Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Няне.
История создания – было создано в1826 г., опубликовано посмертно в сборнике стихотворений поэта.
Тема стихотворения – воспоминания о няне.
Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-обращения к няне. Оно не делится на смысловые части, каждая его строка – деталь портрета пожилой женщины, на строфы произведение тоже не делится.
Жанр – послание.
· эпические, то есть жанры прозы (роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, сказка);
· лирические, то есть жанры поэтические (лирическое стихотворение, элегия, послание, ода, эпиграмма, эпитафия),
· драматические – типы пьес (комедия, трагедия, драма, трагикомедия),
· лироэпические (баллада, поэма).
Стихотворный размер – написано четырехстопным ямбом, рифмовка перекрестная АВАВ.
Проиллюстрируем конкретными примерами:
Выделяют три вида рифмовки:
Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, –
Мы хлеба горбушку – и ту пополам!
Коль ветер лавиной, и песня – лавиной,
Тебе – половина, и мне – половина!
Люблю грозу в
начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
· кольцевая (опоясывающая) – рифмовка, при которой, первая строчка рифмуется с четвертой, а вторая – с третьей. Схематически она выглядит так: абба
Пример:
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.
Метафоры – перенос одного значения на другой на основании сходства.«подруга дней моих суровых», «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь».
Эпитеты –значение в переносном смысле,которое говорит об отношении автора к предмету речи.«голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «черный отдаленный путь».
Сравнение – сопоставление двух предметов ,обычно при помощи союзов как,будто,словно,точно.«горюешь, будто на часах».
А. С. Пушкин вырос в дворянской семье, поэтому его воспитанием занималась няня Яковлева Арина Родионовна. Женщина была крестьянкой. К Александру Сергеевичу относилась, как к родному ребенку. Няня стала для поэта настоящим другом, повлияла на его творчество. Арина Родионовна знала много сказок и преданий, с удовольствием рассказывала их своим воспитанникам. Позже эти рассказы вдохновили поэта на создание прекрасных строк.
В 1824 – 1826 гг. Александр Сергеевич пребывал в ссылке в имении Михайловское. Этот период был для поэта нелегким: друзья навещали его очень редко, а родной отец следил за ним и был готов донести властям о любом «неаккуратном» шаге сына. Единственным товарищем оставалась Арина Родионовна. В беседах с ней поэт находил душевное утешение и душевное спокойствие.
В 1826 г. А. Пушкин написал анализируемое стихотворение, которое было опубликовано посмертно. Оно вошло в сборник сочинений Александра Сергеевича, изданный в 1855 г. Следует отметить, что произведение незаконченное, а название ему дали издатели, а не автор.
Тема
В стихотворении А. Пушкин раскрыл тему воспоминаний о няне. Для этого он выбирает распространенную в литературе форму обращения. В центре произведения пожилая женщина и лирический герой.
Уже первые строки показывают, какое место занимала няня в жизни мужчины: это подруга, которая переживала вместе с ним тяжелые времена. Лирический герой называет женщину «дряхлой голубкой», указывая, таким образом, на ее возраст.
Няня доживает свои годы среди леса в одиночестве. Ее воспитанник уверен, что женщина ждет его, не отходя от окна светлицы. Няня прислушивается к каждому шороху, поэтому спицы в ее руках часто замирают. Сердце героини переполнено тоской и предчувствиями, а взор устремлен в сторону дороги.
Лирический герой понимает, что не имеет возможности часто гостить у дорогого сердцу человека. Чтобы не томить няню напрасными ожиданиями и пустыми надеждами, мужчина заявляет, что все ей только чудится.
В контексте указанной темы автор доносит идею о том, что мы всегда должны помнить о близких людях, даже на расстоянии они являются нашей опорой и утешением.
Композиция
Композиция стихотворения не отличается оригинальностью. Оно создано в форме монолога-обращения к няне. Произведение не делится на смысловые части, каждый его стих – деталь портрета пожилой женщины. На строфы оно тоже не делится.
Жанр
Жанр произведения – послание, так как строки адресованы няне. Также в нем можно заметить признаки элегии. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Автор использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Инструмент для создания образа няни и передачи чувств лирического героя – средства выразительности. В тексте есть метафоры – «подруга дней моих суровых», «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь», эпитеты – «голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «черный отдаленный путь» и сравнение – «горюешь, будто на часах».
