Краткий анализ стихотворения "Няне" А.С.Пушкин
Оценка 4.7

Краткий анализ стихотворения "Няне" А.С.Пушкин

Оценка 4.7
Лекции
docx
русская литература
4 кл—6 кл
14.01.2021
Краткий анализ стихотворения "Няне" А.С.Пушкин
Краткий анализ стихотворения "Няне" А.С.Пушкин
урок по Пушкину.docx

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Няне.

История создания – было создано в1826 г., опубликовано посмертно в сборнике стихотворений поэта.

Тема стихотворения – воспоминания о няне.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-обращения к няне. Оно не делится на смысловые части, каждая его строка – деталь портрета пожилой женщины, на строфы произведение тоже не делится.

Жанр – послание.

 

·         эпические, то есть жанры прозы (роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, сказка);

·         лирические, то есть жанры поэтические (лирическое стихотворение, элегия, послание, ода, эпиграмма, эпитафия),

·         драматические – типы пьес (комедия, трагедия, драма, трагикомедия),

·         лироэпические (баллада, поэма).

 

Стихотворный размер – написано четырехстопным ямбом, рифмовка перекрестная АВАВ.

Проиллюстрируем конкретными примерами:

  • хорейБу́-ря мгло́-ю не́-бо кро́-ет;
  • ямб Мой дя́-дя са́-мых че́-стных пра́-вил;
  • дактильТу́-чки не-бе́-сны-е, ве́ч-ны-е стра́-нни-ки;
  • амфибрахий Шу-ме́-ла пол-но́ч-на-я вью́-га;
  • анапестНе гру-сти́, до-ро-га́-я со-се́-дка.

Выделяют три вида рифмовки:

  • смежная (парная) – рифмовка, при которой первая строчка рифмуется со второй, а третья – с четвертой. Схематически она выглядит так: аабб. Пример:

Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, –
Мы хлеба горбушку – и ту пополам!
Коль ветер лавиной, и песня – лавиной,
Тебе – половина, и мне – половина!

  • перекрестная (попеременная) рифмовка, при которой первая строчка рифмуется с третьей, а вторая – с четвертой. Схематически она выглядит так: абаб. Пример:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

·         кольцевая (опоясывающая) – рифмовка, при которой, первая строчка рифмуется с четвертой, а вторая – с третьей. Схематически она выглядит так: абба

Пример:
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.

 

 

Метафоры – перенос одного значения на другой на основании сходства.«подруга дней моих суровых», «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь».

Эпитеты –значение в переносном смысле,которое говорит об отношении автора к предмету  речи.«голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «черный отдаленный путь».

Сравнение – сопоставление двух предметов ,обычно при помощи союзов как,будто,словно,точно.«горюешь, будто на часах».

 

История создания

А. С. Пушкин вырос в дворянской семье, поэтому его воспитанием занималась няня Яковлева Арина Родионовна. Женщина была крестьянкой. К Александру Сергеевичу относилась, как к родному ребенку. Няня стала для поэта настоящим другом, повлияла на его творчество. Арина Родионовна знала много сказок и преданий, с удовольствием рассказывала их своим воспитанникам. Позже эти рассказы вдохновили поэта на создание прекрасных строк.

В 1824 – 1826 гг. Александр Сергеевич пребывал в ссылке в имении Михайловское. Этот период был для поэта нелегким: друзья навещали его очень редко, а родной отец следил за ним и был готов донести властям о любом «неаккуратном» шаге сына. Единственным товарищем оставалась Арина Родионовна. В беседах с ней поэт находил душевное утешение и душевное спокойствие.

В 1826 г. А. Пушкин написал анализируемое стихотворение, которое было опубликовано посмертно. Оно вошло в сборник сочинений Александра Сергеевича, изданный в 1855 г. Следует отметить, что произведение незаконченное, а название ему дали издатели, а не автор.

Тема

В стихотворении А. Пушкин раскрыл тему воспоминаний о няне. Для этого он выбирает распространенную в литературе форму обращения. В центре произведения пожилая женщина и лирический герой.

Уже первые строки показывают, какое место занимала няня в жизни мужчины: это подруга, которая переживала вместе с ним тяжелые времена. Лирический герой называет женщину «дряхлой голубкой», указывая, таким образом, на ее возраст.

Няня доживает свои годы среди леса в одиночестве. Ее воспитанник уверен, что женщина ждет его, не отходя от окна светлицы. Няня прислушивается к каждому шороху, поэтому спицы в ее руках часто замирают. Сердце героини переполнено тоской и предчувствиями, а взор устремлен в сторону дороги.

Лирический герой понимает, что не имеет возможности часто гостить у дорогого сердцу человека. Чтобы не томить няню напрасными ожиданиями и пустыми надеждами, мужчина заявляет, что все ей только чудится.

В контексте указанной темы автор доносит идею о том, что мы всегда должны помнить о близких людях, даже на расстоянии они являются нашей опорой и утешением.

