МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 8 «ЖЕМЧУЖИНКА»
Краткосрочный
познавательно - исследовательский проект
«Огород на окне»
Средняя группа: дети 4-5 лет
Воспитатель: Видяйло Наталья Николаевна
Срок реализации – месяц.
Актуальность темы проекта:
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях , на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Данная работа актуальна тем, что выращивание растений из семян и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – это интересно и увлекательно. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. Так и появилась тема исследования «Где и как родились овощи?»
Цель проекта:
Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений (горох,лук,редис,помидор).
Задачи проекта:
Обучающие:
1.
Расширять
и систематизировать знания детей об овощных культурах: строение, польза, уход
за ними.
2. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
3. Учить наблюдать изменения в развитии и роста растений.
4. Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло, вода).
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
2. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди
3. Формировать представление о выращивании растений из семян.
4.Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадить, углубление, условия).
5. Разъяснять значимость труда, развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к уходу за растениями
2. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
Проектная идея: создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай зелени , выращенных самими дошкольниками.
Для реализации проекта был разработан план:
1. Выбор актуальной темы.
2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.
3. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала.
4. Включение в план – схему занятий, игр и других видов деятельности.
5. Разработка домашних заданий.
6. Итог проекта – «Оформление огорода на подоконнике».
Ожидаемые результаты:
1. У детей среднего дошкольного возраста сформированы экологические знания в процессе познавательно-исследовательской деятельности по выращиванию растений из семян.
2. У детей сформированы знания о росте растений в комнатных условиях.
3. Дети умеют ухаживать за растениями и знакомы с условиями их содержания
4.Улучшена работа по взаимодействию с родителями, активизированы позиции родителей, как участников педагогического процесса детского сада.
Способы оценки успешности:наблюдения, беседы, практикумы.
Участники проекта: дети средней группы, родители и воспитатели.
Сроки реализации проекта: 1 месяц
Постановка проблемы:
С детьми среднего дошкольного возраста были проведены беседы, с целью выяснить, знают ли они, как произрастают овощи и ,что им для этого требуется. В ходе беседы выяснилось, что 50% опрошенных не имеют четкого представления о том, как вырастают овощи, какие им для этого требуется условия, и из чего они вырастают.
Поэтому возникла идея выращивания овощей на окне.
Детям было предложено обсудить следующие вопросы:
-Что вы знаете о растениях?
- Что нового можем узнать?
-Как мы сможет получить новые знания?
I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
· Организация ППРС
· Сбор информации, материалов по теме
· Сбор коллекции семян с помощью родителей
· Подготовка почвы и контейнеров для посадки, орудия труда.
· Изготовление алгоритмов ухода за растениями.
· Создание подборки дидактических игр т.п.
· Разработка цикла наблюдений,занятий, бесед
II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
· реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).
III.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
· презентация проекта
· оформелние огорода на подоконнике:бревенчатый дом, заборчик, хозяйка бабушка Арина (изготовлено руками родителей).
· выставка детских работ
Комплексно-тематическое планирование:
Речевое развитие
- Заучивание загадок, стихов об овощах
- Пословицы и поговорки о семье, о труде
-Инсценировка стихотворения Ю.Тувима «Овощная сказка»
Художественно-эстетическое развитие
- Рисование «Наши растения», «Овощи и фрукты», «Наш лучок»
- Изготовление атрибутов для оформления огорода
- «Овощи»
Социально-комммуникативное развитие
-Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра «На даче»
-Игра «Огородница»
- Настольно-печатные игры «Фрукты — овощи», «Огородная игротека», “Найди овощ по описанию», «Подбери овощ по тени», «Пазлы-овощи»
- дидактические игры «Слова, что растут в огороде», «Огородная игротека»
- трудовая деятельность:посадка растений,уход за ними
Познавательное развитие
Беседы с детьми:
«Для чего растению семена?»,«Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Овощи»
Опыты:
- проращивание семян в воде
- проращивание лука в воде,в земле, без света
- рассматривание семян под микроскопом, через лупу
- сравнение различных семян по форме, размеру,цвету, структуре
- Ведение дневника наблюдений
Физическое развитие
Подвижные игры «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород»
-
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
· Оказание помощи в сборе коллекции семян огородных растений распространенных в нашем регионе.
· Беседа с родителями «Огород на окне».
· Помощь родителей в оформлении огорода
· Консультация для родителей« Исследовательская деятельность детей в детском саду»
Вывод:
В ходе работы по проекту у детей было сформировано экологическое представление об овощных культурах (луке, редисе, помидоре) и зернобобовых культурах (горох).
Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму и цвет листьев, определяли условия, необходимые для роста и развития растений.
В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития.
У детей сформировались знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семян.
Список используемой литературы:
1.Зенина Т.Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009
2.Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008
3.Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001
4.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие.-М.: Издательский центр «Академия», 2001
5.Николаева С.Н. Система работы с детьми в подготовительной группе детского сада. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010
6.Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду .- Волгоград: Учитель,2011
7. Ресурсы Интернета
8.http://sad72.tomsk.ru/index.php/novosti/22-news1.html
9.http://maminsait.ucoz.ru/publ/5-1-0-1013
10.http://www.numama.ru/blogs/ko
11.http://detskiychas.ru/zagadochki/zagadki-goroh/
12.http://ostrovok.de/p/vatroll/azbuka-v-stihah-o-ogurets.html
13.http://www.maam.ru/detskijsad/stihi-pro-semena.html
14.http://www.babylessons.ru/zagadki-pro-ovoshhi-gorox/
15.http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-goroh.html
16.http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2323.html
17.http://www.poetomu.ru/publ/zhurnal/pitanie/kakie_vitaminy_est_v_ogurcakh/8-1-0-178
18.http://food-opt.ru/lib/spravochnik/186080
19.http://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/ovoshchi-i-frukty
20.http://mir-vospitatelei.ru/news/konspekt_zanjatija_po_lepke_v_podgotovitelnoj_gruppe_na_temu_zima/2014-04-20-279
21.http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/proekt-gde-rodilsya-ogurec
22.http://rodnaya-tropinka.ru/ovoshhi-besedy-s-malen-kimi-det-mi-l-k-shleger/
23.http://vopros1.ru/lektsii/uroki/konspekt-zanyatiya-po-risovaniyu-v-podgotovitelnoi-gruppe-ovoshhnoi-sup/
24. http://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-razvlechenie-sobiraem-urozhai-dlja-podgotovitelnoi-grupy.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.