы интересными?
Как заинтересовать учеников?
Перед учителем встает проблема
формирования у учащихся познавательного интереса.
Что же я понимаю под познавательным интересом?
Познавательный интерес – особое избирательное, наполненное активным
замыслом, сильными эмоциями, устремлениями, отношение личности к
окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.
Г.И. Щукина – советский педагог, членкорреспондент Академии
педагогических наук СССР. Она занималась идеями развивающего обучения,
личностноориентированного и деятельностного подхода.
Проблема
познавательного интереса центральное звено в системе идей Г.И. Щукиной.
Она выделила стадии развития п.и. – любопытство, любознательность,
активный п.и., теоретический инструмент.
Г.И. Щукина предложила выделить в учебновоспитательном процессе два
источника познавательных интересов: вопервых, содержание учебного
материала; вовторых, организация познавательной деятельности учащихся,
то есть методы и приемы, используемые учителем в обучении.
В своей практической деятельности я убедилась, что краеведческий материал
вызывает большой интерес у школьников. Элементы краеведческого
материала обогащают содержание уроков и вызывают в сознании учащихся
связь с окружающей действительностью, что ведет к появлению любопытства
и со временем к развитию интереса к предмету.
Краеведческий материал создает условия для работы исследовательского
характера, помогает развитию активной творческой деятельности. В. Бианки
писал, что краевед прежде всего исследователь, маленький Колумб.
Введение краеведения в содержание учебного материала
Русский язык:
1 • Словарные диктанты (тематические – тема ВОВ, топонимика родного
края, на правописание имен собственных, приставок, склонение
числительных);
• Конструирование предложений (сложных,
определенного типа
подчинения, БСП. Например: Вадский район, Великая Отечественная
война, фронт, вадчане, более 6 тысяч человек, не вернулись, 3232
воина);
• Анализ текстов различных типов и стилей (художественный – «Зори над
озером»; публицистический, официальноделовой – «Восход»).
Уроки развития речи:
• Сочинение «Описание памятника вашего края» (мемориал);
• Сочинение «Описание орошо знакомо местности»;
• Сочинение по картине (пейзаж, портрет);
• Сочинениерассуждение «В жизни всегда есть место подвигу»
• Сочинениерассуждение о родном крае
Примеры (на слайдах)
Уроки литературы:
• Устное народное творчество (частушки: Б. Трусов, легенды – В.
Маринин)
• Поэзия родной природы (сборник «Зори над озером»)
• Русские поэты 20 в. о Родине (сборник «Зори над озером»)
• Русская литература 20 века. Многообразие жанров и направлений
(Штевен)
• При изучении творчества Л.Н. Толстого, биографии писателей, не
принявших революции и пострадавших от репрессий (Штевен)
• При изучении рассказа Солженицына «Матренин двор»
Примеры (на слайдах)
2 Для формирования познавательного интереса, я убедилась, важна организация
познавательной деятельности учащегося. Необходимо выбрать формы работы
по литературе на основе краеведения, продумать приемы включения
элементов краеведения в урок. Это может быть:
краеведческое вступление к уроку
краеведческая конкретизация
краеведческое дополнение
использование краеведческого материала как основного для изучения
темы
Большой интерес у ребят вызывают нетрадиционные формы уроков.
Нестандартные уроки
• Урокиигры
• Урок брейнринг
• Музейный урок
• Литературная гостиная
• Урокконкурс (стихов, проектов, рисунков, сочинений, презентаций)
• урокэкскурсия
Погружение в атмосферу эпохи изучаемого события, взгляд через призму
конкретных исторических лиц обеспечивает интерес к изучаемому
предмету.
Проектная деятельность
• Проект памятника Василию Теркину в селе Вад
• Поэты родного края о природе
• письмо солдату
Научноисследовательская деятельность
3 • 2015 г. – «История церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы
села» (Л. Мартиросян, участие во Всероссийском конкурсе юношеских
исследовательских работ им. В.И. Вернадского)
• 2016 г. – «Лоскутное шитье» Е. Свешникова, 1 место на районной
конференции)
• 2017 г. – «Памятники учителям как часть всемирного культурного
наследия
и воплощение человеческой благодарности» (А. Втюрина, 2 место)
• 2018 г. – «Жанр сказки в творчестве В.А. Маринина» (А.Тихомиров, 1
место)
«Жанр сказки в творчестве В.А. Маринина»
Объект исследования затрагивает несколько предметных областей:
фольклористику, русский язык, литературу, краеведение.
Работа включает две главы: теоретическую, в которой литературная (или
авторская) сказка рассматривается как наследница сказки народной, и
практическую, где описываются результаты анализа автором идейно
художественного своеобразия литературных сказок В.А. Маринина.
В теоретической части работы описывается на основе изучения источников
информации жанровая специфика народной и литературной сказки, дается их
сопоставительный анализ.
Один из параграфов посвящен В.А. Маринину как собирателю фольклора.
Целью исследовательской работы является выявление и характеристика
идейнохудожественного своеобразия литературных сказок В.А. Маринина.
В соответствии с поставленной целью определяются задачи исследования:
– выявить основные черты, сходство и различие жанра народной и
литературной сказки;
– исследовать особенности литературных сказок В.А. Маринина с точки
зрения тематики, образной системы, поэтики;
– выявить оригинальность авторской позиции В.А. Маринина;
4 – обозначить перспективные направления дальнейших исследований
творчества В.А. Маринина.
Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении и
пополнении знаний о современной авторской сказке как жанре литературы и
одном из новых авторов – писателеземляке В.А. Маринине.
Практическую значимость мы видим в возможности использования
полученных результатов на уроках литературы, русского языка, во
внеурочной деятельности.
Заключение
Использование всего многообразия видов работ, каждый из которых служит
развитию определенных навыков, помогает достижению единства обучения и
воспитания, способствует повышению познавательной активности,
воспитывает интерес к уроку, предмету.
5
Краеведение как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках русского языка и литературы
Краеведение как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках русского языка и литературы
Краеведение как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках русского языка и литературы
Краеведение как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках русского языка и литературы
Краеведение как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.