Композиция

Композиция стихотворения не отличается оригинальностью. Оно создано в форме монолога-обращения к няне. Произведение не делится на смысловые части, каждый его стих – деталь портрета пожилой женщины. На строфы оно тоже не делится.

Жанр

Жанр произведения – послание, так как строки адресованы няне. Также в нем можно заметить признаки элегии. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Автор использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Инструмент для создания образа няни и передачи чувств лирического героя – средства выразительности. В тексте есть метафоры – «подруга дней моих суровых», «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь», эпитеты – «голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «черный отдаленный путь» и сравнение – «горюешь, будто на часах».

 

 

 

 

 

Благодаря Арине Родионовне Пушкин окунулся  в мир волшебных сказок , старинных былей и небылиц , которые замечательно она рассказывала . Из всех близких ему людей Поэт больше всего любил сестру Ольгу и няню. Когда михайловского кучера Петра Парфёнова спросили , правда ли ,что Александр Сергеевич очень любил няню ,то ответил:» Арину-то Родионовну? Как же ещё любил-то ,она у него тут вот жила . И он всё с ней , коли дома. Чуть встанет утром , уж и бежит её глядеть :»Здорова ли , мама?» - он её всё мамой называл. И уж чуть старуха занеможет там , что ли , он уже всё за ней ..»

С 1824-1826 год Пушкин находился в ссылке в селе Михайловском , и Арина Родионовна вместе с ним разделяла его изгнание .

Зимние вечера коротали они вместе . Пушкин читал или ходил по комнате, слушая ,как ветер завывает в трубе . Арина Родионовна пряла в сторонке.          

Слайд 1 .

 Так родилось стихотворение «Зимний вечер»  

 

 В 1826 году  Николай 1 приказал срочно доставить поэта к себе . Разлуку с любимцем няня переносила очень тяжело. Дворовый Пушкиных  Пётр рассказывал, что Арина Родионовна «растужилась , навзрыд плачет».

После окончания ссылки поэт живет в Москве. И когда хоть ненадолго приезжает к няне, она встречает его с радостью , а если воспитанника долго не бывает , няня тоскует и посылает ему написанные под её диктовку трогательные письма. Даже ездила на ближайшую почтовую станцию Новгорода  в надежде услышать о Пушкине от проезжающих из Петербурга.

Умерла няня 31 июля 1828года в доме сестры Пушкина. Поэт никогда не забывал «многолюбящую « его няню.

В стихотворении «Вновь я посетил» поэт писал :

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет – уж за стеною

Не слышу я шагов её тяжелых,

Ни кропотливого её дозора.

Судьба отпустила ей 70 лет жизни и одарила счастьем испытать сыновью любовь и привязанность поэта.

Сейчас мы рассмотрим стихотворение , посвященное няне , поучимся приёмам анализа , попробуем подготовить текст  высказывания об этом стихотворении

 

2. Анализ стихотворения. Чтение стихотворения

-Как вы понимаете значение слова «няня»? А какое значение оно имело во времена   Пушкина?   Слайд 4 ( С.И. Ожегова .  )

Попробуйте выразить настроение стихотворения с помощью красок –цветов .

- Какими красками вы бы передали его настроение?

 (мрачными , темными . Только настроение последней , незаконченной строки  , в котором звучит надежда – более светлыми)

- Каким  настроением  пронизано стихотворение?

(грустное , печальное , тоскливое)

- Как вы думаете, какие чувства владели поэтом , когда он писал это стихотворение?

( чувство вины перед няней за долгое отсутствие , страдание от разлуки , признательность за дружеское участие в дни ссылки , проведенные вместе)

Анализируя лирическое произведение , будем помнить , что в нем действует лирический герой . Он близок автору ,но нельзя ставить знак равенства между ними.

- Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Поэтому жанр этого стихотворения – послание (записать в тетрадь)

В лирическом произведении и жанр , и композиция , и выразительные средства  - всё способствует выражению настроения.

-Рассмотрим , как выражается настроение в этом стихотворении

Перечитайте первые 2 строчки . К кому они обращены?  (Это обращение лирического героя к няне)

-Представьте , что вам надо проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды презентации. Сколько слайдов у вас получится?  

Читаем дальше . 1 картина «Одна в глуши лесов сосновых

                           Давно , давно ты ждешь меня» (строки рисуют забытый домик в глуши лесов)

2 картина –читаем  

«Ты под окном своей светлицы

Горюешь будто на часах,

И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках»( изображаем няню , сидящую у окна и поминутно вглядывающуюся в окно)

3 картина читаем

« Глядишь в забытые ворота

На черный отдаленный путь :

Тоска ,предчувствия .заботы

Теснят твою всечасно грудь» ( кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль)

4 картина  «То чудится тебе….(  возможно, няне видится её воспитанник , спешащий к ней )

Таким образом , мы разделили стихотворение на части , то есть определили композицию

Запишем :

1часть – обращение лирического героя к няне

2 часть забытый домик няни

3часть –тоска , тревога няни .

