Краеведение - основа духовно-нравственного воспитания школьников
Оценка 4.8
Работа в классе
docx
география
8 кл
25.05.2017
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Формирование духовно-нравственного воспитания в школе, прежде всего, должно происходить на основе краеведческого компонента. Мой дом, моя улица, мое село Газимурский Завод, мой край – Газимуро - Заводский район, моя Россия - вот этапы взросления нашего ребёнка, его социализации, становления будущего гражданина.Краеведение - основа духовно-нравственного воспитания школьников
Краеведение основа духовно-нравственного воспиатния.docx
Из опыта работы учителя географии
МБОУ Газимуро Заводская сош
Рукавишниковой М.Г.
Краеведение основа духовнонравственного воспитания
школьников
Душа отдыхает в родимом краю,
Пусть быт здесь совсем не устроен.
Здесь птицы в лесу веселее поют,
И воздух на травах настоен.
Здесь нет необычной ни в чём суеты,
Спокойствием дышит округа.
Здесь краше рассветы,
Здесь ярче цветы
И крепче пожатия друга.
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…» эти
слова принадлежат А.С. Пушкину. Человек не может полноценно развиваться, если не
знает своего прошлого, не интересуется историей и культурой государства, в котором он
живёт. В настоящее время происходит общее снижение культуры общества, разрушение
моральных норм, ценностных ориентиров подрастающего поколения, принятие от взрослых
асоциальных норм поведения, в том числе и в сфере межнациональных отношений.
Поэтому возникает необходимость формировать индивидуальную нравственную культуру,
знакомить с духовными ценностями народа. Детство – это удивительная страна. Её
впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. И что
будет заложено в ребенка, от этого зависит его жизненный путь.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно
нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной
образовательной системы.
Поставленная цель реализуется через следующие задачи:
— формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости
за свою Родину, уважения к истории и культуре народа. — воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека,
любви к окружающей природе, Родине, семье.
— воспитание нравственных качеств личности ребёнка.
— освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм.
— приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим
ценностям.
Основным содержанием духовнонравственного развития, воспитания и социализации
являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и
семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности
помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Базовые ценности должны
лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную
деятельность детей. Формирование духовнонравственного воспитания в школе, прежде
всего, должно происходить на основе краеведческого компонента. Мой дом, моя улица,
мое село Газимурский Завод, мой край – Газимуро Заводский район, моя Россия вот
этапы взросления нашего ребёнка, его социализации, становления будущего гражданина.
Краеведение знание, понимание своего края, своей малой родины, именно оно связывает
нас с индивидуальным жизненным пространством, которое формирует самосознание
личности. Передача культурного наследия от поколения к поколению более зрима и
понятна для ребёнка именно в этом культурологическом пространстве. Обобщая опыт
работы по духовнонравственному воспитанию с использованием краеведческого
материала, хочется представить самые интересные и значимые проекты педагогической
деятельности, направленные на формирование духовых ценностей, нравственных
ориентиров, культуры на основе краеведческого компонента. За последние 5 лет
учащиеся, собрали большой краеведческий материал о природе нашего края, о нашем
селе Газимурский Завод, Газимуро Заводском районе, о людях, которые внесли большой
вклад в развитие нашего села, нашего района. Обобщение собранного материала
учащиеся представили в виде исследовательских работ, проектов, презентаций, буклетов,
рисунков, фотографий. Исследовательские работы учащихся посвящены следующим
темам: «Топонимы улиц нашего села» В этой работе собран материал о том, как
назывались улицы нашего села в прошлом и как они называются в современное время.
В исследовательской работе учащегося 5а класса Кочнева Александра собран и
представлен материал о подвиге учителя русского языка Газимуро Заводской школы
Волкова Сергея Петровича. «Живу я на улице Волкова,
Утром в школу иду знакомой тропой.
Кто он Волков? Скажите, пожалуйста, люди!
Почему о нем помнят в Газ Заводе родном»
эти строки из стихотворения посвящены герою Советского Союза Волкову Сергею
Петровичу.
Большую роль в духовнонравственном воспитании школьников играет краеведческий
музей имени Ф.Н. Резанова. Приобщение учащихся к истории малой родины
осуществляется через различные викторины и конкурсы, которые проводят сотрудники
музея. Учащиеся работают в архивах музея, когда проводят сбор информации для
исследовательских работ.