Благодаря Арине Родионовне Пушкин окунулся в мир волшебных сказок , старинных былей и небылиц , которые замечательно она рассказывала . Из всех близких ему людей Поэт больше всего любил сестру Ольгу и няню. Когда михайловского кучера Петра Парфёнова спросили , правда ли ,что Александр Сергеевич очень любил няню ,то ответил:» Арину-то Родионовну? Как же ещё любил-то ,она у него тут вот жила . И он всё с ней , коли дома. Чуть встанет утром , уж и бежит её глядеть :»Здорова ли , мама?» - он её всё мамой называл. И уж чуть старуха занеможет там , что ли , он уже всё за ней ..»
С 1824-1826 год Пушкин находился в ссылке в селе Михайловском , и Арина Родионовна вместе с ним разделяла его изгнание .
Зимние вечера коротали они вместе . Пушкин читал или ходил по комнате, слушая ,как ветер завывает в трубе . Арина Родионовна пряла в сторонке.
Слайд 1 .
Так родилось стихотворение «Зимний вечер»
В 1826 году Николай 1 приказал срочно доставить поэта к себе . Разлуку с любимцем няня переносила очень тяжело. Дворовый Пушкиных Пётр рассказывал, что Арина Родионовна «растужилась , навзрыд плачет».
После окончания ссылки поэт живет в Москве. И когда хоть ненадолго приезжает к няне, она встречает его с радостью , а если воспитанника долго не бывает , няня тоскует и посылает ему написанные под её диктовку трогательные письма. Даже ездила на ближайшую почтовую станцию Новгорода в надежде услышать о Пушкине от проезжающих из Петербурга.
Умерла няня 31 июля 1828года в доме сестры Пушкина. Поэт никогда не забывал «многолюбящую « его няню.
В стихотворении «Вновь я посетил» поэт писал :
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет – уж за стеною
Не слышу я шагов её тяжелых,
Ни кропотливого её дозора.
Судьба отпустила ей 70 лет жизни и одарила счастьем испытать сыновью любовь и привязанность поэта.
Сейчас мы рассмотрим стихотворение , посвященное няне , поучимся приёмам анализа , попробуем подготовить текст высказывания об этом стихотворении
2. Анализ стихотворения. Чтение стихотворения
-Как вы понимаете значение слова «няня»? А какое значение оно имело во времена Пушкина? Слайд 4 ( С.И. Ожегова . )
Попробуйте выразить настроение стихотворения с помощью красок –цветов .
- Какими красками вы бы передали его настроение?
(мрачными , темными . Только настроение последней , незаконченной строки , в котором звучит надежда – более светлыми)
- Каким настроением пронизано стихотворение?
(грустное , печальное , тоскливое)
- Как вы думаете, какие чувства владели поэтом , когда он писал это стихотворение?
( чувство вины перед няней за долгое отсутствие , страдание от разлуки , признательность за дружеское участие в дни ссылки , проведенные вместе)
Анализируя лирическое произведение , будем помнить , что в нем действует лирический герой . Он близок автору ,но нельзя ставить знак равенства между ними.
- Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Поэтому жанр этого стихотворения – послание (записать в тетрадь)
В лирическом произведении и жанр , и композиция , и выразительные средства - всё способствует выражению настроения.
-Рассмотрим , как выражается настроение в этом стихотворении
Перечитайте первые 2 строчки . К кому они обращены? (Это обращение лирического героя к няне)
-Представьте , что вам надо проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды презентации. Сколько слайдов у вас получится?
Читаем дальше . 1 картина «Одна в глуши лесов сосновых
Давно , давно ты ждешь меня» (строки рисуют забытый домик в глуши лесов)
2 картина –читаем
«Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках»( изображаем няню , сидящую у окна и поминутно вглядывающуюся в окно)
3 картина читаем
« Глядишь в забытые ворота
На черный отдаленный путь :
Тоска ,предчувствия .заботы
Теснят твою всечасно грудь» ( кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль)
4 картина «То чудится тебе….( возможно, няне видится её воспитанник , спешащий к ней )
Таким образом , мы разделили стихотворение на части , то есть определили композицию
Запишем :
1часть – обращение лирического героя к няне
2 часть забытый домик няни
3часть –тоска , тревога няни .