Лирический герой словно видит няню , угадывает её переживания : она горюет под окном светлицы , подходит к воротам , вслушивается, не звучит ли колокольчик , не едет ли кто-нибудь , вглядывается вдаль)

В душе её беспокойство о нем , горестные предчувствия – об этом в 4-й части

- Объясните значение устаревших слов : слайд 6 светлица, вороты, всечасно  

 -  Как же , с помощью каких средств выразительности  переданы в стихотворении чувства лирического героя и няни?

Проведем наблюдения над текстом и оформим в рабочих тетрадях. Смотрите определение изобразительных средств:  эпитет, метафора , сравнение , перифраза.

 Какие чувства героеев переданы с помощью эпитетов , метафор , сравнений , повторов

            Заполните таблицу в рабочих тетрадях

Что такое эпитет? «Голубка дряхлая моя»- народное слово» голубка» и эпитет «дряхлая» несут оттенок дружеской шутки , а местоимения «моя» – усиливает ласковый тон .Эти слова передают чувство сыновней любви к няне

Эпитеты »забытые ворота», «Черный отдаленный путь» - создают мрачное , печальное настроение , показывают горечь долгого ожидания , тяжесть одиночества няни.

«Черный» цвет – символ разлуки

 – найдите метафоры Что такое метафора ? Что она передает? Какое настроение няни?

( «Медлят поминутно спицы в её наморщенных руках» - няня прислушивается к звукам за окном ,надеясь услышать долгожданный звук колокольчика. Не едет ли он?

Метафора «Тоска , предчувствие , заботы , теснят твою всечасно грудь»- показывает  беспокойство в душе няни о любимом воспитаннике , тягостные предчувствия : судьба его неясна , жизнь не устроена

Что такое сравнение?  Назовите сравнение в стихотворении («Будто на часах» ) Как вы понимаете эти слова?   - они обозначают постоянство томительного ожидания

Обобщим наблюдения  , составив связное высказывание по плану .

 -Каким вы представляете лирического героя  стихотворения?

(Лирический герой глубоко страдает , он испытывает чувство вины  за долгое отсутствие .

Поэтом создан трогательный образ любящей женщины . Чувство няни понятны любой женщине  - матери , самоотверженно заботящейся о свих детях ,бесконечно тоскующей  в разлуке с ними. Образное представление состояния няни открывает и глубину души самого поэта , являясь отражением его человечности

Лексическая работа

-Что такое человечность?

( Это любовь , внимание к человеку , к человеческой личности , доброе отношение ко всему живому.)

 

Литература 5 класс. План анализа стихотворения.

1. Автор и название стихотворения.

2. Тема стихотворения (о чем стихотворение?).

Стихотворение посвящено…

Тема стихотворения-…

В стихотворении …( автор , название стихотворения) описывается…

поэт изображает…

перед читателем возникает образ…

переданы размышления

( чувства, переживания и т.п.)…

автор выражает…

с первых строк…

3. Настроение стихотворения.

В стихотворении… царит …настроение…

пронизано настроением…

настроение этого стихотворения…

Настроение меняется на протяжении стихотворения…

4. Композиция.

( Как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чем каждая часть?)

Стихотворение можно разделить на ..части…

Композиционно стихотворение делится на…части, потому что…

5. Какие картины вам представляются?

Строки рисуют…

Мне видится…

6. Какие приемы использует автор?

( метафора, эпитет, олицетворение, лексические повторы, употребление слов определенной части речи и др.)

Для создания настроения автор использует…

С помощью … поэт дает нам возможность увидеть…

создают образ…

помогают представить…

7. Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?

Лирический герой этого стихотворения представляется мне…

8. Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя?( идея стихотворения).

В стихотворении автор выражает мысль о…

Основная мысль стихотворения…

Идея произведения…

9. Личные впечатления от стихотворения.

Читая стихотворение, я восхищался…

я откликался…

Меня взволновало…

красота строк…

остаются в памяти…


 

Скачано с www.znanio.ru

Краткий анализ Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением

Краткий анализ Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением

Метафоры – перенос одного значения на другой на основании сходства

Метафоры – перенос одного значения на другой на основании сходства

Жанр Жанр произведения – послание, так как строки адресованы няне

Жанр Жанр произведения – послание, так как строки адресованы няне

Ни кропотливого её дозора. Судьба отпустила ей 70 лет жизни и одарила счастьем испытать сыновью любовь и привязанность поэта

Ни кропотливого её дозора. Судьба отпустила ей 70 лет жизни и одарила счастьем испытать сыновью любовь и привязанность поэта

Как же , с помощью каких средств выразительности переданы в стихотворении чувства лирического героя и няни?

Как же , с помощью каких средств выразительности переданы в стихотворении чувства лирического героя и няни?

Композиционно стихотворение делится на…части, потому что… 5

Композиционно стихотворение делится на…части, потому что… 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2021