Посетите музей иногда,
Не теряйте с историей связь.
Здесь в витринах застыли века
След эпохи, что вдаль унеслась.
С этого стихотворения, автором которого является житель села Газимурский Завод
Мазитов Ю.П., начинается исследовательская работа о краеведческом музее
ученицы 5 а класса Щетининой Полины.
Тема исследовательских работ по краеведению разнообразна, они посвящены природе,
людям, знаменательным событиям. Но все они воспитывают уважение к прошлому и
настоящему малой родины.
Презентации учащихся посвящены краснокнижным растениям Газимуро Заводского
района, реке Газимур, озеру Ямкун , памятным событиям, таким как Богдатский бой, и
многим другим краеведческим темам.
Фотографии учащихся передают красоту нашего края, его неповторимость, гордость и
величие людей, проживающих на этой удивительной земле.
В своих сочинениях учащиеся описывают свои любимые уголки природы, их интересуют
происхождение, состояние этих территорий. Но красной нитью в этих сочинениях
проходит тема сбережения этих уголков для следующих поколений. Это значит, что наши
дети не равнодушны ко всему окружающему миру. Мой любимый уголок природы
Я очень люблю природу и много времени провожу у озера… У озера Ямкун.
Это непростое озеро. Оно лечебное. В честь него названа больница. В неё приезжают люди
лечиться от разных заболеваний, так как знают, что вода озера очень целебная.
Озеро обнесено сеткой вокруг. Как же я к нему подхожу? Там есть небольшое отверстие, я
не знаю, откуда в сетке оно появилось. Еще маленькой я уже видела его. В минуты
раздумий, тягот приду на озеро, сяду на камень и смотрю на бездвижную гладь мутно
зеленой воды. Лишь иногда поднимаются наверх пузырьки со дна озера. Вот откуда они?
Что способствует тому, чтобы они поднимались? Эти вопросы отвлекают от ненужных
мыслей, расслабляют. Волейневолей начинаешь задумываться над ними. Чудоозеро! По
другому я не могу его назвать. Мы должны беречь его так, как сберегли его для нас наши
предки. Панибрашина Яна, ученица 8 а класса.
Мой любимый уголок природы
Несомненно, у каждого человека есть свой любимый уголок родной природы.
Мой самый любимый уголок природы это долина реки Буня.
Там есть на что посмотреть, там много гор и сопок, там бескрайняя тайга, в которой много
разных животных рысей, медведей, соболей, косуль, изюбрей, кабанов и многих других
животных и птиц. Там есть природный источник минеральной воды. Каждую зиму посреди
болота «вырастает» бугор изо льда, который нужно продолбить и тогда можно набрать
минеральной воды. Там вода необычного вкуса. Я хочу, чтобы и мои дети попробовали вкус
этой необычной воды.
Бояркин Саша, ученик 8 а класса.
Интересный материал был собран ученицей 11 а класса Пасюк Екатериной о памятниках
Газимуро Заводского района. По итогам этой работы был создан буклет путеводитель
«Памятники Газимуро Заводского района».
Учащиеся, занимающиеся краеведением, не только овладевают навыками духовнонравственного
поведения, но и развивают творческую активность. Они с интересом участвуют в школьных,
муниципальных конкурсах, научнопрактических конференциях «Первые шаги в науку», «Шаг в
науку». В краевых конкурсах «Моя малая Родина», «Подрост», «Юные исследователи
Забайкалья». Подобные конкурсы помогают проявлять исследовательские, коммуникативные и
языковые компетенции на различном творческом уровне. Таким образом, краеведение является
не просто совокупностью сведений о литературном или историческом процессе какойто
конкретной территории, но и школой познания, школой культурного воспитания, средством передачи накопленных знаний и традиций культуры и образования.
Краеведение - основа духовно-нравственного воспитания школьников
Краеведение - основа духовно-нравственного воспитания школьников
Краеведение - основа духовно-нравственного воспитания школьников
Краеведение - основа духовно-нравственного воспитания школьников
Краеведение - основа духовно-нравственного воспитания школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.