Лирический герой словно видит няню , угадывает её переживания : она горюет под окном светлицы , подходит к воротам , вслушивается, не звучит ли колокольчик , не едет ли кто-нибудь , вглядывается вдаль)
В душе её беспокойство о нем , горестные предчувствия – об этом в 4-й части
- Объясните значение устаревших слов : слайд 6 светлица, вороты, всечасно
- Как же , с помощью каких средств выразительности переданы в стихотворении чувства лирического героя и няни?
Проведем наблюдения над текстом и оформим в рабочих тетрадях. Смотрите определение изобразительных средств: эпитет, метафора , сравнение , перифраза.
Какие чувства героеев переданы с помощью эпитетов , метафор , сравнений , повторов
Заполните таблицу в рабочих тетрадях
Что такое эпитет? «Голубка дряхлая моя»- народное слово» голубка» и эпитет «дряхлая» несут оттенок дружеской шутки , а местоимения «моя» – усиливает ласковый тон .Эти слова передают чувство сыновней любви к няне
Эпитеты »забытые ворота», «Черный отдаленный путь» - создают мрачное , печальное настроение , показывают горечь долгого ожидания , тяжесть одиночества няни.
«Черный» цвет – символ разлуки
– найдите метафоры Что такое метафора ? Что она передает? Какое настроение няни?
( «Медлят поминутно спицы в её наморщенных руках» - няня прислушивается к звукам за окном ,надеясь услышать долгожданный звук колокольчика. Не едет ли он?
Метафора «Тоска , предчувствие , заботы , теснят твою всечасно грудь»- показывает беспокойство в душе няни о любимом воспитаннике , тягостные предчувствия : судьба его неясна , жизнь не устроена
Что такое сравнение? Назовите сравнение в стихотворении («Будто на часах» ) Как вы понимаете эти слова? - они обозначают постоянство томительного ожидания
Обобщим наблюдения , составив связное высказывание по плану .
-Каким вы представляете лирического героя стихотворения?
(Лирический герой глубоко страдает , он испытывает чувство вины за долгое отсутствие .
Поэтом создан трогательный образ любящей женщины . Чувство няни понятны любой женщине - матери , самоотверженно заботящейся о свих детях ,бесконечно тоскующей в разлуке с ними. Образное представление состояния няни открывает и глубину души самого поэта , являясь отражением его человечности
Лексическая работа
-Что такое человечность?
( Это любовь , внимание к человеку , к человеческой личности , доброе отношение ко всему живому.)
Литература 5 класс. План анализа стихотворения.
1. Автор и название стихотворения.
2. Тема стихотворения (о чем стихотворение?).
Стихотворение посвящено…
Тема стихотворения-…
В стихотворении …( автор , название стихотворения) описывается…
…поэт изображает…
…перед читателем возникает образ…
…переданы размышления
( чувства, переживания и т.п.)…
автор выражает…
…с первых строк…
3. Настроение стихотворения.
В стихотворении… царит …настроение…
…пронизано настроением…
настроение этого стихотворения…
Настроение меняется на протяжении стихотворения…
4. Композиция.
( Как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чем каждая часть?)
Стихотворение можно разделить на ..части…
Композиционно стихотворение делится на…части, потому что…
5. Какие картины вам представляются?
Строки рисуют…
Мне видится…
6. Какие приемы использует автор?
( метафора, эпитет, олицетворение, лексические повторы, употребление слов определенной части речи и др.)
Для создания настроения автор использует…
С помощью … поэт дает нам возможность увидеть…
…создают образ…
…помогают представить…
7. Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?
Лирический герой этого стихотворения представляется мне…
8. Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя?( идея стихотворения).
В стихотворении автор выражает мысль о…
Основная мысль стихотворения…
Идея произведения…
9. Личные впечатления от стихотворения.
Читая стихотворение, я восхищался…
…я откликался…
Меня взволновало…
…красота строк…
…остаются в памяти…
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.